Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель начальника
Главного управления
лечпрофпомощи детям и матерям
В.В.КУЗНЕЦОВА
23 марта 1987 г. N 11-11/6-25

Рецензенты: Оноприенко А.В. ст. научн. сотр. канд. мед. наук, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (тел. 484-58-02).

Чичерин Л.П. ст. научн. сотр. канд. мед. наук, ВНИИСГ и ОЗ им. Н.А.Семашко Минздрава СССР (тел. 297-83-13).

Органам здравоохранения и учреждениям здравоохранения разрешается размножить методические рекомендации в необходимом количестве.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей.

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городах".

В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением.

В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка.

Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений.

Медицинский персонал кабинетов здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).

Согласно Положению основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

Приложение N 8 к приказу Минздрава СССР N 60 от 19.01.83 г.

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);

Санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

Контроль за нервно - психическим развитием детей.

Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год;

2) в соответствии с назначениями врача:

Консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);

Обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска (приложение 1);

Проведение контрольных кормлений, расчетов питания;

Выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;

Проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни (приложения 2, 3, 4);

3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания (приложение 11);

4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта (приложения 9, 10);

5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры (приложение 12);

6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;

7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях (приложение 6);

8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;

9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

10) ведение в истории развития ребенка (форма 112/у) вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка (приложение 7);

11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей (приложение 8);

12) осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР

Для равномерного распределения нагрузки медперсонала КЗР профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков.

Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков, то устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; при количестве участков от 5 до 10 - выделяются 2 дня в неделю для профилактических приемов; при 10 участках и более эти приемы планируются ежедневно (по 2-3 участка в день).

Направление в КЗР детей первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медицинская сестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета.

Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно - психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т. д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медицинской сестры, которая отражает в карте развития (форма 112/у) данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год) (приложение 4а). Медицинская сестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно - психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период (приложение 5).

Данные об уровне нервно - психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен в ф. 112/у и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР

1. Основной минимум теоретических знаний:

Основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;

Режим и питание беременной;

Режим и питание кормящей матери;

Профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;

Анатомо - физиологические особенности новорожденных;

Патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;

Особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни;

Воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);

Вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;

Гигиеническое воспитания детей;

Профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);

Календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;

Оказание экстренной помощи детям.

2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:

Сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;

Правильное пеленание ребенка;

Гигиенический туалет ребенка раннего возраста;

Купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.);

Обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;

Проведение антропометрии, измерение температуры тела;

Определение частоты пульса и дыхания;

Постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;

Закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);

Диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;

Массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);

Приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

1. Учетная форма N 112/уу, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2. Учетная форма N 039/уу.

3. Учетная форма N 038/у.

Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

В кабинете должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста (приложение 8):

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.

10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.

11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.

12. Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.

15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни.

16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.

17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР

От качества работы медицинской сестры КЗР во многом зависит эффективность профилактического раздела обслуживания детской поликлиники. Основным критерием эффективности является уровень и динамика состояния здоровья детей по группам здоровья и группам развития, оцениваемая заведующей педиатрическим отделением.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж ног (поглаживание).

3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное.

4. Массаж спины (поглаживание).

5. Ползание - упражнение рефлекторное.

6. Массаж живота (поглаживание).

7. Массаж стоп (растирание).

8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).

9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Скрещивание рук на груди - упражнение пассивное.

3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно - активное.

5. Массаж спины (поглаживание и разминание).

6. "Положение пловца" - упражнение рефлекторное

7. Массаж живота (поглаживание и растирание).

8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).

9. Упражнения для стоп рефлекторные.

10. Сгибание и разгибание рук ("бокс") упражнение пассивное.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

12. Поворот со спины на живот влево.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди.

3. "Скользящие шаги" - имитация велосипедных движений - упражнение пассивное.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).

6. "Парение на животе" - упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное.

10. Упражнение для стоп.

11. "Бокс" (сгибание и разгибание рук).

12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное.

13. "Парение" на спине - упражнение рефлекторное.

14. Вибрационный массаж грудной клетки.

15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.

2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).

3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

6. Массаж живота.

7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное.

11. Поворот со спины на живот влево.

12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки - упражнение активное.

13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.

14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное, кроме упражнения "бокс", которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции.

Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

1. "Бокс" (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.

2. "Скользящие шаги".

3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.

5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.

6. Наклоны туловища и выпрямление.

7. Массаж живота.

8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.

9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.

11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.

12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.

13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение горизонтальное - для упражнений 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 проводятся по речевой инструкции.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)

1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение - стоя на полу.

2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса). Выполняется лежа на полу.

3. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.

4. Пролезание через обруч (для спины, позвоночника и ног). Выполняется лежа на животе.

5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)

1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.

2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.

3. Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).

4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть ("какие мы большие и маленькие").

5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.

Форма одежды - трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.

Продолжительность занятий 10-12 минут.

Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды - трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.

Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.

1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).

2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.

3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).

4. Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.

5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.

6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).

2. Скрещивание рук на груди.

4. "Скользящие шаги".

5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.

7. Массаж живота.

8. Сгибание и разгибание рук.

9. Сгибание и разгибание ног.

10. Повороты со спины на живот влево.

12. Поднятие выпрямленных ног.

13. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.

I. Параметры поведения детей 1 года жизни

1. Преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное).

1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями);

2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый);

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище, отказ от пищи).

характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный).

5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и пр.).

6. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, навязчив, ласков, инициативен, боязлив, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вялый, легко утомляющийся, другие особенности).

II. Параметры поведения детей 2-3 года жизни

1. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое).

1) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище).

4. Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).

5. Индивидуальные особенности (контактен, доброжелателен, адекватно относится к оценке взрослого, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен, легко обучаем, инициативен и т. д.).

Оценка поведения

Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику.

Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико - педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.

Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико - педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка,

Педиатрический кабинет. Предназначен для приема детей врачом-педиатром. Помещение должно быть хорошо осве­щенным, с температурой не ниже 20-22 °С. Его оборудова­ние включает: стол для врача, пеленальный стол, кушетку для осмотра старших детей, ростомеры, детские весы, столик для медицинских инструментов. Наличие умывальника с холод-ион и горячей водой, мыла, полотенца обязательно. В каби­нете должны быть сантиметровая лента, шпатели, аппарат для измерения артериального давления, легкомоющиеся иг­рушки. В нем обычно находится картотека истории развития ребенка 1-го года жизни, а также детей, получающих бес­ила гное питание, пострадавших от ЧАЭС и детей-инвалидов.

№52. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.

Особенностью обслуживания детей в возрасте до 5 лет является активный патронаж, Который начинается с антенатального периода. Сведения о беременных поступают в детскую поликлинику с 6-7 месяцев беременности. Патронаж беременной осуществляется участковой медицинской сестрой детской поликлиники. При первом посещении она знакомится с бытовыми условиями, разъясняет режим и характер питания беременной; при втором - готовит ее к кормлению новорожденного, дает рекомендации по приобретению предметов ухода за младенцем.

Патронажное наблюдение за новорожденным начинается после его выписки из родильного дома. Первое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня. Второе посещение ребенка на первом месяце жизни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза. На первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому. В возрасте 1 года участковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности группой клетки, анализирует результаты осмотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невропатолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.

Детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет o- 1 раз в год.

Перед поступлением ребенка в детское дошкольное учреждение или школу проводится углубленный медицинский осмотр с привлечением необходимых специалистов.

Главной фигурой в системе педиатрического обслуживания является участковый педиатр, работающий по участковому принципу. Это дает возможность хорошо знать свой контингент и учитывать не только индивидуальные особенности детей, но и особенности организации их жизни в семье, а также осуществлять наблюдение не только за больными, но и за здоровыми детьми. Под наблюдением врача-педиатра находятся все дети, проживающие на территории участка, независимо от их возраста. В соответствии с Положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники его основной задачей является проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, проживающих на территории участка.

Участковый врач-педиатр ведет прежде всего большую профилактическую работу со здоровыми детьми, заключающуюся в проведении дородового патронажа беременных, проживающих в районе обслуживания, осуществлении активного динамического наблюдения за детьми в зависимости от возраста и наличия факторов риска, организации комплексных профилактических осмотров врачами-специалистами, проведении противоэпидемических мероприятий и санитарного просвещения.

Дети с хроническими заболеваниями находятся под диспансерным наблюдением участкового педиатра или врачей специалистов узкого профиля. Диспансеризация детей включает в себя все основные элементы диспансерного метода:

· активное выявление и взятие на учет контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению;

· активное систематическое наблюдение за контингентами, взятыми на учет, и своевременное оказание всех необходимых видов медицинской и социальной помощи;

· меры общественной профилактики.

По результатам профилактических осмотров педиатр дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка. При этом учитываются следующие данные: функциональное состояние органов и систем, резистентность и реактивность организма, уровень и тармоничность физического и нервно-психического развития, наличие хроническод патологии. Предусматривающая следующие группы здоровья:

первая группа-здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болевшие в период наблюдения или имеющие незначительные отклонения, не требующие коррекции;

вторая групп а-«угрожаемые» дети, склонные к повышенной заболеваемости, с риском возникновения хронической патологии. В эту группу включаются дети с наличием функциональных отклонений, дети первого года жизни с отягощенным акушерским или генеалогическим анамнезом, часто болеющие или перенесшие тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п.

третья, четвертая и пятая группы- больные дети с хронической патологией в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

Лечебная работа в детских поликлиниках занимает наибольший удельный вес, составляя до 60% от всех посещений. Она осуществляется на дому и в поликлинике и находится в прямой зависимости от уровня заболеваемости детского населения, которая увеличивается в осенне-зимний период и снижается в летнее время.

В медицинской помощи детям раннего возраста, оказываемой детской поликлиникой, значительное место занимает профилактическая работа, особенно с детьми первых трех лет жизни. Для планомерного проведения профилактической работы с детьми раннего возраста и устранения контактов с детьми более старших возрастов в детских поликлиниках выделяется один или два полных дня в неделю для приема детей первых трех лет жизни. Иногда эти профилактические приемы называют закрытыми, так как часы приема не указываются на общей доске расписаний, а отмечены в памятке, выдаваемой матери при первичном патронаже новорожденного после выписки из родильного дома.

Для надлежащей организации профилактических приемов в детской поликлинике необходимо не только рационально составленное расписание, но и рациональная организация самого приема. Первое условие-отсутствие перегрузки приема, .поэтому участковая медицинская сестра не должна приглашать на профилактический прием более 5 детей (на 1 ч приема).

Следует помнить, что качественный прием даже 1 ребенка в течение 12 мин может быть обеспечен только очень четкой его организацией.

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка, который должен быть специально оборудован для детей первого и второго года жизни. В кабинете должны быть весы, ростомеры, наглядные пособия, стол для массажа. В числе наглядных пособий должны быть красочно оформленные режимы дня, наборы одежды, игрушек, предметы ухода в зависимости от возрастных периодов детей.

В детских поликлиниках должны быть помещения для проведения контрольного кормления.

Основными задачами профилактического приема являются следующие:

1) контроль за правильностью физического и психомоторного развития ребенка;

2) регулирование изменений режима жизни и питания ребенка соответственно возрасту;

3) осуществление мероприятий по профилактике и лечению рахита;

4) обучение матерей массажу и комплексам гимнастики, соответствующим возрасту ребенка;

6) осмотр детей перед профилактическими прививками;

В обязанности участковой медицинской сестры входит подготовка кабинета к приему детей. Она состоит в проверке санитарного состояния кабинета, исправности приборов, наличии чистых халатов, мыла, полотенца для рук, чистых шпателей, направлений на лабораторное исследование.

Систематичность наблюдения педиатра и участковой медицинской сестры за детьми первых лет жизни является одним из основных условий воспитания здорового ребенка и характеризует качество работы детской поликлиники.

Прием здоровых детей первого года жизни можно проводить в КЗР. Кабинет обес-

печивает консультационно-методическую помощь роди гелям, участковым сестрам, педиатрам по вопросам развития, вос­питания и охраны здоровья детей. Особое внимание сестра КЗР уделяет мерам, направленным на сохранение грудного вскармливания, консультирует родителей по организации ре­жима дня, физическому воспитанию детей, привитию им ги­гиенических навыков, обучает методикам физического воспи­тания, технологии приготовления и введения детского пита­ния, профилактике и устранению вредных привычек, гигиене полости рта, участвует в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения. Проводит массаж и гимнастику, оценивает нервно-психическое развитие и выявляет особен­ности поведения детей. Консультирует участковых сестер по методике проведения массажа и гимнастики, закаливающих процедур, информирует их о выявленных нарушениях в раз­витии ребенка и ошибках родителей в уходе за детьми. Про­водит работу по оформлению холла и КЗР, обеспечивает ро­дителей методическими материалами по уходу за ребенком (памятки, брошюры), осуществляет связь с Домом санитарно­го просвещения. В некоторых поликлиниках функции сестры КЗР переданы участковым медсестрам.

Сестра КЗР ведет документацию: план работы на год и ме­сяц, карту-вкладыш к форме № 112, журнал учета сашпарно-просветительной работы (ф. № 038-0/у), дневник работы среднего медицинского персонала поликлиники (ф. № 039/у).

№53. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.

Противоэпидемическая работа педиатра:

1) профилактика инфекционных заболеваний:

Раннее выявление инфекционных больных (при приеме или посещении на дому по любому поводу)

Их изоляция (на месте или госпитализация)

Срочное оповещение о случае заболевания

Проведение мероприятий по предупреждению новых случаев болезни в эпид очаге и на участке (изоляция, разрыв путей передачи, снижение восприимчивости к болезни окружающих)

Наблюдение за выздоровевшими

2) иммунопрофилактика

Врач координирует действия по профилактике инф. Заболеваний, совместно работая с родителями, работниками поликлиники, детских учреждений, районного ЦГЭ, органами местной власти, администрацией организаций и учреждений, представителями общественных организаций, расположенных на обслуживаемой территории.

Каждый родитель прекрасно знает, как трудно находиться с ребенком в детской поликлинике. Не секрет, что здоровые и больные пациенты должны сидеть в общей очереди перед кабинетом доктора в течение долгого периода времени. Для того чтобы снизить риск распространения воздушно-капельной инфекции, в крупных городах стали открывать кабинет "Здоровое детство" в поликлинике. Что это за место и что в нем происходит?

Предпосылки возникновения данного кабинета

В каких случаях еще можно обратиться?

Для получения направлений на анализы. Многие вынуждены подолгу сидеть в очереди к врачу лишь для того, чтобы получить направление на сдачу клинических анализов.

Любой родитель сможет записать своего сына или дочь на прием к врачу-специалисту. Медицинский работник в кабинете "Здоровое детство" тщательно осмотрит ребенка, опросит родителя о причинах обращения в лечебное учреждение и, в зависимости от показаний, запишет ребенка на консультацию к подходящему врачу.

Для перед вакцинацией. Перед каждой прививкой врач должен тщательно осмотреть ребенка, вся процедура занимает около 5 минут, а стояние в очереди к педиатру отнимет от 15 до 60 минут, а то и более.

Для выписки рецепта на молочную детскую кухню. Не секрет, что для родителей малыша весьма проблематично посещать детскую поликлинику, особенно если речь идет лишь о выписке льготного рецепта. Что за кабинет "Здоровое детство" в поликлинике? Это место, где родители малыша смогут получить льготный рецепт на молочное питание в считанные минуты.

Как можно попасть в кабинет "Здоровое детство"?

Во многих детских поликлиниках уже существуют специальные кабинеты, однако, родителей до сих пор интересует вопрос: "Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это такое и как туда можно попасть на прием?». Талон на прием можно взять в регистратуре точно так же, как и талон к любому другому врачу детской поликлиники. Кроме этого, в данный кабинет можно записаться через специальный сайт в Интернете, выбрав графу "педиатр - здоровое детство".

Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это, необходимость или излишество? Организация подобных кабинетов позволила значительно сократить распространение воздушно-капельных инфекций у детей, ведь теперь нет необходимости здоровым и больным сидеть в одной и той же очереди. Кроме этого, получить необходимые направления или справки для детских учреждений стало гораздо проще.

Что в итоге?

Улучшение качества обслуживания и доступность участкового врача-педиатра.

Сокращение времени приема и ожидание в очереди.

Быстрое и качественное оформление медицинской документации.

Освобождение времени участкового педиатра, которое он может уделить больным детям.

Не так давно в крупных городах стали открываться специальные кабинеты "Здоровое детство", которые созданы специально для того, чтобы облегчить жизнь маленьким пациентам и их родителям. За несколько месяцев своей работы они уже оправдали свою эффективность и необходимость. В нашей стране все делается для того, чтобы улучшить качество обслуживания и уменьшить количество очередей в детских лечебных учреждениях, поэтому кабинеты "Здоровое детство" необходимо создавать в каждом детском медицинском учреждении. Получить справку, записаться к узким специалистам, получить рецепт на детскую молочную кухню - все это теперь можно сделать в течение 5 минут в специальном кабинете.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь