Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Память ребенка – это уникальный дар природы. Детская память отличается способностью запоминать огромнейшие объемы информации и является наиболее долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства, что особенно заметно в пожилом возрасте. Именно поэтому так важно не упустить это благодатное время, правильно воспользоваться им в полной мере и развить память ребенка.

Мозговые игры с ускорением памяти - это не только для нас, отсутствующих мыслящих родителей! Игры с памятью для детей так же важны для растущего мозга, как кроссворды для стареющих. Подумайте об этом, растущие мозги работают тяжело. У них много новых путей для создания, много эмоций для управления и новых впечатлений.

Игры памяти для дошкольников вверх

Поистине, эти игры иногда похожи на трещины. И это отвлекает их от поведенческого поведения. Простые игры для детей для детей также полезны без экрана для родителей. Эти игры предназначены не только для дошкольников, но и для всех возрастных групп. Мои 7 и 11 лет все еще любят играть в эти игры памяти со мной.

Как правильно развивать память ребенка?

Мы терроризируем дошколят математическими действиями, четко выверенным письмом, слоговым обучением чтению. Нигде и никогда в жизни человека, не отводится столько времени для развития памяти! Но правильный ли подход выбирает большинство родителей? Ведь память является скрепляющим раствором, удерживающим кирпичики-знания, которые образуют монолитную стену образования. Именно поэтому, гораздо важнее у ребенка развить навыки быстрого запоминания, нежели умение сложения двухзначных чисел в уме или скоростного чтения. Именно хорошая память является залогом успешной учебы ребенка в будущем, здоровой психики и колоссальной экономии времени и сил, как самого ребенка, так и его родителей и педагогов. Поэтому, до школы лучше делать акцент не на приобретении малышом навыков, которым его и так обучат в школе, а именно на развитие детской памяти.

Почему важно развивать слуховую память

Начните с 3 и поработайте, чтобы разместить монеты в случайном порядке с головами или хвостами. Ребенок смотрит на монеты на 10 секунд. Родитель удаляет монеты и руки ребенку, который пытается организовать их в том же порядке. Сделать это сложнее, используя разные типы монет.

Упражнение "Запоминаем слова"

Поместите маленький предмет под одну чашку. Пока ребенок внимательно следит, переключите чашки вперед и назад на новые позиции. Спросите ребенка, где находится объект. Попросите вашего ребенка подвести итог тому, как вы выглядите, а затем закройте глаза. Измените одну вещь о своей внешности, например, развяжите обувь, снимите одну серьгу и т.д. ребенок открывает глаза и пытается определить, что изменилось.

Есть и еще одна причина, почему навыки быстрого запоминания стоит оттачивать непосредственно в раннем возрасте. Мышление ребенка не скованно всевозможными табу, сознание малыша свободно, не ограниченно рамками «такого не может быть». Дошкольника не удивляет способность Колобка говорить, зайчика строит избушку, живущие в сказочных лесах Кощей Бессмертный и Баба-яга так же реальны для ребенка, как воркующие за окном голуби. Для него совершенно не проблема вообразить несуществующие, несовместимые вещи, нафантазировать нереальные образы и соединить воедино неправдоподобными связями. Сейчас, пока маленький гений не растерял своих феерических способностей, лучшее время, чтобы дать ему навыки быстрого запоминания.

Если вы устали раздавать ребенку свой телефон, чтобы «молчать». Эти игры могут не рассказать буквальную историю, но они основаны на запоминании цепей событий или изображений, которые связаны с тем, как мы обрабатываем истории. Эти игры с памятью являются фантастическими, как на ходу. Соедините их с моим, и вы никогда не услышите «когда это будет наша очередь» снова.

Взгляните на изображение в магазине на 10 секунд. Ребенок составляет историю, включающую в себя как можно больше деталей из образа. Если она застряла, родитель может запросить подсказки в качестве вопросов, например «какой синий объект вы видели?». Первый человек говорит слово, второй человек говорит, что слово плюс его собственное, третий человек говорит, что первые два слова плюс ее собственные, и так далее, продолжайте, пока кто-то больше не сможет запомнить цепочку слов.

Особенности и развитие детской памяти

Мышление ребенка уникально. На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Главная особенность детской памяти заключаются в ее синкретичности. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детские воспоминания являются более долговременными.

Остальные должны повторять шаблон. Затем первый человек добавляет к рисунку, а остальные должны повторить этот более длинный узор. Воспроизведение продолжается до тех пор, пока никто не сможет вспомнить шаблон. Сделайте свою собственную игру памяти с недорогим пакетом бумажных тарелок. Просто создайте соответствующие пары пластин.

Нарисуйте верхнюю букву на одной пластине и соответствующий нижний регистр на другом. Чтобы сделать больше проблем, нарисуйте цифру на одной пластине и количество на другом. Вставить на цветные вырезы. Животные. Вырезать фотографии из журналов. Фотографии не обязательно должны совпадать. Рисование слов и изображений. Его в действии в книге «Рост книги за книгой». Таким образом, цифра 4 была бы сопоставлена ​​с табличкой с 4 точками, например. . Классическая настольная игра.

Что вообще такое память? В первую очередь это образы и ассоциации, отложившиеся где-то в глубинах мозга. Что помнит человек на протяжении долгих лет? То, что его некогда потрясло, поразило. Слепленный вместе с отцом снеговик из детства, с морковкой вместо носа. Этот ярко-оранжевый овощ врезался в память на всю жизнь. Бархатный шум моря, мокрая соленая прядь волос, легкое щекотание теплым песком крошечных подошв… Все это живо в нашем сознании до сих пор. А вот разложение трехчлена и химическая формула бензола нашей памятью безвозвратно утеряны, поскольку за ними нет никаких ощущений и образов, они для нас были мертвы в стадии запоминания.

Соберите предметы из природного мира и небольших контейнеров или шапок, чтобы помнить красоту прогулок на природе, после того как вы вернулись домой. Ниже приведены также доступные для печати игры. Поместите 10 предметов из вашего кошелька на стол перед вами. Попросите детей попытаться запомнить предметы в течение 10 секунд. Пока их глаза закрыты, удалите 1-3 предмета. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, чего не хватает.

Головы, плечи, колени и пальцы ног или любые другие песни. Малыши - естественные певцы, и это отличная практика для осуществления их памяти! Рифмующие игры. Точно так же, как пение песен - отличная практика памяти, так и рифмование. Есть много способов, которыми вы можете создавать свои навыки запоминания в то же самое время, когда получаете качественное обучение грамотности.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память ребенка напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Соответствующие пары прячутся в сенсорной игре из дерева воображения. Сделайте простую классическую игру для игр для малышей, используя колпачки для бутылок. Соберите большие колпачки и покрасьте нижнюю сторону парами совпадающих цветов. Чтобы найти лучшие упражнения для тела и мозга для нового дополнения к вашей семье, смотрите не дальше, чем зеркало. С рождения до 3 месяцев вы являетесь лучшей игрушкой вашего ребенка и главным специалистом по развитию - не нужны никакие причудливые гаджеты или вещицы.

Для новорожденных двигательные навыки, умственная сила и эмоциональная привязанность связаны друг с другом, а частые любовные взаимодействия с мамой и папой являются ключом к дальнейшему росту. Д-р Стэнли Гринспен в своей книге «Рост разума и находящихся под угрозой исчезновения истоков разума» назвал это «сердечной» связью. В его исследованиях говорится, что сильные связи с воспитателями связаны с формированием языка, логическим мышлением и социальным и эмоциональным интеллектом у младенцев. Эмоциональные связи создают когнитивные связи.

Воспоминания человека держатся на образах, ощущениях, ассоциациях и чем сильнее эмоции, тем дольше сохраняется память. Именно поэтому в раннем детстве нужно развивать образное и абстрактное мышление ребенка, как базовый фундамент для дальнейшего формирования хорошей памяти. Способность ребенка с легкостью пренебрегать логическими связями наилучшее в этом подспорье.

Олсон Хафф, педиатр, специалист по воспитанию детей и автор книги «Триумфальный ребенок: забота о новорожденном», говорит, что для развития новорожденных лицо матери, ее улыбка, ее голос и ее прикосновение являются наиболее важными элементами - это все необходимые «гаджеты». Помогают ли все другие вещи, которые дают стимуляцию? Но модуляция присутствия матери, согласованная с отзывчивостью ребенка, - это самое лучшее, что нужно и нужно новому ребенку.

Некоторые из основных элементов взаимодействия между родителями и детьми, которые помогают привязанности и стимулируют синапсы вашего ребенка, - это повторение, обратная связь, эмоциональная безопасность и нежная стимуляция. Добавьте дополнительное влияние на эти основы, поскольку вы заботитесь о своем маленьком, включив эти простые действия в ваш распорядок дня.

Виды памяти у детей и принципы их развития

Виды памяти у детей, как и у взрослых, многочисленны. Принято различать оперативную, механическую и логическую, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную виды памяти. Виды памяти классифицируют по типу информации, которую запоминают: зрительная, слуховая, двигательная память, память на цифры, слова, лица.

Младенцы не любят монотонность - им нужно разнообразие, чтобы создавать новые связи в теле и мозгу. Держите своего новорожденного лицом к лицу и поговорите с ним, изменяя высоту тона и тон вашего голоса. Наблюдайте за своим ребенком, когда вы это делаете - он должен быть внимательным, но не зевать или не скручивать лицо; это общие признаки чрезмерной стимуляции. Эта деятельность привлекает внимание вашего ребенка, укрепляет раннее распознавание языка и помогает вам связать. Где мама? Ваш ребенок научился распознавать ваш голос, прежде чем он родился. Укрепите эту связь, поставив своего ребенка в безопасное место, как детская кроватка, и слегка уходите, чтобы он не мог вас видеть. Нежно произнесите имя своего ребенка или тихонько, пока он не подведет голову к звуку. Когда он это сделает, вознаградите его, подбирая его и играя с ним. Делать смешные лица у ребенка - это просто фривольная игра - новые дети учатся читать выражения и получать эмоциональный интеллект через игру в лицо. Сядьте высоко поднятыми коленями и поддержите своего ребенка, пока он не станет комфортным и не посмотрит на вас, Сделайте удивленное лицо, вспыхните улыбкой или торчите языком. Сначала попробуйте преувеличенные выражения, а затем подражайте его выражению и создайте для него новые лица, чтобы «моделировать». Этот контакт держит вас и вашего маленького в эмоциональной синхронизации через невербальное общение и будет развлекать вашего ребенка в течение нескольких часов. Руки, пальцы рук и ног. Способствуйте развитию тонких моторных навыков, повесив красочные игрушки над кроваткой вашего младенца и подсоединив их свободно к руке или ноге вашего ребенка с мягкой лентой. Он скоро узнает, что его действия заставляют игрушки двигаться, создавая приятное визуальное ощущение. Это движение развивает совместное наблюдение за руками и дает вашему ребенку чувство расширения прав и возможностей. Танцующие и оборванные предметы также интересны, чтобы смотреть и удерживать его Проживайте рядом ради безопасности и предлагайте слова ободрения своему малышу, пока он играет. Изучите чувства. Не спешите через время ванны или кормления - эти обычные действия - это важные уроки для вашего новорожденного. Когда вы будете готовы купать его, не торопитесь. Держите вашего ребенка безопасно и дайте ему всплеск и почувствуйте вокруг себя воду. Питание также предлагает возможности обучения. Пусть ваш ребенок исследует вашу грудь или бутылку во время кормления. Этот тип «чувственного обучения» имеет основополагающее значение для всех аспектов физического, умственного и эмоционального развития. Ритм и движение. Младенцы, естественно, любят музыку и хорошо реагируют на все типы мелодий, успокаивающие песни и объекты для создания ритма. Несколько недавних исследований, проведенных Лабораторией слуховой нейронауки Северо-западного университета, свидетельствуют о том, что мелодии оказывают положительное влияние на память детей и умственные способности. Для самых маленьких новорожденных попробуйте мягко петь своим голосом во время ходьбы или сидя в качалке. музыка тоже прекрасна, но не оставляйте своего нового ребенка наедине с бесконечными часами классической музыки. Ваш голос и прикосновение - самые важные элементы для вашего маленького человека, и ваше присутствие будет способствовать достижению любого музыкального опыта.

  • Перемешай.
  • Переходите с высокого на низкий и используйте ряд слов.
Простые вещи, которые вы делаете уже, например, успокаивание вашего маленького, чтобы спать, кормить грудью, обниматься и ворковать, на самом деле заставляют мозг вашего ребенка формировать сильные синаптические связи.

Что касается принципов развитие детской памяти, то он един для любого из видов памяти и в любом возрасте. Информация, которую необходимо запомнить должна быть образной и яркой, она должна нас поразить, потрясти, удивить чем-то (по сути, неважно, чем именно). Запечатлеваются в памяти самые яркие жизненные моменты, поэтому чтобы запомнить информационный объем, его нужно раскрасить, разложить на слуховые, зрительные и осязательные образы.

Поощрите все аспекты развития вашего новорожденного, повысив свою собственную осведомленность о силе повседневной деятельности. Как родители, мы всегда стремимся помочь нашим детям вырасти до самого высокого их потенциала. Одна из областей, которую мы не можем игнорировать, - это развитие мозга. Существует много простых и интересных способов помочь мозгу вашего ребенка развиваться. Читайте дальше для некоторых полезных упражнений, музыки, языка и игр, которые вы можете использовать, чтобы помочь развивать умственные способности ваших детей.

Кроме того, не забывайте, что запоминаемая информация должна быть понятна и интересна ребенку. Информация, которая «бьет по нервам» запоминается сама собой, непроизвольно, ее не нужно заучивать, повторять, мучительно долго упражняться и т.п. Учите малыша прислушиваться к собственным эмоциям и ощущениям, разбираться в них. Размышление ребенка о вызываемых чувствах больше поспособствует развитию детской памяти, закреплению информации, нежели упражнения и уроки.

Как развить память у ребенка: уроки

Ниже перечислены игровые упражнения для развития памяти ребенка, которые научат находить черты различия и сходства, придумывать ассоциации и образы в запоминаемых предметах и ситуациях, упорядочивать нужную информацию. Игра – это лучший, если не единственный способ научить ребенка чему бы то ни было. Данные игровые упражнения для развития памяти ребенка помогают не только развивать память ребенка, но, и смогут раскрасить, обогатить восприятие мира, научить видеть то, что ранее уходило от внимания.

Развитие детской памяти по ее видам

Если вспомнить НЛП с его классификацией, то люди делятся на: визуалов - воспринимающих мир преимущественно через зрительные образы, аудиалов - через слух, кинестетиков - через ощущения. Становится понятно, что визулы стараются увидеть то, что необходимо запомнить, аудиалы – услышать, и т.д. Поэтому, родители должны разобраться, к какой категории относится их малыш, и чтобы, к примеру, развивать память ребенка-визуала, нужно делать акцент на упражнениях, направленных на развитие слуховой и тактильной памяти, то есть на том, что развито меньше всего. Если у ребенка плохая память на числа, скажем, для начала выясните почему – это проблемы счета, то есть слуховых ассоциаций на последовательность, или запоминания написания цифр, и др. И начинайте заниматься в качестве разминки наиболее легкими для ребенка формами запоминания, а затем сосредотачивайтесь на наименее развитых видах памяти.

Предложенные ниже игровые уроки на развитие детской памяти кроме прочего, также тестируют способности малышей, «обнажая» «слабые» места, малоразвитые виды памяти у детей. К примеру, малыш без труда запоминает зрительные образы, однако его память «тормозит», когда требуется запомнить на слух или установить логические ассоциации. Помочь малышу можно обратившись к техникам запоминания.

Логические закономерности дают возможность связать разрозненную информацию логической связью. Когда требуется запомнить целый перечень не связанных друг с другом слов или образов, самый легкий способ - придумать логическую связь для них, помогающую впоследствии «вытянуть» из памяти слово за словом, восстановив весь перечень. Проще говоря, из разрозненных слов составляют связанный рассказ или даже сказку, и затем воспроизводится, вспоминая по ходу сочиненного текста нужные слова.

Упражнения для развития памяти ребенка



Какой метод лучше выбрать, если у ребенка плохая память?

Если у ребенка плохая память, а информацию действительно нужно запомнить, к примеру, выучить стихотворение или правило из домашнего задания, опирайтесь на те навыки запоминания, которые у ребенка наиболее развиты: визуализация, восприятие на слух, совмещение прослушивания и записывания в тетрадь под диктовку, и т.д. Когда от этого зависит успеваемость ребенка, не следует экспериментировать – неудачи, плохие отметки, несмотря на его старания, могут стать своеобразными «блокаторами» памяти, а попытки что-либо запомнить будут отторгаться на подсознательном уровне, вызывая неприятные ассоциации с прошлыми неудачами.

Когда же вы совершенствуете навыки быстрого запоминания, быстрого мышления ребенка, тренируетесь, если у ребенка плохая память, то сначала нужно отработать до автоматизма все техники, начиная с той, которая дается ребенку легче всего. Если вычленить наилучшую методику не получилось, то после достаточного количества тренировок, позвольте ребенку расслабиться, доверившись своему первому ощущению, самому яркому и запоминающемуся. Пусть он расскажет вам, что в первую очередь приходит на ум, когда он видит, слышит или читает задание – вы без труда поймете, в чем он наиболее силен.

Как лучше учить стихи или запоминать тексты, если у ребенка плохая память?

Взрослый вслух и медленно читает стихотворение, строками или законченными предложениями. Ребенок слушает его с закрытыми глазами, представляя и «прорисовывая» каждую строчку стиха, насыщая воображаемую картинку деталями. Этих второстепенных компонентов должно быть много, чтобы поэтический образ стал ярче. Не стоит бояться перенасыщения деталями – это, напротив, хорошо, так малыш начинает «вживаться» в нарисованную им картину или ситуацию, становясь действующим лицом повествования. Еще лучше, если ребенок начинает не просто видеть строки, но и ощущать запах, температуру, поверхность описываемых предметов. Потом ребенку нужно будет только «описать» мир, который создало его воображение. Чтобы чтение на память стихотворения, не напоминало пересказ текста, учите малыша при возможности заменять слова синонимами, научите вслушиваться в звучание произносимых слов, ритм и рифму стиха.

Когда ребенок созрел к так называемому системному восприятию объемной информации, то есть вы, к примеру, решили прочитать вместе с ним детскую энциклопедию, с пересказом отдельных глав в дальнейшем, то лучше выделить для этого определенное время и предложить малышу ввести некий обряд, который позволит ему сосредотачиваться, входить в состояние концентрации внимания. Дети способны верить во все, что угодно, поэтому вам не составит труда сказать, что несколько глубоких вдохов перед занятием помогает запоминать лучше. Можете связать этот прием с каким-нибудь сказочным героем из его любимых книжек: «Так всегда делал Супермен, когда ему нужно было запомнить/вспомнить что-то…». Повторив несколько раз эти движения перед занятиями, малыш свяжет данный обряд с фиксацией внимания. И в дальнейшем, когда нужно будет быстро сосредоточиться, ребенку будет достаточно повторить знакомый ритуал.

Затем читается текст, так чтобы в сознании фиксировались автор и название текста, действия, факты, основное содержание. На первых парах обсуждайте детально все по ходу чтения: сравните фамилию автора с животным, название книги с картинкой, пусть он попробует представить себя в «стране динозавров» или в другой ситуации, соответствующей теме. Затем пусть малыш отвечает на простые вопросы: кто автор книги, как называется рассказ, где происходят действия.… Когда отшлифуется навык отвечать на поставленные вопросы, ребенок начнет сам автоматически давать ответы при пересказе. Работая с текстом, который изобилует большим количеством понятий и фактов, дайте малышу карандаш и бумагу, пусть он зарисовывает или записывает все, что помогает ему зафиксировать информацию в памяти. И пусть вы совершенно не можете разобрать изображенные им «закорючки», главное, чтобы эти «каракули» помогали ему воспроизвести текст.

Если требуется запоминание большого объема информации, то попробуйте рисовать карту памяти, используя для этого разноцветные фломастеры. Начинайте с середины листа, написав или изобразив в центре главную идею или тему рассказа, затем формируйте разветвления и блоки, указывающие, на какие составляющие делится текст, пронумеруйте их в последовательности повествования. Для каждого блока напишите ключевое слово или образ. Эти «ключи» должны отражать главную суть идеи раздела, будить память. Отдельным цветом выделяйте факты, имеющие важное значение. Если содержание текста для ребенка понятно, то может появиться свое мнение об услышанном или прочитанном, комментарии к тексту и личное отношение к ситуации – все это помогает в пересказе. Добавляйте больше символов и рисунков, так и вспомнить будет легче, и ассоциации расширятся и закрепятся. В карте памяти обязательно нужно отобразить ключевые моменты, такие как: кто делает, что, где, когда, как, почему. Все это позволит сохранять информацию дольше в активной зоне детской памяти.

Как, с какого возраста и когда развивать память ребенка?

Существуют теории, что память у детей есть с самого рождения, и даже больше того - дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но лишь бессознательно. Тем не менее, говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев, когда мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта - 750-800 куб. см. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.

По сути, развивать память ребенка можно с момента, когда она появилась. Только в 9-месячном возрасте для этого более, чем достаточно просто разговаривать с малышом, учить элементарные слова, имена, знакомить с новыми игрушками. К развитию памяти вообще следует относиться исключительно как к игре, а не как кропотливому, изнуряющему труду. А вот играть можно везде и почти всегда: выходя на прогулку можно посчитать машины во дворе, изучить названия качелей на детской площадке или на ходу придумать стишок или сказку о «рогатом» трамвае. Поэтому каких-либо временных ограничений игры развивающие память не имеют. Единственное, помните, что детское внимание можно удержать на каком-то одном виде деятельности не более 15-20 минут.

Существуют игры на развитие детской памяти для деток от 10 месяцев до 1,5 лет, к примеру, «Где папа?», «Найди игрушку», «Чего не хватает». Уже в самих названиях кроются правила игры. Кто-то прячется или прячет что-то, что нужно вспомнить, а затем найти.

Для деток постарше существуют игры типа: «Волшебный мешочек», «Узнай предмет». В таких играх малыш должен на ощупь определить и назвать предмет - это игры на развитие тактильной памяти. Чтобы развить двигательную память, существуют игры «Море волнуется», «Делай, как я». Ребенок придумывает движения или позы, которые взрослый должен угадать. Или повторяет движения за взрослым, со временем темп ускоряется, а сами движения усложняются.

Если у вас несколько деток или просто малыши собираются на совместные игры, попробуйте внести дух соперничества: кто быстрее назовет, кто больше запомнит, кто придумает самый удивительный, неправдоподобный образ и так далее.

Помимо игр, заучивание стихов, чтение книг, разгадывание загадок, ребусов и головоломок также прекрасно развивает память, мышление ребенка и навыки быстрого запоминания.

Помните, что чем больше внимания вы уделяете развитию разных видов детской памяти, воображения и внимания, тем выше будет интеллектуальный потенциал вашего малыша.

И еще немного о том, как развить память, и что делать, если у ребенка плохая память:

Память и внимание - важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.

Особенности памяти ребёнка 3-4 лет

  1. Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
  2. Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
  3. Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
  4. Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
  5. Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.

Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.

Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»

Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».

Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:

  • плюшевый мишка;
  • резиновый пупс;
  • вертолётик;
  • машинка большая;
  • машинка маленькая;
  • кукла;
  • игрушечный чайник;
  • кубик.

На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).

Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:

  • Пошла Муха на базар и купила мишку;
  • Пошла Муха на базар и купила кубик;
  • Пошла Муха на базар и купила вертолётик.

А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:

  • Увеличивать количество покупок;
  • Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
  • Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).

Упражнение 2: «Добрый волшебник»


Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.

Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет - главное, чтобы содержимое не просматривалось.

Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.

А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.

Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.

Оформить это можно следующим образом:

Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?

Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?

Нееееет!

Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ - например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.

Упражнение 3: «Повторюшкин»

Игра в повторялки - отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:

  • хлопаем в ладоши;
  • топаем ножками;
  • прыгаем;
  • приседаем;
  • крутимся на месте;
  • бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).

Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.

Упражнение 4: «По образцу»


Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые - веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».

Выложите из палочек несложный рисунок:

  • геометрическую фигуру;
  • цветочек;
  • домик;
  • цифру;
  • букву.

Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.

Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.

Упражнение 5: «Угадайка»

Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:

  • Это большое или маленькое?
  • Оно тёплое?
  • Этот предмет мягкий?

Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:

  • любимца публики кота ваську;
  • застывшее желе;
  • лист бумаги;
  • папу;
  • пластмассовый кубик;
  • шерстяной носок.

«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.

  1. Не бойтесь менять предложенные правила - вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
  2. Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
  3. Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
  4. Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
  5. Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.

Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь