Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

2. Возникновение организованных форм обучения и воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская системы воспитания.

Возникновение обучения и воспитания подрастающих поколений как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего востока. Древние рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э. В этих классовых обществах закладывались основы материальной и духовной культуры. Строительство каналов, храмов, пирамид, крепостей и других сооружений способствовали появлению зачатков наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины, простейших машин. Для передачи опыта и знаний от поколений к поколениям нужна была письменность.

Обучение и воспитание в рабовладельческих государствах приобретает ярко выраженный классовый характер. Появляются специальные учреждения (школы), которые всё более становились привилегией господствующих групп населения. Так, в Индии на протяжении тысячелетий существовали общинные школы для детей простых детей земледельцев. Наряду с ними имелись школы в городах при храмах для знатных и богатых.

В Египте существовали замкнутые жреческие и придворные школы для избранных. Там применялось сложное иероглифическое письмо. В низших школах писцов, служащих, возникших для потребностей управления государством и хозяйством, использовалось упрощенное иероглифическое письмо, что свидетельствует о стремлении облечь образование господствующего класса таинственностью, обособить его. В Древнем Китае также существовали низшие и высшие школы.

В древнейших рукописях Китая, Индии, Египта и др. встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю, ученику.

Дисциплина была суровой, широко применялись телесные наказания. «Ухо мальчика на спине его», - говорилось в одной египетской рукописи.

Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания, трудовые умения и навыки, нормы поведения им сообщали родители и окружающие.

Наивысшего развития культура эпохи рабовладельческого строя достигла в государствах Древней Греции и Рима. Поэтому античное образование мы рассмотрим более подробно.

Сохранившиеся памятники и произведения изобразительного искусства позволяют иметь достаточно полное представление о воспитательных системах сложившихся в IV-VI вв. до н.э. в городах государствах Спарте и Афинах.

Лакония (Спарта) находилась в восточной части Пелопонесса и была отделена с востока горным хребтом Парноном от морского побережья, а с запада горным хребтом Тайчетом от других областей Пелопонесса. В стране господствовало земледелие, основанное на рабском труде. 9 тыс. рабовладельцев держали под своей властью более 250 тыс. рабов. Поэтому спартиаты должны были находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Названные социально-экономические и политические условия Спарты обусловили и характер спартанского воспитания, которое носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.

Яркую картину спартанского воспитания нарисовал в биографии легендарного спартанского законодателя Ликурга греческий писатель Плутарх.

Как только рождался ребенок, - пишет Плутарх, - отец относил своего ребёнка и показывал его старейшинам – специальной комиссии, которая осматривала его и если находила его крепким и ладно сложенным, приказывала воспитывать. Если же ребёнок был хилым и тщедушным, то его отправляли к Апотетам (так назывался обрыв, куда сбрасывали детей). Исполнение такого решения поручалось отцу. Спартиатам нужны были крепкие члены их малочисленного класса – сословия.

С 7 лет мальчиков-спартиатов забирали у родителей и подвергали суровому общественному воспитанию в специальных государственных воспитательных учреждениях, которые назывались агеллами, под руководством педонома. Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Поэтому большое внимание обращалось на физическое воспитание детей. Их закаляли, приучали переносить холод, жажду, боль. Плутарх пишет, что ребятишки бегали босиком, учились играть нагими. Всего несколько дней в году им устраивали баню. Спали они на матах из тростника, который сами ломали голыми руками. За играми детей присматривали старики, которые постоянно провоцировали драки, наблюдая, как мальчики ведут себя в схватках (Хрестоматия…, с.13)

Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям, юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск, копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. Детей даже учили воровать, считая, что это развивает ловкость и хитрость.

Преподавались также музыка и пение, как предметы необходимые для воинов.

Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись. Усвоив только начатки письма и счёта, спартиаты были малограмотными и не умели говорить сложными фразами. Известный спартанский лаконизм, который был явно идеализирован, имел в своей основе военизированное воспитание. Спартиатов с детства учили кратко и чётко отдавать приказания, толково повторять приказанное. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» приводит примеры наиболее изящных кратких спартанских изречений. «Какой-то афинянин насмехался над спартанскими мечами – так они короткие, что их без труда глотают фокусники в театре. «Но этими кинжалами мы отлично достаём своих врагов », - возразил ему спартанский царь Агид».

Или один человек потребовал у Ликурга установления демократического строя в Спарте. «Сначала ты установи демократию у себя в доме», - сказал ему Ликург. А вот что, сказал Ликург о состязаниях: «Я разрешил согражданам лишь те виды состязаний, в которые не приходится поднимать руки вверх».

Однажды кто-то принялся некстати рассуждать об одном выгодном деле. Поэтому поводу царь Леонид заметил: «Друг всё это уместно, но в другом месте».

Одной из главных задач было воспитание презрительного безжалостного отношения к рабам. С этой целью обучение спартиатов заканчивалось своеобразной чудовищной «практикой» убийства людей. Отряды молодых спартиатов участвовали в войне против безоружных илотов, т.н. криптиях. Они оцепляли городской квартал или район вне города и убивали рабов-илотов.

Воспитание девочек-спартианок мало отличалось от воспитания мальчиков. Их укрепляли и закаляли упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы они становились здоровыми матерями, рожали бы здоровых детей, легко справляясь с муками. «Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он (Ликург) приучил их нагими плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей… При этом нагота девушек на заключала в себе ничего дурного, ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности…»(с.12)

Юноши 18-20 лет направлялись в особую группу эфебов и несли военную службу. Во время войны правила поведения молодых людей делались менее суровыми: им разрешалось ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье.

В Афинах, где были развиты торговля, ремесло культура носила иной характер. Блестящую характеристику культуры древней Греции дал в «Старом предисловии к «Анти-Дюрингу»» Ф. Энгельс. Он писал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все типы мировоззрений и в т.ч. элементы диалектики, материализма. В Афинах развивалось естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Идеалом воспитания в Афинах был гармонически развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием. Поэтому афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного и эстетического и физического воспитания.

Афинское воспитание, в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезанию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили писать, читать, играть на каком-либо музыкальном инструменте, а главное – домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в затворничестве, как правило, в специальных отдельных помещениях, находившихся в задней части дома, которые назывались гинекием. Они лишь изредка выходили из дому для участия в религиозных церемониях. Вместе следует отметить, что у древних греков были женщины, которые находились вне рамок обычного семейно-бытового уклада рабовладельческого общества и вели свободный образ жизни. Их называли гетерами (от греч. - подруга). Некоторые из них (напр. Аспасия, Фрина, Таис) занимали видное место в общественной жизни.

С 7-летнего возраста мальчики посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в которой занимались музыкой, пением, декламацией. Занятия вели дидаскалы (учителя ибо дидаско - учу). Детей в школу сопровождали рабы педагоги (пайс – ребенок, агогейн - вести).

С 13-14 лет мальчики воспитывались в палестре (школе борьбы), где под руководством педотриба в течении 2-3 лет занимались системой физических упражнений, которые назывались пятиборьем и включали в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска, копья и плавание. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста и палестра были частными и платными и поэтому значительная часть даже детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (демоса) не могла получать в них образование.

С 16-18 лет юноши из наиболее состоятельных семей посещали гимнасий – государственное учебно-воспитательное учреждение, готовившее к занятию руководящих должностей в государстве. Здесь обучали философии, литературе, политике, продолжались занятия гимнастикой. Наиболее знаменитыми гимнасиями были Академия (Платон) и Ликей (где преподавал Аристотель).

С 18-20 лет, как и в Спарте юноши, проходили профессиональный курс военного обучения в эфебии, где учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

(Вопросы к аудитории: 1) Чем обусловлены существенные различия целей, содержания и организации воспитания в Спарте и Афинах?; 2) В чём выражается классовый характер обеих систем воспитания?)

Не смотря на различия спартанской и афинской систем воспитания, обе они носили ярко выраженный классовый характер. Они предназначались только для верхушки рабовладельцев. Даже значительная часть демоса не могла обучаться в школах. Сами отцы обучали своих детей ремеслу, иногда и грамоте. Рабы расценивались как «говорящие орудия» и были лишены возможности посещать какие-либо школы. Их воспитание осуществлялось в процессе труда, в котором они принимали участие наравне со взрослыми.

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 1

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века . 15

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в. 23

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 31

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 41

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики. 86

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века. 105

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в. 114

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 124

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 134

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 г. 146

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века. 155

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 162

План:

I. Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения воспитания.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления.

III. Воспитание в рабовладельческом обществе:

1) воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет);

2) воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины);

3) воспитание и школа в Древнем Риме;

4) воспитательная практика древних славян (идеи народной педагогики).

Глоссарий:

1. История педагогики – отрасль педагогических знаний, в рамках которой изучается состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных этапах развития человеческого общества.

2. Воспитание (в широком, социально-философском смысле) – процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, передача жизненного опыта от старших поколений последующим.

3. Воспитание (в узком, профессионально-педагогическом смысле) – целенаправленный, двусторонний, специально организованный процесс организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.

4. Жреческие, общинные, повышенные школы – система школ в рабовладельческую эпоху в Индии.

5. Конфуцианство – официальная идеология образования и воспитания в Древнем Китае.


6. Жреческие, царские школы – система школ в Древнем Египте.

7. Агеллы – школы для мальчиков в системе спартанского воспитания в Древней Греции.

8. Мусические школы, палестры, гимнасии, эфибии – школы в системе афинского воспитания в Древней Греции.

9. Элементарные и грамматические школы, школы риторов – система школ в Древнем Риме.

1.1. Предмет и задачи истории педагогики История педагогики (см. глоссарий) является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку дает знания о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения учителя и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представитель этой концепции Шарль Летурно (французский социолог, 1831 – 1904 гг.) сближал воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Он связывал воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция , с позиции которой выступал американский профессор педагогики Пауль Монро (1869 – 1947 гг.), также считавший, что воспитание основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе, как и в первой концепции, игнорируются социальные корни воспитания, оно сводится только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая ) Авторы биосоциальной концепции К.Маркс (1818 – 1883 гг.), Ф.Энгельс (1820 – 1895 гг.) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

4. Духовно-культурологическая концепция возникновения воспитания, созданная немецким педагогом Карлом Шмидтом (1819 – 1864 гг.), утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений, которые получают свое воплощение во всех областях жизни, дают возможность духовного развития человека, обусловливают возникновение и развитие культуры.

Эти концепции по-разному рассматривают истоки возникновения и развития воспитания, но все их авторы сходятся в одном – воспитание (следовательно, и обучение) во все времена предстает как явление социальное.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках. Эти характеристики определили человеческое воспитание при его зарождении как особый вид деятельности. Социальная функция воспитания (и обучения как его части) заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

В ракурсе рассмотрения теории и практики обучения и воспитания как социальных явлений и одновременно педагогических про цессов мы и будем изучать курс истории педагогики.

1.2. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления. Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача накопленного предшествующими поколениями жизненного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность, результат которой в конечном итоге – пища как средство выживания. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях – об охоте и ловле рыбы, о собирательстве съедобных растений и грибов, об устройстве нехитрого быта в пещерах. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.

По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.

1.3.1. Воспитание в рабовладельческом обществе. Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет). Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до нашей эры.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой, низшей кастой, были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшим привилегиями пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы . Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование носило, прежде всего, религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, логику и др.). Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы , где обучали письму, чтению (грамоте), воспитывали трудолюбие, терпение и послушание.

Основная цель научить трудолюбию.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпеливость и трудолюбие. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8 – 12 лет.

Существовали в Индии и, так называемые, повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые было введено такое математическое понятие, как «нуль», разработан счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а в последующем – буддизм.

Персонание человек который внес вклад в развитие педагогики.

У истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг. до н.э.). Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства, он выступал против монополии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана), обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него, отшельника и гуру (учителя) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования (в Такшашиле – ныне г. Таксила в Пакистане; в Наланде близ г. Бхуванешвара). Эти центры существовали почти 500 лет, в них жили и работали известные ученые и философы. Они преподавали медицину, астрономию, искусство, естествознание, коммерцию, обучали магии и заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

В Наланде действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Изучались индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, право, астрономия и проч.

В Древнем Китае (3 тыс. до нашей эры) веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. Они возникали в жилищах для престарелых, бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы СЮЭ (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей, в основном очень богатых. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (в X в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров . Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

! Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование . Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство .

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551 – 479 до н.э.). Его имя – латинизированная форма от китайского имени Кун–Фу–цзы, то есть, учитель Кун. Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, память о нем и интерес к его учению сохранены до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до трех тысяч человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками , классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека, учат осмыслению своей жизни. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно и самому . Он одним из первых стал широко использовать в обучении пример собственной жизни, учил учиться, совершенствуя свою природу. Конфуций первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» («Лунь юй») учениками Конфуция записаны его высказывания, в которых содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Приведем отдельные изречения Конфуция, которым уже более двух тысяч лет:

Ø Ученик спросил: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Учитель ответил: «Это взаимность».

Ø «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

Ø «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными».

Ø «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

Ø «Если не можешь совершенствоваться сам, как же ты сможешь совершенствовать других людей?».

Ø «Учиться без пресыщения».

Ø «Учиться и время от времени повторять изученное».

Ø «Учитель и ученик растут вместе».

На исходе эпох Древнего Китая (II в. до н.э. – IIв н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (оно начиналось с 7-8 лет, учились 9 лет), в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Последователи Конфуция на протяжении четырех веков составляли трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э.), в котором школьное образование признается для человека первостепенным и необходимым. В книге изложена система педагогических принципов, методов, приемов, которые сформулированы следующим образом:

v Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении.

v Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть.

v Благородный муж (учитель) наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца.

v Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется.

v Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься.

v Питай почтение к последовательности.

v Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны.

v Учитель и ученик растут вместе и т.д.

1.3.1. Школа и воспитание в Древнем Египте. (3 тыс. до нашей эры) Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и му,жчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе , в связи с чем обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание, ибо, по верованиям египтян, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запоминать не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль письма и разговора для светских нужд и священный (уставной) стиль для составления религиозных текстов. Первым этапом обучения считалось овладение красноречием. Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Особое место в Египте занимали царские школы , где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения простых людей была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военному делу обучали в соответствии с требованиями специального сословия, профессиональное обучение военному делу было доступным только для детей военных. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника . Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться . Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Ухо мальчика на его спине» (нужно бить его, чтобы он услышал). Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Особенности характера воспитания:

1 на первый план выдвигается асктизм, строгое послушание;

2 надежным средством воспитания было физическое наказание

1.3.2. Воспитание и школа в Древней Греции . Древняя Греция – страна, состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы: спартанская иафинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий (они были достаточно суровыми, несмотря на теплый в своей основе климат Греции), так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Это древнее государство отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины, защитника Отечества. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в трактате «Политика».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали в младенчестве, растили неприхотливыми в еде, не знающими страха, своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет. Агелла – это школа, государственная система воспитания и обучения, в которой мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными илотами, рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физические тренировки, укреплялись нравственные и государственно-мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну.

Воспитание в первобытном обществе.

Общество бесклассовое, поэтому все члены общества получают равное образование.

Целью воспитания и обучения является подготовка детей к жизни, к выживанию в сложных условиях.

Организация обучения и воспитания : детей воспитывают и обучают в ходе их непосредственного участия в делах взрослых. Взрослые включают детей в доступную для них деятельность (приготовление пищи, уход за больными, участие в охоте и т.д.) Воспитанием занимается каждый член племени, т.к. дети являются общим достоянием всего племени. Позже появляется первый «тип образовательных учреждений» - Дома молодежи, в которых раздельно обучают мальчиков и девочек. Дети приобретают под руководством опытных старейших членов племени навыки, соответствующие их половому различию и будущей функции в племени. В конце прохождения обучения молодежь подвергается испытаниям (инициации), выдержавшие эти испытания посвящаются в полноправных членов племени и считаются уже взрослыми.

Основные методы обучения и воспитания: устная передача информации (через рассказы старейшин, былины, предания и т.д.); показ, упражнения детей в разнообразных навыках.

Система наказаний отсутствует.

Рабовладельческое общество.

В обществе появилось деление на антагонистические классы (класс рабовладельцев и класс рабов) воспитание и образование с этого этапа начинают носить классовый характер.

Рассмотрим это на примере древней Греции.

Два древнегреческих государства Лакония (столица Спарта) и Аттика (Столица Афины) имели много общих черт в организации воспитания и обучения подрастающего поколения:

оба государства были рабовладельческими, поэтому система частного и общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы рассматривались как «говорящие орудия» и воспитывались как и в первобытном обществе самими родителями, в процессе включения детей в посильный труд своих родителей. Никаких учебно-образовательных учреждений для них не существовало.

В воспитании детей рабовладельцев наблюдалось много общих черт, хотя сами системы воспитания и обучения детей отличались по целям, содержанию и организации, что объяснялось различными историческими условиями жизни этих двух государств. В школах обучались только мальчики, начиная с 7-летнего возраста. Девочки воспитывались дома на женской половине дома (геникее).


Цель воспитания и образования – воспитание у молодежи умения побеждать, выносливости, бесприкословного подчинения. (т.е. воспитание воина)

Организация образования :

С 7 до 18 лет юноши посещали учебные заведения АГЕЛЛЫ, где содержанием воспитания являлось закаливание, военно-физические упражнения, обучение музыке и пению, очень ограниченно обучались письму и чтению.

С 18 лет до 20 – ЭФЕБИЯ

Здесь осуществлялось военно- политическое воспитание: обучение строительству военных укреплений, управлению военными машинами, осуществлялась военная служба и участие юношей в общественных празднествах и театральных представлениях.

Исторические условия жизни страны : Аттика имела выгодное географическое расположение на побережье Средиземного моря. Поэтому жило мореходством, бурными торговыми связями с разными странами мира, бурно развивало свою культуру. Цель воспитания - воспитание человека прекрасного в физическом, умственном и нравственном отношении. Организация образования: С 7 лет мальчики посещали государственные школы ГРАММАТИСТА, где обучались чтению, письму, счету и школы КИФАРИСТА, где учились музыке, пению и декламации. Затем обучение продолжалось в ПАЛЕСТРЕ: упражнялись в беге, прыжках, метании, плавании, борьбе. Наиболее обеспеченные и способные к умственному труду юноши могли продолжить обучение в ГИМНАСИИ, где они готовились к управлению государством и изучали философию, политику, литературу, арифметику и геометрию, астрономию и теорию музыки, и занимались гимнастикой. С 18 лет до 20 лет все юноши проходили службу в ЭФЕБИИ, где кроме того, что изучали спартанцы овладевали еще и морским делом. Основными методами воспитания в обоих государствах являлись разнообразные упражнения, беседы с учителем и политическими деятелями, философами.

Феодальное общество

Общество разделено на антагонистические классы: господствующие классы (духовенство и феодалы) и угнетаемые классы (крестьяне и ремесленники).

Образование во всех типах учебных заведений пронизано религией, обучение ведется на латинском языке, в школах обучаются только мальчики, срок обучения не ограничен.

Существует целая система церковных школ:

§ Монастырские школы (при монастырях готовят юношей к пострижению в монахи) и соборные (кафедральные) школы, для более богатых учащихся, готовящие будущих священнослужителей.

Монастырские и соборные школы делятся на внутренние и внешние. Во внутренних, закрытых школах дети духовенства и феодалов изучают «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Во внешних монастырских и соборных школах (обучающих мирян), изучают чтение, письмо, счет и церковное пение.

§ Приходские школы (при каждом церковном приходе. Здесь могут обучаться не только дети, но и взрослые.) содержание обучение в этих школах составляло чтение молитв на латинском языке, церковное пение и реже обучение письму и счету.

В городах открываются на средства ремесленников ЦЕХОВЫЕ школы, а на средства купцов ГИЛЬДЕЙСКИЕ школы для детей ремесленников и купцов. Содержанием обучения в данных школах являлось чтение, письмо, счет и религия.

Образование простого народа:

Основная масса народа не получала образования в школах. Родители воспитывали детей в повседневном труде или отдавали детей «в люди» для обучения какому-либо ремеслу.


Похожая информация.


· Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления. Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача накопленного предшествующими поколениями жизненного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность, результат которой в конечном итоге – пища как средство выживания. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях – об охоте и ловле рыбы, о собирательстве съедобных растений и грибов, об устройстве нехитрого быта в пещерах. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.

По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.



· Важнейшим этапом развития воспитания, школы и педагогической мысли стала эпоха античности. Педагогические учения и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э.

Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Здесь возникли две системы воспитания (спартанская и афинская), ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Задача обучения и воспитания детей свободного населения впервые была поставлена в Древней Греции. Причем воспитание рассматривалось как одна из функций государства. Основным методом стало подражание образцам, в качестве которых зачастую выступали мифические герои и персонажи поэм античных авторов.

В Спарте идеалом воспитания был физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек. Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Главное направление спартанской системы воспитания нравственное, цель которого – полное подчинение личности интересам социальной группы. Государство жестко регламентировало все стороны жизни, а особенно воспитание и образование детей. В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет, когда детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах), и проходил поэтапно.



На первом этапе (7–14 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Однако интеллектуатьное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, Прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными, послушными. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, ктo в драке ловчее и смелее. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

На втором этапе (15–20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были криптии – массовые убийства рабов. Нравственно-политическое воспитание давалось во время специальных бесед представителей старшего поколения с молодежью, которые рассказывали о героях прошлого, их мужестве в борьбе с врагами. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить молодых спартиатов к немногословию, краткости и ясности речи (лаконичности).

В течение третьего этапа (20–30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне. По меткому замечанию Плутарха, «воспитание спартанцев преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Благодаря государственному устройству и системе воспитания Спарта не знала смут и распрей, была на редкость сплоченной гражданской общиной. Но цена за это была заплачена дорогая. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора. Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности.

В системе афинского воспитания идеалом считался всесторонне развитый человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Этот идеал распространялся лишь на класс рабовладельцев.

До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание. С 7 лет мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб-педагог (т.н. «детоводитель»). На него была возложена обязанность заботиться о ребенке-школьнике. Постепенно из обычного раба он превращался в воспитателя, оказывал влияние на развитие личности ребенка. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы.

Начальное обучение (7–16 лет) осуществляли школы, которые условно можно разделить на два типа:

мусическая;гимнастическая (палестра)

В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучадась игре на лире и кифаре.

В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях – гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми известными гимнасиями в Афинах V–IV вв. до н.э. считались Академия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные философы, риторы, музыканты.

С 18-летнего возраста юноши состояли в эфебиях – государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу в городских гарнизонах.

К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости – софистами.Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноречия), истории, мифологии, законодательству. Считается, что ссофистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебники, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы,в рамках которых идет осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание. Одна из самых известных – пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор. В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – наступает половая зрелость, в третью – отрастает борода.

Воспитание детей в период первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения.
Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытнообщинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На раннем этапе развития первобытнообщинного строя - в дородовом обществе воспитание детей было несложным. С появлением родовой общины оно усложнилось под влиянием трудового опыта людей. Так, люди, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, обучали скотоводству и земледелию. Старшие прививали молодому поколению традиции и нравы народа, рассказывали детям о подвигах предков, о врагах их рода, внушали, что месть - священный долг. Дети приобщались к обрядам религиозного культа, сопровождавшимся танцами, играми, жертвоприношениями. Большое место в умственном и нравственном воспитании детей занимало развивающееся народное творчество - сказания, песни.

На последних этапах развития первобытнообщинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер: появились богатые и бедные, произошло разложение первобытной общины, возникли классы. Рабовладельческий строй достиг наивысшего развития в античных государствах - в Греции и Риме. В Древней Греции в VI-IV веках до н. э. воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер: их учили управлять государством, держать рабов в повиновении. В свою очередь рабов лишали знаний, воспитывали в духе покорности, принуждали их с малых лет к непосильному физическому труду. Борясь против эксплуататоров, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. В таких крупных городах Древней Греции, как Спарта и Афины, системы воспитания имели некоторое различие. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14-15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В отличие от Спарты Афины в VI - V веках до н. э. были центром торговли с другими государствами. В Афинах рабы не являлись собственностью государства, как это было в Спарте, а принадлежали отдельным рабовладельцам. В V веке до н. э. в Афинах сложилась рабовладельческая демократическая республика, в которой свободному населению были предоставлены некоторые права по управлению государством, но у власти стояли рабовладельцы. Воспитанием детей в Афинах занималось не только государство, но и семья. Афиняне стремились дать детям гармоническое развитие - физическое, нравственное, эстетическое, умственное,- но оно носило классово-ограниченный характер, так как относилось только к детям рабовладельцев. В воспитание не включалась трудовая деятельность, так как труд считался «уделом рабов». Мальчики до 7 лет воспитывались дома под наблюдением матери; в богатых семьях воспитание поручалось рабам: сначала кормилице, затем - няне. Малыши пользовались игрушками: куклами, мячами, лошадками, волчками. Большое место в их воспитании занимали сказки, рассказы, басни Эзопа. До 7 лет мальчики и девочки получали одинаковое воспитание, а затем мальчиков отдавали в частные школы (платные), где умственное воспитание находилось в тесной связи с эстетическим. Девочки жили затворницами, воспитываясь на женской половине дома, их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах, домашнему хозяйству. Дети рабов были лишены права посещать школы.

Слово «школа» - греческого происхождения,- означает покой, досуг, а слово «педагог»- детоводитель.

Рабовладельческий строй сменился феодальным. Большое влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, которая в период раннего средневековья (VI-XI века) установила безграничное господство в области культуры, образования в западноевропейском обществе и отвергла идеал гармонического воспитания, сложившегося в античном мире. Христианская религия также пропагандировала взгляд на ребенка, как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», победить который можно только путем воспитания в «страхе божьем». Для того времени является характерным распространение «богоугодных заведений» - благотворительных закрытых учреждений для призрения детей - внебрачных и сирот.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь