Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Гнев приходит к нам часто,

Но чаще мы приходим к нему.

Сенека.

По определению энциклопедии, агрессивное поведение (от лат. aggressio — нападение) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивное поведение - это преднамеренный, но инстинктивный акт, в основном вызванный эмоциональными проблемами. Часто происхождение агрессии встречается в детстве, но необходимо учитывать, что агрессивность также является научным социальным поведением.

Случайные вспышки агрессии являются нормальными, но частое повторение таких агрессивных эпизодов против других или их личности является проблемой, требующей специализированной медицинской помощи. Агрессивность в школьной среде. Агрессивность детей в большинстве случаев является результатом плохого семейного образования, нищеты и отсутствия связи между родителями и детьми. Часто ребенок, как правило, подражает агрессивному поведению родителей.

Единую классификацию видов агрессии и причин агрессивного поведения создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются её определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки , которое включает пять составляющих агрессии:

1.Физическая - это воздействие на другого человека.

Агрессивность также может рассматриваться как способ выйти из записи. Если агрессия ребенка игнорируется, он может подумать, что он не делает ничего плохого и может даже чувствовать себя призванным продолжать это поведение. В некоторых случаях агрессивность детей обусловлена ​​зарождающимися стадиями биполярного расстройства, также называемой маниакальной депрессией, медицинским состоянием, которое вызывает экстремальные колебания настроения. Агрессивность также может проявляться в лице эпизода депрессии или разочарования.

Агрессивное поведение взрослого может быть следствием неприятного жизненного опыта или симптома, который может указывать на психическое заболевание. В некоторых случаях люди, страдающие депрессией, беспокойством или посттравматическим стрессом, могут непреднамеренно развиваться агрессивным образом.

2.Косвенная - происходит скрытым путём (подшучивания, сплетни) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, проявления взрывов ярости).

3.Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которые приводит к буре отрицательных эмоций.

4.Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через визг, крики, ругань, угрозы.

Чтобы устранить чрезмерную агрессию, мы должны сначала определить причину, которая привела к такому типу поведения. Самым распространенным методом лечения агрессии является психотерапия, а затем когнитивная поведенческая терапия, которая эффективно учит человека контролировать свои эмоции и поведение. Кроме того, терапия, ориентированная на взаимодействие, может помочь полностью понять причины, приводящие к агрессии.

Все эти формы терапии имеют в качестве основной цели контроль эмоций, выявление триггерных факторов и механизмов для решения деликатных ситуаций. В отсутствие адекватного лечения агрессия может переродиться в антисоциальное поведение, насилие и преступность.

5.Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установленных законов и традиций.

Психологи выделяют и другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену , существует инструментальная агрессия - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство) и враждебная агрессия - является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку.

Это как-то очаровывает меня, хотя мне это не нравится, агрессивное поведение пользователей Интернета. Легкий способ объяснить ваше агрессивное поведение - сказать, что вы не можете угодить всем. Но есть нечто большее, вы можете узнать кое-что, одно не согласен со мной, другое - агрессивно.

Прогнозы и когнитивные дисбалансы

Часто легко понять, что агрессивная реакция на самом деле является проекцией или проявлением когнитивного дисбаланса. Это случается со всеми нами так, они феномены, такие же естественные, как дыхание, но мы разные с точки зрения систем ценностей. Психологическая проекция, также известная как смещение вины, - это теория в психологии, в которой люди защищаются от неприятных импульсов, отрицая свое существование в себе, приписывая их другим. Например, человек, который груб, может постоянно обвинять других в том, что они грубые.

Кому адресована агрессия?

1.Исключительно на близких людей. С другими людьми поведение обычное

2.На людей из определённого круга (врачи, педагоги, полицейские и т.д.).

3.На самого себя в форме отказа от еды, нанесения увечий.

4.На животных, насекомых, птиц.

5.На неодушевлённые объекты - например, порча имущества.

Согласно некоторым исследованиям, проекция негативных качеств на других - это обычный процесс в повседневной жизни - отсюда. Люди склонны искать последовательность в своих убеждениях и представлениях. Итак, что происходит, когда одна из наших убеждений конфликтует с другой ранее придерживавшейся верой? Термин когнитивный диссонанс используется для описания чувств дискомфорта, которые возникают в результате проведения двух противоречащих друг другу убеждений. Когда есть расхождения между убеждениями и поведением, что-то должно измениться, чтобы устранить или уменьшить диссонанс. - Отсюда.

6.Символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование острых режущих предметов, оружия.

Агрессивное поведение человека в моём понимании имеет свои внешние и внутренние причины, которые я попыталась подразделить на психологические и медицинские.

Психологические причины агрессивного поведения

Агрессия определяется как поведение, принятое с намерением причинить вред другому, физически или психологически. Намерение причинить вред отличает фактическую агрессию от нарушения норм или несчастного случая. В этом общепринятом определении термины «намерение» и «плохое» являются относительно субъективными. Эта субъективность действует таким образом, что жертва, агрессор и наблюдатель не обязательно поймут, что конкретный акт представляет собой агрессию.

В целом различают два типа агрессии. Инструментальная агрессия не предназначена в первую очередь для нанесения вреда, а для поддержания или сохранения, например, статуса или власти. Импульсивная агрессия, также называемая враждебной или эмоциональной, по существу предназначена для нанесения вреда другому. Поэтому последний будет здесь.

1.Агресия как инстинкт

2.Блокирование актуальных потребностей

3.Низкий уровень стрессоустойчивости

4.Хронический стресс

5.Психотравма

6.Акцентуации характера

7.Психопатии

8.Различные кризисы

9.Зависимость и со-зависимость

10.Перфекционизм

11.Низкий уровень самооценки

12.Негативные установки и стереотипы

Иногда недифференцированные разговоры об агрессии, насилии, ярости, враждебности и агрессии. Исследователи предпочитают отличать эти термины, чтобы получить большую точность. Насилие ограничено физической агрессией. Гнев особенно включает эмоциональный тон, который может привести к агрессивному поведению. Враждебность скорее соответствует компоненту отношения агрессии. Насколько это касается, агрессия означает личность человека, у которого есть привычка вести себя агрессивно.

Наиболее распространенной теорией объяснения агрессии является теория фрустрации-агрессии. Согласно этой формулировке существует универсальная причинно-следственная связь между фрустрацией и агрессией. Любое разочарование, даже неуместное, вызовет агрессию, и любой агрессии, даже невидимой, будет предшествовать разочарование.

13.Агрессивная программа рода

Медицинские причины агрессивного поведения

1.Дефицит витаминов группы В (В1, В6, В12).

2.Органические нарушения головного мозга

3.Гормональные нарушения

4.Нарушение режима сна и бодрствования (биоритмов)

5.Неуравновешенный тип нервной сиситемы

6.Психические заболевания

Хотя эта теория оказалась очень эвристической, она спровоцировала многие критические замечания, теоретически, концептуально и эмпирически. Во-первых, его первая формулировка предотвращает любую попытку отклонить ее. Во-вторых, если мы придерживаемся классического определения разочарования, ясно, что не все разочарования приводят к агрессии, потому что другие ситуации, чем фрустрации, вызывают агрессию. Позже выражение «смущающей стимуляции» заменило разочарование; он включает определенную категорию разочарований, но не ограничивается ими.

Хочу обратить ваше внимание, что здесь перечислены не все моменты, а многие причины сложно подразделить конкретно, к какой же группе они относятся, поскольку психологическое и медицинское тесно связано между собой. Организм человека - это система, где все составляющие находятся в едином целом и каждая особенность взаимосвязана друг с другом, и влияет одна на другую.

Другие критические замечания были сосредоточены на врожденном характере агрессивной реакции, лежащей в основе теории, а также на необходимости или достаточности связи между фрустрацией и агрессией. Известная переформулировка этой теории - это относительная отстраненность. Не абсолютная ценность, а относительная ценность лишений была бы важна. До сих пор две версии этой теории были дифференцированы. Согласно теории эгоистической относительной неприкосновенности частной жизни, человек будет реагировать агрессивно, если будет считаться лично пострадавшим по отношению к другим людям.

Что влияет на агрессивное поведение?

Огромное значение имеют особенности воспитания, культуры, ситуации и личностные черты.

1.Неблагополучные семьи . Могут быть частые ссоры между родителями, применение физического насилия на детей, недостаток родительского внимание, явное внимание одному ребёнку в ущерб другому.

Братская относительная депривация может произойти, когда человек не реагирует индивидуально, а как член группы, которая ранена по отношению к другой группе. Согласно этому автору, неприятные стимулы вызывают две тенденции к действию, побегу или атаке, и человек будет выбирать в зависимости от его обстоятельств и предыдущего опыта. Тенденция к атаке приведет к физиологической активации, некоторому двигательному обучению, отзыву агрессивных эпизодов, тревожному гневу. Это превратится в импульсивную агрессию, если ее запреты не слишком велики, и тем легче для окружающей среды содержать индексы, связанные с агрессией.

2.Ежедневная пропаганда насилия в СМИ.

3.Доминантный стиль поведения в семье.

4.Повышенная тревожность.

5.Личностные черты - раздражительность, эмоциональная чувствительность, высокая тревожность и ответственность, перфекционизм.

Правила поведения

с агрессивно настроенным человеком

Если предсказательная ценность этой формулировки не огромна, она прекрасно объясняет два очень интересных явления. Простой взгляд на оружие в момент неприятной стимуляции может облегчить переход к агрессивному действию. И не потому, что оружие станет легче инструментом агрессии; было бы тривиально и даже противоречило бы гипотезе об отчуждении. Фактически, просмотр оружия будет способствовать любой агрессии, при условии, что это оружие связано с идеей насилия. В этой концепции важны когнитивные факторы.

Реакция зависит от значения оружия. Если оружие является «анксиогенным», оно увеличит торможение агрессивной реакции. Оружие - всего лишь пример индексов, связанных с идеей агрессии. Агрессивные фильмы могут иметь и иметь тот же эффект. Если торможения высоки в источнике неприятной стимуляции, агрессия может двигаться на козла отпущения, на невиновного человека, единственная вина которого должна быть доступной в окружающей среде, а не для того, чтобы вызвать определенное торможение. Теория козлов отпущения широко распространена в межгрупповой группе.

1.Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема-то незначительная (например, помехи на телевидении), попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести тему обсуждения, то есть любым способом уйти от раздражающего момента. Нужно признать, что этот способ очень действенный, понаблюдайте и вам захочется его применять снова и снова.

Рождающиеся, генетические факторы и личность

Разочарованные в своих устремлениях, члены сообщества отреагировали бы агрессией на членов другого, менее влиятельного сообщества, которое будет привлечено к ответственности. Удивительно, что окружающая среда является наиболее важным фактором проявления агрессии. Который не позволяет нам рассматривать другие влияния.

Консенсуса относительно врожденного характера агрессии нет, но все согласны отказаться от инстинкта, который «подтолкнет» агрессию за пределы личности. С другой стороны, кажется, что эти люди более солидны и, возможно, менее умны, чем средние. Поэтому они могут быть более вовлечены в некоторые агрессивные взаимодействия из-за их физического внешнего вида и менее подавлены в своих реакциях из-за их интеллекта.

То же правило относится и к расшалившемуся ребёнку, который капризничает, а мудрые родители переводят тему в другое русло, переключая внимание малыша на что-то другое.

2.Попробуйте понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите меры по её устранению.

3.Сочувствие и понимание иногда необходимо агрессору, как бальзам на душу!

В отличие от других личностных качеств, агрессия относительно стабильна. Среди школьников многие останутся в зрелом возрасте. Что касается инструментальной агрессии, это может быть усиление для многих людей. Что касается стабильности импульсивной агрессии, это может быть связано с особенностями когнитивного стиля или эмоционального процесса.

Кричать, кричать, укуса и, прежде всего, «прямого» таргетинга на брата, сестру или драматурга. Это похоже на дом? Это означает, что у вас немного агрессивный и батаус. Неплохо защищать его маленькую точку зрения, но вы должны научить его поддерживать его словами и отношением, а не силой его кулака.

4.Когда он действительно прав, помогает согласие с ним (хотя бы частичное).

Тип агрессора

· Важно определить тип личности агрессора и вести себя в общении с ним соответственно его особенностям.

1.Танк - грубый, прямолинейный, идёт напролом.

Поиск решения: лучше уступить или приспособиться. Обязательно дать ему выпустить пар. Ни в коем случае нельзя ставить под сомнение его правоту! Ярость такого человека подавляется вашим спокойствием.

Почти у любого ребенка есть гнев, даже если вы ожидаете меньше. Они являются частью их поведения, когда они хотят стать независимыми и показывают, что они «они босс», когда дело доходит до игры, еды, посещения детского сада или парка. Если вас соблазняют как родителя, пусть он кричит и угрожает сражаться, полагая, что в какой-то момент «тоны» пройдут сами по себе, вы должны знать, что агрессивное поведение не следует игнорировать. Прочтите несколько простых советов, которые помогут вам привести его на правильный путь и показать ему, что чувства или недовольства могут быть выражены по-другому.

2.Бомба - могут вспылить как дети, поведение, от них независящее.

Поиск решения: привспышке эмоцийдать возможность выхода отрицательным эмоциям, успокоить его и общаться дальше, как ни в чём не бывало.

3.Снайпер - создаёт конфликты посредством интриг (ввиду отсутствия фактической власти).

Поиск решения: важно предъявить агрессору доказательства его игры, затем искать решение этого вопроса.

4.Рупор - критикует всё на свете, желает быть услышанным.

Поиск решения: дать ему излить душу, согласиться с его мнением и перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме нужно его внимание переключить с проблемы на её решение.

5.Перочинный ножик - они готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах, но только на словах.

Поиск решения: при общении с ними необходимо настаивать на важностидля вас именно правды с их стороны.

Как справиться с неприятными чувствами

после общения с агрессором

В современной жизни уровень агрессии довольно высок, поэтому важно правильно реагировать на вспышки ярости других, а также контролировать собственное эмоциональное состояние.

ВНИМАНИЕ!

1.В момент враждебной реакции важно сделать глубокий вдох - выдох, сосчитать до 10, что позволит абстрагироваться от ситуации и рационально взглянуть на ситуацию.

2.Рассказать агрессору о своих негативных ощущениях.

Если пункт 1 и 2 не помогли, нужно сделать одно из следующих занятий:

1.Деятельность на свежем воздухе (всё, что угодно - огород, спорт, йога).

2.Пикник на природе.

3.Отдых в караоке-баре.

4.Генеральная уборка в доме (хорошо бы с перестановкой).

5.Написать весь негатив на бумаге, затем её уничтожить (сжечь, порвать).

6.Побить посуду, подушку.

7.Разговор с близкими, понимающими людьми.

8.Поплакать бывает очень полезно для эмоциональной разрядки.

9.Заняться любимым делом, хобби

Бывает, что самостоятельно человек не может справиться со своими негативными эмоциями, а они имеют обыкновение переходить в психосоматические заболевания.

В таких случаях я настоятельно рекомендую воспользоваться психологической консультацией!

Эффективная система лечения

агрессивного поведения

Если вы хотите повлиять на какого-то человека, чтобы купировать его приступы агрессии, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания.

Суть метода: хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое - наказывается. Получается некое подобие дрессировки по принципу И.П. Павлова. Конечно, это психотерапия, направленная не на понимание причин, а на изменение поведения человека.

1.Необходим баланс между поощрением и наказанием.

2.Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.

3.Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.

4.Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.

5.Вероятность наказания должна быть достаточно большой.

Как справиться с собственной агрессией

А вот справиться с собственной агрессией можно при помощи саморегуляции, так же эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.

1.Можно использовать ту же самую систему поощрений и наказаний, только вы сами будете и в роли объекта и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания могут быть лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения - попытка доставить себе удовольствие. Зачем злиться на обстоятельства, когда есть масса способов избежать этого? Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, только испортит настроение. Вы можете постараться преодолеть препятствие и решить задачу - тогда злость пройдёт сама собой.

2.Часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять:

Когда кто-то с нашей точки зрения живёт неправильно.

Кто-то делает то, что не вписывается в нашу картину мировоззрения.

Поиск решения : для того, чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Нужно принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы! Каждый раз, когда возникает злоба на кого-то, попробуйте поставить себя на его место - может быть это поможет вам лучше понять и принять другого человека.

3.Старайтесь не копить в себе негативную энергию злости и раздражения. Нужно понимать, что накапливание энергии не может находиться в человеке бесконечно, всё равно произойдёт выплеск наружу.

4.Если вы чувствуете, что злость накатывает на вас, и вы скоро будете рвать и метать, сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься (закрыть глаза и сосчитать до 10 или мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком).

5.Необходимо избегать хронической усталости, потому что именно она является источником агрессивного поведения, ведь наша нервная система не всемогуща!

6.Разные причины недовольства собой и своей жизнью могут спровоцировать вспышки агрессии. В таком случае необходимо внести в свою жизнь позитивные изменения.

7.Старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. А довольный человек гораздо чаще более спокойный и уравновешенный, чем недовольный.

Даже эти простые меры могут уберечь вас от вспышек собственной агрессии, помогут сохранить здоровье и хорошие отношения с окружающими!

В аш психолог

Татьяна Зайцева

Как ни парадоксально, но ради логики изложения я нарушу традиционный способ подачи материала, согласно которому сначала нужно было бы дать определение явления, а потом уже рассматривать его виды. Делаю я это для того, чтобы, рассуждая о сущности агрессии, мне было на что опираться. Дело в том, что определение агрессии часто дается под конкретный ее вид и исследователей мало заботит, имеется ли в этом определении что-то общее с другими видами агрессии.

Рассмотрим различные подходы к классификации видов агрессии.

По мнению А. Басса (Buss, 1961), все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Рати-новой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком - личностном уровне саморегуляции.

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:
физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань)1.
Исходя из открытости проявления выделяют:
прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах (Feshbach, 1964) видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.

Берковиц (Berkovitz, 1974) пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.

Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что «целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита» (с. 367).

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) - об индивидуально и социально мотивированной агрессии.

Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон, «для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний». Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?

В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда» (выделено мной. - Е. И.), то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло: «Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло (выделено мной. - Е. И.) может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем"» (Tedeschi et al., 1974, с. 31). Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон: «Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам» (с. 31). Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?

Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.

Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию: «Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно (выделено мной. - Е. И.), но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо" действовать».

Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия - это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия - когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи (Dodge, Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проак-тивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм - агрессию ради получения удовольствия).

По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн (Zillmann, 1970), выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.

В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом (например, Bowen, Borden, Taylor, 1971; Gengerink, Bertilson, 1974; Gengerink, Myers, 1977; Taylor, 1967). Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно) (Zimbardo, 1969, 1972).

В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (Paterson, 1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет (Baron, 1973; Dengerink, Levendusky, 1972; Shortell, Epstein, Taylor, 1990).

Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу - даже мощную - не ослабит его желание инициировать столкновение (Baron, 1973).
Фрэнкин Р., 2003, с. 363

Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором - об аутоагрессии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь