Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Агрессия обладает притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют её в своей повседневной жизни.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.).

Здесь Мэннинг предложил, чтобы пренатальный тестостерон и эстроген дифференциально влияли на рост пальцев. Второй и четвертый пальцы, по-видимому, особенно чувствительны к ранней гормональной среде, и, поскольку мужской плод обычно подвергается воздействию более высоких уровней тестостерона, их четвертый палец растет относительно их второго пальца.

Конечно, любые наблюдаемые отношения остаются косвенными; доказательства основаны на ассоциациях между характеристиками, которые сами зависят от сексуальных стероидов; и корреляции, конечно, не гарантируют причинности. Тем не менее, измерение пары пальцев может составить нашу лучшую доступную оценку пренатального воздействия стероидов, хотя она может пролить свет лишь на довольно узкое окно раннего пренатального развития.

Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Активационные эффекты. Вопросы исследования, касающиеся активирующих эффектов тестостерона, теперь можно более легко решить, потому что это просто и относительно дешево для измерения уровней циркулирующего тестостерона и сравнить уровни с наблюдаемым поведением. Биодоступный тестостерон можно измерять в слюне, и такое тестирование может проводиться вне лабораторных условий в различных группах с базовым обучением и оборудованием.

Могут быть приняты некоторые парадигмы исследований. Наиболее часто используется корреляционная связь, связанная с уровнем тестостерона с определенной поведенческой характеристикой. Можно также использовать более экспериментальные образцы, в соответствии с которыми уровни тестостерона можно сравнивать между различными группами, сравнивая их с одними и теми же людьми в разных ситуациях или напрямую манипулировать с помощью гормональной терапии. В наших исследованиях использовались все эти методы; Ниже приводятся некоторые примеры.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.)».

Дополнительный фактор может быть физиологическим и связан с восприятием территориальности. У животных территориальное поведение распространено, и было установлено, что приобретение и защита территорий, по крайней мере, частично опосредованы скачками в тестостероне. Поскольку люди также проявляют территориальность, может ли преимущество на дому частично объясняться всплеском тестостерона перед защитой своей родной территории? В двух исследованиях выяснилось, что футболисты действительно демонстрируют всплеск тестостерона перед домашней игрой по сравнению с до начала тренировки или выездной игры; этот домашний всплеск особенно заметен при игре в команду, воспринимаемую как «горький» соперник.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Имеющиеся определения агрессии можно условно разделить на 2 большие группы:

Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

До сих пор мы можем только догадываться, как тестостерон способен улучшить производительность домашних игроков, но вероятные объяснения связаны с увеличением мотивации, уверенности, времени реакции, обработки информации и физиологического потенциала. Кроме того, нам нужно определить, как индивидуальные различия в тестостероне могут влиять на производительность во время игры; и можно ли манипулировать тестостероном, чтобы улучшить производительность команды при игре. Наши исследования по таким вопросам продолжаются.

Это было вызвано несколькими событиями. Во-первых, громкое освещение в средствах массовой информации случаев «волнения», похоже, связано со злоупотреблением силовыми атлетами андрогенно-анаболических стероидов. Анекдотические и ранние корреляционные данные свидетельствуют о том, что более высокие уровни циркулирующего тестостерона у мужчин связаны с увеличением мужского поведения, например, физической агрессии и гнева.

Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.

Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов . Он считает, что антиповедение - свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

В последнее время исследователи обратили свое внимание на проведение экспериментальных исследований, в которых можно манипулировать уровнями тестостерона. Однако из существующих исследований разные дозы тестостерона назначались для различных целей. Другие, как часть гормональных мужских контрацептивных исследований или заместительной терапии тестостероном, используют более низкую терапевтическую дозу. Эти методологические различия еще более усложняют выводы о том, в какой степени тестостерон влияет на важные аспекты мужского поведения.

Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Например:

Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

С этой целью в недавнем обзоре сравнивались эффекты введения супрафизиологических доз с терапевтическими дозами тестостерона на агрессию, гнев и настроение у мужчин. Результаты показали, что имеются некоторые свидетельства того, что супрафизиологические дозы были связаны с увеличением показателей прямой агрессии, гнева и настроения. В частности, исследования, в которых вводились самые высокие дозы, сообщалось о небольшом, но значительном числе участников, испытывающих психические эпизоды, такие как мания после лечения.

В совокупности данные свидетельствуют о том, что относительно скромные дозы тестостерона, необходимые для клинических целей, не связаны с изменениями агрессивного или сердитого поведения. С точки зрения помощи нам понять взаимосвязь между тестостероном и агрессивным поведением, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что связь является нелинейной. Вместо этого, по-видимому, существует пороговый уровень, после которого экзогенное введение очень высоких доз тестостерона может приводить к отрицательным поведенческим изменениям у определенных людей при определенных обстоятельствах.

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Отдельные различия в личностных чертах, таких как импульсивность, также, вероятно, будут играть важную роль в смягчении этих эффектов. Поэтому для выявления важных факторов уязвимости необходимы дальнейшие исследования с использованием более сложных конструкций и использования более чувствительных мер и отчетов партнеров.

Сексуальное поведение Хорошо известно, что тестостерон играет жизненно важную роль в управлении сексуальным поведением у людей. Раннее поведенческое доказательство исходит из исследований людей с гипогонадизмом, которые из-за аномальной функции гонад имеют низкий или вообще не циркулирующий тестостерон и, как следствие, нарушают половое функционирование. Как только эти люди получают заместительную терапию тестостероном, их сексуальная функция восстанавливается до нормы.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Различие между понятиями «агрессия» и «агрессивность» важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, а во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Таким образом, может ли увеличение циркулирующего тестостерона активировать изменения в аспектах сексуального функционирования, такие как частота сексуального поведения и либидо? Это уместный вопрос в свете вероятности в будущем существенного поглощения гормональных методов контрацепции мужчин у сексуально активных мужчин. В комплексном, двойном слепом, плацебо-контролируемом перекрестном исследовании повышение уровня тестостерона у здоровых молодых людей не привело к существенному увеличению либо взаимодействия, либо невзаимодействующих компонентов сексуального поведения.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. «Враждебность» - термин, который не имеет чёткого значения в повседневной речи. Л. Берковиц считает, что враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей. которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы». И добавляет, что «враждебный индивидуум-это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя, в общем, недружелюбие по отношению к ним.

Часть объяснений этих выводов может заключаться в том, что отношения и другие социальные факторы оказывают основное влияние на сексуальную активность. Есть некоторые данные, которые показывают, что терапевтические дозы тестостерона могут усилить сексуальное возбуждение при измерении в тщательно контролируемых лабораторных условиях, используя дихотическую аудиторскую задачу. Тем не менее, вес доказательств свидетельствует о том, что введение тестостерона надежно восстанавливает сексуальное функционирование у мужчин молодого и среднего возраста с более низким, чем обычно, уровнем тестостерона, но не оказывает никакого влияния. по взаимодействующим или невзаимодействующим компонентам сексуального поведения, когда уровни гормонов повышаются выше нормы.

Различая агрессивность и враждебность, большинство исследователей находят принципиальное различие между ними в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность - в установках и отношении. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Н.Д. Левитов считает, что враждебность и агрессивность сочетаются, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, но никакой агрессивности не проявлять хотя бы потому, что заранее известны её отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают .

Мы теперь обратили наше внимание на изучение роли снижения уровня гормонов в связи с множеством поведенческих результатов у мужчин старшего возраста в рамках Европейского исследования по проблемам старения мужчин. Исследования по изучению познавательной гормоны также дали полезную информацию о факторах, связанных с вариациями в когнитивных характеристиках, особенно в отношении установленных гендерных различий, существующих в когнитивном функционировании. Хорошо известно, что в среднем мужчины в целом превосходят женщин по визоопасным задачам, а женщины превосходят мужчин по языковым навыкам беглости и перцептивной скорости.

Другой термин - «гнев» - часто употребляется в связи с агрессией. Агрессия - это действия, направленные на достижение определённой цели: причинить вред другому человеку. Гнев, наоборот может не иметь какую - то конкретную цель, - это определённое эмоциональное состояние. Эмоция гнева не обязательно порождает агрессивное поведение, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации, и обычно только сопровождает побуждение к нападению.

Разумеется, важно отметить, что совпадение показателей между мужчинами и женщинами по каждой из этих задач намного превышает средние различия между полами. Доказательства показывают, что эндогенные половые гормоны влияют на когнитивное функционирование через их. пред - и перинатального воздействия на половые диморфные структуры мозга. Например, в оригинальном исследовании Иер и Кроули показали, что у мужчин с дефицитом андрогенов наблюдается выраженный дефицит визооспатической способности по сравнению с сопоставимыми контрольными и гипогонадистскими мужчинами, которые приобрели это состояние после пубертатно.

Кроме таких терминов, как «агрессия», «агрессивность» и «враждебность», важное место в психологической литературе отводиться понятию «агрессивное поведение», которое рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить вред. Есть ещё два варианта трактования термина «агрессивное поведение»:

Эти данные показывают, что тестостерон оказывает организационное влияние на нормальное выражение пространственной способности. В последнее время мы обнаружили, что тестостерон также оказывает активирующее действие на когнитивное функционирование у здоровых мужчин: было установлено, что улучшение вербальной способности сопровождается уменьшением пространственной способности после лечения тестостероном. Эти данные свидетельствуют о том, что связь между тестостероном и когнитивным функционированием не является прямой, и что для нормальной экспрессии пространственной способности необходим оптимальный уровень гормона.

Отдельный поступок или система поступков личности, сопровождаемые нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей»;

«Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам».

Установлено, что возрастные сокращения тестостерона связаны с постепенным снижением когнитивных способностей. Фактически, в нескольких исследованиях изучалось, может ли добавление тестостерона у пожилых мужчин к познанию. Захватывающие последние события в этой области показали, что гормональная заместительная терапия у мужчин может оказывать благотворное влияние на аспекты когнитивного функционирования. Это может стать перспективным направлением для будущих исследований, с последствиями для лечения пожилых людей с существующими когнитивными трудностями, такими как легкое когнитивное расстройство или болезнь Альцгеймера.

Агрессивное поведение, по мнению М. Косевского, отличается от экспрессивных реакций, заключающихся в ненаправленной разрядке эмоционального напряжения.

Агрессивное поведение может реализовываться в двух формах - гетероагрессии (драка, кража, разбой, изнасилование, убийство и т. д.) и аутоагрессии (наркомания, самоповреждающие действия, суицид и т. д.). Если обобщить, то, агрессивное поведение - это конкретные вербальные или физические действия. С. Л. Соловьёва выделила четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

Ввод захватывающего периода. Понятно, что предстоит огромная работа, чтобы полностью понять отношения между тестостероном и поведением человека. Традиционные исследовательские вопросы были сосредоточены на роли тестостерона в мужском поведении, но мы все больше осознаем, что это не простая линейная связь; социальный контекст и индивидуальное поведение также могут играть важную роль в определении уровней гормонов. Эта проблема «курица и яйцо» остается ключевой проблемой, и есть много вопросов, которые еще предстоит решить, и многие переменные, которые необходимо учитывать.

в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух и более людей;

при наличии цели или результата агрессивных действий;

при демонстрации превосходства в силе или применении силы к человеку, группе людей;

когда целью или результатом действий является причинение вреда.

В некоторых работах агрессия и жестокость рассматриваются как явления одного ряда, но такие авторы, как Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан, О. Ю. Михайлова, выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она, по их мнению, придаёт особую окраску насилию и агрессии. Жестокость как личностная черта проявляется в стремлении причинить особые страдания и мучения жертвам, выражается в действиях, бездействии, словах, а также в фантазировании соответствующего содержания. Агрессивный человек не всегда может быть жестоким, а жестокий - всегда агрессивен.

В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.

Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.

На всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени появления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, коим агрессивность, по-видимому, неведома. Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З. Фрейду, агрессия - отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии - первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в коей культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие (=> танатос; мортидо).

АГРЕССИВНОСТЬ

лат. aggressio - нападение). Склонность некоторых психически больных к нападению на окружающих и нанесению им телесных повреждений, к разрушительным действиям. Объектом агрессии могут оказаться и неодушевленные предметы. Чаще всего возникает в результате галлюцинаторных и бредовых переживаний, импульсивных поступков кататоников. Наблюдается и при состояниях нарушенного сознания.

Агрессивность

Agressiveness). Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.

АГРЕССИВНОСТЬ

от латинского ad-gressere - приближаться к другому человеку; близко по смыслу к рго-gressere, по смыслу противоположно re-gressere - отходить, идти назад)& Для Перлза и для современных этологов агрессивность представляется "импульсом жизни", а не "импульсом смерти", как это выглядело для Фрейда; она необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. К примеру, чтобы переварить яблоко, необходимо сначала его разгрызть и прожевать.

АГРЕССИВНОСТЬ

1. Исходное значение – проявление агрессии. Склонность действовать враждебно, агрессивно. 2. Самоутверждение; склонность работать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей. 3. Стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы. Обратите внимание, что в зависимости оттого, в каком из значений используется термин, он может приобретать положительную или отрицательную окраску.

Агрессивность

Устойчивая черта личности, обеспечивающая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения своей индивидуальности, достоинства, ценностей.

Агрессивность

готовность субъекта к агрессивному поведению от¬ношению к другим людям, стремление причинить им неприятности, нане¬сти вред. А. - специфическая форма действий человека, характеризующа¬яся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отно¬шению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. А. может варьироваться от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы.

Агрессивность

лат. aggressio - нападать] - относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. В то же время в связи с тем, что А. связана с мощными мотивационными и энергетическими ресурсами и импульсами, термин "агрессивный" стал нередко употребляться и с позитивной коннотацией в отношении ряда специфических форм поведения, требующих высокой активности и настойчивости при преодолении преград и достижений поставленной цели (например, "агрессивный игрок" в спорте, "агрессивный маркетинг" в предпринимательстве и т.п.). А. может рассматриваться как кратковременное эмоциональное состояние, которое выражается в гневе, злости, действиях против других людей при достижении цели или удовлетворении потребностей. Причиной А. могут выступать неудача, конфликт, обман, стремление к самоутверждению, если затронуты честь, достоинство человека. Уровни А. определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на социальные нормы, правила и т.п. Важнейшие культурно-социальные нормы - социальная ответственность и нормы воздействия на акты агрессии. Для овладения данными нормами важная роль принадлежит таким переменным как истолкование намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия и др. А. играла важную роль в выживании на всем протяжении развития человека. Для формирования самоконтроля над А. и ее сдерживания большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации, децентрации, которые лежат в основе способности к пониманию других людей, к сопереживанию им, формированию представлений о другом человеке как уникальной личности. С.Н. Ениколопов

АГРЕССИВНОСТЬ

в психоанализе: отношение человека к другим людям и к самому себе, характеризующееся насилием, разрушением, унижением, причинением страдания.

На начальных этапах своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с проявлением амбивалентности (двойственности) влечений и желаний человека. Работа с пациентами и осуществленный им в 90-х годах ХIХ столетия самоанализ подвели его к утверждению, что уже в раннем детстве человек может испытывать одновременно любовные и враждебные чувства к своим родителям, братьям, сестрам. Это двойственное проявление чувств у человека наблюдается не только в реальной жизни, но и в его сновидениях, фантазиях. В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд писал, что нередко в сновидениях человека изображается смерть близких ему людей, и это можно расценивать как отражение своего рода агрессивности по отношению к данным людям, которая могла иметь место когда-нибудь в детстве сновидящего. Он считал необоснованным утверждение, что отношение детей к их братьям и сестрам является по преимуществу любовным. Имеется много примеров вражды между братьями и сестрами в зрелом возрасте, и эта вражда, как считал З. Фрейд, «ведет свое происхождение с детства и даже наблюдается с самого их рождения».

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд уделил внимание проблеме садизма и мазохизма, рассмотрел склонность некоторых людей причинять боль сексуальному партнеру, показал связь между сексуальным удовлетворением и испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта. По его словам, сексуальность большинства мужчин содержит «примесь агрессивности», «склонности к насильственному преодолению сопротивления» сексуального объекта, и садизм в таком случае может соответствовать ставшему самостоятельным и занявшим главное место «агрессивному компоненту сексуального влечения».

На протяжении последующих 15 лет З. Фрейд рассматривал агрессивность не в качестве особого влечения, наряду с влечениями к самосохранению, а как составную часть сексуального влечения. Он исходил из того, что, хотя история культуры человечества является наглядным свидетельством тесной связи жестокости и полового влечения, тем не менее существование противоположной пары садизм-мазохизм нельзя объяснить только «примесью агрессивности». В то время основатель психоанализа не разделял точку зрения тех аналитиков, которые, подобно А. Адлеру (1870–1937) или С. Шпильрейн (1885–1942), выступали с идеей существования особого «агрессивного», «деструктивного» влечения.

Только в 20-е годы З. Фрейд пересмотрел свои представления об агрессивности. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он подчеркнул, что сама любовь к объекту показывает полярность между «нежностью» и «агрессивностью» и что в самом Я обнаруживаются «деструктивные влечения». В работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921) он отметил готовность людей к ненависти и агрессивности.

В 20-е годы З. Фрейд еще говорил о том, что происхождение агрессивности неизвестно и хотелось бы приписать ей примитивный характер. В работах 30-х годов он не только соглашался с предположением А. Эйнштейна о присущем людям «инстинкте ненависти и уничтожения», но и писал о том, что в случае слишком большой активизации процесса поворота агрессивности вовнутрь можно ожидать ухудшение здоровья человека, в то время как поворот «деструктивных влечений» во внешний мир «облегчает живые существа и действует на них благоприятно».

Представления З. Фрейда об агрессивности нашли свое дальнейшее развитие в исследованиях психоаналитиков. В частности, М. Кляйн (1882–1960) высказала предположение, что между агрессивными и ли-бидозными импульсами всегда существует проявляющееся в различных пропорциях взаимодействие. Она полагала, что периоды свободы от голода и напряжения у грудного ребенка являются не чем иным, как равновесием между этими двумя импульсами, а изменения в равновесии между ними дают начало возникновению жадности, являющейся первичной на оральной стадии инфантильного развития. Причем любое увеличение интенсивности жадности укрепляет, по ее мнению, «ощущение фрустрации и, в свою очередь, агрессивные импульсы».

АГРЕССИВНОСТЬ

относительно устойчивая черта личности, ее качество, проявляющееся в готовности субъекта к агрессивному поведению. Наличие и развитость А. определяются: а) научением в процессе социализации; б) ориентацией субъекта на культурно-социальные нормы (нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акт агрессии); в) ситуативными переменными (интерпретация намерений окружающих, провокационное влияние наличия средств насилия и др.); г) биопсихологическими факторами, в т. ч. патопсихологическими изменениями.

Агрессивность

от лат. aggressio - нападать] - стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть «частичным», «локальным», а порой и «абсолютным», когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.). В частности, в рамках этого подхода было однозначно показано, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми практически с момента их рождения. По сути дела, речь идет о том, что люди «учатся» вести себя агрессивно и что для понимания того, почему активность данной личности носит агрессивный характер, необходимо учитывать целый ряд факторов: каким образом были усвоены образцы подобных действий, что конкретно в каждом индивидуальном случае побудило и спровоцировало подобную активность и в связи с чем данный стиль поведения и конкретные действия получили подкрепление и, в конечном счете, «закрепление». Не менее значимым моментом в этом плане является тот факт, что для того, чтобы реализовать агрессию на поведенческом уровне, необходимо владеть определенными навыками, обеспечивающими успешность, результативность агрессивного поведения, конкретного акта агрессии. Как показывают исследования самого А. Бандуры и его последователей, решающее значение здесь имеют факторы социального научения и, прежде всего, внешнего поощрения и наказания (при этом не обязательно адресованные самому субъекту, а, например, просто им наблюдаемые). В современной обыденной лексике существует ряд широко употребляемых словосочетаний, в рамках которых смысловое значение агрессивности приобретает позитивное звучание, подчеркивающее силу, мощность, целеустремленность (например, агрессивная игра форварда в футболе или хоккее, агрессивный стиль вождения автомобиля и т. д.).

В рамках классических экспериментов, направленных на изучение психологической природы агрессивности и агрессивного поведения и особенностей их формирования и складывания, в частности, в исследованиях А. Бандуры и его последователей, доказывающих, что содержание внешних стимулов, в частности телевизионных программ, значимо влияет на уровень агрессивности, испытуемые обычно «...смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия». Однако, по справедливому замечанию американских социальных психологов Л. Хьелла и Д. Зиглера, «хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку (например, нажатие кнопки для электрического разряда), далеки от реальной жизни. Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни»1.

Эти сомнения относительно эвристичности подобных экспериментов, выглядят тем более основательными в связи с тем, что в ряде других исследований агрессивности, построенных по схожему сценарию, не было получено однозначного подтверждения влияния просмотра сцен насилия на уровень личностной агрессивности.

Так, в рамках эксперимента, поставленного американским исследователем В. Джозефсоном в 1987 году, группе мальчиков из начальной школы было объявлено о замене ожидавшегося мультфильма просмотром другой телепрограммы (в задачи эксперимента входило изучение влияния фрустрации на агрессивное поведение). При этом одной части испытуемых был показан фрагмент передачи, включающей сцены насилия, а другой - фрагмент передачи, в котором насилия не было. Сразу после просмотра обеим группам было предложено сыграть в хоккей на полу. Во время игры, экспериментаторы методом целенаправленного наблюдения фиксировали проявления агрессивности у испытуемых. Выяснилось, что «программа, в которой показывалось насилие, привела к повышению насилия в группах, куда входили мальчики, которых ранее их учителя оценивали как агрессивных. Напротив, мальчики, которые считались малоагрессивными, реагировали на программу с насилием пониженной агрессией (по сравнению с контрольной программой без насилия), если только не оказывались в группах, где были высокоагрессивные мальчики. Эти результаты заставляют предположить, что фрустрация приводит к агрессии у некоторых мальчиков, но не у всех, и что просмотр сцен насилия способствует этой агрессии, но опять же лишь у некоторых мальчиков»1.

В какой-то степени прояснить ситуацию позволяет лонгитюдное исследование, проводившееся на протяжении 30 лет в США группой психологов и социологов во главе с Л. Ироном. Как сообщают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «в 1960 году они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитавшие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте восьми лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, то есть наблюдалась стабильность в агрессивном поведении на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен. Фактически наилучшим предсказателем мужской агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте.

Не так давно Л. Ирон и его коллеги сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет. Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенная на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях»2.

В целом результаты описанных экспериментов позволяют однозначно утверждать, что демонстрация насилия в большинстве случаев является своеобразным катализатором агрессивности. Вместе с тем, собственно агрессивность как стабильная личностная черта, а также количественные и качественные особенности ее проявлений в социальной среде, зависят от множества переменных, лишь одной из которых (хотя и бесспорно достаточно значимой) является социальное научение.

С точки зрения ортодоксального фрейдизма, агрессивность правомерно рассматривать как форму сублимации инстинкта смерти - т. е. она носит врожденный характер. Эта идея получила частичное подтверждение в серии экспериментов, направленных на изучение влияния различных эмоций на агрессивное поведение: «После того, как в одном из опытов экспериментатор предложил испытуемым записать свои мысли насчет умирания и тем самым заставил их осознать свою смертность, они повели себя более агрессивно по отношению к предполагаемому объекту, своему товарищу»1. Знаменитая гипотеза фрустрации - агрессии, сформулированная Д. Доллардом и Н. Миллером также имеет в своей основе представления З. Фрейда об инстинкте смерти (Тонатосе).

По мнению Д. Майерса, «хотя склонность людей к агрессии может и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически»2.

В то же время, безусловно, на проявления агрессивности большое влияние оказывают условия среды и ситуационные переменные. Так, например, внешние воздействия, вызывающие боль (как физическую, так и психологическую) усиливают агрессивность: «Леонард Берковиц и его сотрудники продемонстрировали это на студентах Висконсинского университета, которым предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде, и о том, что готовы буквально осыпать проклятьями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили Берковицу сделать вывод о том, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является спусковым механизмом враждебной агрессии»3. Помимо этого ряд наблюдений и экспериментов показывает, что на агрессивность влияют такие средовые факторы, как жара и теснота.

С точки зрения социальной психологии, наибольший интерес, представляет, естественно, влияние группы на агрессивность личности. Совершенно очевидно, что существует целый ряд специфических групп, в том числе и закрытого типа, в которых повышенная агрессивность является не просто одобряемым личностным качеством, позволяющим индивиду занять высокое статусное положение в неформальной структуре сообщества, но, по сути дела, необходимым условием физического выживания. Помимо этого, данная тенденция присуща не только корпоративным сообществам, находящимся в явном состоянии изоляции, например, криминальным группировкам. В той или иной степени проявляется практически в любых группах низкого социально-психологического уровня развития, в которых недостаточной степени опосредствованы задачами, целями и содержанием просоциальной совместной деятельности. Этому способствуют такие групповые эффекты, как поляризация, деперсонализация, «размывание» ответственности. Причем, как показал ряд исследований, увеличение размера группы способствует усилению агрессивности. Так, как пишет Д. Майерс, «когда Брайен Маллен анализировал сообщение о 60 судах Линча, имевших место в период с 1899 по 1946 год, он сделал интересное открытие: чем большая по численности толпа наблюдала за линчиванием, тем более ужасными были истязания и убийства»4.

На сегодняшний день есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массовидного явления. Это отчетливо видно на примерах асоциальных молодежных группировок - футбольных фанатов, скинхедов и т. п. Достаточно вспомнить массовый погром, имевший место в Москве во время чемпионата мира по футболу 2002 года. На несколько часов центр города оказался фактически во власти беснующийся толпы, сметавшей все на своем пути. Крайняя социальная опасность подобной массовой агрессивности не требует доказательств. Однако и гораздо более локальные проявления агрессивности в групповом контексте чаще всего носят деструктивный характер. Даже в тех сферах деятельности, где, как уже отмечалось, агрессивность в целом оправдана и целесообразна, чрезмерные ее проявления разрушают групповое взаимодействие и препятствуют достижению общей цели.

Практический социальный психолог должен в рамках своей профессиональной деятельности не просто сам не стимулировать агрессивные проявления конкретных личностей в курируемой им общности и не только пресекать спонтанные проявления агрессивности на поведенческом уровне, но и целенаправленно выстраивать свое коррекционно-поддерживающее влияние таким образом, чтобы деструктивная межличностная активность не свела «на нет» ни благоприятный социально-психологический климат, ни действенную групповую эмоциональную идентификацию, ни способность адекватно атрибутировать ответственность за успехи и неудачи в групповой деятельности, ни все другие содержательные социально-психологические параметры процессов конструктивного просоциального группообразования и личностного развития в рамках той общности или организации, с которой работает социальный психолог-практик.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь