Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Завершение курса. Выпуск в Письмах - португальский язык и его литература. Традиционное преподавание грамматики недостаточно для хорошей работы ученика не только в школе, но и в любом другом месте. Исследователи отмечают, что если учебное заведение не примет новые способы обучения, студенты пройдут базовый цикл без какой-либо команды на родном языке.

Текст: основы для обучения грамматике. 60 стр. Магистратура на португальском языке и ее литература. Евангелический колледж Бразилии. Традиционный способ преподавания грамматики недостаточно для хорошего развития ученика не только в школе, но и во всем мире. Основное внимание в этой работе уделяется тому, чтобы показать одну из новых перспектив для преподавания грамматики, которая, кстати, является предпочтительной из национальных параметров учебной программы: текст в качестве основы для обучения грамматике.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

Учителя из португальского языка сталкиваются с проблемой, которая ухудшается с каждым днем. Студенты заканчивают базовое образование, по большей части, без доминирующего, иногда даже ненавидящего, родного языка. Основной смысл жизни учеников - понять грамматику португальского языка. Многие из них не могут понять, почему существует так много правил и исключений, что в их понимании нет никакой ценности.

Португальский язык имеет несколько типов грамматики, но основные из них: нормативные, описательные, генеративные и функциональные. Три из этих четырех неизвестны большинству бразильцев, так как они изучаются только на курсах бакалавриата по литературе, другая общая для всех: норма. Она называется, потому что она отвечает за эти правила, которые преследуют жизнь учеников.

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

В настоящее время следует продемонстрировать практику использования нормы, а не только деконтекстуализированные теории и примеры. Чтобы ученик увидел важность столь многих правил, необходимо доказать, что неиспользование может привести к неправильному толкованию невозможности общения. С этого момента возникает следующий исследовательский вопрос: есть ли способ, которым учитель может использовать текст в качестве основы для обучения грамматике?

Для того, чтобы студент овладел этими тремя компетенциями, которые определяют развитие португальского языка, будь то в речи или письме, текст является идеальным инструментом. Поэтому в этом исследовании, основанном на библиографических исследованиях, есть общая цель показать важность контекстуализации преподавания грамматики. Кроме того: концептуализация грамматики и текста; ставить вопрос о результатах текущего метода обучения стандарта; размышлять о последствиях преподавания грамматики в сегодняшних перспективах; новые методы обучения.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

Он делится на четыре момента: первый дает общую концепцию грамматики и работает с пятью особенностями: нормативная грамматика, описательная грамматика, генеративная грамматика, интернализованная грамматика и функциональная грамматика. Во второй момент мы даем концепцию текста, его типы и жанры, помимо концептуализации сплоченности и согласованности. Затем, в третий момент, речь идет о союзе между текстом и грамматикой, и, наконец, предложения даются для совместной работы над текстом и грамматикой.

Учителя португальского языка обязаны преподавать культурную норму, не дискредитируя все вопросы, заданные в других грамматиках, поскольку они должны работать вместе в контексте, чтобы ученик понимал, как используется португальский язык, особенно в письменной форме. Студенты должны адаптироваться к этой новой перспективе преподавания, оставляя в стороне сопротивление создавать элементы, которые, безусловно, будут сотрудничать в изучении этих норм, особенно в тексте. Тогда первая глава этого исследования, хорошее чтение.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

По словам Поссенти, «понятие грамматики противоречиво: не все, кто посвящает себя изучению этого аспекта языков, определяют его таким же образом». Грамматика, когда рассматривается набор правил, - это определение использования норм, которые необходимы для идеального использования родного языка.

Однако эти понятия направлены на тип грамматики: нормативный. Это тот, который представляет синтаксические и морфологические нормы для хорошего использования языка, это тот, который преподавался в школах. Виейра и Брандао представляют, помимо нормативной грамматики, три других типа грамматики: описательные, генеративные и функциональные.


Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Цель этой главы - представить концепции описанных выше типов грамматики, знания, необходимые для понимания того, что будет представлено в ходе этого исследования. Это лучше всего известно населению. Как говорилось ранее, нормативная грамматика - это то, что налагает правила надлежащего функционирования устного и письменного языка, а также преподавание в школах.

В этом типе грамматики понимается, что язык должен использоваться правильно, в любой ситуации речи и письма, игнорируя вариации, которые неизбежно существуют на португальском языке. Эта грамматика, одаренная ее докладчиками, является тем, что можно назвать «предвзятым», не принимая вариации, помимо того, что это «ужас» многих студентов, ввиду сложности понимания его сложных правил.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Владение культивируемым языком является целью португальских учителей, которые используют эту линию образования, поскольку это один престиж общества. Согласно Антуне, правила согласия и вербального регентства - это модальности синтаксиса, наиболее подходящие в этом социальном профиле, поскольку существуют нормы для «безошибочной» речи.

Короче говоря, культурная норма не должна быть уменьшена. Он соответствует определенным социальным уровням и конкретным ситуациям, а также всем остальным. В формальные времена это строго необходимо, например, на собеседовании. И наоборот, когда говорящий разговаривает со своими друзьями, он не должен использовать официальный язык, потому что окружающая среда не способствует этому языку. Нормативная грамматика важна, но не является существенной.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Поскольку он является наиболее распространенным, здесь нет необходимости подробно детально описывать его характеристики. Определение описательной грамматики очень похоже на определение нормативной грамматики и может быть смущено. Описательная грамматика - это набор правил, которые следуют. Видение описательной грамматики заключается в том, чтобы объяснить, как говорят на языке, ключевой момент дифференциации между нормативной грамматикой.

Фактически, как местоимение, так и словесная форма исчезли. Вы стали вами, и вы были, в случае словесной формы, были - бытие: вы были и вы были. То же самое можно сказать и о более чем совершенном прошедшем времени, которое, хотя и преподаётся в школах, больше не используется в ораторском искусстве. Снаружи, пел был выражен, потому что он ушел, поется.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

С этими примерами понятие описательной грамматики стало более ясным, когда речь заходит о грамматике в использовании языка. Можно видеть, что правила, налагаемые нормативной грамматикой, не могут быть направлены на речь так же, как и написание. Речь принимает вариации, а написания нет.

Описательная грамматика, по словам Антунеса, не фокусируется на структурных элементах языка, а скорее на гипотезах об использовании стандартного или даже языка, который вместо использования в рыхлых и деконтекстуализированных ситуациях следует линии, контекстуализированной и реальной.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

Виейра и Брандао классифицируют описательную грамматику как «которая намерена понять систему языка, посредством создания единиц в каждой системе и ее оппозиционных отношений», то есть язык должен изучаться как есть, а не только через его структуру, следует рассматривать неоднородно как в речи, так и в письменной форме, без исключения, но приспосабливая, правила использования.

Хуайс в своем словаре следует по той же линии, что и Виейра и Брандао, когда под заголовком - структурная лингвистика: синхронное описание языка, основанного на постулатах структурализма, и принятие понятия языка как системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы, и понятие оппозиции.

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Также известна как грамматическая грамматика, именно та, в которой создана система правил, направленных на лингвистическую компетентность. Идеализированный Ноамом Хомским, эта грамматика изображает ментализованное знание о том, что у говорящих есть язык, лингвистическая компетентность.

Чтобы лучше понять, что такое генеративная грамматика, интересно узнать, что такое лингвистическая компетентность. Хомский апуд Рапосо утверждает, что «идеальный слушатель-слушатель», расположенный в совершенно однородном лингвистическом сообществе, прекрасно знает свой язык. И то, что использование их языковых знаний в эмоциональной производительности не зависит от грамматических неактуальных условий, таких как: ограничения памяти, искажения, отклонения внимания и интересов и ошибки.

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Такой дизайн был бы идеальным, если это применимо. Нет такого идеального оратора, как нет однородного сообщества. Ввиду концепции лингвистической компетентности можно утверждать, что из всех представленных в настоящее время грамматических представлений это самое близкое к оральности, поскольку оно ценит интернализованную грамматику, которая начинается с того принципа, что рождается оратор с минимальным грамматическим знанием.

Генеративная грамматика, по-прежнему в представлении Хомского, делится на две группы: Универсальная грамматика, то, что присутствует на всех языках, и относится к нулевому состоянию ума и является общей для любого человека. В этой концепции включены свойства семантики, синтаксиса и морфологии. Особая грамматика, которая используется в универсальной грамматике, а также собственные характеристики каждого языка. Элементы языка являются частью универсальной грамматики, а форма и порядок того, как эти элементы организованы на языке, являются частью конкретной грамматики.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Чтобы быть более ясным, понимается, что универсальная грамматика является общей для всех носителей родного языка, например, в Бразилии все население говорит на португальском языке. Конкретная грамматика - это использование языка. Ребенок двух лет и четырех месяцев, когда его спросили, хочет ли она поговорить по телефону со своей бабушкой, быстро ответила.

Отмечается, что этот ребенок не сказал «мы хотим», «хотел», «захотел» или что-то еще, что не имело смысла в этой конкретной ситуации. Напротив, он использовал глагол вовремя, человек, номер и режим. Таким образом, заявление о том, что оратор, даже если он не посещал школу и имел понятия грамматики, которое, безусловно, будет принято на третьем или четвертом году начальной школы, то есть очень поздно, имеет достаточную языковую базу для коммуникации.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

  • Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том бе-регу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в ча-стности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно-видностей (в зависимости от того, что выражается в предло-жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь