Сборник
речевых игр на основе детского фольклора
для детей
младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка ....................................................................................3
Раздел 1: Колыбельные песни
«Котенька-коток»………………………………………………………………..4
«Ой, люли, люли, люленьки»…………………………………………………...4
«Бай-бай………»…………………………………………………………………5
«Баю, баю, баиньки»……………………………………………………………..5
«Спи, сыночек мой, усни»……………………………………………………….5
Раздел 2: Потешки
«Пошел котик на торжок…»…………………………………………………….6
«Водичка, водичка, умой мое личико…»………………………………………6
«Наши уточки с утра…..»………………………………………………………..7
«Петушок, петушок….»………………………………………………………….7
«Тень- тень – потетень»………………………………………………………….8
Раздел 3: Заклички
«Солнышко»……………………………………………………………………....9
«Жаворонки - жавороночки»…………………………………………………….9
«Дождик, дождик, веселей…»…………………………………………………...9
«Радуга - дуга»…………………………………………………………………...10
«Божья коровка»…………………………………………………………………10
Раздел 4: Считалки
Считалки-числовки……………………………………………………………...11
Заумные считалки…………………………………………………………….....11
Сюжетные считалки……………………………………………………………..11
Раздел 5: Скороговорки ………………………………………………………...13
Раздел 6: Загадки ………………………………………………………………..14
Раздел 7: Прибаутки …………………………………………………………...15
Раздел 8: Приговорки …………………………………………………………...16
Пояснительная записка
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложений, они осваивают навыки разговорной речи. Использование различных жанров детского фольклора способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата детей, совершенствует речевое дыхание, слуховое восприятие. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Использование различных жанров детского фольклора в работе с детьми будет способствовать формированию их правильной речи и предупреждению речевых дефектов.
Данным материалом могут и воспользоваться родители, занимаясь с детьми младшего дошкольного возраста развитием речи в домашних условиях.
3Раздел 1: Колыбельные песни
«Котенька - коток»
Цель: Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.
Ход: Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.
«Уж ты котенька - коток,
Котя - серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Ты же ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси»
«Ой, люли, люли, люленьки»
Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащатьречь детей ласковыми словами.
Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что у них на руках любимая игрушка и они ее качают.
«Ой, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Они стали ворковать,
Мою детку усыплять»
«Бай-бай………»
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.
Ход: Дети поют вместе с воспитателем и повторяют движения за по тексту.
«Ай, бай, бай, бай, (качают головой )
Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком )
Ты, корова, не мычи! (показывают «рога» )
Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком )
А наш мальчик будет спать, (сложенные вместеладошки под щёчку )
Станет глазки закрывать» (закрывают глазки )
«Баю, баю, баиньки»
Цель:
Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.
Ход: Воспитатель в русском народном костюме, качая колыбель, напевает песню. Дети встают в круг берутся за руки поют с воспитателем покачиваясь в такт песни.
«Баю, баю, баиньки,
Купим Ване валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет Ванечка ходить
Новы Валенки носить!»
«Спи, сыночек мой, усни»
Цель: Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.
Ход: Воспитатель читает и поясняет детям о чём говорится в песне.
«Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдёт,
Красно солнышко взойдёт.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветёт,
Вольна пташка запоёт.
Люли, люшеньки, люли,
Ты сыночек крепко спи»
Раздел 2: Потешки
«Пошел котик на торжок…»
Цель:
Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.
Ход: Выразительное чтениепотешки воспитателем. Инсценировка потешки детьми.
«Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Кате снесть?
Я и сам укушу
Да и Кате принесу»
«Водичка, водичка, умой мое личико…»
Цель: Развитие микромоторики, обогащение словарного запаса.
Ход: Воспитатель читает потешку и вместе с детьми проделывает движения.
«Водичка, водичка (дети имитируют стряхивание воды с ладоней),
Умой моё личико (показывают, как умывают лицо )
Чтобы глазки блестели (на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках
),
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
«Наши уточки с утра…..»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря.
Ход: Воспитатель читает потешку, дети произносят звукоподражание.
"Наши уточки с утра:
“Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”
Наши гуси у пруда:
“Га-га-га! Га-га-га!”
Наши гуленьки вверху:
“Гру-гру-гру-гру!”
Наши курочки в окно:
“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”
«Петушок, петушок….»
Цель : Уточнить и закрепить правильное произношение звука. У в словах и словосочетаниях. Развивать умениепроговаривать окончание предложений в потешке.
Ход : Воспитатель читает первые слова предложения, дети договаривают:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Деткам спать не даёшь»
«Тень - тень - потетень»
Цель : Учить с помощью воспитателя инсценировать не большиепотешки.
Ход : Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.
«Тень - тень - потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
Всему миру я краса!
Похвалялся зайка:
Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
У нас шубки хороши!
Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!
Удивила их коза:
Лучше всех мои глаза!»
Раздел 3: Заклички
«Солнышко»
Цель: Учить наизусть закличку «Солнышко». Развивать интонационную выразительность речи.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает детям посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Деточки играют,
Тебя ожидают!»
«Жаворонки - жавороночки»
Цель: Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.
Ход:
Дети сидят полукругом, воспитатель рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает детям послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам, принесите нам:
Весну теплую, лето плодородное,
Весну с дождем, лето с травами.
Весну с солнышком, лето с зернышком.
«Дождик, дождик, веселей…».
Цель: Познакомить с содержанием русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей…». Продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.
Ход: Воспитатель читает детям закличку, затем задаёт детям вопросы по содержанию, дети отвечают.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
«Радуга–дуга»
Цель: Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение.
Ход: На прогулке после дождя дети с воспитателем наблюдают за радугой и произносят закличку.
Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко -
К нам в оконышко!
«Божья коровка»
Цель: Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с детьми с целью активизации их речи.
Ход:
Воспитатель выразительно читает закличку, беседует с детьми о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.
«Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной»
Раздел 4: Считалки
Считалки-числовки
Цель: Формировать у детей умение вести счет, применять сформированные навыки в разных видах деятельности.
Ход:
Воспитатель предлагает детямс помощью считалки выбрать «кота» для подвижной игры «Кот и мыши». Сначала дети проговаривают считалку вместе с воспитателем, затем воспитатель предлагает проговорить считалку кому-то из детей.
«Раз, два, три, четыре, пять.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга»
Заумные считалки
Цель: Развивать у детей интерес к играм с необычными словами.
Ход: Воспитатель отчётливо, внятно проговаривает каждое слово и побуждает детей к повторению.
«Эни-бэне-рэц,
Квинтер-минтер-жец,
Эни-бени-раба,
Квинтер-минтер-жаба»
Сюжетные считалки
Цель: Развивать у детей воображение, память и чувство ритма.
Ход:
Воспитатель предлагает детям заучить наизусть новую, интересную считалку.
«Под горою у реки
Живут гномы - старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-дон, диги-дон -
Цель: Развитие памяти и чувства ритма.
Ход: Воспитатель, произнося считалку, указывает на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.
«Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
Кто умён -
Тот вышел вон!»
Раздел 5: Скороговорки
Цель: Вырабатывать четкое и внятное произношение слов и фраз. Развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.
Ход: Воспитатель произносит скороговорку - дает речевой образец, ребенок повторяет.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
В огороде у Федоры – помидоры,
За забором у Федоры – мухоморы.
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.
Печка печет,
А речка течет.
Печка молчит,
А речка журчит.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.
Раздел 6: Загадки
Цель: Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных.
Ход:
Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, предлагает внимательно слушать и отгадывать, о каком животном он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку.
Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый…. (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - красота!
Как зовут её? (Лиса)
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц) Рыжая, пушистая
На ёлочке живёт.
Крепкими зубками
Орешки грызёт. (Белка)
Раздел 7:Прибаутки
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству.
Ход: Воспитатель читает детям прибаутки, совершая различные движения, соответствующие прибаутке. Показывает детям игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.
«Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!»
«Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!»
«Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»
«Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!»
Раздел 8: Приговорки
Цель: Развитие речи детей средствами ознакомления их с фольклорным жанром: приговорки.
Ход: Воспитатель используя красочные иллюстрации читает детям приговорки, объясняет значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.
«Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
"Ах, какая наша пчелка работящая!"
«Птичка-птичка - соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет веселей!»
«Уж ты, заинька, скок-скок,
Уж ты, беленький хвосток!
Ты не трогай, не дери наше деревце,
Нашу яблоньку, нашу девицу!
Расцветет весной краше всех она,
Соберем большой урожай сполна!»
«Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!»
«Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча - нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!»
ФОЛЬКЛОР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко может установить с ребёнком эмоциональный контакт.
Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми взрослыми. Хорошо подобранная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Хорошо использовать различные потешки во время адаптационного периода.
Произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действиям. Произнесённые же на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Потешка чтобы заставить детей двигаться например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
Или:
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ – топ!
Первый раз обходит дом.
Топ – топ!
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка – за корку,
Детки – за молоко.
Или:
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Во время подготовки детей ко сну:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Во время одевания на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки;
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо.
Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождают потешкой, песенкой. Всё это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. Таким образом целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.
Шестимесячный ребёнок понятия не имеет, что такое рифма, но когда мама поет колыбельную или читает рифмованную считалочку, то дитё замирает, прислушивается, интересуется и… запоминает. Да-да, запоминает! Даже ребёнок до года под один стишок начинает хлопать в ладоши, под иной – загибать пальчики, не совсем понимая смысла, но всё же различая их.
Итак, детский фольклор – это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение. Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.
Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.
Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре, но не только! Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой (вспомните дразнилки, считалки, загадки…).
Различают следующие основные виды детского фольклора:
Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Саше спать не даёшь?
Займитесь с ребёнком ! Спойте песню «Петушок» прямо сейчас! Вот вам музыкальное сопровождение:
Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:
Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе. Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка». Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».
Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.
Ребёнка, даже того, который только-только начинает говорить, очень легко приобщить к музыкально-поэтическому творчеству, он с удовольствием воспримет то, чему вы его научите, потом расскажет другим детям.
Здесь просто важна активность: родители должны заниматься с детьми, должны их развивать. Если родитель ленится – время уходит, не ленится – ребёнок умнеет. Каждый малыш возьмёт из фольклора что-нибудь для себя, потому что он разнообразен и по тематике, и по содержанию, и по музыкальному настрою.
В фольклористике отличается собственный детский фольклор — фольклор, созданный самими детьми, и фольклор для детей — произведения, составленные взрослыми, которые обычно и выполняют их для детей.
Г.О.Барташевич, которая глубоко исследовала детский фольклор и опубликовала монографию о его основных жанрах, дает такое определение специфическому художественному творчеству:
«Фольклор для детей — это сложная совокупность жанров, различных по своей природе, времени возникновения, практической и функциональной предназначенности и художественном оформлении».
Она выделяет в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, жеребьевки, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, детские анекдоты.
В последнее время выделяются в отдельный жанр «страшилки» — рассказы о страшных событиях.
Как видно из этого перечня жанров, детский фольклор тесно связан с традиционным устно-поэтическим творчеством вообще, имеет одинаковые жанры.
Анализ произведений разножанрового детского фольклора позволяет сделать вывод о широком использовании в нем традиционных художественных приемов, изобразительных средств, ритмики, стереотипных образов из поэзии «взрослых».
Но в большинстве жанров проявляется специфическая художественная форма детского фольклора отображения действительности, своеобразная образная система.
Характерная особенность многих произведений детского фольклора — сочетание художественного текста с игрой преимуществом дидактической функции, хотя вообще в них проявляются, кроме этого, познавательная, эстетическая, этическая функции, таким образом, что мы с полным правом можем назвать детский фольклор полифункциональным.
Некоторые исследователи выделяют материнский фольклор, связанный по существу с фольклором для детей, к которому относят колыбельные, пестушки, потемки, поскакушки, загадки и другие произведения.
Колыбельные — песенки, которые поет мать для ребенка, чтобы его усыпить. Название песни обусловлено ее выполнением: поется во время качания коляски с ребенком.
Древние колыбельные по своему происхождению и устойчивому существованию не потеряли своих функций и популярности и в наше время.
Цель колыбельных — успокоить ребенка — достигается всем ее содержанием и манерой исполнения: любезно и нежно призывается ребенок спать, ссылаясь при этом на животных персонажей — «помощников» в доме, способных взять на себя все зло, чтобы дитя было здоровое.
Самыми распространенными персонажами колыбельных кроме волчка, как в приведенной песенке, являются куры, петушок, голуби.
Г. А.Барташевич резонно заметила: «Чрезвычайная напевность создается пением отдельных слов, звуков, употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Не последнее место здесь принадлежит распространенным повторам в такт качанию.
Таким же популярным жанром в детском фольклоре являются потешки, которыми не только развлекают ребенка, чтобы он не плакал, но и приглашают участвовать пальчиками, ручками, ножками.
Например, потешки для водных процедур:
Своеобразной игрой является считалка. Считалки представляют собой юмористические стихи, которые произносятся или поются с целью определить очередность участников игры. Например:
Тот, кто произносил считалку, указывал по очереди на каждого участника, и при словах «Тот и вон пойдет» или «А я водить не буду» и др., выходил участник игры, на которого эти слова выпали, и становился ведущим или выполнял другую роль — выбывал из игры (в зависимости от условий).
Разнообразными по тематике являются детские песни, главной функцией которых была развлекательная. Этому способствовало интересное содержание, нередко ирреальное, особенно в песнях, персонажи которых относятся к животному миру, но ведут себя как люди и действуют иногда в обычных крестьянских бытовых условиях.
Для этих песен характерен юмор. Приведем пример:
Некоторые детские песни имеют кумуляторную структуру подобную кумулятивным сказкам. Они представляют собой диалог. Приведем отрывок:
Остроумным юмором, иногда едким, выделяются небольшие детские стихи дразнилки, для которых характерно насмешка определенной черты характера или внешнего облика человека или персонифицированного животного, и др.:
Особой популярностью у детей пользовались игры. До сих пор еще не выработана совершенная классификация их.
Е.Р.Романов выделял интеллектуальные игры (игры, которые воспитывают у детей интеллект, сообразительность; изобретательность и др.). и физические игры (они содействуют выработке ловкости, силы и др.).
Г. А. Барташевич делит детские игры на два разряда: игры как художественно-драматическое действие и игры как средство физического воспитания.
Многие игры связаны с земледелием, хозяйственной деятельностью крестьян, их жизнью и бытом.
В далеком прошлом игры, в которых отобразились аграрная деятельность и животноводство, несомненно имели магическую функцию («Редька», «Овца» и др.).
Сейчас же магическая функция потерялось, основными стали забавная, развлекательная, воспитательная, познавательная.
С особой заинтересованностью относятся дети к хороводным играм, в которых синтезируются пение под определенную мелодию, танцы.
Хороводные игры строятся по-разному, но общим для них является участие коллектива, который в хороводе исполняет танец с пением. Сначала создается танцевальная пара с дальнейшим вовлечением всех желающих, потом пара распадается в процессе ведения хоровода, в процессе ведения пары выходят в круг поочередно, девушки ходят мелкими шагами, потом тот, кого называют в песне, совсем выходит из игры.
Короткая характеристика детского фольклора не охватывает всех аспектов многожанрового детского творчества и народного творчества для детей. Мы остановились на наиболее важных, чтобы показать роль и значение детского фольклора, его специфику.
До сих пор мы рассматривали устное поэтическое творчество взрослых (обрядовую поэзию, сказки, былины, баллады, исторические, лирические и хороводные песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки и др. жанры). Фольклор взрослых имеет известную возрастную дифференциацию. Так, сказки, былины и исторические песни исполняются главным образом представителями старшего поколения. Хороводные песни, лирические песни любовного содержания и частушки являются преимущественно молодежными жанрами.
Однако наше представление о фольклоре будет неполным, если мы не учтем устной поэзии детей, не рассмотрим особенности ее содержания, художественной формы и специфики бытования.
Что же следует понимать под детским фольклором? Какое содержание имеет термин "детский фольклор"?
По этим вопросам в науке нет единой точки зрения. Так, например, В.П. Аникин к детскому фольклору относит "творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова" . Это мнение разделяют Э.В. Померанцева, В.А. Василенко, М.Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).
Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. Так, известный исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов, возражая против отнесения к детскому фольклору "творчества взрослых для детей", писал: "Обычно эту группу словесных произведений относят к детскому фольклору. К такому отнесению мало оснований. Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Рассматриваемая же группа, как творчество взрослых для детей и составляющая репертуар главным образом взрослых, должна быть обособлена: это создание матери и пестуньи, это - материнская поэзия, или поэзия пестования" .
Не относит творчество матерей и пестуний к детскому фольклору и Н.П. Андреев, который один из разделов своей хрестоматии по фольклору назвал "Колыбельные и детские песни" .
Не считает колыбельные песни детским фольклором и В.И. Чиеров. Один из разделов его курса лекций "Русское народное творчество" (1959) называется "Колыбельные и детские песни" с. 346-348).
Точка зрения Г.С. Виноградова, Н.П. Андреева нам представляется совершенно справедливой. Нельзя относить к детскому фольклору колыбельные песни, пестушки и потешки, которые создавались и исполнялись только взрослыми, детьми же они не только не создавались, но никогда и не исполнять. Детский фольклор - это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной норме.
Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара.
В заключение следует сказать, что к детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.
Сказанное определяет собой и особенности жанровой системы детского фольклора. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), гак и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.). Жанровая система детского фольклора-явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него.
До середины XIX в. детский фольклор НС выделялся в особый раздел народной поэзии, специально не вписывался. Публикации детского фольклора были случайными и очень малочисленными.
В 50-60-е годы XIX в. в связи с повышенным интересом к народному творчеству обращает на себя внимание и детский фольклор. Произведения детского фольклора записывают Н.И. Даль, П.В. Шейн, П.А. Бессонов и другие фольклористы. И 1861-1862 гг. публикуется известный сборник В.И. Даля "Пословицы русского народа", в. котором находится и разнообразный материал детского фольклора (игровые приговорки, считалки, скороговорки и др.). В 1870 г. выходит сборник П.В. Шейна "Русские народные песни", который открывается разделом, посвященным детскому фольклору. Основная часть детских песен записана самим Шейном, некоторые тексты даются в записи А.Н. Афанасьева, этнографа И.А. Худякова и писателя А.Н. Островского. детский фольклор жанровая изучение
В 60-70-е годы XIX в. продолжают свою собирательскую деятельность П.В. Шейн, а также В.Ф. Кудрявцев, Е.А. Покровский, А.Ф. Можаровский и др. В.Ф. Кудрявцев в 1871 г. публикует книгу "Детские игры и песни в Нижегородской губернии", содержащую ценный материал по игровому детскому фольклору. Интересные образцы детского фольклора мы находим в книге А.Ф. Можаровского "Из жизни крестьянских детей Казанской губернии" (1882). В 1898 г. вышел первый том (вып. 1) "Великорусса" Шейна, в котором публиковалось около 300 произведений детского фольклора. В этом же году выходит "Сборник народных детских песен, игр и загадок", который был составлен А.Е. Грузинским по материалам Шейна. В последней трети XIX - начале XX в. детский фольклор собирают А.В. Марков, А.И. Соболев, В.Н. Харузина и др. Записи произведений детского фольклора публикуются в журналах "Живая старина", "Этнографическое обозрение" и различных "Губернских ведомостях".
Работа по собиранию детского фольклора продолжается в советское время. Следует отметить особенно плодотворную деятельность в этой области Г.С. Виноградова, О.И. Капицы, М.В. Красноженовой и Н.М. Мельникова. Значительный материал детского фольклора содержат книги О.И. Капицы "Детский фольклор" (1928) и Г.С. Виноградова "Русский детский фольклор" (1930). Отдельные произведения детского фольклора публикуются в сборниках Т.А. Акимовой "Фольклор Саратовской области" (1946), В.А. Тонкова "Фольклор Воронежской области" (1949), С.И. Минц и Н.И. Савушкиной "Сказки и песни Вологодской области" (1955), в монографии М.Н. Мельникова "Русский детский фольклор Сибири" (1970) и других изданиях.
В заключение можно сказать, что дореволюционными и советскими фольклористами собран довольно значительный материал по детскому фольклору. Однако работа в этой области должна быть продолжена и активизирована. И не последнюю роль в этом деле могут сыграть ежегодно проводимая фольклорная практика студентов, студенческие фольклорные экспедиции.