ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно – воспитательного процесса. Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.
Знакомство:
чтобы родителям и логопедом было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.
Автоматизация звуков.
Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолировано, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков
– результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
Закрепление изолированного звука.
Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
- (с) – мы поставим самовар, самовар пускает пар: с-с-с-с…;
- (з) – помоги комарику долететь до своего домика: з-ззз…;
- (ц) - улыбнись, язык - за зубки, произносим быстро звуки (тс): ц-цццц;
- (ш) – лопнул шарик и шипит: ш-шшш…; - ветерок летит, подгоняет: ш-шшшш…; ползет змейка и шипит: ш-шшшш;
- (ж) – летит божья коровка на лесную полянку, и жужжит: ж-ж…;
- (щ) - язычок вверх поднимай, пошипи, а звук смягчай: щ-щщщщ;
- (л) – вьюга злится, воет во дворе: л-л-л-л-л; - зимний ветер гудит в трубах: л-л-л-л…;
- (р) – обезьянка дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зырычал;
- (ц) - очень был горяч утюг, издавал сердитый звук: ч-чччч;
- едет по дороге трактор и громко – громко тарахтит.
Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек.
Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук (ш), (ж), (с), (з) и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или самолету путь до его дома. Можно использовать звуковую улитку.
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)
Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.
Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.
Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.
Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя:
При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей (приложение) на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе.
В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.
Третье родительское собрание у нас проходит в апреле-мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, демонстрирую аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи - в конце года, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей (приложение), на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.
На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ.
Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителейи быстрее отреагировать на интересующую их информацию.
Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.
На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.
Для удобства работы и экономии времени я перешла на использование разнообразных карточек с заданиями, которые помещаются в этой же папке, но в специально отведенном для этого кармашке «Карточки для индивидуальной работы с детьми». Материал карточек по обучению грамоте служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала, на определение готовности к обучению в школе. Наряду с этими существует много других карточек: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, на закрепление звукопроизношения и другие.
Для того, чтобы у детей всегда было желание заниматься, своё общение с ними я стараюсь разнообразить различными игровыми приёмами. Например, в приёмной, на стене размещается почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, в котором лежит карточка-задание. Дети «посылают» мне письма, т. е. опускают их в ящик. Ребенок-почтальон доставляет почту в сумке ко мне в кабинет.
«Почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне или кому удалось произнесение отсутствующего звука, ещё и по этому, у детей есть стимул к занятиям. Все без исключения любят быть «почтальонами», им интересно открывать и закрывать почтовый ящик. «Логопедическую почту» использую и в работе с родителями. Они помещают в ящик вопросы, я их обрабатываю, группирую и размещаю информацию, либо планирую консультацию.
Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе «Учите, играя »
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Коррекционно-образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».
Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в предложениях и в речи детей. Правильное употребление грамматических категорий. Развитие самостоятельной связной речи.
Оборудование: раздаточное: филнворды со словами и схемами слов; изображение домов со словом «школа»; двухсторонние «светофорчики» с цифрами, закрепленные на палочке для того, чтобы держать в руке; разноцветные флажки; буквы; маркеры; ручки. Раздаточный материал для родителей.
демонстрационное: ноутбук, телевизор, филнворд,кроссворд (на закрепление правила о правописаниях «ЖИ», «ШИ»), схематическое изображение предложений и звуковые схемы слов.
Логопед: Дети, что мы говорим, когда приветствуем друг друга? (ответы детей). Да, желая друг другу чего-то хорошего, мы говорим: «здравствуйте, приятного вечера, доброго вечера, всего хорошего». Давайте сегодня, поприветствуем, друг друга необычно - каждый своё приветствие пропоет (музыкальное сопровождение под фортепиано), можно я начну: « Здравствуйте, дети!»
Логопед: Чтоб прошло все без заминки, начинаем мы с разминки (упражнение на дыхание) -
Ветер дул, задувал (дуют)
Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)
Ветер дул, задувал (дуют )
Буквы все перемешал.
Дети по просьбе логопеда выбирают буквы и выстраивают слово, акцентируя внимание на то, что буквы в слове должны быть одного цвета (слова: азбука, звонок). Когда дети «выстроят» слово, они выбирают такое же написанное слово среди других слов.
Логопед просит детей выстроиться следующим образом: справа встанут дети, которые собрали слово, обозначающее книгу, по которой учатся читать. Слева встанут дети, которые собрали слово, обозначающее предмет, который звенит и приглашает учеников на урок.А теперь покажите мне схему слова, к которому подойдут ваши слова. Дети проходят за столы.
Разгадывание филнвордов. Прочитайте слово в прямоугольниках (образец) и скажите: Рядом, с какой цифрой написано слово, которое обозначает дикое животное, это животное хитрое, с рыжим хвостом (лиса) - найдите в таблице с буквами (демонстрация действия логопедом), где спрятано это слово и обведите его (родителям раздаются филнворды для выполнения задания параллельно с детьми).
Логопед: Прочитайте слово в прямоугольнике под цифрой два, кто скажет, что это такое (дети объясняют лексическое значение слова), не называя слова вслух (сок), найдите в таблице с буквами, где спрятано это слово и зачеркните (подчеркните) его.
Логопед: Рядом с какой цифрой написано слово, которое я произнесу по звукам: с л о н (рядом с цифрой 1), найдите в своем филнворде, где спрятано это слово и обведите его.
Логопед: Правда ли что, под цифрой 5 написано слово, обозначающее название дерева (нет), а как сказать правильно (название цветка). Как называется этот цветок, Лена? (мак).
Логопед: Соедините линией все слова с их схемами (если затрудняются - образец).
Физминутка.
Дети встают, берут флажки зеленого и синего цвета. Игра со звуками. Логопед: Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ - СИНИЙ, ПОЛОСА - ГОЛОСА, САША - СЕНЯ, БУСЫ - БУСИКИ, ГУСЯТА - ПОРОСЯТА, ТРОСС - ТРОСТЬ.
Игра со словами.
Логопед: А теперь с нами захотели поиграть слова, на экране телевизора будут появляться картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «сфетофорчик» с нужной цифрой. На экране появляются следующие картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино.
Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала: Это большой красивый дом, где учатся дети (школа). Возьмите листочки, где нарисован дом, найдите, где правильно написано слово «школа» и раскрасьте его. Подумайте и ответьте на вопрос: Какой по счету (на вашем листе) дом, где слово «школа», написано правильно? (ответы детей: третий).
Переверните лист и напишите по памяти это слово. Лена, назови первый звук, Вова, назови второй звук и т. д. Игра «Собери предложение». Слова перепутались: учатся школа в дети, как сказать красиво - Дети учатся в школе. Покажите, к какой схеме подходит это предложение.
Следующее предложение: школа строители строить большую, Назовите предложение так, чтобы первое слово в предложении было «строители» - Строители построили большую школу. Покажите, к какой схеме подходит это предложение (демонстрационное пособие).
Поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «большую», поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «школу». Между какими словами находится слово «построили»?
Логопед: Дети, кто помнит сказку о буквах «Ж» «Ш»? (ответы детей) Давайте ее вспомним вместе. На экране телевизора появляется слайд: буквы «Ш», «Ж», логопед начинает рассказывать сказку об эти буквы, затем просит детей (по очереди) продолжить ее. По ходу рассказывания слайды меняются. Кроссворд - подумайте, какое слово подойдет? (дети разгадывают кроссворд). Напишите любое слово, которое вы запомнили из кроссворда.
Итог занятия. Логопед: Во что бы вы хотели поиграть в следующий раз? Что бы вы рассказали о нашем занятии?
Приложение
Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:
1. Филнворд, слова и схемы слов.
2. Текст сказки про буквы «Ш», «Ж».
3. Изображение домов со словом «школа»
4. Буквы для «выстраивания» слов.
5. Кроссворд.
6. Двухсторонние «светофорчики» с цифрами.
Перспективный план взаимодействия с семьей на 2011-2012 учебный год
учителя-логопеда МДОУ №10 «Аленький цветочек» комбинированного вида Кирсановой Е.В.
Форма работы |
Сроки проведения |
||
БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Задачи: Сбор анамнестических сведений. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста. |
|||
Индивидуальные беседы |
Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами промежуточной диагностики, с основными направлениями дальнейшей коррекционно-педагогической работы. |
сентябрь |
|
Темы: «Мой ребенок», «Участники процесса воспитания ребенка», «Социальный опыт моего ребенка», «Причина трудностей первоклассника». |
|||
БЛОК 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (совместная деятельность родителей и учителя-логопеда) Задачи: Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей, привлечение их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе. |
|||
Наглядная логопедическая пропаганда |
Размещать наглядную информацию для родителей из цикла «На беседу к логопеду» |
1 раз в месяц |
|
Родительские собрание |
1. Установочное собрание: ознакомление родителей с результатами ПМПК. Рекомендации, ознакомление со спецификой и структурой логопедической работы. 2.Итоговое собрание: итоговый мониторинг коррекционной работы, рекомендации на летний период (раздача индивидуальных «Памяток родителям детей, посещающих логопедическую группу»). |
сентябрь |
|
Семинары-практикумы |
Практикум 1. Тема: «Развитие грамматических способностей с помощью игры». Практикум 2. Тема: «Артикуляционная гимнастика». Практикум 3. Тема: «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте). Практикум 4. Тема: «Развитие речи ребенка - залог успешного обучения в школе». |
||
Тест: «Готов ли Ваш ребенок чтению?». Тест: «Готов ли Ваш ребенок идти в школу? Дискуссия: «Фигура учителя для меня и моего ребенка». |
|||
Консультации, школа для родителей |
Индивидуальные консультации: раскрыть причины возникновения нарушений различных компонентов речи. Индивидуальные рекомендации. Работа по микрогруппам: консультирование по развитию у детей всех компонентов речи, подготовка к обучению грамоте, развитию графо-моторных навыков. |
по мере необходимости, в течение года |
|
Дни открытых |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) с детьми подготовительной к школе группе, индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие с детьми с ЗРР для родителей. Речевой утренник для родителей «Праздник красивой и правильной речи». Встречи с родителями, беседы. |
По плану МДОУ |
Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ.
Не секрет, что взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка является одной из необходимых сторон коррекционного процесса.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) часто не позволяют им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Специалисту трудно привлечь на свою сторону родителей как непосредственны помощников.
В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы с родителями, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.
Родительские собрания.
Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".
Ведение тетрадей для домашних заданий.
Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
Тестирование и анкетирование.
Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.
Родительские пятиминутки.
Семинары - практикумы.
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
Мастер-классы.
Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.
Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.
Совместные проекты.
Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.
Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».
Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
Специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
Информационные стенды;
Тематические выставки книг;
Пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников
Целью работы с родителями в логопедической группе детского сада является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
У детей с нарушением речи может возникнуть болезненное отношение к своему дефекту, что влияет на развитие личности ребенка в целом, на психологический климат в семье, на благополучие семейных отношений.
Педагогическому коллективу необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.
Успешному решению коррекционных задач способствует совместная работа учителя-логопеда и родителей. Я стараюсь заинтересовать и привлечь родителей к работе по развитию речи детей. Обязательным моментом в проведении родительского собрания является открытое логопедическом занятие. Такие показы проходят 2 раза в год. Родители могут и увидеть динамику развития своего ребенка, его отношение к занятиям, сравнить своего ребенка со сверстниками, помочь ребенку в усвоении программного материала.
После занятия проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями, учитель-логопед намечает совместные мероприятия по дальнейшей работе с детьми. Родители с большим удовлетворением посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.
Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель- логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.
Проводя консультации , всегда помню о том, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Считаю, что консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые считаю целесообразно проводить в рамках профилактической работы:
Развитие мелкой моторики;
Артикуляционная гимнастика;
Речевые игры дома;
Проверьте слух у ребенка и др.
В рамках предварительной работы мною готовится специальное оборудование, то есть организовывается информационная выставка. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики. Родителей убеждаю в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Индивидуальная работа несомненно имеет преимущество над коллективной; она позволяет установить более тесный контакт с родителями. Например, при помощи анкетирования мне представляется возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы моей анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребенка в частности. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители формулируют запрос о том, какие проблемы их волнуют, а я эти сведения учитываю при дальнейшем планировании работы. Отмечу, что целесообразно начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не стоит писать: “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”.
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
Родительские собрания
Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)
Индивидуальные беседы
Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
Консультации – всеобучи
Практические формы работы:
Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)
Семинары – практикумы с участием детей
Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)
Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.
Организация: ДО МАДОУ Детский сад №45
Населенный пункт: Томская область, г. Томск
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого - педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями
можно сформулировать следующим образом:
В условиях деятельности логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.