Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

— Что за наказанье!

Выполнение письменных рекомендаций учителя-дефектолога способствует наилучшему закреплению изученного на коррекционных занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Рекомендации выполняются в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей - это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию учителя-дефектолога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же учитель-дефектолог задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-дефектологом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.

Серия лексико - грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает учитель-дефектолог.

Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения). Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

Время проведения занятий 10-15 минут

Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.

Выполняйте только то, что требуется в задании.

Уважаемые родители!

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Наталья Мешалкина
Логопед задаёт домашние задания. Зачем и как?

Представляю вниманию коллег педагогов консультацию для родителей, оформленную в виде ширмы с использованием шаблона на данном сайте. Материал целенаправленно изложен в наиболее доступной (несколько ироничной) и краткой форме с минимумом терминологии, чтобы родители читали, не теряя интереса и понимая прочитанное.

Родители все чаще удивляются тому, что логопед просит принести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в неё упражнения, просит каждую пятницу брать эту тетрадь домой и всё выполнять.

Ведь ребенок уже попал в логопедическую группу, значит все проблемы с речью у него будут решены специалистами автоматически.

И так логопед занимается с детьми несколько раз в неделю, а ещё воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в группе. Они и научат его правильно говорить, подготовят к школе.

А занятия с ребёнком дома организовать очень непросто.

Необходимо выкроить время после трудной рабочей недели, в законный выходной, чтобы сесть с ребенком за стол, открыть тетрадку, а там…

Упражнения для пальцев (сам запутаешься, как их соединять,

Гимнастика для языка (так и язык сломать не долго,

Устные задания по лексике и грамматике (эти слова со школы пугают,

Игры по коррекции звукопроизношения (кто это выговорит, тот уже герой).

Ещё часто логопед просит нарисовать или вклеить в тетрадь картинки по теме. А мы не умеем рисовать, принтера нет, журналы и книжки резать жалко, да и клей закончился…

И ребёнок хнычет и отказывается не только сидеть и языком двигать по инструкции, а вообще рот закрыл и зубы сжал!

В общем, одно мучение, а не учение!

Наверное, логопед просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на родительские плечи.

Однако семья и детский сад работают ВМЕСТЕ на благо каждого ребёнка, и даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи, тем более с тяжёлым, в одиночку.

Только при совместной и систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет делать грамматические ошибки и будет радовать родителей и окружающих красивой речью.

Эффективное запоминание и закрепление речевого материала возможно только при многократном повторении его в саду и дома. Поэтому если домашние задания задаются и выполняются регулярно, то мы быстро получаем положительную и стойкую динамику у ребёнка.

Логопед при этом также тратит своё время на разработку общего и индивидуального задания для каждого ребёнка, на поиск интересного материала и картинок, затем всё распечатывает, вырезает, наклеивает, разносит по группам, забирает из групп и проверяет. Это точно не похоже на лень и нежелание работать.

Тетрадь с домашними заданиями - это диалог с родителями, знакомство их с тем, чем логопед занимается с ребёнком, какую тему проходят, на что нужно обратить особое внимание.

Вот зачем нужны тетради для домашних заданий.

Кратко о том, КАК выполнять задания.

1. Главная ошибка родителей – выполнять с малышами задания, как в школе, за партой.

Но это – ДО школьники. Жизнь для них – игра, и игра – это жизнь.

И дома мы играем с детьми с пальчиками, с язычком, со словами, изображаем обезьянок, эхо, помогаем зайчику, ёжику и др.

Получите сами удовольствие от игры и от проведённого вместе времени с пользой.

2. Частая ошибка родителей – выполнять задания за ребёнка.

Помогайте ребёнку – но не делайте работу за него. Он ни чему не научится, если не будет пробовать и ошибаться.

Пусть криво приклеил или неровно нарисовал, зато сам!

3. Также не нужно делать всё и сразу.

Ребёнок с речевыми проблемами очень быстро утомляется. Это нам кажется, что всё это легко, а для него – это сложная работа.

Делайте перерывы, прогуляйтесь, попейте чай и т. д.

4. Ругать или насмехаться над ошибками и неудачами – навсегда отбить желание заниматься.

Хвалите ребёнка за каждое, даже самое небольшое достижение. Он только учится, и вообще – Ваш любимый герой!

Каждую пятницу мы в предвкушении:

Тетрадку от логопеда ждём с нетерпением.

Ведь смело друг другу язык мы покажем!

Разучим стихи и на пальцах покажем!

Публикации по теме:

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л-а, л-о, л-у, л-ы. ла-ло -лу-лы лы - лу.

Домашние задания для работы с родителями Тема «Овощи» 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу,.

Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей Королева И. А., учитель-логопед МБДОУ 13 г. Нытва.

Домашние задания по грамматике в подготовительной логопедической группе Тема «Буква и звук У» От буквы У образуется гласный звук [У] 1. Назови слоги, в которых звук [У] стоит перед согласным звуком 2. Назови.

Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.

Домашние задания в помощь родителям по лексической теме «Зимующие птицы» Рекомендации: пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку птиц: снегиря, синицу,.

Методическая разработка «Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы». Тема: «Весна» 1. Назови весенние месяцы___ ___ 2. Назови приметы весны.

Домашние задания логопеда по лексической теме «Перелётные и зимующие птицы» Развитие лексики

«ИГРАЙ – КА»

ЦЕЛЬ: привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления речевых знаний и умений, полученных на групповых платных занятиях по теме: «ОВОЩИ ».

    Повторить стих. Укрепить мелкие мышцы кистей рук.

Раз, два, три, четыре, пять. (ребёнок поочереди загибает пальцы)

Нужно овощи назвать:(сжимают и разжимают все пальцы)

Лук, капуста, кабачок, (загибают пальцы в кулачок)

Сладкий перец и чеснок.

Что это? (Ребёнок должен знать обобщающее понятие. Это овощи).

Спросите, где растут овощи?(Расскажите, что овощи растут в огороде, на грядках).

    Игра «Назови ласково»

помидор – помидорчик

огурец -…

баклажан - …

тыква - тыковка

капуста- …

редис - ….

    Игра « Один –много»

помидор – помидоры репа -

огурец – капуста -

баклажан – тыква -

кабачок – редис -

«ИГРАЙ – КА»

ЦЕЛЬ: привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления речевых знаний и умений, полученных на групповых платных занятиях по теме: «ФРУКТЫ ».

    Повторить стих. Укрепить мелкие мышцы кистей рук.

Раз, два, три, четыре, пять. (ребёнок поочереди загибает пальцы)

Будем фрукты называть: (сжимают и разжимают все пальцы)

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.


Расскажите, что фрукты растут в саду, на деревьях. Их с деревьев срывают.

2.Игра «Хлопки»

Сколько хлопков в каждом слове? (ба-нан, 2 хлопка)

3.Игра «Жадина»

Яблоко – моё яблоко.

Банан – мой банан.

Лимон – мой лимон.

Мандарин – мой мандарин.

Груша – моя груша.

4.Игра «Один – много»

яблоко – яблоки апельсин- ..

груша-…. мандарин - …

банан - … гранат - …

ананас - … абрикос - …

5.Игра «Назови ласково»

яблоко – яблочко апельсин- ..

груша- …. мандарин - …

банан - … гранат - …

ананас - … абрикос - …

«ИГРАЙ –КА»

Домашнее задание для детей средней логопедической группы.

ЦЕЛЬ: привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления полученных на групповых платных занятиях речевых умений и навыков по теме: «ОВОЩИ – ФРУКТЫ ».

    Вспомнить, где растут овощи. (Овощи растут в огороде, на грядке).

Вспомнить, где растут фрукты. (Фрукты растут в саду, на дереве)

    Ребёнок должен уметь назвать (перечислить)

3. Назови одним словом: картошка, морковь, огурец, помидор, лук, капуста. (Это овощи).

Назови одним словом: яблоко, апельсин, мандарин, груша, лимон, банан (Это фрукты).

4. Игра «Четвёртый лишний» (на натуральных продуктах или картинках)

Скажи, что здесь лишнее, почему?

а) лимон, банан, капуста , яблоко.

Образец ответа. Лишняя капуста, потому что это овощ, а остальное – фрукты.

б) лук, морковь, помидор, апельсин.

в) мандарин, огурец, апельсин, груша.

«ИГРАЙ –КА»

Домашнее задание для детей средней логопедической группы.

ЦЕЛЬ: «ЯГОДЫ».

    Перечислите названия ягод . Ребёнок должен назвать обобщающее понятие ягоды.

    Объясните, что ягоды растут на кустах (малина), на траве или маленьких кустиках (черника, брусника, земляника).

    Повторите пальчиковую игру «За ягодами».

1, 2, 3, 4, 5, (ребёнок ритмично сжимает и

Брусника, клюква, на каждое название ягоды

Черника, малина, загибают по одному пальцу на

Ещё землянику положим правой руке.

в корзину.

    Игра «Чего много в лесу?» (по картинкам)

(Окончания слов и предлог произносим чётко)

В лесу много земляники.

В лесу много черники.

В лесу много малины.

В лесу много брусники.

    Игра «Хлопки» со всеми названиями ягод.

Ма-ли-на, брус-ни-ка, зем-ля-ни-ка, клюк-ва, чер-ни-ка.


«ИГРАЙ –КА»

«ИГРАЙ –КА»

Домашнее задание для детей средней логопедической группы.

ЦЕЛЬ: привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления речевых знаний, умений, полученных на групповых платных занятиях по теме: «ИГРУШКИ»

    Спросите у ребёнка, какие знает игрушки.

(машина, пирамидка, мяч, ведёрко, матрёшка, юла, кубики, мишка.)

    Обясните, как можно играть с каждой игрушкой

(куклу – раздевать, одевать, катать в коляске;

мячик – бросать, ловить, подбрасывать, катать.)

    Игра «Назови ласково»

кукла – куколка мишка – мишенька, мишутка

ведро – ведёрко пирамида - пирамидка

мяч – мячик машина – машинка

куб - кубик

    Игра «Один – много»

кукла – куклы мяч – мячи

кубик – кубики мишка – мишки

ведро – вёдра машина – машины

пирамида – пирамиды

    Игра «Жадина» с этими же словами

Моя кукла.

Мой мишка.

Моё ведро.

Моя машинка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь