Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.
Каковы же общие черты интегрированных и комплексных занятий? Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия "Лес", "Насекомые" и тому подобное).
Интегрированное – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы "Весна. Сезонные изменения в природе" воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.
Если основной целью занятия является создание целостного образа "весны", на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.
Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.
"В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным".
В чём же отличие интегрированного занятия от комплексного? Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки строится в соответствии с Едиными Федеральными государственными требованиями, отражающими базисное содержание воспитания и обучения в группах для детей старшего дошкольного возраста и включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно ориентированное развитие ребенка на основе личностно деятельностного подхода.

Обеспечение эффективности воспитательно-образовательного процесса в условиях предшкольного образования зависит от рационального подбора и сбалансированного чередования различных видов деятельности и форм их организации, обеспечивающих все направления развития ребенка старшего дошкольного возраста и создающих целостный образ жизни. Формы организации детской деятельности могут быть различны, но очень важно, чтобы средства для достижения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач оставались игровыми.

С целью обеспечения адаптивности образовательного процесса при организации работы в группах предшкольного обучения необходимо учитывать уровень эмоционального и познавательного развития ребенка. Уровень развития ребенка 5.5-7 лет, не посещавшего ранее дошкольное учреждение, может быть значительно ниже стандартный показателей для его возраста. Поэтому работу в группах предшкольной подготовки необходимо выстраивать с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка. Учитывая, что дети посещают группы не каждый день и находятся в образовательном учреждении всего 3-4 часа, необходимо организовать образовательный процесс максимально компактно, исключить фрагментарность, в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развитии личности ребенка.

Все эти принципы в подготовке детей к школе привели меня к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании.

Передо мной встал вопрос о системном использовании интегрированного подхода в личностно-оринтированном обучении детей в группах предшкольной подготовки.

В связи с этим я разработала следующий алгоритм исследования.

Объект исследования:

· процесс личностно-ориентированного обучения детей в группах предшкольной подготовки.

Предмет исследования:

· интегрированные занятия (интегрированный подход) в обучение детей в группах предшкольной подготовки как средство всестороннего развития ребенка.

Цель исследования:

· обоснование использования интегрированного подхода в обучении детей в группах предшкольной подготовки

· Задачи исследования:

· изучить и обобщить историко-педагогические истоки теории, методики и практики интегрированного обучения дошкольников.

· понять специфику тенденций и принципов интегрированного обучения дошкольников

· обосновать классификацию интегрированных занятий как инновационную форму организации в обучении

· разработать теоретическую модель интегрированного подхода в обучении в группах предшкольной подготовки

· обосновать и доказать эффективность интегрированного подхода в обучении дошкольников в группах предшкольной подготовки.

Глава 1. Интеграция содержания дошкольного образования

воспитательный интеграция дошкольный игра

1.1 Сущность понятия интеграция

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Так в чём же сущность понятия интеграция

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

С одной стороны, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, с другой - достаточно хорошо разработан в отечественной психолого-педагогической науке, но не достаточно структурирован и систематизирован.

И сейчас я предлагаю вам рассмотреть характеристику принципа интеграции.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Основы интеграции:

Физиологическая: взаимодействие анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мире;

Психологическая: предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др.

Остановлюсь сначала на понятии «интеграция содержания дошкольного образования».

Федеральные государственные требования выдвигают, его как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса интегрированный подход.

Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно - ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Личностный подход в интегрированном обучении реализуется в следующих положениях: наполненность содержания обучения жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое. Интеграция содержания образования как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. При этом реализуется одно из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Это дает нам два уровня интеграции: интеграция основных направлений развития ребенка и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.

На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Многие специалисты (Белая К.Ю., Комарова Т.С. и др.) определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Интеграция понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.

Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.

Структурно-функциональный подход, вытекающий из системного подхода, позволяет рассматривать интегрированное обучение как целостность, в которой каждый компонент как функциональный определяется через его соотнесение с другим через существенные связи и зависимости.

Технологический подход предполагает системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата. Общие компоненты личностно ориентированных технологий, выступающих в качестве концептуальных основ интегрированного обучения детей дошкольного возраста, заключаются в: анализе и отборе личностно-ориентированного содержания; диагностике образовательной ситуации; учете психических особенностей обучающихся; учет психических особенностей педагога; постановке задачи, связанной с личностным развитием ребенка; отборе средств, основанных на диалогическом взаимодействии педагога и ребенка, на обмене смыслами; включении обучающихся в конструирование своего образования, своей деятельности; создании культурной среды.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала

· внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

· межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

· транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

1.2 Интегрированные занятия

Одна из форм осуществления интегрированного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,- это интегрированные занятия.

Хочу вас познакомить с тем, какие виды занятий решают проблемы интегрированного обучения?

Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой, такой подход, по утверждению Т.Казаковой способствует ещё и проявлению творчества со стороны детей.

Интегрированное - соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: такое понятие как «осень» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития. А.Пронина отмечает: «Комплексное (интегрированное) занятие - отражает содержание работы по формированию различных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязи между ними».

Целью интегрированных занятий является разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему.

Задачи интегрированных занятий:

· систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

· обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

· создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

Реализация личностно-ориентированного подхода на занятиях интегрированного типа базируется на следующих принципах:

· принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);

· принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием);

· принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом совей деятельности);

· принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку);

· принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);

· принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей: «У тебя всё получится»).

Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности.

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

· сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;

· разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

1.3 Формы организации интегрированных занятий

В педагогике выделяют следующие формы организации интегрированных занятий: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная. Какие-то формы организации применяю в первозданном виде, многое адаптирую учитывая психологическую готовность детей, исходя из ситуации и запаса своих знании.

Пластообразная - наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Например: образ природы (ОСЕНЬ) раскрывается: в образовательной области « Чтение художественной литературы» - через художественные средства выразительности в тексте; в области «Познание» - через наблюдения за природные явления, растения, животные, птицы, насекомые; в образовательной области «Музыка» - через звуки природы, песни; в области «Художественное творчество», в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображение посредством цвета, света, композиции, продуктивной деятельности и т.д.

Спиралевидная - содержание, способы деятельности, в которую включен ребенок, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Р.М. Чумичева и Л.Л. Редько отмечают, что «познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному» в зависимости от уровня познавательного развития ребенка в целом.

Например: можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

В основу этой формы организации занятия положен принцип концентричности, выраженный в постепенном наращивании и усложнении содержания, способах познания. Педагог выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро - зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п. (рис. 3).

Например: образ «ВЕСНЫ» рассматривается через такое сопоставление как тепло и холодно или цветущие деревья - голые деревья и т.п.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между детьми и воспитателем, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Данная форма организации содержания позволяет развивать мотивацию. Дети всегда стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир, сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснения. Задача воспитателя - организовать общение так, чтобы раскрыть детям достоинства подобной ценности и ее значимость в жизни; стимулировать потребность детей в ее обретении.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4).Применяются такие виды занятий, как занятие-спектакль, занятие-сказка, занятие - путешествие, занятие -расследование и т.п.

Например: в ходе занятия-путешествия «В гости к Старичку-лесовичку» дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Воспитатель строит общение с целью раскрытия «тайны», умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры - на дидактическую, затем - театральную и т.д.).

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма - самая сложная форма организации интегрированного занятия.(рис.5) Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога, дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение. Педагогу важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например: из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить её строение и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет детям увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Например: при проведении занятия -сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» педагог предлагает различные задания: нарисовать героев сказки, нарисовать или слепить золотую рыбку; сделать декорации из различного природного материала; сочинить свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина или другое окончание сказки т.п. Каждый ребенок решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например инсценирование сказки и т.д.

Такая форма организации образовательного процесса требует от педагога глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.

1.4 Структура интегрированного занятия

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

· четкость, компактность, сжатость учебного материала;

· продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

· взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

· большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;

· систематичность и доступность изложения материала;

· необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура интегрированного занятия, применяемая мной.

I. Вводная часть.

Создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения.

II. Основная часть.

Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

III. Заключительная часть.

Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других.

В чем преимущество актуальность) к организации именно таких занятий:

Количество и продолжительность строго не регламентируется (25 - 45 минут),

Педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста,

Связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к.создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Актуальность интегрированного подхода объясняется целом рядом причин:

· Активное познание окружающей действительности,

· Осмысление и нахождение причинно-следственных связей;

· Развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;

· Развитие речи, памяти, внимания и воображения.

· Нестандартная интересная форма занятия.

Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГТ:

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.

В настоящее время существует много позиций на предмет организации специальных занятий в детском саду. «Нет нам не предлагают вовсе отказываться от занятий. Просто в само занятие вкладывается иной смысл, слово занятие целесообразнее употреблять в современной теории и практике дошкольного образования - как занимательное дело… образовательная деятельность, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности, что пока очень тяжело входит в образовательные процессы в дошкольных учреждениях».

Обучение дошкольников, конечно, обязательно должно присутствовать в образовательном процессе предшколы, но формы должны быть адекватные психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д.

При организации и проведении интегрированных занятий возникают определенные сложности. К трудностям проведения можно отнести:

· Сложность отбора учебного материала;

· Подробное структурирование занятия;

· Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделировать.

1.5 Интеграция образовательных областей

· «Музыка» + «Познание»;

· «Коммуникация» + «Познание» + «Музыка»;

· «Коммуникация» + «Музыка» + «Художественное творчество» (рисование) + «Чтение художественной литературы»;

· «Познание» (математика, ознакомление с окружающим) + «Труд»;

· «Познание» (формирование элементарных математических представлений)) + «Художественное творчество» (рисование);

· «Здоровье» + «Физическая культура» (двигательная деятельность) + «Познание»;

· «Здоровье» + «Физическая культура» (двигательная деятельность) + «Музыка»;

· «Познание» (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + «Художественное творчество» + «Коммуникация» (общение, речь).

· «Музыка» + «Познание» (формирование элементарных математических представлений).

Это положенные на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц, временных и пространственных отношений. Буквы, как знаки обозначающие звуки, которые можно пропеть, как отдельные и как сложенные в слоги («Целебные звуки», пропевание которых благотворно влияет на отдельные органы и лечат их - программа М. Лазарева «Здравствуй»). А.Лосев отмечает: «Математика логически говорит о числе, а музыка говорит о нем выразительно».

«Познание» (формирование элементарных математических представлений) + «Художественное творчество».

В основе лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы искусства. У дошкольников тип мышления наглядно-образный, наглядно-действенный, т.е. они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, услышать, потрогать и т.д. Абстрактные понятия такие, как цифры, счет, количество, время и т.д. увидеть нельзя, в руки не возьмешь; их детям надо преподносить через конкретный образ изобразительного искусства - ознакомление с произведениями архитектуры, графики, занятия дизайном, знакомство с творчеством художников и др. (темы занятий: «Поможем Ивану-царевичу построить летучий корабль», «Салон модной одежды «Барби», «Путешествие на машине времени», «Составляем карту следопытов).

«Познание» (экспериментально - исследовательская деятельность) + «Коммуникация» (речь, общение) + « Художественное творчество»

Знания познавательного характера, связано с ознакомлением детей с отдельными предметами и явлениями окружающей их действительности, (вода). Детям не даются готовые знания их учат «добывать» эти знания самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты с водой и узнают о её свойствах (не воспитатель им рассказал, а они сами узнали, догадались).

Таким образом, происходит овладение действиями или способами познания (постановка опыта, сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей, наблюдение, и др.), такой подход к процессу познания формирует у детей практические действия, умения, различные способы выполнения, т.е. познание обязательно должно проходить в действии.

Одновременно дети учатся выражать в речи эти действия и способы выполнения, отвечать на вопросы по результатам деятельности: «Почему ты сделал именно так?», «Как ты это выполнил?» или «Как ты это будешь делать?», а так же предварять через речевые высказывания практические действия (высказывания: «если, то», «значит надо.., а «как ты догадался», т.е. дети подводились к умению самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и проверять их через практическую деятельность. Задачи выражения в речи практических действий планируются одновременно.

В занятии «Загадки о воде» полученные знания дети воплощают в составлении загадок о воде (речевое воплощение, того, что они узнали) и в художественно- творческий образ (рисование капельками на воде рисунков).

Одновременно решаются задачи развития личностных качеств: любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др. (темы занятий: «Волшебница вода», « Невидимка», «О чем мечтает лес?»).

В основе интегрированного занятия должна быть игра, потому что это основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных. игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой сюжет. Допустима разнообразная интерпретация: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные и музыкально-подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.

Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя.

Глава 2. Опыт работы

2.1 Система моей деятельности по технологии «Интегрированные занятия»

Как сделать жизнь малыша интересной, мобильной и познавательной?” - думаю, этим вопросом хоть раз задавался каждый воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос не достаточно владеть знаниями курсов “Педагогика” и “Психология” педагогического университета. На мой взгляд, необходимо работать с полной отдачей сил и души. Передо мной закономерно вставал следующий вопрос “Как это работать с душой?” Ответ я думаю, очевиден: для начала в детях нужно увидеть личность, уважать её, а затем и полюбить. Именно тогда, захочется творить, выдумывать, постигать новое во имя детей.

В рамках обычного занятия, не всегда, получается, творчески подходить к изучению нового материала, закреплению изученного. Вот тогда нам на помощь приходит интегрированная форма занятия. Данная форма не нова, и широко используется в рамках развивающего дошкольного образования. Она позволяет повысить интерес детей к познанию окружающего мира, быть мобильными при решении любых нестандартных жизненных ситуаций, развивает монологическую речь. Я думаю, что для начинающих воспитателей данная форма работы может показаться сложной, так как она предъявляет к педагогу следующие требования (выделила сама):

· Совершать с детьми “маленькие” открытия, отвечая на проблемные вопросы;

· Проводить нескольких дидактических игр из разных образовательных областей;

· Продумать логическую взаимосвязь изучаемого материала.

· Давать своим воспитанникам большое количество учебного материала в сжатом виде (т. е. использование принципа минимакса);

Но поверьте, всё это стоит того, чтобы преодолеть в себе страх: “что у меня это не получится”. Такие занятия дают возможность для самореализации, самовыражения и творчества педагога; повышают уровень развития детей и их творческую активность.

Определив для себя, что технологии «Интегрированное занятие» станет в моей деятельности ведущей, я выделила для себя 3 этапа деятельности:

1 этап -организационный: изучение методической литературы по проведению интегрированных занятий с дошкольниками. Проанализировала: материальную базу, наглядные пособия, способы и возможности внедрения ИКТ, возможности привлечение специалистов, родителей.

2 этап - основной: разработка и проведение интегрированных занятий, создание своего методического фонда.

3 этап - заключительный: разработка и подбор мониторинговых заданий с учетом интеграции.проведение мониторинга, подведение результатов.

На этапе подготовки интегрированного занятия для соблюдения системности знаний применяю метод интеллектуальных карт.

Интеллектуальная карта - структурно- логическая схема содержательно- процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражают связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы)(вместе они складываются неразрывное единство).

Например: для интегрированного занятия «Осенние листья» основным понятием будет листок. От этого понятия отходят слова, которые раскрывают сущность понятия - это среда, свойства листьев, форма, физическая деятельность, и т.п., от этих понятий идут следующие понятия и т.д.

Для проведение интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

Одиночное понятие - название определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников. На занятие при рассмотрении одного понятия осуществляется его всестороннее раскрытие.

Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов.

Например:

Лес: совокупность животных, растений, отдых, туризм и т.п.

Музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения.

На занятие при рассмотрении обобщенного понятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Каждая система занятий должна базироваться на единых методических основаниях. Помимо традиционных методов применяю методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость, развивают воображение, творчество.

Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счёт глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке.

Метод контрастности. Строится на противоречии. Данный метод позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения.

Метод “подмастерия”. Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

Для подержания интереса использую разные виды занятий: занятие - сказка, занятие-путешествие, занятие - викторина, занятие-беседы, экспериментально-исследовательские занятия и т.п. Во время занятия использую разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой. В занятия включаю элементы релаксации, психогимнастики, различные пальчиковые игры, дидактические игры, мнемотаблицы, физкультминутки. Но все эти элементы должны соответствовать тематики вашего занятия. Например: к теме « Полевые цветы » хорошо подходит физкультминутка «Спал цветок» (приложение 7) ; на занятии по теме «Архитектор» пальчиковая игра «Приглашение».

В интегрированные занятия включать элементы ТРИЗ, это помогает мне формировать диалектику и логику, преодолевать застенчивость, замкнутость, робость: ребенок учится отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения. Различные тризовские методы как «волшебная дорожка», «черный ящик»,игра-«ДА-НЕТ» и т.п. активируют и заинтересовывают детей на занятии.

Не забываю и про элементы экспериментирования. Очень часто включаю в занятия небольшие эксперименты. Например: на занятии «Весна» эксперимент со снегом, когда под включенную настольную лампу ставим стаканы наполовину наполненные землей,а поверх земли снегом, к концу занятия мы наблюдаем, что снег исчез, отсюда ребята делают определенные выводы или эксперимент с сосулькой, которая под воздействием тепла тает. (приложение 1)

Во время проведения интегрированного занятия мы вместе с детьми создаём мини проекты, с составлением схем, рисунков, коллажей.

Применяю на занятии элементы ИКТ при знакомстве с новым материалом, при обобщение изученного. Все зависит от поставленных мной задач.

Активно включаю в свою работу родителей, ежегодно провожу по три-четыре интегрированных занятий не для родителей, а для детей в совместной деятельности с родителями. Занятия очень проходят интересно, порой родители теряются на занятии, не знают как поступить, но у них есть помощники их дети. Родители всегда очень эмоционально воспринимают такие занятия, это помогает им увидеть своего ребенка в действии, какими познаниями он обладает в той или иной области, как он контактирует с другими детьми.

Разработала таблицу для отслеживания развития ребенка. Схема очень проста, её можно заполнять по ходу занятия или в конце занятия.

Так я отмечаю личностно-ориентированные возможности каждого ребенка на интегрированном занятии, на что нужно обратить внимание, что у ребенка вызывает трудности.

Работая по технологии «Интегрированные занятия» в образовательной деятельности предшколы 5 лет могу сказать, что лучше комбинировать три (четыре) образовательные области. Моей изначальной ошибкой было, что я пыталась объединить как можно больше образовательных областей, что приводило к трудности подготовки такого занятия и его проведения (научи, но не навреди). Поэтому, когда вы работаете над подготовкой занятия, и составляете интеллектуальную карту образа - темы, лучше отбросить некоторые понятия или включить их в следующие занятие. В проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и педагога. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя. Мои возможности показали - проводить три- четыре интегрированных занятия в месяц.(приложение 2)

В своей педагогической практике я разработала и составила более 30 интегрированных занятий, часть из них объединила в циклы: «Времена года» (тема - осень; зима, весна, лето) (приложение 1); «В мире животных» (животные пустыни, животные севера и т.п.), «Путешествие к Старичку-лесовичку» (тема -лес; грибы; ягоды; лесные жители).

Моя работа строиться по принципу: «уча других - учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует деятельность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются.

Проведение таких занятий очень полезно для детей: у них повышается уровень познавательного развития, появляется повышение интереса к учению. Это доказывает диагностика развития детей(25 реб.) за 2010-2011г., и нам видно положительную динамику.(приложение 4,5)

Образовательная область «Познание»

Результатом работы считаю то, что детям стало интересно заниматься, они хотят узнать больше, самостоятельно пытаются что-то сделать. Умеют обобщать, делать выводы, сравнивать. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. Мои выпускники уходят учится в городские школы, беседы с учителями свидетельствуют о том, что дети в группе предшкольной подготовки получили достаточно знаний и умений. Я считаю, что большую роль в развитии детей сыграли именно интегрированные занятия.

Мой творческий поиск продолжается и сегодня. Совсем недавно моё внимание привлек программно-методический комплекс «Успех» Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова. Программа рекомендована как помощь педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с принципом интеграции. И сейчас моя работа состоит в изучении этой программы и если она приемлема для обучения в группах предшкольной подготовки, модифицирование ее для работы в группах предшкольной подготовки

Заключение

И в заключении хочется отметить

Что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого -- выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном и предшкольном образовании позволяет сформировать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов; более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на основе образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Список литературы

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте./Москва,2007

2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике./ Екатеринбург, 1994.

3. Белая, К.Ю. и др. Интеграция -- как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] / Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. /СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Дыбина О.В.Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ./Москва,2012

6. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]:/ Уфа, 2005.-128 с.

7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество/Т.Г.Казакова.-М., 2006.255с.

8. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ./Москва, 2007

9. Лазарева М.В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. / Автореф. на соискание уч. степ. д-ра пед. наук, М., 2010.

10. Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст]: / Томск, 2003.-153 с.

11. Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [текст]./Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.

12. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. /М.: ТЦ Сфера, 2008.

13. статья: Т.Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010 г. стр.36.;

14. статья: О.Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр.40.;

15. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры, её структура, особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование дидактических игр в разных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Понятие деловых игр в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры. Основные компоненты и классификация деловых игр. Технология проведения занятий.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2015

    Оценка воспитательно-образовательного значения режима дня в детском саду. Рассмотрение прогулки на природе как наиболее доступного средства закаливания детского организма. Изучение основ воспитания любви и бережного отношения к природному окружению.

    презентация , добавлен 01.11.2015

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Занятия как форма обучения в детском саду, их характерные признаки и структура, классификация и разновидности. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах, порядок их подготовки и проведения, анализ педагогического опыта.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2009

    История развития дошкольного образования в Италии, новаторская концепция детства Марии Монтессори. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы дошкольного образования Италии и России. Структура педагогического процесса в итальянском детском саду.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Особенности дошкольного образования в качестве первого звена общей системы образования. Положения программы воспитания ребенка в процессе активной деятельности и обучения, которая была разработана под редакцией Васильевой, как проект работы с детьми.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2010

    Гуманизация образовательного процесса. Дидактическая игра как способ обучения детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Социальная природа игры. Формы ролевой игры.

    доклад , добавлен 16.01.2010

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

изольда жукова
Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие

В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий ?

Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают ; совокупность предметов и явлений, которые составляют одно целое, интеграция – это процесс сближения связи наук, который происходит наряду с процессами их дифференциации.

В комплексных занятиях прослеживается совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.

Цель комплексных занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

Поэтому на комплексных занятиях важно не формально , а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях , средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий , предоставляет педагогу широкий выбор. Можно поговорить и о сочетании

различных средств выразительности, например сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой, но в разных регистрах (высоком и низком, чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» СМ. Майкапара, а в нижнем-таинственный, зловещий («Баба Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.

На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.

Применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.

Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его оттенками, например : «Торжественное настроение» (от радости до скорби, «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного) . Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях : сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную, выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.

Подводя итоги наблюдений за природой в разные осенние месяцы, проводится комплексное занятие «Осень перемен» . В занятие включается все что , дети узнали, выучили, запомнили за три месяца : и про урожайный сентябрь, и про разноцветный октябрь, и про хмурый ноябрь с первым снегом. Дети поют песни, читают стихи, танцуют, играют, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. На таком занятии звучали радостные стихи об урожае, печальные – об улетающих птицах, песня радостная и грустная. Дети слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, весело танцуют с листочками, включаются в игры («Осень спросим» , «Дождик» , заводить хороводы («Вейся, капустка» , «Огородная-хороводная» ) и т. д.

В содержании занятия вокруг темы «Осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах. Так сложилось, что комплексные занятия используются в качестве варианта досуговой деятельности, чаще всего связано с временами года и праздничными датами. На таких занятиях исполнительская деятельность детей представлена во всем многообразии; требуется предварительная работа, в основное главным образом в разучивании с дошкольниками тех или иных художественных номеров.

Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире , чем занятий комплексных . Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года. Но и знакомство с природными явлениями («Восходы и закаты» , «Радуга» , «Зимние узоры» ) и т. д.

Для интегрированных занятий темы имеют патриотическую и социальную направленность : «Моя малая Родина» , «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина) . В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия наполнены , могут быть другими видами деятельности : трудовой,

познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование, двигательной (решение задач физической культуры) . Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности : мелодию и ритм. Темы таких занятий : «Ритм – сердце музыки» , «Музыка и настроение» , «Вальс в музыке, песне, движении, сказке» .

Подобный подход приемлем и для других видов художественно-эстетической деятельности : изобразительной, театрализованной.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционально, интеллектуального , социально-нравственного здоровья. Выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников :

рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение) . Сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации , творческое экспериментирование.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Как часто следует проводить с детьми комплексные и интегрированные занятия .

Комплексные занятия могут проводиться в связи с праздничными датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.

Интегрированные занятия более сложные по насыщенности, требуют серьезную и систематическую предварительную работу, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся , один раз в квартал. Продолжительность занятия 30-45 минут , в зависимости от темы занятия , его задач, и возраста детей.

Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий : научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание Комарова Т. С. и Доронова Т. Н.

Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и

образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «. в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» .

В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятии , среди которых выделены интегрированные занятия (Л. А. Горшунова, О. М. Клементьева, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, Г. Н. Новикова, О. С. Ушакова и другие). Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения , а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности.

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности

Введение

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Использование интегрированных занятий позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от

количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для

ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения, а также определение оптимальной нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если

участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация

к деятельности)

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

    эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

    сложность отбора учебного материала;

    подробное структурирование занятия;

    проблема личной совместимости педагогов;

    общий подход к оценке знаний и умений детей;

    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

    Выбор объекта интеграции.

    Отбор компонентов интеграции.

    Отбор материала.

    Выбор структуры занятия.

    Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

    музыка + познание (математика);

    коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

    коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;

    познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

    познание (математика) + изобразительная деятельность;

    здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

    познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»

Требования к организации занятий

    педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

    проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

    связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

    Задать логику

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от, например, тематического, когда после рисования идет игра)

    Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

    Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

    Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

    Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных фор­мах. Например:

    занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис­пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

    занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чай­ковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Ко­нек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

    занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

    занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

    занятие-праздник

    занятие- проект

    занятие - эксперимент

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в це­лом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных те­оретических знаний, способов, приемов работы в их практичес­ком преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты инди­видуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

    качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, пра­вильность, осознанность;

    умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и про­цессов;

    отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)

    Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сфор­мирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Ка­кую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Об­легчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

    Формы проведения интегрированного занятия, виды деятель­ности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ве­дут ли к поставленной цели?

    Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрирован­ном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одея­ло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргумен­тация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная

Список использованной литературы

    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

    Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4

    Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6

    Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

    Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.

    Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь