Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:


  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.


Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.


Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.


Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.


Как бороться с агрессией у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида. В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

В переводе с латинского языка «агрессия» (aggressio) означает нападение. Это негативное значение получило широкое распространение. В настоящее время агрессию чаще всего отождествляют с негативными эмоциями (например, гневом), негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (например, расовыми предубеждениями), и, наконец, с разрушительными действиями.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например:
любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо);
инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц);
проявление влечения к смерти (3. Фрейд);
реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе);
реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец);
реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус);
стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер);
внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать - это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку - восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции - гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии - враждебную и инструментальную.

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет внешняя агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты); 2) вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение); 3) конкретные - символические (например, драка - условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений - агрессивного поведения.

В диагностических целях можно использовать следующую шкалу интенсивности и направленности агрессивных проявлений:
нулевой уровень - субнормальная агрессия - полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;
первый уровень - нормальная агрессия - отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;
второй уровень - умеренно-защитная агрессия - умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;
третий уровень - гипертрофированная агрессия - высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции - опасности для окружающих;
четвертый уровень - брутальная агрессия - чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя степень выражается в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся. Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбужения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Для профилактики и снижения уровня насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Насилие, в отличие от других форм агрессии, является девиацией, наиболее жестко регулируемой правовыми нормами. В Уголовном кодексе РФ в разделе «Преступления против личности» содержатся 33 статьи, непосредственно связанные с физическим, сексуальным или психологическим насилием.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация - механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

Основные формы нападающего поведения

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Проявление агрессивных действий

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления , при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Детская агрессия

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Агрессия дошкольников

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

Выражение негатива в 2 года

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

Агрессия в 3 года

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

Негативное поведение школьников

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессия младших школьников

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Агрессия у подростков

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Коррекция агрессии у людей

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

Актуальными в наши дни остаются поиски причин и наиболее эффективных средств контроля агрессивного поведения. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков:

Внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии.

Выявление внутренних факторов, способствующих агрессии .

Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности. Речь в данном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды, таких как влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли алкоголя и наркотиков.

В исследованиях ученых определенное место занимает изучение специфики влияния на агрессию окружающей человека среды. В работах Р. Барона, Д. Зильманна, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и других проводится идея о том, что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей естественной среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление ее проявлений .

Среди таких стрессоров они выделяют физические, к которым относят шум, жару, загрязнение воздуха и т.д., и межличностные, включающие в себя территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства, высокую плотность проживания людей.

Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. В результате западные ученые приходят к следующим выводам:

стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессивности;

они могут влиять на нее лишь в том случае, когда: а) возбужденный таким образом индивид как бы заранее был предрасположен к нападению, б) нарушается способность личности к адекватной переработке получаемой ею информации, в) прерывается осуществляемое в данный момент поведение;

физические стрессоры увеличивают степень враждебности лишь до определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как замещающие ее инструментальные акты устраняют негативные последствия действий стрессора .

Еще менее изученным является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относят территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства и высокую плотность населения.

Работ по этой проблематике пока немного, да и в тех, которые имеются, постоянно проводится мысль о необычайной сложности установления прямой зависимости между агрессией и этими факторами.

В своем стремлении связать ряд внешних факторов с проявлениями агрессивности западные исследователи обращаются к изучению последствий употребления алкоголя и наркотиков.

В работах, главным образом американских, а также ряда западноевропейских ученых выявлены некоторые особенности действия марихуаны, барбитуратов, амфетамина и кокаина. Более тщательно рассмотрены отрицательные последствия принятия алкоголя, особенно для выяснения влияния его на агрессивное поведение личности. При этом учитывается подобное же воздействие на человеческий организм и наркотиков.

Согласно итогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большую роль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, с которыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты. Непосредственное социальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к агрессивным действиям.

В рамках второго направления, изучающего влияние внутренних факторов на проявления агрессивности, ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О"Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание расовой принадлежности индивида .

Резкое обострение расовых конфликтов побудило ученых США к активному изучению влияния расовых признаков на проявление агрессивности. Западные исследователи концентрируют свое внимание на выяснении истоков различного рода этнических предубеждений и их влияние на агрессию.

Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой враждебности по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Что же касается последних, то они оказываются более агрессивны в отношении белых.

Опираясь в целом на основные принципы социального научения, Э. Доннерштейн, С. Прентис-Дунн, Л. Уилсон и другие ученые считают, что враждебные акты могут быть нейтрализованы либо ожиданием общественного осуждения, либо опасением расплаты. Все, что уменьшает этот риск, растормаживает агрессию. Одним из таких условий Э. Доннерштейн считает, в частности, анонимность в отношениях с предполагаемой жертвой.

Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида. Как отмечают Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, близнецовые и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности) .

По мнению этих авторов, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические факторы.

Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют в свою очередь склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Образец отношений и поведения родителей;

Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В исследованиях И.А. Фурманова была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников.

Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К.Левин выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;

2. Строгость наказания родителями.

Авторы исследования отмечают, что наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

В работах Бандура отмечено, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Как отмечают Перри и Бассей, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В этом случае дети, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями, т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания :

1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм).

Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны). По данным Фельсон (Felson, 1983), дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон (Patterson, 1984) обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

6. Неполные семьи. По данным Геттинг (Geotting, 1989) малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и в целом отклоняющегося поведенияормированию агрессивного и в целом грессивного поведения у детей и подростапример,

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

По данным исследования Горьковой И.А. 92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам, пишет Н.М. Платонова:

1) подражание и идентификация с агрессором;

2) защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;

3) протестная реакция на фрустрирацию базовых потребностей .

Таким образом, существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько.

В первых двух частях настоящего пособия была представлена общая характеристика отклоняющегося поведения личности. Данный раздел содержит описание отдельных его видов.

Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно убедиться в многообразии их проявлений. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность - разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже - к прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. И хотя, на наш взгляд, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними . Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) . Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону .

Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то что термин "агрессия" обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с Целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих Фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера .

В более "легких" случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. О.Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания .

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо - сексуального влечения в широком смысле. Известно, что в поздних теоретических работах З.Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно-деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений (например, к самоутверждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые "нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения" . Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.



| |

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь