Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Конспект фронтального логопедического занятия.

«Звук и буква С »

Цели: 1.Формировать первичные произносительные навыки и умения.

Познакомить с правильной артикуляцией звука С.

2. Закрепить артикуляцию звука С в изолированном произношении.

3. Закрепить связь звука и буквы С.

Оборудование: карточка-символ звука С, бумажные полоски, бумажные снежинки; палочки, призы(буклеты с картинными символами звуков).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: «Назовите первый звук в словах «сок, санки, сорока».

Ученики: «Звук С».

Логопед: «Посмотрите на карточку - символ звука. Как мы называем эту букву?»

Ученики: «Буква С».

Логопед: «Звук С мы слышим и произносим, а букву С мы видим и пишем. Букву С мы можем писать, а звук С мы должны научиться правильно произносить».

II. Основная часть.

1. Ознакомление со звуком С.

Логопед дает характеристику звука С (согласный, твердый), показывает правильную артикуляцию звука С и просит повторить учеников.

2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука С.

Упражнение №1.

Логопед: «Откроем рот, как можно шире и удерживаем его в таком положении

на счёт от одного до десяти, потом закроем рот. Повторить три-четыре раза».

Ученики подражают.

Упражнение №2.

Логопед: «На счёт «раз» улыбнитесь, покажите сомкнутые зубы и удерживайте губы в улыбке. На счёт «два»- вытягивайте сомкнутые губки вперёд и держите их в таком положении. Чередуйте эти движения «улыбка=трубочка».

Ученики повторяют.

Упражнение №3.

Логопед показывает эти упражнения и ученики повторяют.

Логопед: слегка приоткрывает рот, кладет язык на нижнюю губу и производит им движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Далее кладет язык на верхнюю губу и производит те же движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз.

Эти упражнения развивают мышцы языка и развивают его подвижность.

Упражнение №4.

Логопед: «Улыбнитесь, откройте рот, кончик языка уприте за нижние зубы, «спинку» выгните, а боковые края языка прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении под счёт до десяти.

Затем в таком положении прижмите язык к верхним зубам и «почешите» язык зубами от корня языка к кончику. Повторите 5-6 раз».

Ученики повторяют под контролем логопеда.

Упражнение №5

Логопед: « Улыбнитесь, открывая рот, покусывайте язык, продвигая его между

зубами вперёд-назад. Повторите 5-6 раз».

Упражнение №6

Логопед просит учеников подуть на бумажные полоски/снежинки. Это упражнение направлено на выработку дыхания.

Логопед: «Вытяните губы вперёд трубочкой, наберите воздух и с силой дуйте на

бумажные полоски и снежинки. Повторите 5-6 раз».

III. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика(по выбору логопеда).

IV. Закрепление связи звука и буквы С.

Логопед просит учеников сложить из палочек букву С.

Логопед: «Итак, букву С мы можем писать и читать, а звук С мы произносим. Для того, чтобы правильно произносить звук С, мы проделали упражнения на укрепление мышц языка и выработку дыхания».

V. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук С?

Ученики показывают правильную артикуляцию звука С.

При правильной артикуляции звука С, логопед отмечает каждого ученика

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками
старшего дошкольного возраста
Тема: «Звуки и буквы»
Цель: систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.
- Закрепление понятия «гласный звук».
- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные: - Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей. - Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», карточки - символы звуков [А], [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А», музыкальный центр, аудиозапись для физминутки. Ход занятия:
.Организационный момент: обращение к личному опыту детей.
Логопед предлагает детям: вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии;
- дать характеристику этому звуку;
- вспомнить слова, которые начинаются на этот звук.
2.Основная часть занятия: знакомство с новым материалом.
Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.
Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать, что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов. Словарный материал: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.
3.Артикуляция и характеристика звука [А].
Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу», читает
стихотворение:
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем:
«А-А-А-А-А-А».
Дети произносят звук [А] сначала хором, а затем индивидуально с разной силой голоса.
Работа детей с индивидуальными зеркалами: смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед даёт обобщающее понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному)
Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] - большой красный круг,
Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков) ». Услышав гласный звук А, дети поднимают символ звука [А].
Дидактическая игра «Будь внимателен».
Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А]. Словарный материал: аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.
Дидактическая игра «Весёлый поезд».
В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний).
Физкультминутка
Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту:
Хомка-хомка - хомячок - полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать!
Дидактическая игра «Живые звуки».
Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А], [У]. Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы:
Сколько звуков вы услышали?
Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук?
К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А], [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.
9.Знакомство с буквой А.
Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают её.
Логопед читает стихотворение про букву А:
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Далее дети выполняют задания:
определяют на что похожа буква А,
считают количество элементов её составляющих,
прописывают букву А в воздухе,
выкладывают букву А из счётных палочек,
обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,
печатают в тетради строчку с буквой А.
Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Логопед подводит итог занятия:
дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились, дают характеристику звука [А].
дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п. Логопед благодарит детей и прощается с ними.


Приложенные файлы

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Тема: "В гости к звукам и буквам" (звуки -з-, -зь-, буква З)

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- развивать фонематическое восприятие;
-упражнять детей в узнавании звука среди двух звуков;
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- тренировать детей в делении слов на части;
-закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
-упражнять детей в составлении предложений из данных слов;
-коррекция мышления на основе операции распознавания;
-тренинг речевого общения.
Оборудование:
Незнайка - кукла, наборное полотно, шапка-невидимка, телевизор, предметные картинки, кубики с буквами, карточки с буквами и словами, пеналы, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Загадка:
Этот сказочный герой
Ходит в шляпе голубой,
Перепробовал много дел:
На луну слетать хотел.
Ты подумай, отгадай-ка,
Как зовут его?
Введение в тему.
Незнайка как-то раз решил стать поэтом и стал сочинять стихи:-Стужа. Снег. Метут метели.Темной ночью бродят двери.-
Правильно Незнайка подобрал слова в стихотворении? Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Какой первый звук в слове -звери-?
Вот, ребята, что случилось,
В слове звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем.
"Подбери символы-картинки"
Уточнение артикуляции звука -з-, характеристика звука.
Можно ли этот звук произнести мягко? Как он будет звучать?
Придумайте слова с мягким звуком -зь-.
"Угадай звук" (волшебная шляпа).
Мы с Незнайкой будем прятать звук -з- среди других звуков, а вы будете включать синий сигнал светофора, если его услышите.
"Телеграф"
Незнайка решил отправить Деду Морозу телеграмму. Расшифруем: - первый звук, -второй звук. Отстучим телеграмму.
Угадай, в каком слове Незнайка спрятал звук -з-?
-Дюймовочка, Снегурочка, Золушка-
"Поможем Золушке навести порядок" - определить место звука -з- и разложить в определенные коробочки.
Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали,
Надо вам свободней стать и спокойнее дышать.
"Незнайкин телевиз ор"
У Незнайки сломался телевизор, не переключается, на экране одно и то же изображение (заяц, индюк, медведь, апельсин). Для того, чтобы помочь Незнайке необходимо составить слово по первым звукам в названии каждой картинки (на экране появится картинка "зимы").
Работа с пенала ми.
-назовите по порядку звуки, из которых состоит это слово;
-какой звук стоит 1-ым, 2-ым, 3-им, 4-ым? (характеристика каждого звука) ;
-сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра "Отгадай слово" (чем звук отличается от буквы?)
В конверте буквы разного размера, чтобы получилось слово - надо буквы расставить по росту:
-з о н т-
Подвижная игра-эстафета
Преодолеть препятствия и перенести кубики.
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.
Составление и чтение слов --"замок" - ударение в слове на разные слоги полностью изменяют значение слова, "зонты" (картинки).
"Загадка для Незнайки
Если Незнайка правильно отгадает Знайкины загадки, то его возьмут в новое путешествие на Луну. О каком времени года загадки?
Упражнение "Расскажи стихи руками" ("Снег").
Дети садятся за столы.
Игра "Буквы рассыпались" (задание для Незнайки от Синеглазки).
Работа с деформированной фразой. Надо расставить по порядку слова и прочитать предложение.
-Сколько слов в предложении? Назови их по порядку.
Закрепление правила заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Незнайка дарит на память детям свои фотографии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь