Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Что же означают национальные орнаменты, узоры на украшениях? Из какого материала предпочитали изготавливать украшения наши предки-мастера? Какие есть обереги у якутского народа? «Умный Город» попытался раскрыть феномен якутского серебряного украшения.

Из истории:

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место.

Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Старший преподаватель кафедры «Истории России» Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Александра Николаевна Прокопьева утверждает, что основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент, который можно по-разному интерпретировать: две собаки, грызущие кость, корова или женщина. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

Александра Николаевна отметила, что 19веке русская культура оказала сильное влияние на якутские традиции: «Произошло слияние понятия «якутяне»: слились якутские, эвенкийские и еще другие традиции народов, проживавших на территории Якутии. Появились украшения не совсем традиционные. Сейчас новый этап культуры — появление не национальных украшений. Это стилизованные украшения. Настоящие традиционные вещи хранятся в музеях, из-за того, что они требуют много количества серебра как материала, дорогих тканей – не каждый может это позволить. Поэтому мастер делает облегченные, дешевые варианты: тонкие, рыхлые, ажурные, украшения, где мало серебра, что-то мобильное. Но тем не менее основные мотивы сохраняются. И некоторые производители сохраняют традиции изготовления национальных украшений».

Орнамент «биэс харах» (ромб) считается оберегом. Якуты считали, что человека оберегает именно серебро. Чистый белый металл. А золота якуты не знали, но если сравнить с другими народами, то золото менее ценилось, потому что оно желтое. Считалось, что серебро очищает человека, оберегает молодых женщин. Серебро было темное, матового цвета. То, что мы сегодня видим на прилавках это уже не то серебро, оно более светлое и блестящее.

Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

«В наше время очень популярны китайские подделки якутских украшений. Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры. Лучше поддержать местных производителей, которые делают по канонам, по технологиям. Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится», — советует Александра Прокопьева, Эгэлгэ, О4уор Утум, Уран Саха, – это, по-моему, самые аутентичные производители.

Другие используют снова стилизованность и ажурность, дабы потерять массу. Якутские украшения отличаются от других своей массивностью, плотные, тяжелые. Без ажура, рюшек, это излишество. Настоящее якутское изделие совершенно другое, это пластины с гравировкой, а не ажурностью. В этом наша уникальность, это надо сохранять».

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится

Об одежде якутской невесты в олонхо повествуется:

«…Была ей к лицу говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливаясь, ярко блестя

Поигрывали на груди и спине,
Круглая чеканная туосахта,

укрепленная надо лбом,

Радостно на солнце блестя,

Озаряла ее лицо…».

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом. В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной. Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Вера Илларионова, студентка юридического факультета СВФУ заставила попотеть знатоков телеигры «Что?Где?Когда?». Она задала вопрос» «Что символизирует мамина сережка?». Ответ был простым – мать и ее детей. Знатоки проиграли.

Мария Васильевна Саввинова , ветеран тыла, г. Нюрба:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Женщины надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение женщины в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая женщина могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Анастасия Жирова , студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

« Вчера я посетила Ысыах в Петербурге, на который пригласили меня друзья из Якутии. Светлый летний праздник народов Якутии, посвящен божествам Айыы — жителям Верхнего мира и прародителям народа Саха. И мне казалось, какой-то совершенно неведомый мир раскрыл передо мной двери и пригласил войти. И я вошла, и с головой погрузилась в его объятия. Каждая якутская женщина была облачена в серебряные украшения. Они были поразительно красивы! Я думаю, что якутские украшения придают особую магическую загадочность женщине. Кстати и у меня тоже есть якутские украшения, подаренные друзьями из Якутии!».

Степанида Лященко , метеоролог, г.Якутск:

«Я в свое время работала с якутскими национальными украшениями в Петербурге. Сейчас в центральной России идет мода на этническую одежду, украшения. Якутские изделия широко известны и популярны даже за пределами России. Иностранцев привлекает мастерство якутских мастеров и качественный материал, из которого он сделан».

Аял Карякин , визажист и стилист салона «Beauty&Style»:

«Мне как стилисту нравятся якутские украшения. Они многофункциональны: можно скрыть недостатки фигуры, показать свой статус и чувство вкуса в моде. Тонкие илин-кэбисэр и неброские браслеты можно совмещать с деловыми рубашками, водолазками. Чем тоньше, тем они привлекательнее смотрятся. Когда я работал на «Moskow Fashion Week» якутские изделия из серебра были очень востребованы, было много желающих их приобрести».

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины. Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое. Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.

Хожу по тихим залам музея. Посетителей совсем нет. Люблю я эту загадочную умиротворяющую тишину. Никто и ничто не мешает. Оставаясь наедине с предметами, пришедшими к нам из далеких, окутанных ореолом таинственности, легкой дымкой загадочности времен, чувствуешь дыхание тех, канувших в небытие лет. Мысли мои летят сквозь время. Эти вещи говорят о многом, могут поведать о судьбах владельцев, о целом поколении знатных родов саха.

Будто слышу крики и шум битв, зловещее ржание боевых коней, свист летящих стрел, скрежет и лязг сверкающих холодным блеском батыйа, тяжелый, рассекающий воздух, полет копий во времена Великих междусобных войн, во Времена Кыргыс…

Перед глазами плывут образы людей тех времен. Мужественные воины, сложившие свои юные головы за свободу и прославление своих великих, знатных родов. Лица у них одухотворенные и чистые. Они не кровожадные. Времена были такие. Только в войнах и битвах мужчины становились настоящими мужчинами. Это жизнь. Жизнь и есть великая битва…

Особенно нравится мне рассматривать старинные женские ювелирные украшения и национальную одежду. Я знаю, в них сосредоточен весь мир, все мироздание, их можно читать как древнюю рукопись, пришедшую из глубины веков. Смотрю на древний ритуально–культовый изысканно–прекрасный комплект женских украшений. Матовый блеск старинного серебра завораживает меня.

Будто слышу за спиной легкое дуновение, чувствую чье–то незримое присутствие. На стекле музейной витрины мерещится чье–то прекрасное отражение. Я знаю кто это. Ее я увидела давно, в далеком детстве…

Национальная одежда любого народа отражает его мировоззрение и мироощущение. В них народ вкладывает свое понимание устройства Вселенной и окружающего мира. У народа саха национальная одежда тоже тесно связана с религиозным восприятием мира, с обрядами и ритуалами. Для саха мир делится на три яруса: Верхний Мир – мир Верховного Бога – Юрюнг Аар Айыы Тойона, божеств и небожителей. Срединный Мир – мир людей и богоподобных духов. Нижний Мир – мир демонов и бесов, негативной энергии.

Согласно данному мировоззрению саха одежда тоже делится на три важных компонента. Головной убор относится к Верхнему Миру , относится к божествам, поэтому имеет навершие, украшенное круглой серебряной пластиной, олицетворяющей Солнце. Почти все головные уборы у саха устремлены ввысь к небесам, украшены орнаментами, олицетворяющими изобилие и небесное покровительство.

Наши предки трепетно относились к головному убору. В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения (туосахта – круглая серебряная пластинка, навершие, рога, лировидный узор) связывали человека с Высшими Божествами. Головной убор для саха имеет сакральное значение, порча и кража этого элемента одежды приравнена к смертным грехам.

Одежда относится к Срединному Миру , своеобразному и богатому, поэтому шубы, пальто, дохи, жакеты, платья необыкновенно красивы и украшены изысканно и щедро. Все узоры и орнаменты рассказывают о владельце многое: о том, какого рода – племени, о социальном статусе, о семейном положении, о роде деятельности и о многом другом. Также они охраняют владельца от негатива.

Подвески, которыми щедро украшена женская одежда, имеют важное охранное значение от злых сил и негатива. Своим тонким звоном и легким движением они посылали в пространство информацию о владельце одежды. Каждый человек движется и ходит особенно, присущей лишь ему походкой и создает свою вибрацию в мире. И мир реагирует на него по его вибрациям. Подвески помогали человеку получить отклик на свою вибрацию от окружающего мира. Наши предки старались двигаться плавно, тихо, чтобы мир также мирно реагировал на его действия.

Обувь относится к Нижнему Миру , узоры на торбасах олицетворяют ветви корней Мирового Древа – Аал Кудук Мас. В некоторых поверьях говорится, что именно через дырявую обувь попадает нечисть в тело человека. Поэтому в древности саха тщательно следили за обувью, ухаживали за ней, даже вышивали охранные знаки на них в виде идеальных ромбиков и бесконечных узоров, исходящих друг от друга, непрерывной цепочкой обвивающих голенище обуви. Стройный ряд ромбиков и бесконечная непрерывная цепь орнаментов – это ограда от злых чар. В глубокой древности саха очень редко ходили босиком, могли пройтись босиком по зеленой свежей траве, по чистой воде, по скрипучему мягкому песку, вбирая в себя целебную энергию Матери-земли.

Человек – это маленькая Вселенная , живущая по таким же божьим или природным законам, как то бескрайнее пространство, окружающее нас. Все в мире взаимосвязано: поведение человека находит отклик во Вселенной, а процессы, происходящие во Вселенной, влияют на человека.

В верованиях многих древних народов цвета имеют особое, даже некое мистическое значение. В национальной одежде народ саха использовал определенные цвета и тона, которые символизировали какие–либо религиозные или мистические понятия. Саха пытались использовать чистые тона и яркие цвета. Цвет – это световые волны, поэтому разные цвета по–своему влияют на человека, на его психику, внутреннее состояние, самочувствие. Все это прекрасно знали наши предки и пользовались своими знаниями в повседневной жизни, в проведении обрядов.

Красный цвет символизирует кровь и связь с предками. Этот цвет имеет сильную энергетику и активизирует жизненную силу человека. Это цветовой символ Ийэ Кут – материнской души.

Зеленый цвет олицетворяет жизнь, процветание, рост и продвижение. Он настраивает человека на наслаждение жизнью и гармонизирует душевное состояние, как свежая зелень травы и молодой листвы весной, радует и греет душу.

Желтый цвет – цвет радости, Солнца и изобилия изгоняет печальные мысли, олицетворяет молодость.

Черный цвет – цвет земли, символ прочности, спокойствия, надежности придавал уверенность и самодостаточность. Также трактуется и темно – коричневый цвет. Этот цвет олицетворяет Буор Кут – земную душу.

Голубой, синий (халлаанкуох) и фиолетовый (чээлэйкуох) цвета – цвета мудрости и тайных знаний символизируют бескрайний голубой космос, высший разум.

Белый цвет - цвет чистоты и непорочности символизирует Солнце в понятии Верховного Божества, это цвет белых божеств. Это символ Салгын Кут – воздушной души человека. Древние саха считали, белый цвет таит в себе все цвета, это изначальность, где проявляется бытие.

В глубокой древности саха часто использовали в украшении одежды бисер черного, голубого и белого цветов. Они олицетворяли уровни духовного роста человека. Человек морально рос, становился спокойным, уверенным в себе и надежным. Этот этап развития отражался черным цветом бисера. Становился земным человеком. Затем человек постепенно познавал тайну жизни, становился мудрее, получал те древние знания, которые передавались в основном на генном уровне и раскрывались по мере духовного роста и развития. Этот отрезок развития воплощался в узорах в виде голубого бисера. Познав гениально простой смысл древних тайн, человек становился духовным, приближался к Белым Божествам, морально готовился к переходу в мир предков. Этот финальный уровень духовного роста отражался белым бисером. Вся человеческая жизнь сосредотачивалась в этих трех цветах.

В одежде много элементов, имеющих охранную функцию, почти все украшения - это обереги. Их носят на жизненно важных точках тела, чтобы они отражали и отводили от владельца негативную энергию, порчу и сглаз.

Украшения – обереги саха начинали носить с раннего возраста. Девочкам пяти–шести лет, иногда с семи дней от роду, прокалывали уши и надевали серебряные сережки, в волосы уже подросших девочек вплетали косоплетки и накосные украшения, которые также имели охранное значение. Кроме этого на одежду маленького ребенка пришивали металлические пластинки или бубенчики. Один из таких амулетов – дьайаа - подвешивали на спинку детской одежды. Дьайаа представляет собой медную пластину круглой формы, имеющую по краям три отверстия, а в середине – изображение льва. Подобные обереги – бляхи дети обычно носили с того возраста, когда они могли сидеть, и до семи лет, затем по мере укрепления трех кут – душ ребенка их снимали. Основное назначение детских украшений – оградить ребенка от злых духов – абаасы и иных потусторонних сил.

Особую роль древние саха придавали женским украшениям и ювелирным изделиям. Украшения в основном изготавливались из серебра.

В народе считалось, что серебро обладает очистительным и магическим свойствами. Оно всегда ассоциировалось с благородством и чистотой. Матовый блеск и белый цвет серебра, по древним верованиям, отпугивали злых духов, также этот благородный металл имел лечебное свойство. Изделия из серебра использовались как средства от многих болезней. Также украшения должны быть звенящими, звон металла также благотворно влиял на человека.

Сияющее таинственным матово–лунным блеском нагрудно-наспинное украшение – илин–кэлинкэбисэр – одно из наиболее древних и самобытных украшений, отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и, несмотря на все это, необыкновенным изяществом и утонченностью.

Нагрудные украшения оберегали уязвимое место женщины – солнечное сплетение, где, по мнению древних саха, сосредотачивалась жизненная энергия человека, его Ийэ Кут и откуда энергетические вампиры высасывали жизненные соки человека, через них шаманы очищали ауру и тело от всякой нечисти и порчи. Серебряные звенящие украшения отражали негатив от самых важных точек тела человека.

Наспинные украшения, как и все древние элементы традиционной одежды саха, имели охранную функцию. Кэлинкэбисэр оберегали женщину со спины от всякого негатива, своим звоном отпугивали злых духов, серебряным, матовым блеском отводили сглаз, отражали стрелы порчи. Они служили защитой середины позвоночника (когюсхарага) – самого уязвимого места человека.

Нагрудные и наспинные украшения составляют очень массивный богатый, изысканный и необыкновенно красивый комплект женских, торжественных, ритуальных украшений, имеющий сакральное магическое значение.

Серьги (ытарга) - одно из наиболее распространенных и обязательных женских ювелирных украшений – амулетов, которые сопутствовали женщинам саха в течение всей их жизни. Согласно представлениям саха, уши являются особой сакральной частью тела, где сосредоточена земляная душа – Буор Кут. Серьги охраняли от негатива Буор Кут женщины. Для женщины Буор Кут – физическое и биологическое начало имело особое значение, именно ей природа доверила вынашивать ребенка в себе. Для того,чтобы родить здоровых детей женщина должна обладать сильной и здоровой Буор Кут.

Самыми распространенными являются серьги, состоящие из двух частей: из кольца иэмэх и лировидной подвески , дополненной мелкими привесками различных форм. По форме серьги напоминают женский силуэт в национальной одежде. Кузнецы – ювелиры в них вкладывали информацию о хозяйке украшений. Эти серьги защищали Буор Кут женщины, через эти серьги очищалось и защищалось биологическое начало женщины.

Серьги с прорезью и висюлькой носят женщины, имеющие детей. А у девушек подвески без прорези и украшены богатым растительным орнаментом.

К волосам и косам древние саха относились с трепетом. Они считали, что в волосах хранится много информации о человеке. Существовали поверья, что шаманы, взяв волос человека, могли его околдовать, настроить на какие–то действия. В глубокой древности даже существовал обычай состригать волосы покойницам. С длинными волосами хоронили лишь удаганов, потому что после смерти у них начинался новый этап жизни в ином плане. Считалось, что обычные женщины уже прошли свой земной путь, радости и горести остались позади, поэтому они должны предстать перед миром предков в первозданном виде, не обремененные земными заботами. Именно в волосах, по мнению древних саха, заключалась информация о жизни каждого человека. Было много поверий, связанных с волосами. Смена прически, даже пробора могла изменить жизнь человека. Женщинам нельзя было состригать волосы. Длинные здоровые, красивые волосы были гордостью любой женщины. В старину девушки и женщины саха умели ухаживать за волосами, украшали косы всевозможными способами и украшениями в виде накосников и косоплеток, богато украшенных бисером и серебряными подвесками. Чтобы избежать негативного влияния со стороны на косы привязывали и вплетали звенящие украшения. Девушкам и женщинам запрещалось ходить с распущенными волосами, считалось, распущенные косы вбирают в себя негатив.

Нижняя часть тела женщины, где находились детородные органы, для саха – самое святое, поэтому серебряные набедренные украшения оберегали девушек и женщин. Также они символизировали непорочность, целомудренность хранительниц домашнего очага. Звон металлических набедренных украшений говорил о многом: о характере и темпераменте девушки, о том, какое у нее будет потомство, какой женой она станет, будет ли счастлива в браке…

Атрибутом женского наряда были наборные серебряные пояса, куда подвешивались различные мелкие изящно сделанные предметы обихода: хаппар - кисет для хранения мелких повседневных предметов; круглый серебряный календарик; игольник (иннэлик) из серебра; кыалык–трутница - небольшой красиво вышитый мешочек, в котором были кремень (чокуур) и стальное кресало. Также среди своеобразных украшений женского пояса были искусно сделанные из серебра мелкие предметы туалетного характера: зубочистка, ухочистка, щипчик.

К поясу подвешивался амулет сасылтумса, сделанный из меха конца лисьей мордочки, к обрезанному концу которой привешены серебряные украшения, бисер разных цветов, вышит серебряными нитками и шелками. Этот амулет – магический и сильный оберег от нечистой силы, всякого рода порчи и сглаза.

Пояса символически делили тело человека на две части и соединяли эти части воедино: верхнюю часть, которая близка к божествам и нижнюю, земную часть. Пояс символизировал небесное и земное происхождение человека, которое гармонично соединяется, завязывается при помощи пояса.

Украшения для рук – самые распространенные амулеты.

В древности женщинам не разрешалось ни готовить, ни убираться, ни доить корову без серебряных колец на пальцах. Именно ношение колец освящало то, чем занималась женщина.

Браслеты у саха всегда парные, их носили на обе руки. Браслеты–бөҕөх благоприятно влияли на самочувствие женщины, нормализовали пульс, сердцебиение, кровообращение, успокаивали и охраняли от негатива.

Древние саха знали, что человек своим раздражением, нервными действиями, криком возмущения, злобой накликает на себя негатив. А спокойствие притягивает спокойствие и благодать. Поэтому многие украшения способствовали нормализации самочувствия и успокоению.

Ворот платья застегивался изысканно сделанными брошами и застежками, они также защищали женщину от всякого негатива, закрывали доступ злых сил телу человека.

Носить одежду и украшения – это особое искусство, требующее знание законов мироздания. Все в мире устроено по особому закону, и надо жить по этим издревле установленным заповедям. Девушка и женщина украшают этот мир. Женщина без украшений, что поле без цветов. Украшая себя, женщина притягивает благополучие своей семье, своему дому. Так считали древние саха.

Символичность и таинственность этих произведений ювелирного искусства нам, потомкам великих кузнецов, ювелиров и творцов прекрасного, не до конца доступны для понимания и восприятия…

Такая богато и щедро украшенная, традиционная национальная одежда саха олицетворяет космогоническую картину мира, связана с древнейшими знаниями далеких предков, отражает художественное восприятие окружающей среды, красоту мироздания, богатый духовный внутренний мир саха. Национальный костюм – это не просто одежда, а своего рода эпическое произведение, послание древних предков…

Варвара КОРЯКИНА ,

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта. О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях. Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов. Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает , но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались , а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался и болезней.

Ещё один – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

Избранное

Целью данной работы является изготовление сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. В ходе работы поставлены следующие задачи: - изучение значений якутских узоров и орнаментов и их применений; - изучение оберегов и их значений; - создание эскизов сувениров - оберегов. Каждый народ в своей культуре имеет определенные различные виды орнаментов, и чтобы передать его из поколения в поколение вносит в повседневный быт . Таким образом, в нашей жизни сохранились многочисленные узоры, орнаменты, внесенные в украшениях, посудах, одежде и т. д. В данное время на рынке существует большой спрос на товары с национальным колоритом, и чтобы удовлетворить спрос населения, производители в некоторых случаях, не разбираясь в значениях орнаментов, изготавливают различные виды товаров. А ведь каждый узор, орнамент имеет свое значение. И знание его в наше время очень важно, но люди не придают значения, тому, что они означают и где должны быть использованы. Например: правильное расположение узоров, смешивание разных по смыслу видов орнаментов и т. п. Орнаменты могут быть использованы не только для красоты, но и как оберег для защиты от злых духов, согласно культуре народа Саха. Исходя из этого, мы начали работу по изготовлению сувениров-оберегов из драгоценных металлов и камней. Отличительной чертой наших сувениров из драгоценных металлов является доходчивость подачи дизайна. Все сувениры тесно связаны с значениями орнаментов и оберегов. Основой сувениров являются якутские узоры и символы, а завершающей деталью - оберег круглой формы (олицетворение солнца) с определенными значениями . Таким образом, мы нарисовали серию эскизов, которые в будущем будут изготавливаться из драгоценных металлов. Серия состоит из сувениров: «А5а Харысхал» (сувенир-оберег для мужчин), «ИйэХарысхал» (оберег-сувенир для женщин), «О5о Харысхал» (сувенир-оберег для детей), «УраьаХарысхал» (сувенир-оберег для дома и быта), «БаайХарысхал» (сувенир-оберег для богатства), «Утуе Харысхал» (сувенир-оберег доброты) . Рис 1. а) чертеж сувенира-оберега «ИйэХарысал»; б) серия эскизов сувениров-оберегов В нашей республике недостаточно развито сувенирное производство в ювелирной промышленности, хотя спрос на национальные якутские сувениры огромен. Но есть ювелирные заводы, которые выпускают бронзовые сувениры, например, кампания «Золото Якутии» изготовила из бронзы и натуральных камней набор шахмат, где роль фигур выполняют сувениры с образами персонажей Олонхо . Есть также индивидуальные предприниматели, которые изготовляют сувениры из глины, керамики и дерева. И таким образом, мы ставим цель в будущем, изготовление сувениров из драгоценных металлов. А использованные нами в эскизах национальные якутские узоры, несущие символы народа Саха, дали нашим эскизам более глубокий смысл и значение. Так как, с давних времен для народа Саха каждый узор, орнамент имел и имеет определенное значение . В итоге наши сувениры обретают функцию оберега «харысхал», что даст культуре народа Саха увековечить узоры и орнаменты, не теряя их смысла и значений.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь