Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

tremolo , букв. - дрожащий) - разновидность мелизмов , приём игры на струнных , клавишных , ударных и других музыкальных инструментах : многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия. Пример тремолирования: вместо того, чтобы играть 1/2, можно сыграть 8 по 1/16. Существует также термин-наречие тремола́ндо (итал. tremolando ) - «производя тремоло».

Струнные

Скрипка

Балалайка

Электрогитара

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн или дилэй .

Музыка подтверждает результат когнитивных систем в качестве личных эмоций, которые являются определяющей категорией ценности истины. Математика в теореме математики Курта Гёделя созрела по математике с исходным и объяснительным языком, необходимым для математики. Английский и математика должны стать глобальными языками этой планеты с точки зрения руководящих структур. Язык компьютеров должен быть тем, что в древнем прошлом «смогло» разработать язык, продвинутый до цивилизации Атланты. После периода «информационного отдыха» после наводнения система записи этого языка была сохранена на Земле тремя мутациями.

Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например блэк-метале , панк-роке , альтернативном роке . Также очень часто используется в пост-роке , для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.

На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука.

В связи с открытием теоремы Гёделя открывается история новой фазы развития, которая не только предлагает исправление наших знаний о взаимосвязи между физическими силами и человеком, но и позволяет людям постепенно приобретать навыки и качества, которые мы ставим среди «чудес» из незнания физических контекстов. Кроме того, фраза «обычные предложения» должна содержать элементы «контр-движения мысли», необходимые для управления созданной ситуацией, чтобы последнее предложение подтверждало несогласованность первого предложения в обоих противоположных направлениях чтения.

Классическая гитара

Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Так же существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.

Духовые

Духовые губные

Основная статья: Тремоло (губная гармоника)

Истина всего предложения заключается в понимании контрольной роли отдельных элементов, разделенных запятыми. Запятая за словом подобна гипнотическому в музыке, оба используются для восприятия воспринимаемой информации. Две строки разделяют три предложения предложений, третья строка служит для остановки потока мыслей, предлагает вам проверить выбранные элементы из написанного текста. Порядок слов - это вторая проверка, символизирующая необходимость вернуться в обратном направлении.

Изменение третьего предложения слова создает «умственную потребность вернуться к началу». Смысл последовательности можно назвать контролем истины в материальной и ментальной среде. Этот элемент представляет собой запятую, разделяющую смысл целого. Значение динамического равновесия всего предложения определяет выбор слов вокруг третьей запятой, которая является интерфейсом силы выбранных слов «те, которые». Подробное объяснение числовых, последовательных и контрольных совпадений достоверности отношений в математической и вербальной системах.

Тремоло на губной гармонике производится путём смыкания и размыкания ладоней, образующих камеру вокруг гармоники.

Ударные

Малый барабан

Так называемая «барабанная дробь». На малом барабане тремоло играется за счет отскока палочек от поверхности барабана (пластика). Каждая рука совершает подряд по два или по несколько быстрых ударов на отскоке, при этом руки чередуются. Отскок играется путем «вдавливания» палочки в барабан после первого удара, при этом прижимание не должно быть слишком слабым или слишком сильным - отскок должен быть «контролируемый». Для правильного тремоло на малом барабане ударники тренируют упражнения на ритмичность отскока, количество ударов от каждой руки и т. п.

Тогда первое и третье предложения содержат одинаковое количество элементов. Поиск середины предложений и предложений выражает форму фрактальной симметрии, обусловленной существованием антисмысловой. Информация, полученная в памяти, является элементом стабильности, поэтому математика создает тип мышления, который игнорирует рост элементов, с которыми он работает.

Этот период заканчивается публикацией чешского языка и навыками в отношении английского и других языков. Рождение ребенка от женщины и мужчины подтверждает стабильность архетипа племени 1: 2 в повседневной жизни. Демонстрация интерфейса - это поворотный момент, необходимый для понимания смысла предложений. На этническом языке это также момент превращения порядка слов в конце последнего предложения. Это служит вторым стимулом для контроля над целым. В математике мы можем найти то же значение «момента», которое необходимо для понимания значения слова, отличного от значения слова, после вставки двух пространств в наименьшую единицу времени.

Перкуссия

На звуковысотных идиофонах (ксилофон, колокольчики, и т. п.) тремоло играется чередующимися единичными ударами каждой руки. При этом кисть должна быть максимально расслаблена для достижения большей плавности и «певучести» звука, а также - для легкости исполнителя.

Примечания

См. также

  • Тремоло на губной гармонике

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Нанозный корпус, вставляя промежутки вокруг носа, получает совершенно противоположный смысл. Мы не знаем, как латинское «латиноамериканское» возникло на чешском языке, но мы знаем, что ряд ассоциаций формирует каждый этнический язык, чтобы добавить или заменить языки, которые уже исчерпали свою управленческую роль. Симметрия «вызывает обычное предложение» иллюстрирует непрерывный круг трех типов одновременно изображаемых движений.

Изображение морщин в фразе «обычные предложения» основано на направлении чтения. . Примечание: Звук Ř связывает чешский язык с математикой в ​​пространстве подсознания, пока мы не узнаем о контрапункте в девятом символе - и «нулевой» роли в двух противоположных интерпретациях пустого и заполненного нуля в начале или конце ряда градусов. Письмо Ř изменило свою ассоциативную среду с ее колебательной ценностью - мышление чешского народа, эмоционально привитое недоверием к церквям от Гуса. Затем формирование связей ассоциации с «контр-движением» привело к способности чешского населения рушиться или скрывать любой процесс.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи .

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Эмоции являются первыми и последними = решающим компонентом для итоговой оценки истины = согласованности информации с известной средой. Инструмент самоуправления и управления крупнейшими группами людей всегда является языком. По материнскому языку мать передает с помощью новых слов всю связь и, следовательно, историческую историю своего языка с ребенком с момента, когда плод копирует базу своего родного языка в ее сознание. Процесс ремонта в управлении землей зависит от создания противовеса руководящей структуре английского языка, а также исторически связанного с языком компьютеров.

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени ,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Целью предстоящего этапа является создание зеркального контрастного языка для этой пары руководящих языков - интерпретирующего языка, способного описывать рабочие отношения между психическими группами людей, эмоционально закрепленными в противоточных системах контроля веры. Это аналог контрольного и интерпретирующего качества схем, известных из древней истории человечества - от «дерева познания» и объяснительной роли «цветка жизни».

Учитывая ценность разобранного предложения, вполне естественно, что чех окажет значительное влияние на построение новой парадигмы о характере движения сил, определяющих роль человека в космосе. Предложение создает шаблон, который связывает используемые слова так, чтобы центр всех симметрий проходил через число «три».

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались ,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Это создает неосязаемый объем пространства, наполненный личными усилиями, воображением и «потреблением времени». Доказательством роста от центра ко всем сторонам является симметрия в букве Н, которая в своей форме показывает важность баланса, из которого симметрия зеркальных сходств распространяется прямоугольными шагами. Вторичным результатом этой базы для новой парадигмы является улучшение нашего родного языка. Грамматика первоначального «голого предложения» принимает форму «архетипа Троицы» в форме полого предложения.

Субъект становится сущностью - результатом сообщения, что нас интересует. Работа с этими заголовками не является обязательным условием для чтения детьми. Цель этих файлов заключается не в том, чтобы явно приобретать навыки чтения. В зависимости от различных функций недостающие компоненты добавляют к изображениям. Однако следует подчеркнуть, что работа с этими наборами представляет собой определенный сдвиг в развитии ребенка или его навыки. Он работает с абстрактными изображениями или символами. Он не заполняет отсутствующие свечи рождения торт или яблоко на яблоко, но недостающие буквы в словах.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Например:
П ир ует П етр . И гор д, и я сен,
И сла вы по ло н взор его .
И цар ски й п ир его пр екра сен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т] . Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр .

Тем не менее, операция мысли остается неизменной: ребенок следует за цветом и фоном слова, в котором отсутствует одна буква, и выполняет поиск в меню ответа для буквы, которая имеет желаемую комбинацию цветов, письмо, которое, согласно определенным симптомам, вписывается в это слово.

Это явное содержание этих файлов. Устранение трудности. Трудность возрастает в порядке возрастания, но очень немного и слегка. Например, на вкладке 1 вам нужно только найти одно свойство, чтобы ребенок правильно выбрал отсутствующую букву в меню. На карточке 7, где все слова имеют одинаковый фон, у них нет выбора и искать правильный ответ только на основе цвета буквы; даже на этой вкладке вы можете найти одно свойство, чтобы найти правильное решение. На карточке 12 вам нужно найти комбинацию из двух свойств по 16-цветному фону.

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взгл яни: по д отдале нным сво до м гул яет вол ьная л уна; Взлеле ян ы в во сто чно й не ге , на се ве рно м, пе чально м сне ге вы не о ставил и сле до в (о ножках); Ей рано нра вились ро ман ы; Чья бла гор одная р ука потр епл ет ла вр ы стар ика!; И дам обдума нный на ряд ; Кро вать, покры тая ко вро м; Насле днико в сер дитый хор заво дит непр исто йный спор и т. д.

Из предыдущих примечаний следует, что, по сути, было бы достаточно, чтобы слова отображались на карточках только с пропущенными буквами и буквами, которые в соответствии с одним или двумя атрибутами добавляются к словам. Почему здесь есть фотографии? С одной стороны, это, конечно, имеет мотивационные причины: комплекты предназначены для детей в возрасте 4 лет и старше, и появление карточек, состоящих из слов и писем, будет больше обескураживать детей, чем привлекать их к ней. С другой стороны, комбинация слова с изображением открывает возможности для дальнейшего использования этих файлов и добавляет помимо явного содержимого также неявный контент, и это действительно работа с языком.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс .

Следует помнить, что мир писем и слов по-прежнему остается загадочным для четырехлетнего ребенка. Хотя ребенок не может читать в этом возрасте, когда он видит «Хлебопекарню», он знает, что рулоны можно купить в этом магазине. Он знает, что слово имеет то же содержание, что и изображение, слово и изображение могут представлять друг друга. Алфавитные файлы в изображениях поддерживают этот процесс осознания различными способами: Они расширяют словарь. Большинство отображаемых объектов или персонажей распознают детей, другие просто спросят, что это такое, что он служит и т.д.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

Практическое произношение - использование в логопедии. Дети, естественно, произносят то, что они видят на снимках при решении задач. Большинство карт содержат слова в начале слова, начинающегося с этой буквы. На задних страницах есть слова, где буква находится в середине или в конце слова. Они сочетают звук с формой буквы. Задачи пропускают одну и ту же букву на каждой вкладке шесть раз. На оборотной стороне он находит одно и то же письмо в разных формах. Ребенок может попытаться идентифицировать или найти это письмо словами.

Примечания по работе с этими файлами. На этот раз вы не найдете вход на передней панели карт. Запись на всех вкладках одинакова: в зависимости от цвета букв и фона отсутствующая буква добавляется к слову. Передняя макет страницы: письмо, которое вы ищете, выделено цветом. В нем подчеркиваются дети, в которых позиция находится в словах.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве »:

..Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оять ст язи в Пут ивле...

Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Маленькие фотографии в верхней части передней части карт имеют детей, которые настраиваются на звук письма. Мы выбрали самые простые фотографии, чтобы дать нашим детям максимальную независимость. Но чешский язык богат синонимами. Чтобы обеспечить однозначность, соответствующие слова перечислены в заголовке. На обратной стороне карточки в заголовке отображается буква в виде десяти форм. Запись такова: найдите эти буквы в словах на этой странице. Изображения полной страницы содержат больше слов, начинающихся с буквы, чем только шесть в задаче.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Нев а в здув алась и рев ела
Ко тло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)


Во лга , Во лга , в есно й многово дной
Ты не та к за ливае шь поля ...

(Н. Некрасов)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ] :
Л ебедь упл ыл в пол умгл у,
Вдал ь, под л уною бел ея.
Л астятся вол ны к весл у,
Л астятся к вл аге л ил ея...

В пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ] :
Н ас танет н очь; лун а обход ит
Д озором д альний св од небес ,
И с олов ей в о мгле д рев ес
Н апев ы зв учн ые зав од ит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д.

Например:
Марш !
Чт об вр ем я
сзади
ядр ами р валось.
К ст ар ым дням
Чт об ветр ом
от носило
Т олько
пут аницу волос
(Маяковский).

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж - з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли »:
А вож ак в рубаш ке из металла
Погруж ался медленно на дно,
И з аря над ним образ овала
З олотого з арева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, однако восприятие ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв »:
Легши на бок ,
напрягши плечо,
Я вперед уплываю
еще,-
постепенно
волной овладев,
по веселой
и светлой воде.
И за мной ,
не оставив следа,
Завивает
воронки вода
.

Нам представляется, что аллитерации на ш - п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.

Например , в строчках Б. Пастернака
С во й со н за писывал Шо пен
На черной выпилке пюпитра -

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр »

В стихотворении Маршака «Словарь » изобразительна такая строка: В его столбца х мерца ют искры чувства . Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание ».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв» . Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я во льный ве те р, я ве чно ве ю,
Во лную во лны, ласкаю ивы,
В Ве твях вздыхаю, вздо хнув, не ме ю,
ле ле ю травы, ле ле ю нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е" .

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Так, в строках из «Полтавы » Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха укра инская но чь.
Про зрачно небо .
Звё зды блещут.
Сво ей дремо ты прево змо чь
не хочет воздух.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Например , в другой строфе из «Полтавы » звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в иску шеньях долгой кары,
Перетерпев су деб у дары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дро бя стекло,
Ку ет бу ла т.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а .

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мел о, мел о по вс ей земле
В о все пре де лы.
Све ча горел а на с толе ,
Све ча горел а
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Т иш е, мыш и, кот на крыш е. А кот ят а ещ ё выш е ».

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например:
Было:
социализм -
восторженное слово !
С флагом,
с песней
становились слева ,
и сама
на головы
спускалась слава .
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула .
Вместо гор восторга
горе дола .

Стало:
коммунизм -
обычнейшее дело .

(В. Маяковский)

Крут
буржуев
озверевший норов .
Тьерами растерзанные,
воя и стеная ,
тени прадедов -
парижских коммунаров -
и сейчас
вопят
парижскою стеною .

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр .
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр ,
Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр .
Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр .

(И. Северянин)

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание .

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Например:
Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
- Мы фюр ер а покорр ные р абы,
Мы пр евращаем горр ода в грр обы,
Мы - смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Так, у Маяковского в фразе: «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб .. .» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.
Знакомым ш умом ш орох их верш ин...
(А.Пушкин)

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слыш но, бесш умно ш урш ат камыш и...
(К.Бальмонт)


Дро гнул дол , удар р азда лся...

(А.Майков)

Речь о взрыве; четыре [д] , три [р] , два ассонанса («уДАр разДАлся ») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м...
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв] , два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И бл еск, и ш ум , и гов ор б ал ов,
А в ч ас п ир уш ки хол остой
Ш ип енье п енистых б окал ов
И п унш а пл амень гол уб ой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п] ), шипящие ([ч], [ш] ) и сонорные ([р], [л] ), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея .

Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп », «хруст », и производные слова «храпеть », «хрустеть » и т.п.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма .

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу ,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,
Единой строчки не родив .
(Д. Д. Минаев)

Область рифм - моя стихия ,
И легко пишу стихи я ,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора , или единоначатие, - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Например:
Трое сут ок было с лыш но, как в дороге скуч ной, долгой
Перестук ивали стык и: на восток , восток , восток. ..

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Или:
Возл е мен я по путям двигал ся ло ко мо тив.
Спра ва по р ельса м про еха л паро воз.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном », волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Че р но го мор я ч инар а стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи? » он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова ». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты рв ану лась движеньем испу ганной п тицы,
Ты п рошла, слов но сон мой легка...
И в зд ох ну ли дух и, задре мали рес ниц ы,
Заш епт ались т ревож но ш елка.

(А. Блок)

Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием "вздохнули духи " словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х ), образное выражение "задремали ресницы" получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц ; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах .

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведенийРоса на рассвете », «Фонтаны Федоровки »). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь