Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего

Дошкольного возраста в условиях детского сада

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.

Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, улучшается координация. Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенкаважный фактор в формировании его трудолюбия.

Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», - говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».

Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки

(небрежность, неряшливость и т.д.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.

В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно

Например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.

Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.


С рождения начинается социализация младенца. Активность проявляется в первых эмоциях малыша (улыбка, агуканье) как реакции на общение с родными. А уже в пятимесячном возрасте мамино дитя позитивно реагирует на пребывание в кругу семьи оживлением и смехом. К году использует мимику, жесты и осмысленное звукоподражание для установления контакта и выполняет несложные элементарные правила поведения, ориентируясь по словам «можно», «нельзя».

На втором году малыш доброжелательно, заинтересованно относится к окружающим, устанавливает контакты в определенных ситуациях (туалет, прием пищи). Он понимает смысл слов-требований «надо», «не надо» и действует сообразно этим указаниям, выполняет поручения взрослых («положи игрушку на место», «принеси куклу»), тем самым подчиняясь новым требованиям.

Трехлетний ребенок активен в ситуативно-деловом общении, помогает взрослым, приучаясь беречь результаты труда (в том числе коллективного). Он стремится к позитивной оценке своих действий окружающими – это свидетельствует о том, что навыки у детей формируются правильно, идет становление самооценки.

Младшие дошкольники рады общению со взрослыми, ведь оно носит познавательный для них характер. Со сверстниками у них формируются партнерские отношения. Они внимательны к эмоциям окружающих и своим собственным, иногда даже пытаются сдерживать свой гнев и злость. Взрослые развивают у малышей адекватную самооценку, воспитывают чувство уважения к себе и окружающим. Дети приобретают гибкость в социальном поведении: мирятся, улыбаются, смотрят в глаза. Они пытаются сдерживать ситуативные желания (а я хочу!).

Социальные и бытовые навыки детей этого возраста дополняются формированием оценочно-контрольных действий при выполнении бытовых поручений: «Убери игрушки», «Отнеси книгу», «Поставь чашку». Дети умеют умываться, пользуясь мылом, мыть руки, вытираться полотенцем и без напоминания класть мыло, вешать полотенце на место.

Малыши правильно и в определенной последовательности одеваются, раздеваются, складывают одежду на лицевую сторону. Они самостоятельно замечают и устраняют непорядок в одежде, своевременно пользуются носовыми платками, салфетками, туалетом и соблюдают правила приема пищи, используя необходимые столовые приборы. Ребенок хочет быть хорошим, слышать одобрение взрослых, чувствовать уверенность в своих силах.

Дети среднего дошкольного возраста уже способны адекватно оценить результативность своих поступков для других и самого себя, хотя более объективны в оценке окружающих. Они дружелюбны и стремятся к положительным и безопасным действиям в быту: поддержании чистоты, порядка, личной гигиены.

Дошкольники совершенствуют свои бытовые навыки по уходу за одеждой, обувью, тщательней одеваются, помогают убирать в доме, даже пылесосить, подметать пол и вытирать пыль. Они участвуют в сервировке стола, мытье посуды, самостоятельно ремонтируют игрушки, книги, ухаживают за комнатными растениями, проявляют заботу о младших в семье.

Аккуратность и опрятность дети приветствуют как необходимость для их здоровья, они самостоятельны в самообслуживании. Ребята осознают доброжелательное отношение к себе, замечают смены настроения у других, проявляют внимание и сочувствие. Они адекватно высказываются о собственных чувствах в данный момент, стараются не повторять поступки, получившие негативный отклик окружающих. Хозяйственно-бытовой труд организуется взрослым в виде поручений.

Предварительно с ребенком следует обсудить предстоящую работу, оценить ее важность, рассказать о том, что дошкольнику надо сделать, чтобы результат был достигнут. Необходимо учить малыша обращать внимание на состояние игровой зоны, видеть необходимость труда, включаться в процесс по собственной инициативе.

Ребенок стараться аккуратно повесить одежду в шкаф, сложить игрушки, убрать посуду, найти нужную вещь, выполнять другие простые бытовые операции. Взрослый обращает внимание на качество выполнения, своевременность, хвалит за положительный результат.

Старшие дошкольники понимают свое социальное соответствие в партнерских отношениях с однолетками. Их социальные и бытовые навыки позволяют им оценивать свои и чужие действия более аргументировано, избегать импульсивности. Дети и при отсутствии контроля должны делать мелкие покупки, участвовать в приготовлении пищи: перебирать и мыть овощи, фрукты, помогать лепить пирожки, пельмени.

Они заботятся о животных, присматривают за младшими детьми, умеют отвечать на звонки по телефону, находят себе полезные дела, испытывая при этом моральное удовлетворение. Дети руководят своим поведением, стараясь общаться и действовать, не мешая другим.

В этом заслуга мудрых взрослых, которые их воспитывают, радуются успехам детей, объясняют их права, помогают занять достойное место в системе отношений с ровесниками и взрослыми.

Включая ребенка в активную и полную жизнь в семье (совместные прогулки, постоянные бытовые поручения, подготовка к праздникам), взрослые должны научить ребенка не только внешне проявлять вежливость, но и быть заботливым, внимательным, понимать настроение близких, т.е. учить ребенка делать добро.

Развитие социально - бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование, как одной из форм эффективной социализации детей в обществе.

Проблема формирования социально – бытовых навыков у детей с нарушением зрения является одной из важных, так как является неотъемлемой частью успешной социализации ребёнка в общество. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, затрудняет познание детьми окружающего мира, и не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в разнообразных играх, в быту, на занятиях. У детей с нарушением зрения в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения и активного ее включения во все виды детской деятельности, по овладению необходимыми умениями и навыками по взаимодействию с окружающей средой, пространством и социумом.
Специалистами и педагогами нашего образовательного учреждения был составлен педагогический проект «Узнаем, запоминаем и активно применяем», который стал действовать с сентября 2014 года. Участниками, данного проекта являются воспитанники старшего возраста, педагоги и родители.
Актуальность данного проекта заключается в тесном взаимодействии всех педагогов в коррекционно – воспитательной работе, осуществляемое учителем – дефектологом (тифлопедагогом), воспитателем группы, учителем – логопедом, психологом и в приобщении родителей воспитанников через совместную деятельность.
Педагогами была определена цель проекта: «Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения». Проект рассчитан на два года обучения: старшая - подготовительная к школе группы.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать знания детей об окружающем мире.
2. Формировать необходимые умения и навыки у детей для дальнейшей социализации в школьный период обучения.
3. Формировать самостоятельность и умение применять знания в жизненных ситуациях.
4. Формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций.
Реализация данного проекта будет способствовать успешной социализации детей в школьный период обучения. При осуществлении работы по проекту обучающиеся научатся:
- Пользоваться сохранными анализаторами при изучении окружающего мира.
- Будут осмысленно отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества, суть происходящих событий и явлений;
- Смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой;
- Смогут практически применять сформированные умения и навыки в самостоятельной деятельности;
- Будут знать правила техники безопасности на кухне, в доме, на улице;
- Будут владеть элементарными валеологическими знаниями и умениями по охране своего здоровья.
- Будут свободно выстраивать диалог и самостоятельный монолог при описании своих действий.
Родителям поможет:
- Увидеть своего ребенка в активном сотрудничестве, увидеть проблемы и пути их решения.
- Вовлечь в образовательный процесс, повысить уровень педагогической грамотности родителей;
- Овладеть формами организации совместной деятельности с детьми.
Педагогам поможет:
- Активизировать работу в команде единомышленников, обладающей инновационным потенциалом, объединенной общими идеями;
- Наладить взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, умение нести ответственность за качество своей работы;
- Формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
- Установить взаимосвязь между родителями - детьми и педагогом.
Коррекционно – воспитательная деятельность по проекту выстраивалась согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: предметные представления, приобщение к труду взрослых, ребёнку о нем самом и окружающих людях, наблюдение и поведение на улице.
Первый опыт работы по педагогическому проекту «Узнаем, запоминаем и активно применяем» в старшей группе по результатам мониторинга и наблюдениям в повседневной жизни дал положительный результат.
Вся работа по социально – бытовой ориентировке осуществлялась не только по единым лексическим темам, плавно перетекающим из одной в другую, но каждая форма работы педагога и специалиста дополняли другую. Что позволило максимально создать благоприятные условия для овладения дошкольниками социально – бытовой ориентировки, закрепить и совершенствовать формируемые у них навыки и постепенное включение детей в самостоятельную деятельность.
Остановимся на этом подробнее. Каждый месяц включал разные формы работы по единой лексической теме. Например, по лексической теме «Овощи и фрукты» были проведены следующие мероприятия:
В разделе предметные представления учителем – дефектологом была проведена игра – занятие «Полезный урожай», для введения детей в изучаемую тему. Воспитатель по этой же теме организовывала дидактические игры «Узнай по вкусу», по запаху, «Чудесный мешочек». Для закрепления материала проведены: развлечение «Что такое огород?», экскурсия «Электроприборы на кухне (знакомство с картофелечисткой, электрической овощерезкой), чтение стихотворения «Овощи» автор Ю. Тувим. Совместно с родителями организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Учитель – логопед одновременно проводил речевые игры на развитие грамматического строя речи «Собираем урожай», на словообразование и на закрепление качественных прилагательных, учил строить диалог для сюжетно – ролевых игр при обыгрывании профессий, знакомил с новыми словами, встречающимися по данной теме.

В разделе проекта «Приобщение к труду взрослых» было организовано наблюдение за работой повара «Труд повара», где дети знакомились с последовательностью действий подготовления овощей для приготовления салатов, учителем – дефектологом проведено занятие – практикум «Как правильно мыть овощи и фрукты?», а воспитателем организована игра «Чтоб убрать урожай, инструменты выбирай». Педагог психолог участвовал в проведении игры – занятия на создание проблемных ситуаций «Как вместе сотрудничать при выполнении общей работы по уборке урожая». Кроме того были организованы сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Готовим обед для семьи», в которых дети учились принимать и выполнять роли. Выпуск – памяток нарисованных детьми «Как правильно мыть овощи и фрукты», позволил не только закрепить знания, но и приобщить к активному сотрудничеству друг с другом.
В разделе плана проекта «Ребенку о нем самом и окружающих людях» учитель – дефектолог совместно с врачом провёл игровое занятие «Раз зубок, два зубок» с использованием муляжей и проведением опытов, на котором дети познакомились с правилами ухода за зубами, научились различать полезные и вредные продукты для зубов. Воспитатель провела практикум по уходу за полость рта «Чистим зубы», в котором дети показывали умения и навыки пользования зубной щеткой и пастой. Педагог - психолог провела игры на развитие чувственного опыта сопереживания и радости «Мой друг болен».
Так при изучении темы «Одежда», детей знакомили не только с видами одежды, и как она создаётся, но была организованна экскурсия в магазин тканей и в ателье, организована совместная выставка «Одежда своими руками», изготовленная бабушками и мамами (рукоделие), дети познакомились с новыми словами «модельер, спецовка, и так далее» и их происхождением. Через практикумы дети учились ухаживать за обувью, проводилась акция «Самый аккуратный шкаф», организованы сюжетно – ролевые игры «Покупки в магазине», «Стирка», «Шьём куклам одежду», дидактические игры «О чем может «рассказать» одежда?», «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?». Через занятия - тренинги дети научились, правилам поведения и умениям передачи своего настроения с учетом места и внешнего вида. Такая работа велась на протяжении всего учебного года по всем лексическим темам.
Благодаря плодотворному сотрудничеству у детей пополнился запас знаний об окружающем мире, дети научились правильно выстраивать предложения при оречевлении практических действий работая орудиями труда, через проблемные ситуации - научились выстраивать взаимоотношения в играх, находить правильные решения в сложных ситуациях.
Активность родителей помогла организовать разнообразные выставки из поделок сделанными своими руками совместно с детьми, тем самым лучше увидеть своего ребёнка и понять его интересы и трудности. Знания, полученные от родителей в организованных встречах «Интересный гость», помог детям подробнее узнать о труде своих мам и пап. Познакомиться с профессиями, услышать и увидеть в презентациях и альбомах своих родителей с другой стороны. Советы родителей пополнили опыт детей, были важны для каждого ребёнка.
Все полученные знания дети применили в организованных сюжетно – ролевых играх, специальных практикумах проблемно – поискового характера и в повседневной деятельности по охране своего здоровья. Дети стали более общительны, открыты, уверенней в себе, а полученные знания, умения и навыки стараются активно применять в повседневной жизни.

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.

Живя среди людей, ребенок постоянно оказывается в различных ситуациях, каждая из которых предъявляет свои требования.

Нужно подчиняться этим требованиям – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети-аутисты.

Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

Именно родителям отводится главная роль в процессе воспитания и обучения, не смотря на то, что зачастую они не имеют соответствующего образования. Но они являются самыми близкими людьми, а значит им необходимо проявить особую настойчивость, терпение и веру в то, что все получится.

Любая с аутичным ребёнком проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему.

Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции. При этом важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность контактов.

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда – только в определенный час и т. п. При этом очень трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок. Он может закапризничать, если ему предлагается что-то неожиданное, пусть даже и приятное. Часто это раздражает близких, связывает их активность. Однако, необходимо дорожить стереотипными способами поведения ребенка, так как они являются опорой для его дальнейшей социализации. Ребенок легче примет новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка.

Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастёт в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение. Эмоционально комментируйте все, что происходит в течение дня, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир.

Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, а также порядка действий. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагаем ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. Для визуальной поддержки можно использовать «пооперационные карты». Карта складывается из фотографий или рисунков, сделанных совместно с ребёнком, расположенных в той последовательности, в которой события происходят в течение дня. Это поможет аутичному ребёнку сориентироваться в организации дня и снять напряжение, связанное со страхом нового. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Необходимо, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.

Вводим новые детали в привычные действия, отступаем иногда от привычного режима.

Педагогу, работающему с аутичным ребенком, надо учитывать, что даже самая простая информация им зачастую не воспринимается и не запоминается, если она специально не обыграна, не привязана по смыслу к тому, чем он интересуется.

Если мы работаем над развитием знаний ребенка об окружающем мире, надо учитывать, что информация о форме, цвете, размере предметов, о различного рода классификациях, типах, видах объектов, существ и явлений природы, о различных схемах, т. е. информация, организованная по какому-то формальному признаку, воспринимается и запоминается аутичными детьми достаточно легко. Гораздо сложнее донести информацию о том, как устроена жизнь в семье, как относятся друг к другу родные и близкие люди, как они заботятся друг о друге, почему есть правила, которые необходимо выполнять. Для этого можно рисовать ребенку истории о нем и его семье, о том, что он делал, когда был совсем маленьким; можно героем такого рассказа сделать не самого ребенка, а его любимый персонаж. В процессе занятий моделируйте различные ситуации бытовой и социальной активности, используйте игры и творчества для развития и преодоления проблем, обучать разным видам ручной деятельности и т. д., которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи. Главное – помочь аутичному ребенку научиться воспринимать и запоминать не только отдельные свойства объектов, схемы, категории, но и временные последовательности событий, их смысловую связь, обусловленность человеческими отношениями.

Делим выбранный нами навык на отдельные составляющие

(шаги). Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывает перед ним более широкие возможности.

Выполняем задание вместе с ребенком, берем своими руками его руки и проделываем вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом является только специалист; ребенку здесь отводится роль пассивного

участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками постепенно уменьшаем физическую помощь. Пусть он все больше и больше сам участвует в выполнении задания. Очень важно постоянно подчеркивать значимость той работы, которую сделал ребенок для мамы, для бабушки, для всего социального окружения (даже если он только стер пыль со стола, разложил по местам свои игрушки, сам оделся на прогулку и т. п.). До того как ребенку представится большая самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укрепилась мысль, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

Наше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в

похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освоение

навыков самообслуживания обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно,

чтобы побудить ребенка хорошо выполнить задание. Наверняка придется

приготовиться к использованию поощрений другого рода – угощение, любимое занятие. Когда навык уже освоен, то поощрение стоит сводить на нет.

Отработка пойдет лучше, если будет вестись запись занятий и достижений ребенка, что позволит видеть динамику.

Не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Обучая социально –бытовым навыкам, надо помнить правила взаимодействия с аутичным ребёнком:

Принимать ребёнка таким, какой он есть. Исходить из интересов ребенка. Строго придерживаться определенного режима и ритма занятий. Соблюдать ежедневные ритуалы. Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. Больше разговаривать с ребенком, озвучивая действия, выполняемые с ним. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, расписание, пиктограммы и т. п.) Избегать переутомления ребёнка.

На сегодняшний день специалистами АНО «Центра психологии и развития человека «Сфера» в рамках реализации коррекционно-развивающих занятий «Дорога в жизнь», проводится работа по формированию того необходимого запаса знаний и практических умений у аутичных детей, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

Спасибо за внимание!

Нормально развивающийся дошкольник овладевает социально-бытовыми навыками, наблюдая за поведением взрослых и других детей дома, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гос­тях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. Отстаивая свою самостоятельность, стремясь поскорее добиться желаемого результата или похвалы близких, он осваивает навыки самообслуживания, стараясь сде­лать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию.

С аутичными детьми этого не происходит. Они мало способ­ны к подражанию и долго и трудно приобретают навыки само­обслуживания; их социально-бытовая адаптация требует регуляр­ных и длительных усилий специалистов и близких. Конечно, в большинстве случаев родители ребенка раннего и дошкольного возраста сосредоточены не на бытовых трудностях, а на наруше­ниях его психического развития, пытаются справиться с трудно­стями поведения. Жалобы на бытовую неприспособленность, на отсутствие элементарных навыков самообслуживания часто даже не фигурируют при первых обращениях к специалистам. Тем не менее эти проблемы, как правило, очень серьезны, потому что сложившийся в дошкольном возрасте стереотип отношений, когда за ребенка все привычно делают его близкие, может в дальней­шем затруднить развитие его самостоятельности. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети.

Ребенок с аутизмом в дошкольном возрасте мало направлен на самообслуживание. Просто заставлять его что-то делать - не очень продуктивно: можно закрепить негативизм, особенно в период, когда эмоциональный контакт появился, и ценно преж­де всего то, что ребенок находится рядом с близким. Поэтому сначала мы стремимся, эмоционально осмысляя происходящее, подключать его к тому, что делает взрослый, «вместе» убирая со стола после обеда или рисования, разрешая поставить тарелку и чашку на стол, помешать салат, бросить в стиральную машину «забытую» вещь.

Поскольку дети могут не реагировать на прямые инструкции, не стоит безнадежно «бросать на ветер» требования, повторяя одно и то же ребенку, занятому своим делом в другом конце ком­наты. Первые эффективные просьбы, как правило, опираются на побуждения самого ребенка (любит смотреть, как пускают мыль­ные пузыри, и охотно подает взрослому нужную для этого чаш­ку). Просьба может накладываться на уже совершаемое им дей­ствие, в этом случае взрослый ведет себя, как генерал из сказки Антуана де Сент-Экзюпери: он тоже не рисковал и отдавал при­казания, которые уже выполнялись. Все это помогает ребенку непроизвольно войти в ситуацию взаимодействия, а эмоциональ­ный комментарий взрослого постепенно позволяет осмыслить ее ценность, пережить удовольствие от похвалы.

Следующей задачей становится постепенное развитие реального бытового взаимодействия. Этому препятствуют многие обстоя­тельства. Как известно, аутичный ребенок пресыщаем, поэтому, чтобы не утерять контакт, необходимо быть очень внимательным к устанавливаемому им самим ритму и дозе взаимодействия. Не­редко взаимодействие поддерживается тонизирующим ребенка тактильным контактом, сопровождением повседневных бытовых действий любимыми им ритмичными стишками и приговорами.

Аутичный ребенок не уверен в своем успехе, теряется при возникновении малейших затруднений, нуждается в помощи, но легко становится зависимым от другого человека, от его поддер­жки и подсказок. Ему необходимо ощущение своей успешности, а реально он неловок, затрудняется в подражании, в овладении самыми простыми навыками самообслуживания. Поэтому край­не важно подключать его сначала к наиболее легким операциям, создавая ощущение успеха, приговаривая: «Как хорошо ты это делаешь, и я тебе помогаю» - и постепенно передавать ему их, подчеркивая: «Как у тебя хорошо и ловко все получается, какой ты сильный, как быстро и ловко одеваешься, аккуратно ешь». Нельзя спешить с усложнением задачи, надо обеспечить и под­держку, и постепенное предоставление самостоятельности, что­бы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Для поддержания мотивации полезно исполь­зовать и материальные награды, естественно связанные с похва­лой: «Чем же мне угостить такого хорошего мальчика?». Но для того, чтобы ребенок действительно получил удовольствие, важ­но, чтобы любимое лакомство не было для него постоянно дос­тупно.

При выработке, например, умения надевать колготки снача­ла важно отмечать уже тот факт, что он просто терпеливо ждет, принимает нужную позу или помогает взрослому одеть его, под­нимая ногу и пытаясь попасть в штанину. Потом взрослый ру­ками ребенка начинает подтягивать колготки вверх (именно так ребенку легче освоить моторный навык), а со временем, по мере увеличения доли его активности в общем движении, отпускает его руки, лишь легко подталкивая их для завершения действия, и постепенно освобождает их все раньше и раньше.

Позиция взрослого позади ребенка во время отработки навыка создает у того впечатление самостоятельно выполняемого дей­ствия и, одновременно, готовности взрослого помочь. Однако, в момент обыгрывания удачи лучше снова оказаться лицом к лицу, чтобы пережить вместе удовольствие, заражая ребенка радостью от его успеха. Когда же ребенок освоит процесс одевания в це­лом, взрослый может занять более пассивную позицию, отступая в сторону, но не забывая радоваться успеху ребенка и не пока­зывая свою отрицательную реакцию при возможных сбоях. Мно­гие аутичные дети панически реагируют на слово «нет», которое часто непроизвольно вырывается у нас при неверном действии ребенка.

Надо отметить, что сама ситуация обучения должна быть мак­симально удобна для ребенка и взрослого. Например, одеваться легче учить на стульчике, где ребенок не имеет возможности раз­валиться, как в кресле или на диване, а взрослый может помочь ему сзади или сбоку. Необходимо продумать, где лучше разложить вещи в нужном порядке, чтобы несобранному, трудно организу­ющемуся ребенку не нужно было вставать за очередным предме­том и возвращаться обратно. Важно, чтобы домашние и специалисты действовали согласованно и, обучая ребенка бытовому на­выку, придерживались одинаковой последовательности действий. Эти детали, не имеющие значения для обычных детей, могут ока­заться критическими при обучении аутичного ребенка, моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения, пробле­мами организации целенаправленного поведения.

Специалисту, работающему с аутичными детьми, необходимо ознакомиться с существующими методами помощи ребенку в овладении бытовыми навыками. Они накоплены как в поведен­ческой терапии, так и в отечественной дефектологии, в частно­сти в практике социально-бытовой адаптации слепоглухих детей. В работе М.Ю. Ведениной (2000) дается анализ различных под­ходов и методов разрешения этих проблем, представлен большой опыт собственной практической работы. Нередко трудности ов­ладения бытовыми навыками у ребенка с аутизмом связаны с его особой чувствительностью и страхами. Так, он может отказывать­ся заходить в туалет из-за боязни шума спускаемой из бачка воды, в ванную - из-за шумов в трубах; не желать мыться после того, как мыльная вода однажды попала ему в глаза; одеваться, пото­му что неприятны жесткие швы на рубашке или в прошлом его испугал узкий воротник свитера. Он не хочет идти гулять, пото­му что боится войти в лифт или услышать лай собаки из-за со­седской двери. В этом случае не следует пытаться впрямую «пе­реломить» ребенка, необходимо постараться или найти возмож­ность избежать неприятных ощущений, или постепенно дать ребенку убедиться в их безопасности. Это возможно, если удается посте­пенно ввести пугающее впечатление в более широкий и желатель­но приятный смысловой контекст, и тогда ребенок поймет, что это не труба рычит, а вода в трубе бежит - из речки к нам, а потом опять к морю: «Давай, послушаем, как она поет».

Нередко дети, преодолевшие свой страх и научившиеся, на­пример, пользоваться туалетом, переживают потом период повы­шенного интереса к тому, что их раньше пугало. Они начинают стремиться к унитазу, к сливному бачку, бесконечно спускают воду, и понятно, что это тоже начинает раздражать и пугать взрос­лых. Следует уверить родителей, что обычно это временные труд­ности, и не стоит силой или окриком оттягивать ребенка от при­влекательного объекта, потому что чаще всего именно так усили­вается и закрепляется его притягательность. Лучше по возможности удовлетворить его потребность в этих ощущениях, подтверждающих победу ребенка над былым страхом. Впоследствии уйти от сосредоточенности на страхах также поможет разработка обще­го смыслового контекста домашней жизни, его привычного уют­ного порядка, переключения от одного «дела» к другому.

Для этого родители и специалисты совместными усилиями организуют весь день ребенка, опираясь на уже привычные мо­менты режима дня и любимые им занятия, чтобы ситуация обу­чения новому навыку или его самостоятельное выполнение ста­ли закономерной и необходимой «ступенькой» к удовольствию. Например, если он любит гулять, то при обучении одеваться мож­но заранее помечтать, «куда мы пойдем, когда ты оденешься». Потом посмотреть в зеркало: «Замечательно оделся, теперь мы с тобой можем в наш парк пойти, долго будем по всем нашим лю­бимым местам гулять, всех навестим».

Так и уборка со стола после обеда тоже становится необхо­димым переходом к тому, чтобы сесть и почитать вместе с мамой любимую книжку и т. д. Создание такого осмысленного порядка помогает переключать ребенка от одного действия к другому, уводить его от слишком захватывающих впечатлений. Привычный порядок дает возможность справиться с еще одной из характер­ных для аутичного ребенка бытовых проблем: с неумением ждать желаемого события, когда аффективный взрыв может вызвать само слово «Подожди».

Выработка навыка опрятности. Об этом родители дошколь­ников, как правило, неохотно говорят со специалистами, может быть, потому, что стесняются или не хотят дискредитировать ребенка, а между тем это очень часто встречающаяся проблема даже у высокоинтеллектуальных детей с аутизмом. Нередко они просто отказываются пользоваться горшком, часто это связано с возникшим на фоне физического дискомфорта страхом. Возмож­но, однажды горшок показался ребенку холодным или слишком ярким или с ним связались болевые ощущения из-за запоров. Одного неприятного ощущения склонному к фиксации на дис­комфорте аутичному ребенку может быть достаточно, чтобы вся ситуация приобрела дискомфортный, пугающий характер.

Очень важно постараться найти причину отрицательной реак­ции ребенка и обеспечить ему максимально возможный комфорт, закрепить положительный стереотип ситуации и найти значимое подкрепление успешности. Эта проблема решается индивидуаль­но. Например, оказалось, что один из наблюдавшихся нами маль­чиков боялся своей струи, и чтобы устранить этот страх, пришлось долго приучать его в игровой ситуации к струйке воды из носи­ка чайника и из водопроводного крана. Иногда, чтобы снять от­рицательное отношение к горшку, важно побыть рядом с сидя­щим на нем ребенком, зафиксировать комфорт ситуации, расска­зав его любимую историю, посмотрев вместе любимую книжку или игрушку.

Бывают, однако, случаи, когда отношение к горшку настоль­ко отрицательно, что не удается даже поднести его к ребенку, несмотря ни на какие уговоры и обещания. И в этом случае тоже не стоит упорствовать, лучше поискать обходные пути. Извест­ны случаи, когда помогала простая замена горшка баночкой. Ког­да же ситуация теряла свою остроту, переход к пользованию ту­алетом происходил достаточно незаметно.

Для приучения к самостоятельному пользованию горшком проводится дальнейшая работа, логика которой не отличается от обычной, но требует больше внимания и терпения. Сначала, как и в случае с обычным маленьким ребенком, взрослые определя­ют для себя моменты, когда ребенку это может быть нужно, и высаживают его на горшок, просто пытаясь «подловить момент». Если он уже спокойно пользуется горшком с помощью взросло­го, стоит начать уменьшать свое участие. Так, отметив в обычное время характерные для ребенка признаки готовности, мы можем попробовать отослать его к горшку или, уточнив: «На горшок нужно?», подвести, но снять штанишки его руками. Если ребе­нок вдруг сам воспользовался горшком, его обязательно должны ждать и общее удовольствие, и награда. Стабильность использо­вания навыка поддерживается его включением в общий стерео­тип, в порядок домашней жизни.

Иногда отказ ребенка пользоваться туалетом вне дома связан с неприятными впечатлениями от обстановки общественного ту­алета. Поэтому в детском учреждении важно уделить оформлению этого места особое внимание, чтобы сначала ему просто было приятно, например, пойти «посмотреть кисок или зайчиков на стене». Многие дети с аутизмом, находясь вне дома, несмотря на все уговоры и явный дискомфорт, продолжают длительное вре­мя терпеть. Часто это связано с их общей тревогой и напряже­нием. В этом случае момент, когда ребенок, посещающий детское учреждение, наконец-то согласился на предложение сходить в туалет, может служить сигналом улучшения общего состояния.

Проблемы еды. Часто родители аутичного ребенка сталкива­ются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной изби­рательностью в еде. Например, бывает, что ребенок отказывает­ся от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина этого кро­ется в невозможности попробовать новую еду или в случайных неприятных впечатлениях (вкусе, запахе, упаковке и т. п.), кото­рые оказались связанными с уже знакомой и вроде бы прини­маемой едой. Ограниченность рациона, естественно, тревожит взрослых. Иногда помогает незаметное подмешивание незнако­мой еды к любимой, и так происходит постепенное привыкание к новому продукту.

Во многих случаях, однако, ребенок чутко распознает присут­ствие нежелаемого даже в очень замаскированном виде и отка­зывается от еды совсем. Заставить его есть в данной ситуации бывает невозможно. Можно попробовать сделать следующее: лю­бимую пищу стоит давать только строго по режиму - за столом, в завтрак, обед или ужин. А новую, к которой хотим приучить, оставлять в свободном доступе, провоцируя его таким образом на «кусочничанье». Можно есть самому, угощать других. Это хоро­шо «срабатывает» в детском учреждении, когда другие дети на­чинают брать кусочки яблока, морковки, от которых отказыва­ется наш ребенок, тогда и он тоже постепенно может начать брать еду вместе со всеми. Если еда окончательно принимается ребен­ком, она переносится в разряд упорядоченной в режиме.

Чтобы сделать непривычную еду привлекательной, сначала в воображаемом плане можно вводить новые впечатления в игру: чем будем кормить игровых персонажей, что они любят. Можно в игре пофантазировать: «Чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке?»

Если ребенок имеет выраженные предпочтения в еде, можно попытаться использовать это как награду за попытку принять новое. Полезно сначала пообсуждать с ним новую еду: «Будем сегодня есть жареную картошку, папа ее так любит, это его са­мое любимое блюдо. Картошка вкусная, с хрустящей корочкой» и т. п. Нужно оговорить и саму ситуацию: «Сначала поедим вкус­ную картошку (то, что он обычно не ест), а потом твой любимый суп». При этом новой еды на тарелке должно быть очень мало - например, одна чайная ложка. Даже если ребенок только прикоснется к ней, пригубит, это стоит обозначить как успех: «Моло­дец, поел, теперь можно и супчик». Опыт показывает, что ребе­нок скорее готов попробовать что-то новое не с родителями, а с более сторонним человеком, например, с няней, тетей или с вос­питателем, то есть с людьми, с которыми, с одной стороны, уже установлен эмоциональный контакт, а с другой стороны, не на­коплен большой опыт отказов и конфликтов по поводу еды.

Важно помнить, что избирательность - это сложная пробле­ма, требующая большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка всегда удается расширить. Развиваясь и активнее исследуя окружающий мир, ребенок постепенно начинает про­бовать и новую пищу.

Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить самостоятельности и правиль­ному поведению за столом. Для этого сначала следует правиль­но организовать место: должен быть подобран удобный по высоте стул, перед ребенком ставится тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются или ставятся по­дальше. Важно сразу следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым удобно помогать набирать еду в ложку. Если ре­бенок вскакивает из-за стола с куском в руке, следует спокойно, но твердо усадить его на место либо проследить, чтобы он поло­жил кусок на стол. Нельзя забывать похвалить его, когда он пра­вильно сидит за столом, так как это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Одежда. С одеждой в семье аутичного ребенка связано мно­жество проблем. Многие дети стараются все с себя снять при первой удобной возможности и дома предпочитают бегать голы­шом. Другие проявляют крайнюю стереотипность в выборе одеж­ды, и переход от летнего костюма к зимнему и наоборот сопря­жен с огромными трудностями и бурным протестом. Различные неудобства в одежде, вроде узких воротов, крючков на штанах, тесных петель, тугих кнопок, разъезжающихся молний превраща­ют переодевания в мучительную пытку и для ребенка, и для ро­дителей.

Некоторые из вышеперечисленных проблем связаны, как уже говорилось, со сверхчувствительностью аутичного ребенка к прикосновению, тепловым ощущениям и к множеству других раздра­жителей. Свитер, вполне удобный для другого ребенка, может показаться ему нестерпимо колючим; рубашка - тесной и меша­ющей движениям; колготки - жаркими. Эти повышенные требо­вания приходится учитывать родителям аутичных детей. Необхо­димо, чтобы резинка в штанах не жала, ткань была легкой, без жестких внутренних швов. В то же время, если ребенок долгое время ходил голым, то и к удобной одежде он может не сразу привыкнуть. Нередко привычка ходить одетым вырабатывается, когда ребенок начинает посещать занятия или в присутствии до­машнего педагога, с которым установился эмоциональный кон­такт и в то же время не сложился стереотип вседозволенности в отношениях.

Как известно, в дошкольном возрасте активно расширяется жизненное пространство ребенка. Его начинают возить в гости, на дальние прогулки, на занятия, в цирк, в зоопарк; в это время активно развиваются его социальные навыки. Ребенку с аутизмом намного труднее начать «выходить в свет», но он тоже нуждает­ся в постепенном, дозированном усложнении социальной среды, и его нельзя изолировать в домашних условиях. Он должен полу­чить необходимый социальный опыт, отказ от попыток выходить из дома может сформировать вторичную депривацию ребенка.

Достаточно часто страхи мешают ездить с ребенком в транс­порте. Это - страхи поезда в метро, или троллейбуса, или даже конкретного проезжаемого места. Как правило, они становятся менее актуальны именно по мере накопления опыта езды. Но пока он не накопился, очень важно, чтобы цель поездок на пер­вых порах была особенно притягательной для ребенка. При этом взрослому не нужно самому фиксироваться на пугающих ребен­ка моментах, мало помогают обычно и «успокаивающие» фразы, такие, как «Не бойся, ну что же ты боишься?» Желательно по­стараться уже до входа в метро и во время самой езды «загова­ривать» ребенка, рассказывая ему о приятных моментах, которые ждут его в конце поездки, обсуждая, какую булочку или конфе­ту он хочет купить по дороге, какие станции будет проезжать. Эти же моменты можно включать в рисование или сюжетную игру. Причем, прорисовывая или проигрывая ситуацию, взрослый изоб­ражает ребенка уже победившим свой страх, радующимся и пред­вкушающим то, «как нас бабушка встретит, как она нам обраду­ется, какой торт мы ей купим (твой любимый, с розочками) и вместе будем чай пить» и т. п. Насыщение ситуации поездки при­ятными впечатлениями может постепенно ослабить воздействие неприятных и пугающих.

Посещение детских площадок, как и многих других обществен­ных мест, для родителей большинства аутичных детей связано с неприятными переживаниями, часто с конфликтами и стрессом. Причинами этого могут быть и неадекватное поведение ребенка, и сравнение его со сверстниками, насмешки и нередко злые шут­ки последних, агрессивное поведение родственников некоторых «здоровых» детей. В результате многие родители предпочитают выбирать для прогулок маршруты в обход детских площадок. Од­нако многие аутичные дети, подрастая, начинают тянуться к об­ществу сверстников и нередко ради коротких моментов общения готовы терпеть их насмешки и даже издевательства, что доставляет много болезненных переживаний их родителям. Большинство современных исследователей единодушны в мнении, что аутичному ребенку необходим опыт общения с обычными сверстни­ками, но эти контакты должны быть, особенно на первых порах, организованы взрослыми и осуществляться при их поддержке.

Изначально для маленького аутичного ребенка бывает важно просто смотреть на играющих детей и слушать комментарий взрос­лого по поводу того, что делают ребята. Потом становится воз­можным подойти вместе со взрослым к кому-нибудь из детей, предложить специально взятую игрушку (запасную, которую он легко отдаст), присев рядом, построить что-нибудь из песка. Важ­но дозировать его присутствие на площадке, заранее обговаривать уход домой.

Аутичному ребенку в напряженной для него ситуации взаи­модействия трудно придумать, что сказать при встрече сверстнику, трудно вступить в игру, понять ее правила. Важно вместе обго­ворить различные, наиболее типичные, ситуации, придумать под­ходящие варианты поведения, что можно сказать или предложить другому человеку при встрече или обращаясь с просьбой.

В заключение необходимо остановиться на наиболее важных моментах.

Основой выработки социально-бытовых навыков служат эмо­циональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуаль­ным особенностям и возможностям, понимание его интересов и проблем. Вначале следует подключать ребенка к доступным ему действиям, создавая ситуацию успеха. Усложнение действий дол­жно быть постепенным, происходить по мере появления установ­ки на выполнение задания.

Важно быть последовательным в своих требованиях, следить за тем, чтобы они были разумны и оправданы; необходимо стре­миться к их выполнению.

Необходимо предоставлять ребенку возможность сделать са­мому то, что он может выполнить самостоятельно, даже если быстрее сделать все за него.

При обучении навыкам бытового поведения нужна четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой си­туации изо дня в день.

Необходимо учитывать возрастные особенности. Обычного трехлетнего ребенка также бывает трудно отвлечь от привлекше­го его внимание предмета или удерживать дольше пяти минут на одном месте. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка.

Важно использовать спонтанный интерес ребенка к окружа­ющему миру, быть готовым творчески обыграть объект, привлек­ший его внимание, самому побыть ребенком, радуясь и удивля­ясь случившемуся событию или общей удаче.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь