Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

уникальный способ запоминания

Всем моим читателям привет! С вами, как и всегда, Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю поговорить о том, какую важную роль играет в развитие дошкольников мнемотехника в детском саду. Удивительная это штука – «человеческая память». Ученые доказали, что развивать ее следует до 25 лет. Причем пик возможностей головного мозга приходится на период от 19 до 20 лет, когда человек получает высшее образование, вступает в ряды тружеников той или иной отрасли. После чего наступает стабильная и размеренная работа мозга.

При этом уже в 4-е года ребенок имеет возможности памяти, как и взрослого человека. Но для ее полноценного функционирования не хватает знаний. Возникает вопрос, почему же среди людей встречаются некие феномены с просто уникальными способностями к запоминанию, тогда, как другие не могут даже воспроизвести номер собственного мобильного телефона? Именно ответ на этот вопрос мы сегодня и попытаемся найти в правильных развивающих упражнениях для малышей.


Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.

Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.


Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.

Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.

А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!

Чем раньше – тем лучше

Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:

  • развивать воображение,

  • улучшать внимательность и усидчивость,

  • развивать логическое мышление,

  • для развития речи,

  • воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.

И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!

А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.

Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.

Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!

Для детей 3-4 лет в младшей дошкольной группе

Начинать занятия следует с самых простых видов картинок в квадрате, так называемых мнеквадратов. Выглядят они, как простые изображения, означающее слово или действие, а также словосочетание, характеристику предмета или событие. Отличными карточками или мнемодорожками являются некие пособие, рассказывающие малышу порядок действие: «мытье рук», «сборы на прогулку», «сервировка стола» и другие.


Таким образом, дошкольник запоминает порядок действий, учится воспринимать пособие в картинках, ассоциирует последующие свои действия с изображениями, даже когда их нет под рукой.


В последствие стоит усложнить задачу малыша и предложить ему составить рассказ из 2-х – 3-х предложений по картинкам. Это поможет не только ассоциировать воспоминания, действия и изображения, но и улучшит речь ребенка.


Из приведенной картинки, например, должно получиться следующее: «Дети пошли зимой на прогулку. Они катались на санках и игрались в снежки. Потом они решили вылепить снеговика. Когда снеговик был готов, ему одели на голову ведро, вместо глаз поставили пуговички, вместо носа морковку. Детям очень понравился снеговик. Они смотрели на него и радовались. Но когда пришла весна, и пошел дождик, снеговик растаял».

Помимо привычных книжных или карточных картинок, можно воспользоваться электронными пособиями. Например, приобрести компакт-диск с мнемодорожками и таблицами от автора-составителя Омельченко Л.В. Этот электронный носитель по познавательно-речевому развитию дошкольников с использованием мнемотехники обязательно пригодится воспитателям детских садов, развивающих учреждений, домашним педагогам и родителям. Есть и аналогичная интернет-версия , для которой потребуется установка программы на ПК. Что удобнее и практичнее решать только вам, мои любимые читатели. Я, например, уверена, что в профессии педагога лучше пользоваться всеми возможными приспособлениями и пособиями!

Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Когда ваши воспитанники уже научились пользоваться мнемокартинками, вполне возможно предложить им рисовать увиденное или услышанное вместе с вами. Так развивающий процесс занятия станет еще более интересным. Главное правило — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратить к нему с таким предложением позже, но не вызывать негативное отношения заставляя. Вот такие примерно картинки получаются у меня с моими детками!


Здесь изображена зима и все, что связано с этим временем года:

  • 3 зимних месяца – декабрь, январь, февраль;
  • снег и снежинки;
  • солнышко, которое греет совсем мало;
  • дом, где топится печка, потому что на улице очень холодно;
  • животные, которые ищут себе для зимовки пристанище;
  • снег на деревьях без листьев и новогодняя елка;
  • кормушка для птиц, которым нужно помогать зимой, чтобы они не замерзли;
  • зимние развлечения: санки, лыжи, снеговик, которого можно слепить из снега.

Рисование картинок может составляться не только после каких-либо событий. Вы можете предложить дошкольникам нарисовать рассказ, который вы зачитываете или ответы на некоторые вопросы. Вот, например, картинки в соответствии с простым детским зимним стишком:


— Перед нами ёлочка: —

— Шишечки, иголочки. —

— Шарики, фонарики, —

— Зайчики и свечки, —

— Звёзды, человечки. —

Для дошкольников старшей группы

И вот, когда ваши малыши стали совсем большими с ними можно начинать учить стихи и работать по сказкам с мнемотическим картинкам. Выучить стихи согласно образовательной программе для дошкольников и учеников начальной школы поможет пособие автора Драгачевой Е.В. , где собраны произведения русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого, Маяковского и других в картинках.

Я же приведу пример готовых пособий, которыми пользуюсь и сама на занятиях. Предлагаю, кстати говоря, моим подписчикам делить своими интересными идеями по мнемотехнике и готовыми карточками!


Пособие, визуально рассказывающее нам какие-то истории, может быть еще и раскраской.

Видов и технологий, визуально отображающих необходимую информацию, которые могут помочь вам на занятиях на самом деле много. Картинки можно наклеить на магниты и устроить настоящее представление с помощью магнитной доски. Или воспользоваться компьютером с проектором. Вы читаете рассказ, иллюстрациипереключаются слайдом показывая малышу то, что необходимо запомнить.

Для доу или домашних занятий можно воспользоваться игрой «День — ночь». Для этого вам понадобится красивое изображение с несколькими предметами или событием. Вы показываете его малышу, а потом произносите: «Наступила ночь!» и ребенок в это время должен закрыть глазки руками. Вы прячете картинку и после предлагаете крохе рассказать, что на ней ему запомнилось.

А вот внимательность хорошо развивают упражнения с отличиями на картинках. Вы, наверное, имеете опыт работы с подобным упражнением. Например, на одной иллюстрации показана девочка с куклой в розовом платье, а другой в зеленом. Предлагая рассмотреть эти изображения вместе или поочередно вам нужно добиться от крохи внимательности и найденного отличия!



В завершении своего рассказа, мне бы хотелось отметить, что существует ряд правила для воспитателей, при соблюдении которых занятия получаются максимально полезными.

  • Знаете ли вы, что занятия по мнемотехнике обязательно должны быть отображены в конспектах или технокартах.
  • Начинают упражнения с мнемоквадратов, затем переходят к мнемоцепочке и уже после — к таблицам.
  • Изображения в обязательном порядке должны быть яркими, четкими, что называется, запоминающимися!
  • Количество квадратиков в одном пособие не должно быть больше 9-ти. Это число является максимальным для восприятия ребенком в дошкольном возрасте.
  • В течение дня лучше не использовать больше двух мнемотаблиц.
  • Если вы решили взять эту методику для вооружения на каждый день, то иллюстрации следует менять.

Надеюсь, что мои карточки и советы обязательно пригодятся вам на занятиях с детками! Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться своими методическими наработками. Приводите в нашу теплую компанию своих друзей.

Развивайте малышей с пользой, а я Татьяна Сухих прощаюсь с вами, до новых встреч!

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

План работы по самообразованию

«Использование приемов мнемотехники

в развитии речи детей

группы компенсирующей направленности»

воспитатель

г. Покачи, 2015

Воспитатель группы компенсирующей направленности.
Сведения об образовании и категории:


Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей группы компенсирующей направленности.
Сроки реализации: 2015-2016 учебный год, 2016 – 2017учебный год.
Цель: Создать систему работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей группы компенсирующей направленности.

Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехника, синквейн.

Создать условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.

Оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованиям мнемотаблиц.

Подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;

Обобщить опыт по теме самообразования.


Актуальность темы:

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико - грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Воспитателю нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем. Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Употребление нелитературных слов и предложений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие навыков : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и. т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными образами, с сильными ощущениями. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно - графические схемы, предметно –схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.


Предполагаемый результат:

Расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира

Умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

Разработка план - программы по развитию речи с использованием мнемотехники, создание картотеки с мнемотаблицами.

Разработка конспектов непрерывно непосредственной по развитию речи с использованием мнемотехники.

Повышение уровня педагогического мастерства педагога.

Повышение заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей


Форма самообразования:

Индивидуальная - через индивидуальный план;

Групповая - участие в деятельности городского методического объединения учителей - и воспитателей логопедических групп, участие в жизни ДОУ и сетевое взаимодействие с логопедами и воспитателями логопедических групп посредством Интернета.

9. Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Изучение литературы и интернет - ресурсы по теме;

Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;

Посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Совместная работа с родителями;

Подбор методических пособий и дидактических игр по теме;

Обобщение результатов на заседании педагогического совета.

11. Практический выход: семинар – практикум.

План работы на 2015 - 2016 учебный год


Сроки работы

Формы работы


Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов

Составить каталог

Сентябрь

Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

Сентябрь

Проведение диагностики

Диагностические материалы

В течении года

Подбор практического материала работы с мнемотаблицами:

Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей

Составить картотеку мнемотаблиц

Сентябрь - ноябрь

Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду

Разработать и поместить мнемотаблицы в уголках группы

Апрель - май

Разработать проект.

«Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов в старшей группе».


Составить книгу детских рассказов.

Декабрь-май

Вовлечь родителей в совместную работу


План по самообразованию «Правила дорожного движения -основа безопасности дошкольника»

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность:

В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. За 8 месяцев 2016 года зарегистрировано 93 ДТП с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 94 получили ранения. Причиной 59 таких происшествий явились нарушения Правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих детей привела к 38 ДТП. Анализ структуры дорожных инцидентов с участием несовершеннолетних по категориям участников показал, что 32 ребенка пострадали, будучи пассажирами, 52 – пешеходами и 10 – велосипедистами.

С каждым годом растут и хорошеют наш город. Много в них широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения , и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

1. Расширять знания о правилах дорожного движения через беседы, различные виды дидактических игр,под. игр,игр драматизаций, речевых игр, загадки, настольно-печатные игры, целевые прогулки, дидактические картинки, художественную литературу, различные виды изобразительного творчества , сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Сплотить детский коллектив.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

8. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

В результате работы предполагается:

Что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;

Об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице ;

Дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

Будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

Будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

Понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

Формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные,

подвижные.

6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.

7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение

игровых приёмов.

8. Изготовление папок передвижек

9. Мониторинг.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

1этап- подготовительный

]Подбор и изучение методической литературы:

1. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера

2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»

3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»

5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

6. Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду

7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

8. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности»

9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»

10. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»

Провести диагностические исследования (с использованием иллюстраций):

1. Для чего нужна улица?

2. На какие части делится улица?

3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

4. Где люди могут переходить дорогу?

5. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

7. Какие сигналы светофора ты знаешь?

8. Какие виды перехода ты знаешь?

9. С какой стороны надо обходить автобус, трамвай, троллейбус?

10. Где можно играть детям?

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица»

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»)

4. Подобрать дидактические и настольно- печатные игры, плакаты по правилам дорожного движения.

5. Приобрести мягкие модули «Дорожное движение»

6. Пополнить книжный уголок:

В. Кожевникова «Светофор»,

И. Серова «Улица где все спешат»,

Б. Житиков «Что я видел?»,

Г. Цыферов «Сказки на колёсах»,-

А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»,

С. Маршак «Правил уличных не зная»,

Н. Носов «Автомобиль»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу

переходили».

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки»

8. Подбор материала для презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть непросто»

Составление плана работы с детьми и родителями

2 этап- практический

Работа с детьми:

Беседы: - «Правила поведения на дороге»,

- «Знай и выполняй правила уличного движения»,

- «Правила пешехода»,

-«Пост ГИБДД»,

-«Улицы города»,

- «Опасные части на пешеходной части улицы»,

-«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон»,

-«Опасный перекрёсток»,

- «Где правильно кататься на велосипеде»,

-«Зачем нужны дорожные знаки».

-«Пора не пора- не ходи со двора»

- «Посмотри налево, посмотри направо»

-«Правила поведения в транспорте»

- «Регулировщик»

Детские исследовательские проекты:

-«Когда и почему появились правила дорожного

движения?»

-«Кто такой регулировщик?»

-«История светофора»

Дидактические игры: «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Играй, да смекай», «Собери светофор», «Стоп», «Подумай,отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «С Дино я гулять иду», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Дорожное лото»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД

Рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Дети на улице»

- «Цветные автомобили»

-«Светофор»

-«Автомобили» и др.

Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто»

Участие во всероссийском детском конкурсе «Простые правила» (1,2 тур)

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта)

Развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука», «Зеленый огонек», «Остановка общественного транспорта»- эстафета, «Наша улица»-викторина, «Что, где, когда», «Правила дорожного движения»-викторины, «Азбука дорожного движения», «Мой друг- велосипед», игра- викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки – наши друзья»

Встреча с инспектором ГАИ

Образовательная деятельность:

1 .Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице»- рисование

- «Знаки ПДД»- рисование

-«Светофор»- рисование (Т. А. Николкина «Изобразительная

деятельность»)

- «На чем ездят люди»- рисование

- «Внимание, светофор!» -аппликация

-«Улица города» -конструирование (Л. В. Куцакова

-«Транспорт» -конструирование (Л. В. Куцакова

«Конструирование и художественный труд в детском саду»)

-«Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

-«Знакомство с городским транспортом» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», с. 31)

-«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«В городском транспорте»

-«Правила дорожного движения» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«Для чего нужны дорожные знаки» (Т. Ф. Саулина «Знакомим

дошкольников с правилами дорожного движения»)

- «Берегись автомобиля» Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с

правилами дорожного движения»)

-«Дорожные знаки» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Катание на велосипеде» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Опасные участки на пешеходной части улицы»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

- «Безопасное поведение на улице»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм

Родительское собрание «Проблемы обеспечения безопасности ребенка»

Консультации: - «Азбука дорожного движения»,

-«Дети и дорога»,

-«Безопасность детей в автомобиле»,

-«Мама за рулем: основы безопасности»,

-«Дидактические игры в ходе ознакомления детей с

-«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»,

-«Безопасность детей – забота взрослых!»,

-«Ребенок в автомобиле»

Памятки для родителей: - «Как обучать ребенка правилам безопасного

поведения на дороге»

-«Причины дорожно- транспортного

травматизма»

-«Правила поведения на остановках

общественного транспорта»,

-«Детское кресло для автомобиля».

-«Родители – пример для детей в соблюдении

правил дорожного движения»

Привлечь родителей к детским исследовательским проектам по ПДД: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения

3 этап- заключительный

Проведение мониторинга, анкетирование

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь