Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Алла Терашкович
Конспект НОД в младшей группе «Лаборатория неживой природы»

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

«Лаборатория неживой природы»

(младшая группа)

Проблема: Как познакомиться с неживой природой?

Исследуемый объект «Воздух».

Цель: формировать познавательную активность детей; продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам опять пришёл в гости наш друг Экоша. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются). Экоша принёс нам воздушные шарики (показывает воздушные шары – один хорошо надут, второй – наполовину, посмотрите какие красивые! Какого цвета эти шарики (дети отвечают). Хотите поиграть с шариками? (дети играют с шариками и в ходе игры выясняется, что с первым шариком играть лучше, так ка он легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Постановка проблемы: почему один шарик хорошо летает, а другой – плохо?

Дети вместе с воспитателем обсуждают причину различия в шариках и приходят к выводу, что один хорошо надут, а второй – нет, слабо.

Воспитатель: нам с Экошей так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, но только что для этого нужно сделать я не знаю, Экоша тоже не знает. Как вы думаете, ребята, как нам поступить? (дети выдвигают свои предположения и вместе приходят к выводу, что шарик нужно побольше надуть).

Воспитатель: Вы считаете, что шарик нужно ещё надуть? (ответы детей). А зачем его надувать, что находится внутри шарика? (воздух). А как же воздух попал в шарик? (его туда выдыхают).

Воспитатель: Давайте покажем Экоше, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Посмотри, Экоша, как наши ребята умеют вдыхать и выдыхать воздух.

2. Мотивационный момент:

Игра 1. Совместная детско-взрослая деятельность: (дети кладут руку себе на грудь)

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух, который вдыхаете и выдыхаете? (ответы детей). Конечно же, его никто не видит. Воздух – он невидимка. Давайте вместе посмотрим на экран (показ презентации про воздух)

3. Основной момент:

А как же нам с вами быть, мы же должны Экоше показать, что такое воздух? (предположения детей; воспитатель подводит детей к тому, что воздух можно почувствовать).

4. Практическая деятельность:

Опыт – игра 2.. Совместная детско-взрослая деятельность :

«Воздух в человеке».

Ребята, я хочу вам что-то показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка и воспитателя)

Что вы здесь видите?

Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, давайте вдохнём носиками, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутка: А сейчас я расскажу вам стишок про ветер и мы немного разомнёмся.

Физ. минутка:

Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;

Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;

Тает снег от лучей, садимся на корточки;

Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. идём большими шагами;

Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;

В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;

Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;

И отряхается. трясём руками;

А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;

И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;

садимся на корточки.

Воспитатель: Отдохнули? Ребята, я знаю одну тайну, хотите открою её вам? (ответы детей). Хорошо, слушайте! Вы знаете, что при помощи воздуха можно не только дышать, но и рисовать? Хотите попробовать? Тогда приступаем.

Игра-опыт 3. «Картинки из воздуха»

Детям предлагаются листы бумаги, на которые воспитатель капает каплю цветной воды, а дети дуют через соломинку на эту каплю и получают различные графические изображения.

5. Итоговый момент.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как воздух помог вам создать такие интересные работы. (дети показывают, у кого что получилось. Педагог смотрит, интересуется, на что похож каждый рисунок). Далее педагог подводит итог о том, что дети узнали про воздух:

Воздух постоянно нас окружает;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха невозможна жизнь

В конце совместной деятельности педагог хорошо надувает второй шарик и дарит детям веера для свободной деятельности.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Когда это бывает?"

Программное содержание:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о временах года; учить устанавливать связи между сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; развивать логическое мышление, внимание, память; учить правильно называть животных и их детёнышей в одном и множественном числе; воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к сезонным явлениям.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, фонограмма с записью мелодии, демонстрационные картинки «Зима – лето» и разрезные картинки к ним для игры, компьютерная презентация «Времена года», корзина, мяч.
Предварительная работа:
Экскурсии по территории детского сада в течение всего года, наблюдения за живой и неживой природой, чтение и заучивание литературных произведений о живой и неживой природе, обучение составлению рассказов – описаний по картинкам.
Словарная работа:
Берлога, нора, дупло, шубка, рыжая, серебристо-серая.

Дети сидят на стульях перед проекционным экраном.
Воспитатель: У меня для вас, ребятки,
Приготовлены загадки
А ответ на них скрывает
Что, когда и где бывает.
Вот вам первая загадка:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает –
Когда это бывает? (весной)
На экране появляется слайд с изображением весны.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, что не так в этой картинке? (Человечек одет не по погоде) Ещё совсем недавно весна только начиналась, а уже совсем скоро она закончится. Но какие перемены мы заметили! Давайте вспомним, как она начиналась(растаял снег, солнце стало светить ярче, появилась травка, прилетели птицы, набухли почки, появились первые насекомые) Перечислите насекомых, которых вы знаете (бабочки, пчёлы, осы, стрекозы, жуки)
Воспитатель: А сейчас, в конце весны, что мы наблюдаем? (Листья стали большими, птицы вьют гнёзда, насекомые опыляют цветы, день стал длинным, люди сняли тёплые вещи) Скажите, какие птицы с нами зимовали? (вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири) Как они называются? (зимующие) А назовите перелётных птиц, которые вернулись к нам из тёплых краёв? (скворцы, грачи, ласточки)
Давайте, вспомним стихотворение Плещеева «Сельская песня», которое мы недавно разучили. (Дети хором декламируют стихотворение)
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку:
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает –
Когда это бывает? (Летом)
На экране появляется слайд с изображением лета.
Воспитатель: Конечно, это наше любимое время года – лето. А в той картинке что не правильно (то же Человечек одет не по погоде) А за что вы любите лето? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь ещё одна загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю… (осень)
На экране – слайд с изображением осени.
Воспитатель: Да, ребята, это осень. И здесь есть ошибка, какая? (Человечек) А как мы узнаём, что наступила осень? (часто идут дожди, люди одеваются теплее, солнце реже выглядывает, листопад, птицы улетают в тёплые края, животные запасаются кормом и т.д.)
Воспитатель: И ещё у меня есть последняя загадка, отгадайте:
Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет –
Когда это бывает? (зимой)
На экране – слайд с изображением зимы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А здесь что не правильно? (Человечек) Кто любит это время года? А за что вы его любите? (ответы детей) А что ещё можно рассказать о зиме? (дни становятся короче, люди тепло одеваются, мороз, идёт снег, солнце не греет, растения и животные засыпают) Животные прячутся в домиках. Как называется домик белки? (дупло). Домик лисы? (нора) А у кого ещё так называется домик (у зайца, мышки) А как называется домик медведя? (берлога)
На экране картинки с изображением животных и их домиков.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Из – под экрана появляется «Чудо – корзина» с сюрпризами.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. А за то, что вы отгадали все загадки, вам сюрприз - эта «Чудо – корзинка», давайте посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достаёт из корзины мяч и приглашает детей в круг.
Воспитатель: Давайте сначала разомнёмся


Физкультминутка «Солнышко»
Утром солнышко встаёт,
Днём по небу катится,
Вечером вниз упадёт,
Ночью вовсе спрячется.


Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем в игру «Назови детёнышей». Я буду называть животное и бросать мяч, а вы мне будете называть детёнышей и возвращать мне мяч. Например:
- Лиса. А её детёныши – лисята
- Медведь (медвежата)
- Заяц (зайчата)
- Белка (бельчата)
- Ёж (ежата)

Воспитатель: А сейчас я буду называть животное, но назвать надо одного детёныша.
Например:
- Лиса (лисёнок)
- Медведь (медвежонок)
- Заяц (зайчонок)
- Белка (бельчонок)
- Ёж (ежонок)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с очередным заданием. А сейчас я вас приглашаю к столам, чтобы выполнить ещё одно задание. В нашей волшебной «Чудо – корзине» лежат картинки. Они все перемешаны. Девочкам надо будет отобрать все картинки с изображением лета и отнести их на стол слева, а мальчикам – с изображением зимы и отнести на стол справа. На столах лежат картинки – подсказки.


Дидактическая игра «Зима – лето».
Звучит музыка в аудиозаписи.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с работой, картины получились красивые, и вас ждёт сюрприз – на дне корзины лежат для вас конфеты, пойдёмте угощаться.

Презентация на тему: Времена года

Программное содержание :

1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.

3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к природе .

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.

Оборудование :

Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.

Словарная работа :

Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.

Раздаточный материал :

Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.

Ход занятия.

В.: Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.

Детки в садик все пришли

И друзей себе нашли.

Будем весело дружить,

Будем дружбой дорожить.

Здравствуй, Дима, Юля, Петя,

Здравствуйте, друзья на свете!

В.: Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она, отгадайте :

Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, зубы - сучки.

В.: Что же это?

Д.: Снеговик.

В.: Почему вы думаете, что это снеговик?

Ответы детей.

В.: Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.

В.: Почему ворона так сказала?

Д.: Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.

В.: А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?

Д.: Снег состоит из снежинок .

В.: А какие бывают снежинки ?

Д.: Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.

В.: А что умеют делать снежинки ?

Д.: Снежинки умеют летать , кружиться, падать, таять.

В.: А когда падает много снежинок с неба , как называется это явление ?

Д.: Это снегопад.

В.: Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?

Д.: Снег белого цвета.

В.: А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.

Воспитатель берет пакетик с крахмалом.

В.: Что напоминает вам этот звук?

Д.: Скрип снега.

В.: Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится» . Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?

Д.: Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.

В.: Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно

Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.

В.: Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Д.: Снег холодный.

В.: Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.

Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.

В.: Куда же пропал снег из ваших рук?

Д.: Снег растаял.

В.: Почему снег растаял?

Д.: Потому что ладошка теплая.

В.: Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой - в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.

Физминутка :

1. Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились,

Покружились, покружились

И остановились.

2. Мы зимние снежинки

На облачке сидели.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

В.: Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз - нарисовать падающий снег.

Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь ,

Скатертью белой к столу подходите.

В.: У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.

Под музыку релаксации «Зима» , дети рисуют падающий снег,

а воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

В.: Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.

Д.: Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.

В.: Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?

Д.: Потому что снег в тепле тает.

В.: Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?

Д.: Вода грязная.

В.: Правильно, снег - это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.

Ребенок читает стихотворение.

Белый, чистый снег идет,

Попадает прямо в рот,

Если только захочу,

Снег весь разом проглочу.

И тогда что будет, братцы!

На коньках не покататься.

И в снежки не поиграть.

И сугробов не видать,

И на лыжах не побегать.

Скучно будет всем без снега,

И поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я.

В.: Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.

Д.: Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.

В.: Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей - снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.

Литература :

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.- 240 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи . Времена года. Лес. Грибы / Т. И. Подрезова. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 256 с.

4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс» , 2003.- 304 с.


«Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №306» г.о. Самара
Клименкова Наталья Вениаминовна.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Тема проект: « Лаборатория неживой природы» Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: долгосрочныйУчастники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой? Так как ребёнку дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности развиты недостаточно.
1 этап реализации
План работы по реализации проекта
Тема Содержание
1 неделя «Вода»
1.Ознакомление с водой Игра "Сквозь сито"
Рассказ воспитателя о воде.
Чтение стихов о воде. Просмотр мультфильмов «Секреты воды» 2011г. «Опыты с водой» Фиксики-советы. Галилео. Эксперименты. Подвижная игра «Песчинки» (под музыку в ритме вальса).
2 неделя «Воздух»
Ознакомление с воздухом "Игра с соломинкой" Просмотр мультфильмов. «Воздух для вдохновения».Смешарики.Чтение сказки «Добрый воздух».
4 неделя «Температура»
Ознакомление с температурой (теплом) Игра «Тепло-холодно»; "Чудесный мешочек" Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме.
4 неделя «Песок»
Ознакомление с песком. «Песочные струйки» «Чудесные фигурки»«Солнечная сказка на песке». Занятие по песочной терапии
5 неделя «Глина»
Ознакомление с глиной Чтение сказки Ф.Кривин «ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА»; Рассказ воспитателя о глине и о глиняных игрушках. Рассматривание игрушек. Просмотр презентации «Всё о глине»
6 неделя «Свет»
Ознакомление со светом Рассказ воспитателя для чего нужен свет. Чтение: «Сказка про лучик».
Итоговое занятие: «Чей опыт познавательней».
Родители совместно с ребёнком показывают опыт.
Работа с родителями Изготовление родителей совместно с детьми книжек самоделок. Фотовыставка. Консультации для родителей по теме: «Неживая природа»
Цели проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Задачи проекта: -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
2 этап работы над проектом

Исследуемый объект или явления
Название мероприятия(опыта, эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1. Вода 1. "Узнаем, какая вода"
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Две одинаковы емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водойнабор мелких цветных предметов.
2. "Вода - волшебница"
Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
2. Воздух 3."Что в пакете?"
«Масса воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Доказать, что воздух имеет массу. Полиэтиленовые пакеты.
Закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.
3.
Температура
5."Горячо-холодно"
Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.
Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.Иллюстрации по теме, детская энциклопедия
4. Песок 6. «Песочные струйки"
Наблюдение «Следы на песке».
Вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. .Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
5. Глина 7."Узнаем, какая глина" Знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Кусок глины; емкости(ведерко);вода.
6. Свет 8."Что в коробке?"
Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.
Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
Белый фон, фонарик.
7. Итоговое занятие 9. «Чей опыт познавательней». Родители совместно с ребёнком показывают опыт.

Литература:
1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Бережная Н.Ф. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59. 2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Грабенко Т.М.// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 293. Кривин Ф. «Глиняная сказка»
4. Масленникова О.М., Филепенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
5. Сказка «Добрый воздух» Ирис Ревю
6. Стихи о воде. МаршаловаТ.; ИзвозниковТ.; АндрееваМ.-Доглядная; КрынинаО.; НекрасовН. 7. Стихи про песок: Шамрова Е.; Балдина К.; Кашлев С.
8. Экологические сказки о воде./ ВахрушеваЛ.В. //Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ Сфера,2011.


Приложенные файлы

«Опытно ­ экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух,
Познавательно­исследовательский проект:
вода, песок) во второй младшей группе».
Описание проекта:
Опытно ­ экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно
проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй
младшей группы, организовывать во второй половине дня 2­3 раза в неделю в специально
оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей
познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к
исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе
опытно ­ экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
­ игровая;
­ познавательно ­ исследовательская (опыты) и продуктивная;
­ коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие
любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать
совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной
опытно ­ экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные
моменты ­ почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть
руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде
всего, в форме игры, творческой активности и познавательно ­ исследовательской
деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей,
их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.
Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии
исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная
на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора,
обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является
хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как
включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию
выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность
всегда вызывает у детей:
­ особый интерес к исследованию природы;
­ развивает мыслительные операции;
­ стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка;
1

­ активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями
и др.;
­ побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой
является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами
(экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики
пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга,
отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные
ситуации, которые способствуют активизации наглядно­образного и логического
мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и
умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые
заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию
памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что
познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно
отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда
проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой
природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников,
чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет
детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам
педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности
детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования
(согласно ФГОС ДО) являются:
­ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
­ сотрудничество Организации с семьей;
­ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности.
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий
познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении
уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из­за отсутствия
методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и
необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы,
любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями
воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой –
отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы
проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности,
любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с
помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры ­ опыты определять
физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по
результатам обследования.
Задачи проекта:
2

Для педагога:
познакомится с современной методической литературой по детскому
экспериментированию;
выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной
активности у детей в проектной деятельности;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому
экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа –
вода, воздух и песок»;
организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому
экспериментированию в домашних условиях;
подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа­
воздух, вода, песок»;
провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту,
изготовление фото­коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем –
опыты мы вместе ставим!".










Для детей:
привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности,
самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода,
воздух, песок);
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень
речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
 формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов;
изготовить фото­коллажи:
­ «Наши опыты с водой!»,
­ «Наши опыты с воздухом!»,
­ «Наши опыты с песком!».
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.


Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники
Функции
Воспитатели
Воспитанники
Родители
Разрабатывают и реализуют проект
Осуществляют взаимодействие «родители +
дети + воспитатели»
Ведут наблюдения за детьми
Проводят мониторинг
Творчески развиваются
Проводят опытно­исследовательские работы
с воспитателями, родителями
Активно участвуют в проекте
Получают информацию
Взаимодействуют с педагогами
3

Участвуют совместно с детьми в проекте
Необходимые материалы:
методическая литература по детскому
экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по
технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая
природа ­ воздух,
материалы для запланированной опытно­
экспериментальной деятельности.
песок»,
вода,
Содержание проекта:



Подготовительный этап:
постановка цели;
определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском
саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации
проекта.

Основной этап:
 Практическая часть:
­ проведение опытов с водой и изготовление фото­коллажа;
­ проведение опытов с воздухом и изготовление фото­коллажа;
­ проведение опытов с песком и изготовление фото­коллажа;
 Работа с родителями:
­ разработка консультации ­ детское экспериментирование в детском саду;
­ разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в
домашних условиях;
­ подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа ­ воздух, вода, песок»;
­ совместное изготовление фото­коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы
вместе ставим!"
 Создание продукта
Заключительный этап:
 Презентация проекта.
 Анализ
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
Предполагаемые результаты проекта:
­ организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
­ привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности,
познавательной активности, самостоятельности;
­ у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух,
песок);
­ дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
­ повыситься уровень речевой активности;
­ обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;
­ сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
4

­ привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в
повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
2. Выставка фото­коллажей:
«Наши опыты с воздухом!»;
«Наши опыты с водой»;
«Наши опыты с песком!»;
«Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Список литературы и интернет источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. ­ «Неизведанное рядом» ­ Творческий
Центр Сфера ­ Москва 2002г.
4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html
5. http://festival.1september.ru/articles/631864
5

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь