Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Прежде чем перейти к современным подходам к пониманию структуры общения, рассмотрим некоторые предпосылки, на основе которых и возникли сегодняшние разнообразные схемы общения.

Как отмечает А. А. Леонтьев, наибольший интерес среди западных ученых в этом вопросе представляет модель коммуникации Л. Тайера . Автор вводит три основных "координаты" общения: 1) коммуникативные способности; 2) базисные процессы; 3) уровень анализа. "Способности" Тайер разделяет на стратегические (способности говорящего понять коммуникативную ситуацию) и тактические (способности, обеспечивающие для коммуникатора непосредственную возможность вступить в успешную коммуникацию). Из "базисных процессов" ученый выделяет четыре: 1) производство общения; 2) распространение или передача; 3) усвоение; 4) обработка. Среди "уровней анализа" автор называет следующие: 1) коммуникационная система; 2) организационный уровень; 3) межличностный уровень; 4) внутриличностный уровень .

Среди достижений отечественных авторов в области проблем

общения стоит отметить статью В. Н. Панферова "Психология общения" . В содержательной структуре общения он выделяет четыре компонента: 1) связь; 2) взаимодействие; 3) познание; 4) взаимоотношение. "Функция связи заключена в передаче различной информации: осведомительной, регулятивной или аффективной по своему основному значению. Взаимодействие понимается как процесс совместной деятельности людей по выполнению общей задачи; познание – как процесс восприятия и интерпретации человеческого поведения и его осознания в целях понимания личностной сущности" . Далее В. Н. Панферов выделяет две общие формы общения (опосредованное и непосредственное), причем опосредовать общение может либо человек, либо средство связи (средства массовых коммуникаций, искусство и пр.). При изучении проблемы общения, по В. Н. Панферову, необходимо рассматривать четыре "общих аспекта" ("методологических принципа") ее исследования. "Коммуникативный аспект предполагает изучение возможных путей поиска связей между людьми как средств общения. Информационный аспект – это изучение сигналов, которые поступают в каналы связи, с точки зрения их содержания и формы. Гностический аспект – изучение процессов восприятия и интерпретации сигналов, поступающих по каналам связи от одного человека другому. Регулятивный аспект общения предполагает изучение поведения людей под воздействием воспринятых ими сообщений, которые были переданы по тому или иному каналу связи" . Как отмечал А. А. Леонтьев, представленная модель структуры общения построена не на психологическом, а на логицистическом анализе процессов общения. Здесь важно было бы идти не от глобального представления сети коммуникативных процессов, а в обратном направлении – от общающейся личности в обусловленности присущих ей психологических характеристик социальными и иными факторами .

Другой отечественный ученый, Б. Д. Парыгин, в своей монографии "Основы социально-психологической теории" старался дать специфическую характеристику общения, для этой цели он ввел категорию "взаимопонимание" . Именно взаимопонимание (согласие), но Б. Д. Парыгину, является одной из основных характеристик общения. Среди условий взаимопонимания автор указывал на понимание другого человека, понимание его отношения к себе как к партнеру по общению, понимание самих отношений. При этом Б. Д. Парыгин выделил следующие уровни взаимопонимания: "...а) совпадает ли только система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки – с другой, или б) когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки" . Автор указывает на статические черты взаимопонимания, что в процессе общения взаимопонимание либо устанавливается, либо нет. Данному пониманию противостоит такая характеристика общения А. А. Леонтьева, как "психологическая динамика" общения (см. выше "Характеристики общения").

В итоге Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения: в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга . Далее автор выделяет две стороны общения: 1) внутреннюю (перцептуально-коммуникативную), связанную с психическим состоянием общающихся, с уровнем их взаимопонимания, и 2) внешнюю (интеракционную), связанную с поведением и взаимодействием общающихся индивидов .

Слабость данной концепции, по мнению А. А. Леонтьева, в том, что она изложена в русле индивидуально-психологической трактовки процессов общения как межличностных, как процессов установления контакта между изолированными "сознаниями", своего рода психологическими монадами. Относительно интеракции, совместной деятельности стоит отметить, что она оказывается внешним "поведением" людей по отношению друг к другу, в котором выражается "содержательная", индивидуально-психическая сторона общения, являющаяся основой .

В своих тезисах доклада на Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения Б. Д. Парыгин ввел несколько иную систему, выделив три параметра общения: 1) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим; 2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное; 3) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, внушение, убеждение .

В современной отечественной социальной психологии широкое признание получила аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную . Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2.

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией .

Согласно В. II. Куницыной и ее коллегам, коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные . Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Говоря о месте взаимодействия в структуре общения, следует подчеркнуть, что интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности .

Согласно В. Н. Куницыной и ее коллегам, интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренцию, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить "пристройку" к партнеру "свысока", "на равных", "снизу" либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, пристройка "снизу", уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности .

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Восприятие человека человеком обозначается как "социальная перцепция". Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. По мере разработки данного направления в социальной психологии социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе .

Согласно В. Н. Куницыной и ее коллегам, перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основы для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать "психологические аффекты" восприятия при анализе коммуникативной ситуации .

Общение в данном подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Данный подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности .

Существуют и иные классификации структуры общения. Если под структурой понимать совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе, то структура общения может быть рассмотрена с учетом ее следующих аспектов:

– динамических (фазы или стадии общения);

– функциональных;

– предметно-содержательных;

– операциональных.

Рассматривая динамику общения, В. Н. Куницына и ее коллеги выделили следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;

3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести, и т.п.);

5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта .

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации, и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. В качестве субъекта общения принято рассматривать человека, являющегося инициатором общения, а также того, кому эта инициатива предназначена. Структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения его внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон. При этом импрессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, регулируют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения. Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют такие средства и приемы (а также передаваемое или принимаемое содержание), которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях. Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные .

Добавим несколько слов о структуре межличностного общения. Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Таким образом, каждый из участников общения влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки. Основной интерес для исследователей межличностного общения заключается в межличностном поведении ("трансакции", если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающим новыми качествами в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия.

При рассмотрении структуры межличностного общения к числу основных проблем относят:

1) анализ условий, при которых "встреча между людьми" оказывается возможной и необходимой;

Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи: 1) чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка; 2) способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации; 3) совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система;

4) методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи .

Предметная область межличностного общения, пишут В. Н. Куницына и ее коллеги (с учетом обыденных представлений и суждений специалистов), включает:

психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.д.);

– коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

– нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.

При этом важно учесть, что реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным исключительно в аналитических целях Психология общения // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 126-127. Цит. но: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. С. 17-29.

  • Приводится по: Корягина II. А., Михайлова Е. В. Социальная психология. Теория и практика. С. 204.
  • В структуре общения различают:

    1) коммуникативную сторону;

    2) интерактивную сторону;

    3) перцептивную сторону.

    Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

    Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

    1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

    2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

    3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

    4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

    5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и характера.

    Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

    1) субъект общения – коммуникатор;

    2) объект общения – реципиент;

    3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

    4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

    5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

    6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

    Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

    Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

    Типы взаимодействия:

    1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

    а) кооперация;

    б) согласие;

    в) приспособление;

    г) ассоциация;

    2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

    а) конкуренция;

    б) конфликт;

    в) оппозиция;

    г) диссоциация.

    Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

    1) степень единства подходов к решению проблем;

    2) понимание обязанностей и прав;

    3) способы решения возникающих проблем и др.

    Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

    Структурные элементы социальной перцепции:

    1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

    2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

    3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

    В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

    Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

    1) особенности субъекта:

    а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

    б) возраст;

    в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

    г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

    д) психическое состояние;

    е) состояние здоровья;

    ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

    з) ценностные ориентации;

    и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

    2) особенности объекта:

    а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

    б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

    3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

    4) ситуация, в которой происходит перцепция.

    Структура общения

    К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

    Коммуникативная сторона общения

    Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

    Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

    Средства коммуникации

    Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

    КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

    ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

    КАК? (осуществляется передача) – Канал

    КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

    С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

    Любому человеку важно знать структуру общения, так как от правильно организованного общения во многом зависит личная и профессиональная успешность.Структура общения включает следующие компоненты: коммуникативный, интерактивный перцептивный.

    Коммуникативная сторона общения подразумевает передачу информации. При этом происходит активный обмен информацией, в процессе которого партнеры по общению могут активно влиять друг на друга. Причем, передача информации может осуществляться как при помощи вербальных средств (при помощи слов), так и невербальных (при помощи жестов, мимики, интонации, внешнего вида человека и т.д.). В последнее время психологи пришли к выводу, что в большей степени на процесс общения влияет невербальная коммуникация. Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.

    С мимикой тесно связан взгляд, т.е. визуальный контакт. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова, - на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше.

    Можно сделать вывод: если на нас во время беседы смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это вызов или настороженность. Если во время разговора собеседник опускает веки, то это подсознательный жест «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему стали неинтересны. Если прикрытые веки сочетаются с откинутой головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока», то ваш партнер подчеркивает свое превосходство над вами.

    И, наконец, поза - положение человеческого тела, типичное для данной культуры. В силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза (руки раскрыты, ладони вверх) соответствует фразе: «Как мы рады вас видеть!» - ее не произнесешь, используя наполеоновскую позу (руки скрещены на груди, голова опущена вниз).

    Вывод: если человек заинтересован в общении, он будет наклоняться в сторону собеседника (это воспринимается как любезность, внимание), если нет, то откинется назад или развалится в кресле. Нужно знать, что кивание головой слушающего вас помогает разговору, хотя это не всегда означает согласие. Кивок головой действует на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящий обычно обращает свою речь непосредственно к тому, кто постоянно кивает.

    С позой тесно связаны жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

    Во всех культурах есть сходные жесты:

    а) коммуникативные - жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.

    б) модальные - т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности).

    Необходимо отметить, что невербальное общение в разных странах может иметь свою специфику, так как один и тот же жест в разных странах означает иногда разные понятия. Тем самым невербальное общение задает тон всему разговору.

    Интерактивная сторона общения – это взаимодействие людей при организации совместной деятельности. При этом большую роль играет психологическое воздействие , которое оказывают люди друг на друга в процессе общения.

    Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия другого человека: его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. При этом в большей степени речь идет не о восприятии, а о познании другого человека.

    Процесс общения, по сути, длится всю нашу жизнь, ведь, как существа социальные, без общения мы не смогли бы организовать хоть какую-либо деятельность. Феномен этот привлекал внимание, как философов древнего мира, так и современных психологов. До сих пор не существует единой классификации структуры процесса межличностного и межгруппового общения, однако мы осветим наиболее распространенные виды.

    Общение было поделено на структуру, чтобы получить возможность анализа для каждого элемента, а также упорядочить их.

    В структуре, функциях и способах общения различают три разных процесса:

    • обмен информацией – коммуникация;
    • обмен действиями – интеракция;
    • восприятия партнера – социальная перцепция.

    В психологии специфика этих процессов рассматривается, как способ взаимоотношений индивидуума и общества, а социология рассматривает использование общения в социальной деятельности.

    Кроме того, иногда исследователи выделают три в психологической структуре общения функции:

    • информационно-коммуникативная;
    • регуляционно-коммуникативная;
    • аффективно-коммуникативная.

    Конечно, в процессе общения все эти функции тесно взаимосвязаны и разделяют их исключительно для анализа и системы экспериментальных исследований.

    Уровни анализа структуры общения

    Советский психолог Борис Ломов еще в прошлом веке выделил три основных уровня анализа структуры речевого общения, до сих пор применяемого в психологии:

    • макроуровень. Исследование этого уровня подразумевает анализ психологического развития личности, на протяжении определенных интервалов времени. Изучается взаимосвязь человека с другими индивидами и социальными группами.
    • мезауровень. На этом уровне структуру общения рассматривают в качестве логически завершенных ситуаций взаимодействия, который могут изменяться, и в которых индивид оказывается в определенных временных отрезках. Акцент при анализе мезауровня делается на динамике, этапах, вербальных и невербальных средствах общения, а также на содержательных компонентах ситуаций, при которых и происходит процесс общения («с какой целью», «почему» и т.д.);
    • микроуровень подразумевает анализ элементарных единиц общения, рассматривается как определенное взаимодействие поведенческих актов («вопрос-ответ», а также отношение субъектов общения к полученной информации).

    Основоположник социальной психологии Б. Парыгин рассматривал структуру общения в качестве взаимосвязи двух основных аспектов: содержательного (непосредственно коммуникацию) и формального (взаимодействие с содержанием и формой).

    Другой советский психолог А. Бодалев среди видов и структур общения выделял три основных компонента:

    • гностический. Имеется в виду познавательная сторона общения;
    • аффективный – эмоциональная составляющая;
    • практичный – деятельный компонент.

    Общение, как процесс передачи информации и взаимовлияния субъектов общения можно также охарактеризовать относительного его автономных компонентов:

    • цель;
    • содержание;
    • средства осуществления общения;
    • участники процесса общения;
    • тип связи между субъектами общения;
    • коммуникативный потенциал участников процесса общения;
    • тендерные особенности общения;
    • стиль и тактика общения;
    • конечный результат процесса общения.

    Для подобного разделения структуры общения необходимо обратить внимание на роль среды, в которой реализуется общение: социальной ситуации, присутствии или отсутствии посторонних личностей во время общения, которые могут влиять на процесс. Так, к примеру, некоммуникабельные люди теряются в присутствии посторонних личностей, могут действовать импульсивно и необдуманно.

    В заключении необходимо отметить, что процесс общения является полноценным при гармоничном сочетании двух тесно взаимосвязанных факторов: внешнего (поведенческого), проявляющегося в коммуникативных действиях участников общения, а также в выборе стиля поведения, и внутреннего (ценностные особенности субъекта общения), который выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь