Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Жизнь каждого из нас состоит из многочисленных контактов в социуме. И вряд ли найдется человек, у которого ни разу не возникала необходимость продемонстрировать свое ораторское мастерство перед людьми. Особо нуждаются в искусстве красноречия те, которым в силу своей профессиональной деятельности, приходится регулярно выступать перед разношерстной аудиторией.

Талант четко формулировать мысли, умение избирать верные слова, дар убеждать необходим политикам, бизнесменам, педагогам, жрецам Фемиды, бизнес-тренерам. Владеть азами общения и покорения публики – неизменный пункт для достижения триумфа актерам, певцам и иной творческой братии.

Однако, что делать, когда перед выступлением подкашиваются ноги и сердце трепещется, как раненая птица? Предлагаем изучить советы психологов о том, как побороть страх сцены и стать Цицероном.

Кого преследует страх: от обывателей до знаменитостей

Сначала убедимся: мы со своей тревогой не одни. Согласно многочисленным научным исследованиям, страх перед публичным выступлением в той или иной степени испытывает абсолютное большинство хомо сапиенс: 95% землян. Патологическая боязнь общения с людьми, именуемая психологами глоссофобия или пейрафобия, входит в пятерку наиболее распространенных иррациональных страхов.

Притом эта неподконтрольная навязчивая тревога – очень зловредная и ядовитая ехидна. Боязнь выступлений не только доставляет нам неудобства и дискомфорт, награждает плохими ощущениями, но и ставит палки в колеса для взлета по карьерной лестнице, вынуждая с подножия взирать на головокружительные высоты нашей перспективы.

Страх общения со сцены завладевает не только робких провинциальных смертных, но и выдающихся и именитых деятелей искусств, имеющих толпы фанатов. Паника перед предстоящим выступлением была знакома королеве советского кинематографа – Фаине Раневской, немецкому оперному баритону – ДитрихуФишер-Дискау, великому виолончелисту и общественному деятелю Пабло Казальс-и-Дефильо.

Чем вредна глоссофобия: от легкого беспокойства до панического ужаса

Для большинства из нас назревающий момент выступлений перед людьми инициирует выброс гормонов стресса – провокатора многих соматических недугов. Приняв несвоевременные или неадекватные меры противодействия стрессовым факторам, наше подсознание застревает на этой ситуации, акцентируя сферу внимания на предвкушении неминуемой катастрофы.

Наш мозг для противодействия избирает деструктивное по своей сути поведение «убегания», надеясь предупредить ожидаемые страдание. Однако такие защитные действия не разрешают, а еще больше усугубляют проблему, вызывая новые эмоциональные трудности, выгоняя прочь от реальности в ненатуральную среду примитивности, схематичности и упрощенности.

Поэтому крайне важно корректировать свои ощущения в самом зародыше, когда патологический страх сцены нас не поглотил целиком и не лишил общения с людьми.

Когда есть повод бить в набат: от слабого волнения до оцепенения

Мы должны четко понимать: не всегда страх выступлений перед людьми – признак ужасной своими последствиями фобии. Естественна взволнованность и нормально беспокойство, когда нам предстоит дебютный сольный концерт, первый в жизни доклад перед незнакомой и большой аудиторией. Однако вряд ли мы будем волноваться, если же аналогичные мероприятия произойдут в привычной для нас атмосфере: в кругу друзей, перед сокурсниками, в обстановке офиса.

Психологи утверждают: неинтенсивный и непродолжительный страх – полезная эмоция, аккумулирующая наше внимание, награждающая решительностью, энергией, сосредоточенностью. В итоге представление с нашим активным участием оказывается более захватывающим, оригинальным, эффектным, благополучным. А рутинный перфоманс, подготовка к которому у оппонента не вызывала особых ощущений, обречен на провал.

Однако необъяснимая, неконтролируемая, всепоглощающая тревога, завладевающая разумом перед стандартным событием: общением со знакомыми людьми, риторикой в узком кругу друзей – веский предлог для принятия решительных мер. Помните, при глоссофобии страх общения не избирателен: он не делает различия между численностью аудитории, местом выступления, важности события – он постоянен.

Как проявляет себя пейрафобия: изучаем свои ощущения

В часы ожидания «социального апокалипсиса», у нас нарастает психоэмоциональное напряжение: активизируется деятельность субкортикальной системы, коры мозга, вегетативной нервной системы, двигательных центров, желез внутренней секреции, висцеральных органов. В результате у нас:
  • увеличивается напряжение скелетной мускулатуры;
  • отмечается спазм сосудов;
  • ускоряется моторика;
  • изменяется мимика;
  • становится иным тембр голоса;
  • наблюдается усиленное потоотделение;
  • учащается биение сердца;
  • поднимается кровяное давление.
Приступ панической тревоги может нас одарить:
  • интенсивной давящей, сжимающей, стискивающей головной болью;
  • ощущением покалываний в области сердца;
  • тремором конечностей;
  • внутренней дрожью;
  • неутолимой жаждой;
  • онемением;
  • позывами к мочеиспусканию.
Нередко паническая атака приводит к обморочным состояниям.

Из-за чего возникает пейрафобия: причины страха


Чтобы преодолеть свой страх, психологи рекомендуют внимательно проанализировать свою жизненную историю и постараться определить, откуда тревога пускает корни. Это довольно сложная задача, но, установив провоцирующий фактор, можно приложить усилия для его устранения.

Итак, единственный факт, от которого мы не можем полностью избавиться – неблагоприятная наследственность, иначе говоря: генетическая предрасположенность.

Нам от рождения даны: определенная устойчивость нервной системы, уровень тревожности, степень фиксации на своих ощущениях. Однако, задействовав техники релаксации и прибегнув к чтению аффирмаций, мы можем развить в себе хладнокровие, спокойствие, сдержанность, невозмутимость.

Значимыми факторами для возникновения аномальных страхов общения являются:

  • неверная стратегия родительского воспитания;
  • излишняя строгость и требовательность взрослых к ребенку;
  • нездоровая агрессивная атмосфера в семье;
  • физическое и моральное насилие в детском возрасте;
  • стремление соответствовать требованиям окружающих;
  • избыточная самокритичность;
  • индивидуальные черты: робость, покорность, застенчивость, нерешительность;
  • негативная самооценка;
  • отрицательный опыт в прошлом;
  • стремление к совершенству, перфекционизм;
  • чрезмерный педантизм.


Как преодолеть боязнь людей: пять ступеней к успеху

Чтобы избавиться от страха перед выступлением, нам предстоит преодолеть пять ступеней.

Ступень 1. Устраняем из уравнения неизвестное

Перед предстоящим общением с людьми, нам необходимо провести своеобразное исследование: изучить особенности аудитории. Постараемся разузнать о численности людей, их возрастной категории, статусе, мировоззрении, приоритетах. Нам нужно точно понимать: чего ждет публика от нашего появления на сцене, какие вероятные реакции последуют в наш адрес.

Наша осведомленность позволит прогнозировать течение и исход предстоящего выступления.


Ступень 2. Приструниваем «монстра»

Наши тревоги возрастают из-за того, что мы мысленно награждаем общество негативной характеристикой и заостряем свое внимание на выдуманных пороках. Мы рисуем в сознании страшные картины косых взглядов, циничных ухмылок, скептических покачиваний головой, злобного перешептывания, рассерженных жестов.

Нам следует изменить свое восприятие социума, украсив каждую персону из толпы положительными свойствами. Представляем, как люди адресуют нам улыбки, аплодисменты, как их глаза светятся от восторга и изумления.

Прекрасный вариант избавиться от излишнего беспокойства: визуализировать событие в мажорной тональности.


Ступень 3. Предотвращаем фиаско

Отличным средством от страха испытать неудачу станет наша достойная подготовка к мероприятию. К примеру: в ближайшем будущем предстоит отчет на семинаре. Что нам следует предпринять для успешности доклада на публике? Мы можем:

  • Найти, проанализировать, изучить исходные постулаты из различных источников.
  • Составить оригинальный текст реферата.
  • Определить основные тезисы.
  • Продумать убедительные, но не скучные аргументы.
  • Подобрать увлекательные факты для рассказа.
  • Прочитать или пересказать текст перед зеркалом.
  • Записать отчет на диктофон и прослушать свою речь.
  • Предположить вероятные вопросы и подобрать наилучшие ответы.
  • Отработать свои жесты и мимику.
  • Определиться с соответствующим стилем одежды.

Если мы владеем достаточной информацией, имеем солидные знания, то можем действовать уверенно.


Ступень 4. Признаем право людей на ошибку

Для того чтобы минимизировать урон своей психики в случае провала презентации, мы должны понимать: любой, самый образованный и талантливый человек может ошибиться и допустить промах. Мы – не исключение. Также и наша аудитория: публике не всегда удается правильно понять и верно оценить адресованные им постулаты.

Поэтому снижаем важность события и признаем: в рамках Вселенной, наше появление на публике – крупица песка на океаническом побережье.

И даже если это дефиле будет провальным, последует другое – более удачливое.


Ступень 5. Обращаем внимание на настоящее

Значительно продуктивней будет наше мероприятие, если мы будем фиксировать внимание на текущих действиях, чем постоянно размышлять о будущих результатах.

Получаем удовольствие, наслаждаемся и смакуем каждым моментом подготовки к важному событию.



Не забываем о чудодейственной силе улыбки. Улыбнитесь своему отражению, адресуйте смайлики окружающим, помните: бояться и улыбаться – несовместимые явления.

Искренняя улыбка поможет преодолеть страх публики навсегда!

Потные ладошки, дрожь в коленях, тяжелые свинцовые руки – все это абсолютно нормально, когда вы собираетесь выступать перед большой аудиторией. Страх сцены испытывают многие люди. Его ощущают даже самые талантливые исполнители со стажем. Страх сцены может стать настоящей проблемой, но, к счастью, хорошая новость в том, что этот страх можно преодолеть. Поймите, откуда взялась тревога, постарайтесь с ней справиться, и вы сможете с успехом выступить перед аудиторией.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению

    Помните, что этап страха перед сценой абсолютно нормален. Для большинства людей это совершенно нормальное дело, поэтому не стоит этого стесняться. Поймите, что люди в аудитории сами до смерти боятся выступать перед другими, поэтому они только рады, что выступаете вы, а не они. Этот страх вполне оправдан, но важно знать, что вы не одиноки. Эти знания помогут противостоять боязни сцены. Может показаться, что ее невозможно преодолеть, но важно помнить, что многие уже сделали это!

    Хорошо знайте свою роль и материал для выступления. Если вы выступаете с речью, играете в спектакле или танцуете в балете, важно знать назубок каждый шаг и каждое слово. Если вы пытаетесь вспомнить следующее движение или следующее предложение, вы не сможете побороть страх сцены.

    Медитируйте. Медитация помогает успокоиться. Стресс и усталость отнимают энергию, делая нас уставшими, нетерпеливыми и разочарованными. К тому же, они влияют на наше физическое здоровье. Медитация помогает стать более спокойным и сосредоточенным, а еще это хорошее средство для борьбы с боязнью сцены. Начните медитировать , и вы сможете контролировать свои эмоции на протяжении всего выступления.

    Прямо перед выступлением перекусите здоровой закуской. Достаточное количество энергии – ключевой момент в поддержании себя в стрессовых ситуациях (например, когда вы находитесь перед аудиторией). Сосредоточьтесь на том, чтобы потреблять больше «полезных» углеводов, чтобы заранее повысить уровень энергии – это улучшит ваше настроение. «Полезные углеводы» содержатся в овощах, фруктах и цельнозерновых продуктах. Например, возьмите с собой яблоко или батончик-мюсли, скушайте его прямо перед выступлением, чтобы организм был полон энергии и готов к работе.

    Не стоит пить кофе. Сначала может показаться, что шоколад, кофе, газированные и энергетические напитки могут дать вам много энергии, но на самом деле это не так. Вам нужна именно «натуральная» энергия, которая вырабатывается организмом благодаря здоровому сну и хорошему метаболизму. Кофеин и рафинированные сахара могут придать вам нервозности и тревожности.

    Перед выступлением стоит выполнить немного физических упражнений. Вялость и сонливость тоже могут стать причиной тревоги. Прямо перед выступлением стоит найти тихое место, где можно заняться физическими упражнениями, чтобы «разбудить» свой организм. Физические упражнения способствуют выработке энергии, благодаря чему вы сможете спокойно сосредоточиться на выступлении.

    • Бег и прыжки на месте – отличный способ быстро и эффективно увеличить частоту сердечных сокращений, тем самым «разбудив» организм.
    • Упражнение «планка» может быть даже более эффективным, но в том случае, если вы находитесь в тихом уединенном месте и хотите быстро разогреться.
    • Короткая прогулка вокруг здания, в котором вам нужно будет выступить – отличный способ подышать свежим воздухом, проведя немного времени наедине с собой.
  1. Визуализируйте свое успешное выступление. Если вы в восторге от того, чем занимаетесь, это позволит снизить внутреннее напряжение, которое рождает страх. Представьте свою успешную речь или выступление, выполните все необходимые шаги, которые приведут вас к этому успеху. Отбросьте все сомнения и мысли о неудаче. Если они все еще лезут в вашу голову, постарайтесь найти в этих негативных моментах что-то забавное и смешное.

    Слушайте музыку. Можно включить те треки, которые вас «заряжают», которые помогут почувствовать уверенность в себе. И, наоборот, возможно, вам будет намного более комфортно послушать успокаивающую музыку, которая поможет расслабиться. Поразмышляйте над тем, как вы реагируете на ту или иную музыку и решите, что можно было бы выбрать, какой трек сможет вас мотивировать. Музыка действительно очень эффективна, поскольку отвлекает вас от предстоящего события и снижает уровень беспокойства.

Часть 2

Концентрация на выступлении

    Старайтесь дышать равномерно, попробуйте перейти на брюшное дыхание. Страх – это естественный рефлекс, но вы можете с ним справиться. Когда вы начинаете испытывать страх, просто начните дышать, делая короткие вдохи. Прежде чем начать выступление (или пока вы ожидаете выступления), посидите в тишине и медленно дышите, делая глубокие вдохи. Важно знать, как правильно выполнять брюшное дыхание , чтобы можно было сосредоточиться на выступлении.

    • Если вы дышите слишком быстро, вы можете неосознанно спровоцировать гипервентиляцию легких, что может быть опасно для здоровья.
  1. Не стоит зубрить все в последнюю минуту. Постарайтесь выучить текст или роль заранее. Иначе вам придется повторять все перед выступлением, и у вас не будет времени успокоиться и подготовиться к предстоящей задаче. Время перед выступлением имеет огромное значение, поэтому не стоит тратить его на дополнительный стресс и переживания.

  2. Зрительный контакт. Не поддавайтесь тревоге и не избегайте зрительного контакта с публикой. Если вы посмотрите на людей в аудитории и улыбнетесь им, это привлечет их внимание и даст обратную связь, то есть определенную энергию.

    • Если вы знаете кого-то, кто сидит в аудитории, пусть этот человек станет для вас визуальным якорем. Если вы дойдете до точки, когда ваше стеснение и беспокойство будут на грани, сразу же переведите взгляд на этого человека для эмоциональной поддержки.
  3. Стойте на месте. Не стоит ходить по всей сцене, когда вы выступаете с речью перед аудиторией. Все ваше внимание должно быть направлено на тот материал, который вы рассказываете публике. Небольшие переходы от одного места к другому в перерывах между темами вполне нормальны, но бессмысленное движение (которое, как вам кажется, уменьшит беспокойство и боязнь сцены), только отвлекает вас и всю аудиторию.

    • Если вы участвуете в шоу, где движение – часть спектакля, важно не добавлять к выступлению никаких лишних нервных движений из-за беспокойства и волнения. Иначе вы создадите рассеянный образ, и публика не сможет по достоинству оценить ваше выступление.
    • Не стоит перед выступлением кушать фаст-фуд. Нездоровая пища может вызвать расстройство желудка, что только испортит выступление.

Что понимают под глоссофобией

Глоссофобия или страх сцены – такое название носит панический страх, испытываемый человеком перед публичными выступлениями.

Несмотря на тот факт, что у большинства людей в течении жизни глоссофобия ни разу не проявляется, считается, что средняя и тяжелая форма данной фобии имеется у 96% жителей земли. Просто большинству из них никогда не приходилось выступать при больших скоплениях народа.

Также замечено, что сам размер аудитории значения не имеет. Куда важнее то, насколько хорошо с ней знаком человек, . Так среднестатистический глоссофоб способен испытать страх перед незнакомой аудиторией, тогда как аудитория того же размера, состоящая из его однокурсников или коллег, страха у него не вызывает.

Кроме того, считается, что хоть страх публичных выступлений действительно свойственен большинству из нас, волнение можно считать фобией, если описанные выше симптомы возникают перед выступлением или во время выступления перед хорошо знакомыми людьми, или перед совсем небольшими (от 4 до 10 человек) группами слушателей. Избавиться от подобных, вызываемых сценой, страхов вполне возможно.

Люди, для которых публичные выступления – привычное явление, также сталкиваются с этим страхом, хоть и реже, чем остальные. Постоянные выступления – вот что помогает им в начале карьеры преодолеть страх сцены.

Проявления глоссофобии

Боязнь публичных выступлений знакома, наверное, каждому. Прохождение собеседования, доклад на конференции, публичная сдача экзамена – все это может вызвать приступ глоссофобии.

Приступ сопровождается сухостью во рту, ощущением паники, дрожанием голоса, вовсе потерей способности говорить, ноги становятся будто ватными и дрожат. В крайне редких случаях подобная боязнь сцены вызывает потерю сознания (обмороки разной продолжительности), сильное головокружение с потерей ориентации, непроизвольное мочеиспускание и сбои в пищеварительной системе.

Часто страх выступления, страх перед сценой и публикой проявляется периодически, а не постоянно. Это может случаться, когда нужно выступать перед незнакомыми людьми, по причине плохой подготовки или когда выступление является особо важным.

Психологи отмечают, что страх выступать имеет и положительные стороны. Испытывая его в умеренных количествах, человек будто заряжается энергией, становится собраннее и активнее, в результате чего его выступления становятся успешнее. Доказано, что степень нервозности перед публичным выступлением прямо влияет на его качество. Выступления на публике у того, кто волнения не испытывает совсем, часто получаются не очень удачными. Чем сильнее нервничать, тем лучше будут результаты выступления, но это справедливо лишь до определенного предела, после которого нервозность лишь мешает выступать.

Причины, которые способствуют развитию глоссофобии

Чтобы побороть глоссофобию, в первую очередь надо определить, что способствовало ее развитию. По мнению психологов, все причины, которые влияют на развитие страха перед выступлением, являются следствием сочетания социальных и генетических факторов. Генетические – это тип темперамента и врожденная склонность к переживанию определенных видов страха, страх, что их не примут другие люди. Однако ключевую роль в развитии страха выступления перед публикой играют факторы социальные, ведь при равных врожденных предпосылках у одних он формируется, а у других – нет.

К примеру, у ребенка страх сцены может развиться после того, как родители или воспитатели его отругали за то, что не смог справиться с выступлением на празднике, или после того, как в школе учитель обругал его за плохой ответ у доски. Стеснение выступать на публике также может быть следствием дефектов дикции, поэтому от них надо избавиться в первую очередь.

Очень часто боязнь выступать проявляется у перфекционистов — тех людей, которым всегда, во всем присуще стремиться к совершенству. Основной причиной при этом является свойственная им привычка дорожить чужим мнением. Часто выступать на публике боятся и люди с низкой самооценкой, склонные к стрессам и впадающие в депрессию буквально по малейшему поводу.

Можно ли глоссофобию лечить самостоятельно

Как побороть боязнь сцены? Психологи считают, что профессиональное лечение, помогающее избавиться от глоссофобии, требуется лишь тем, чья работа связана с непосредственными выступлениями перед людьми. Для всех остальных, не выступающих с лекциями и не проводящих многолюдных совещаний, лечить даже самую сильную боязнь публики не целесообразно. Хотя преодолеть ее возможно.

Существует множество способов бороться с подобными, вызываемыми сценой, страхами самостоятельно. Большинство из них базируется на утверждении, что страх удастся преодолеть, как только испытывающий его человек представит своих слушателей в смешном, не способном пугать, свете: в нарядах клоунов, голыми, в виде домашних животных. Но все же следует сказать, что лучшим способом побороть испуг перед публичным выступлением являются различные успокоительные средства.

Но если вы хотите преодолеть свои проблемы с помощью приема даже тех из них, которые отпускаются без рецептов, следует быть крайне осторожным. Проблема в том, что чрезмерные дозы транквилизаторов или средств, понижающих активность нервной системы, могут не только помочь преодолеть боязнь, но также привести к сонливости и апатии, что сделает ваше выступление вялым и неинтересным.

Если страх сцены обусловлен боязнью провала, то лучшим средством избавиться от него будет тщательная подготовка. Можно составить план выступления и написать его полный текст. Затем тщательно отрепетировать сначала перед зеркалом, а потом перед кем-то из родных или знакомых. Преодолеть возникшие проблемы также можно, если записать свои слова на магнитофон и прослушать, что получается.

Похожие материалы:

    Нет похожих материалов...


Большинство людей испытывают боязнь публичных выступлений. В эти минуты появляется желание просто провалиться сквозь землю. Однако в некоторых случаях избежать такого рода выступления не удается. Да и зачем? Ведь все, что необходимо сделать – это побороть страх перед сценой, и не более того. Остается только один вопрос: как?

Для начала следует понять, что же именно кажется таким пугающим и шокирующим. Некоторые бояться, что им зададут сложный вопрос, на который нет ответа. Другие – беспокоятся о том, что публика их не воспримет. Третьи не могут продолжить монолог, если его кто-то прерывает на середине. В общем – «отмазок» огромное множество. Попробуем рассмотреть основные рекомендации, которые помогут избавиться от страха, и забыть о преградах. покоряться всякому, кто подойдет к подготовке серьезно.

  1. Для начала подготовьте краткий план, по которому будете доносить до слушателей информацию. Ни в коем случае не записывайте весь текст. Это будет только отвлекать и сбивать, заставляя возвращаться то к 1 пункту, чтобы дополнить рассказ, то обратно к 10. Так делать нельзя. Идите по порядку.
  2. Не следует читать с листочка. Говорите, рассказывайте. Ведь когда человек не читает – он доносит информацию гораздо понятнее и речь его выглядит более привлекательной.
  3. Не создавайте монолог. Говорите с публикой. Ведь в противном случае слушатели могут подумать, что они не интересны выступающему. Дайте возможность проявить себя, поучаствовать в дискуссии. Покажите, что их мнение важно, иначе – внимания к рассказу не будет никакого.
  4. Важно, чтобы доклад был кратким и простым. Не стоит затягивать выступление. Знайте, что нужно использовать слова и выражения, которые доступны каждому. Научно доказано, что в толпе у людей снижается интеллектуальные способности. Соответственно, чем больше аудитория – тем проще нужно выбирать слова.
  5. Используйте пуазы, ведь так легче воспринимать любую информацию. Делать нужно так, чтобы слушатели успели осмыслить все сказанное, а выступающий – подготовиться к продолжению рассказа.
  6. Говорите четче и громче. А главное – речь должна быть внятной. Это наиболее важный пункт, если он не соблюдается, то все остальные просто бессмысленны. — основа подготовки к любому выступлению.
  7. Нужно практиковаться, и как можно больше. Выступающему необходимо понимать то, о чем он говорит. Делайте это дома, перед родными и близкими. Отлично подойдет использования зеркала. Ведь появится возможность увидеть себя со стороны.

Как начать бороться

Прежде всего, нужно понять, что чем скорее приступить к решению проблемы, тем быстрее боязнь публики перестанет доставлять физический и психологический дискомфорт. Ученые вероятно очень постарались, решая, как называется боязнь сцены.

В результате появился термин «социофобия». Означает он немотивированный страх выступления перед аудиторией. Конечно, порой корни этой проблемы оказываются очень глубокими.

У кого-то боязнь выступать на публике начинается еще в детском саду, когда настойчивая воспитательница требует рассказать на новогоднем утреннике стих.



При этом поэтическое творение может быть гораздо менее интересно ребенку, чем уши зайца, сидящего на соседнем стуле. Детская неудача фиксируется в мозгу и вырастает в мощный страх перед выступлением, патологическую боязнь сцены во взрослом возрасте. В таком случае может понадобиться помощь хорошего психолога, который сможет откопать истинные причины боязни выступать перед публикой. Не стоит рассчитывать, что один сеанс решит хорошо укоренившуюся за долгие годы проблему. Понадобятся длительные целенаправленные усилия. При этом специалист лишь даст рекомендации о том, как избавиться от страха сцены, как побороть страх перед выступлением.

В любом случае, выходить на сцену, преодолевая страх перед публичным выступлением, придется самостоятельно. За руку никто вести не будет.

Не стоит прибегать к алкоголю. Ведь он способен как побороть страх перед публикой, так и стать спутником на всю дальнейшую жизнь. Многие известные певцы и артисты театра по этой причине закончили свою карьеру и прозябают в нищете в обнимку с «зеленым змием».

Поэтому лучше поискать другие методы, которые позволят как побороть боязнь сцены, так и остаться «в строю». Возможно, утешит тот факт, что боязнь публичных выступлений испытывает 90% людей. Просто с опытом приходит понимание того, как избавиться от боязни сцены, не показывать зрителям своих дрожащих коленей и потеющих ладоней.

Собрания, которые помогут избавиться от страха

Для начала стоит потренироваться выступать в кругу людей, чье признание для вас не имеет большой ценности. Можно, например, вступить в дискуссионный клуб и обсуждать творчество поэтов 18-19 века. В этом случае искоренение страха публичных выступлений, как преодоление стеснительности, произойдет за счет обсуждения проблемы в формате дружеской беседы (люди в подобных клубах по интересам достаточно доброжелательны). Можно записаться в кружок любителей театра. Это поможет как побороть страх перед сценой, так и развить ораторское мастерство и актерские задатки.

Хороший руководитель такого кружка обычно выступает и в роли психолога. Он рассказывает своим подопечным о том, как побороть страх публичных выступлений, как грамотно жестикулировать, расставлять акценты в словах.

Перед выступлением многие лекторы неожиданно вспоминают, что, несмотря на многолетний опыт, их все так же беспокоит боязнь сцены. Бороться с этой напастью они учились достаточно долго. Во-первых, стоит успокоиться, проделать несколько дыхательных упражнений. Конечно, каждый выступающий имеет свои секреты того, как побороть страх перед выступлением. Однако есть и некоторые общие рекомендации, дающие даже новичкам представление о том, как побороть страх сцены.

В любом случае – нужно понимать, что боязнь выступлений не пройдет после первого раза. Лишь регулярная практика поможет избавиться от страхов к неудачам. По мере того, как страх сцены будет отступать, качество выступлений будет улучшаться, ведь связь . И последнее: не думайте о том, что зададут вопрос, на который не знаете ответа. В любом случае – нет людей, которые владеют всей информацией. Будьте естественны, проговаривайте свою речь, и все же – выпейте пару капель успокоительного перед первым выступлением! Удачи!

Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...

Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.

Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.

Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.

Страх, который мешает реализации

Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.

Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.

Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.

Эмоциональность внутрь и наружу

Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.

Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.



Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.

Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.

Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.

Как я выгляжу?

Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!

Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.

Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».

В плену плохого опыта

Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.

Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.



Страх опозориться

Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.

Наши свойства даны нам на счастье

Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.

Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.

И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:

«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»

Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь