“Человек рожден для счастья, как птица для полета”. (Метафора)
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. “Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики”. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.
В нашем детском саду комбинированного вида создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста:
В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.
Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокорреционной и развивающей работе. Очень удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкое покрытие на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения малыша.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинается формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Дополнительно сенсорная комната украшена декоративным деревом со светящимися лампочками, различными игрушками – подвесками.
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Сенсорная комната используется в педагогической и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует:
Отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях сенсорной комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности сенсорной комнаты для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, для всех, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их проведения зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.
В нашем детском саду сенсорная комната используется для, проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющимися различные сенсорные нарушения, коррекции игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, в период выхода из полярной ночи, коррекции психических процессов.
При работе с гипервозбудимыми детьми снижается нагрузка на сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето и цветотерапия основаны на воздействии на организм ребенка через орган зрения – глаза. Светотерапия может помочь, тогда, когда организму так не хватает солнца особенно в осенне-зимний период, который длится у нас очень долго. Элементарные частицы света - фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме: осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; задают и поддерживают ритм суточных колебаний. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Ведь не зря уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.
Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание предметно-игровой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.
У детей раннего возраста наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность, детей, способных заниматься в течение 10-15 минут мало. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Попытки решить проблемы детей раннего возраста нашла свое отражение в использовании специальной полифункциональной среды сенсорной комнаты, то есть интерактивной среды, в которой присутствует специальная мебель, световые и релаксационные эффекты.
Используя оборудование сенсорно комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников. Мы условно разделили сенсорную комнату на два блока: среда пулузатемненной сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.
Среда светлой комнаты сенсорного развития - это среда взаимодействия ребенка с определенными стимуляторами при различном свете. В сенсорном комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули: подушки – кресла-трансформеры с гранулами, шариковый бассейн, подвесной модуль “Сухой душ”. Шелковые ленты, спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Шелковые “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За “струями” лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых, застенчивых детей. Хорошо идет работа в использовании панно “Кривое зеркало ” - безопасное (акриловое) зеркало, встроенное в корпус из ламинированного ДВП. Зеркало изогнуто, для создания эффекта кривизны.
В полузатемненной части комнаты для релаксационных упражнений используется детское игровое панно “Светящиеся нити” в качестве игрового развивающего элемента интерьера, большое настенное панно с мерцающими звездами на фоне темного неба, с этой же целью и используется настенное панно “Бесконечность”- имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность, настенное панно “Водопад” с динамической имитацией движения воды, звуками падающей воды и пения птиц - для стимулирования органов слуха.
Сенсорные (аудиовизуальные и тактильные стимуляторы): подушечки разного цвета разной формы, набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов, тактильное панно “Ежик”, набор “Узнай звук” для дифференциации различных звуков. Это оборудование центра сенсорного развития - позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в игре и в движениях в приспособленной и безопасной среде. Кроме сенсорных эффектов, игры и упражнения с использованием оборудования центра релаксации дают возможность активизировать произвольное внимание, умственные способности, закреплять умение передавать свои чувства, эмоции и ощущения в связной речи, развивать коммуникативные навыки.
Второй блок - среда сенсомоторного развития. Используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекция, что значимо для детей раннего возраста, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними, а не только выполнять физические тренировочные упражнения различной сложности. В центре релаксации и сенсорного развития имеются полифункциональные коврики “Топ-топ”, “Сенсорная тропа”, массажная дорожка. Эти и другие полифункциональные игровые модули способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Установлено, что одним из важнейших показателей у детей для развития их способности к освоению новых, более сложных действий является равновесие - умение сохранять устойчивость во время движения и в статистическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и двигательного опыта ребенка. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитее устойчивости для малышей, очевидна. Кроме того, занятия на различных ковриках, полезны для предупреждения и коррекции плоскостопия. Различные цвета и формы секторов “Сенсорной тропы” (красный, синий, зеленый) и разноцветных следочков позволяют закреплять представления об основных цветах и геометрических формах. А фактуру секторов можно сравнивать с твердой и ровной поверхностью пола, мягкой поверхностью коврика “Топ-топ”. В этом варианте работа педагога-психолога с детьми ведется в плане развития тактильной чувствительности. Положительный эффект отмечается при включении “Сенсорной тропы” в коррекционно-развивающие занятии с детьми, имеющими проблемы в сенсомоторном развитии. Можно предложить детям представить, “Сенсорная тропа” - это волшебная дорожка в лесу, тропинка в сказочную страну, мостик, безопасная полоса для движения по болоту и т.п. Например, начать можно так: “ Наша дорожка – это тропинка в сказочном лесу, тропинка в горах, на льдине, в глубоком снегу и пр. - в зависимости от сюжета, по ней надо ступать очень осторожно. Встаньте на правую ногу, почувствуйте опору, теперь можно приставить левую ногу, “укорениться” как цветок, посаженный в землю, представляем себе, как пустили глубоко корни. Внимание на стопы-корни!”.
Так, помимо развития моторно-двигательных и координационных способностей детей, пространственно-количественных представлений, “Сенсорная тропа” может быть с успехом использоваться в качестве атрибута для детских игр.
Коррекционно-развивающие занятия для детей трех лет, направлены на развитие восприятия, проводятся с использованием оборудования центра релаксации, который является средой, благоприятной для снятия невротических переживаний и обеспечения эмоционального комфорта детей. Материалы подобраны с учетом как возрастных особенностей детей, так и доступности формы проведения Занятия проводятся педагогом-психологом. На занятиях педагог-психолог использует такие приемы, как повтор событий, приветственные прощальные песенки, которые помогают войти детям в “рабочее состояние” и завершить занятие. В процессе движений, сопровождаемых словами, у детей появляется желание подражать и взаимодействовать, чувство уверенности и комфорта. Эмоциональное состояние можно отследить в упражнении. “Какое у меня сегодня настроение?”, используя пиктограммы веселые и грустные. Упражнение можно проводить в начале и в конце занятия.
Многофункциональность различных модулей заключается в возможности их использования различными специалистами ДОУ: воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, дефектологом. Работу с детьми разного дошкольного возраста, можно организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных и возрастных особенностей детей. Например, для гиперактивных детей мы стараемся снизить нагрузку на развитие сенсорики, исключаем элементы активной стимуляции. Всем педагогам рекомендуется включать игры, упражнения в центре релаксации и сенсорного развития как часть занятия. Такой подход дает возможность смены впечатлений, видов детской деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, особенно в условиях длительного зимнего периода.
Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе педагога-психолога, используется, как дополнительный инструмент в формировании развитии у детей внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. Данные среза по определению тревожности группы детей старшего возраста развития и коррекции познавательной деятельности 2009-2010 учебном году показывают, что ее порог снизился по сравнению с началом учебного года на 5 %. А результаты диагностики школьной зрелости выпускников этой же группы детей, показали, что количество детей с высоким уровнем готовности выросло на 4 %. Дети после занятий в сенсорной комнате стали общительнее, эмоциональнее, радостнее.
Развивающие занятия для детей
младшего дошкольного возраста в сенсорной
комнате.
(Серия конспектов занятий)
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Л.С Выготский говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитании обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.
Занятия, направленные на развитие восприятия и познавательной деятельности, проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое является средой, для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, для снятия тревожности в период адаптации и переживаний. Пособия и материалы подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ. Количество их - 10 (одно занятие в неделю, в течение 10-12 минут) имеется возможность, проводить их с несколькими группами детей на протяжении года.
Занятия рекомендуется начинать с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже и рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий можно использовать различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Можно использовать сухой басен. Это великолепное средство для точечного массажа тела.
Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. Продолжением занятий могут стать игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра “Волшебный мешочек” (в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу, предметы, которые ребенок должен найти на ощупь). Ребенок должен угадать, что это такое.
Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.
Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: напольное покрытие, маты напольные, разные подушечки с гранулами, пуфики - кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, пучок фиброоптических волокон с боковым сечением “Звездный дождь”, тактильное панно “Ежик”, диски с музыкальными произведениями, массажные мячики, отрезы прозрачного шифона (“Волшебная полянка”), “Волшебные воздушные платочки” и др.
Взрослые (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, другой специалист) – лишь сопровождают ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ребенком.
Основные задачи занятий :
На занятии могут присутствовать 6-7 детей, организуются они в первой половине дня, один день в неделю, начиная с октября. Перед проведением занятий детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты при дневном свете, затем переходить к проведению занятий в затемненной части комнаты.
В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, улыбкой, нежным словом поощряя выполнение действий ребенком.
Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. В этой интроактивной среде специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации детей.
Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Конспекты разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей третьего года жизни. Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и ведущий.
Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.
Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям жизни в детском саду, улучшают состояние малышей при выходе из полярной ночи, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников. (
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
В своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:
Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.
Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.
Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.
Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Для этого необходимо решать ряд задач:
1. "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.
4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.
5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001
Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.
Данный материал предназначен для педагогов-психологов в котором представлен опыт работы в сенсорной комнате с использованием упражнений на развитие межполушарного взаимодействия; развития мышления, стимуляции движения глаз, коррекции внимания, снижение психоэмоционального напряжения и другие психологические методики.
Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате
Тема занятия: «УЧУСЬ ДАРИТЬ РАДОСТЬ»
Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; коррекция внимания; снижение психоэмоционального напряжения.
Расширение знаний подростков об эмоциях. Развитие эмпатии, умения адекватно выражать свои эмоции, формирование коммуникативных качеств.
1. Оргмомент. Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.
Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковёр «Млечный путь», «Волшебный светильник», включён светильник «Вулкан» Воспитанники входят в комнату по сенсорной тропе и образуют круг. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнения: «Приветствие друг друга», передача мяча по кругу со словами «Здравствуй, Серёженька и т. д...».«Круг любви» воспитанники стоя в кругу берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знака внимания, радости.
Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о дружбе. Сегодня мы с вами поговорим о том какие бывают эмоции, за одно вспомним какие эмоции чаще всего испытываем мы с вами, разберёмся какие эмоции нам нужны, а какие лучше испытывать как можно реже. В руках у меня альбом с разными эмоциями. Я буду вам показывать картинку с определённой эмоцией. А вы постараетесь угадать, что это за эмоция, попытаемся её изобразить и сказать кто её часто испытывает в нашей группе. Педагог – психолог
Для этого мы сейчас удобно расположимся в наших креслах и будем выполнять упражнения, которые помогут сохранить наше зрение
Часть 1
Глазодвигательные упражнения
Цели: преодоление состояния статического напряжения; тренировка способности глаза фокусировать изображение, совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций, улучшение координации движений глаз и головы.
Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «трансформерах».Используется один из приборов, создающих светоэффект. (Дождь). Инструкция:
глаза и подержать 1 – 2 с. Повторите 3 – 5 раз.
Дыхательные упражнения:
Цели: активизация работы отделов мозга; ритмирование правого полушария. устранение мышечного напряжения; гармонизация деятельности дыхательной. нервной и сердечно – сосудистой систем.
Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах трансформерах. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох.
Кинезиологические упражнения:
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий. способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Процедура проведения.
Часть 2
Игры и упражнения с мячами
Самомассаж.
Цель: Преодоление состояния психоэмоционального напряжения. Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, Пузырьковая колонна, звучит спокойная музыка.Дети в течении 3 – 5 минут массируют руки ноги, плечи с помощью мячей ёжиков.
«Массаж по кругу».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; установление телесного контакта. Процедура проведения. Подростки встают друг за за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ёжиком своему соседу. Включить световые эффекты (Звёздная сеть, светильник вулкан)
«Мы вместе»
Цель: повышение позитивного настроя, сплочённости группы. Процедура проведения. Воспитанники образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры игры мяч находится во внешнем круге. Один из подростков бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.
«Перекати мяч»
Цель: активизация тактильной рецепции. Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «трансформерах», выполняя следующие движения.
«Отдых на мячах»
Цель: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.
Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки поочереди садятся на мячи – гиганты. Дети второй поддгруппы встают позади них. поддерживая и покачивая отыхающих.
Упражнения сопровождаются релаксационной музыкой и светоэффектами.
«Купание в бассейне» Цель: снятие напряжения, мышечная релаксация.
Дети по двое погружаются в сухой бассейн и в течении минуты. выполняют удобные для них движения, имитируя купание
«Выполни движение»
Цель: развитие активного внимания. Процедура проведения. Когда в «Пузырьковой колонне» появляются пузырьки определённого цвета, дети выполняют различные действия с мячами. на зелёный цвет- опускают мячи на пол, на жёлтый - поднимают руки вверх, на синий -вытягивают руки перед собой, на красный -руки за голову, на белый подкидывают мяч вверх перед собой. При загорании других цветов выполняется действие совершаемое на предыдущий цвет.
«Хлопки»
Цель: развитие внимания; воспитания чувства единения.
Процедура проведения Подростки размещаются в креслах «трансформерах», спиной к центру. Включается «Звёздная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задаёт определённый темп. хлопая в ладони. Дети повторяют его друг за другом по часовой стрелке.
«Запомни цвет»
Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.
Процедура проведения. Психолог предлагает воспитанникам сидя в креслах наблюдать за изменением цвета воды в пузырьковой колонне, запоминая за определённый промежуток времени сколько раз поменяла цвет вода в коллоне, вспоминая какой цвет был первым, вторым, и т. д.
Часть 3
«Я отдыхаю»
Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения. Дети удобно расположены в креслах «трансформерах». Включено оборудование (настенный ковёр «Млечный путь» и «зеркальный шар»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё что нам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза. Свежий запах трав,аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги. обиды,наполняет тело силой,
свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.
Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в это домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из ома. Довольные и спокойные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею. всё тело. Тело будто растворяется в воздухе. становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром и любовью... Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими друзьями, родными, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас все любят.
Заключительная часть:
А теперь встанем все в круг и тот ученик которому достаётся мяч одной фразой расскажет о своих ощущениях после занятия, что нового вы открыли для себя сегодня, какое упражнение понравилось больше всего, что запомнилось больше всего, какие новые ощущения удалось испытать, где удалось побывать, может кто – то избавился от чего ненужного. Воспитанники отзываются о проведённом занятии.
И давайте в заключении нашего занятия подойдём к нашей птице счастья, и мысленно представив себе всё самое доброе, хорошее что нам удалось взять с сегодняшнего занятия сделаем глубокий вдох и на выдохе выпустим все наши пожелания, вращая птицу счастья, чтобы она взмахивая крыльями принесла всем здесь присутсвующим и остальным добро, счастье, здоровье все что вы мысленно пожелали. На этом наше занятие закончено. Мы возвращаемся из волшебного мира в настоящий и не забываем дарить всем частичку свой радости и доброты и остальные ответят тебе тем же.
Конспект занятия с дошкольниками в тёмной сенсорной комнате «Животные»
Автор: Бухмиллер Оксана Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова центр интеллектуального и творческого развития детей "Неваляшки" г.Новосибирск Педагог:
Правильно это зайка, зайка хочет со всеми поздороваться, давайте каждый поздороваемся за лапку и скажет "Привет"
Каждый ребенок здоровается с зайкой.
Педагог:
Ребята, а смотрите что зайка нам принес интересное, это волшебные мячи, давайте мы с Вами поиграем с ними, разогреем наши пальчик.
Игра с массажным мячом.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.
(Сначала катаем двумя ладошками, потом по внешней стороне руки одной, затем другой, затем катаем по одной щеке потом по другой)
Педагог:
Какие у всех ловкие пальчики, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, проверим кто может дуть сильно-сильно, как ветер за окном?!
Я всем раздам ватку, вам нужно положить её на ладошку и сдуть её, мы проверим у кого ватка улетит дальше.
Дыхательная гимнастика "Ватка"
Педагог:
Ой какие вы все сильные! А сейчас давайте все послушаем кто же спрятался в нашей волшебной комнате?
Музыкальная игра "Угадай голос"
Педагог включает аудио записи с голосами животных, а дети должны угадать чей это голос.
Педагог:
Ребята вы все такие молодцы, угадали все голоса и даже не ошиблись, а сейчас я вам предлагаю немного подвигаться и поиграть с нашей волшебной трубкой. Когда на ней будет загораться красный свет вы должны топать, когда зеленый- хлопать, а когда синий-нужно подпрыгнуть.
Игра с воздушно-пузырьковой трубкой.
Педагог:
Молодцы, все хорошо знаете цвета, и прыгаете высоко, и хлопаете звонко, а топаете громко громко.
А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете животных, я вам буду показывать изображения, а вы должны найти какие животные на них стпрятались.
Игра "Найди животное"
Педагог показывает картинки на телевизоре, а дети должны найти кто из животных спрятался в деревьях
Педагог:
Какие вы все ребята внимательные, всех животных нашли и правильно угадали!
А сейчас я всем предлагаю поудобнее лечь на коврики и закрыть глазки, представить что мы с вами идем по лесной полянке вокруг поют птички (звучит аудио запись пения птиц), дует ветерок. Мы с вами посмотрим на лево, потом на право сколько много животных. Глазки у всех закрыты хорошо рассматриваем кто бегает по лесу!? (тишина, дети лежат на ковриках)
А сейчас я каждого буду подзывать к себе и на нашем волшебном столе вы должны нарисовать кого же вы встретили в лесу.
Педагог подзывает по одному ребенку к себе и предлагает нарисовать на световом столе для рисования песком, животных, ведем беседу с ребенком, спрашиваем кого он нарисовал.
Педагог:
А сейчас открываем глазки, настало время прощаться с нашим гостем, зайке пора возвращаться домой. Давайте все дружно скажем ему "До свидание!"