Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

За качество и результаты образовательного процесса. Учителя, которые не выполняют свои обязанности физически, морально и морально наносят вред детям. В соответствии с процедурой, установленной законами. Права, обязанности и ответственность всех работников детского сада указаны в должностных инструкциях, правилах процедуры.

Самоуправление детского сада основано на образовательных целях, осуществляемых неформальными и неформальными образовательными программами и сложившимися традициями. Совет детских садов является высшим органом самоуправления питомников, который представляет детей, педагогов, родителей и местную общину.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Положения о дошкольном воспитании детского сада утверждаются директором детско-детского сада по согласованию с детским сообществом. Питомник состоит из 9 членов: 2 родителя, 1 директор, 2 преподавателя, 2 административных сотрудника, 2 сотрудника по охране окружающей среды.

Выборы в детский совет основаны на принципах демократических выборов. Секретность, универсальность, конкуренция, периодичность, четкое процедурное определение, период деятельности - 2 года. Члены совета избираются председателем пансионата. Решения принимаются большинством поданных голосов. Если голоса распределяются равномерно, то голос председателя определяется. Директор Совета детских садов, который находится в конфликте с документами, регламентирующими работу в питомниках, просит провести повторное обследование.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:

В дополнение к членам совета детского сада могут быть приглашены на совещание с рассматриваемыми вопросами. Совет детского сада докладывает членам питомника и членам сообщества, которые его выбрали. Утверждает основные направления работы, утверждает программу деятельности детского сада, правила, правила охраны здоровья и безопасности, учебную программу, определяет порядок организации обучения.

Предоставляет предложения директору питомника для оценки результатов работы персонала, оценивает деятельность питомников, дает свое заключение по сертификации. Назначает представителей в Комиссию по сертификации преподавателей. Контролирует экономическую и финансовую деятельность учреждения, участвует в составлении своего плана.

- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования;

Cанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин

2.4.1.3049-13

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо

Основатель образовательного учреждения, учреждения, обеспечивающие надзор за образованием, определили, что решения, принятые советом питомников, противоречат законам и другим правовым актам, регулирующим деятельность питомников, свидетельствуют о том, что совет пересматривает их.

Совет учителей - постоянно действующее воспитательное учреждение детских садов. Профессионального и общего образования. Он состоит из управления детским садом, всех работающих педагогов, медицинских работников, психологов и других людей, непосредственно вовлеченных в процесс обучения.

МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

1.1.Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования сформирована для контингента детей с общим недоразвитием речи , обучающихся в МБДОУ детский сад №4.

Председателем Педагогического совета является директор детского сада. Заседания Совета учителей приглашаются директором дошкольного учреждения, собрания проводятся в начале и в конце учебного года, а также не реже одного раза в полгода. В случае необходимости может быть созвано внеочередное заседание Совета учителей.

Обсуждает практическую реализацию образовательной реформы, обсуждает результаты дошкольного, дошкольного образования, пути совершенствования педагогической деятельности. Анализирует программу деятельности детских садов, обсуждает планы обучения, вопросы реализации общеобразовательных программ.

Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II ур.р.р., III ур.р.р., ОНР IV ур.р.р.) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Обсуждает вопросы здоровья, безопасности на рабочем месте, образования, отдыха и питания учащихся. Поощряет инновации и распространение опыта. Представители других органов самоуправления могут быть приглашены на заседания педагогического совета. В каждой группе детских садов есть родительские комитеты, которые имеют дело не только с группой, но и с вопросами, связанными с жизнью детского сада, помогая учителю организовывать мероприятия и поездки. Комитеты избираются открытым голосованием тремя членами, из которых избран председатель.

В связи с этим коррекционная работа с детьми ОНР направлена на решение задач:

1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2.формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

Детский сад в соответствии с содержанием учебной программы, потребности детей являются общими. Ранняя возрастная группа предоставляется детям в возрасте 1, 5-3 года. Группа общего образования дошкольного возраста предназначена для детей в возрасте 3-5 лет.

Группа дошкольного образования предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Питомник-дошкольное учреждение возглавляет директор, который в форме открытого конкурса уволен с должности в порядке, установленном правовыми актами. Ведущая разработка детско-стратегического плана и ежегодных программ работы.

4. развитие навыков связной речи.

Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.

Утверждает, руководит их исполнением, они объясняют членам членов детского сообщества государство. Отвечает за демократическое управление питомником, обеспечивает кооперативные отношения со всеми членами сообщества, прозрачные решения, формирование сообщества, профессиональное развитие педагогического и негопедагогического персонала, здоровый и безопасный способ предотвращения любых ситуаций насилия, принуждения и вредных привычек.

Детская программа. Выделяет и увольняет учителей, других лиц, участвующих в процессе обучения и обслуживающего персонала, утверждает их должностные инструкции и назначает им свои функции. Назначает управленческие функции заместителю по образованию, фидуциарию, дает им возможность работать самостоятельно, устраивает регулярный платеж за проделанную работу.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

Инициирует подготовку должностных инструкций сотрудников и утверждает их. Анализирует состояние детской и детской деятельности и ресурсов управления, инициирует внутренний аудит. И отвечает за работу учреждения. Развивает сотрудничество с родителями ребенка.

Поддерживает связи с Службой защиты прав детей, спонсорами, местным сообществом. Заботится о детях, финансовых, интеллектуальных ресурсах, благотворительности, работе и гражданской безопасности. Утвердить годовую оценку доходов и расходов учреждения, согласованных с советом детских садов.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

Представляет детско-детский сад в других учреждениях. Заключает контракты и выдает распоряжения в соответствии с их компетенцией. Налагает дисциплинарные взыскания на работников. Принять меры для оказания своевременной помощи ребенку, который подвергся насилию, принуждению, сексуальной эксплуатации или другим формам насилия, и информирует соответствующие органы.

Выполнять другие функции, предоставляемые учредителем и описанные в описании должностных обязанностей. Директор детского сада отвечает за приказы министра образования и науки, решения муниципального совета, распоряжения директора администрации муниципалитета, другие нормы.

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

1.2. Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

Исполнение документов гарантирует, что неприемлемая деятельность с ребенком не проводится, что может нанести вред его жизни, здоровью, зрелости нормального человека. Директор детского сада несет ответственность за всю деятельность и результаты учреждения и отчеты учредителю в установленном порядке.

Отвечает за правильное управление документацией. Отвечает за своевременную реализацию образовательных программ и планов, качество образования детей. Развивает сотрудничество с родителями ребенка, местным сообществом. Координирует осуществление внутреннего аудита питомника.

Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Организует работу комиссии специального образования. Предоставляет профессиональную помощь преподавателям, контролирует выполнение документов, связанных с питомником. Контролирует образовательный процесс, анализирует и оценивает результаты. Поощряет педагогов к повышению их профессиональных навыков, совместной работе и получению сертификации.

Выполняет другие функции, предусмотренные в описании семейства. Заботится о поиске финансовых ресурсов для реализации программ, проектов по стратегической деятельности питомников. Заботится о сохранении зданий детского сада, инвентаря и учебных пособий.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Организует работу обслуживающего персонала. Осуществляет текущий финансовый контроль. Выполняет другие функции, указанные в описании задания. Директор детского сада назначается открытым тендером по решению учредителя и освобождается от них в порядке, установленном правовыми актами.

Вознаграждение за работу директора определяется Муниципальным советом в соответствии с законами Литовской Республики, постановлениями Правительства Литовской Республики, нормативными актами Министерства образования и науки. Заместитель директора и главный бухгалтер назначаются открытым конкурсом на основании решения учредителя и освобождаются от них в порядке, установленном правовыми актами. Учителя и другие сотрудники набираются и увольняются из своего детского дошкольного учреждения в соответствии с законом.

1.3. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Порядок выплаты вознаграждения заместителя директора, педагогического и иного персонала определяется законами Литовской Республики, постановлениями Правительства, нормативными актами Министерства образования и науки, решениями муниципального совета. В соответствии с Трудовым кодексом Литовской Республики заключаются контракты с работниками, в них приводятся описания должностных обязанностей, правила процедуры, инструкции по охране труда и охране здоровья.

Сертификация директора детского сада и его заместителя организована и проведена аттестационной комиссией школьного руководителя, созданной учредителем, в соответствии с положениями о сертификации руководителей отделов образования руководителей государственных и муниципальных школ и их заместителей.

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Сертификация учителей проводится оценочной группой воспитателей детских садов в установленном порядке для аттестации учителей министром образования и науки Литовской Республики. Основные положения для повышения квалификации учителей. Постоянное совершенствование предметной и методологической квалификации.

Доказать соответствие квалификационной категории в соответствии с порядком и критериями, указанными в аттестационных инструкциях педагога. Распространять педагогический опыт. Документы аттестации учителя обрабатываются комиссией аттестации учителей яслей-питомников.

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Детский сад-питомник сотрудничает с юридическими и физическими лицами, участвующими в его деятельности. Детский сад принимает участие в программах и проектах, организует совместные мероприятия с другими детскими садами, местным сообществом и т.д. Детский сад может сотрудничать с аналогичными учреждениями зарубежных стран, заключать контракты на обмен преподавателями, организовывать совместные мероприятия в соответствии с применимым законодательством, вступать в ассоциации, вступать в международные организации, участвовать в международных программах и проектах.

1.4. Характеристика содержания работы учителя-логопеда

Диагностическая работа включает:

Своевременное выявление детей с ОВЗ;

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

Анализ успешности коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Коррекцию и развитие высших психических функций;

Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

Консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

    1. Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

      Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

      Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

      Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий.

      Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

      Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

2.1. Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

Число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями - детей с ОНР- 30 человек;

Для детей с ОНР групповые, индивидуальные занятия.

2.2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В программе коррекционно-развивающей работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты:

логопеды, музыкальный руководитель, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра ДОУ. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОНР являются:

1 .Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3 . Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса - проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5 .Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6 . Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые

занятия с детьми с ОНР).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения

и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба

сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Длительность коррекционного периода составляет:

Для детей второго – третьего, третьего уровня ОНР – 2 года,

Для детей четвертого уровня – 2 года.

Учебный год в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период - декабрь, январь, февраль;

III период - март, апрель, май.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5-6 и 6-7 лет (ОНР II ур.р.р., III ур.р.р, ОНР 4 ур.р.р.) реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Разработана на основе « Программы логопедической работы речи у детей» », авторы и перспективному плану логопеда.

Для создания данной программы были проанализированы:

- « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» », авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; М.; «Просвещение», 2014г.

Программа «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста (группы компенсирующей направленности 5-6 лет, 6-7 лет для детей с тяжёлыми нарушениями речи), автор О.С. Гомзяк; М; «Издательство Гном» 2013 г.

В программе для детей с общим недоразвитием речи использованы рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направлений: М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой, Г.А. Каше, А.Л. Сиротюк, И.С. Лопухиной, Т.А. Ткаченко и др.

Данная программа содержит следующие добавления и изменения: 1.Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой. В новой программе такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно. Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, активно используются на занятиях методы кинезиологии в развитии интеллекта старших дошкольников, биоэнергопластики элементы логоритмики.

2. Предусматривается поэтапное прохождение материала:

1 год обучения – совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи. 2 год обучения – совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введены 33 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы(в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий.

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ

Для старшей группы :

    формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 10 занятий);

    Развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).

Для подготовительной группы :

    формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю, всего 10 занятий);

    формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятия в неделю, всего 10 занятий);

    Развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).

ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Для старшей группы:

    формирование лексико-грамматических представлений (1 занятия в неделю, всего 11-13 занятий);

    формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 11 -13 занятий);

    Развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 18 занятий)

Для подготовительной группы :

    формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю, всего 11-13 занятий);

    формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятия в неделю, всего 11-13 занятий);

Развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 11 -13 занятий)

Продолжительность подгрупповых занятий:

в старшей группе составляет не более 25 минут,

в подготовительной группе - не более 30 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План лого-коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь и коррекционный дневник. В них записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетрадях даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетрадям, в конце недели тетради передаются родителям для домашних заданий.

Данная программа предусматривает каникулы 1 раза в год (первая неделя января). В эти дни с детьми проводятся только индивидуальные занятия.

2.4. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет учитель - логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Обследование проводится в соответствии со « Схемой логопедического обследования детей с III ( II ) уровнем речевого развития», представленной в « Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова; Результаты обследования заносятся в «Речевую карту» ребёнка. При оценке детской речи логопед сопоставляет данные обследования с эталонами возрастной нормы.

Мониторинговая деятельность предполагает: отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности плана индивидуальной лого-коррекционной работы; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Учитель - логопед анализирует выполнение индивидуального плана лого-коррекционной работы и коррекционно-развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования.

Познавательные процессы

Моторная сфера

Импрессивная речь

Связная речь

Артикуляционный аппарат

Общее звучание речи

Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза

Звукороизношение

Слоговая структура

Грамматический строй

Словообразование

Словарь

Итоговый результат

начало

середина

конец

Оценка уровня развития:

3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.

1 балл – большинство заданий не выполняются.

0 баллов – невыполнение задания

2.5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

    Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

    Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

    Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

    обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

    Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

    развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Сведения об обеспечении учебно-методической литературой , используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

В процессе реализации программы коррекционной работы логопед в ДОУ использует: - коррекционно-развивающую образовательную программу логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой, М: «Просвещение» 2014 г.; - программу «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста (группы компенсирующей направленности 5-6 лет, 6-7 лет для детей с тяжёлыми нарушениями речи), автор О.С. Гомзяк; М; «Издательство Гном» 2013 г.; - диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда; - учебно-дидактический материал, специальные методические пособия учебно-игровые и дидактические материалы, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.

Материал систематизирован по следующим разделам:

    Развитие речи и коррекция её недостатков.

    Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.

    Демонстрационные материалы по лексическим темам.

    Подготовка к обучению грамоте.

    Развитие познавательных психических процессов.

    Совершенствование мелкой и общей моторики.

Кадровое обеспечение.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МБДОУ введены:

2 ставки учителя – логопеда.

1 ставка музыкального руководителя.

Специфика организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с ОНР, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В связи с этим в ДОУ выстраивается планомерная работа поповышению квалификации специалистов по проблемам организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития речи.

2.6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций , специализирующихся в области семьи и других институтов общества.

Внутренний механизм взаимодействия: в исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.

В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно–развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде .

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно- развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально- речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Медицинский работник изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодей c твие образовательного учреждения с внешними ресурсам. Социальное партнёрство включает: - сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ (доу с компенсирующими и интегрированными группами), городская детская поликлиника; - сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.

2.7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности , непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам неизменно улучшились.

В итоге логокоррекционной работы дети должны научиться:

    понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

    фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

    владеть элементарными навыками пересказа;

    владеть навыками диалогической речи;

    владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

    грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;

    использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

    владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В компенсирующей группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

Создание единого коррекционно-образовательного пространства;

Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

Повышение уровня подготовки специалистов;

Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.

Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Учитель - логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе компенсирующей группе ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Материально-техническое оснащение

Для реализации Программы используются:

    Ноутбук – 1 шт.

    Музыкальный центр.

    Диски с фонограммой различных неречевых звуков.

    Диски с детскими презентациями, аудиосказками, песнями.

    Диски с развивающими играми.

    Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.

    Настольно – печатные игры, лото, домино, парные картинки по изучаемым темам.

    Игры, картинки для формирования и совершенствования грамматического строя речи (на все падежные формы существит-х един. и множ.числа, предложные конструкции, на все согласования, для формирования фразы).

    Игры и пособия для обучения грамоте.

    Наборы игрушек; пальчиковый, плоскостной театр для инсценировки сказок.

    Шнуровки разных цветов, размеров, уровней сложности и форм.

Методическая литература

Раздел: Лексико-грамматическое развитие:

    Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой. Конспекты занятий, картинный и схематический материал, Москва, «Скрипторий»2011г.

    С.А. Васильева «Тематический словарь в картинках»

    О.С. Гомзяк Конспекты фронтальных занятий в старшей и подготовительной к школе логогруппах», Москва, «Гном», 2013 г

    Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» М. «Просвещение» 1992 г.

    Е.А. Пожиленко «Энциклопедия развития ребёнка». СПБ. «КАРО» 2006г.

    М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. «Грамматика в картинках».

Раздел «Формирование правильного звукопроизношения»:

    Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж»;

    О.Г. Приходько «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи».

    Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика» методическое пособие;

    Л.А. Комарова альбомы «Автоматизация звуков в игровых упражнениях», издательство ГНОМ и Д. 2008г.

    Н. Соколенко «Посмотри и назови», дидактический материал для логопедов;

    А.И. Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми. (Издательство «Библиополис»СПБ.2006г.

    Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочие тетради для исправления недостатков произношения звуков. - М.: Айрис-пресс,

    Н.В Галльская «Автоматизация звуков в играх» Изд- во: «Аверсэв».2001г.

    Н.Е Ильякова. «Звуки, я вас различаю!» Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2007

    Е.А. Азова, О.О. Чернова. «Учим звуки». Комплект тетрадей. Москва. «ТЦ Сфера», 2010г.

    З. Т. Бобылёва «Игры с парными карточками». Настол ьные логопедические игры для детей 5-7 лет. - М.: ООО .Издательство ГНОМ и Д., 2007

    Е Кодолбенко. «Зашифрованные чистоговорки». Мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков. Майкоп 2014г.

    О.П. Саморокова, Т.Н. Кругликова Планы-конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, Альбомы упражнений для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, Москва, «Гном» 2013 г.

Раздел: Развитие общей и пальчиковой моторики.

    Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи». СПБ. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г.

    О.С. Гомзяк «Говорим правильно» тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной к школе логогруппах.

    Н.В. Нищева. «Картотека подвижных игр…» СПБ. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

    О. А. Леонова. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом» СПБ. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г .

    О. Бачина, Н. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами», М. «Аркти», 2007г.

Раздел: Развитие фонематического восприятия и погдтовка к овладению чтением и письмом:

    И.С. Лопухина «550 упражнений для развития речи». «Дельта» СПБ. 2000г.

    Н.Ю Костылева «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»Москва, «Астрель» 2005 г.

    Е. Качурова, М Кузнецова, «Готовимся к школе», М. «Вентана- Граф», 2005г.

    Т.Ю. Бардышева и Е.Н. Моносова Конспекты занятий, картинный и схематический материал, рабочие тетради, Москва, «Скрипторий»2011г.

    Н.С. Жукова «Букварь».Екатеринбург. «Литур», 2002г.

    З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб, «Детство-Пресс» 2004г.

    О.В. Егорова «Звуки…», М, «Гном», 2005г.

    Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь» (Развитие фонематического слуха у дошкольников».

    О.С. Гомзяк «Я буду писать правильно» - Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы.

    О.С. Гомзяк Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе логогрупп, Млсква, «Гном», 2015 г.

Раздел: «Развитие связной речи»:

    Т.Ю. Бардышева и Е.Н. Моносова. Конспекты занятий, картинный и схематический материал, рабочие тетради, Москва, «Скрипторий»2011г.

    Т.И. Бобкова и др. «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» ТЦ Сфера, 2008г.

    О.С. Гомзяк Конспекты занятий и сюжетные картины по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппах, Москва, «Гном», 2014 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь