Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ирина Соколова
«Использование технологии проектирования в условиях ДОУ»

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий .

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования , которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в образовательной деятельности ДОУ.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий . Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности .

Проектная деятельность- это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

В связи с введением ФГОС ДО заметно активизировался интерес педагогов к проектам , педагогическому проектированию и проектной деятельности дошкольников. Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГОС.

В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет

Значительно повысить самостоятельную активность детей,

Развить творческое мышление,

Развить умение детей самостоятельно, разными способами находить

информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти

знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ более открытой для активного участия родителей.

В нашем дошкольном учреждении педагогическим коллективом разработан долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья и Родина моя - дороже всех на свете у меня» . Проект рассчитан на 5 лет , в нем задействованы дети с 3-х лет и старше. Основные разделы проекта : «Тепло родного дома» , «Наш любимый детский сад» , «Здравствуй, Павловск родной» , «Красота вокруг нас» , «Алтай - мой край» .

Проект «Моя семья и Родина моя - дороже всех

на свете для меня».

Проблема

«Если народ теряет свои связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее». Мы всегда должны помнить об этом.

Из всех воспитательных направлений образовательного процесса, любовь к Родине, родному селу и своему народу является определяющей.

Решение проблемы воспитания патриотизма – на сегодняшний день является важной задачей. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Патриотизм – это любовь к Родине, малой Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства, начинает формироваться в дошкольном возрасте. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё! С ранних лет формируются представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными национальными, историко - культурными, географическими, природными особенностями.

Известно, что именно дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где живёт, детского сада. Очень важно, привить детям чувство любви к культурным и природным ценностям родного села, края, так как именно на этой основе воспитывается гражданский патриотизм. МБДОУ детский сад «Огонек» находится в красивом природном окружении среди ленточного бора на берегу пруда в слиянии рек Фунтовки и Касмалы, в месте со славной историей прошлого и нынешнего дня, в селе Павловск Павловского района Алтайского края. Что отражает специфику национально-культурных, климатических условий , приоритетное направление деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в процессе ознакомления с Малой Родиной.

Цель :

Создание системы занятий с детьми дошкольного возраста на основе регионального компонента, по теме «Моя малая Родина» .

Задачи :

1. Формировать у детей интерес и уважение к истории возникновения и развития родного села, к людям, их деятельности и культуре.

2. Развивать творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

3. Совершенствовать умение использовать информацию об исторических событиях на практике, моделировать имеющийся опыт в различных видах деятельности.

4. Способствовать обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

5. Воспитывать чувство гордости за сою «малую Родину» , азы гражданственности и патриотизма.

Принципы работы

1. Принцип энциклопедичности – отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура) .

2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.

3. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.

5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

6. Принцип целевой направленности – организация деятельности направленной на результат.

Формы работы

1. Экскурсии.

2. Целевые прогулки.

3. Беседы о родном городе.

4. Изучение специально литературы.

5. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.

6. Дидактические игры.

7. Сюжетно-ролевые игры.

Предварительный результат

1. Сформируется патриотическое и гражданское воспитание дошкольников.

2. Расширится кругозор, систематизируются знания детей о родном селе, крае, его истории и культуре.

3. Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

4. Выработаются навыки коммуникативного общения.

Классификация проекта

Название проекта «Моя семья и Родина моя - дороже всех на свете для меня» .

Тип проекта Информационно практико-ориентированный

Вид проекта Внутри детского сада

Продолжительность проекта Долгосрочный

Участники проекта Дети , педагоги, родители

Возраст детей 3 -7лет

Срок реализации проекта 5 лет

Этапы работы над проектом

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

Целеполагание 1. Формулирует проблему (цель) и продукт проекта .

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта .

Разработка проекта 1 . Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

Выполнение проекта 1 . Практическая помощь (по необходимости) .

специфических знаний умений и навыков.

Подведение итогов 1. Подготовка к презентации.

2. Презентация. 1. Готовят продукт деятельности к презентации.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Татьяна Зарубина
Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение : активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов . Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям , которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектная деятельность является проектной только в том случае , если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности . А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т. д., - это долгосрочный проект .

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности . Проектная деятельность , как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

В проектной деятельности подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка. Например, при обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предлагает нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел : создание открытки. В этом случае педагог может сказать : «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое» . Более продуктивным является другой путь : можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что про открытку сестре еще никто не говорил. В этом случае взрослый, во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно выяснить, чем различаются открытки для мамы и сестры, еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д., а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею).

Следовательно, нужно поддерживать и позитивно отмечать факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности , включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский , реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях” , выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты .

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками .

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности . Они не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

В связи с вышесказанным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности , требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция в будущем (в школе, в жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется . Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых ; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

Мой проект называется «Что надо делать, чтобы быть здоровыми?»

На основе изученных проблем была выдвинута цель проекта , поставлены задачи, ожидаемые результаты. При организации проекта испытывала трудности, т. к. недостаточно методической литературы, как организовать проектную деятельность . Проект - это игра всерьез , результаты ее значимы для детей и взрослых. В основе любого проекта лежит проблема , для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проектная деятельность развивает инициативу у детей. Во второй младшей группе, мы учим детей задавать вопросы, решать простые проблемные ситуации, делать простейшие выводы.

В начале проектной деятельности важно организовать проблемную ситуацию для детей, а не предлагать свои варианты решения задачи. Трудность возникла, как сформулировать проблему, чтобы детям 3-4 лет было понятно и вызвало интерес, так как понятие «в здоровом теле здоровый дух» моим детям было непонятно.

Тогда я организовала игровую ситуацию «Помоги зайке сберечь здоровье» . Зайка жаловался ребятам на то, что он часто болеет. Мои вопросы : «Как вы думаете, почему зайка часто болеет? Что надо ему делать, чтобы быть здоровым?». Ответы детей были разнообразны (он ест снег; не тепло одевается, а сейчас зима; чтобы не болеть надо пить лекарства, не надо гулять и т. д. и наконец Ксюша сказала : «Надо заниматься физкультурой» .

Воспитатель : «Но он ничего не умеет. Что будем делать?» Решили зайку пригласить к нам в группу и показать, какие выполнять физические упражнения, как правильно мыть руки, кушать и т. д.

Затем, составила план-схему проекта , в которой были включены игровые ситуации, утренняя гимнастика с элементами босохождения, игры – экспериментирования, которые играют важную роль в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности . Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно- гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ. Упражнения с природным материалом (шишками) применяла не только в процессе любого занятия, но и в режимных моментах. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия. В ходе проекта использовала упражнения с нестандартным оборудованием (например, «спираль» , для укрепления опорно-двигательного аппарата и профилактики плоскостопия, проводила дидактические игры с использованием «зонтика здоровья» , в процессе чтения художественной литература, закрепили с детьми навыки ЗОЖ. Вот всех мероприятиях дети активно участвовали, им было интересно, так как каждый хотел показать, научить зайку здоровому образу жизни.

Каждый ребенок участвовал с желанием, проявлял инициативу, относился серьезно ко всем действиям.

Разработав план работы с детьми , я сразу же разработала и план работы с родителями . Им объявлялась тема проекта , вывешивался план работы в родительском уголке, проводились консультации, подготовила папку-передвижку по теме проекта , активное участие родители приняли в фотовыставке «Что нас делает здоровыми?» .

Результаты проекта обсуждались вместе со всей группой, что позволило детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствовало повышению самооценки. Задавала детям следующие вопросы : «Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Что же надо делать, чтобы быть здоровыми?».

Ответы детей были следующими : «Да, надо обязательно соблюдать чистоту, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом, знать свое тело, любить и беречь его».

галина попова
Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании)

Метод проектов

в дошкольном образовании

И. О___Попова Галина Егоровна___

Должность ___Воспитатель___

Место работы ___МДОУ ДС КВ «Сардана» ___

с. Хатыстыр, 2014 г.

(Метод проектов )

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение : активное, любознательное. И дошкольные учреждения , как первая ступенька в образовании , уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе и ФГОС дошкольного образования ).

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду ! Задача педагогов - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников , и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности .

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования . Цель данной технологии - развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность , выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии , не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности :

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников ; изменяется психологический климат в группе;

Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта , становятся достоянием личного детского опыта, т. е. знания нужны детям и поэтому интересны;

Приобретение умения рассуждать : дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

Развитие коммуникативных навыков : умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом , связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта .

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» , выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками . У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов .

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Проекты классифицируются :

По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ) ;

- по количеству участников : индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Л. В. Киселева выделила следующие типы проектов в ДОУ :

1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст )

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов : «Для чего нужен проект , «Ради чего он осуществляется?» , «Что станет продуктом проектной деятельности , «В какой форме будет презентован продукт?» .

Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – «Выбор темы» (разработка проектного замысла )

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности . Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» :

Что знаю?;

Чего хочу узнать?;

Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта . Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей .

Второй этап – реализация проекта .

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) . Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – Подведение итогов проектной деятельности .

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников , находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта . Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности . В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.) .

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта .

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий) . Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя : создание мотивации проектной деятельности ; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности ; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности ; презентация результатов проектной деятельности .

Последовательность работы педагога над проектом :

Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

Вовлекает дошкольников в решение проблемы ;

Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей) ;

Обсуждает план с семьями на родительском собрании ;

Вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта ;

Собирает информацию, материал;

Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта ,

Даёт домашние задания родителям и детям;

Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

Подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы) .

Таким образом , в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Проектный метод в деятельности ДС КВ «Сардана» с. Хатыстыр

(из опыта работы)

Детский сад комбинированного вида «Сардана» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса . Практика доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании докольников.

Предпосылками использования метода проектов явились :

Постоянное видоизменение и совершенствование развивающей среды;

Использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий ;

Создание собственной Программы «Союз трех культур» (якутской, эвенкийской, русской) ;

Интеграция базисного и дополнительного образования , создание единого образовательного пространства ;

Потребность педагогов в инновационной деятельности ;

Адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс .

Метод проектов используется в работе начиная с младшего дошкольного возраста . Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте :

физическое развитие :

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств (индивидуальный семейный проект «Я расту» );

Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье (ролево-игровой проект «Азбука моего здоровья» ;

социальное развитие :

Формирование способов общения (вернисаж «Моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» );

познавательное развитие :

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практичеких задач (межгрупповой проект «Мир животных и птиц» , «Два мира есть у человека» , «Человек – дитя природы» , творческие проекты «Я и мои друзья» , «Любимые сказки» , «Домашний любимец» ); (В рамках проекта «Человек – дитя природы» , ежегодно проводятся акции : «Сбережём подснежник» , «Берегите ёлочку - зелёную иголочку!» , «Лилия - красота земли якутской» ).

эстетическое развитие :

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусств и художественным образам «Я люблю свою лошадку» ;

Овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра» , «Здравствуй, Агния Барто» , ролево-игровые проекты «Такие разные куклы» , «Любимые игрушки» );

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте :

социальное развитие :

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами и внеситуативно- личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (индивидуальные проекты «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Моя мама – мастерица» , «Папа – мастер на все руки» , «Бабушкины вкусности» , «Дедушкины советы» , проект «Сказки о красках» , групповые проекты «Познай себя» );

физическое развитие :

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни ;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Игры и состязания наших предков» );

познавательное развитие :

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (групповой проект «Красная книга» , «Полезные ископаемые Якутии» , «Рыбы реки Алдан» , комплексные проекты «Богатыри земли Олонхо» , «Богатыри земли русской» , «Здраствуй, Дедушка Корней!» ;

эстетическое развитие :

Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов ;

Овладение различными видами художественной деятельности ;

Развитие способности к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки» , творческий проект «Белоствольная красавица – береза» , комплексные проекты «Книжкина неделя» , «Мир театра» , «Земля Олонхо» ).

Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачной находкой всего педагогического коллектива.

Вот уже восьмой год проводится районная детская научно-практическая конференция «Шажок в будущее» в г. Алдан среди дошкольников . Победители внутрисадовского конкурса проектной исследовательской деятельности «Шажок в будущее» едут представлять наш детский сад на район и занимают призовые места.

Использованная литература

1. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения. – М., 1996.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М. Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.

3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие . – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.

5. Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста . – М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности , 1996.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

7. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» //Вопросы психологии, 1990. - №5.-С. 65-71.

8. Поддьяков А. И. Ребенок-дошкольник : проблемы психического развития и саморазвития //Дошкольное воспитание , 1998.-№12. –С. 68-74.

9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании . Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста . Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением » №4. 2004 г.

11. Цветкова И. В. Экология начальной школы : Игры и проекты . – Ярославль : Академия развития, 1998.

12. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание) .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь