Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками.

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.

Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных умений, следует уточнить, на наш взгляд, видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».

Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».

Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. М.С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.

Изучая данный феномен, И.А. Зимняя предлагает системно-коммуникативно-информационный подход, позволяющий определить критерии, условия и способы повышения эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи.

С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

К средствам общения относятся:

Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

Деловое и игровое общение;

Безлично-ролевое и межличностное общение;

Духовное и утилитарное общение;

Традиционное и инновационное общение.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Социальные функции общения:

а) организация совместной деятельности;

б) управление поведением и деятельностью;

в) контроль.

2. Психологические функции общения:

а) функция обеспечения психологического комфорта личности;

б) удовлетворение потребности в общении

в) функция самоутверждения.

Общение рассматривается и как процесс взаимного приспособления субъекта общения и деятельности и социальной среды, в которой он действует и общается. С точки зрения социального подхода, общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамическое взаимодействие общества и личности. Общение понимается и как важнейший способ связи элементов общества в систему.

Основными элементами в обществе являются индивиды, личности. Поэтому социальная коммуникация выступает всегда как личностная коммуникация. С этой позиции общение можно определить как личностную, индивидуализированную связь.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

В настоящее время распространенным является подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Существенно, что все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. Стороны общения получают собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции:

Активационная - побуждение к действию;

Интердиктивная - запрещения, торможения («нельзя-можно»);

Дестабилизирующая - угрозы, оскорбления и т.д.;

Инструментальная - координация деятельности путем общения;

Синдикативная - создание общности, группы;

Самовыражения;

Трансляционная функция.

Очевидна многосторонность содержания и названия функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации межличностного общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.

Первостепенный интерес для данного исследования представляет именно коммуникативная сторона процесса общения.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Средствами коммуникативного процесса являются:

2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы лингвистическая и паралингвистическая - интонация, паузы;

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) система «контакта глаз.

Следует отметить, что важнейшей характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою индивидуальную представленность в другом.

Исходя из приведенных выше признаков коммуникативного процесса, констатируем, что коммуникативная сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека.

Таким образом, исходным понятием, на которое мы опираемся при изучении коммуникативных умений учащихся начальных классов, является понятие общения.

Сегодня общение является предметом изучения многих наук. Философия раскрывает методологические вопросы, определяет место и взаимосвязь понятий и категорий в системе мировоззрения личности. Социальная психология рассматривает общение как общественное явление, процесс взаимодействия общественных субъектов: «общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия».

Психология изучает личность в общении. На основе выводов этих наук педагогика строит модель общения в соответствии со своим предметом и задачами, связывая ее со своими категориями и понятиями. Представители различных наук по-своему трактуют понятие общения. Многообразие подходов к нему можно проследить при анализе вариантов определений существа межличностного общения.

В учебнике социальной психологии мы находим, что при соединении в системно-коммуникационную цепь понятие «коммуникация» означает зависимость состояний взаимодействующих субъектов как систем. Рассуждая о коммуникации, Г.М. Андреева отмечает, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей».

По мнению Г.М. Андреевой, коммуникативный процесс состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S - S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке».

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор

ЧТО? (передается) - Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) - Канал

КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.

Рассмотрим основные аспекты коммуникативного процесса, представленные социальной психологией. В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как минимум, два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или адресат).

Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить три следующих аспекта коммуникаций (передачи - приема информации):

1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникаций?

Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?

Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении?

Все эти проблемы тесно связаны между собой.

При научном анализе коммуникаций обычно исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи: 1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор); 2) передатчик; 3) приемник; 4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).

В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом. Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако эти две роли не следует полностью отождествлять.

Итак, та или иная информация кодируется ее отправителем на основе какой-либо системы знаков для передачи адресату коммуникации. Преобразование информации в те или иные сигналы производится коммуникатором посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства. Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец, выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда используется ряд определенных знаков.

Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации - лицо или группа лиц, которые воспринимают эту информацию и интерпретируют.

Весь путь прохождения информации от ее отправителя до получателя называется каналом коммуникации (здесь имеется в виду как физическая, так и социальная среда).

Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.

Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе общения.

Одна из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное представление о тех сведениях, которыми располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и т.д.

Рассмотрим и другие взгляды на коммуникацию.

О.М. Казарцева считает, что коммуникация есть «единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди».

По мнению А.П. Назаретяна, «человеческая коммуникация во всем многообразии ее форм представляет собой неотъемлемую сторону любой деятельности» Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Такое понимание коммуникации основывается на методологических положениях, которые признают непрерывность общественных и межличностных отношений, что само по себе отражает характер самой коммуникации.

Формирование коммуникативных умений младших школьников в отечественной педагогике. Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

Говоря о коммуникативном развитии, приведем, прежде всего, общие данные отечественных исследований о характере его изменения в разных возрастных группах.

Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации /говорение и слушание/ превалируют в развитии дошкольника.

Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста при слушании, умение осмыслить все содержание текста, организовать его структурно и логически. Отмечено также положительное влияние коммуникативной установки на сохранение прослушанного текста. В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной структуры высказывания. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счет накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.

Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности и его отношение к самому себе - уверенность в своих силах, скромность или преувеличенное самомнение, самолюбие, неуверенность в своих силах и т.д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на каждом шагу.

В многообразных, тонких, богатых всевозможными оттенками людских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется величайшее многообразие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковы заботливость о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и множество других аналогичных и им противоположных свойств. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий.

Всякое действительно не безразличное отношение к другим людям избирательно. Существенно, на чем основывается эта избирательность - на личных ли пристрастиях или на объективных основаниях. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую общественную основу, мы и называем товарищеским. Это товарищеское отношение к другим людям не исключает других, более узкоизбирательных, более тесно личностных и вместе с тем идейных отношений, к более тесному кругу лиц или отдельному человеку.

В характерологическом отношении существен, таким образом, не столько количественный признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения - к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т.п.

При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характеры, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположности.

Существенной для становления характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организованности и целенаправленности воспитание - общение воспитателя с воспитываемым - располагает рядом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным примером.

Общение создает предпосылки и для самостоятельной работы человека над своим характером. В процессе общения, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практической оценке характерологических свойств других людей, регулируемой моральными представлениями, - к самооценке и самокритике. А самопознание, сравнительная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стимулом для сознательной работы человека над своим характером.

В процессе общения опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, правильная или неправильная - преувеличенная или приуменьшенная - самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т.д.

Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. Кроме того, внеучебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Такого мнения придерживаются и педагоги, психологи, методисты, принимавшие участие в составлении рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе.

Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.

Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативный процесс», мы может говорить о том, что все эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального взаимодействия. Педагогическое общение - это форма социального общения. Следовательно, формирование коммуникативных навыков может быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.

Елена Побирей

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках , имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему

человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты

реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его

действительности.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Игра способствует формированию творческого воображения.

Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности , в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)

«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон "очередности", привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

коммуникативных умений.

1.Подходы к определению понятия «коммуникативные умения».

При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.

Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».

Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.

С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Приемы общения, применяемые на практике, и техника имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

В отечественной науке исследованы такие аспекты проблемы общения, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии и педагогики. В целом анализ литературы показывает, что данная проблема разрабатывалась в основном применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает слабую ее изученность в рамках педагогики начального обучения. Между тем коммуникативная деятельность (общение), являясь одной из основных в младшем школьном возрасте, а в подростковом - ведущей, не будучи целенаправленно формируема у младшего школьника, существенно затрудняет его внутреннее раскрытие и реализацию в учебе, среде сверстников и социуме в целом.

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативные умения учащихся формируются только в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения.

Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

При рассмотрении коммуникативного развития приведем прежде всего общие данные отечественных исследований о характере его изменения в разных возрастных группах. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации /говорение и слушание/ превалируют в развитии дошкольника.

Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно-повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста при слушании, умение осмыслить все содержание текста, организовать его структурно и логически. Отмечено также положительное влияние коммуникативной установки на сохранение прослушанного текста. В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной структуры высказывания. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счет накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.

Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д. Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста рассмотрены в работах O.A. Веселковой,

А.Е. Дмитриева, JI.P. Мунировой, A.A. Панферовой, В.П. Понутриевой. Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность», можно говорить о том, что все эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального взаимодействия. Педагогическое общение – это форма социального общения. Следовательно, формирование коммуникативных умений может быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.

2. Характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников.

Сформировать коммуникативные умения - значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Под коммуникативными умениями понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения. На основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить три группы умений.

I группа умений - коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание.

II группа умений - умения восприятия (перцептивные): умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

III группа умений - умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.

Н.М. Полуэктова выделяет этапы формирования у учащихся коммуникативных умений:

Мотивационный - раскрытие младшим школьникам значимости коммуникативного умения в достижении успеха в общении;

Ознакомительный - ознакомление учащихся с содержанием коммуникативного умения, накопление знаний о нем;

Овладение умением - создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно-предметного взаимодействия учащихся и учителя с целью овладения коммуникативным умением;

Совершенствование умения - самостоятельное использование младшими школьниками коммуникативных умений в процессе общения, выполнения творческого дела.

При оценке уровня сформированности коммуникативных умений необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся. Исходя из данного замечания, составлена таблица №1 в соответствии с требованиями ФГОС, позволяющая планировать и осуществлять контроль за процессом формирования коммуникативных умений у младших школьников Федеральные государственные стандарты нового поколения нацелены сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы. Формирование ключевых компетентностей становится сегодня главной целью обучения, так как дает возможность ученику повысить свои учебные достижения. Каковы основные группы результатов, устанавливает стандарт. Уточнить данные мы можем с помощью пособия «Планируемые результаты начального общего образования» .

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий младшие школьники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Для того чтобы реализовать новый подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.

Критерии коммуникативной грамотности младших школьников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ученик способен: использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
различать оценку действия и оценку личности;
договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога

Ученик способен: оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста; отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;
начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами;
отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;
строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения;
организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»;
понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления уметь представлять свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);



оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом;
определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации;
уметь публично представлять свои достижения и результаты:
готовить план выступления на основе заданной цели;
использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;
уметь вести устный диалог и полилог:
высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию;

могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы;
могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга

Ученик умеет: осуществлять письменную коммуникацию:
создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции;
определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности;
создавать гипермедиа-сообщения;
общаться в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог);
фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио- видео и текстовая запись);
уметь публично представлять свои достижения и результаты: выступать с аудио-видео-поддержкой;
применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией;
с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использовать их;
участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают (фиксируют) промежуточные результаты;
учащиеся могут называть области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся 4 класса были учтены следующие принципы: 1) ситуативность; 2) коллективное взаимодействие; 3) жизненная ориентация обучения; 4) личностно ориентированная самостоятельная работа; 5) вовлечение детей в коммуникативную деятельность.

Выделенные принципы реализуются в приемах: 1) ролевого общения; 2) дискуссионного общения; 3) формирования ориентировочной способности учащихся; 4) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).

Возраст 6-10 лет сензитивен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.


(lena . gretzova @yandex.ru)
Грецова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением (М. Цицерон)

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является личностно-деятельностный подход, предполагающий опору на субъективный опыт учащегося, актуальные потребности и возможности учащихся. В связи с этим остро встает вопрос об организации приемов и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.

Формирования коммуникативных умений необходимы для успешной самореализации личности на всех этапах образования.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных умений учащихся позволит в совокупности с другими универсальными действиями повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений - это умение

Раскрывать тему, основную мысль;

Находить материал к высказыванию;

Систематизировать материал, собранный к высказыванию;

Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

Высказывать собственное отношение к происходящим событиям.

Для развития коммуникативных умений педагог должен следить за речью учащихся, добиваться полных ответов, учить вести диалог, учить слушать задание, совершенствовать навыки работы в группе, в парах, проводить отбор учебного материала, выделять главное и второстепенное, учить детей высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Коммуникативная культура учащихся в настоящее время заметно снизилась. Словарный запас очень скуден. Учащиеся не умеют слушать и слышать собеседника, понимать содержание чужих текстов, с трудом оформляют свои мысли в тексты.

Все это сказывается и на освоении предметных знаний и умений и на качестве знаний в целом. Обучая детей, нужно создавать особое пространство учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения.

Ребенок, работая в группе, постепенно учится общаться, отвечать за свою деятельность перед группой, договариваться при возникающих противоречиях, развивает умение понятно излагать свои мысли,формулировать выводы.

Принципиально меняется позиция учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учениками, организует коммуникацию, является организатором рефлексии. Умение слушать, слышать, понимать определяется через то, умеет ли ребенок после прослушанного задать какие-либо вопросы, высказать свою точку зрения.

Проверка сформированности коммуникативных умений на уроках может строиться на основе изучаемого материала или путем воспроизведения учащимися наиболее типичных ситуаций общения и решения конкретных коммуникативных задач.

Контроль следует рассматривать как измерение достижений, а не как подсчет ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должны выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Контроль - это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Однако контроль будет лишь тогда эффективен и способен выполнить свои функции, когда организуется и проводится с учетом специфики учебного предмета, когда правильно определены объекты контроля.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам общения.

Серьезное внимание при формировании коммуникативных умений следует уделить работе с текстом. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. Текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля. Для повышения качества образования необходимо формировать коммуникативную компетентность.

Учитель старается создавать условия, когда учащиеся высказывают свою точку зрения и понимают изучаемый материал. Необходимо сформировать у учащихся правила коммуникативных норм в рамках задаваемых вопросов (корректность, проговаривание смысла содержания обсуждаемой темы и другое).

Особо хочется отметить необходимость уметь разбивать текст на микрочасти, выделять микротемы и определять основную мысль каждого отрезка текста, т.к. целостное восприятие текста у ребенка затруднено, поэтому такая форма работы способствует выделению главного, определению понятного и непонятного, формулированию вопросов на понимание и обсуждение. После длительной и кропотливой работы учащиеся успешно справляются с предложенными заданиями. Трудность учащиеся испытывают в заданиях, где нужно дать аргументированный ответ, используя дополнительную информацию, потому что у учащихся круг знаний или не всегда достаточен, или же они не могут применять материал, накопленный при усвоении других тем.При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся необходимо учитывать следующие принципы:

Ситуативность;

Коллективное взаимодействие;

Жизненная ориентация обучения;

Личностно ориентированная самостоятельная работа;

Вовлечение детей в коммуникативную деятельность.

Выделенные принципы реализуются в приемах: 1) ролевого общения; 2) дискуссионного общения; 3) формирования ориентировочной способности учащихся; 4) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).

Возраст 6-10 лет эффективен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как уровень формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Литература:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 2010 (а).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru .

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.

4. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. М.: 2008 г.

5.. Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1990 г.

6. Ярулов А.А. Структура занятий индивидуально - ориентированного способа обучения.//Школьные технологии. Научно - практический журнал школьного завуча, 2005 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь