Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

Мы живем в асимметричном мире, и каждый из нас вписывается в этот мир по-своему. Как и среди нас, взрослых, среди детей есть левши и правши.
До четырех лет, пока не сформируются межполушарные связи, определить правша ребенок или левша, довольно сложно: в зависимости от ситуации он может выбирать то правую, то левую руку.

Если же малышу исполнилось четыре года, и родители обратили внимание, что он предпочитает действовать левой рукой, можно проверить, действительно ли он левша при помощи простых тестов-методов. При этом следует соблюдать следующие правила:
– каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;
– не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;
- все предметы перед выполнением задания класть строго по центру перед ребенком.

Методы определения ведущей руки.

1. Открывание коробочки.
Предложите ребенку несколько небольших коробочек из-под спичек с яркими рисунками и попросите его найти спичку в одной из коробок.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).
На отдельном листе зафиксируйте результат следующим образом:
– чаще левая – Л;
– чаще правая – П;
– и левая и правая ПЛ.
2. Вращательные движения.
Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков или банок с закручивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия.

3. Поднимание предмета.
Положите перед ребенком мяч и попросите его поднять. Повторите процедуру несколько раз и зафиксируйте результаты: Л; П; ПЛ.
4. Развязывание узелков.
Не туго завяжите несколько узелков из шнура или веревки и попросите малыша развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
5. Переплетение пальцев рук.
Попросите ребенка переплести пальцы обоих рук. Процедуру следует повторить несколько раз. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
6. Скрещивание рук или «Поза Наполеона».
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Пусть малыш выполнит упражнение несколько раз. Обычно ребенок выполняет задание в одной и той же последовательности.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
7. Аплодисменты.
При хлопании в ладоши более активна и более подвижна ведущая рука: она ударяет по ладони неведущей руки.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
8. Тест на заводку часов.
Предложите ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука производит заводку часов, а не ведущая – держит часы.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
9. Игра «Сорока – воровка».
Вспомните стишок про «Сороку-воровку». Малыш будет «варить кашку» указательным пальчиком ведущей руки на ладони не ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
10. Тест «Погладь игрушку».
Пусть ваш малыш возьмет со стола любимую мягкую игрушку и погладит ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.

По завершении тестирования посмотрите на результат. Если большинство заданий выполняется левой рукой, можно предположить, что ваш ребенок – левша. Бывает, что дети одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких счастливчиков называют амбидекстрами.

Так, кто же они такие – эти леворукие?
Наш мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. При этом правое полушарие «обслуживает» левую сторону тела, т.е. получает и передает информацию от левой руки, ноги, уха и глаза. Поэтому леворуких детей иначе называют правополушарными. Левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, правое – за интуитивно-образное. Иначе говоря, левое полушарие «дробит» информацию на отдельные кусочки и «раскладывает их по полочкам, правое воспринимает мир целостно.
Именно поэтому развитие и эмоциональный мир детей, у которых доминирует правое полушарие, несколько отличается.
Речь
Левши сравнительно поздно начинают самостоятельно говорить. Их речь очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. Малыш часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов, не по сути, часто запинается. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее.
Двигательная сфера
У левшей хуже, чем у правшей развита мелкая моторика, координация движений (особенно несинхронных). Им трудно делать несколько дел сразу (например, рисовать и разговаривать).
Пространственные представления
У левшей плохо сформированы пространственные представления: маленькому левше трудно бывает различить правую и левую руку, научиться правильно располагать на листе рисунки, буквы, цифры. Для левшей характерно зеркальное написание букв.
Поведение
Поведение правополушарных детей отличается неустойчивостью, возбудимостью. Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений. Поэтому радость может мгновенно смениться печалью, смех – слезами.
Эмоциональный мир
Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые. Они общительны и контактны. Левши, как никто другой способны тонко чувствовать и переживать, все тонко чувствуют и переживают. Но при этом они очень ранимы, часто плачут.

Познавательная активность.
Правополушарные дети живо откликаются на все новое, их очень легко «зажечь». Познают они все с помощью тактильных ощущений (ощущений от прикосновений пальцев). С любопытством рассматривают все новинки.

Мышление.
Леворуким детям свойственно эмоциональное, наглядно-образное, спонтанное и интуитивное мышление. Они полагаются и доверяют своим ощущениям догадкам, предчувствиям, опираются на наглядные жизненные примеры.
Левша в праворуком мире.
С самого раннего детства маленький левша оказывается в праворуком мире, который не желает признавать его своеобразного, особого пути развития. Он вынужден пользоваться предметами, изобретенными правшами для правшей. В детском саду или школе учительница-правша будет учить его по программам, разработанным для детей-правшей и не всегда понятны и доступны для левши. И маленькому человечку, чтобы приспособиться к требованиям этого мира, приходится ежедневно и ежечасно искать обходные пути, которые помогут ему справиться с непослушными предметами, постичь загадочные правила правописания и хитроумные математические операции.

Поэтому очень важно, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, чтобы он постоянно ощущал ваше понимание и поддержку. Родителям ребенка-левши нужно постараться отойти от традиционных стереотипов воспитания и обучения и выработать особый стиль взаимоотношений с малышом, который поможет раскрыться удивительным свойствам его личности. Вот несколько советов, которые помогут интеллектуальному и творческому развитию вашего нестандартного ребенка.

1. Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти правополушарных детей – от настоящего к прошлому.
2. Важно:
создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу (приглушенный свет, свечи, разнообразие звуков и запахов, наглядные образы);
поскольку левши отличаются целостным восприятием, и образ у них формируется вместе с событием, ребенку нужно дать возможность погрузиться в эту атмосферу, где он самостоятельно сформирует некий образ.
3. Речь родителей должна быть образной, эмоциональной. Но речь не должна доминировать: картинка, аромат, или музыкальный отрывок скажут ребенку больше, чем слово родителя.
4. Левши плохо запоминают абстрактные термины. Поэтому желательно подыскивать образные примеры (стишки, сказки, песенки, картинки), которые помогут ему понять, о чем идет речь.
5. Учитывайте, что левше необходимо много времени для включения в образ, поэтому не торопите малыша, когда он рисует, лепит, что-то сочиняет
6. Помощь родителей в процессе деятельности ребенку не потребуется, как и не особо важно мнение окружающих, они субъективны. Если малыш не просит, родители не должны вмешиваться в работу: задавать вопросы, интересоваться чем-либо, поскольку ребенок глубоко погружается в творческий процесс.
7. Поскольку левши быстро устают, то важно найти способы релаксация: расслабление под тихую музыку лежа на ковре, погружение рук в большие тазы с водой, вдыхание приятных ароматов.
8. Леворукие дети более внушаемы, поэтому релаксацию лучше проводить с элементами суггестии (внушения), речь при этом важно использовать минимально и обязательно образно.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка писать, рисовать, выполнять повседневную работу правой рукой. Это может привести к тяжелому стрессу. У малыша может даже появиться ночное недержание мочи, он может начать заикаться. Нередко переучивание приводит к развитию дисграфии: ведь ведущая рука напрямую связана с центром восприятия речи, и если человек пишет «не своей» рукой, его мозг попросту не в состоянии полноценно воспринимать написанное.
Помните, ваш ребенок особый, не такой, как все. Возможно, с ним у вас будет больше хлопот и трудностей, но ваш малыш может очень многого добиться, если вы будете развивать то, что с избытком дано ему от природы: функции правого полушария – эмоциональность, интуицию, образное мышление, способность к творчеству.
Посмотрите, сколько левшей среди выдающихся артистов, математиков, художников, музыкантов, архитекторов! Ваш малыш может стать одним из них!
Поскольку правое полушарие отвечает за непосредственное чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление и творческую деятельность, правополушарные дети очень активны. Поэтому очень важно предоставить малышу все условия для успешной деятельности, дать ему возможность реализовать свою индивидуальность.
– Активность ребенка должна быть замечена. Нельзя допустить, чтобы он творил в «никуда». Одобряйте и поощряйте малыша за его устремления.
– Помните, что для вашего ребенка более значим сам творческий процесс, а не результат его деятельности.
– Предоставьте левше свободу выбора материала. Он может конструировать из коробок, создавать скульптуры из природного материала, моделировать из бумаги и скотча, делать коллажи из разнообразного материала (бумага, ткань, крупы, кора, деревьев, ракушки, железки и т.п.), рисовать на полу огромными кистями на рулонах обоев и т.д.
– Активизируйте процесс общения правополушарного ребенка с окружающим миром: как можно чаще водите его в лес, в театры, музеи и т.д. Когда малыш вернется домой, предоставьте ему возможность отобразить свои чувства и настроение в любом материале.
– Пусть хорошей семейной традицией станет слушание классической, этнической или фольклорной музыки с дальнейшей передачей своих эмоций в звуках, песне, танце, любых движениях, живописи.
– Важно, чтобы у малыша всегда были комфортные условия для игры и творчества, чтобы он всегда чувствовал ваше понимание и одобрение.
Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Развивать ребенка, используя и опираясь на его преимущества. И помните, что по мнению многих исследователей, существует версия об одаренности леворуких детей в разных областях творческой деятельности, не требующих чрезвычайно развитой речевой функции.
Всем нам хорошо известны имена великих левшей: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пол Макартни.
И только от вас зависит воспитание и становление будущего талантливого человека.

Светалана Кожохина


Выполнение ребенком типичных действий левой рукой наталкивается на негативный отклик со стороны многих родителей, некоторые из которых воспринимают данную особенность в качестве ниспосланного свыше наказания или кармы.

Понятия леворукости и левшества

Под леворукостью понимают индивидуальную (зачастую врожденную) особенность устройства мозга, идентичную изначально дарованной природой окраске волос и темпу речи. Ее нельзя воспринимать в качестве плохой привычки или прихоти. Присущее ребенку свойство нуждается в принятии, а не в отторжении. Предпринимаемые взрослыми попытки переподчинения чреваты тяжелыми последствиями.

Левшество целесообразно рассматривать как одно из направлений развития человеческого организма. Для левшей характерно отсутствие межполушарного взаимодействия. Не прослеживается в их случае также специализация полушарий.

При изучении особенностей людей подобного типа важно помнить следующее: левши не образуют однородной массы. Термин «леворукость» ограничивается выявлением ведущей руки, а «левшество» идентифицируется с комплексным параметром, подразумевающим фиксацию большей активности со стороны правого полушария (у правшей наблюдается доминирование левого полушария головного мозга).

Выполнение малюткой преобладающей части действий левой рукой — предпосылка к констатации леворукости. Левшой малыша можно признать лишь после определения других ведущих органов: глаза, уха и ноги. Для этого придется понаблюдать за интенсивностью использования малышом парных органов. Наиболее важной в рамках школьного обучения характеристикой продолжает оставаться ведущая рука, от выбора которой зависит степень успешности освоения столь нелегкой для детей дисциплины, как письмо.

Предпосылки появления левшей

Ученые утверждают, что уникальное на первый взгляд явление по сути таковым не является. Проявления асимметрии типичны для всех живых организмов. Не входят в перечень исключений и парные органы человека, один из которых ориентирован на подчинение, а второй — на главенство. На присвоении одной из рук статуса ведущей сказываются три фактора, имеющие отношение к наследственности, воспитательным моментам и нарушениям, являющимся следствием травм, полученных в ходе родов. Как правило, прослеживается четкая связь между доминирующей рукой и противоположным полушарием головного мозга: правое полушарие обеспечивает подчинение левой руки и наоборот.

Согласно статистическим данным наличие в супружеской паре хотя бы одного левши повышает шанс рождения младенца с проявлениями леворукости в 10-12 раз. О «вынужденном» левшестве идет речь в случае невозможности выбора правой руки в качестве ведущей вследствие полученных травм. Иногда подобный выбор объясняется стойким желанием подражания близким родственникам либо друзьям. «Компенсаторному» левшеству сопутствуют разнообразные деформации участков мозга, преобладающая часть которых затрагивает левое полушарие. Перенесенные болезни и полученные травмы, как правило, приходятся на ранний период развития дошкольника. При псевдолеворукости фиксируется отсутствие доминирующего по отношению к руке полушария. В такой ситуации наблюдается приблизительно равноценное задействование обеих рук.

10 3

Едва ли не в каждой группе детей - в детском саду или школьном классе - обязательно найдется мальчик или девочка, к которому все остальные...

Особенности работы полушарий головного мозга

Полушария головного мозга обрабатывают поступающие сведения по разному. Левое полушарие идентифицируется как «логическое». Обработка данных осуществляется последовательно (путем анализа всех возможных вариантов). Рациональная половина мозга отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышления. Левое полушарие ориентировано на прием информации, поступающей с правой части тела.

Для правого («образного») полушария характерно мгновенное восприятие информации в качестве целостного образа. Одномоментность обработки составляет основу интуиции, образного мышления и эмоционального восприятия, воображения и зрительно-пространственных функций. Обслуживание левой стороны тела находится в ведении правого полушария, которому присвоен статус эмоционального.

Завершение формирования ведущих руки, уха и глаза обычно фиксируется в возрасте 4-5 лет. Об активности правого полушария свидетельствует наличие ведущей левой руки/уха/глаза. До этого периода допустимо попеременное задействование обеих рук для удержания ложки и других предметов или выполнения простых действий, имеющих отношение к рисованию, лепке, аппликации и т.д. Доминантность полушария на данном этапе не фиксируется. Ее установление должно осуществляться природным путем. Принуждение ребенка к выполнению действий исключительно правой рукой признано недопустимым.

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

Большинство психологов говорит, что дети, которые нуждаются в любви больше всех, ведут себя хуже всех. А родители недоумевают, почему в очередной раз...

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Феномен зеркального восприятия

С зеркальностью движений сталкивались многие супружеские пары, воспитывающие левшей. Некоторые дети ограничиваются зеркальным написанием слов. Буквы при этом воспроизводятся с конца: начальная, предпоследняя и т.д . Также встречаются случаи зеркального восприятия. Помимо этого дети могут прибегать к зеркальному чтению и зеркальному рисованию. Последнее нарушение сопровождается специфическим искажением рисунка, объясняемым путаницей горизонтального и вертикального, верха и низа, левого и правого. Что интересно, необычные для большинства людей изображения не вызывают у малыша ощущения неправильности.

4 1

В наши дни многие люди имеют хотя бы отдаленное представление о столь сложном понятии, как «гиперактивность». Некоторые родители, воспитыв...

Сохранение зеркальности восприятия по истечении 10 лет — предпосылка к проведению тщательного анализа воспроизводимых ребенком зеркальных движений, поиску причин подобного явления и организации тематических занятий, ориентированных на закрепление навыков самоконтроля и корректировку недостатков, имеющих отношение к сфере координации, внимания и пространственного восприятия.

Проблематично для левшей и определение времени по часам, оснащенным циферблатом. Для подобных детей типично зеркальное восприятие одной либо обеих стрелок. Не удается им избежать и ошибок метрического характера. Разница между реальным и определенным малышом временем может достигать четверти часа. Некоторые из промахов могут быть связаны с часовой стрелкой.

Среди левшей велика доля ребят, у которых фиксируются задержки в речевом развитии (как письменном, так и устном). Аналогичные проблемы могут наблюдаться в сфере чтения и вычислений. В некоторых случаях заходит речь об искажении эмоций и заторможенности конструктивных процессов. Предпринимаемые некомпетентными лицами попытки переобучения чреваты усилением начальных диспропорций.

Маленькие герои

Дети-левши вынуждены контролировать собственную психическую деятельность. В этом направлении им удается достигать впечатляющих результатов. При этом надо понимать, что для достижения поставленной цели такие дошкольники зачастую используют обходные пути, предполагающие поиск немыслимых для среднестатистического человека внутренних и внешних средств. Предсказать течение процесса, как правило, невозможно.

Окружающий мир заточен под удовлетворение нужд правшей. Обделенным в этом плане детям-левшам приходится изобретать собственные способы взаимодействия с людьми и предметами. Каждое действие и любая мысль при этом пропускаются через мозг — тончайший и поражающий своим совершенством инструмент, наделенный определенным и, что немаловажно, конечным объемом энергии. Нейропсихологи предупреждают, что у левшей может наблюдаться перерасход энергии в сфере высших психических процессов, в число которых вошли речь, счет и мышление. Базальные структуры психики (соматические, эмоциональные и т.д.) при этом оказываются обделенными. Благодаря данной особенности дети-левши нуждаются в повышенном внимании со стороны опекающих их взрослых.

Перечень табу

О переучивании левшей желательно забыть раз и навсегда. Категоричность требования объясняется невозможностью переделывания биологической природы ребенка, основу которой составляет определенная организация головного мозга. Положительное на первый взгляд намерение должно восприниматься не иначе как насилие над детским мозгом. Удержание ручки или ложки в правой руке приводит к перекладыванию врожденных функций с правого на левое полушарие, которое ведущим для левши не является. Более того, в нем отсутствует так называемая проекционная база, без которой немыслимы работа артикуляционного аппарата и осуществление пальцами тонких движений. К печальным последствиям подобных действий могут быть отнесены:

На первый взгляд, все предельно просто и понятно. Маленькие детки находятся под опекой и присмотром родителей, которые и оберегают своих наследников о...

  • задержка формирования речи и многочисленные проблемы логопедического характера;
  • невозможность восприятия музыки и совершения танцевальных движений;
  • отсутствие навыка ориентации на местности;
  • укачивание в транспортных средствах;
  • неустойчивость почерка;
  • появление навязчивых мыслей о собственной неполноценности;
  • страх перед возможными неудачами;
  • негативные изменения в сфере эмоционального состояния, в число которых вошли раздражительность, вспыльчивость, капризность, повышенная утомляемость и т.д.;
  • невротизация, проявляющаяся в виде вялости, заикания и энуреза, болей в области головы и живота, нарушений аппетита, сна и пищеварения, разнообразных неврозов и нервных тиков (подергивание носом и сморщивание лба, мигание и облизывание губ) и т.д.

Леворукость ребенка не должна восприниматься окружающими как нечто неординарное. Заострять внимание малыша на данной особенности также не следует. Несоблюдение данного правила чревато для левши ассоциированием себя с неудачником. Такие дети довольно часто страдают из-за застенчивости и заниженной самооценки.

Недопустимо и повышение голоса на левшу. Громкие крики могут повлечь за собой потерю связи с родителями. С этого шага для малыша может начаться путь к замкнутости. Матери, отцы и близкие родственники не должны забывать о том, что дети-левши ранимы от природы и склонны к повышенной впечатлительности.

Нельзя принуждать ребенка-левшу к безотрывному и правонаклонному письму. В качестве альтернативы может быть предложено прямое либо левонаклонное написание букв и цифр. Недопустимо снижение отметок детям-левшам за почерк. Соответствующее требование изложено в методических рекомендациях, изданных Министерством здравоохранения в 1985 году.

Посильная помощь

Успокоительное действие на маленьких левшей оказывают рассказы о личностях, прославившихся на весь мир вопреки наличию аналогичной особенности. Перечень принесших пользу человечеству левшей довольно обширен. В нем нашлось место для полководцев Юлия Цезаря и Александра Македонского, композиторов Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, художников Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи. Приведенный список можно расширять до бесконечности.

Доминирование левой руки предполагает учет указанной особенности в процессах обучения и общения. При поступлении малыша в детский сад или школу необходимо уведомить воспитателя и учителя о том, что на их попечении будет находиться ребенок левша. Такой подход оградит кроху от множества как мелких, так и крупных неприятностей.

Дети-левши нуждаются в изменении наклона тетради в процессе письма. Предплечья в момент занятий должны находиться в правильном положении. Аналогичное требование выдвигается и к удерживаемой пальцами ручке. Из других особенностей организации рабочего места необходимо отметить правостороннее освещение.

Приветствуются пошаговые объяснения и раскладывание действий двигательного характера на составляющие. К выполнению каждого элемента ребенок должен подходить осознанно. К положительным моментам могут быть отнесены игры, нацеленные на развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия.

Статистика говорит, что 55% детей подвергаются запугиванию, психологическому или физическому террору со стороны одноклассников эпизодически, а 10% стр...

Взрослые должны помнить о том, что отсутствие негатива в отношении леворукости способствует привитию уважения к индивидуальным особенностям личности. На примере левшей дети учатся проявлять терпимость к свойствам, не присущим преобладающей части сообщества.

На этапе обучения леворуких малышей целесообразно делать упор на чувственных ощущениях (в первую очередь зрительных и осязательных). Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют наглядные пособия, схемы, снимки и рисунки.

Левши не приспособлены к строгому следованию правилам и соблюдению регламента. Посещения детского сада, военной школы или училища могут превратить жизнь подобных детей в череду постоянных стрессов.

Родителям и учителям рекомендовано хвалить левшей даже за небольшие достижения. Левая рука не должна ассоциироваться у малыша с чем-то плохим. При общении взрослые должны избегать сравнений левшей со сверстниками. Мамы и папы не должны забывать о том, что в их семье подрастает неординарная личность, способная удивить мир уникальным мышлением и добиться определенных успехов в жизни.

9 0
(5 голосов : 4.4 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали. Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой. Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.

Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.

Учтите, что до четырехлетнего возраста дети способны одинаково эффективно использовать обе руки. Кроме того, при гетерохронном формировании головного мозга межполушарные связи могут наладиться в возрасте 12-13 лет, и школьник самопроизвольно поменяет рабочую руку.

Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:

  • Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
  • Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
  • Попросите попрыгать на одной ноге;
  • Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
  • Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
  • Подайте руку для приветствия;
  • Попросите построить башенку;
  • Кидайте друг другу мячик.

В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.

Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:

  • Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
  • Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
  • Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
  • Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.

Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.

Разбираемся с причинами

Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела. Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела. От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.

Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:

  • Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
  • Наличие леворукости в роду;
  • Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
  • Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
  • Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.

Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:


Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:


Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь