Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Поступая в школу, ребёнок впервые сталкивается с новой для себя обязанностью – делать домашнее задание. Собственно, это самая первая обязанность, до этого ребёнок только играл, а если и учился чему-нибудь, то только в удобное для себя время и только тому, что действительно интересно.

К новому распорядку дети привыкают не сразу. В среднем им требуется для адаптации около полугода. Кто-то «въезжает» в новые правила быстрее, кто-то медленнее. Чаще всего школа учитывает эту особенность, и на первых занятиях домашние задания не задаются.

Но часто дети самостоятельно не могут приноровиться и делают уроки дома медленно и с трудом. Бывает, что они плачут, зовут родителей, просят им помочь. Сердобольные мамочки (да и папочки) понимают слово «помоги» как «сделай за меня». Это лишь усугубляет проблему, ведь ребёнок привыкнет надеяться на родителей и перестанет делать уроки сам; к тому же не поняв смысл домашнего задания, юный школьник упустит важное звено в учебном процессе и не сможет в дальнейшем осваивать предмет.

Поэтому родителям следует знать, что «помогать» означает только указывать пути решения проблемы, наводить ребёнка на мысль, но никак не выполнять работу за него. Помогать следует только тогда, когда он сам этого попросит; если он не просит, значит, он хочет справиться сам, и мешать ему в такой ситуации нельзя.

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка. Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится. Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный. Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова . В первую очередь они встречаются в текстах по и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий . Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.

Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Часто дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совсем не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо сначала определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с правильной мотивацией.

Причины и их устранение

Дети чаще всего не проявляют особого желания делать домашнее задание, когда:

  • Устали.
  • Не смогли полностью освоить материал, поэтому не уверены, что справятся.
  • Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
  • Привыкли делать домашнюю работу вместе с родителями.
  • Им лень: патологическая лень встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если ребенок хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
    Определив мешающий фактор, приступают к его устранению.

Усталость

В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.

На выполнение заданий желательно отводить определенное время. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать следует сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.

Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.

Обратите внимание , правильное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предотвратить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов способствует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.

Неуверенность

В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.

Что делать в этом случае:

  • Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется повод, за который можно ребенка похвалить.
  • Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике , а если не справится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут помощь).
  • Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
  • Предложить позаниматься с репетитором , если нет возможности дать ребенку необходимые знания (например, по иностранному языку).

Не стоит решать сложные задания за своих детей . Они все равно не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как следствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!

Нет интереса

Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.

Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.

Правильнее будет поощрить хорошую учебу , например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь хорошо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).

Нет самостоятельности

Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.

Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.

Желательно на практике показать последствия принятых им решений:

  • Выполнил задание быстро – осталось больше свободного времени, которое может потратить на игру.
  • Сделал самостоятельно – родители за это время успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
  • Не захотел делать вовремя – тратит на это свободное время.
  • Родителям пришлось контролировать, стоя рядом – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в комнате).

Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.

На что следует обратить внимание?

Замедляют выполнение домашней работы такие ситуации:

  • Неправильный пример

Требовать от детей организованности можно только в том случае, если родители сами собранные. Если мама постоянно откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.

  • Большие нагрузки

Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь уроки, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот неприятный момент до последнего.

  • Нетерпение и критика

Постоянно подгоняя ребенка, унижая их достоинство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться хороших результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупой!», «Все равно не понимаю!»).

В процессе контроля выполнения домашнего задания следует придерживаться правила: «Ошибаются все, не все могут найти и исправить ошибки».

Не следует уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность постепенно снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в целом, способствует саморазвитию и самосовершенствованию .

Вряд ли можно найти ребенка, который бы с удовольствием садился за уроки, оставляя в стороне прогулки, игры или другие занятия по душе. Психологи уверяют: девять из десяти детей с трудом садятся за парту дома и выполняют домашние задания в самое кратчайшее время. Организованность и усидчивость присущи лишь единицам школьников - такие дети считаются исключением из правил.

Так что не стоит переживать, если ваш ребенок уже который час не может сесть за парту, а, наконец, усаживаясь за книжки и тетрадки, уже через пять минут начинает искать различные причины, чтобы только не учить уроки (сходить в туалет, попить воды, поесть что-нибудь и пр.). Оказывается, подобным образом ведет себя большинство совершенно нормальных и психически здоровых детей. Какими же методами выработать у ребенка привычку учить уроки самостоятельно, в хорошем темпе, качественно и не отвлекаясь на мелочи?

  1. Прививаем интерес . Самое важное правило быстрого выполнения уроков – это увлеченность учебой. Привить этот интерес, конечно, способны только взрослые (воспитатели в детском саду, первые учителя, а также сами родители). Когда ребенок заинтересован и мотивирован на быстрое и качественное выполнение домашних заданий, когда ему нравится получать новые знания и он понимает, что умеет это делать, процесс выполнения уроков не затягивается до вечера. Интерес прививается личным примером родителей, их терпением в процессе обучения, а также профессионализмом педагогов.
  2. Правильная привычка . Чтобы выработать у первоклассника привычку грамотного выполнения уроков, психологи и учителя советуют: первый год родителям необходимо постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий. Малыш обязательно должен знать, что ему помогут, и он не останется один на один с учебниками и тетрадями, многое из написанного в которых с первого раза ему будет не совсем понятно. Во втором и третьем классе контроль над выполнением уроков психологи рекомендуют ослабить, а к концу начальной школы желательно добиться того, чтобы ребенок выполнял уроки в хорошем темпе самостоятельно.
  3. Дозированная помощь . Даже находясь рядом с ребенком рядом, не пытайтесь выполнить все за него и приходить на помощь по первому же зову. Сначала выступайте в роли стороннего наблюдателя. Попросите ребенка прочитать задание до конца и объяснить вам, как он его понял. Только если ребенок действительно не понимает смысла задания, попытайтесь ему немного подсказать.
  4. Режим уроков . Одно из важнейших правил выполнения уроков – это режим. Так, после школы ребенку необходимо немного отдохнуть и погулять, и только потом садиться за парту. Психологи рекомендуют делать уроки в промежутке от 15-00 и 18-00 часами. Именно в это время у детей наблюдается наибольшая умственная активность.
  5. Мотивируем часами . Согласно установленным стандартам по обучению в школе, в младших классах дети должны учить уроки не более 1,5 часов в день. Однако дети нередко затягивают этот процесс на несколько часов. Детские специалисты советуют: поставьте на стол малыша часы (можно песочные) и покажите, сколько ребенок должен затрачивать на выполнение того или иного задания. Объясните цену времени. Покажите, что пол часа (а в некоторых случаях и больше часа) ребенок может потерять впустую (на слишком длительные размышления, отвлечения от уроков, разговоры не по теме и пр.) Как правило, этот метод срабатывает уже после нескольких раз своего применения.
  6. Негативная мотивация . Объясните ребенку, что если затягивать с выполнением домашних заданий, то можно пропустить игры, прогулки, секции и другие интересные занятия. Объясните в красках, как скучна будет жизнь вашего чада, если он целыми днями будет засиживаться допоздна за партой, не выходя на улицу и не играя со сверстниками.
  7. Нужен ли черновик? Считается, что использование черновика помогает ребенку выработать привычку аккуратно писать в чистовике и не делать ошибок. Однако, не секрет, что черновик увеличивает выполнение домашних заданий как минимум в полтора раза. Подумайте, стоит ли забирать у ребенка час лишнего времени, который можно потратить на прогулки или подвижные игры? Поэтому здесь необходимо подходить индивидуально: например, если уроков задают очень много, то использование черновика существенно удлинит срок их выполнения, и у ребенка появится желание избежать уроков в следующий раз. Если на дом задано немного, то использовать черновик очень полезно. Зависит это также и от аккуратности малыша: некоторые дети настолько собранны и аккуратны, что способны решать задания сразу в чистовике без единой помарки.
  8. «Шоковая терапия» . Если ребенок отказывается садится за уроки, или явно халтурит и балуется за партой, предложите ему закрыть тетради и учебники и заняться своими делами. Проведите эксперимент: один раз отправьте ваше чадо с невыученными уроками. Двойка или строгое замечание учителя за невыученный урок порой способны встряхнуть малыша и призвать к ответственности.
  9. Музыка или телевизор . Некоторые детские психологи уверяют: если ребенок во время выполнения заданий просит включить телевизор или негромкую музыку, не запрещайте ему сделать это. Оказывается, большая половина населения нашей планеты трудятся намного эффективнее под определенный звуковой фон. Малыши не являются исключением.
  10. Уроки лежа . Не заставляйте ребенка все время сидеть за партой. Некоторые задания ребенок вполне может выполнить вне парты. Например, нарисовать картину или выучить стихотворение можно лежа на животе: во-первых, малыш поменяет позу и немного отдохнет; а, во-вторых, такое положение отлично разгружает позвоночник и рекомендуется детскими ортопедами как средство профилактики сколиоза.
  11. Переменки . Даже в школе у детей есть перемены. Поэтому старайтесь каждые пол часа устраивать малышу веселые пятиминутки. Потанцуйте или попрыгайте с ребенком, сделайте небольшую зарядку, расскажите смешную историю. Веселые переменки не только позволяют отдохнуть ребенку, но и поднимают настроение, настраивая на то, что уроки можно учить с удовольствием.
  12. «Нет!» крикам . Нередко родители, контролируя выполнение домашних заданий своего чада, срываются на ребенке – кричат, обзывают или читают длинные нравоучения. Чаще всего это происходит, когда ребенок начинает баловаться, отвлекаться, не понимать, казалось бы, элементарных вещей или искать любые причины, чтобы не сидеть за партой. Разумеется, это вызывает досаду. Однако намного эффективнее взять себя в руки и спокойно объяснить малышу, что подобное поведение привет к тому, что вы поссоритесь с ним, перестанете совместно учить уроки и сильно огорчитесь.
  13. Хвалите ребенка . Ничто так не мотивирует на подвиги, как своевременная похвала. Не скупитесь на хорошие слова в адрес своего ребенка. Наверняка, тот или иной малыш более способен в какой-то области: кто-то прекрасно схватывает иностранные языки, кто-то за три минуты может выучить длинное стихотворение, а кто-то с легкостью решает сложнейшие математические примеры. Подчеркивайте успехи своего чада, говорите о вашей вере в его способности и о том, как вы радуетесь его достижениям в школе. Похвала способна творить удивительные вещи.

Помните, что привить способность ребенку учить уроки быстро и с удовольствием –важная обязанность родителя. Как правило, дети, так и не ставшие самостоятельными в школе, вырастают безответственными, безынициативными и инертно плывущими по жизни. Напротив, дети, которым с малых лет привили интерес к учебе, обучили быть ответственными и самостоятельными, с легкостью справляются с учебой не только в школе, но и в высших учебных заведениях, а также в процессе получения опыта настоящей работы во взрослой жизни.

Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

. Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать - только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки - кружки, секции и т.п.

Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав - почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки - это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение - это главный ключ к успеху!

. КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое - это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности - вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ? Самое важное вовремя понять, как складываются отношения в школе у вашего ребенка - со сверстниками, с учителем. К сожалению, нередка ситуация, когда дети, столкнувшись с первыми неудачами, и будучи осмеянными одноклассниками и встретив равнодушие наставника (такое в наше время бывает достаточно часто), начинают испытывать страх, бояться следующих промахов. Подобные чувства и эмоции могут быть настолько сильны, что ребенок не может сосредоточиться, не в силах совладать с ними.

Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите - дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы - не значит не верно.

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

Выход здесь прост - окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается - качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте - он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос - проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее - вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений - почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

__________________________________________

Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь - это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы - малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь