Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

I Игры на развитие внимания

1. Будь внимателен

3. Буквы алфавита

4. Пишущая машинка

5. Слушай хлопки

II Игры на развитие памяти

1. Запомни движения

2. Запомни своё место

3. Художник

4. Вот так позы!

III Развитие произвольных движений и самоконтроля

2. Волшебное слово

Похоже, у вашего ребенка проблемы с концентрацией на его домашнее задание? Или вы обнаружите, что у него есть мечтательное выражение на его лице во время учебы? Теперь возникает проблема, как улучшить концентрацию ребенка. Дети учатся анализировать и думать, когда они исследуют окружающий их мир. То, что может выглядеть обычным для взрослого человека, - это новые вещи, которые замечательны для детей. По этой причине дети, как правило, отвлекаются на вещи, которые происходят вокруг них. Это не причина для тревоги, поскольку есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку получить более высокий уровень концентрации.

IV Развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений, развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

1. Иголка и нитка

2. Скучно, скучно так сидеть

V Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и

развитию самоконтроля

Как улучшить детскую концентрацию

Дети имеют относительно более высокий уровень потребления высоко обработанных продуктов, сладких продуктов и насыщенных жиров. Исследования показывают, что диета, которая богата целыми зернами, овощами и фруктами, помогает в хорошей функции мозга вашего ребенка. Продукты, имеющие пищевую окраску в них, могут увеличить гиперактивность у детей. Поэтому родителям рекомендуется избегать этих продуктов.

« пишущая машинка »

Наличие рутины - замечательная вещь, поскольку ваш ребенок понимает, что есть время для всего. Наличие ритуала вещей для вашего ребенка может помочь ему получить образец, и эти шаблоны помогут вашему ребенку узнать, что должно произойти дальше. Это поможет вашему ребенку сосредоточиться на вопросах и руках и не отставать от ума.

1. Слушай команду

2. Возьми и передай

VI Развитие эмоциональной сферы

1. Я не знаю

VII Снятие страхов

1. Нарисуй свой страх

2. Весёлый цирк

VIII Развитие мышления и речи

1. Где мы побывали, что мы повидали?

2. Лишняя игрушка

3. Определи игрушку

4. Картинки-загадки

5. Ну-ка, отгадай!

Ограничение использования электронных устройств

Упражнение физически и умственно

Физическое и умственное упражнение имеет большое значение для улучшения концентрации вашего ребенка. Вы можете попробовать играть в настольные игры, которые стимулируют и поощряют вашего ребенка сосредоточиться и мыслить стратегически. Доказано, что для детей, возможно, 30 минут физических упражнений в день, чтобы лучше ориентироваться, хорошо учиться в школе и, как правило, быть более позитивными.

Играть в Концентрацию

Это один важный шаг в ответе на вопрос «как улучшить концентрацию ребенка». В этих играх концентрация вашего ребенка может быть улучшена в кратчайшие сроки. Это упражнение сосредоточено на том, чтобы держать вашего ребенка в статическом положении в течение определенного периода времени. Попросите вашего ребенка сидеть на стуле посреди дома и сказать ему, что он не может двигаться со стула во время упражнения. Это упражнение направлено на развитие навыков вашего ребенка. Попросите ребенка сесть и сосредоточиться на объекте, который вы держите, когда вы перемещаете его в горизонтальном направлении. Игра в монеты. Родители любят эту игру, поскольку она улучшает последовательность и память, а также концентрацию и внимание. Подготовьте кучу разных монет, секундомер и картона. Выберите пять монет и поместите их в последовательность. Пусть ваш ребенок наблюдает и запоминает последовательность. Покройте монеты картонным картоном и попросите вашего малыша выбрать монеты из кучи, чтобы сделать одну и ту же последовательность. Используйте секундомер вовремя, как долго он его завершает. Поощряйте его делать все быстрее. Кроссворды и головоломки. Пазлы с кроссвордом улучшают способность секвенирования и внимание к словам. Пазлы с картинками улучшают концентрацию и внимание.

  • Интеллектуальная интеграция тела.
  • Это упражнение помогает укрепить нервные связи между мозгом и телом.
  • Визуальное отслеживание.
Предоставление вашему ребенку благоприятного спокойного места помогает улучшить их концентрацию, поскольку дети еще не развили такую ​​же способность, как взрослые, чтобы отвлечь внимание.

6. Пословицы

7. Определение

8. Перечисли предметы

« БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН »

Цель - стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры - Дети стоят группой, свободно - на расстоянии 0,5 м друг от друга. В ходе маневрирования, руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт

Хвалите больше, чем критикуете

Мягкая музыка, играющая в рабочей области, может помочь отмаскировать звуки, исходящие из другой комнаты. Хвалить вашего ребенка очень важно. Избегайте критики вашего ребенка без необходимости, особенно для потери концентрации. Когда вы заметите, что концентрация вашего ребенка дрейфует, постарайтесь вернуть его в чувство, не критикуя их.

Вопросы психического здоровья, такие как беспокойство, гнев и депрессия, могут затруднить сосредоточение ребенка, а молодым детям нужна помощь, чтобы научиться справляться с такими чувствами. Родители должны помочь своим детям выразить свои чувства словами, поговорив с ними о том, как они себя чувствуют. Вы можете начать разговор, а затем помочь ребенку почувствовать себя лучше, имея дело с тем, что его беспокоит. Родители должны быть осторожны, чтобы не предположить, что у их ребенка есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром, который в большинстве случаев диагностируется в раннем детстве. Он характеризуется повышенной активностью, импульсивностью, невнимательностью или комбинацией всех трех. Этот синдром не всегда может быть основной причиной того, что ваш ребенок не проявляет внимательности. В той или иной форме каждый обещает переделать свой мозг на здоровье, богатство и счастье.

команды. Дети реализуют движения в соответствии с командой.

Команда Движение

«З А Й Ч И К И» Дети прыгают как зайчики

«Л О Ш А Д И» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом

«Р А К И» Дети пятятся, как раки

«П Т И Ц Ы» Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птиц)

«Ц А П Л Я» Дети стоя на одной ноге.

В настоящее время в списке входят игры для изучения мозга. Но действительно ли они тренируют ваш мозг или просто истощают ваш кошелек? Несколько месяцев назад одна из самых популярных компаний, занимающихся подготовкой мозгов, была арестована за большие обещания, чем она могла бы сохранить.

« вот так позы »

Группа далее рекламировала способности игр отсрочить когнитивный спад, связанный со старением или деменцией. Многое может быть потеряно в переводе между лабораторией и корзиной покупок. Вот несколько вещей, которые нужно знать, прежде чем присоединиться к рядам почти 100 миллионов человек, которые подписываются на продукты обучения мозгу.

«Л Я Г У Ш К А» Дети приседают и скачут вприсядку.

«С О Б АЧ К А» Дети прижимают руки к груди и лают (собака служит)

«К У Р О Ч К И» Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и кудахчут «ко - ко - ко»

«К О Р О В К И» Дети встают на руки и ноги пародируют, пародируют мычание коров

« ЗЕВАКИ »

Цель - развитие волевого (произвольного) внимания

« буквы алфавита »

По самому строгому и самому научному определению мозговая подготовка представляет собой набор мер вмешательства, используемых для улучшения способности человека выполнять когнитивные задачи. Эти задачи требуют от вас использования когнитивных функций, таких как внимание, память или рассуждения. Как вы можете себе представить, все, от чтения этой статьи до размышлений о вашем следующем карьерном движении, зависит от познавательных способностей.

Обучение мозгу направлено на то, чтобы сознательно активировать эти когнитивные функции с существенным отличием. Цель состоит не в выполнении реальной задачи, а в улучшении самих функций. Чтобы увеличить объем памяти, вы можете бросить вызов себе, чтобы запомнить списки номеров телефонов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры - Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180º и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала, подаваемого руководителем.

Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

В некотором смысле, тренировка мозга подобна поднятию тяжестей. Он укрепляет «мышцы», которые вы используете, но не выполняет функциональную задачу самостоятельно. Вы уже тренируете свой мозг ежедневно и разными способами. Вы анализируете контент по мере того, как вы извлекаете основные моменты и заостряете свои навыки запоминания, когда вы откладываете новые факты для последующего использования. Первичная тренировка мозга была разработана для людей, перенесших черепно-мозговые травмы. Упражнения были клиническим вмешательством для улучшения их когнитивных функций и помогли им восстановить свои способности, чтобы они могли снова жить самостоятельно.

Игра может быть закончена, когда в игре остаются 2 - 3 ребёнка. Они торжественно объявляются победителями и все их поздравляют.

« БУКВЫ АЛФАВИТА »

Цель - развитие внимания

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры - Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена названная буква, делает один хлопок.

« запретный номер »

Позже клиницисты начали использовать тренировку мозга для улучшения познавательной способности у людей с такими состояниями, как расстройство дефицита внимания, слабоумие и даже серьезные психические заболевания. Со временем тренировка мозга стала популярной и доступной для всех. Больше не рассматривается как клиническая терапия, теперь это инструмент для тех, кто хочет уделить больше внимания навыкам мышления.

Будет ли мозговое обучение сделать меня умнее?

Обучение мозгу в коробке - коммерческие платформы для обучения мозгу, которые выглядят как видеоигры - не сделают вас умнее сами по себе. В лучшем случае они улучшат вашу производительность в играх для обучения мозгу. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше вы получите. Вы продвигаетесь по уровням, ваши оценки улучшатся, и вы можете чувствовать себя умнее. Некоторые игры для обучения мозгу предоставляют сравнительную статистику, поэтому вы можете видеть, насколько «умнее» вы чем другие пользователи.

« ПИШУЩАЯ МАШИНКА »

Цель - развитие волевого внимания, закрепление навыков чтения

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры - Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.

Ведущий произносит слово или пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в названное слово, хлопают в ладоши (по 1-му разу) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Теоретически высокие баллы в этих играх могут перевести на лучшее внимание или более быстрое время реакции. Но вам придется протестировать его и записать результаты для себя, в реальных ситуациях. Успешная работа в мозговой тренировке дважды удаляется из состояния жизни и бизнеса. Подсчет очков в игре с чтением автоматически не означает, что вы можете читать, понимать и обсуждать свои трудовые контракты лучше, чем до тренировки мозга.

Каковы реальные преимущества обучения мозгу?

Большинство коммерческих игр для мозгового обучения очень интересны. Их простая графика делает их доступными для людей всех возрастов и технических способностей, хотя они, вероятно, заставляют хардкорных геймеров закатывать глаза. Между тем есть прекрасная линия между развлечениями и наукой. Исследования показывают, что после компьютерного обучения мозгу люди оценивают чуть более умеренно лучше на тестах, которые измеряют специфические познавательные способности, которые они только что обучили. Неплохо, но далеко не так много обещаний.

« СЛУШАЙ ХЛОПКИ »

Цель - развитие активного внимания

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры - Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10 - 20 секунд)

Количество хлопков Поза детей

1 Поза «цапли» (на одной ноге стоять, поджав другую)

Однако есть менее рекламируемые и более реальные преимущества. Обучение мозгу позволяет вам наблюдать за своим мозгом в действии, что может помочь вам выявить и укрепить ваши когнитивные слабые стороны, поскольку вы улучшаете свои навыки стратегического мышления.

Мозговые тренировочные игры интересны, легко доступны и относительно дешевы. Годовая подписка на веб-сайт для обучения мозгу обойдется вам менее чем за один сеанс с экспертом по обучению мозга. Но вы также получите намного меньше опыта в Интернете. Обучение мозгу с профессионалом может иметь драматические последствия для вашей работы - так же, как обучение с инструктором по фитнесу может помочь вам определить слабые места и настроить план тренировки.

2 Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и коленки в стороны, руки - между

ногами на полу).

3 Дети возобновляют ходьбу.

II

« ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЯ »

Цель - развитие моторно-слуховой памяти

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3 -4 действий.

Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Если вы идете в одиночку, вы можете сделать большую часть тренировки мозга несколькими простыми шагами. Во-первых, определите три реальные задачи и поставите реалистичную цель улучшения с измеримыми критериями. Затем выберите игру для тренировки мозга, соответствующую этим задачам. Наконец, отслеживайте свой прогресс в реальной задаче, чтобы узнать, насколько близко вы достигли своей цели.

Если вы продвигаетесь к выполнению реальной задачи более эффективным образом, вы получаете деньги. Если нет, по крайней мере, вы обнаружили лучший способ убить время, чем снова прокручивать свои каналы в социальных сетях. Хранение студентов в течение всего дня занятий - это борьба, с которой сталкиваются многие педагоги.

Движение № 1 - присесть - встать - поднять руки - опустить руки.

Движение № 2 - поднять руки ладонями вверх («собираю дождик») - повернуть ладони вниз - опустить руки вдоль туловища - поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение № 3 - отставить правую ногу вправо - приставить правую ногу - отставить левую ногу влево - приставить левую ногу

Движение № 4 - присесть - встать - повернуть голову вправо - повернуть голову прямо. Повторить упражнение с поворотом головы в левую сторону.

II

« ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО »

Цель - развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: В зале каждый ребёнок запоминает «своё место». Например, у одного ребёнка это место - угол, у другого - стул, у третьего - около двери, у четвёртого - центр зала и т.д.

Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего - «Место!», они разбегаются по своим местам.

II

« ХУДОЖНИК »

Цель - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные - зрители.

Один из выбранных - «художник» (по желанию»), другой - «заказывает ему портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика». Затем «художник» отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».

Примечание: Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у неё глаза?», «Во что она одета?» и т.д.

« ВОТ ТАК ПОЗЫ »

Цель - развитие наблюдательности и памяти

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Из группы детей выбираются 5 человек. Один - водящий, другие - участники, все остальные - зрители. Четверо из пяти показывают водящему «свои позы». Он обходит их, запоминает позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в которой он их увидел. «Зрители» оценивают, правильно повторяются позы или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит и повторяет позу.

« ЗАПРЕТНЫЙ НОМЕР »

Цель - развитие самоконтроля, самодисциплины, а так же закрепление навыков устного счёта

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Выбирается определённая цифра, например 4. Дети встают в круг И по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3 … Когдадоходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.

« ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО »

Цель - развитие производительности, самоконтроля и внимания

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:

I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Замечание: «пожалуйста» ведущий произносит в случайном порядке, через 2 - 4 движения.

II. Процедура игры такая же, как в I варианте, но тот, кто ошибается, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок).

« ИГОЛКА И НИТКА »

Цель - развитие произвольности

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети - роль нитки.

«Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей «змейкой») - за ней.

Замечание: Если в группе есть «зажатый» ребёнок, то ведущий предлагает роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей,у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

« СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ »

Цель - развитие раскованности, тренировка самоорганизации

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

« СОВА »

Цель - развитие произвольности

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: «День». Дети сами выбирают водящего - «Сову», которая садится в гнездо (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий объявляет: «Ночь». Дети замирают, а «Сова» открывает глаза и начинает охотиться. Кто из играющих пошевелится или рассмеётся, того «Сова» ловит и он, в свою очередь становится «Совой».

« СЛУШАЙ КОМАНДУ »

Цель - развитие способности к сосредоточению

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Дети маршируют. Затем ведущий шёпотом произносит команды: «Сесть на стулья!», «Поднять правую руку», «Присесть», «Взяться за руки» и т.д. Дети выполняют команды и тренируются способности «слышать».

« ВОЗЬМИ И ПЕРЕДАЙ »

Цель - развитие воображения

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например: Саша передаёт Свете «тяжёлый чемодан», она еле - еле поднимает его, демонстрируя, какой он тяжёлый.

« Я НЕ ЗНАЮ »

Цель - развитие выразительных движений ребёнка, его коммуникативных способностей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Ведущий выбирает мальчика - «незнайку». О чём его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают «незнайке» разные вопросы, а он молчит, разводит руками (или поднимает брови, опускает уголки губ, поднимает плечи), т.е. изображает мимикой, что он «ничего не знает».

« НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ »

Цель - снятие страхов

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Д ети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить чего боится ребёнок.

« ВЕСЁЛЫЙ ЦИРК »

Цель - снятие страха перед темнотой

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Каждый ребёнок получает какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна, флажок и т.д.). Все предметы они оставили в комнате и запомнили куда они их положили. Дети выходят из комнаты, свет выключается, «как бы по ошибке». Ведущий сообщает, что дети должны взять свои цирковые предметы на счёт 1, 2, 3 и тогда начнётся игра в «Весёлый цирк». (Дети вбегают в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют цирковые роли в соответствии со своими предметами).

« ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ, ЧТО МЫ ПОВИДАЛИ »

Цель - развитие мышления, речи

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» (те, кто будут отговаривать) и группа детей, которые будут загадывать загадки.

«Дедушка и внучата» отворачиваются, а ведущий вместе с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» они будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам». Происходит такой диалог:

Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Здравствуйте, внучата!

Здравствуйте, ребята! - отвечает дедушка. Где вы побывали?

Что вы повидали?

Побывали мы в лесу, там увидали лису. Что мы делали не скажем, Но зато мы вам покажем!

Свою загадку ребята показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т.д. После показа 1 - 2 загадок, выбираются новые «дедушка с внучатами».

« ЛИШНЯЯ ИГРУШКА »

Цель - развитие смысловых операций, анализа, и классификации

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: В комнате различные игрушки. Дети делятся на две команды. I команда выходит на 2 - 3 минуты из комнаты. II команда подбирает 3 игрушки, при этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья - из другого.

Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Надо убрать лишнюю игрушку. Игроки I команды должны в этом случае убрать мячик, т.к. кукла и зайчик - живые, а мячик - нет.

Число игрушек можно увеличить до 4 - 5. Игрушки можно заменить картинками из детского лото. Тогда игра будет называться «лишняя картинка».

« ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ »

Цель - развитие восприятия, наблюдательности и мышления

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Разные игрушки стоят на столе или стульях. Выбирается один водящий, который выходит из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например: Задумана игрушка «зайка». Ребёнок прыгает, грызёт морковку и т.д. Водящий должен отгадать название игрушки, выбрать её, взять в руки и громко назвать.Остальные дети хором говорят: «Правильно!» или «Не правильно!».

« КАРТИНКИ - ЗАГАДКИ »

Цель - развитие мышления и речи

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий, остальные - садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать детское лото). Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал картинку.

« НУ-КА, ОТГАДАЙ »

Цель - развитие мышления и речи

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Группа детей делится на две подгруппы. I подгруппа тайно от второй загадывает какой-нибудь предмет. II подгруппа должна отгадать этот предмет, задавая вопросы. На эти вопросы I подгруппа говорит только «да» или «нет». Обе подгруппы встают друг против друга. В подгруппах дети встают друг за другом. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из II подгруппы (например: «Оно живое?»), отвечает первый ребёнок из I подгруппы («Да») и т.д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Замечание. 1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (мёртвое) ?», «Оно находится в доме», «Это животное», «Это человек» и т.д. 2. Если в течение 8 - 10 минут предмет не угадан, надо предметназвать, чтобы дети не заскучали. 3 Рекомендуется загадывать известные всем предметы.

« ПОСЛОВИЦЫ »

Цель - развитие мышления и речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Ведущий предлагает простые пословицы. Дети должны предложить своё объяснение смысла пословицы. Спрашивать надо по очереди. Например - пословицу «Тише едешь - - дальше будешь» дети объясняют так: «Надо ехать тихо, тогда без происшествий доедешь быстрее». Или «Это значит - нельзя безумно торопиться».

Пословицы: 1. Дело мастера боится.

2. На все руки мастер.

3. Без труда и в саду нет плода.

4. Каков уход - таков и плод.

5. Больше дела - меньше слов.

6. Всякий человек у дела познаётся.

7. Без дисциплины жить - добру не быть.

8. Без работы пряников не купишь.

9. Глаза боятся, а руки делают.

10. Труд - лучшее лекарство.

11. Ученье и труд вместе живут.

12. Почитай учителя как родителя.

« ОПРЕДЕЛЕНИЯ »

Цель - развитие мыслительных ассоциативных связей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двумя задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова - «сокол» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (сокол взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали фигурку сокола), «спрятаться» (сокол спрятался в ветвях дерева) и т.д.

« ПЕРЕЧИСЛИ ПРЕДМЕТЫ »

Цель - развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляетсяситуация: «Я иду гулять», «В магазин идёт мама»,«Я иду в школу» и т.д. На столе должно лежать 7 предметов к данной теме. Приглашается водящий, ему говорят тему и он смотрит на стол в течение 5 - 10 секунд. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи) на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какиепредметы он забыл.

Игра развивающая внимательность и скорость мышления.На экране появляется стая птиц. Сфокусируйтесь на центральной,не давая остальным отвлечь тебя и нажмите стрелочку, соответствующую направлению птицы. Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд 63.

Speed Match Game

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума

Not a Match - Нет; Match - Да

Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд те же 63.

Spatial Match Game

Ответить на вопрос: является ли предыдущий символ таким же какой показан сейчас?

Not a Match - Нет; Match - Да

Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд 58.

Упражнение на скорость мышления «Быстроглаз»

Color Match

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Ответить на вопрос: совпадает ли название цвета слева и цвет слова справа.

Хороший результат свыше 40-ка, у меня рекорд 44.

Упражнение тест Струпа на гибкость мышления

Читать мы все умеем, и умеем довольно хорошо. А вот отойти от смысла слов по силам далеко не каждому. По крайней мере, без соответствующей тренировки. И тест Струпа – хорошая тренировка ума! Перед нами слово, написанное цветным шрифтом да ещё и обозначающее цвет… Какой цвет мы видим? А если попытаться отвечать как можно быстрее? А ещё быстрее?..

Brain Shift / Смена мозга

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Ответить на вопрос: является ли верхнее число четным, а буква в нижней клетке гласной.

Хороший результат свыше 4000 очков.У меня рекорд пока 4875.

The correct answer depends on context. see how fast your brain can change gears.

Brain Shift Overdrive

Ответить на вопрос:

Число четное? ……….буква гласная?

Число не четное? …..буква согласная?

Follow That Frog

Тест для тренировки зрительной памяти

Правила просты: повторите путь прыжков лягушки.

Для честной игры - не держите стрелку мышки на «нужном» месте, используйте память!:)

Memory Match

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Memory Match Overload

Онлайн игра для развития мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Moheycomb

Тест для тренировки зрительной памяти онлайн. Игра для развития памяти, внимательности мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Для развития памяти напоминаю: убирайте стрелку мыши с поля игры, запоминайте!:)

Playing koi

Простая игра на развитие памяти и внимательности: нажимать последовательно на всех китов.

Game for development of attention and memory. Free online.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь