Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ребенок-двоечник - ночной кошмар многих родителей. Однако иногда этот кошмар все же существует наяву. Что делать в этом случае? Девять советов, приведенных ниже, помогут Вам исправить сложившуюся ситуацию.

1. Начните с себя. Для начала попробуйте снизить уровень собственной тревоги по поводу плохих оценок чада. Подумайте, что может произойти, если ваш потомок так и останется двоечником. Так ли уж связана хорошая учеба в школе со счастьем и успешностью в дальнейшей жизни? Огромное количество «великих двоечников» свидетельствует как раз об обратном.

Например, известно, что А.С. Пушкин был абсолютным двоечником по точным наукам. Про А. Эйнштейна тоже ходят слухи, что он не отличался хорошими оценками (в том числе и по математике). У. Черчилль доставлял немало хлопот родителям своей безнадежно плохой учебой (о чем он и сам пишет). И. Бродский в своих эссе («Полторы комнаты», «Меньше единицы» и т.д.) рассказывает о бесконечных прогулах, приводивших его отца в бешенство, о том, как он подростком бросил школу и пошел на завод учеником фрезеровщика.

Далеко ходить не надо: проанализировав судьбу своих одноклассников, супруга/ супруги, Вы увидите отсутствие прямой зависимости между оценками в школе и дальнейшей жизнью.

Как только Вы станете меньше волноваться за оценки ребенка, он сразу это почувствует, и его собственная тревога тоже снизится. Звучит парадоксально, но иногда один только этот факт помогает исправить оценки.

2. Дайте ребенку понять, что он для Вас самый лучший, что Вы будете любить его всегда, независимо от оценок. Безусловная любовь, безусловное принятие - вот что действительно имеет значение для дальнейшей успешности Вашего подрастающего отпрыска. Тот же И. Бродский много пишет о том, как любили и принимали его родители, несмотря ни на что. Велика вероятность, что именно это ощущение уверенности в родительской любви сыграло значительную роль в формировании его сильной личности.

3. Замечайте успехи ребенка. Даже самые незначительные. Не бывает так, что ребенок стабильно плох во всем. Скорее всего, у него есть успехи (и в школе тоже). Больше всех подтянулся на физкультуре - молодец! Получил по русскому языку тройку после череды двоек - молодец!

В случае если вы не можете найти ничего, за что могли бы похвалить ребенка, вероятно, стоит обратиться к психологу, который поможет Вам отыскать причину сложившейся ситуации и скорректировать Ваши взаимоотношения с ребенком.

4. Совместно с ребенком найдите дело, которым бы он занимался хорошо и с интересом . Если ребенок плохо учится в школе, это еще не значит, что он ни на что не годится. Поддерживайте его интересы. Например, если вместо уроков он весь день гоняет мяч во дворе, не ругайте его, а запишите в футбольную секцию.

Вполне возможно, что в Вашем двоечнике спит великий футболист. Или столяр-краснодеревщик. Или музыкант. Да мало ли кто еще! Школьное образование охватывает далеко не весь спектр возможных направлений развития. Не ограничивайте свою фантазию и возможности ребенка. Пробуйте, пока не найдете то, что действительно было бы ему интересно.

Ошибочно думать, что дополнительные увлечения еще больше отвлекут школьника от и так сложно дающейся учебы. Часто таким детям как раз не хватает опыта успешности – осознания того, что они могут делать что-то хорошо. Кроме того, иногда причина двоек может быть в отсутствии интереса к познавательной деятельности. В этом случае хобби как раз могут развивать этот интерес.

5. Поговорите с ребенком на тему его плохой учебы. Выслушайте его мнение по этому поводу. Во время разговора Вам поможет . Это такой способ ведения беседы, когда слушающий (в данном случае родитель) дает понять говорящему (в данном случае ребенку), что он слышит и понимает его чувства.

Тогда этот разговор выполнит сразу несколько функций: во-первых, Вы лучше поймете эмоции ребенка, которые он испытывает по поводу сложившейся ситуации; во-вторых, ребенок почувствует, что Вы его понимаете, что Вам небезразличны его чувства, в-третьих, активное слушание позволит Вам легче найти причину школьной неуспеваемости.

6. Локализуйте проблему и помогите. Существует много причин плохих оценок. Кому-то сложно сосредоточиться, кто-то так запустил предмет, что за него теперь страшно браться, кому-то тяжело . После того как Вам с помощью удалось понять, почему приносит двойки именно Ваш ребенок, необходимо помочь справиться ему с этой его проблемой. Не может спланировать свое время? Предложите вместе написать план занятий/план на день и следовать ему. Признался, что уже полгода не понимает математику и даже не знает, с чего начать? Вместе разбейте этот растущий снежный ком на мелкие кусочки и договоритесь, что каждый день будете осваивать каждый из них. Тяжело заставить себя сесть за домашнее задание? Вместо обычного «иди делать уроки» попробуйте сесть за уроки вместе с сыном/дочкой.

7. Не ругайте ребенка за очередную двойку. Поверьте, ему и так достается от учителей. К тому же, многие дети сами себя наказывают чувством вины. У большинства родителей есть мнение, что если ребенка не наказывать за плохие оценки, то он станет учиться еще хуже. В действительности же часто происходит наоборот: когда Вы перестаете ругать своего ребенка, уходит лишнее напряжение, не позволявшее ему исправить ситуацию, и ребенок начинает учиться лучше.

8. В разговоре с ребенком используйте технику «Я-сообщений» . «Не ругать» не означает «не обращать внимание». Вы переживаете за ребенка и вполне можете сказать ему об этом. Более того, ребенок нуждается в обратной связи, иначе как он будет ориентироваться в мире?

Вот только обратная связь должна строиться не на обвинениях и осуждениях, а на принципах «Я-сообщений». То есть Вы говорите ребенку не о его поступках («Опять у тебя двойка по английскому, ты совсем не учишься!»), а о своих чувствах («Когда я вижу в твоем дневнике двойки, я переживаю»). Затем Вы объясняете, что именно вызвало у Вас то или иное чувство (если продолжить наш пример: «я переживаю, потому что думаю, что ты недостаточно времени уделяешь иностранному языку»). И в конце «Я-сообщения» Вы говорите о том, чего бы Вам хотелось («Я была бы рада, если бы ты занимался английским каждый день по 15 минут»).

9. Ставьте достижимые цели. Не требуйте от своего ребенка невозможного: нельзя за неделю из двоечника превратиться в круглого отличника, так же как нельзя заставить себя сидеть за уроками по 3 часа в день, если до этого на уроки тратилось не более получаса.

Анна Горлач, психолог, арт-терапевт, член Международного арт-терапевтического клуба

Ребенок постоянно капризничает? Сложно общаться? Не понимаете его? Ребенок закрыт, не доверяет Вам? Интерактивный онлайн-тренинг для родителей поможет найти контакт с ребенком, понять его и найти выход из сложных ситуаций. Станьте лучшим другом для своего ребенка! Тренинг можно пройти в любое удобное Вам время по адресу: .

Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.

Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития

«Тройка» или «двойка» – какая разница!

Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.

К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.

Кто бы меня похвалил

В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.

В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».

Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.

В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.

Двоечником быть круто

Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».

Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».

Назло родителям

Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».

Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».

Я требую внимания!

Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».

Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.

Переоценка возможностей

Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.

Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.

«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»

Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.

Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.

После вступительной речи классный руководитель плавно переходит к оценке успеваемости каждого из учеников. Я слушаю речь учителя и узнаю, кто в нашем классе успел отличиться и кого ждет успешное будущее, а кто стал слабым звеном, и в лучшем случае его ждет судьба местного дворника. Жду. Сейчас учитель произнесет имя моего ребенка, и я услышу вердикт. Переживаю - этого не скроешь. Мы последние в списке, это ожидание усиливает волнение.

Про моего сына учительница сказала, что он слишком рассеян, на уроках присутствует только телом, а мыслями летает неизвестно где, и только окрик помогает ему вернуться в класс.

От всего услышанного я пришла в ужас. Учительница пугала, клеймила позором, предрекала несчастное будущее нашим детям, навешивала каждому ученику ярлык «отличник» или «двоечник» - как заключение «годен» или «не годен».

Сердце мое не выдержало. С последней парты я подняла руку: «А можно я расскажу про наших детей?» Классная руководительница с удивлением уступила мне место.

То, что я говорила, повергло в изумление не только родителей, но и саму учительницу. Они узнавали своих детей, соглашались, улыбались, удивлялись и задумывались. Оказывается, плохих учеников не бывает! Надо только найти правильный подход.

А эти знания я получила на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Как усадить за уроки неусидчивого ребенка?

«Мой ребенок не любит учиться» , - признается одна родительница. - «Его невозможно усадить за уроки. Он всегда найдет причину, чтобы не делать домашнее задание. Если он все-таки решит пару примеров, то сделает это быстро, с ошибками, тяп-ляп, лишь бы от него отвязались. Читать не любит - говорит, что зря свое время на книги тратить не будет. А во дворе с мячом побегать у него всегда находится время. Ну что за неусидчивый ребенок! На уроках ему неинтересно, учебный материал запоминает плохо. В одно ухо влетает - из другого вылетает. Весь урок вертится. Ну что мне ребенка к стулу привязывать, что ли, и заставлять учиться? Что делать - ума не приложу!»

Посмотрим, как можно увлечь такого ребенка учебой. Подход к обучению, воспитанию и объяснению нового материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дело в том, что каждый человек уникален и от природы наделен определенным набором психических свойств.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана типы психики человека разделяют на вектора. Подвижный от природы ребенок наделен кожным вектором. Любая активность, движение его тела и психики приносят ему огромное удовольствие. Усидеть на одном месте ему действительно сложно.

Постоянные замечания со стороны учителя и настоятельные просьбы: «Сядь прямо! Не вертись!» - ни к чему не приводят. Учитель выходит из себя, и в дневнике появляется очередное замечание.

Долгие уроки за партой, требующие постоянного внимания, приводят школьника с кожным вектором в состояние дискомфорта. Возникает бессознательное желание встать, подвигаться, поговорить с одноклассниками, сменить деятельность. Этим и объясняется «неусидчивость и плохое поведение на уроке» детей с кожным вектором.

С пониманием психики ребенка у родителей и учителей появляются четкие правила по обучению и воспитанию таких деток. Во-первых, необходимо приучить ребенка с кожным вектором к режиму дня, определить границы времени для уроков, отдыха, игр, хобби. Время для обладателя с кожным вектором очень ценно, и он с радостью примет это правило. В дальнейшем это поможет ему приучиться к самодисциплине, слышать инструкции и выполнять их. В будущем развитые дети с кожным вектором - это служители закона, инженеры, предприниматели, руководители, спортсмены.

Во-вторых, в процесс обучения необходимо включать побольше логических заданий, с которыми кожный ребенок справляется на ура благодаря своему логическому мышлению. Смена деятельности на уроке, физкультминутки, викторины, соревнования - все это будет вовлекать ребенка с кожным вектором в процесс урока и выполнения домашнего задания.

В-третьих, необходимо объяснять ребенку с кожным вектором цель выполнения того или иного задания, а для школьников среднего и старшего возраста - для чего ему вообще необходимо учиться (хорошая работа в будущем, достойный заработок, высокая должность, карьерный рост). Дело в том, что основной принцип маленького кожника - это получение выгоды. Носитель кожного вектора должен видеть эту цель, тогда двигаться вперед и стать успешным ему будет гораздо проще.

Так, для младшего школьника хорошей мотивацией к учебе будет награда в виде велосипеда в конце четверти. Девочкам лучше заменять материальные поощрения на поход в цирк, театр, аквапарк.

В любой инструкции есть и противопоказания, которые очень важны и в обучении. Детей с кожным вектором ни в коем случае нельзя ругать за оценки и воспитывать ремнем! Нередко можно увидеть картину, когда родитель использует дедовский метод и пытается через причинение боли заставить ребенка учиться. Физическое наказание должно сойти на нет! Бить детей нельзя вообще, но для ребенка с кожным вектором физическое наказание может изменить весь сценарий его жизни в худшую сторону.

Дело в том, что нежная и чувствительная от природы кожа такого ребенка будет реагировать на побои сверхстрессом.

Тело и психика едины, поэтому головной мозг будет спасать тело и подавать сигнал на выработку гормонов, подавляющих боль - тех, которые вырабатываются в организме при получении удовольствия. Именно здесь у ребенка и появляются предпосылки к будущему воровству , мазохизму, проституции, когда он останавливается в своем психическом развитии и научается получать удовольствие через боль, часто нарушая закон, действуя только радия спасения себя.

Ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять детей - особенно детей с кожным вектором. Будущие лидеры всегда стремятся быть первыми, и их надо поддерживать в этом. Нередки случаи, когда после постоянных унизительных слов со стороны педагогов и родителей человек с кожным вектором становится неудачником, постоянно попадает в проблемные ситуации без возможности реализовать себя.

Наказание для ребенка с кожным вектором должно носить характер ограничения. Например, вместо игры в футбол он останется дома или не получит обещанное ему поощрение.

Нерешительный ученик

Можно ли родиться отличником? Когда мы говорим о детях с анальным вектором, а если еще в сочетании со зрительным, то напрашивается ответ «да». Ребенок с анальным вектором - усидчивый, трудолюбивый, любит читать, хорошо запоминает материал, с удовольствием ходит в школу. Аккуратный, перфекционист. Идеальный ребенок, какие уж тут проблемы?

Одна мама на родительском собрании признается: «Мой ребенок учится хорошо, но не могу сказать, что не возникает никаких сложностей. Во-первых, он очень нерешительный, боится отвечать у доски, рассказывать стихи перед всем классом. Нередко учитель говорит о том, что мой сын впадает в необъяснимый ступор и просто молчит, когда нужно отвечать устно. Однако письменно все задания делает на отлично. А недавно я заметила, что он стал заикаться. Теперь устный ответ на уроке - это просто наказание. Можно ли это исправить?»

Тренинг «Системно-векторная психология» объясняет, почему подобные состояния возникают у ребенка с анальным вектором. Нерешительный и несамостоятельный он от природы, поэтому его нужно подбадривать, хвалить и уверять в его способности выполнить то или иное задание. Торопить или подгонять его нельзя. Дать возможность довести дело до конца, дописать до точки, даже если это может занять много времени. Это крайне необходимо для комфорта психики человека с анальным вектором. Быстрый ритм вводит его в состояние стресса и ступора. Он стремится быть лучшим, идеальным. Врожденный страх опозориться и совершить ошибку мешает расслабиться при ответах у доски, перед всем классом, когда малейшая оплошность так заметна. Именно поэтому могут возникнуть зажимы в горле, выраженные .

Возможно, в некоторых ситуациях учителю действительно лучше заменять устные ответы на письменные для детей с анальным вектором. Однако нельзя этим увлекаться. Все-таки необходимо помочь ему побороть врожденную скромность при устном ответе и боязнь сделать ошибку.

Большую работу в воспитании и обучении анальных деток должна все-таки выполнить мама. У нее со своим ребенком особенная тесная связь. Эмоциональное состояние матери зеркально будет отражаться на ребенке.

Критика плохо воспринимается таким ребенком. Нередко именно в этот период у анального ребенка возникает сильнейшая обида на мать, которая тяжелым грузом тянет его вниз, мешая радоваться жизни.

Мамина любовь, нежность, понимание особенностей своего ребенка убережет ее от ошибок, наказаний, упреков, которые могут отрицательно сказаться на будущей судьбе ребенка. Шаг за шагом можно вселить в ребенка с анальным вектором уверенность в своих силах и знаниях, помочь ему стать профессионалом своего дела. Тогда он сможет применить все свои врожденные таланты и в будущем стать отличным специалистом.

Рассеянный школьник

Вот рассказ еще одной мамы на родительском собрании: «И у моего сына были похожие признаки. Мой ребенок иногда даже может забыть, что ему надо идти в школу. Он вообще постоянно витает в облаках, не собран, рассеян. Иногда даже возникает ощущение, что он меня не слышит: «А? Что? Мам, это ты мне?» Друзей в классе у него почти нет. Есть пара ребят, с которыми он играет в онлайн-игры. Говорить не любит, на уроках молчит, весь в себе, закрыт. Читать, конечно, любит, но не учебники. Фантастика, физика, астрономия. По предметам скачет с тройки на четверку. А я вижу, что он умный и может больше, но что делать - не знаю».

Скорее всего, у этого школьника есть звуковой вектор. Чувствительный от природы слух в тандеме с абстрактным мышлением действительно уводят его глубоко от внешнего мира в свою ракушку. Именно в ней он и предпочитает прятаться, зачастую не нуждаясь в друзьях и товарищах. Внешняя рассеянность - это как раз признак его сильной концентрации на своих мыслях. Однако чтобы раскрыться и развиться, звуковому ребенку надо помочь выйти наружу и начать общаться. Таким образом, ребенок будет уходить от виртуального общения и увлекаться реальной дружбой, учебой в школе.

«…Я стараюсь направить жизнь Егора в русло организованности и умение заполнять и распределять свое время. Иногда это получается. Иногда - нет. Но когда получается, он сам отмечает, насколько это легче - когда нет разорванности времени, когда день складывается удачно, по его словам.
Каждый день - новый. Каждый день приходится решать новые задачи. Но сейчас, используя системные знания, это уже не вводит в ступор …»

Гульнара Г., психолог, Нижневартовск

Записывайтесь на бесплатные вводные лекции онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана по ссылке.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

20 Фев, 2018

На самом деле, все мы делимся не на белых и черных, мужчин и женщин или евреев и антисемитов. Мы делимся на отличников и двоечников. И между нами веками длится классовая борьба.

Отличники встают рано, причем далеко не всегда потому, что они - жаворонки. Они встают рано потому, что им надо. Если рано им случайно вставать не надо, они встают поздно. Поздно - это в десять утра. Ну ладно, в одиннадцать. Самый край - в двенадцать, со словами "сколько можно спать". Отличникам вообще свойственно задавать самим себе и окружающим риторические вопросы. Например, "когда, если не сегодня, я буду это делать?", "сколько твоё безделье может продолжаться?" и "неужели ты не понимаешь, что...". "Неужели ты не понимаешь?" - ключевой вопрос отличников. Они не понимают, как можно не понимать.

Двоечники не понимают.

Отличники работают в системах. Им это важно. При этом им важно, чтобы в системе, где они работают, их ценили. Если в системе, где они работают, их не ценят, отличники ищут новую систему. Самая большая награда для отличника - когда система их сначала не ценила, а теперь ценит. Самое страшное наказание - провалиться в глазах системы. Если отличника спросить "кто ты", он честно ответит: "инженер-технолог".

Если спросить "кто ты" двоечника, он ответит "Вася".

Основная причина всех действий отличника - убежденность, что так надо. Надо хорошо учиться, надо получать хорошие оценки за экзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на этой хорошей работе надо сделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грязную посуду.

Двоечники тоже моют грязную посуду. Когда заканчивается чистая.

Первичное расслоение происходит в школе. Отличника узнать легко, и вовсе не по очкам или по умному лицу. Отличник - это тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой после школы, переодевается в домашнюю одежду, разогревает обед, обедает - и садится. Иной отличник скор и легок, поэтому садится он на полчаса, и за полчаса у него всё готово. Другой отличник основателен и упорен, поэтому его уроки делаются целый вечер. Есть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на Послезавтра - но это особая категория человечества, и речь сейчас не о них.

Сделав уроки, отличник улыбается и потягивается. Если он - Истинный Отличник, он может после этого еще и собрать портфель. Впрочем, это необязательно - я знала одного настоящего отличника, за которого все десять школьных лет портфель собирала мама.

А теперь быстро поднимите руку те, кто регулярно строчил домашнюю математику на подоконнике в туалете напротив кабинета химии на пятом этаже. С вами всё ясно. Вы наверняка еще помните, что на средней величины домашнее задание нужна обычная перемена (десять минут) в пятом классе, и большая (двадцать) - в восьмом. Что? Не "строчил", а "сдувал"? Сами вы "сдувал". Чтобы спокойно списать задание по любому предмету, не нужна никакая перемена. Нужна последняя парта и урок биологии. Можно литературы.

Но сдувание - это детский сад. Высший пилотаж двоечника - сделать домашнее задание самому, причем на том самом уроке, на который он задан. Желательно сидя не на последней, а на первой парте. Сделать блестяще, с выдумкой, с переподвыподвертом и, сделав, немедленно вызваться отвечать. Ответить так, что преподаватель заплачет от восторга, получить законную пятерку с бантиком и, сев на место, углубиться наконец в чтение второго тома сочинения Освальда Шпенглера "Закат Европы". Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. На такое способен только истинный, глубинный, не побоюсь этого слова, духовный двоечник. Которому в общем-то все равно, чем заниматься, лишь бы было интересно и не дергали. К сожалению, сочетание "интересно" и "не дергали" в школе (да и в жизни) бывает редко, поэтому ради своего смысла жизни двоечнику приходится трудиться куда упорней, чем отличнику. Если он, конечно, достаточно трудолюбив, чтобы это делать.

Оценки не говорят нам ни о чем. На доске "Гордость школы" висят вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У последних ничуть не меньше высоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математических олимпиадах, а среди первых есть масса хмурых середнячков. Дело не в баллах, дело в подходе.

Отличник на любое
- Зачем?
отвечает
- Надо!

Двоечник на любое
- Надо!
отвечает
- Зачем?

* * *
По окончании школы отличники и двоечники выкатываются в большую жизнь. Отличникам там легко, слово "надо" ведёт их за собой. Двоечникам сложнее: им приходится изо всех сил думать, как бы выкрутиться так, чтобы ничем не поступиться. Поступаться двоечники не любят. Это, пожалуй, второе существенное различие между двумя классами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поступиться, дабы достичь того, чего Надо достичь. Двоечник абсолютно уверен, что поступаться не имеет смысла ничем, поэтому поступается он только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. Собственно, ему по-прежнему важно исключительно чтобы было интересно и особо не дёргали. В слове "особо" проявляется последняя уступка, которую двоечник делает обществу.

Отличник работает как плуг: равномерно пашет, оставляя за собой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. Пусто, пусто, пусто, покер.

И отличники, и двоечники бывают талантливыми. И двоечники, и отличники бывают блестящими. Из блестящих отличников получаются миллионеры и президенты корпораций, а из блестящих двоечников - писатели-поэты, программисты-инженеры и прочая творческая соль земли, не отягощенная излишней социализацией.

Из нормальных способных отличников выходят хорошие специалисты с приличной зарплатой. Из нормальных способных двоечников получаются люди свободных профессий, работающие на себя и получающие то штуку в день, то фигу в месяц. К тому же, в любой системе исправно кормится довольно большое количество двоечников, которые время от времени подают более или менее гениальные идеи, за что им сквозь зубы прощают постоянные опоздания, отпуска в самый неподходящий момент и непрерывные кончины любимых родственников во все остальное время.

Из неудачных отличников всё равно получаются неплохие специалисты с нормальной зарплатой - просто потому, что абсолютно неудачных отличников не бывает. Отличники так устроены: они не в состоянии работать плохо.
А вот что получается из неудачных двоечников, не знает никто. Потому что кто же из гордых двоечников сознается даже себе самому в том, что именно он - неудачный?

Два класса, как и положено, испытывают друг к другу классовую ненависть. Отличники считают двоечников везучими бездельниками, получающими дары от жизни за красивые глаза. Если при этом конкретный двоечник хотя бы неудачлив в той сфере, которая кажется отличнику наиболее важной (скажем, у него постоянно нет денег, потому что он не готов работать в системе, или он лишен личной жизни, потому что кто ж пойдет за такое счастье), отличники готовы отнестись к нему снисходительно. Но если двоечник живет, как считает нужным, работает, как ему нравится, имеет за это много денег и счастливо влюблён - любой отличник при виде него испытает законное возмущение. Лучше всего двоечнику быть пьяницей - тогда отличники будут его любить. Потому что сами они, разумеется, никогда.

Двоечники, со своей стороны, убеждены, что отличники - примитивные зануды, не умеющие вставать не по будильнику и жить не по указке. Смягчить их отношение может, допустим, явное отвращение отличника к собственной работе. Или небольшая клиническая депрессия, а еще лучше - нервный срыв. Или хотя бы осознание отличником бедности своей серенькой дорожки перед вершинами горного пути свободного двоечника. Если же отличник занят важным и интересным делом, получает большие деньги, здоров и хоть убей не понимает, чем его жизнь хуже жизни Ван Гога без ушей - гордая птица двоечник будет его презирать. Это презрение сродни тому, которым обливает веснушчатый пацан с дыркой на штанах и пальцами в чернилах аккуратного мальчика с челочкой и носовым платком.

Зато тот, с веснушками, может бегать по лужам и пинать консервные банки. Зато этого, с челочкой, постоянно ставят ему в пример. В глубине души оба класса смутно завидуют друг другу - потому что та, вторая сторона, умеет то, чего не умеет эта.

Отличница точно знает, что в доме должна быть еда, в холодильнике - продукты, а полы в квартире надо мыть хотя бы раз в неделю.
Двоечница считает, что между мужчиной и женщиной должно быть равноправие. Равноправие выражается в том, что она выходит за него замуж, а он делает за неё всё остальное.
Отличница заводит детей, потому что она женщина, воспитывает их - потому, что она мать, и помогает родителям, потому что она дочь.
Двоечница заводит детей, потому что интересно, какие у них будут рожи, не воспитывает их вообще, потому что и так сойдет, и помогает родителям, потому что иначе они не отстанут.
Отличница никогда не пустит своего мужа на работу в грязной рубашке.
Двоечница не считает нужным проверять, надел ли он рубашку вообще.
Отличница скорее удавится, чем подаст семье на ужин сосиски.
Двоечница скорее удавится, чем задумается об ужине.
Да, а еще отличницы умеют гладить. Бельё. Утюгом. Двоечницы, как правило, считают, что "чистое" означает "красивое", а гладят чаще всего голую кожу. Рукой. Впрочем, это отличницы тоже умеют - когда находят время, свободное от дел.

А зато отличница следит за модой, за фигурой, за лишним весом и за репутацией семьи.
А зато двоечница не знает, что слово "оргазмы" существует в единственном числе.

Логично было бы предположить, что межклассовых браков почти не бывает, но это не так. Двоечники часто любят отличниц - потому как порядок в доме и без вопросов ясно, кто у нас в паре блин творческая личность. Отличники порой влюбляются в двоечниц - потому что стирать носки невелико искусство, а вот настолько искренне улыбаться, спрашивая "милый, что у нас на ужин?", умеет далеко не всякий.

Создаются, безусловно, и идеальные пары. Двое отличников, живущие вместе, могут достичь невиданых карьерных высот, заработать миллионы, выстроить огромный дом и вырастить кучу румяных детей. А влюбленные двоечники способны изобрести вечный двигатель, соорудить из него ероплан и улететь куда-нибудь к такой-то матери и всеобщему удовлетворению.

Но двоим отличникам при этом часто невыносимо скучно друг с другом.
А пара двоечников зарастёт грязью по уши и умрёт от голода, потому что ни один из них не согласится встать пораньше, чтобы пойти и получить на вечный двигатель патент. Точнее, один согласится, но проспит. А второй пообещает его разбудить, но забудет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь