Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Приложение 1

Лекция (от лат. lectio - чтение) - форма учебных занятий в высших учебных заведениях, состоящая в устном изложении предмета преподавателем. В последние годы лекции стали приме­няться в системе среднего и средне-специального образования. Лекция является самой трудной формой преподавания. Она пред­полагает хорошее владение преподавателя обширным учебным материалом, его композиционное выстраивание таким образом, чтобы на протяжении всего занятия управлять вниманием и мышлением слушателей.

Лекция выполняет три основные функции: информационную (дает необходимые сведения), стимулирующую (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники), воспитывающую и развивающую (дает оценки основным явлени­ям, вырабатывает мышление). Логическая структура лекции, как правило, так же, как и остальных организационных форм, трехчастная:

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследова­ниям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по чанному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Задача преподавателя - сделать лекцию убедительной, точной. При чтении лекции следует учесть ряд рекомендаций:

Проводить лекцию, строго придерживаясь плана,

Свободно владеть лекционным материалом,

Избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта,

Помогать учащимся записать то, что хуже всего освещено в учебниках,

В каждом вопросе выделять (в том числе и интонацион­но) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо),

Термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись,

Чувствовать и понимать реакцию аудитории,

Использовать обратную связь,

Применять наглядные средства обучения

Семинарское занятие (от лат. seminarium - рассадник) особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Семинарское занятие имеет целью закрепление теоретического материала, изло­женного в лекционном курсе, расширение знаний, осмысление изученного материала. Успешное проведение семинара возможно только при условии тщательной подготовки учащихся, проработки источников. Задание к семинару выдается студентам заранее, в нем указывают тему занятия, основные вопросы для подготовки, спи­сок обязательной и дополнительной литературы, необходимой для самостоятельной проработки. Во время семинарского занятия сту­денты анализируют источники. Преподаватель организует обсуж­дение, задает уточняющие вопросы, вопросы на сравнение, обобщение, своевременно подводит промежуточные итоги обсуждения, делает пояснения в случае затруднения на занятии. Общая структура семинара также является трехчастной.

Практическое занятие имеет целью отработку практических умений, осмысление связи усвоенного теоретического материала с практической деятельностью, жизнью. Проведение такого занятия предполагает предварительное самостоятельное повторение и изучение учащимися теоретического материала. На занятии уместным бывает проведение краткого опроса (фронтального или письменного) с целью актуализации знаний. Важно правильно организовать работу на занятии, обеспечить необходимым оборудованием, четко провести инструктаж по работе, познакомить с требованиями по оформлению записей, которые необходимо сделать в тетрадях, и отчета по результатам работы. Одним из важных, требований при проведении практи­ческого занятия является развитие умений учащихся планировать, организовывать свою работу, анализировать полученные результаты, делать выводы. Практическое занятие может быть проведено в виде психологического тренинга, психологического практикума.

Урок - основная форма обучения в общеобразовательной школе, используется в средних и средне-специальных учебных заведениях. Элементами урока являются изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, задание ил дом, обобщение и систематизация знаний.

Существуют различные типы уроков:

комбинированный - в основной части его трехкомпонентной структуре представлены все вышеназванные элементы;

урок изучения нового материала;

урок закрепления знаний, их систематизации, форми­рования умений и навыков (проведение таких уроков предполагает не только простое повторение пройденного материала, но и применение знаний в измененной ситуации);

урок контроля и оценки знаний учащихся (это может быть самостоятельная или контрольная работа, зачетный, обоб­щающий урок по пройденной теме, разделу).

В процессе обучения психологии преподаватель организу­ет познавательную деятельность учащихся. Существуют три ос­новные формы организации деятельности учащихся на учеб­ных занятиях: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Индивидуальная работа - самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответствующего учебным возможностям каждого. Важно предоставлять такие задания для индивидуальной работы, которые бы учитывали индивидуальные особенности, уровень подготовленности и др. Правильно организованная индивидуальная работа обеспечивает наибольший развивающий эффект.

Фронтальная работа - такой вид деятельности преподавателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой (достаточно распространена при проведении семинарского занятия). От педагога тре­буется умение найти посильную работу мысли для всех, умение выслушать всех в оптимальном объеме. При такой форме органи­зации работы учащихся могут использоваться задания репродуктивные и творческие. При фронтальной организации занятия до­вольно сложно обеспечить возможность активной работы всех учащихся учебной группы. Фронтальные формы наиболее полезно использовать на этапе изучения новых знаний и их закрепления, а вот на этапе применения полученных знаний в измененной ситуации лучше всего использовать индивидуальную форму работы.

Групповая форма организации обучения предполагает разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (по 4-6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной деятельности. Каждая группа работает под руководством лидера груп­пы или учителя.

Групповые формы широко применяются в преподавании психологии. Их использование способствует созданию на уроках оживленной, увлеченной обстановки, повышает учеников интерес к психологическим дисциплинам. Групповая работа в преподавании психологии соотносится с активными методами социально-психологического обучения: деловыми и ролевыми играми, дискуссионными приемами, элементами социально-психологическою тренинга. Данные методы обеспечивают эмоциональное включение учащихся в учебный процесс, ставят их в позицию активного участника управляемого группового процесса.

При проектировании урока психологии следует преду­смотреть оптимальный выбор форм организации деятельности учащихся в соответствии с целью и задачами занятия.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающе-

го на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);

закрепления знаний;

выработки и закрепления умений и навыков;

обобщающие;

проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий выделяют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в нихкомпонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

усвоения нового материала;

закрепления;

повторения;

контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

ХАРАКТЕРИСТКА ЛЕКЦИИ

Лекция - это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции. В зависимости от способа проведения выделяют:

информационные лекции, при проведении которых используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе; проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.; визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов; бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.; лекции-провокации - это занятия с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску неточностей. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок; лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы; лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы - ответы» или «вопросы - ответы - дискуссия».

Лекции подразделяются и по другим основаниям:

по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;

по воздействию : на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы. -Семинар - учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид - семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная ) - организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы - формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы: по углубленному изучению базовых учебных предметов; изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык); изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) - форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции - многодневные походы с целью изучения, например, экологической обстановки, фольклорного материала, ■ сбора исторических сведений, и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Курсовое проектирование позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование - организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Дипломное проектирование заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика - одна из форм организации учебного процесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики - формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен - форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет - форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности: постоянный состав учащихся; устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин); заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:

    уроки смешанные, или комбинированные;

    уроки изложения нового материала;

    уроки закрепления изученного материала;

    уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

    уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Широко используются также нестандартные, инновационные формы занятий: уроки-семинары; конференции; ролевые игры; интегрированные уроки.

Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и вида учебной работы:

    работу над пройденным материалом;

    осмысление и усвоение новой тем;

    выработку практических умений и навыков.

    В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяют следующие структурные компоненты (этапы):

    организацию учащихся к занятиям;

    повторно-обучающую работу;

    работу по осмыслению и усвоению нового материала;

    работу по формированию умений и навыков применения знаний на практике:

    задания на дом.

Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах при изучении объемного и сложного материала.

Структура данного урока: организация учащихся и занятиям постановка целей занятия; краткий опрос; задания на дом.

Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений

проводятся во всех классах после изучения отдельных /тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Спецификой таких уроков является следующее:

Учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом;

В качестве методов обучения могут выступать обзорные Лекции, беседы и устный опрос, упражнения по повторению и углублению практических умений и навыков.

Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах и имеют ряд особенностей:

Учитель заранее разрабатывает вопросы для учащихся по определенной теме семинарского урока и определяет необходимое время на его подготовку;

Работа по подготовке семинарского занятия ведется учениками самостоятельно с помощью указанной учителем литературы;

В отличие от уроков-семинаров, уроки-конференции посвящаются наиболее существенным и обобщающим вопросам, вытекающим из изучения нескольких родственных тем.

Эти уроки призваны углублять и обогащать знания учащихся.

Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные вида устного опроса и написание письменных контрольных работ.

К современным моделям организации обучения относятся:

    предметные кружки;

  • факультативы и предметы по выбору;

    экскурсии;

    олимпиады;

    дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;

    выставки и др.

Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные кружки способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их удержание разнообразно: конструирование; моделирование; углубленное изучение отдельных предметов; вопросы культуры и искусства и т. д.

Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретения новых умений и навыков. Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся. Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что эбеспечивает реализацию важного дидактического принципа - связи теории и практики.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь