Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Организация: МБДОУ детский сад № 55

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

В связи с введением перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

В настоящее время нет четкого определения «технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста». Степанов Е.Н. дает такое определение «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»

Характерными чертами личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются:

    Замысел личностно-ориентированного взаимодействия – создание педагогом условий для максимального влияния воспитательно-образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, а именно оказание помощи детям в поиске своего индивидуального стиля и темпа деятельности, в развитии познавательных психических процессов и интересов, развитии творческих способностей, в формировании положительной Я-концепции.

    Организация взаимодействия – проектирования взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; использование разнообразных форм общения, особенно диалога, использование интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе, использование педагогической поддержки; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как делал, какие эмоции испытывал).

Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность. Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:

    совместно-индивидуальная деятельность, которая предполагает решение каждым участником части общей задачи независимо друг от друга;

    совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

    совместно-совместная деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Самыми оптимальными в условиях совместной деятельности являются малые группы детей (по пять-шесть человек).

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

В самом общем виде структура совместной деятельности детей и педагога может быть определена следующим образом:

    постановка воспитателем (возможно и детьми в старшем дошкольном возрасте) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;

    процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение;

    результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность ребенку реализовать себя как личность.

С точки зрения данного подхода личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей воспитательно-образовательной системы. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.

Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода: " Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Литература:

    Абасов, З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников [Текст] / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2002. -№5.-С. 56-61

    Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 123 с.

    Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.Г. Хабарова.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.

Личностно ориентированного подхода

Подход к обучению , который выражается в учете возрастных, психологических, профессиональныхинтересов, возможностей, потребностей учащихся, опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения, в личностном развитии учащихся.

Личностный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики.

Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику , помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества .

В числе индивидуальных особенностей , на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

Воспитатели особенно внимательно должны следить за изменением главных личностных качеств – направленности личности, ее ценностных ориентации, жизненных планов, сформировавшихся установок, доминирующих мотивов деятельности и поведения и оперативно корректировать процесс воспитания , направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень с формированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться : не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования.

Использования личностно-ориентированного подхода позволит поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Организация: МБДОУ «Д/с №6»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

В связи с введением ФГОС перед нами, педагогами дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. Поэтому мы ставим перед собой основную задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов :
1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Внедряя выше перечисленные принципы, пользуюсь следующими методами :

  • Метод диалога;
  • Игровые методы;
  • Рефлексивный метод;
  • Метод педагогической поддержки;
  • Диагностические методы.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность .

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

  • Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
  • Совместное определение цели деятельности детей;
  • Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
  • Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
  • Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.

Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают следующие игры:

Игра “Комплименты”

Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева.

Обязательные условия.

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
  3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А ты сегодня очень…” или “А у тебя сегодня …”.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1.Два мальчика поссорились – помири их.

2.Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3.Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, помогаем ему формировать свою неповторимость.

Реализуя в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии применяю технологии руководства самостоятельной деятельностью детей «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», которые являются примером использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. В настоящее время можно говорить об их эффективности в работе с детьми.

Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника и на основе этого разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректируем свои дальнейшие действия для работы с ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Всю работу, построенную на основе индивидуального образовательного маршрута, можно разбить на несколько этапов:

    1. Этап наблюдения, цель котороговыявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников».

      Диагностический этап, в ходе которогопроводится ряд диагностик с целью выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

      Этап конструирования – этопостроение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей и определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

      Этап реализации образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

      Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов составляю и реализую индивидуальные образовательные маршруты.

Ориентируясь на индивидуальные, личностные особенности, создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе: сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория деятельности (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Стимулирую воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Ставя перед детьми проблему, не предоставляя готовых знаний, стремлюсь к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, мы воспитываем интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, формируем волевую и мотивационную готовность к школе.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  2. Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 12
  3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004.

Непосредственно образовательную деятельность в группе я провожу по подгруппам. Учитывая психологические и индивидуальные особенности и возможности воспитанников, вначале учебного года я приняла решение поделить детей на 2 подгруппы таким образом: в І подгруппе - дети с наиболее высоким уровнем развития. Во ІІ подгруппе есть дети с недостаточной работоспособностью или обучаемостью. Первым провожу занятия со ІІ подгруппой. Детям этой подгруппы стараюсь привить интерес и положительное отношение к занятиям, особенно с повышенным умственным содержанием, использую доброе пожелание, моральную поддержку, девиз, загадку и т.д.

Во время проведения НОД стимулирую учебную деятельность: создаю ситуацию успеха, подбадриваю, поощряю. Использую разные варианты учебных заданий в соответствии с уровнем развития и возможностями детей: более сложных - для детей быстро успевающих приобрести необходимые навыки и приемы, и облегченных - для детей со сниженными возможностями. Учебные задания изменяю за счет, как увеличения, так и снижения объема, так и усложнения или упрощения их содержания. Причем более «слабым» детям сначала даю облегченные варианты заданий, но затем обязательно дорабатываю материал в других режимных условиях, например, на индивидуальных и дополнительных занятиях или на прогулке. При ответах на вопросы, не требующие длительного обдумывания «слабых» детей вызываю отвечать первыми, а при ответах на более сложные - последними. Также при опросах застенчивых, малоактивных детей в целях предупреждения чувства страха, скованности, повышенной нервной напряженности использую такие приемы, как предупреждение о том, что ребенок будет вызван для ответа, для повторения указания, исправления, дополнения. Напоминаю о том, что необходимо делать в данный момент: слушать, думать, запоминать, быть внимательным …

Для детей имеющих высокий уровень развития использую более сложные варианты учебных заданий, опираюсь на их самоконтроль, предоставляю возможность оказывать помощь своим сверстникам, испытывающим определенные трудности в учебной деятельности.

На занятиях обязательно использую поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, систематизацию знаний, нацеливающих на стимулирование мышления, внимания, памяти: «А как вы думаете?», «Почему ты так думаешь? и т.п.

Для снижения утомляемости продумываю чередование видов работ, типов деятельности - использую разнообразные формы организации занятий: сидя за столами, сидя на стульчиках полукругом, сидя на ковре, стоя и т.д. Также использую двигательные и эмоционально-психологические разгрузки: физминутки, минутки здоровья, динамические паузы длительностью 1,5-2 минуты. Провожу по мере необходимости в виде комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами; пальчиковые гимнастики; упражнения дыхательной гимнастики; элементов релаксации; двигательные разрядки в виде игр, длительностью 3-5 минут.

Включаю музыку в процессе занятий, не только как фон, и не только для того, чтобы заинтересовать детей, создать положительный эмоциональный настрой на работу, но и во время самостоятельной работы, например, по математике это помогает развитию у детей контроля за временем и умения сосредоточиться.

В процессе занятия стараюсь активизировать личный опыт детей. На обучающих занятиях, где даётся новая информация, сначала предоставляю возможность детям высказаться, рассказать, что они знают по этой теме. Всегда даю возможность детям задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Охотно поощряю, хвалю, не даю отрицательной оценки.

Учитывая такие особенности, как дети-аудиты, дети-визуалы, дети-кинестетики на занятии я много рассказываю, поясняю, широко использую наглядность: предметные картинки, иллюстрации, игрушки и т.п.

Обязательно даю возможность обследовать предмет изучения, подействовать с ним, например, на познавательном занятии «Удивительное в камне» дети не только рассматривали коллекцию камней и украшения, но и имели возможность подействовать с ними: трогали, нюхали, стучали друг о друга, проверяли на твёрдость, соизмеряли по весу.

Также стараюсь учитывать темперамент детей. У нас есть дети медлительные и те, которые быстро справляются с заданием, таким детям даю возможность проверить у других задания, оказать помощь, проявить самостоятельность и инициативность.

Также применяю ТРИЗ, стараюсь воспитывать в детях творческую личность. Предлагаю задания на развитие воображения: дорисуй, подрисуй, придумай и расскажи сказку, придумай конец истории, сочиняем сказку на новый лад. В конце занятия подвожу итог, рефлексию. Задаю не только такие вопросы: что понравилось? Что узнали нового, но и что бы вы хотели узнать на следующем занятии, какие задания были самыми трудными, самыми легкими, интересными, что не понравилось.

Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода на занятии обеспечивает качество обучения для каждого ребенка

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская, А.А. Плигин).

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим основные положения личностно-ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.

Все люди разные. У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть - это утверждение права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя

Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми.

Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.

Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности.

Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок - еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается.

В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход.

Дифференциация- это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания опти-мальных условий развития и саморазвития потенциальных возможностей личности каждого ребенка.

С понятием «дифференциация» непосредственно связаны термины «дифференциро-ванное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения».

Дифференцированное обучение- это система подбора содержания, методов, при-емов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников. Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально-личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения.

Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «диффе-ренциация». Исходя из принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения - это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обуче-ния.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Таким образом личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, спо-соба деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается ситуация успеха.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь