Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.

Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.

Но что это такое — коммуникативные навыки и умения?Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем:

  • установить контакт с незнакомым человеком;
  • заинтересовать собеседника в последующем общении;
  • поддерживать теплые отношения с окружением;
  • отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;
  • сводить к минимуму последствия конфликтов;
  • осознанно использовать невербальные способы общения;
  • распознавать и предотвращать попытки манипуляции;
  • понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника.

Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы не можем полностью перекроить себя и в мгновение превратиться из замкнутого и застенчивого человека в душу компании. Для разрешения особенно трудных ситуаций существуют специальные тренинги. На этих занятиях рассматриваются типичные ситуации, участники в игровой форме примеряют на себя различные модели поведения, обсуждают ошибки и удачные решения. Польза таких тренингов в том, что человек не несет ответственность за промахи, поэтому не боится экспериментировать и искать новые пути.

Но далеко не все нуждаются в подобных тренингах. Коммуникативные умения и навыки – настолько обширная сфера человеческой деятельности, что иногда нам всего лишь недостает теоретической базы для дальнейшего развития и совершенствования своей личности в плане общения.

Например, мы можем быть прекрасными собеседниками, открытыми и интересными для других людей, но при этом не умеем противостоять эмоциональной агрессии или психологическому давлению. Чтобы манипуляторы и наглецы не могли выбить нас из колеи, будет полезно освоить .

Отдельная и довольно серьезная тема – деловое общение. Не каждый обладает врожденным талантом ведения переговоров, поэтому для бизнесменов существует множество литературы о том, как выстраивать контакты с партнерами и клиентами.

Существуют , о которых обязательно нужно знать и помнить. Этикет есть не только в личном общении, но и в письменном: изучите . Грамотное применение этого искусства добавит вам бонусов.

Важным этапом в усовершенствовании мастерства заключения сделок станет устранение типичных . Не помешает ознакомиться также с – не только для того, чтобы пользоваться ими, но и чтобы оппонент не мог применять эти уловки против вас самих.

Выйдя на международный уровень, каждый бизнесмен сталкивается с тонкостями культур разных стран. Чтобы наладить контакты с зарубежными партнерами, недостаточно знания языка или присутствия переводчика. Нужно знать, как приветствовать собеседника, какие привычные в нашей стране жесты или темы неприемлемы у иностранцев. Так, изучая , вы узнаете, что жители Поднебесной никогда не ругают начальство, не выражают эмоций и всегда отказывают потенциальному компаньону при первой встрече.

Коммуникации – это не только инициирование общения, но и реакции на поведение других людей. Если мы знаем, или , то вооружены против подобных нападок в будущем. Получив достойный отпор, противник в следующий раз хорошо подумает прежде, чем попытается задеть вас.

Огромный пласт межличностных коммуникаций приходится на - с их помощью мы передаем до 60% всей информации. Это наши жесты, взгляды, интонации.

Как видите, развитие коммуникативных навыков включает много различных приемов и методов. Но главный вопрос, интересующий людей – ? Вы найдете полезные советы в статье с одноименным названием. Сегодня же мы поделимся с вами рекомендациями, которых в ней нет.

Секреты коммуникабельного человека:

  1. Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
  2. Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
  3. Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
  4. Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
  5. Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.

Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.

Муниципальное Автономное Учреждение
Детский Центр
«Берёзки»

Формирование коммуникативных навыков
в условиях детского центра
(на примере МАУ ДЦ «Берёзки»)

Елена Викторовна Усачёва,
воспитатель детского центра

Г. Новокуйбышевск
2011

1. Введение…………………………………………………………..3

2. Актуальность исследования……………………………………..4

3. Создание условий для развития потенциала ребёнка
в МАУ ДЦ «Берёзки»…………………………………………….6

4. Формирование коммуникативных и социальных навыков
в условиях детского оздоровительного лагеря………………..10

5. Приложение………………………………………………………19

6. Библиография…………………………………………………….24

Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования воспитательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Развитие личности в системе непрерывного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных действий (коммуникативные навыки входят в это понятие), которые являются основой воспитательного и образовательного процесса. Овладение воспитанниками универсальными действиями – коммуникативными навыками в том числе - создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
К основным универсальным действиям относятся
личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),
регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические)
и коммуникативные.
Мы считаем, что восполнить такой важный образовательный пробел возможно в условиях детского оздоровительного лагеря.
Работа создавалась на основе анализа работы педагогов в МАУ ДЦ «Берёзки».
Актуальность исследования
Современное состояние общества требует проявления у человека таких социально значимых личностных качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность. В связи с этим потребностями общества становится необходима переориентация воспитания и образования с информационно-репродуктивной функции на развивающую самостоятельность, познавательную активность и творческие способности личности. Решение данной задачи во многом зависит от педагога, воспитателя, деятельность которого направлена на приобретение воспитанниками ДОЛ опыта осуществления познавательной, творческой деятельности, на формирование творческой деятельности воспитанников.
В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, педагогическая практика и теория обогащаются новыми направлениями, умениями оперировать информацией, творческим решением проблем общения. Сегодня воспитателю как технологу, участнику и субъекту воспитательного процесса рекомендуется ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий общения.
Методы коммуникативных технологий помогают субъектам воспитательного процесса определиться в системе отношений с коллективом и миром, учесть специфику и акценты социальных ролей, совокупности поведенческих актов, позиционировать себя в группе. Они содействуют установлению взаимопониманию и доброжелательности между личностью, группой и их окружением посредством развития обмена информацией.
Формирование коммуникативных навыков – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды в ДОЛ для воспитателей, воспитанников, родителей и т.п.
Раскрытие личности воспитанника и воспитателя во время воспитательного процесса, налаживание доброжелательной среды общения, воспитание потребности в духовном росте невозможны без общения воспитателя с воспитанником, воспитанников между собой, внутри групп, с родителями и т.д.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков при помощи технологий проведения контактных мероприятий, создание традиций ДОЛ и т.д. – актуальная проблема нашего времени, времени новых информационных и коммуникационных технологий.
Цель данной работы – исследовать приёмы и методы, способствующие формированию коммуникативных и социальных навыков в условия загородного лагеря на примере МАУ ДЦ «Берёзки».
Гипотеза исследования. Формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих социализацию личности в современной обществе, будет успешным, если:
- отбор комплекса методов и приемов в условиях ДОЛ будет способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- развитие коммуникативных навыков станет потребностью человека – не только воспитанника, но и педагога;
- осознание влияния коммуникативных навыков на поведение и здоровье участников процесса общения приведет к широкому использованию их возможностей в повседневной жизни.

Задачи исследования:
1. Выявить особенности процесса формирования коммуникативных навыков в условиях МАУ ДЦ «Берёзки».
2. Обосновать целесообразность используемых в работе педагогов МАУ ДЦ «Берёзки» методов, формирующих коммуникативные навыки воспитанников как оптимальные критерии результативности работы по формированию коммуникативных навыков в условиях МАУ ДЦ «Берёзки».
Практическая значимость работы заключается в демонстрации резервов применения методов по формированию коммуникативных навыков в условиях временного пребывания детей в МАУ ДЦ «Берёзки». Материалы и выводы могут быть использованы в процессе воспитания не только в условиях ДОЛ, но и в других образовательно-развивающих структурах.

Выводы.
В последние несколько лет основательно обновляется подход к организации досуга детей. Ведутся поиски новых методов развития творческих способностей (в том числе и коммуникативных) и воспитания из подростков инициативных, общественно-активных граждан.
Формирование коммуникативных навыков при помощи технологий проведения контактных мероприятий, создание традиций ДОЛ и т.д. – актуальная проблема нашего времени, времени новых информационных и коммуникационных технологий.
Следовательно, выбранная тема становится особенно востребованной и актуальной.

Создание условий для развития потенциала ребёнка
в МАУ ДЦ «Берёзки»
Муниципальное Автономное Учреждение Детский центр «Берёзки» обеспечивает полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирования у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований. Это сложное структурное подразделение, которое может решать проблемы отдыха, реабилитации и воспитания детей. Разумно организованный отдых в нашем учреждении укрепляет здоровье детей, закаляет их физически, расширяет кругозор, воспитывает моральные качества.
Одна из целей воспитания ребенка – развитие в нем творческого мышления. Поэтому цель работы педагогов в МАУ ДЦ «Берёзки» – заинтересовать ребенка творить, фантазировать, размышлять, ко всему подходить творчески, то есть разносторонне и не всегда обычно, искать новые формы и стремиться к получению новых знаний и навыков.
Но педагогическая деятельность в «Берёзках» имеет и свою специфику. Она заключается в том, что постоянно (длительность пребывания детей – 21 день) обновляется состав воспитанников, поэтому о реализации каких-либо комплексных долгосрочных программ говорить не приходится.
Образовательные услуги предоставляются в следующем составе и форме: дополнительное образование, учебная и воспитывающая деятельность.
При работе с отдыхающими используется комплекс лечебных, оздоровительных, воспитательных и досуговых мероприятий, предполагающий выявление, развитие и педагогическую поддержку каждой детской индивидуальности с целью социокультурного развития личности и обеспечение улучшения физического и социального самочувствия отдыхающего, формирование у него потребности в постоянной заботе о своем здоровье и готовности к решению своих личностных проблем.
МАУ ДЦ «Берёзки» оказывает социальные услуги по организации отдыха и оздоровлению отдыхающих, находящихся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке.

Учебный план разработан на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Самарской области с учетом Федерального базисного учебного плана.
Специфика плана заключается в том, что содержание предметов «Музыка», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура» активно реализуется в досуговой деятельности отдыхающих через занятия в детских творческих объединениях и проведение музыкальных и физкультурных часов.
В МАУ ДЦ «Березки» работают детские творческие объединения по следующим направлениям:
Эстетико-художественное;
Декоративно-прикладное;
Туристско - краеведческое;
Физкультурно-оздоровительное.

По окончании каждого заезда проводится фестиваль детского творчества «Этому я научился в «Березках». В программу фестиваля включаются конкурсы на лучшее исполнение песен, танцев, выставка детских рисунков и творческих работ, выполненных отдыхающими в период их пребывания в лагере.
В каждом заезде проводится два и более мероприятий, направленных на развитие у отдыхающих интереса к различным видам деятельности, а именно: мастер-классы и встречи с интересными людьми, участниками детских творческих коллективов, ведущими спортсменами г.о. Новокуйбышевск и Самарской области. В процессе обучения во внеканикулярное время проводятся конкурсы на лучшую ученическую тетрадь, решение сложных задач, лучшее сочинение на заданную тему, победителям конкурса вручаются призы и именные закладки для книг с логотипом с МАУ ДЦ «Березки», разработанные в нашем учреждении.
Обеспечению нормальной работы коллектива, решению повседневных задач с учетом интересов детей способствует самоуправление. Выбор формы самоуправления зависит от уровня подготовленности заехавших на отдых и лечение в лагерь отдыхающих. Это могут быть действующие в течение всего заезда советы: организаторов досуга, чистоты и порядка, физкультуры и спорта, а так же временные творческие группы.
Общественно полезная деятельность отдыхающих организована с учетом их возраста и состояния здоровья через трудоустройство на «Бирже труда». Воспитанники выбирают вид деятельности, выполняют определенный объем работы и получают заработную плату в виде игровых денежных знаков – «Резбеков». Заработанные «деньги» отдыхающие могут потратить на развлечения: катание на коньках и лыжах зимой, роликах, скейтбордах, самокатах – летом, просмотр видеофильмов по выбору, игру в пейнтбол, экскурсии, посещение бассейна, рыбалки и однодневные походы.
С 01.06.2006 года в лагере работает детский Пресс-центр, результатом которого является:
Выпуск газет «Берёзки NEWS», не менее 10 выпусков в смену;
Показ слайд-шоу по итогам смены;
На страничке «Мега – вечеринка на березовской волне» ведется переписка отдыхающих и обмен фотографиями.

Психологические услуги предоставляются в следующем составе и форме:
Проведение воспитательно-профилактической работы с отдыхающими в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье:
Тренинги, направленные на развитие межличностных отношений;
Тренинги на формирование коммуникативных навыков;
Сказкотерапия, арт-терапия.
Психологические тренинги, направленные на снятие у отдыхающих последствий нервно-психологической напряженности, выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания.
Таким образом, основными педагогическими задачами, стоящими перед педагогами МАУ ДЦ «Берёзки», являются:
1. Развитие творческого мышления.
2. Приобретение социальных и коммуникативных навыков.
3. Изучение в игровой форме экономических и политических основ общества.
4. Развитие самостоятельности и ответственности.
5. Открытие новых или скрытых талантов.
А также возвращение детей домой с горящими от счастья глазами, отличным настроением и массой впечатлений.

Выводы.
В МАУ ДЦ «Берёзки» созданы условия для формирования у человека таких социально значимых личностных качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность.
Деятельность педагогического состава МАУ ДЦ «Берёзки» направлена на приобретение воспитанниками ДОЛ опыта осуществления познавательной, творческой деятельности, на формирование творческой деятельности воспитанников.
Особенностью процесса формирования коммуникативных навыков в условиях МАУ ДЦ «Берёзки» является постоянно (длительность пребывания детей – 21 день) обновляющийся состав воспитанников, поэтому о реализации каких-либо комплексных долгосрочных программ говорить не приходится.
Методы коммуникативных технологий, используемые в МАУ ДЦ «Берёзки» помогают субъектам воспитательного процесса определиться в системе отношений с коллективом и миром.
.

Формирование коммуникативных и социальных навыков в условиях детского оздоровительного лагеря
По словам Е. В. Горбуновой, заместителя Главы г.о. Самара, «лето - …благодатная пора, во время которой наши дети могут основательно поправить своё здоровье, набраться сил, полезных умений и интересных впечатлений, проявит наиболее полно свои творческие способности» . МАУ ДЦ «Берёзки» среди подобных учреждений предоставляет такие возможности круглогодично.
В последние несколько лет основательно обновляется подход к организации досуга детей. Ведутся поиски новых методов развития творческих способностей и воспитания из подростков инициативных, общественно-активных граждан. Следовательно, выбранная тема становится особенно востребованной и актуальной.
В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений. И достижения общего результата.
Основой в развитии коммуникативной деятельности является способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей- длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать мнообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение оценивать ситуацию, учитывать намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к регуляции собственного речевого поведения и т.д.
Стоит заметить, что ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два ключевых умения непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
1) общение и взаимодействие (использование речевых средств для дисскусии и аргументации своей позиции);
2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Каковы же условия формирования коммуникативных навыков? Формы и виды сотрудничества детей весьма разнообразны. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности во время проведения различных игр, «огоньков» , КТД, тренингов, поскольку предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников – словом, всё то, что является основой коммуникативных навыков.
Работа в группе помогает пробуждению в учениках познавательного интереса, стремлению к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми, т.е. устанавливать успешную коммуникацию.
Сегодня школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало времени отводит на развитие устной речи воспитанников. Хотя и учителя, и дети, и родители понимают, как важно логично и связанно строить речевое высказывание, уметь слушать себя и других, строить монологическое высказывание, диалог, участвовать в диспуте, споре, дебатах, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению, научиться считаться с мнением других и отстаивать свои убеждения. Ведь именно проблемы, связанные с коммуникативными способностями, и мешают большинству людей показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, утвердить своё лидерство. Анализ проблемы коммуникативной культуры детей школьного возраста показывает, что в учебной деятельности мало внимания уделяется преодолению дефицита общения.
Авторы исследования делают вывод, что дети испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения. Учащиеся отметили затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказывать своё мнение, считаться с мнением других.
Восполнить такой важный образовательный пробел возможно в условиях детского оздоровительного лагеря. Учреждения, подобные МАУ ДЦ «Берёзки», на наш взгляд, обладают уникальными возможностями, способствующими формированию коммуникативных навыков.
Начнем с того, что в лагере ребенок развивает умение находиться среди людей и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и пр.). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. При этом развиваются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть - они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний.

Кроме того, в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива.
В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, педагог становится ребенку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека, для становления гендерного поведения. В нашей жизни этого разнообразия явно не достаточно. Кто составляет круг общения современных городских детей? Родители, учителя… Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор.
А в лагере ребенок не просто общается, он проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс.
Здесь дети переходят от пассивного к активному восприятию, имеют больше возможностей для практики. Вместо суррогатных эмоций, возникающих при созерцании экрана, человек сопереживает и содействует зрелищу (хотя бы аплодисментами), ведь на сцене - знакомые и близкие ему люди. Он не прослушивает музыку (как дома), а танцует под нее, вовлекаясь в невербальное взаимодействие с окружающими. Сами игры здесь отличаются от городских: не «сидячие» и индивидуальные, а подвижные и коллективные.
В целом, новизна обстановки и дух приключения в загородном лагере мобилизует внимание ребенка. В это время можно получить прочные навыки при минимуме повторений. Наконец, ребенок в лагере оказывается ближе к природе, а общение с природой благотворно влияет на душу ребенка. Живая природа - источник творчества, положительных эмоций, мощный стимул внимания. Даже просто попадая на воздух, на солнце, дети преображаются.
Такие учреждения, как МАУ ДЦ «Берёзки», являются своеобразным продолжением школы. Они создают максимальные условия для развития творческих и, конечно, коммуникативных, способностей детей. Воспитание, развитие и становление детей идёт только в деятельности, которая соответствует их возрасту, полу, потребностям. Воспитание легко осуществляется, если ребёнка окружает разнообразная деятельность. Чем разнообразнее деятельность, тем разностороннее развитие ребёнка.
Учитывая это, работа с детьми строится в соответствии с тематическими программами.
Особенно яркими, успешными, запоминающимися, плодотворными можно отметить программы:
«Спорт для всех»,
«Книжная галактика»,
«Фольклорная шкатулка»,
«Страна рекордов»,
«ШИК (Школа Информационных Коммуникаций)»,
«Лидер»,
«Страна Светофория»,
«По странам и континентам»,
«Оркестр талантов»,
«Последний герой»,
«Экологический бумеранг»,
«Путешествие в страну Вежливости»…(Подробнее см. Приложение 1.)
Программы, реализуемые коллективом "Берёзок", строятся с учётом формирования компетенций (в том числе и коммуникативных), необходимых молодым людям.
Первоочередной задачей для современного педагога – практика является учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, физических и других) особенностей ребёнка, его темперамента, характера восприятия им материла, типа памяти.
Именно поэтому главными в любой тематической программе деятельности становятся идеи
- вовлечь всех ребят в проводимые дела, конкурсы, игры, спортивные мероприятия и праздники лагеря;
- изменить отношение к своему здоровью, включая его интеллектуальную, физическую и нравственную стороны;
- воспитать у детей потребности соблюдения принципов здорового образа жизни, социальную активность личности.
Именно на это направлены все мероприятия в МАУ ДЦ «Берёзки»: от ежедневных выступлений на сцене до занятий в кружках, а также выстроена система детского самоуправления.
Когда ребенок попадает в атмосферу детского лагеря, он бессознательно начинает развивать свои социальные качества, повышает самооценку и веру в собственные силы, становится более самостоятельным и приобретает навыки социального и коммуникативного характера. В течение лагерной смены дети формируются в команды: города, племена, космические корабли, планеты и т.д. (каждая тема новой смены влечет за собой и новые формы).
В первые дни дети вместе с вожатыми устанавливают правила поведения, договариваются о том, как они будут жить и взаимодействовать в течение смены.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

Закон “ноль-ноль” (закон точности).
Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
Закон земли (охрана природы).
Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).
Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
Закон доброго отношения.
Закон здорового образа жизни.
Закон свободы слова.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

С детской группой работают по два опытных воспитателя, дополнительный педагогический персонал, кроме общения с другими детьми самого разного возраста, ребенок приобретает навыки коммуникативного общения со взрослыми: от стажеров и диджеев до вожатых, от шеф-повара до директора. Все мы люди разные и все вместе учимся общению.
Каждый день вечером детские команды собираются на вечерние сборы или психологические свечки, огоньки для обсуждения итогов прожитого дня, высказывания и решения проблем и конфликтов, если таковые возникают.
Нередко для проведения спортивных и творческих мероприятий (к примеру, КВН или интеллектуальный марафон) формируются смешанные разновозрастные группы. Опыт работы МАУ ДЦ «Берёзки» показывает, что разновозрастное сотрудничество является весьма эффективным. Воспитанники начинают по-новому видеть труд воспитателей, вожатых, оценивать вклад сверстников или младших по возрасту детей в общую деятельность.
В процессе работы в команде (как в спорте, так и в творчестве) дети понимают, что перед ними стоит единая цель, достичь которую можно только всем вместе, зачастую путем проб и ошибок. Таким образом, развивается чувство ответственности за свои и даже чужие поступки, уважение и понимание, а также освобождение от осуждения поведения других людей. Порой ребенку в некоторых играх приходится единолично принимать серьезные решения, что также развивает навыки самостоятельности и ответственности.
Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы сотрудничества, как дискуссии. (В качестве организаторов в нашем учреждении выступают не только педагоги, но и медики, различные службы). Именно дискуссии помогают детям сформировать свою точку зрения.
МАУ ДЦ «Берёзки» имеет хорошо оборудованный концертный зал и сцену, хорошую звуковую и световую аппаратуру.
Ежедневно дети принимают участие в творческих мероприятиях, учатся работать с микрофоном, выходить на сцену с выступлением перед полным залом. Конкурс актерского мастерства, спектакли и шоу, театры сказок и теней, цирк и клипы, танцы и вокальные конкурсы. Репетиции, грим, костюмы, и, наконец, выступление под гром аплодисментов. И так почти каждый день. Это очень сложно! Но зато очень интересно! Каждую смену в каждом ребенке мы открываем несколько талантов: кто-то переборол свои страхи и начал отлично танцевать, замечательно запел, кто-то стал звездой сцены и настоящим шоу-меном. У ребенка повышается самооценка и исчезают страхи общения и выступления перед другими людьми.
Можно сделать вывод, что в «Берёзках» нет детей, не умеющих петь, танцевать или рисовать, у нас они все умеют. Дети, побывавшие в «Берёзках», талантливы во всем, надо только помочь им раскрыть и развить эти таланты. Участие в мероприятиях воспитывает чувство единства всех воспитанников лагеря и вырабатывает умение находить свое «Я» в разновозрастном коллективе и коллективе сверстников. Воспитанники «Берёзок» добиваются личных успехов, раскрывают свои таланты.
МАУ ДЦ «Берёзки» имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами социально- педагогической работы. Прежде всего, они в том, что обстановка лагеря сильно отличается от привычной домашней обстановки. В чем это выражается?
Во - первых, это совместное проживание детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти»
Во - вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».
В– третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. «В лагере формируются привычки здорового образа жизни, и осуществляется практическое воплощение навыков, а не просто идут разговоры о безопасном и здоровом образе жизни».
В– четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.
В– пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом.
Таким образом, в течение каждой смены в нашем лагере ребенок учится творчески мыслить и выражать свои мысли и чувства (в том числе благодаря приобретенным навыкам актерского мастерства), самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, доверять другим людям (как детям, так и взрослым) и работать в команде. А когда ребенку нравится жизнь в лагере, то каждый новый день приносит ему все новые и новые открытия.
А.С.Макаренко рассматривал коллектив воспитанников и воспитателей как «единую воспитательную систему». Где взрослые и дети решают стоящие перед ними воспитательные и образовательные задачи.
С первых минут нахождения в лагере дети становятся членами сразу нескольких временных коллективов: комната- отряд- лагерь. Каждое из этих объединений предъявляет особые требования к своим членам. Участие ребят в общелагерных мероприятиях, где предполагается формирование разновозрастных отрядов, воспитывает чувство единства всех воспитанников лагеря и вырабатывает умение находить свое «Я» в разновозрастном коллективе и коллективе сверстников. Только создав единый коллектив отряда, лагеря можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора. К тому же успех деятельности коллектива «отбрасывает лучи славы» на каждого его члена, что повышает самооценку воспитанников. Организуемые для воспитанников творческие и коллективно- творческие дела позволяют укрепить чувство команды и привести в действие «Закон движения коллектива» - коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…»
Что же является критерием эффективности функционирования лагеря? На наш взгляд, это структура занятости детей, ее разнообразие; уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними; реальная детская самодеятельность (что ребенок может предложить и реализовать); защищенность и комфортность пребывания ребенка в лагере.
И нам это удается. После каждой смены мы узнаем от родителей или самих детей об их успехах. Кто-то записался в театральную студию, кто-то начал крутить пои и заниматься в секции, стал лучше успевать по математике и русскому языку. А все потому, что теперь дети с любовью и интересом занимаются на привычных уроках и познают что-то новое.

В целом, новизна обстановки и дух приключения в загородном лагере мобилизует внимание ребенка. Именно в это время можно получить прочные коммуникативные навыки.
Данная работа носит не только теоретический характер- выявляются пути и способы развития в условиях ДОЛ коммуникативных компетенций, но имеет и практическую направленность – программы деятельности лагеря могут быть полезны всем тем, кто заинтересован своей работой вызвать отклик в сердцах воспитанников, сделать их добрей, отзывчивей, дружней, милосердней.

Приложение1
Тематика заездов в МАУ «Берёзки» в 2011 году.
График заездов Название программы Цели и задачи
25.01.11
14.02.11
«Зимние приключения в Берёзках» Цель
- организация деятельности ребят в условиях лагеря, которые обеспечивает развитие качеств воспитанников (в том числе и коммуникативных) для их самореализации.
Задачи:

- оздоравливание детей.

16.02.11 –
08.03.11
«Спорт для всех» Цель
– сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, находящихся в лагере на отдыхе.
Задачи:
- создать условия, позволяющие проявить свои личностные интересы и потребности, физические, интеллектуальные и творческие возможности для каждого ребёнка;
-воспитать у детей осознанную мотивацию к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности;
- оздоравливание детей.

10.03.11 – 30.03.11

«ШИК»
(школа информационных компетенций) Цель
- содействие формированию информационно-коммуникативных компетенций.
Задачи:
- дать первоначальные навыки журналистской деятельности;
- развивать личную инициативу воспитанников, предоставляя возможность публично выступить;
- развивать коммуникативные качества воспитанников;
- оздоравливание детей.

01.04.11 – 21.04.11

«Книжная галактика» Цель
– содействие формированию у детей потребности к чтению литературы разных жанров.
Задачи:
- расширить сферу познавательных интересов через знакомство с современными периодическими изданиями;
- способствовать развитию творческих, в т.ч. коммуникативных, способностей детей через освоение технологий словотворчества;
- оздоравливание детей.
23.04.11 – 13.05.11
«Ты - Лидер» Цель
– создание условий для развития лидерского и творческого потенциала у детей и подростков игровыми приемами и средствами.
Задачи:
- создать условия для оздоровления и отдыха детей;
- создать условия для деятельностного общения участников смены, для обогащения жизненного опыта подростков;
- предоставить возможность для раскрытия творческого потенциала и роста каждого участника смены, а также для его самореализации и самораскрытия;
- организовать сочетание индивидуальных и командных состязаний, соревнований, познакомить и организовать обсуждение представленных в ходе смены современных форм досуга

15.05.11 – 04.06.11 «Экологический бумеранг» Цель
- формирование активной гражданско-патриотической позиции подростка посредством освоения им основ экологической культуры, творческо-коммуникативного самовыражения.
Задачи:
- продолжить освоение подростками экологических знаний;
- создать условия для приобщения к природоохранной деятельности через включение в конкретную деятельность;
- оздоравливание детей.
06.06.11 – 26.06.11
«Вокруг Света за 21 день»(по странам и континентам) Цель
– создание условий для ознакомления детей с культурой и традициями разных стран мира.
Задачи:
-обеспечить формирование толерантности к культуре и традициям других народов;
- обеспечить возможность для творческо- коммуникативного самовыражения подростков;
- развить лидерские способности;
- оздоравливание детей.

28.06.11 – 18.07.11
«Страна рекордов» Цель
– сохранить и укрепить здоровье детей и подростков, находящихся в лагере на отдыхе.
Задачи:
- обеспечить активный, эмоционально насыщенный отдых воспитанников;
- создать в лагере условия, позволяющие проявить свои личностные интересы и потребности, физические, интеллектуальные, коммуникативные и творческие возможности для каждого ребёнка;
- создать в детско-подростковой среде условия формирования устойчивого и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью;
-обогатить практический опыт подростков и развить инициативу в организации коллективной физкультурно-спортивной деятельности;
-воспитать у детей осознанную мотивацию к осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивно-состязательной деятельности и овладению практических навыков выполнения различных процедур и способов оздоравления;
-обеспечить условия применения приобретённых знаний и двигательного опыта в режиме дня лагеря, активного отдыха и досуга.

20.07.11 – 09.08.11
«Оркестр талантов» Цель
- организация деятельности ребят в условиях лагеря, которые обеспечивает развитие качеств воспитанников для их самореализации.
Задачи:
- включить каждого воспитанника в активную, познавательную, творческую и развлекательную деятельность;
- создать информационное поле, освещающее деятельность детских творческих объединений г.о. Новокуйбышевск;
- оздоравливание детей.

11.08.11 – 31.08.11 «Страна Светофория» Цель
– совершенствование форм и методов, в т.ч. коммникативного характера, пропаганды Правил дорожного движения среди детей.
Задачи:
- активизировать деятельность отрядов ЮИД;
- создать городское объединение отрядов ЮИД;
- оздоравливание детей.

09.09.11 – 29.09.11

«Школа выживания» Цель
- содействие в приобретении знаний и практического опыта и коммуникативных навыков коллективного проживания в походных условиях.
Задачи:
- содействовать приобретению участниками полезных прикладных навыков и знаний;
-создать в подростковой среде условия социализации, комфортного психологического микроклимата, коллективного взаимопонимания и взаимодействия через развитие коммуникативных навыков.
- оздоравливание детей.
01.10.11 – 21.10.11 «Фольклор-ная шкатулка» Цель
- воспитание бережного отношения к народной культуре, языку, стремления узнать об истории предков, их обычаях, обрядах.
Задачи:
- познакомить детей с традиционными праздниками народов России, их легендами, традициями и обрядами;
-вызвать у детей интерес к народному творчеству;
- оздоравливание детей.
23.10.11 – 13.11.11
«Последний герой»
Цель – формирование и актуализация психологической готовности у детей в экстремальной ситуации.
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, творческой деятельности детей и подростков в условиях загородного лагеря;
- формировать навыки безопасного поведения в условиях самостоятельной жизни в лагере, обучить навыкам выживания в экстремальных ситуациях;
-оказать помощь детям в освоении новых социальных ролей и накоплении опыта самоорганизации деятельности в том числе и через развитие коммуникативных навыков;
- оздооравливание детей.
15.11 11 – 04.12.11 «Путешест-вие в страну вежливости» Цель
-воспитание доброжелательного отношения к окружающим,
нравственных основ культуры поведения.
Задачи:
- познакомить детей с правилами этикета;
- воспитывать толерантность;
- развить умение общаться в коллективе;
-развивать творческие способности;
- оздоравливание детей.

06.12.11 – 26.12.11 «Дорога к здоровью» Цель
- сохранение психического и физического здоровья детей и подростков.
Задачи:
-способствовать развитию умения преодолевать трудные жизненные ситуации;
- формировать, используя коммуникативные навыки, чёткие позиции, оценочные суждения в отношении вредных привычек;
- оздоравливание детей.

Приложение2

В былые времена, в старинные годы.…Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга.…Но ничто не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость, всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сёстры, дочери? Не забрать их с собою! И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли.…Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция – вставать в круг - дружбы. Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В кругу есть свои традиции и свои законы:
Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся дружбы круг.
Тут лишь о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи, а слева на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг неразрывный нельзя разорвать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.
Эти правила объясняются очень просто. Правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие дружеские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре – кто же ходит по сердцам. А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.
Легенда о "Берёзках".
Вот уже 40ой летний сезон подходит к финишу. Столько детей поправили своё здоровье, да и просто отдохнули, набрались сил и зарядились положительной энергетикой в лагере. Дети приезжают, а, уезжая, оставляют свой звонкий смех и свои сказки, стихи и легенды о «Берёзках». Вот и 6ой отряд посвятил свою легенду лагерю.
Территория, где сейчас расположен детский оздоровительный лагерь «Берёзки» принадлежала богатому купцу Степану Фёдорову, у которого было 11 дочек-лебёдушек. Девушки, как на подбор: стройные, белокурые, кудрявые, синеглазые и чернобровые. Ни дать, ни взять, просто красавицы. А уж как отца любили, об этом просто так не расскажешь. Отец же в своих доченьках души не чаял! Не мог наглядеться, нарадоваться. Собрался как-то Степан в город по своим купеческим делам, а дочери его просили привезти им подарочков. Старшие заказали новые наряды, средние лакомства заморские, а младшие игрушки диковинные, только самая тихая, заботливая и ласковая дочка Настенька просила отца привести ей серёжки. Конечно, добрый и внимательный отец для доченек подобрал подарочек, так что каждая из них осталась довольна. А когда вечером собрались за столом ужинать, каждая хвалилась своей обновкой и только Настенька скромно и молча сидела возле отца и улыбалась. Тут все сёстры увидели, как ярко сияют серёжки в ушах Настеньки. Всем захотелось примерить украшение, а, примерив никому, не хотелось расставаться с серёжками. Что тут началось, сёстры начали ругаться, спорить, чуть не подрались! Отец уговаривал дочек помириться, жить в согласии и носить серёжки по очереди, но дочери словно сошли с ума. Степан не выдержал и проклял их. Сестры обратились в стройные берёзки, а Степан не смог снести своего горя и утопился в озере. Это самое озеро становиться с каждым годом всё больше и глубже, так как оно заполняется слезами, которые проливают дочери-берёзки. А сами эти берёзки каждую весну наряжаются и украшают себя прекрасными серёжками, которые напоминают о случившемся несчастии. Своей легендой ребята хотят показать, как важны мир, понимание и щедрость и желают, чтобы не было на земле жадности и зависти!!!
Библиография
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г.Асмолова.- М. Просвещение,2010.
2. «Лето звонкое, будь со мной». Методические рекомендации в помощь организаторам летнего досуга детей и подростков. - Самара,2010.
3. Брудный А.А. Понимание и общение.- М., 1989.
4. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.- М, 1989.
5. Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – Волгоград, «Панорама», 2006.
6. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.- Москва,2005г.
7. Коммуникативные технологии в школе.Секреты эффективного общения. Из опыта работы.- Автор-составитель О.Я. Воробьёва.Волгоград, «Учитель», 2008.
8. Курс «Основы эффективного общения».- http://www.youngmedia.freenet.kz
9. Лисина М.И. Потребность в общении.- М, 1986.
10. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.- М, 2007.
11. Любимов А. Основы общения: стратегия эффективной коммуникации. – www.psylive.ru
12. Педагогическое диагностирование в воспитательной работе детского оздоровительного лагеря. Методическая разработка. –
Сост. Макарова Т.Е. Самара,2009.
13. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века.- М, 2000.
14. Усачёва И.С. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. – М.,2002.
15. Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия». Учителю, воспитателю, вожатому. – М, 2001.
16. Эриксон Э. Детство и общество. Спб, 1996.

Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками.

1 ступенька

· Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;

· создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой;

· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

· учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;

· формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);

· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;

· учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы.

2 ступенька

· Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

· учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.



· упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;

· понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;

· учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями;

· объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

3 ступенька

· Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;

· побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;

· учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот - зевнуть, вытянуть губы

· подуть, показать язычок - «а-а-а» - не болит ли горлышко;

· побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;

· учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;

· организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия - построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

4 ступенька

· Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;

· использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;

· развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;

· учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники». «Мы гуляем»;

· объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п.;

· учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Развитие речи

1 ступенька

Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач:

· ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;

· учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т. п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;

· учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.

· В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поет мама»; «Уа-уа» - плачет малыш» и т. п.;

· следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.

2 ступенька

В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им.

Лексика

· Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»;

· обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных - названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т. д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т. д.;

· учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

· в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него;

· побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;

· закреплять умение выполнять простые инструкции.

3 ступенька

Фонетико-фонематическое развитие:

· повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.

В импрессивкой речи:

· узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;

· учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.

В экспрессивной речи:

· Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А. К. Марковой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;

· побуждать к высказыванию просьб («Дай», «Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);

· учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);

· учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;

· учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай маме куклу», «Покажи маме мячик»);

· словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме.

В плане формирования синтаксической стороны речи:

· Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду.» «Собачка лает.»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);

· учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу.»);

· понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»).

4 ступенька

Развитие фонематических процессов;

· совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях;

· учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);

· учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, X), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Обогащение словаря:

· в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять наиболее употребительные названия одеж ды, мебели, посуды, домашних и диких животных;

· учить понимать и использовать глаголы с противоположными значениями: надень - сними, застегни - расстегни, завяжи - развяжи, повесь - сними, достань - убери, открой - закрой;

· понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (новый, грязный, мокрый, сухой, чистый);

· в активной речи использовать притяжательные местоимения (мой, мой, твоя), числительные (один, два);

· в импрессивной речи понимать указания, обозначающие пространственные отношения («поставь на стол», «положи в ящик», «посмотри вверх», «посмотри вниз»).

Формируя морфологическую систему языка, целесообразно:

· учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять существительные в форме родитель ного падежа в значении частичного объекта, в форме да тельного падежа в значении лица, которому передается действие;

· учить понимать существительные в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места;

· понимать согласование в роде прилагательных с именем существительным (белый кот, белая кошка);

· понимать значение приставок некоторых глаголов (подойди, отойди, уехал, приехал, ушел, пришел и т. п.);

Формируя синтаксическую систему языка, следует:

· включать в импрессивную и экспрессивную речь словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные нераспространенные предложения (существительное + глагол);

· учить диалогу, отвечать на вопрос «Кому?», употребляя существительное в дательном падеже, побуждать обращаться с просьбой, вопросом;

· учить вопроизводить по подражанию предложения структуры субъект-предикат-объект («Я кушаю кашу»), предикат-объект-объект («Дай зайке морковку»);

· учить понимать инструкции, противоречащие показу, понимать ряд последовательных инструкций, понимать песенки, потешки-четверостишья, сопровождать их выразительными движениями, формируя звуковую культуру речи, по мере возможностей формировать произношение свистящих [с], [с"], [з], [з"].

Итак, к концу года пребывания в диагностической группе предполагаются следующие достижения детей:

Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.

В плане речевого развития - активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге - ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

Выполнение орудийных действий - использование бытовых предметов с учетом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности - практическими пробами и примериванием.

Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» ит. п.), величине (недифференцированные предметы: большой - маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один - много).

Воспроизведение темпа вдвижениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.

Координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М. 1982. 125 с.

2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999. 63 с.

3. Венгер Л. А.,Пилюгина Э. Г.,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.1988.

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.1984. 256с.

5. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М. «Просвещение», 1973.

6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства Для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978. С. 243-267.

7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.1993. 198 с.

8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. 303 с.

9. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. 1994. 228 с.

Одним из видов декорирования является создание барельефа. Барельеф – это объемные изображения на стенах. В качестве барельефных рисунков могут выступать цветы, образы животных и различные узоры.
Нанесение барельефного изображения на стены и потолки требует умения наносить рисунки на поверхности, с последующим наложением на них объемной лепки.

Для создания объемного рисунка первым делом необходимо выровнять стену. Для этой цели по всей площади, имеющей неровную поверхность, нужно положить листы гипсокартона. В таком случае делается профильный каркас, на который будут устанавливаться листы. Таким образом, при помощи каркаса и гипсокартона создается ровная стена.

Хобби. Что это такое?

Никто не знает нас лучше всего, чем мы сами себя. На первый взгляд запутанное выражение. Но если в него вдумчиво вчитаться, то написанное действительно правда. Только мы сами можем дать конкретный и ясный ответ на вопрос: кто мы в этой жизни и чего хотим добиться или достичь. Окружающие люди часто оценивают наши поступки, слова манеру поведения и т.д. Однако они не могут расписываться за наши вкусы, интересы, предпочтения. Следовательно, мы сами определяем для себя, чем хотим заниматься в жизни и что нам интересно. На протяжении долгих лет человеческие увлечения называют одним словом - хобби. В данной статье будут даны ответы на следующие вопросы: Что такое хобби? Каких видов оно бывает? Какая польза от хобби?

(lena . gretzova @yandex.ru)
Грецова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением (М. Цицерон)

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является личностно-деятельностный подход, предполагающий опору на субъективный опыт учащегося, актуальные потребности и возможности учащихся. В связи с этим остро встает вопрос об организации приемов и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.

Формирования коммуникативных умений необходимы для успешной самореализации личности на всех этапах образования.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений учащихся позволит в совокупности с другими универсальными действиями повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений - это умение

Раскрывать тему, основную мысль;

Находить материал к высказыванию;

Систематизировать материал, собранный к высказыванию;

Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

Высказывать собственное отношение к происходящим событиям.

Для развития коммуникативных умений педагог должен следить за речью учащихся, добиваться полных ответов, учить вести диалог, учить слушать задание, совершенствовать навыки работы в группе, в парах, проводить отбор учебного материала, выделять главное и второстепенное, учить детей высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Коммуникативная культура учащихся в настоящее время заметно снизилась. Словарный запас очень скуден. Учащиеся не умеют слушать и слышать собеседника, понимать содержание чужих текстов, с трудом оформляют свои мысли в тексты.

Все это сказывается и на освоении предметных знаний и умений и на качестве знаний в целом. Обучая детей, нужно создавать особое пространство учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения.

Ребенок, работая в группе, постепенно учится общаться, отвечать за свою деятельность перед группой, договариваться при возникающих противоречиях, развивает умение понятно излагать свои мысли,формулировать выводы.

Принципиально меняется позиция учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учениками, организует коммуникацию, является организатором рефлексии. Умение слушать, слышать, понимать определяется через то, умеет ли ребенок после прослушанного задать какие-либо вопросы, высказать свою точку зрения.

Проверка сформированности коммуникативных умений на уроках может строиться на основе изучаемого материала или путем воспроизведения учащимися наиболее типичных ситуаций общения и решения конкретных коммуникативных задач.

Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Контроль - это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен и способен выполнить свои функции, когда организуется и проводится с учетом специфики учебного предмета, когда правильно определены объекты контроля.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам общения.

Серьезное внимание при формировании коммуникативных умений следует уделить работе с текстом. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля. Для повышения качества образования необходимо формировать коммуникативную компетентность.

Учитель старается создавать условия, когда учащиеся высказывают свою точку зрения и понимают изучаемый материал. Необходимо сформировать у учащихся правила коммуникативных норм в рамках задаваемых вопросов (корректность, проговаривание смысла содержания обсуждаемой темы и другое).

Особо хочется отметить необходимость уметь разбивать текст на микрочасти, выделять микротемы и определять основную мысль каждого отрезка текста, т.к. целостное восприятие текста у ребенка затруднено, поэтому такая форма работы способствует выделению главного, определению понятного и непонятного, формулированию вопросов на понимание и обсуждение. После длительной и кропотливой работы учащиеся успешно справляются с предложенными заданиями. Трудность учащиеся испытывают в заданиях, где нужно дать аргументированный ответ, используя дополнительную информацию, потому что у учащихся круг знаний или не всегда достаточен, или же они не могут применять материал, накопленный при усвоении других тем.При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся необходимо учитывать следующие принципы:

Ситуативность;

Коллективное взаимодействие;

Жизненная ориентация обучения;

Личностно ориентированная самостоятельная работа;

Вовлечение детей в коммуникативную деятельность.

Выделенные принципы реализуются в приемах: 1) ролевого общения; 2) дискуссионного общения; 3) формирования ориентировочной способности учащихся; 4) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).

Возраст 6-10 лет эффективен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2010 (а).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru .

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.

4. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. М.: 2008 г.

5.. Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1990 г.

6. Ярулов А.А. Структура занятий индивидуально - ориентированного способа обучения.//Школьные технологии. Научно - практический журнал школьного завуча, 2005 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь