Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.
Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.
Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.
Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.
Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.
Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.
Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.
Инсульт («мозговой удар»)
Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.
Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.
Три пути к инсульту .
Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.
Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.
2. Перекрытие кровеносного сосуда .
Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.
3. Мозговое кровотечение .
Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.
Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .
— сильная головная боль;
— головокружение;
— потеря сознания;
— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);
— коматозное состояние (мозговая кома);
— обвисание уголков рта;
— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;
— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;
— затруднение дыхания или глотания;
— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;
— судороги;
— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.
Помощь при остром (тяжёлом) инсульте
Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.
Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.
Последствия инсульта:
— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);
— слабость;
— онемение;
— снижение чувствительности;
— частичная слепота;
— обвисание века;
— нарушения речи;
— затруднения понимания речи;
— потеря памяти.
Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.
Синдром инсульта умеренной тяжести .
Симптомы инсульта умеренной тяжести .
— лёгкое головокружение;
— головная боль;
— внезапное расстройство памяти;
— слабость в руке или ноге;
— лёгкое помутнение сознания.
Микроинсульты
У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.
Симптомы кратковременного ишемического приступа .
— незначительное расстройство речи;
— лёгкое помутнение сознания;
— лёгкое головокружение;
— мышечная слабость.
Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.
Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.
Что ещё нужно знать при инсультах .
После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.
Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.
Окажите поддержку .
Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.
Как избежать нового инсульта .
1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.
2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.
3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.
4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.
5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.
6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.
7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.
Брадилалия – это замедление речи, которое возникает в результате затрудненной способности воспроизводить расчлененные звуки. Изучением данной патологии занимается логопедия, которая считает брадилалию нарушением темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.
Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы подберем Вам хорошего специалиста и поможем записаться к нему на прием.
Расстройство возникает в результате поражения бледного шара, который отвечает за двигательную активность, и черного вещества головного мозга, ответственного за тонус мышц. Замедление темпа речи может развиваться и при поражениях мозжечка.
До конца XIX века брадилалия описывалась как симптом, сопутствующий отдельным видам соматических, психических или неврологических заболеваний (может проявляться при деменции, общей психической заторможенности и психоорганическом синдроме, который вызывается органическим поражением головного мозга). В настоящее время считается отдельным нарушением темпа речи.
Напоминающие брадилалию и не являющиеся патологией особенности речи часто встречаются среди населения северных стран.
Брадилалия может быть:
Замедление темпо-ритмической стороны речи может быть практически незаметным для окружающих, если расстройство проявляется в легкой степени.
Тяжелая степень брадилалии сопровождается нарушением коммуникации, поэтому как следствие часто возникает задержка речевого и умственного развития.
Отдельно выделяется мозжечковая брадилалия, которая обычно сопровождается нарушением речевой модуляции и скандированной речью.
Причины брадилалии могут быть как биологическими, так и психологическими. Исследователи данного нарушения речи выделяют:
Медленный темп речи детей, которые страдают данным расстройством, раздражает и отталкивает окружающих. В результате страдающие брадилалией дети замыкаются и предпочитают молчать, а это способствует задержке речевого и умственного развития.
Замедленный темп речи обусловлен:
Брадилалия проявляется речевыми и неречевыми симптомами.
К речевым симптомам нарушения относятся:
Возможна скандированность речи.
Артикулирование звуков может быть нарушено, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно.
Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие.
К неречевым симптомам относятся:
Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза.
Легкая степень брадилалии не доставляет значительных неудобств и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства осознающие свой дефект пациенты испытывают психологический дискомфорт.
Для диагностики нарушений темпа речи (тахилалия и брадилалия) необходимо комплексное медицинское и психолого-педагогическое обследование, поэтому пациент направляется на консультацию к неврологу, логопеду, психологу и психиатру.
Для постановки диагноза используются:
Проводится также диагностика устной и письменной речи.
Состояние артикуляционной и мимической моторики у детей оценивается логопедами по методикам, которые включают:
При исследовании особенностей устной речи обращают внимание на звукопроизношение, слоговую структуру слова, особенности голоса и темпо-ритмическую сторону речи.
Для диагностики письменной речи пациенту предлагаются задания на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов.
Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций.
На основании обследования логопед составляет речевую карту ребенка.
Лечение брадилалии включает:
Брадилалия корректируется на логопедических занятиях при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется – ребенок в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание.
Поскольку раннее начало коррекционной работы дает наиболее благоприятный прогноз, брадилалия требует своевременного обращения к специалистам.
Профилактика включает:
Liqmed напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.
Изображение с сайта lori.ru
Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи .
Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; оттого так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их лечение.
Чаще всего расстройства речи возникают в детском возрасте. В тяжелых случаях речевых нарушений, ребенок не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.
Нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам патологий речевой организации относятся некоторые виды заикания, дизартрия, алалия и т.п.
Виды нарушения речи
1. Алалия. Состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь по причине недоразвитости либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность, – называется алалией.
Это тяжелое нарушение речи подразделяется на алалию сенсорную и моторную. При сенсорном типе заболевания ребенок не в состоянии понимать чужую речь: он слышит звуки, но не воспринимает их смысловую составляющую, подобно тому, как не владеющему иностранным языком человеку иноязычная речь кажется полной бессмыслицей. Дети с моторной алалией не в состоянии овладеть и пользоваться языком, им не дается усвоение звуков, слов, грамматических построений.
2. Дизартрия (одна из относительно легких форм анартрии – полной утраты речи) является результатом патологий нервной системы, а именно расстройств иннервации речевого аппарата. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи, для этого заболевания свойственно:
Во многих случаях у ребенка с дизартрией отмечается физическая неловкость, нарушения мелкой моторики (движений кистей рук).
Стертые формы дизартрии – это виды нарушения речи, которые довольно сложно диагностировать: часто страдающий ей ребенок практически не отличается от своих ровесников, а тихий голос и медленную речь родители и педагоги воспринимают как проявление какого-либо качества характера – например, робости. Тем не менее, стертая дизартрия имеет характерные признаки, на которые опытный специалист сразу обратит внимание: например, такие дети не только неразборчиво говорят, «бубнят», но и плохо кушают. Поскольку при дизартрии затруднен процесс жевания, страдающим этим заболеванием детям не нравятся многие твердые разновидности традиционных «лакомств» (корочки от хлеба, цельная свежая морковь, твердые зеленые яблоки), они с неохотой едят мясо. Если взрослые все же принуждают ребенка есть твердую пищу, тот может сделать вид, что жует, а затем просто держать куски еды за щекой.
Пытаясь хоть чем-то накормить ребенка, родители уступают, как они думают, «капризам», и переводят малыша на мягкую пищу. В результате развитие артикуляционного аппарата у детей еще более замедляется.
3. Дислалия. Наиболее частое нарушение речи – это дислалия, проблемное звукопроизношение; в просторечье – косноязычие. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все. В современной медицине принято именовать разновидности дислалии по названиям, которые звуки носят на греческом языке:
4. Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.
Наиболее часто возникновение заикания приходится на возрастной период 2-5 лет. В это время за детьми нужно особо внимательно следить; если нормально развивающийся ребенок вдруг перестает говорить и упорно молчит на протяжении нескольких дней – его необходимо показать врачу, так как такое состояние может быть первым симптомом заикания. Как причины этого нарушения устной речи, медики чаще всего отмечают «разовый» сильный испуг либо протяженное во времени травмирование психики ребенка.
Нарушения речи и школа
Если развившиеся в дошкольный период тяжелые нарушения речи своевременно не откорректировать, во время обучения в школе количество проблем резко возрастет. Так, при обучении ребенка письму и чтению на фоне нарушенной речевой деятельности может возникнуть «письменное косноязычие» – дисграфия, неспособность к письму
Причиной является тот факт, что дети с тяжелым нарушением речи часто имеют плохо развитый либо искаженный фонематический слух. Как один из способов профилактики графических ошибок при письме, и вообще средство для обучения ребенка осмысливать каждое свое действие, специалисты рекомендуют процедуру «проговаривания» всех операций, совершаемых при написании той или иной буквы.
Еще один вид серьезных нарушений у детей младшего школьного возраста – дислексия (также алексия). Так называется избирательная неспособность ребенка к овладению процессом чтения, возникающая в результате патологий определенных участков головного мозга (коры левого полушария, если ребенок правша). В зависимости от локализации поражений мозга, развиваются алексии разных видов.
Заболевания, сопровождающиеся нарушениями речи
Современная медицина, опираясь на причины появления и особенности развития, различает следующие нарушения речи:
1. Патологии речи функционального генеза:
2. Патологии речи органического генеза
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи у детей:
По типичности и стойкости внешних симптомов речевых расстройств на первом месте стоят алалия и дизартрия; чуть менее выраженными и легче поддающимися корректировке являются нарушения речи при разных типах заикания и ринолалии (проблемы со звуком «р»).
Устранение речевых расстройств у детей требует комплексного подхода, при котором использование вазоактивных и психостимулирующих медикаментозных средств сочетается с психотерапевтическим и педагогическим методами коррекции.
Если у ребенка нарушена речь, следует обращаться:
В процессе лечения детей школьного возраста обязательно взаимодействие с педагогами.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.
Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.
Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.
Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:
При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.
Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:
Необходим также постоянный самоконтроль, посещение специалистов, особенно если были травмы головы, есть хронические сосудистые поражения мозга или психологические расстройства, которые вошли в ремиссию. При правильном лечении заторможенности прогноз благоприятный.