Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

Консультация для родителей.

«Что такое фонематический слух и

Как его развивать»

Подготовила: учитель-логопед

Иванова Светлана Витальевна

Многим родителям наверняка приходилось слышать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух. С другой стороны, внимательные родители и сами могут заметить, что речь малыша развивается с отставанием. Даже при условии логопедической работы с ребенком не всегда быстро удается добиться положительных результатов. Звуки ставятся, но самостоятельно ребенок их не употребляет, смешивает в речи, не слышит разницы между правильным и неправильным произношением. Так что же такое фонематический слух и для чего его нужно формировать? Попробуем в этом разобраться.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Мозг этих детей не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Все эти нарушения, если их не исправить вовремя в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка. Многолетняя практика показывает, что ребенка с фонематическим недоразвитием, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее.

На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее.

Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребенок должен их выставить в названном порядке и так далее).

На четвертом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: взрослый произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.

Задачей последнего, шестого, этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова.

При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и дома с родителями).

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении.

Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Игра "Правильно-неправильно".

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

Различаем слоги

На четвертой ступени обучения ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра "Сколько звуков?"

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра "Буквы, по порядку становитесь".

Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.

Упражнение "Отыщи слово, отыщи звук":

ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли...игры (тигры),

Мы от страха все притихли.

Такая шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции и успешного усвоения чтения и письма. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно, и школьных проблем удастся избежать!

Желаю вам успехов в развитии вашего ребенка!


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

В статье, которую, вы читаете, я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -это способность правильно слышать и узнавать звуки. фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух -это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которму один звук отличается от другого.Вследствии этого при восприятииречи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ? Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные(твердые-мягкие, глухие-звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии(нарушение процессов чтения) и дисграфии(нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет:"я не пойду в школу !" Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители проконсультировались с логопедом.

Поэтому, я считаю, очень важно до начала обучения грамоте,чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение .

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно:са-за,су-зу, со-зо и т.д.Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых),например: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук(напримерС) поймай его, хлопни в ладоши:а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки : с-ш, з-ж,сь-щ,ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие : б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки:к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным(наиболее чувствительным)периодом является возраст до двух лет. В это время родители , которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают , читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать,значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом(при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом(который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово(например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении:паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития , им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе , чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха и вы сможете справиться сами с этой прблемой. В случае если ребёнок
смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом , еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Необходимое условие обучения чтению - это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель работы: развивать фонематический слух детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет.
  2. Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
  3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
  4. Совершенствование речевого слуха.
  5. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

I.ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА
I.1. Фонематический слух – основные понятия

Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема – это не просто звук, а значащий звук - всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.

К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде¬ления на составные элементы (фонемы) разных звуко¬комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.

Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.

В связи с тем что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш - с, ж - з, ч - ц, щ - съ), звонких и глухих (в - ф, з - с, ж - ш, б - п, д - т, г - к), звуков л и р, твердых и мягких (д - дъ, л - ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар ввуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч - тъ, с - ц и пр.
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш нужно подводить детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс... - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш... - когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.(
Приложение 1)


Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и во фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи, навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

I.2. Типичные нарушения фонематического слуха

Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников, под которыми понимались:

Искажения структуры слова;

Неправильное начертание буквы;

Нарушения основных правил графики.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).

Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные занятия.

Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия .

Известно, что звуко-буквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.

Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.

Итак, как же можно проверить фонематический слух?

1. Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза - коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.

Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:

Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.

Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.

Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.

Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого. Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.

Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается? Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.

Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

Да – та

Та – да

КА – га

Та – да – та

Да – та – да

КА – га – кА

Ца – ча – ца

Ча – ща – ща

Оц – оть – оц

Сок – цок

Том – дом

Лук – люк

3. Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.

При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.

Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.

Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.

Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.

Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов артикуляции. Задача воспитателя - развить у детей подвижность языка, регуляцию движений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма.(Приложение 2) Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие – нибудь отклонения в произношении звуков.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.

Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в

1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки – чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.

Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.

Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

Виды работы по дифференциации звуков

Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы:
1-й вид работы - дифференциация изолированных звуков.
Проводится работа по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картины-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом.
Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы - дифференциация звуков в словах.
Подбирается различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем - слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом - слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети Должны четко, правильно произносить звуки и указывать их различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы - дифференциация звуков в речи.
Подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.
При этом отводится внимание тому, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.

«У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения)», – подчеркивает О.В. Правдина. Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное.

К 4 годам в норме заканчивается становление правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. К этому возрасту ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

У детей 5-летнего возраста должен быть достаточно хорошо развит фонематический слух, звуковой анализ слов, интонационная выразительность.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети в полной мере овладевают не только речевым слухом, но и специальными действиями звукового анализа слов, всеми речевыми и коммуникативными системами. Однако, для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходима организованная систематичная работа.

I.3. Особенности работы по обучению правильной речи и развитию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста

Основными задачами обучения правильной речи в старшей группе являются:

1) формирование звукопроизношения;

2) развитие фонематического восприятия;

Обучение правильной речи предполагает решение задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитанием интереса к родной речи.
Дети учатся анализировать звуковой состав слов, сравнивать их по количеству звуков, а звуки - по их качественной характеристике (гласные - ударные и безударные, согласные - твердые и мягкие).

При обучении звуковому анализу используется способ интонационного выделения звуков в слове, который дети уже освоили на занятиях по развитию речи.

Для проведения звукового анализа нужна картинка-схема звукового состава слова. Она состоит из последовательного ряда клеток, соответствующего количеству звуков; на ней изображен предмет название которого предлагается для звукового анализа. Картинка помогает ребенку не забыть, какое слово он разбирает, а схема - определить количество звуков в нем. Дети проговаривают слово вслух, интонационно выделяя последовательно все звуки слова, определяют их и обозначают фишками нейтрально, цвета (серого). При проведении звукового анализа дети называют звуки в соответствии с их звучанием в слове.

Звуковой анализ формируется на специально подобранном словесном материале. Сначала дети разбирают трехзвуковые слова: мак, дом, дым, лук, кит, лес.

Затем вводится новая задача - знакомство с оными звуками, которые легко произносятся, не встречая во рту никаких преград. С этого момента гласные звуки обозначаются красными фишками.

Усложнение задач по звуковому анализу происходит на материале четырехзвуковых слов: луна, лиса, утки, сани, аист, лист, слон, юла, паук, клей и др.

Вслед за введением гласных звуков, дается различение согласных на твердые и мягкие. Дети узнают, что при произнесении согласных звуков мешают преграды - либо губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого положения детям предлагают произнести несколько согласных звуков (л, р, т, в, с и др.) и сравнить их с гласными звуками (а, о, у, ы, и, э), которые легко произносятся. Характеристика согласного звука наиболее ярко проявляется при сравнении пары звуков (б-бь, в-вь, с-сь, р-рь и т. д.), поэтому в основу формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип сопоставления звуковых пар. (Приложение 3)

Например, анализируются слова луна и лиса.
Дети называют первые звуки в словах: луна - л, лиса - ль. Далее детям объясняют, что звуки звучат по-разному: звук л называется твердым согласным, а звук ль - мягким. Твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие - зелеными. Обучение детей умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки проводится на следующих словах: роза, луна, лиса, сани, утки, аист, лист, юла, слон, гуси, паук, жук, клей. Далее на материале четырех-пятизвуковых слов (шуба, кино, бусы, игла, мишка, мышка, замок, лейка, речка, елка, вишня) закрепляются умения проводить звуковой анализ и различать звуки по их качественной характеристике.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. (Приложение 5)

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Фонематический слух как основа речи ребёнка».

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других - в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения.

Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.

Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки - фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдение за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцировании фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове. определять его место среди других звуков. отличать один от другого. можно перейти к другим видам операций. опираясь на умения. сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух. но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает 2-й этап работы над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того. правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

I.4. Применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков

Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноценных звукоразличений сможет применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика – это простое, но эффективное средство совершенствования силы, точности и координации речевых движений. Артикуляционная гимнастика может быть включена в занятия (5-7 мин. ежедневно), рекомендована педагогом для ежедневного выполнения дома. В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение органов речи, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. В перспективе это позволяет анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия.

Применение моделей артикуляции звуков может сделать процесс обучения как наглядным, так и познавательным.

Для создания моделей артикуляции звуков разработаны специальные символы.

Модели артикуляции гласных звуков учитывают:

Участие или неучастие губ;
-вибрацию голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.

Модели артикуляции согласных звуков учитывают:

Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляции в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука. Модели легко узнаваемы, это даёт возможность легко их запомнить. Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. (Приложение 4)

Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи.

Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников.

II. КОНСУЛЬТАЦИИ

II.1. Консультации для педагогов

«Фонематический слух - основа правильной речи.»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, неможет сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

«Создание среды для развития фонематического слуха»

Нарушения фонематического слуха, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие звуковой культуры речи, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатываемая в каждом детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание фонематического слуха является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами фонематического слуха являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию фонематического слуха включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. этап появления звука;
  3. этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Два первых этапах речевой работы включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.

Зачастую данному этапу работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития. В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.

Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи.

Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речевок.

При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.(см. Приложения)

II.2. Консультации для родителей

«Как научить ребенка правильно произносить звуки»

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
-этапа появления звука (постановка звука);
- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи -фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
Расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.
-работать над умением составлять рассказы, пересказы;
-обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
-справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;
-формировать слоговую структуру слова;
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.
  2. Волкова Л.С. Логопедия.[Текст]: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. [Текст]: Методическое пособие/ Дурова Н.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с
  4. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.
  5. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / Казанская В.Л. Шматко Н.Д.//Дефектология,- 2002г,- №5- с 75 -86
  6. Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет!/ Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А.// Начальная школа, -2002,- №4,- с.45-50.
  7. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения.[Текст]: учебное пособие/ Семенкова Т.В.- М., 2000г.
  8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.[Текст]:учебное пособие/Ткаченко Т.А.- М.,2001г.
  9. Филичева Т.Б. и др.Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.[Текст]:учебное пособие /Филичева Т.Б. и др.-М., 2006.
  10. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития. [Текст]:учебное пособие/ Ястребова А.В. – М.: АРКТИ, 2010.

Елизавета Пономарёва
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель не мечтает о том , чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело?. Что не так?. Какова причина?. Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка . Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух . И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух , фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух , фонематическое восприятие ? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…

Для начала вспомним, что такое слух вообще ?

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Не речевой слух - это восприятие природных , бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух - это слух на звуки речи , то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух » и «фонематическое восприятие » .

Фонематический слух- это тонкий слух , позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных) . Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово : «коза-коса» , «дом-ком» , «крыса-крыша» , «бочка-почка» . Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух , что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы , и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия :

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова .

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем :

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии . Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха .

Поиграем?. Обучающие игры.

Игра «Поймай звук» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р» : л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки : пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя» Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например : дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец) . Определите, где «живет» заданный звук в слове : в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине) .

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ши-на (3 слога,бе-то-на-ме-шал-ка (6 слогов)

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

Публикации по теме:

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:"Что такое хорошо,что такое плохо" Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Консультация для родителей «Фонематический слух» «Какой бывает слух?» Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю,.

Фонематический слух - основа правильного произношения у дошкольников В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной.

Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.

Играя, развиваем фонематический слух ребенка Играя, развиваем фонематический слух ребенка Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.

Логопедический досуг «Фонематический калейдоскоп, или к школе будь готов!» Конспект досуговой деятельности «Фонематический калейдоскоп» или «К школе будь готов!» для детей подготовительной группы (Первая половина.

Развиваем слух Возьмите несколько пар коробки kindersurprise. Наполнить их различными материалами, как манная крупа, макароны, скрепки, камешки. Главное,.

Библиотека изображений:

В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ). У человека и высших животных звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки (среднее ухо) передаются в улитку лабиринта (внутреннее ухо), где колебания т. н. основной перепонки вызывают возбуждение чувствительных нервных окончаниях кортиева органа, которое передается в головной мозг. Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц.
Важной характеристикой слуха является СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ .
Слуховое внимание - это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.
Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.
Для обозначения ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА в современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи (фонетической) и процесс развития восприятия звуков речи (фонематической).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь