Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.
Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
88
Индивидуальные тематические консультации.
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.
На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:
Атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
Профессиональный задел педагога - знания, компетентность
(знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
Главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого- педагогического просвещения можно разделить на :
а) традиционные;
б) нетрадиционные.
Традиционные:
Родительские конференции. Конференция является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу и т.п.. Родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.
Родительские собрания . Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.
Виды родительских собраний:
установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;
консультативные , здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
совместные с учащимися и родителями ;
отчетные;
связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;
информационно-просветительские , посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Функции, которые выполняете родительское собрание:
а) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
б) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
в) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
г) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Консультации . Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Дни открытых дверей . День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия. Можно показать фрагмент работы. После экскурсии администрация беседует с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Нетрадиционные:
Тематические консультации . Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Родительские чтения . Очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.
Родительские вечера . Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Наверное сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности любого педагога, - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками, «построить мостик» между педагогическим коллективом и конкретной семьей. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будут умные и здоровые дети.
Страница 19 из 35
Педагогическое просвещение родителей
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.
В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.
Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.
Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.
Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.
Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.
День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:
1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;
2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;
3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;
4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;
5 - просмотр художественного фильма учащимися;
6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).
Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.
Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:
Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.
Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.
Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Оглавление |
---|
Совершенствование воспитательных возможностей семьи. |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения |
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения |
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе |
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе |
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей |
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению |
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах |
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России |
Взаимодействие семейного педагога с родителями |
Социальный педагог семейного типа |
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей |
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи |
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч.
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
Формы педагогического просвещения
Традиционные:
Родительские собрания
Лекции
Вечера вопросов и ответов
Диспуты
Дни открытых дверей
Нетрадиционные:
Деловые игры
Регламентированные дискуссии
Обмен родительским опытом
Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:
Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.); - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
Педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.
Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Впервые получала массовое развитие в СССР. Центром педагогической пропаганды являются школы. Методы и формы этой работы в СССР весьма разнообразны – лекции, доклады, семинары и консультации в спец. лекториях для родителей или в родительских университетах, в школах, на предприятиях, а также через печать и радио».
Признание приоритета семьи и семейного воспитания детей, требует разработки новых взаимоотношений между семьей и школой, которые основываются на понятиях «взаимодействие» и «сотрудничество».
Сотрудничество подразумевает общение «на равных», без привилегий, с какой либо стороны контролировать, указывать, оценивать.
Взаимодействие - это способ организации деятельности на основе социального восприятия с помощью коммуникаций.
Для выявления внутренней структуры целого сложного, которым в нашем исследовании является психолого-педагогическая работа, воспользуемся такими философскими категориями, как «содержание» и «форма».
Психолого-педагогическая работа в школе направлена на создание условий для успешной социализации и реализации человека в обществе, на предупреждение и коррекцию социального неблагополучия у детей и их родителей. Для этого существуют различные подходы .
1. Системный подход. Формирование личности ребёнка протекает под влиянием социального окружения: внешкольной среды, школы и семьи. С позиции системного подхода это будут элементы сложной системы, взаимодействующие между собой и влияющие на ребёнка. В поисках причин педагогической запущенности ребёнка важно исследовать все возможные факторы влияния.
2. Деятельностный подход. Деятельностныйый подход применяется тогда, когда возникает потребность объяснить через объектированную форму результата действия системы её импульсивно-двигательную сторону, обеспечивающую процесс перехода системы из одного состояния в другое, что позволяет считать его важнейшей движущей силой процесса, влияющей на развитие социального объекта. Организация социально-педагогической деятельности в этом случае придает системе динамичность, что дает возможность учитывать новые условия и соответствующим образом перестраивать её структуру, чтобы получить результаты, соответствующие новым возникающим потребностям.
3. Синергетический подход. Синергетический подход социальную систему представляет как открытую и самоорганизующуюся, он отражает существующие реальные жизненные процессы в максимальной степени. В самом общем случае такого рода систему можно представлять как сложную динамическую систему, способную организационно сохранять себя и совершенствовать в соответствии с изменениями внешних условий и внутренней реорганизации.
4. Рефлексивный подход. Считается, что рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Но рефлексия не просто осознание того, что есть в себе, а одновременно «переделка» самого себя, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут .
Семья и школа стремятся воспитать для жизни в обществе всесторонне развитого человека, образованного, физически крепкого, умеющего трудиться.
С этих позиций А.С. Удалова выделяет главные задачи работы педагогов-психологов школ с родителями :
Увеличение педагогической грамотности родителей, т.е. ознакомление их с основными теоретическими знаниями и подключение родителей к практической работе с учащимися;
Привлечение родителей активно участвовать в учебном и воспитательном процессе в школе;
Формирование потребности самообразования;
Ознакомление учителей-предметников с разнообразными стилями семейного воспитания.
Индивидуальная работа с родителями учащегося разнообразна и сложна.
Необходимо четко спланировать работу, разрабатывать индивидуальный подход к каждой семье для привлечения к активному участию в жизни школы и класса. При оформлении ребенка в школу родителям можно предложить заполнить «Родительскую анкету» с примерным содержанием:
I. Данные родителей (И.Ф.О.)
1. Возраст родителей
2. Образование
3. Телефон и место работы
5. Адрес проживания
6. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
1. Чем занимается в свободное время?
2. Какие игры играет ваш ребенок?
3. Какими видами спорта увлекается?
4. Где чаще играет дома или на улице? (с девочками или мальчиками)?
5. Как общается в детском коллективе? (пассивен, активен, застенчив.)
6. Какие имеет домашние обязанности?
7. Какими индивидуальными особенностями обладает ваш ребенок.
1. Кто в семье больше занимается воспитанием ребенка?
2. Где и как совместно с ребенком вы проводите досуг?
3. Знакомы вы с друзьями ребенка и с их родителями?
4. Приходят в гости к ребенку его друзья?
5. Что вызывает затруднения в воспитании?
6. Какие методы в воспитании вы чаще всего используете? (уговоры, строгие требования, разъяснения, наказания, дружеские контакты, поощрения и т.д.).
Под педагогическим просвещением родителей понимается работа с информацией об особенностях развития личности своего ребенка и способах взаимодействия с ним. Главное отличие педагогического просвещения от других (медицинского, экологического) - содержание и методы. Прежде всего, это обмен психолого-педагогическим опытом .
Н.Ф. Талызина под родительским просвещением понимает - умения, знания, способы и навыки выполнения педагогической деятельности .
Необходимо отметить, что педагогическое просвещение родителей обусловлено индивидуальностью и возрастными особенностями детей и взрослых. Отличительной чертой является и то, что в процессе принятия психологических и педагогических знаний развивается и личность родителей.
Школа, заинтересованная в родителях как в компетентных и активных партнерах, именно с помощью педагогического просвещения родителей повышает их педагогическую компетентность.
Отличие информирования от просвещения предполагает обратную связь, выявление позиций родителей в ходе возникновения и решения тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. То есть, если в информировании необходимо донести до каждого родителя (это обязанность школы), то заниматься просвещением - это право. Не в каждой школе это делается, и не всем родителям это нужно .
Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.
Просвещение, в отличие от поддержки и консультирования, относится к коллективным методам сотрудничества с родителями. Поэтому, нужно внимательно отнестись к формированию учительского сообщества, которое участвует в просветительской деятельности. Учителя должны выработать тенденцию психолого-педагогического просвещения .
Рассмотрим основные принципы педагогического просвещения родителей .
1. Гуманистический характер взаимосвязи педагога-психолога, ребёнка и родителя: все участники являются активными участниками совместной деятельности.
2. Максимальный взгляд на индивидуальные особенности людей помогает организовать педагогическое просвещение по группам проблем: все вместе взятое дает возможность повысить актуальность педагогического просвещения родителей в глазах.
3. Образование строится, следуя логике развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего обучения ребенка: оно должно носить актуальный и опережающий характер.
4. Принцип индивидуального продвижения детей в освоении учебного процесса. Разные родители имеют разный темперамент, характер, разную способность усваивать знания. Дифференциация взрослых обязательна, иначе взаимодействие в педагогическом просвещении родителей не будет результативным .
5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Цель педагогов заключается не в том, чтобы родители усвоили чужие знания, а построили свою концепцию воспитания, принимая свою ситуацию и индивидуальности своего ребенка.
6. Участие всего педагогического коллектива в просвещении родителей: оно может объединить разных учителей и стать средством развития.
Целью обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Что это такое? Позиция родителей - это психологическая и воспитательная направленность родителей, которая основана на бессознательной оценке ребенка и выражается в определенных способах и нормах взаимодействия с ним .
Педагогическое просвещение - одна из форм взаимодействия школы и родителей .
Повышение уровня педагогического просвещения родителей, по мнению Е.В. Головневой, может проводиться по средствам коллективных форм работы (бесед, лекций, практикумов, диспутов, конференций) и индивидуальных (индивидуальные беседы, консультации) .
Различные формы работы обязательно должны быть взаимосвязаны и представлять единую целостную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).
Формы педагогического просвещения делятся на .:
Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей;
Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительских мнений.
Формы педагогического просвещения родителей: индивидуальные, групповые, публичные выступления и др.
Средства для просвещения родителей :
Вербальные (беседы, лекции, выступления на радио, по телевидению), публицистика (печатные и электронные СМИ),
Наглядные (плакаты, буклеты, памятки),
Интерактивные и т. п. Практически безграничную возможность для педагогического просвещения родителей предоставляют Интернет и различные веб-сайты педагогической и психологической направленности.
В наше время большой интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные - когда участники не просто «впитывают» определенные знания, но и в процессе общения (обсуждения) формируют новую модель (действий, отношений и т.д.). Особенно популярными стали телевизионные ток-шоу, на реальных жизненных событиях основанные, с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуации и придумать выход. За время передачи участники получают полезную информацию от специалистов и друг от друга .
В виду соответствия формы и содержания просвещения родителей, важно обратить внимание на то, что родители часто заняты, и поэтому более эффективно предоставить информацию им в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, на которую придет не большая часть родителей. Именно эта форма просвещения приводит родителей к участию в мероприятиях.
Институт педагогических знаний - это форма педагогического просвещения родителей. Он дает необходимые знания, основанные на педагогической культуре, показывает актуальные вопросы в воспитании с учетом возраста и запросов родителей, способствует взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа должна реализовываться педагогом, который учитывает контингент учащихся класса и их родителей.
Основная форма работы с родителями - родительское собрание. Родительское собрание сближают учителей и родителей, помогают в нахождение общего воздействия в воспитании школьников. На собраниях родители знакомятся с целями и задачами, формами и методами, воспитания и обучения детей .
Формы работы с родителями многообразны. Они позволяют подойти к решению проблемы с разных сторон, анализировать опыт педагогов, психологов, родителей и детей. В процессе работы с родителями возможны самые разнообразные темы и формы проведения, главное, чтобы они заинтересовали родителей, заставили их пересмотреть свое отношение на воспитание детей. Стремиться стать ребенку не только воспитателем и родителем, а еще другом и помощником .
Большие перспективы имеет коллективная работа с родителями: широкая освещенность вопросов по педагогике и психологии, обмен жизненным опытом, привлечение семьи к активному участию в жизни школы. Эта работа состоит из двух направлений: прежде всего повышения педагогической грамотности, культуры родителей и создание родительского комитета, деятельность которого сконцентрирована на повышение уровня учебной и воспитательной работы с детьми.
Основная задача школы - это активизировать педагогическую, и воспитательную функцию семьи, придать ей завершенный, целенаправленный и социально значимый характер.
Основная форма работы школы с родителями - родительское собрание, совместно с учителями предметниками, которое проводится ежемесячно, но если есть необходимость, то чаще.
Формы организации занятий достаточно различные: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Результат педагогического просвещения родителей первоклассников зависит от знания педагогами конкретной семьи и подбору методов.
Посмотрим на наиболее часто применяемые методы просвещения родителей, их «плюсы» и «минусы» .
1. Лекции - одна из самых распространенных методов, хотя только 21% родителей говорят, что она эффективна. Этот способ хорош на начальном этапе педагогического просвещения родителей, как вводная часть.
2. Семинары - это обсуждение темы вместе с компетентными специалистами. Здесь главное - ни в коем случае не навязывать «правильность» позиции родителям, а рассмотрение мнений по тому или иному вопросу.
3. Педагогический практикум. Предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию школьников, правильному решению возникающих проблем, является тренировкой педагогического мышления родителей. Педагог во время педагогического практикума находит выход, объясняет своё мнение в возникающей ситуации.
4. Дискуссии - это активный метод повысить педагогическую культуру родителей, он предусматривает споры на актуальные проблемы о воспитании детей в семье. Предусматривает диспут, определение позиции на поставленный вопрос.
5. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) - не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знания о воспитании детей, но и метод объединения активной родительской силы, которую школа должна использовать во благо.
6. Ролевые игры - это метод коллективной творческой игры по изучению уровня сформированности педагогических умений родителей. Примеры ролевых игр с родителями могут быть такие: «Утро в нашей семье», «Ребенок приходит из школы», «Наш семейный совет» .
7. Индивидуальные консультации. Консультации приносят пользу и родителям, и учителю. Родители представляют реальное виденье учения и поведения ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для понимания проблемы каждого ребёнка.
Привлечение родителей к участию в жизни школы - важная задача в работе педагога-психолога с семьей .
Таким образом, главными целями во взаимодействии школы и семьи, является установление личностного взаимодействия родителей и педагогов по поводу радостей и трудностей, неудач и успехов, сомнений, возникающих в процессе воспитания и обучения ребенка. Неоценима взаимная помощь в понимании ребенка, в оптимизации его личностного развития.
Взаимодействие родителей и педагогов осуществляется:
· благодаря приобщению родителей к воспитательному, педагогическому процессу;
· расширение возможностей участия родителей при организации мероприятий образовательного учреждения;
· посещение родителями занятий в любое время;
· создание оптимальных условий для творческой самодеятельности родителей, педагогов и детей;
· ознакомление родителей с информационно-педагогическими материалами, выставками детских работ, что позволяет родителям ближе ознакомиться со спецификой работы учреждения, с его развивающей и воспитывающей средой;
· разработка разнообразных программ совместной деятельности родителей и детей;
· объединение усилий родителей и педагогов в совместной деятельности по развитию и воспитанию ребенка;
· проявление терпимости, понимания и такта в обучении и воспитании ребенка, с учетом его интересов, не игнорируя эмоции и чувства;
· уважительные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи
Невозможен переход к новым формам отношений школы и родителей в рамках учебного заведения закрытого типа, школа должна быть открытой, доступной для родителей системой.