Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь






Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

Цель акции: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию и воспитанию школьников.

Место проведения: МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Дата проведения: 9.04 - 15.05 2014 г.

Количество участников акции: 114 чел

Ответственные:

  • Бюрчиева Д. А. – учитель химии и биологии;
  • Цорхаева Е. Х. – учитель химии, руководитель экологического кружка
  • Картжанова Н. С. – учитель обществознания, старшая вожатая
  • Анжаева Ж. В. – завуч по воспитательной работе

Сохранение окружающей среды – дело каждого жителя планеты Земля. Человечество уже давно осознало это, и поэтому во всем мире весной проводятся мероприятия, направленные на пропаганду бережного отношения к природе. В школах нашей республики традиционным стал месячник «Экология. Безопасность. Жизнь», который продолжается с 9 апреля по 15 мая 2014 г.Для школьников МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» комплекс мероприятий в рамках месячника «Экология. Безопасность. Жизнь» стал одним из самых запоминающихся в 2013-14 учебном году.

Членами оргкомитета заранее был разработан план мероприятий (Приложение 1), предполагающий использование разнообразных форм работы в деле пропаганды природосбережения.

Начался месячник с очень важного мероприятия:1 апреля 10 юных экологов школы посетили мероприятие, подготовленное экологами - членамиВсероссийского степного клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии (руководитель Самтанова Е. А.).В торжественной обстановке юные экологи были приняты в члены клуба «Бамбцецг». Инициатором создания подобных организаций, объединяющих школьников, учителей и родителей,неравнодушных к делу сохранения сайгака на территории Калмыкии, является КУ «Центр диких животных» во главе с доктором биологических наук Арыловым Ю. Н. Центральным мероприятием в деятельности степных клубов является проведение Дней сайгака.

В рамках месячника были проведены открытые уроки обществознания (учитель Картжанова Н. С.) и природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» (учитель Бюрчиева Д. А.),

Учитель обществознания Картжанова Н. С. провела открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь» в 6-7 классах, на котором ребята выяснили какое влияние оказывает человек на окружающую среду, определили какие экологические проблемы характерны для нашего региона. Во время урока учащиеся представили свои мини-проекты по решению глобальных экологических проблем.

На уроке природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» ученики 5 класса показали хорошие знания биологии и распространении степной антилопы. Учащиеся узнали об истории создания первых отрядов по охране сайгаков, созданных на территории Калмыкии и об их руководителе У. К. Кнакисе. На уроке прозвучали стихи калмыцких поэтов с призывами не убивать степных антилоп.

Картжанова Н. С. – учитель обществознания проводит открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь»

Учитель Бюрчиева Д. А. во время открытого урока «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

Для учащихся младших классов организован просмотр мультфильма «Сага о сайге», рассказывающий о нелегкой судьбе степного животного и о том как люди помогают им выживать в дикой природе.

Ученики 5-10 классов просмотрели и документальные фильмы о мероприятиях, направленных на сохранения сайгаков, проводимых на территории Калмыкии и Казахстана (учитель Цорхаева Е. Х.).

Кроме того совместно с сельской библиотекой проведен конкурс рисунков и плакатов, а учащиеся средних классов приняли участие во внеклассном мероприятии «Цвети мой край!».

Команда 5 класса «Сайгачата» на игре «Цвети мой край!»

Традиционными для нашей школы являются субботники по уборке территории и посадке древесно-кустарниковых насаждений. Этот учебный год не стал исключением. На протяжении ряда лет администрация Адыковского СМО закупает саженцы деревьев и кустарников для озеленения территории поселка в том числе и школы. В этом году были закуплены и высажены в школьном дворе саженцы дубов (2 шт), бирючины (50 шт), ирги (2 шт), софоры (1 шт), снежноягодника (3 шт), чайногибридных роз (15 шт), сирени (3 шт), гибискуса (1 шт). Кроме того, ребята высадили в школьном дворе рассаду хризантем и произвели посев однолетников (маттиола, бархатцы, циния, календула). У памятника Мергульчиеву Г. Б. была высажена рассада петунии и вербены, заранее выращенные из семян в школьной теплице.

Лидеры школьной организации «Байсачнр» также приняли участие в озеленении территории, прилежащей к мемориалу «Память», возведенного в конце прошлого года. Ими были высажены саженцы туи восточной.

МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» стало участником Всероссийского экологического субботника "Зеленая Весна". В ближайшее время на адрес оргкомитета субботника будет выслан отчет о проделанной работе.

Учащиеся 7 класса приняли активное участие проведении субботников.

Посадка однолетних растений.

Своевременный полив всходов растений – залог получения хорошего результата

Учащиеся 8 класса участвовали в посадке кустов бирючины

Кроме того, 25 апреля был организован выезд экологов школы на празднование Международного Дня сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии.

Учащиеся Адыковской школы – члены степного клуба «Бамбцецг» на праздновании Дня Сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии

Команда школы «Бамбцецг» приняла активное участие во всех мероприятиях и заняла первое место в игре «Экологический марафон», показав достаточно высокий уровень теоретической подготовки, целеустремленность и сплоченность своей команды.

Безусловно центральным мероприятием месячника стал День сайгака, который прошел в стенахМБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» 28 апреля.Гостями мероприятия стали народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека, директор ГУ «Центр диких животных» доктор биологических наук Арылов Ю. Н., его заместитель Айтбаева А. М., магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог, а также учащиеся Сарульской СОШ и члены клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии.

Ведущие праздника Борлдаев Виктор и Мергульчиева Мария

В небольшом актовом зале школы гостей и всех собравшихся приветствовал директор образовательного учреждения Банджаев Василий Хардаевич.Все гости обратились с призывом к собравшимся школьникам участвовать в пропаганде сохранения уникальных степных антилоп.

Гости праздника магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог и заместитель директора КУ «Центр диких животных» Айтбаева А. М

После торжественной церемонии открытия праздника учащиеся 3 национального класса представили свой проект по сохранению степных тюльпанов, а учитель технологии Бюрчиев В. А. показал мастер-класс по изготовлению сувениров из природного материала (дерева и рога домашних животных).

Учитель технологии Бюрчиев В. А. во время мастер-класса «Сувенир «Сайгак»

Детская организация «Байсачнр» организовала для ребят увлекательную игру «Форд Боярд» с целью лучшего знакомства и укрепления дружбы между ребятами из разных школ.

Учащиеся школ во время проведения игры «Форд Боярд»

Во время проведения игры гости праздника Арылов Ю. Н, Кукарека Г. Г., Форрест Дуглас Хог и Самтанова Е. А. совместно с учителями – членами клуба «Бамбцецг» Бюрчиевой Д. А. и Цорхаевой Е. Х. провели заседание, на котором подвели итоги некоторых конкурсов.

В конкурсе стихов победителем стала ученица 5 класса Улюмджиева Улан, 2 место заняла ученница 6 класса Сангаджиева Айта, 3 место – ученица 5 класса Триппель Валерия. Народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека рекомендовал опубликовать работы победителей и призеров конкурса в детских региональных журналах «Байр» и «Байрта».

В конкурсе буклетов на тему сохранения сайгаков, проводимом среди учащихся старших классов, первое место заняли ученицы 11 класса Баско Олеся и Манджиева Зинаида. Призерами конкурса стали Манджиева Баина – 11 класс (2 место), Убушеева Иляна – 11 класс (3 место) и Мергульчиева Мария – 10 класс (3 место).

Определить победителей и призеров конкурса рисунков оказалось сложнее, так как в этом конкурсе приняло участие наибольшее количество работ. Однако жюри посовещавшись, приняло решение присудить первое место ученице 3 класс Манджиевой Элеоноре, 2 место ученику 1 класса Мамолдаеву Нарану и 3 место ученице 4 класса Буриловой Даяне.

Закончилось мероприятие литературно-музыкальной композицией «Краса степи - сайгак», подготовленную ребятами - членами степного клуба «Бамб цецг». На сцене звучали стихотворения, песни на родном языке, были исполнены национальные танцы.Ребята рассказали о непростой жизни степного животного, о взаимоотношениях, сложившихся между кочевником – ойратом и сайгаком и призвали юное поколение сохранять уникальную степную антилопу.

Закончилось мероприятие выступлением гостей праздника. Они отметили высокий уровень проведения мероприятия и выразили надежду на то, что данное мероприятие станет традиционным не только в стенах данного учебного заведения, но и в других школах и, возможно, выйдет за рамки школьных мероприятий.

Приложение 1
Утверждаю:
Директор школы
___________/Банджаев В. Х.

План мероприятий Республиканской акции «Экология. Безопасность. Жизнь» (9.04 -15.05. 2014г)

Мероприятие

Дата

Участники

Ответственные

Открытие месячника Линейка

1-11 кл

Бюрчиева Д.А

Цорхаева Е.Х

Мультфильм «Сайгачонок», 1-4 кл

1-4 кл

Бюрчиева Д.А.

Просмотр док. Фильма об охране сайгаков

5-8 кл

Огулова З. К.

Кл.рук-ли, Цорхаева Е. Х.

Игра «Цвети мой край»

5-7кл

Картжанова Н.С., кл.рук.

Урок природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

5-6 кл

Бюрчиева Д. А.

Весенние работы на пришкольном участке:

Обрезка, посадка деревьев и кустарников. -посадка тюльпанов к памятнику Г.Б. Мергульчиева

Посадка деревьев к мемориалу «Память»

5-8, 10 кл

Бюрчиева Д.А.,

Цорхаева Е.Х.,

Бюрчиев В.А.,

Д/о «Байсачнр»

Социологический опрос населения п.Адык. Сайгаки: настоящее и будущее.

Члены клуба «Бамбцецг»

Бюрчиева Д.А.

Выпуск буклета Степные пожары»

«Сайгаки: прошлое, настоящее»

Члены экологического кружка, члены клуба

«Бамбцецг»

Цорхаева Е.Х

Фестиваль «Тюльпаны родины моей»

а) мастер-класс «Первоцветы своими руками»

б) выставка поделок: «Степные мотивы»

в) Конкурс рисунков «Цвети мой край»

г) конкурс агитлистовок «Сохраним степное чудо»

д) Конкурс чтецов

1-8, 10 кл

Огулова З. К.

Бюрчиева Д. А.

День Сайгака

а) Представление проекта «Сохраним первоцветы»

б) Литературно-музыкальная композиция «Сайгак – краса степи»

в) Мастер-класс: «Сувенир «Сайгак»

г) Игра «Форт Боярд»

3 кл

Ичкеева М.А.

Бюрчиева Д. А.

Бюрчиев В. А.

Картжанова Н. С.

Субботники по уборке и озеленению территории школы

в теч. мес

1-8, 10 кл

Администрация школы, кл. руководители

Классные часы

в теч. мес

1-11 кл

Кл.руководители

Оргкомитет: Бюрчиева Д. А.,Цорхаева Е. Х., Картжанова Н. С., Анжаева Ж. В., Огулова З. К.

Приложение 2
МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Сценарий Литературно - музыкальной композиции: «Живой символ степи - сайгак»

Бюрчиева Д.А., учитель биологии
Цорхаева Е.Х., руководитель экологического кружка

Слова автора: Давным-давно бескрайнее море покрывало просторы на стыке Европы и Азии. Но развезлись его воды, оголив участок суши, ровный как ладонь человека. Необитаемой была новая земля, пока жизнь не взяла свое.

Населяя бескрайние просторы, природа проявила особую изобретательность: огромное буйство красок, свежесть воздуха, утонченность и изящность ее обитателей не могли оставить равнодушным никого. Но особенной статью и изяществом отличался сайгак.

Чтец 1 «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» Д. Кугультинов (Арлтанов Баатр)

…Какое показало мастерство
Природа – скульптор в день,когда лепила
Сайгака!.. Сколько проявила силы!
Как тщательно продумала его,
Как мудро и любовно он отлит!
Вписав сайгака в золотые дали,
Природа рассчитала все детали,
От гордой головы и до копыт!
Рога оленьи – сочных два побега –
Она дала ему, слегка пригнув,
Не поскупилась на орлиный клюв,-
Могучий нос необходим для бега!
Бока борзой животному даны…
А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,
Чем эти вихри?! Эти вот четыре
Природою натянутые струны?!

Чтец 2 «Теегин кеерул» Владимир Л. МОУ «Хомутниковская СОШ» (Маша Мергульчиева)

Гɵрясн, сяяхнгɵрясн,
Теегин кеерул – гɵрясн.
Тогляд,Һярядяд хурлдна,
Теегим эн сяяхрулня.
Нарн хурцар халулна,
Намчрад, ноҺан кɵкрня
НоҺан заагт цагдна
Начнас, кɵɵрк бултна.
Экнь, мяяляд гууня,
Энкр урян хяяня.
Эрклуляд, цагда Һантаална,
Энуня чееж байрлна

Слова автора: Вслед за животными пришли и люди, гонимые войной и искавшие мирной жизни среди бескрайних просторов ковылей. Так и произошла великая встреча кочевника – ойрата и сайгака. Увидев священное животное, кочевники поняли, что это и есть такая далекая и желанная для них страна Бумба. И поплыли над степью звуки домбры и терпкий аромат джомбы.

Танец лотосов .

Песня в исполнении Ичкеевой Жанны.

Слова автора: И по сей день, потомки тех ойратов населяют территорию древнего моря. Но нарушен многовековой союз между человеком и природой. Человек становится ее врагом, истребляя нещадно живое ради своей наживы.

Чтец 3 К началу 20 века численность степных антилоп в России составляла порядка 2 млн. особей. В связи с этим молодой Советской властью была разрешена охота на сайгу. Этим занимались специальные люди – заготовители. Порою процесс охоты представлял собой кровавое зрелище и в итоге к 1965 –му году было истреблено свыше 700 тысяч особей.

4 чтец. У калмыков существует поверье о Покровителе сайгаков. По поверью в стадо сайгаков собирает хозяин Земли, он же и хозяин всех животных – Цаган – Овгн (Цаган Овгн - Белый старец). Как –то раз охотник пошел на сайгака. В котловане меж двух бугров он увидел большое стадо. Подкрался к нему поближе и стал стрелять. Сайгаки от выстрелов стали разбегаться, а пули из его ружья возвращались обратно и падали около него. Охотник удивился и стал внимательно присматриваться. Тут он увидел Белого Старца, который доил сагу. Он пригрозил охотнику, чтобы тот больше не стрелял, когда они стоят, сбившись в стадо. С тех пор охота на сайгаков прекратилась.

Чтец 5 «Плаха» Ч. Айтматов

А вертолеты-облавщики, идя с двух краев поголовья, сообщались по рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и все больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать тем сильнeй, чем сильней они бежали... Им, вертолетчикам, сверху было прекрасно видно, как по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса... И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолеты. Их поджидали охотники, а вернее, расстрельщики. Hа вездеходах-"уазиках" с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни не мешкая, быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт! Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

Чтец 6. Смерть сайгака, или расстрелянное утро. Д. Кугультинов

НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!
И, вздрогнув, поднял голову сайгак
Насторожился… В сторону отпрянул…
Но поздно! Небо с треском прорвалось!
Прозрачность утра пропоров насквозь,
Из –за холма короткий выстрел грянул…
Так дико, так безжалостно – нелепо
Единство мира раздробил сплеча…
Сайгак подпрыгнул…Он рванулся к небу,
Как человек пронзительно крича…
И крик его пронёсся, словно смерч.
Бегут вразброд недавние соседи
В смятении, в страшнейшей из трагедий,
Когда живое ощущает смерть.
Несутся птицы с шумом… А сайгак
Лежит…Пригнулась шея неуклюже…
Дымится кровь и натекает лужей.
И солнце опускается во мрак,
Багрово – липкий, нестерпимо алый…
И мирной радости как не бывало!

Чтец 7. Слепой сайгак. Г. Кукарека

Пал степной ему выжег глаза,
Он отстал от родимого стада.
Бесконечна опасная ночь…
Чуткий слух его только спасал.
Обходил он костры чабанов,
Волкодавов учуяв злобливых.
А порой забредал в солончак,
Увядав в его грязи тягучей.
На кургане стоял, замерев,
Долго слушал в закатном покое,
Как кузнечик на скрипке играл,
Хор лягушек звенел над рекою.
Он предчувствовал ливень и снег,
Хоронился в валюжинах балок,
Но сородичей все ж отыскал
У текучих песков над Кумою.
…По утру я его увидал.
Шел он в стаде,
Шло стадо на солнце!

Чтец 8 . « Сайгаки». Г.Кукарека

Своей извечною тропой,
Сайгаки шли на водопой.
И взбрыкивали малыши,
Резвясь в зоревой тиши,
Стряхнув росинки, ковыли Когда б не рёв грузовика,
Им кланялись аж до земли… Донёсся он издалека
Взлетело стадо на курган, И сайги, страх переборов,
За ним, внизу, блеснул лиман. Все кинулись в глубокий ров.
Запахло глиной и рапой. Осклизлый берег не давал
Озёрной солью молодой. Подняться на высокий вал.
Бежать бы сайгакам и бежать, Как дети, жалобно крича,
По ходу солнышка кружа, Погибли сотни сайгачат,
…Своей извечною тропой
Сайгаки шли на водопой,
Бежать бы век им по траве –
Канал построил человек…

Люди,сайгаков спасайте!
Вольную волю им дайте.
Если их всех перебьём,
На душу грех мы возьмём.
Сами увидим мы вскоре
Слёзы сайгачьи от горя.
Слёзы животных горьки,
Слёзы горючей тоски.
Знаешь, животные плачут.
Слёзы не кажут, а прячут,
Только глазёнки блестят. «…»

Чтец 9 Что ждет? Г. Кукарека

Сайгаки Родины моей
Вы ветра самого быстрей…
Среди синих маревых зыбей
Но что вас ждет за далью дней
В моей бы силе ПРИКАЗАТЬ
В сайгаков люди не стрелять!!!

Чтец 10

Мудра природа,
Что и говорить
И в наших силах, люди,
Сайгака сохранить!
Мы животных этих знаем,
Бережем и изучаем,
Степь родную сохраняем.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

В 2002 году Международным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесён к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Российский комитет по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), лаборатория сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН, Центр охраны дикой природы, государственный заповедник «Черные Земли», Центр диких животных и другие организации разрабатывают и внедряют систему мер, направленных на предотвращение исчезновения этого уникального вида.

Друзья, давайте же и мы не останемся равнодушными к такому важному делу. Чем больше нас, тем мы сильнее!

Чтец 11 «Сайгачонок в тюльпанах» Владислав Ахматханов МОУ «Красномихайловская СОШ»

В степи калмыцкой, мне родной,
Вдыхая запах разнотравья,
Люблю весной я любоваться
Цветеньем красного тюльпана
Но что увидел в этот раз?
Теленок миленький и чудный,
Свернувшись в маленький комок,
Лежит в степи ковыльной.
И это чудо из чудес
В степи калмыцкой народилось…
И счастье вновь вернулось в степь
С его апрельским появленьем.
Услышав шум, поднялся, встал,
На тоненьких ногах шатаясь.
А недалеко пасется мать,
За сыном нежно наблюдая.
И рад я, что в степи родной
Увидел древнего сайгака.
Хотелось, люди, вам сказать:
«Оберегайте вы сайгаков!»
Пусть расцветает степь моя
Под солнца добрыми лучами,
Цвети, благоухай, Калмыкия моя,
Гордись сайгачьими стадами!

Чтец 12 «Гɵрясня хургн» Куукян Ногала Ульдчн селян

Бичкн гɵрясня хуриг
Теегт би узляв
Бичкн ут кɵлтя
Эвр хурдар гууня,
Энуня монтхр хамр
Боднцг мет
Эн гɵрясня ɵвр
ɵдр – ɵдряс ут болна.
Эн соньн ан –
Хальмг теегин кеермж.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа №43

«Колокольчик»

индивидуальный план работы по самообразованию

в виде проекта

«Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью»

Тюмина Ольга Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.о. Электрогорск 2015 – 16 уч.г.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Актуальность выбранной темы

«Умение жить в согласии с природой,

с окружающей средой следует начинать как можно раньше.

Известно, также, что истинная красота заложена в природе

и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.

Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:

    непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;

    к людям, охраняющим и созидающим ее;

    к себе, как части природы;

    к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

    к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Перед нами стоит проблема : какие формы и методы работы по формированию у детей экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе.

Объект исследования : процесс воспитания осознанного правильного отношения детей дошкольного возраста к природе с помощью нетрадиционных методов творческой деятельности

В качестве предмета исследования заявлена экологическая культура, как средство воспитания осознанного правильного отношения к природе.

Цель исследования: определение эффективных форм и методов работы (нетрадиционные приемы творческой деятельности) по воспитанию осознанного правильного отношения детей к природе.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

    давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

    формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

    развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;

    давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, в том числе нетрадиционные методы художественной деятельности.

Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему самообразования: «Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью». Я убеждена, изодеятельность имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.

В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:

    формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности;

    через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги, поделку.

В работе ставятся задачи: формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней; учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.

Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление, актуальность которого вызвана современными условиями.

Главной целью в нём можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.

Задачи:

    формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней;

    прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством;

    учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) развивать творческие способности детей;

    знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы;

    проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применяла комплексный подход к экологическому воспитанию детей. Он предполагал:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное

развитие);

    развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

    организация предметно – развивающей среды;

    выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

    разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

    словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

    наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

    практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

Каждый из видов работ решает определённые задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.

Наблюдение - метод чувственного познания природы.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»

Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности. Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.

Все результаты наблюдений мы с детьми фиксируем в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.

В процессе экологического воспитания организовываются прогулки. Структурным компонентом которых являются:

    разнообразные наблюдения;

    дидактические задания;

    трудовые действия самих детей;

    подвижные игры и игровые упражнения.

Например, зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком), организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.

Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Работа с природным материалом

Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.

Игра

Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.

Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Опыт

Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.

Опыт включает в себя четыре этапа:

    точно определяем проблему;

    из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;

    проводим сам опыт или наблюдение;

    в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.

Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией), где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.

Мы заметили, что больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.

Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.

Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.

Полученные знания и впечатления дети часто используют в изодеятельности.

Знакомство с изобразительным искусством

В общении с детьми нужно использовать и силу художественного воздействия через картины пейзажистов. Например: И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», картины И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», а также других художников: Васнецова, Репина, Крамского. Не стоит забывать и о творчестве художников-анималистов. Например: Евгений и Никита Чарушины. С изобразительным искусством один раз в месяц знакомлю детей на специальных занятиях. К ним готовлюсь тщательно: разрабатываю конспекты, подбираю необходимый материал, стихи, музыку, продумываю организацию занятия. Главное на таких занятиях, нужно сразу заинтересовать детей и излагать материал в доступной и интересной форме. Иначе интерес теряется, дети отвлекаются, и результат не достигается. Полученные знания, впечатления помогают в изодеятельности.

Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Например: «Сова» Бианки. Не говоря уже о воспитании морально-нравственных качеств у детей.

Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.

При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов -Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.

Природа в нетрадиционной технике рисования

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывают нетрадиционные способы рисования. Дети знакомятся с ними один раз в неделю, когда к ним в гости приходит сказка под названием «Путешествие в страну Рисовандию». Дети с нетерпение ждут начала занятия, они удобно рассаживаются на ковре. Сказка им преподносит новое волшебство, знакомит их с очередным нетрадиционным способом рисования. За год дети знакомятся с разнообразными способами рисования. Нужно отметить, что сказка пробуждает в детях какие-то дополнительные силы творца, поэтому работы чаще всего получаются очень интересные, не похожие друг на друга. Обычно дети испытывают на таких занятиях восторженную радость. Свои работы они забирают домой, чтобы показать или подарить родителям.

Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки, одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.

Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.

Выставка

Выставки, которые оформляются в течение года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и является итогом предшествующей работы за три месяца.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектно - исследовательская деятельность . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Был разработан и реализован такой проект как «Деревья нашего сада», который нацелен на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребёнка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта.

Несмотря на то, что эта работа осуществляется только первый год, можно подвести некоторые итоги, подтверждаемые результатами диагностирования, проведенного по истечении года:

    дети пополнили знания о природе, о гармонии цвета и цветовых оттенках;

    познакомились с разнообразием видов национального декоративно-прикладного искусства;

    у детей пробудился интерес, появились некоторые навыки в работе с природным материалом;

    в своих работах дети научились сочетать разные виды изобразительной деятельности, свободно применять нетрадиционную технику рисования наряду с традиционной;

    но самое главное, что дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека.

В группе проводится работа с календарями природы, дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Механизм реализации

Плановые задачи самообразования для педагога:

    повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО;

    разработать перспективный план работы с детьми;

    подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

    создать рабочую учебную программу;

    оформление в течение учебного года выставок детских творческих работ;

    выступление - отчёт на педагогическом совете

Экологическое воспитание детей

на занятиях по изобразительной деятельности

Природа в рисунках детей.

О великом влиянии природы на формирование человека писал К.Д.Ушинский, о незабываемых впечатлениях от общения с природой говорили многие художники, а скульптор С.Т.Коненков природу считал своей мастерской.

Учить детей видеть прекрасное надо с ранних лет – радоваться звону капели, пению птиц, замечать голубую шапочку цветка, выглянувшую из под снега.

Известно, что в рисунках детей природа занимает большое место. Однако изображение в большинстве случаев складывается стихийно. Оно не подкрепляется живыми образами и представлениями.

А в этом работе важно не количество экскурсий в природу, а их содержание и эмоциональная насыщенность.

Наблюдательность у детей развивает воспитатель, который сам способен чувствовать красоту природы. Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно, чтобы ребенок видел красоту осени, зимы, весны и лета, но и чувствовал ее, радовался ей. Научился видеть ее общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто-желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Изображение природы, отношение к ней будут основываться на знаниях, представлениях и чувствах, приобретенных в непосредственном общении с ней. Один и тот же пейзаж интересно наблюдать с детьми в разное время года, в разную погоду и в разное время дня, так как в каждом отдельном случае природа будет выглядеть совсем иначе.

Игры, связанные с описанием природы, развивают воображение детей. Детям можно предложить описать будущий рисунок, который возник у них в воображении: «Я нарисую дремучий лес, – говорит ребенок, в нем буря повалила много деревьев».

Обогащает представление детей о природе пейзажная живопись. Как пишет в своей книге Н.М.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», детям свойственно эстетическое отношение к природе. Они способны узнавать времена года, погоду, время суток и некоторые художественные средства, которыми пользовался художник. Раскрывая образы природы, художники тонко подмечают ее неповторимое своеобразие и чувства, испытанные им, передаются зрителям.

Целительная сила природы хорошо известна. Негативное воздействие человека на природу с собой поставило перед людьми проблему национального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище». Проблемы взаимодействия человека и природы высказаны академиком Д.С.Лихачевым: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству…»

Но экология не ограничивается задачами сохранения природной биологической среды. Сохранение культурной среды – задача не менее важна. Экология природы и экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человека.

Ребенок наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Способы вовлечения детей в процессы воспитания и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения материала, что способствует активному его усвоению, эмоционально переживаются детьми и лучше запоминаются.

Природа – «всемогущественный художник». Ей подвластны различные стихии. Художник – ученик природы, который наблюденная за ней, учится творчеству. Поэтому созерцание картин природы, пейзажей – неотъемлемая часть работы.

Маленький ребенок имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, умению пользоваться различными художественными материалами, умению выражать свои мысли через изображение. В течение года в работе по художественному развитию детей педагог формирует в них такие качества личности, как:

умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;

умение идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и другим человеком (вставать на место другого);

способствовать почувствовать «боль» и «радость», сопереживать им;

забота о тех, кто зависит от человека, стремление препятствовать насилию над природой и по мере сил облагораживать ее (проблемы экологического воспитания);

умение восхищаться красотой природных форм (любование), замечать в неприметном – выразительное;

умение чувствовать изменчивость природных явлений, их характер, а также выражать свое к ним отношение в пейзажах – настроениях (утро, день, вечер, ночь).

Для осуществления творческого процесса необходимо формировать у детей и навыки в различных видах художественной деятельности:

изобразительной (работа с гуашью, пастелью, сангиной, углем, мелом, тушью пером-палочкой);

конструктивной (работа с пластилином, глиной, конструирование из бумаги);

декоративной (создание и украшение предметов декоративно прикладного характера).

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале». По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец, а кто-то архитектор и, безусловно, выразит себя в предпочтительной технике.

Существует тесная взаимосвязь занятий по экологическому воспитанию и изобразительной деятельности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь