Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Методика обучения детей рассказыванию

Подготовила: заместитель заведующего по ОД И.Р. Чернущик

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения определены программой «Пралеска».

Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).

Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти - ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа - в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других - составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Составление разного вида рассказов - наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача воспитателя - научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.

Остановлюсь на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.

Вопросы, речевой образец, указание - ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.

Задача воспитателя - подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.

Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.

Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Речевой образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.

В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.

Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.

В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.

Рассказывание по картине.

Требования к картине:

  • интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • Реалистическое изображение.
  • Картина должна быть высокохудожественной.
  • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
  • Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  • составление описательного рассказа по предметной картине;
  • составление описательного рассказ по сюжетной картине;
  • придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
  • составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
  • творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требования к рассказам детей:

Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут составить связное описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Обычно в практике работы занятия по обучению рассказыванию по картине вызывают значительные трудности.

Для того, чтобы дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. При помощи вопроса нужно выделить центральный образ на картине: «Кого вы видите на картине?»

Вопросы воспитателя в данной возрастной группе являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определить действия, качества, свойства предметов.

Правильно, последовательно поставленные вопросы обеспечивают целостность восприятия картины, помогают детям сделать правильный вывод.

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей.

Занятие завершается обобщающим рассказом воспитателя и дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.

В практике работы обучение рассказыванию по картине вызывает определенные трудности. В основном это вызвано методическими ошибками, которые допускают воспитатели, проводя такие занятия. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине?» А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к детям с одними и теми же словами; « Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета девочка. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Большое значение имеет речь педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

На занятиях по рассматриванию картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

Цели:

  1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
  2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия:

Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Часть 2 . Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия - беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.

Используются дидактические игры с предметными картинками :

*подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

* игра «Прятки» (картинки прячут - расставляют по разным доступным местам, дети находят их, приносят, называют).

Возможно чтение воспитателем какого- либо авторского рассказа.

Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней.

Очень важно мотивировать речевую деятельность детей.

Можно предложить внимательно посмотреть на картинку, запомнить ее, а дома нарисовать.

К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

* Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

* Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;

* Использование литературных и художественных вставок.

Возможные приемы:

* Игра «Расскажи кукле».

* Выбор объекта описания;

* Показ игрушки, идентичной персонажу картины;

* Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).

* Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).

В средней группе цель обучения рассказыванию по картине остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к 4-5 годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.

В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По- прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы воспитателя.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним -двумя словами. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детей в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале надо дать пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь на речево й образец.

Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Итак, при рассматривании картины в средней группе используются следующие методические приемы:

Показ картины;

Выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;

Образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);

Один из детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;

Рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;

Рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;

На протяжении всего занятия, данного вида, необходимо давать четкие указания о характере речевой деятельности - дети должны знать, что от них ждут рассказа о картине.

Применять прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его. Использовать речевой образец - пример короткого, но вполне законченного высказывания. Заканчивать занятие обобщающим рассказом педагога.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин в средней группе, дети упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они учатся сосредоточенно выслушивать рассказ педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов в старшей группе.

Итак цели занятий по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе следующие:

1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.

2.Развивать монологическую речь.

Виды рассказов по картине:

*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).

Характерные особенности занятий:

* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.

* Рассказывание по образцу («Расскажите, как я»).

Требования к рассказу - образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.

*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.

* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).

Структура занятия:

*Рассматривание картины;

* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;

*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Рассказ по серии сюжетных картин:

*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

В старшей группе при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и др.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

В конце краткой беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).

В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).

Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий - воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Методика составления рассказа по картине в старшей группе:

Рассматривание картины сопровождающееся беседой;

(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);

В ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;

Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»

После ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.

Общая все сказанное хочу отметить: занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
  2. Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
  3. Учить составлять связной рассказ.
  4. Активизировать и расширять словарный запас.
  5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Характерные особенности занятий:

  • Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
  • Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
  • Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
  • Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).

Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:

  • начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
  • Начинает один ребенок, продолжает другой.

Составление описательных рассказов (методика):

*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).

* Характеристика самого существенного и деталей.

* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.

* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.

* Составление коллективного рассказа по картине:

Дети придумывают, что с героями было раньше.

Излагают события, изображенные на картине.

Придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.

* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?

* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.

Творческое рассказывание по картине:

В порядке возрастания сложности:

* составление рассказа с добавлением последующих событий.

* составление рассказа с заменой объекта.

* составление рассказа с заменой действующего лица.

* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

* составление рассказа с добавлением объекта.

* составление рассказа с добавлением действующего лица.

* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

* составлением рассказа с изменением результата действия.

* составление рассказа со сменой времени действия.

Составление рассказа по картине:

ПРИЕМЫ:

  • перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
  • при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
  • При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
  • Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.

Планирование творческого рассказа:

*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.

* обсуждение замысла.

* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.

* построение плана изложения (можно в графическом варианте).

* установление объекта для прямой речи.

* придумывание заголовка к рассказу.

ПРИЕМЫ:

  • объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
  • ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана (рисунки - символы основных этапов повествования).
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе - образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа:

  • в соответствии с целью занятия.
  • такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

Рассматривание пейзажных картин.

  • предварительная работа - наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
  • При рассматривании целесообразны вопросы:

Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?

Почему художник так назвал свою картину?

Что художнику кажется интересным, красивым?

- «Про что?...», «О чем?..».

* использование музыки и поэзии.

* активизация опыта детей (Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).

* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.

* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.

* сравнение разных по настроению картин.

Рассматривание натюрмортов:

  • вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
  • Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
  • В конце года самостоятельное описание натюрмортов.

Рассказы из опыта.

В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.

Практика показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:

«Как мы следы осени искали»; «Зимние забавы», « Как мы провели лето» и др.

Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок принес», «Мой лучший друг», « Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.

Здесь важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы, сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об игрушках и о том, как интересно с ними играть Затем дать образец рассказа: « Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был медвежонок. Он был плюшевый, пушистый, мягкий. Я любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать. Когда медвежонок «просыпался», я учила его умываться, а затем начинала с ним играть: раскладывала картинки и рассказывала что на них нарисовано. Мне было весело и интересно».

На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.

Закончив свое описание, сделать короткую паузу, а затем объяснить, что рассказ состоит из двух частей и раскрыть смысл каждой части: « В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказывала об игре с любимой игрушкой».

Для лучшего усвоения образца можно повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.

В заключение беседы дать конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать о своей любимой игрушке, постарайтесь сначала подробно сказать все о ней (как она называется и чем интересна), а потом расскажите, как вы с ней играете».

На обдумывание рассказа дается некоторое время.

Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит, можно его спросить, о какой игрушке он хочет рассказать и помочь начать рассказ: «Я очень люблю игрушку самолет…»

Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».

Выслушав выступление ребенка, проанализировать и оценить его рассказ, привлекая к этому всю группу. Задать вопросы с помощью которых дети выразят свое впечатление, выскажут мнение. Затем воспитатель должен сам кратко и четко характеризовать рассказ. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.

В конце занятия (после того как пять - шесть детей выступили с рассказами) еще раз подчеркнуть, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и посоветовать более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.

Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим.

ПЕРЕСКАЗ.

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.

Начиная с раннего возраста детям необходимо систематически рассказывать сказки, читать рассказы, стихи с тем, чтобы произведения художественной литературы оказывали положительное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе учат детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводят их к воспроизведению текста.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы должны целиком определять полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с воспитателем, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Начиная со средней группы программой «Пралеска» предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу.

Выбор литературно-художественных произведений - важнейший вопрос методики обучения.

Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих - новые, только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.

Надо учитывать, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения, поэтому на качестве их пересказа непосредственно отражается степень осмысления и эмоционально-эстетического освоения литературного материала, его содержания и формы.

Методика проведения занятия по пересказу сказки в средней группе следующая:

  1. Предварительная беседа о знакомой сказке с использованием иллюстраций.
  2. Чтение сказки.
  3. Беседа по вопросам.(если сказка детям мало знакома, повторное чтение)
  4. Пересказ сказки детьми (если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа оценивает речевые действия ребенка)
  5. Обыгрывание сказки. Педагог сопровождает чтением текста действия детей.

После занятия выставить в книжный уголок книжку с данной сказкой, чтобы дети в любое время могли рассмотреть иллюстрации.

Таким образом, упражняясь в пересказе знакомых сказок и рассказов, ребенок накапливает первоначальный опыт воспроизведения литературных текстов. В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая - пересказу.

Например, занятие по пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Гуси».

Цель : учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа : рассматривание картины «Гуси и утки» из серии «Домашние животные». При рассматривании и ее описании ввести слова и словосочетания из рассказа.

Методика проведения занятия :

  1. Напомнить о картине и предложить послушать рассказ «Гуси». Выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями прочитать текст.
  2. Краткая беседа по вопросам. Побуждать отвечать на вопросы словами текста рассказа.
  3. Повторное чтение рассказа.
  4. Пересказ текста 3 -4 детьми. Если ребенку трудно начать пересказ, нужно помочь ему произнести первую фразу причем с такой интонацией, которая бы побуждала ребенка включиться в пересказывание.

По окончании пересказа отметить, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. Дать конкретные советы, например предложить произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее. Следуя указаниям воспитателя, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях.

Дети часто воспроизводят текст с существенными пропусками. Поэтому надо учить их давать описание ближе к тексту и более полно. Однако если и после напоминания ребенок делает пропуски в тексте, можно обратиться ко всей группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать пропущенный текст.

Распространенной ошибкой при пересказе является замена авторских словосочетаний, оборотов своими словами. В этом случае педагог напоминает текст и предлагает вслед за ним правильно произнести словосочетание из текста.

Следует помнить, что дети могут перенимать ошибки друг от друга, поэтому очень важно своевременно исправлять те речевые проявления, которые засоряют пересказ.

Очень часто в пересказах дети опускают конец текста. В этом случае можно сказать: «Ты не до конца, рассказал. Чем все закончилось? Вспомни».Если ребенку это трудно сделать, можно привлечь других детей или зачитать заключительные строки текста, нацелив рассказчика и всю группу на завершение пересказа.

Таким образом, с помощью различных приемов необходимо учить детей воспроизводить материал рассказа полно, без пропусков, искажений, побуждать оперировать языковым материалом текста, вырабатывать навыки связной выразительной речи.

Для руководства процессом пересказывания применяются различные педагогические приемы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.

Для того чтобы дети хорошо освоили материал произведения, можно в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставляя детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.

В старшей группе задачи по пересказыванию следующие: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умениями правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Дети старшего дошкольного возраста при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. При обучению пересказу сказки используются следующие приемы:

1.Чтение один или два раза текста.

2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.

3. Повторное чтение сказки

4.Пересказ содержания детьми.

Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям - один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий - заключительную часть текста.

Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.

После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу - придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.

Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал.

При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу.

Конспект НОД по обучению детей творческому рассказыванию

Тема «Придумывание продолжения и завершения рассказа

«Как Миша варежку потерял»

Программное содержание

1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.

2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.

4. Речевые задачи.

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.
Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.
Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.
Подготовка к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».
Предшествующая работа : словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».
Ход занятия.
1 часть. Вводная часть.
1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.
2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.
3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.
2 часть. Основная часть.
Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».
Он потерял варежку (где, когда, почему?)
Он нашел варежку там… (где).
Он нашел варежку тогда (почему).
Миша нашел варежку потому что.
Мише стало радостно от того.
Миша стало так радостно.
Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)
После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:
1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.
Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).
2. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:
- Как Миша потерял варежку?
- Нашел ли он ее?
- Кто помог Мише ее найти?
- Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.
3. Рассказы детей (5-6 рассказов).
При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:
- напомнить вопросы плана;
- подсказывающие и направляющие вопросы;
- оценка детских рассказов воспитателем;
- оценка рассказов детьми;
- выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.
3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).
1) Запечатывание конверта.
2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.
3) Анализ детских рассказов.
4) Приход почтальона и отправление письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

ОО Коммуникация.

Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба» », город Качканар, Свердловская область.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.

Создавать условия для:

  • совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
  • проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:

Создавать условия для:

  • развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
  • развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.

Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других) . Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Ход занятия.

Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)

Кузя, ты где?

Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)

Что случилось, Кузя?

У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю) .

Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка) .

Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных - (Золушка, Мальвина…) , отрицательных - (баба Яга, змей Горынович…)

Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

- Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка) :

«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать».

Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.

Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают) .

Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают) .

Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась

Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.

Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Тема: «Сказки, найденные в траве»

Образовательная область "Речевое развитие"

Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край.
Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данная разработка будет интересна воспитателям ДОУ и родителям, для индивидуальной работы с детьми дома.
Цель: научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей сочинять короткие сказки на заданную тему, передавая идею и содержание.
2. Закреплять структуру сказки, уметь пользоваться мнемосхемами в процессе работы.
3. Совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.
4. Активизировать и пополнять словарный запас детей
5. Помогать правильно строить сложные предложения, использовать в речи предлоги.
6. Развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.
7. Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире.
8. Воспитывать культуру речевого общения, эмоциональный отклик на просьбы, обращенные к детям.

Современные образовательные технологии: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, проектор, экран, презентация;
-конверт с карточками для игры «Четвертый лишний»;
-магнитная доска, на ней - ромашка из бумаги, на разных частях ромашки прикреплены магнитами изображения насекомых;
-мнемосхема составления сказок;
-видеокамера или фотоаппарат;
-карандаши, фломастеры, мелки, краски и др. материалы для рисования.
Предшествующая работа: чтение сказок, беседы о структуре и содержании сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство и работа с мнемосхемами по составлению рассказов и сказок, экскурсия в библиотеку, театрализованная деятельность, знакомство с различными насекомыми и особенностями их жизнедеятельности, наблюдения в природе.

Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу.
Воспитатель. Какой сегодня чудесный майский денек! Теплый, солнечный. Вся природа уже проснулась: на деревьях распустились листья, цветут цветы и поют птицы! Даже самые маленькие жители нашей планеты и те радуются погожему дню и снуют, снуют каждый по своим делам.
Воспитатель. Кто это такие? Подскажите мне, пожалуйста.
Дети: Насекомые.
Воспитатель. Назовите известных вам насекомых.
Дети: бабочки, мухи, муравьи, пчелы, кузнечики и т.д.
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, поиграть в необычную игру «Если бы я был ….»
(Проводится коммуникативная игра «Если бы я был…». Дети становятся в круг и берутся за руки. По примеру воспитателя каждый ребенок начинает фразу со слов «Если бы я был бабочкой (муравьем, жуком, шмелем и т.д.- каждый подставляет свое), я бы сейчас… (дальше дети придумывают, чтобы они сделали, будучи выбранным насекомым).
(Для усложнения и разнообразия игры можно использовать показ слайдов с насекомыми. Ребенок произносит «Если бы я был…, видит на экране картинку и рассказывает от лица того насекомого, которое ему досталось)
Воспитатель. А если я была бы пчелой, я бы принесла вам вот такой конвертик с загадками.
(Воспитатель достает конверт, в котором находятся карточки для игры «Четвертый лишний». Проводится игра)

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель показывает карточку, дети должны определить лишнее и объяснить свой выбор.
- жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Воспитатель. Хорошо справились, ребята. Если бы я была пчелой, я бы осталась вами довольна!
Воспитательль. Насекомые не могут долго сидеть на одном месте. Пришло время размять свои лапки и крылышки!
(проводится физминутка)

Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)

(По ходу физминутки дети приближаются к магнитной доске, на которой прикреплена большая ромашка, а вокруг нее, на ней, под ее листьями и лепестками размещены изображения насекомых)
Воспитатель. Какая чудесная у нас ромашка. И нравится она не только нам. Посмотрите, сколько вокруг нее гостей собралось! Расскажите мне кто где находится.

Игра «Закончи предложение».
Муравей сидит… (около цветка)
Божья коровка… (ползёт по листу)
Шмель спрятался…(под листом)
Гусеница сидит…(на цветке)
Бабочка порхает…(над цветком)
Жук сидит…(под цветком)
Стрекоза летает…(около цветка)

(Раздается звуковой сигнал сообщения)
Воспитатель. Ребята, нам пришло какое-то сообщение. Нужно посмотреть, вдруг это важно!
(На экране появляется текст письма)

Дорогие ребята!
Пишет вам кузнечик Кузя. Я попал в очень неприятную историю. Однажды я сидел возле дома лягушки и очень громко стрекотал и тем самым мешал ей спать. Я так увлекся, что не заметил проснувшуюся лягушку. Она подкралась ко мне и схватила меня. Я вырывался, кричал, умолял, что больше не буду, но все зря – лягушка держала меня мертвой хваткой. Тогда я сказал лягушке, что буду каждый вечер рассказывать ей сказку, а она меня отпустит. Квакухе это понравилось и она меня отпустила. И вот теперь я каждый вечер прихожу на болото и рассказываю ей одну сказку.
Но вот беда. Я уже рассказал все сказки, которые знал. Помогите мне, подскажите, что делать?
Ваш Кузя.

Воспитатель. Вот это да… Действительно неприятность. Не подумал Кузя о том, что громкий стрекот его может кому-то мешать. Ну да что ж теперь делать, нужно выручать друга из беды. Давайте подумаем, чем мы можем помочь ему.
(Дети предлагают свои варианты помощи.)
Воспитатель. А если мы сочиним для Кузи новую сказку, запишем ее на видео и отправим ему? Что вы скажете?
Дети. Согласны! Давайте сочинять!
Воспитатель:
- Чем отличается сказка от рассказа?
- Из каких частей состоит сказка?
- С каких слов может начинаться сказка?
- О чем говорится в зачине сказки (кульминации, концовке)?
- Кто может быть героями сказок?
Воспитатель. Раз мы сегодня говорили о насекомых, так давайте и сказку о них сочиним! Для начала нужно решить, кто у нас будет главным героем.

(Проходит обсуждение и выбор главного героя сказки)
Воспитатель. Замечательно. А что бы вам было легче придумывать сказку, у нас есть вот такие карточки-схемы, которые помогут вам правильно справиться с задачей.
(Рассматривают мнемосхему составления сказок)
Воспитатель. По-моему, ничего не забыли. Можно начинать! Я вам еще немного помогу – начну первая рассказывать, а вы продолжите.
Жила-была на свете маленькая пчелка Майя. Она жила в своем доме-улье со множеством братьев, сестер, дядей, тетей и другой родни. Целый день пчелы сновали туда-сюда: то улетали куда-то, то возвращались. А Майе было скучно сидеть в улье, ведь она была еще маленькая и ее не выпускали на улицу.
1-й ребенок.
Но вот однажды позвала Майю королева-пчела и сказала ей: «Майя, ты уже подросла и тоже должна трудиться вместе с другими пчелами. Вот тебе ведерки, отправляйся собирать сладкий нектар с цветов. Да смотри хорошенько запомни свой улей, чтобы не заблудилась!»
2-й ребенок.
Майя от радости три раза перекувыркнулась в воздухе, схватила ведерки и, не дослушав королеву, пулей вылетела на улицу. Там она увидела голубое - голубое небо, зеленые-зеленые деревья, разноцветные цветы. Майя веселилась и не заметила, как наступил вечер.
3-й ребенок.
Бросилась Майя искать свой улей, да не тут-то было. Все вокруг не знакомое, чужое! А солнышко так быстро садится. Уже и стемнело! Крылышки у Майи замерзли, лапки тоже. Села она на цветочек и заплакала.
4-й ребенок.
Вдруг пчелка услышала голос: - «Почему ты плачешь, малышка?» Сначала Майя испугалась, а потом поняла, что это цветок с ней разговаривает. «Я потерялась. У меня был дом, большая семья, а теперь ничего нет»,-ответила пчелка и заплакала еще сильней. «Не плачь»,-сказал цветок,-«Утро вечера мудренее. Ложись-ка лучше спать, а утром мы подумаем, как тебе помочь!» Цветок закрыл свои лепестки и Майя оказалась в уютной, теплой коробочке. Она почувствовала, что очень устала за день, легла в серединку цветка и быстро заснула.
Воспитатель. Хорошая сказка у нас получилась. Вам нравится?
Дети. Да. Но Майя не нашла еще свой дом! Она что, так и останется без дома?
Воспитатель. Замечательно, что вы заметили и спросили об этом. Я думаю, что мы с вами сможем придумать еще несколько сказок о приключениях пчелки Майи, прежде чем она найдет свой дом, но только в другой раз.
Дети. И Кузя будет рад, что мы не одну сказку ему отправим, а много.
Воспитатель. Конечно. А теперь я предлагаю вам, ребята, подумать и нарисовать того, с кем может встретиться Майя на своем пути. Кто ей поможет, а кто, возможно, и помешает искать свой дом. А пока вы будете рисовать, я запишу сказку и мы вместе потом отправим ее Кузе!
(Дети проходят к столам и рисуют. Материалы для создания своих изображений выбирают самостоятельно. Педагог нацеливает детей на создание своих собственных уникальных работ).
Так же можно сфотографировать рисунки и отправить их вместе со сказкой.

Программное содержание:

  • обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
  • обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
  • формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
  • воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.

Предварительная работа : знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек

Ход занятия
1. Организационный момент

Дети входят в зал , звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.

Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

Кислый лимон,

Сладкий чай,

Шоколадное …

Фруктовое варенье

Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.
2. Основная часть.

Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.

Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.

А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)

Дети: Это похоже на жезл, бинокль, подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.

А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)

Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)

Дети, какая была баба-яга?

Петя, какая она стала?

Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;

А вот и вторая загадка (развернуть ватман).

А на что сейчас это похоже?

Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.

А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).

Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?

Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.

Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,

Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство и красота. Давайте сказку нарисуем словами!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится

Ваша сказка впереди

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем гостю заходи!

Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.

На зеленой полянке растет «Чудо - дерево».

Какими словами обычно начинается сказка?

Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.

1. Прослушивание муз.произведения.

2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)

Какая музыка?

О ком или о чем может быть эта музыка?

Сколько должно быть героев?

Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)

Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.

Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?

Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)

А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).

Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.
3. Сюрпризный момент.

Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.

Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).

Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.

1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)

2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)

3. Топор («Каша из топора»)

4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)

5. Красная шапочка («Красная шапочка»)

6. Хрустальная туфелька («Золушка»)

7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)

8. Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)

9. Горошена («Принцесса на горошене»)

10. Перья («Гуси-лебеди»)

Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.

Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь