Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

"Белорусские народные игры в системе внеклассной работы

в школе"

Для чего человеку дано детство? Во-первых - биологическое созревание. Во–вторых - детство нам нужно для того, чтобы мы подготовились к сложной социальной жизни, чтобы ребенок начал ощущать себя человеком среди других людей, приобрел социальные эмоции, переживания, воображения. А школа и внеклассная работа в ней предназначены облегчить сложный путь учащегося в социальную жизнь общества. Сейчас в белорусских школах наработан достаточный опыт деятельности во внеурочной жизни учеников по разным направлениям творческого развития личности, ее досуга, здорового образа жизни, патриотичного и общественного воспитания. Внеклассная работа является органической частью целостной учебно-воспитательной работы школы и её организация должна отражаться во всех видах планирования, отвечать основным задачам школы. А одной из задач воспитания является воспитание национального самосознания, национального достоинства, присоединение к белорусской культуре, народным традициям, переданных нашими предками.

Наше государство уделяет большое внимание воспитанию здорового человека, как психически, так и физически. А политика Республики Беларусь направлена на возрождение национальных традиций и ценностей, потому что именно поколение, которое осознает свое национальное достоинство, свои корни, культуру, прочная основа страны. Это обусловливает широкое обращение к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, присоединение к национальной и общечеловеческой культуре. Сокровищница средств и методов воспитания все время пополняется новыми элементами. Все новое - это давно забытое старое, - поговорка, которую можно отнести к использованию белорусских народных игр во внеклассной работе школы.

Народные игры - вид активного отдыха людей, исторически сформированного на основе драматизированных, условных или творческих действий, в которых сложились определенные правила и приемы забав и которые являются средствами физического, умственного и морально-эстетичного воспитания. Многие народные игры возникли из обрядов и развивались с древних времен и воспринимаются сейчас как средство отдыха и приобретения полезных навыков и подготовки к входу в социальную жизнь общества. Народная игра - средство воспитания гражданина, личности, развития физических сил.

Каждый народ имеет свои самобытные игры. Игры белорусского народа тесно связаны и с бытом и с рабочей деятельностью людей, природой, которая их окружает. Одни из них имеют определенные традиционные нормы и словесное оформление, что делает их действие драматизированным. Вторые - со строгим распределением ролей каждого участника, в каких слово является сигналом для какого-то действия. Есть и игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов движений, что содействуют воспитанию интереса к народному творчеству, к родному языку.

Бытует точка зрения, что играть интересно только маленьким детям в детском саду и это необязательно должны быть народные игры, ведь среди них немало на самом деле интересных и подвижных игр. Но на самом деле играть любят все и в любом возрасте, надо только правильно подобрать игру. В особенности интересно как для ребят да и для взрослых проходят совместные игры. Совместные конкурсы, соревнования в русле народной игры раскрывают, мобилизуют мощь, творческую энергию семьи и родители имеют отличную возможность больше взаимодействовать со своими детьми. Игры учат ценить детство во всех его проявлениях, позволяют родителям видеть, как их ребенок постигает мир в тех формах деятельности, какие ему понятны, приносят удовлетворение, и что бесспорно - развивают его личность творчески, физически и духовно, а также в процессе игры взрослые развиваются сами.

В помощь тем, кого интересуют народные игры.

Міхасік

Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов:

Ты, Міхасік, не зевай, не зевай!

Лапаточкі азувай, азувай! -

звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются, и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Прэла-гарэла

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прэла-гарэла, за мора ляцела,

А як прыляцела,

Дык недзе і села,

Хто першы знойдзе,

Той сабе і возьме!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

Заяц-месяц

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

Заяц-месяц, дзе ты быў?

Што рабіў?

Сена касіў.

Дзе паклаў?

Пад калоду.

Хто ўкраў?

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Во ж ы к і мыш ы

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик-в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык - тупу-туп, Весь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куда? Ад якой бяжыш бяды?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе вожык - усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

І ванка

На земле чертят круг диаметром 5-10 м. Это лес, а в середине квадратик - дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные - лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик - поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Млын

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Лянок

На земле рисуют кружки - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

Паляўнічы і качкі

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда - качки (утки), другая - охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5-3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток - стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.

Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

3вери

Местом для игры избирается просторная классная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.

На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.

Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля.

Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.

Один из них назначается владельцем зверей, другой - покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.

При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.

В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене.

Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.

В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.

В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым.

В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери.

В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение.

Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное - это аксессуары, делающие игру занимательной.

Лошадки

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной классной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыватю пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Зайчик

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную классную комнату.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, - оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Волк и овцы

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной классной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.

После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.

Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле», и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, - он можетъ ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Хромая лиса

Количество участвующих детей можетъ быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

Лисица на одной ноге

Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве и снабжаются жгутами.

По жребию одному из участвующих дается прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.

По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабженная жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.

В том случае, когда это ей удается, она присоединяется к толпе, а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.

Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на нее другими участниками игры.

Главными элементами игры являются бег и прыжки. Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздухе, игра развивает в них еще ловкость, так как каждый ребенок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от нее, чтобы не быть осмеянным товарищами.

Медведь и вожак

Число детей может быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнате, они захватывают с собой веревку, длиной в 2-3 аршина.

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на недалеком от них расстоянии, приблизительно в 4-6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.

Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих, прежде, чем медведь получит 5-6 легких ударов.

Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака.

При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц - медведя и вожака - и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е. наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.

В начале и во время игры, при каждой смене центральных, действующих лиц - вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Прос а

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

Прыходзь да нас проса палоць.

Не хачу!

А кашу есці?

Хоць зараз!

Ах, ты ж, гультай!

После этих слов ведущий и “гультай” обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

Правила игры. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, гультай!» Чтобы ведущий и “гультай” не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, “гультай” - за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

Мароз

С помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зялены, ты красны,

Ты ў шубе, ты ў кажусе,

У цябе сіні нос,

Гэта ты, Дзед Мароз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Пярсцёнак

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»- все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Гусі ляцяць

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:

«Гусі ляцяць», « Качкі ляцяць» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «ляцяць» - и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Рыбы ляцяць», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).

Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.


У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль -

З дліннай белай барадой ,

З чорнымі вачамі , з белымі вусамі !

Дзеткі, дзеткі ! Дзе вы былі ?

Дзе вы былі ? Што рабілі ?

- Дзе мы былі, вам не скажам ,

Што рабілі — пакажам !

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазо ль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Лясь, лясь, уцякай!

Играющие ходят по площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

Лясь, лясь, уцякай!

Цябе коні стопчуць.

А я коней не баюсь,

Па дароге пракачусь -

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры. Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Пацяг

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Правила игры. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Пасадка бульбы

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,- капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый — кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Змейка

Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходит во дворе или в саду.

Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за вожаком.

Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, - благодаря этому в цепи образуется выемка.

Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.

Главный элемент игры - бег; если игра заинтересовывает детей, они ведут ее очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.

Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, - иначе она вместо ожидаемой пользы приносит несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.

Стрекоза

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.

Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Трубочка

Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес.

Участвующих может быть какое угодно количество — дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище «жмурки», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2-3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?

Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать товарища. В случае удачи они обмениваются ролями. Главный элемент, входящий в игру - это ходьба, и если она на свежем воздухе, то польза от нее очевидна, так как ходьба служит лучшим гимнастическим упражнением для организма.

Кошки и мышки

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь на открытом воздухе.

В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из классных комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новыя мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудутъ в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Елена Варданян
Белорусские народные игры

Цель: развитие интереса детей к культуре Белоруссии, знакомство с народными играми белорусского народа.

Вводная беседа с детьми.

Воспитатель обращается к детям с вопросом:

Вы любите играть в подвижные игры?

А какие игры вы знаете?

А, вы знаете, что у каждого народа свои народные игры?

Мы с вами хорошо знаем русские народные игры, а сегодня я хочу вас познакомить с белорусскими играми. У белоруссов есть свои народные игры, без которых не проходит ни один праздник. В играх обыгрываются особенности культуры и быта.

Как вы думаете, ребята, какой овощ больше всего любят белоруссы? Я вам подскажу загадкой:

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

(картошка)

Молодцы! Правильно! Мы сейчас поиграем в белорусскую народную игру «Посади картошку».

«Посади картошку»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Правила игры: Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась игра?

А сейчас мы познакомимся с игрой, в которую белорусские дети играют дома.

«Михасик»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай -лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.

Предлагаю вам научить своих родителей и друзей во дворе играть в белорусские игры.

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влияни-ем культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.

Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.

Около половины населения республики живет на селе. Специальные социологические исследования, проведенные в 1967-1969 гг., показали, что в сельской местности дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростки в каникулярное время играют преимущественно в народные игры (Материалы 2-й Всесоюзной конференции «ГТО, туризм и подвижные игры как массовые формы физического воспитания населения». Минск, 1976).

Сравнение записей белорусских народных игр дореволюционного периода с современными записями показывает большие изменения, происшедшие в характере и содержании этих игр.

Игры без предметов

Кузнечики (Конiкi)

Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание . В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.

Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.

Правила.

  1. Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге.
  2. «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойман-ными и становятся в круг.

Пастух и волк (Пастух i воук)

(Игра имеет еще одно название - «Овечка» («Авечачка») )

Эта старинная игра распространена до сих пор (в многочисленных разновидностях) во всех областях Белоруссии.

Площадку для игры выбирают в лесу, саду или дворе, имеющем какие-либо укрытия. Играют обычно 5-15 детей в возрасте 6-10 лет.

Описание . Дети выбирают «волка» и «пастуха». «Волк» прячется, а «пастух» остается на площадке, и вокруг него рассаживаются остальные играющие - «овечки». «Пастух» изображает взрослого пастуха, сгоняющего овец в стадо, затем останавливается и говорит примерно так:

Пасу, пасу овечек от утра до вечера. Волк за горой, а я за другой. Я волка не боюсь, палкой оборонюсь. Отойду пока в тенёк да прилягу на бочок. (Отходит в сторону, присаживается, отворачивается и делает вид, что заснул.)

После этого крадучись приходит «волк» и одну за другой уводит и прячет где-либо всех «овец», а сам остается на площадке. «Пастух», проснувшись, спрашивает у «волка»:

Волк, волк, ты не видел моих овечек?

Нет, не видел, - отвечает «волк». - Иди поищи!

«Пастух» ищет «овец». Когда он приближается к тому месту, где они спрятаны, «овечки» начинают производить какой-нибудь шум, например начинают шипеть. Тогда «пастух» спрашивает:

Что это шипит?

Это моя волчиха сало жарит, - отвечает «волк».

«Овечки» начинают стучать.

Волк, что это стучит?

Это лесорубы лес валят.

«Овечки» начинают пищать.

Волк, кто это пищит?

Это цыплята зерно ищут.

Так продолжается до тех пор, пока «волк» не замешкается с ответом. Тогда «овечки» начинают блеять. «Пастух» обращается к «волку»:

Волк, а чьи это овечки блеют?

Ну-ка покажи!

«Волк» после этих слов убегает, «овечки» бегут за ним и, если догонят, приводят к «пастуху». В противном случае «волк» становится победителем. На этом игра заканчивается.

Правила.

  1. Спасаясь от погони, «волк» не должен выбегать за оговоренные перед началом игры границы. Иначе он считается пойманным.
  2. «Волк» считается пойманным и в том случае, если его коснулась (осалила) рукой любая из догоняющих его «овечек».

Просо (Проса)

Эта игра распространена среди мальчиков и девочек 8-14 лет. Количество участников - 10-30 человек.

Описание . По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит:

Приходи ко мне просо полоть.

Не хочу!

А кашу есть?

Хоть сейчас!

Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги.

«Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином».

Правила.

  1. После слов «ах ты, лодырь» «хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу.
  2. Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно, то водить продолжает прежний «хозяин».
  1. Налимы (Мянькi)

Играют от 15 до 30-40 мальчиков и девочек младшего школьного возраста на ровной, четко обозначенной площадке длиной 20-30 м и шириной 10-15 м. Эта площадка - «река».

Описание. Посредине каждой из четырех сторон площадки и в центре ее рисуют кружки диаметром 1,5-2 м. Это «ямы» (рис. 1). Затем по считалке выбирают двух «рыбаков». Держась за руки, они догоняют остальных играющих («рыб» - «налимов») и ловят, замыкая вокруг них свои руки. Пойманные присоединяются к «рыбакам», взявшись с ними за руки, т. е. расширяя цепочку ловящих - «невод». «Рыбы» могут спасаться в «ямах», но находиться в «яме» может только одна «рыба».

Игра продолжается до тех пор, пока «рыбаки» не переловят всех «налимов», кроме пяти спасшихся в «ямах».

Правила.

  1. Если руки у «рыбаков» во время ловли расцепятся, то «рыба» не считается пойманной и может выскочить в месте разрыва.
  2. По договоренности между игроками «налимы» могут проскакивать сквозь «невод» под руками ловящих, но не применяя силы.
  3. Если спасающийся от «рыбаков» «налим» забежит в «яму», где уже находится другая «рыба», то эта «рыба» должна освободить «яму».

Гончая (Хорт)

В игре участвуют обычно мальчики (иногда и девочки) 9-13 лет, 10-20 человек. Местом для игры может быть любая чем-либо обозначенная площадка - «поле» (размером примерно 50х20 м).

Описание . На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3-5 м. Вокруг нее становятся дети - «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего:

Заяц, заяц, где ты был? - В болоте. - Что делал? - Траву жал. - Где спрятал? - Под колодой. - Кто унес? - Заяц. - Кто ловит? - Хорт!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот, на кого выпало слово «хорт», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «зайцы».

Правила.

  1. «Зайцы» не имеют права выбегать за пределы «поля».
  2. «Заяц» считается пойманным, если «хорт» схватит его за руку или коснется плеча.

Вариант . Перед началом игры участники могут договориться, сколько времени (например, 5 или 10 мин) «хорт» может ловить «зайцев». Подсчитывают, сколько «зайцев» успеет поймать «хорт» за отведенное время. Игра повторяется несколько раз. В конце определяют лучшего «хорта» (поймал больше «зайцев»).

Молоко (Малако)

Играют мальчики и девочки 5-8 лет, 10-20 детей.

Описание . Дети выбирают «кота» и «хозяйку», затем усаживаются (прижав колени к груди и обхватив их руками) в круг на расстоянии полуметра друг от друга. Это «кувшинчики с молоком» («гладышки»). Хозяйка зовет «кота»:

Кис, кис, кис!

Мяу, мяу! - отвечает «кот».

Ты где гулял?

Во дворе.

А мышку поймал?

Почему? - спрашивает «хозяйка».

Молока хочу!

Выбирай гладышку!

«Кот» обходит «гладышки», дотрагивается до каждой и облизывается. Хозяйка спрашивает:

Ну что, выбрал?

«Кот» подходит к «хозяйке» и на ухо, чтобы никто не слышал, сообщает имя выбранного им игрока. «Хозяйка» говорит:

Если сможешь, бери! - и отворачивается.

«Кот» снова обходит «гладышки», берет каждую за плечи и толкает влево, говоря: «Не хочу, не хочу, не хочу...»

Дойдя до выбранной «гладышки», он говорит: «Хочу!» - и неожиданно толкает «гладышку» вправо. Если она «повалится» (т. е. игрок, потеряв равновесие, вынужден будет опереться на руку), то выбывает из игры и «кот» снова начинает переговоры с «хозяйкой». Если же игрок, которого выбрал «кот», успеет среагировать на его движение и не потеряет равновесия, то «кот» меняется с ним ролью и игра начинается сначала.

Правило . «Кот» имеет право толкать вправо только того игрока, которого он перед этим назвал «хозяйке».

Котятки (Кацяняткi)

Место для игры - любая просторная площадка. Количество участников - 6-10 человек (обычно младшие школьники).

Описание . На земле (полу) чертят линию - «улицу», метрах в шести-восьми перед ней - круг («дом»). После этого выбирается «кошка». Она заходит в «дом», играющие - «котятки» - подходят к ней на 2 шага, и «кошка» спрашивает: «Котятки-ребятки, вы где были?»

Последующий разговор может проходить, например, так: «Котята»:

А что там делали?

«Котята»:

Цветы рвали!

А где же эти цветы?

Количество вопросов и ответов зависит от фантазии и сообразительности играющих. «Котята» могут давать несколько ответов, но «кошка» выбирает один и в зависимости от его содержания задает новый вопрос. Как только «котята» при ответе допустят паузу, «кошка» кричит: «Ах вы обманщики!» - и старается поймать кого-либо из них. Чтобы спастись, «котята» должны убежать на улицу, т. е. стать на линию, взявшись за руки. Того, кого «кошка» поймает, она уводит в «дом». Спустя некоторое время к «дому» подходят остальные «котята», и все начинается сначала.

Игра продолжается, пока «кошка» не отведет в «дом» всех «котят».

Правила.

  1. «Кошка» может начать ловить «котят» не только тогда, когда они замешкаются, но и в случае неправдоподобного ответа.
  2. Если «кошка» никого не догонит, то уводит в «дом» того, кто стал на линию последним.

Лес, болото, озеро (Лес, балота, возера)

Участвовать в игре могут мальчики и девочки дошкольного и школьного возраста, от 5 до 30 человек.

Описание . Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга примерно на равном расстоянии от первого (при проведении игры в зале это могут быть три противоположных его угла, ограниченные линиями). В первый круг (или угол) становятся играющие, а остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное (можно договориться называть и растения) и быстро считает до условленного числа. Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания, названного животного или птицы и т. д. (например, в круг, означающий лес, если назван волк, в круг, означающий озеро, если названа щука). Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся за определенное число конов.

Правила.

  1. Менять круг, в который прибежал, нельзя.
  2. Если прибежавший хотя бы одной ногой ступит не в тот круг, то он получает штрафное очко или выбывает из игры (смотря по уговору).
  3. Тот, кто не успел добежать до круга или прибежал последним, также получает штрафное очко или выбывает из игры.
Борода (Барада)

Одна из самых распространенных среди белорусов игр - «Квач» («Салки»). Ее разновидность «Борода» типична для сел Белоруссии. Здесь издавна играли не только на просторных площадках, полянах, но и в небольших помещениях, например в хате на вечерках. В игре участвовало обычно 5-10 подростков.

Описание . Чтобы водящему не было слишком просто салить убегающих на ограниченном пространстве хаты, его задачу усложняли: салить он мог только связанными за спиной кистями рук. В настоящее время руки чаще не связывают, а просто держат за спиной кистью одной руки запястье второй и этой (второй) рукой салят. Игроки разбегаются по комнате. Водящий пытается схватить или лишь коснуться свободными пальцами кого-нибудь из участников игры. Если ему это удается, то осаленный сменяет его, т. е. становится «бородой». Играют обычно 10-15 мин (пока не набегаются вволю).

Правила.

  1. Если водящий расцепит руки, чтобы легче было салить, то это осаливание не засчитывается.
  2. Водящему не разрешается преследовать все время одного и того же игрока.
  3. Новому водящему нельзя сразу салить того, кто только что был водящим.

Игры с предметами

Маялка

(Маялка - от слова «маять» )

Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

Описание . Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

  1. Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.
  2. Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.

Что делаешь? (Што робiш?)

Играют девочки и мальчики 5-8 лет. Местом для игры может быть лесная поляна, площадка, комната. Количество участников - 5-15 человек. Инвентарь - палочки или прутики (у каждого играющего).

Описание . Играющие выбирают «хозяйку», затем рассаживаются по кругу и выкапывают перед собой ямочки или рисуют кружки. «Хозяйка» обходит всех и задает каждому какую-либо «работу»: например, печь хлеб, варить обед, пилить дрова, косить сено, чинить стул, носить воду. Играющие должны все время постукивать палочкой по своему кружку и называть вслух заданную им «работу».

Дав каждому задание, «хозяйка» становится в середине круга и говорит:

А теперь будем все... (Называет какое-либо занятие, например: петь, забивать гвозди, пилить, стругать и т. д.) Начали!

Играющие обязаны повторять все, что прикажет «хозяйка». Несколько раз переменив задание, она, указывая прутиком на кого-либо из играющих, неожиданно спрашивает:

Что делаешь?

Тот, кого она спросила, должен немедленно назвать ту работу, которую ему поручили в начале игры. Кто ошибется выбывает из игры (или продолжает играть, получив штрафное очко), после чего «хозяйка» дает всем новые задания.

Побеждает ни разу не сбившийся в игре. Он становится «хозяйкой», и игра повторяется.

Правила.

  1. Тот, кого спросил водящий, должен назвать свою работу не позже чем водящий сосчитает до трех.
  2. Подсказавший получает штрафное очко или выбывает из игры.

Иванка

(Эта Игра имеет и другое название: «В ведьму» )

Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют 10-20 детей в возрасте 7-12 лет.

Описание . На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».

Правила

  1. «Лесовик» не имеет права выходить из «леса» и подходить к своему «дому» ближе 1 шага.
  2. Если «лебедю» удается схватить Иванку, но водящий осалит его в пределах «леса», то «лебедь» выбывает из игры, а Иванку возвращают на прежнее место - в «дом».

Побелка (Пабелка)

(Другое название игры - «Беляк» )

Играют зимой, обычно подростки и юноши, а по праздникам - и мужчины. Место для игры - любая заснеженная площадка. Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание . Участники скатывают из снега шар диаметром около 1 м и становятся вокруг него, взявшись за руки. По сигналу каждый играющий, упираясь ногами, старается затянуть соседа в середину, чтобы он коснулся снежного шара. Как только кто-нибудь коснется шара - «побелится» (а это обычно хорошо видно, так как на одежде «побеленного» останутся следы снега), заметивший это кричит: «Побелен!» - и называет имя «побеленного». Игра останавливается. «Побеленный» выбывает из игры. Остальные снова берутся за руки, и игра продолжается. Последние двое оставшиеся в игре становятся друг против друга и, взявшись за руки над шаром, стараются перетянуть друг друга. Кто из них «натянет» соперника на шар, тот и выигрывает.

Правила

  1. Игроки, разомкнувшие руки, выбывают из игры.
  2. Тянуть в круг можно лишь после того, как все возьмутся за руки (можно выбрать судью, подающего команду).

Подхват (Падхват)

Играют зимой, преимущественно мальчики 10-15 лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено.

Описание . На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает.

Правила

  1. Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек.
  2. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.

У лиса (У лiса)

Играют чаще всего подростки. Участников должно быть не меньше 6-7, а лучше 10-15 человек. Для игры нужен жгут из мягкой веревки длиной около 50 см (или из полотенца, шарфа, пояса и др.).

Описание . Выбирается (по считалке или добровольно) водящий («лис»). Все становятся в колонну по одному, руки опущены. Водящий идет вдоль колонны и передает кому-нибудь в руки незаметно для остальных жгут (в колонне никто не должен оглядываться). Получивший жгут бежит вперед и старается осалить им стоящего первым в колонне. Бывший «лис» становится на освободившееся место. Если стоящий первым в колонне заметит подбегающего к нему со жгутом, то бежит с другой стороны колонны к ее концу, стараясь стать позади последнего прежде, чем его догонит и осалит бегущий со жгутом. Кто из них окажется менее быстрым, тот становится «лисом» и начинает новый кон игры.

Правила.

  1. Заметившие, что жгут передан, не должны сообщать об этом другим игрокам.
  2. Если стоящий в колонне оглянется, то он становится водящим (это правило вводится по договоренности между игроками).
Гуськи (ГускI)

Играют зимой ребята 12-16 лет. Место для игры - ледяная круглая площадка диаметром 10-15 м. Инвентарь - «колки» (раздвоенные на концах палки длиной 1-1,2 м) и «гуськи» (чурки длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см). «Колков» и «гуськов» должно быть столько же, сколько играющих (4-8 человек).

Описание . В зависимости от тактических соображений каждый игрок в любом месте на краю площадки выкапывает «гнездо» - ямку диаметром 25-40 см. Затем все становятся возле своих «гнезд», «гуськи» держат при себе. Кто-либо кладет свой «гусек» на середину площадки. Хозяин выставленного «гуська» стучит «колком» о лед 3 раза. После третьего удара все бегут к «гуську», и каждый старается завладеть им и ударами или толчками «колка» загнать в свое «гнездо». Как только «гусек» загнан, на середину кладут следующий «гусек», и все начинается сначала. Так продолжается до тех пор, пока все «гуськи» не будут загнаны в «гнезда». В чьем «гнезде» окажется больше «гуськов», тот выиграл.

Правила

  1. Во время игры запрещается хватать соперника руками.
  2. Передвигать «гуська» можно только «колком».
  3. Загнанный в «гнездо» «гусек» засчитываете?! хозяину этого «гнезда», независимо от того, кто совершил по «гуську» последний удар.

Клёк

Эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии.

Играют мальчики 10-14 лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной 80-100 м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см. Количество участников - 2-6 человек.

Описание . На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.

«Клёк» кладут поперек исходной линии. Ударом палки по концу «клёка» нужно заставить его лететь вверх-вперед и как бы перепрыгнуть через «болото». Если это удалось, то отмечают место падения «клёка» черточкой, с которой этот же игрок будет отбивать «клёк» дальше, когда снова придет его очередь. Если «клёк» попадет в одно из «болот», значит, он «увяз» и игрок, забросивший его туда, должен снова начинать игру с исходной линии. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из игроков достигнет конца площадки.

Правила.

  1. Игроки производят в порядке очереди по одному удару, продвигаясь каждый раз вперед от места падения «клёка» после предыдущего удара.
  2. Если удар оказался неудачным и «клёк» не полетел вперед, игрок может сделать еще две попытки (это правило вводится, когда игроки еще слабо владеют техникой удара).

Сбей картошку («ЗбI бульбу»)

В народе издавна были широко распространены игры-упражнения на испытание силы, ловкости, сообразительности, умения действовать в самых необычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14-18 лет и старше.


Описание . На два пня (в помещении их могут заменить табуреты, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5-2 м друг от друга, кладут крепкую круглую палку. На землю (пол) желательно постелить солому (или гимнастический мат). Надо сесть на середину палки, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов), причем коленями опираться на палку не разрешается, зато можно опираться о землю (пол) второй палкой длиной 1-1,5 м, держа ее правой или левой рукой (на рис. 4 показан один из возможных вариантов положения сидящего на палке). Уравновесив себя, играющий поднимает эту палку и старается сбить ею 4 картофелины, которые положены в виде квадрата со стороной 20-30 см на каждом пне (табурете). Если при этом он теряет равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжить попытки сбить картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли ногой или рукой, тот уступает очередь следующему. Задача участников - сбить все картофелины при наименьшем количестве попыток.

Правила.

  1. Если участник, сбив картофелины, после этого не удержится на палке, его результат не насчитывается.
  2. Игроку запрещается передвигаться по палке, на которой он сидит.

Мячик в ямку! (Мячык у ямку)

Это разновидность известной игры «Котёл». Она интересна тем, что для игры достаточно 2 человек. Играют обычно подростки. Нужна небольшая площадка - достаточно 7-10 м в поперечнике. У каждого играющего палка длиной 100-120 см с загнутым концом (можно взять хоккейную клюшку). Для игры нужен мячик величиной с кулак (можно теннисный).

Описание . По жребию определяют, кто водит. Другой играющий становится у ямки диаметром около 15 см. Игрок, находящийся у ямки, ставит в нее конец своей палки. Водящий пытается загнать палкой мяч в ямку. Но только он поближе подкатит мячик к ямке, как второй игрок ударяет по мячу палкой как можно сильней, и мяч улетает далеко. Водящий снова гонит его к ямке. Если он загонят мяч в ямку или поставит в нее свою палку в тот момент, когда другой игрок вынул палку для удара, эти игроки меняются ролями.

Правила.

  1. Если оба игрока поставили палки в ямку одновременно, водящий остается прежний.
  2. Нельзя выталкивать чужую палку из ямки, ударяя по ней своей палкой.«
Храбрый заяц» («Храбры заяц»)

(Эта игра известна еще под названием «В рогового» (т. е. «В черта») )

В этой игре участвуют обычно младшие школьники и подростки. Количество играющих - 5 человек. Для игры необходим один волейбольный мяч.

Описание. На земле рисуют квадрат 8X8 м, который делят на 4 равные части. В каждом углу квадрата чертят круг диаметром 1м - «засада». После этого играющие с помощью жребия или считалки выбирают водящего - «зайца». Остальные игроки - «охотники». Они становятся по одному в каждой «засаде», а «заяц» - в любом месте квадрата.

Первый вариант. «Охотники», перебрасывая друг другу мяч, выбирают удобный момент и метают мяч в «зайца». «Охотник», в квадрате которого был осален мячом «заяц», сам становится «зайцем» или им становится «охотник», не попавший в «зайца». Если «заяц» поймает мяч на лету, он имеет право кинуть его в того «охотника», который бросал мяч, и в случае попадания поменяться с ним местами.

Правила.

  1. «Зайцу» не разрешается выходить за границы квадрата, а «охотникам» входить в него из своих «засад».
  2. Если «охотник» не поймает брошенный ему мяч, то «заяц» бросает его в этого «охотника» с дальней от него линии квадрата, после чего «охотник» обязан принести мяч и ввести его в игру.

Второй вариант . Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его место занимает кто-либо другой.

Третий вариант. Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его «засада» остается пустой. В этом случае выигрывает (в зависимости от договоренности) или «заяц», оставшийся неосаленным, или последний игрок, сумевший осалить «зайца».

Пушка

(Эта игра имеет и другие названия: «Кегли», «Рухи», «Хата», «Солдаты». )

Одна из простейших ее разновидностей - «Пушка».

Под разными названиями повсеместно распространена в Белоруссии общая для восточных славян игра «Городки».

Играют подростки, юноши. Однов-ременно в игре участвуют только 2 человека. Для игры требуется одна бита (палка) и по 5 городков (чурок) на каждого игрока.

Описание. На земле проводят две линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. Бросают жребий, кому начинать игру и кому на какой линии стать. Каждый игрок ставит на свою линию один городок («пушку») в вертикальном положении. Первый по очереди метает в «пушку» биту. Если «пушка» сбита, ее отдают сбившему и ставят новую. Игрок продолжает бить, пока не промахнется. Тогда очередь бить переходит к сопернику. Игра заканчивается, когда один из участников захватит все «пушки» соперника.

Правила.

  1. Если у одного из участников проиграны все 5 его городков, он может ставить на линию выигранные им городки соперника.
  2. Метать биту можно только из-за своей линии, не заступая вперед.

Дом (Хата)

Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков.


Описание . Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии 12-15 м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.

Удары производятся в порядке очереди: удар первой команды, удар второй команды, снова удар первой и т. д. Фигура считается сбитой, если все 3 городка выкатятся за линию. Если хоть один городок откатится вперед, фигура не считается сбитой и городок выбивается следующим ударом или несколькими ударами.

Порядок установки фигур: 1) «лес», 2) «дорога», 3) «воз», 4) «конь», 5) «ворота», 6) «хата» (рис. 5).

Расстояние между городками (где они установлены не вплотную) равно длине одного городка. Сбить первую фигуру - значит «выйти из леса», вторую - «пройти дорогу», третью - «догнать воз», четвертую -- «догнать коня», пятую - «войти в ворота», шестую - «войти в хату».

Чья команда первой «войдет в хату», та выигрывает.

Правила.

  1. Во время удара все игроки противоположной команды отходят в сторону.
  2. Бросать биту по фигуре можно только из-за своей линии, не переступая ее.
  3. Сбитые фигуры устанавливаются игроками той команды, чья фигура сбита.
  4. Команда, начавшая игру второй, имеет право на последний удар даже в том случае, если все ее фигуры уже сбиты.

Два огня (Два агнI)

Играют чаще мальчики 13-15 лет (на ровной площадке с твердым грунтом или в спортивном зале). Количество играющих - от 8 до 20 человек. Инвентарь - мячик (лучше волейбольный или баскетбольный).

Описание . Выбирают двух водящих (это «огни») и разделяются на две группы. На земле рисуют «коридор» длиной 8-12 м и шириной 8-10 м. «Огни» становятся в «коридоре», а остальные играющие располагаются у линий с обеих сторон «коридора»: одна группа - вдоль левой стороны, вторая - вдоль правой. Играющие сильным ударом о землю внутри «коридора» перебрасывают от группы к группе мяч, а «огни» стараются его поймать. Если им это удается, то игрок, бросивший мяч, считается «сгоревшим» и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока «огни» или выведут из игры одну из групп, или сами «погаснут», т. е. откажутся от продолжения игры.

Правила.

  1. В «коридоре» находятся только водящие, остальным играющим не разрешается входить в него.
  2. Поймав мяч, игрок может перекинуть его 1 раз другому игроку из своей группы, но следующий бросок может быть только через «коридор».

Вариант. Игра может проводиться на время со сменой «огней» через 10-15 мин. В этом случае побеждают «огни», выведшие из игры большее количество игроков.


Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев. Народные праздники и обряды в Беларуси никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин. В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.


Беларусь на протяжении долгого времени входила в состав различных государств, но, несмотря на это, сумела выработать свою неповторимую танцевальную культуру. «Лявониха», «Крыжачок», «Лянок» - все эти народные танцы до сих пор пользуются популярностью среди белорусского населения и жителей стран СНГ.





Лявониха – танец исключительно энергичный и веселый. Наши предки его любили, а сейчас он остался преимущественно в сценическом варианте. Лявониха – народный танец, который был широко распространён на всей территории Беларуси. Исполнялся под одноимённую песню, которая начиналась строчкой «А Лявониху Лявон полюбил…»


Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается какая-нибудь ситуация. Например, в парном танце "Гняваш" поочерёдно гневаются то один, то другой исполнитель. Сначала юноша - он завлекает девушку замысловатыми коленцами, но та гневается и не желает отвечать на его заискивания. Обиженный невниманием парень отходит в сторону. Тогда девушка сменяет гнев на милость и идёт танцевать, но теперь уже гневается парень. Такая смена настроений повторяется несколько раз. Но в конце концов они пляшут вместе.





Песню «Косил Ясь конюшину» знают все, даже те, кто не слушал «Песняров». Слова песни – народные, музыка – усовершенствована Владимиром Мулявиным. Именно в исполнении Песняров она стала хитом. Впервые в новой обработке прозвучала в фильме Юрия Цветкова Ясь и Янина.








История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Преподаватели физического воспитания республики охотно включают народные игры в занятия со школьниками. Методические материалы по белорусским играм пользуются повышенным спросом педагогов.


Игра «Дом» Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков. Описание. Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.


«Клёк» - эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии. Играют мальчики лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной см и толщиной 3-4 см. Количество участников человек. Описание. На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.


Игра «Иванка» Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют детей в возрасте 7-12 лет. Описание. На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».


Игра «Маялка» Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников человек. Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого- либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.


«Подхват» Играют зимой, преимущественно мальчики лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено. Описание. На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает. Правила: Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь