Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка.

Следовательно, задача учителя-логопеда максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Основой Данного Проекта является дистанционное просвещении родителей. Для этого на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Реализация Проекта будет способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс, повысить их компетентность в вопросах развития речи детей.

«Диалог» родителей с учителем-логопедом необходим для оптимизации процесса воспитания ребенка. Ведь ребенок имеет право на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучие.

Основание для разработки Проекта

Проект учителя-логопеда разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», стратегией развития образования ХМАО-Югры до 2020г., стратегией развития муниципальной системы образования в городе Сургуте до 2020г., положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909; Федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы (2009г.), Федеральными государственными требованиями (2009г.), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (2010г.), Образовательной программой МБОУ НШ-ДС №43, Программой развития МБОУ НШ-ДС №43 на 2009-2014 гг. «Реализация идеи непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса начальная школа – детский сад (на примере Центра успешного ребенка).

Актуальность Проекта

Одной из задач школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Система образования должна позволять переступившему порог школы ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право – право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.

Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для развития личности, формирование устойчивых мотивов активно влиять на условия достижения личного успеха, осуществление психолого-педагогической коррекции; иными словами – создание адекватных условий обучения и воспитания.

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители . Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда).

Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.

Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации.

Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы , которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Построить «диалог» между семьей и образовательным учреждением – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей.

Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Выход из данной ситуации мы видим в дистанционном просвещении родителей . Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении поможет с легкость решить данную проблему. Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, можно рекомендовать специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является:

  • исправление нарушений речи,
  • профилактика речевых расстройств,
  • ранняя диагностика.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей . Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи Проекта:

  • Сформировать единое пространство социального развития ребенка между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;
  • Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с логопедом коррекционный процесс позволяют значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет-ресурсов в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Описание содержания Проекта

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы можно отнести:

Индивидуальные формы работы имеет преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Семинары-практикумы, открытые занятия помогают логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Некоторые взрослые, не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут стать интересными для родителей:

Все консультации дублируются в виде компьютерных презентация, которые будут предложены родителям по электронной почте.

Групповые родительские собрания целесообразно проводить 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на совместную работу, активно включиться в процесс воспитания ребенка.

Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

При выполнении домашних заданий логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику обучения ребенка, организовать их участие в выполнении домашнего задания.

Преимущество инновационных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. В своей работе учитель-логопед может широко использовать:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Для проведения праздника привлекаются родители. Совместные мероприятия помогут максимально сплотить членов семьи. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.

Видеотека содержит фрагменты занятий с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания.

Накапливая опыт по методической работе, учитель-логопед тем самым может оформить игротеку. Роль игры очень велика в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Пополнить игротеку можно оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотека авторских пособий , которой можно с успехом воспользоваться в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволит не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую и максимально интересную для детей и родителей литературу.

Со всеми предложенные инновационные формами работы мы предлагаем знакомить родителей не только при очной встрече, но и по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомление с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых , это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых , это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих , это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых , это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутреличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2012г. – сентябрь 2012г.)

Задачи этапа:

1. Разработка Проекта.

2. Подготовка педагогического коллектива начальной школы, коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2012г. – апрель 2013г.)

Задачи этапа:

1. Реализация ключевых мероприятий Проекта.

III этап, обобщающий (май 2014г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.

2. Оценка эффективности внедрения Проекта.

Основные мероприятия Проекта

Название мероприятия

Анкетирование
Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Сентябрь 2012г.

Консультирование «Артикуляционная гимнастика» (очная и дистанционная форма)

Октябрь 2012г.

Открытые занятия

Октябрь 2012г.

Семинар-практикум

Ноябрь 2012г

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ноябрь 2012г

Родительское собрание «Экватор»

Декабрь 2012г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Декабрь 2012г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Январь 2013г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Февраль 2013г.

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Февраль 2013г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Март 2013г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Март 2013г.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Апрель 2013г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Апрель 2013г.

Анкетирование

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение процента качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80%)
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

Мирзаева Юлия Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ начальная школа-детский сад №43,
г. Сургут

Литература:

1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6.
2. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
3. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74
4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб, 2000.

Проект

Неделя логопеда в ДОУ

«Логопедическая палитра».

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопедическая палитра»

Вид проекта : краткосрочный

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.

Задачи проекта:

  • Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
  • использование современных технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .

Образовательный продукт:

Презентация проведенных мероприятий,

Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета

Буклеты для родителей

Выступление на ГМО логопедов

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической

литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка

планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

. Неделя логопеда в ДОУ

«Речевая палитра»

«Если сильный язычок

И ловкие пальчики,

Будут чётко говорить

Девочки и мальчики»

Дни недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

Открытие недели

  • Выставка «Моя любимая буква»
  • Стенгазета «Логопед глазами детей»
  • Подгрупповое занятие

«Сказка о весёлом язычке»

(подготовительная группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитнля-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Вторник

  • Мастер-класс для воспитателей

«С пальчиками играем, речь развиваем»

  • Подгупповое занятие

«Игротека пальчиковых игр»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

дети

Учителя-логопеды

Среда

  • День открытых дверей для

Родителей и воспитателей

  • Индивидуальные занятия

«В гостях у свистящей семейки»

(подготовительная группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Четверг

  • Тренинг для родителей

«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»

  • Буклеты для родителей
  • Занятия в микрогруппах

«Волшебный песок»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Пятница

Закрытие недели

ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:

  • Речевое развлечение

«Сюрпризы от Смешариков»

  • Сообщение «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики,

как часть здоровьесберегающих технологий»

  • Мастер-класс

« «Бионергопластика «Развивать движения

Нужно - руки и язык подружим»»

Учителя-логопеды

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.


В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Тараданова Дарья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в очном и дистанционном просвещении родителей в форме Консультативного пункта «Пусть говорят!» . В данном случае Консультативный пункт выступает как:

  • средство решения коррекционных задач;
  • социально-психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Информационное и обучающее просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника посредством взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Задачи Проекта:

1. Создать Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!»:

  • смотивировать родителей младших школьников, зачисленных в логопункт, на сотрудничество и взаимодействие;
  • активизировать систематическую деятельность Консультативного пункта для родителей на основе диалога, открытости и конфиденциальности на основе современных педагогических технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных);

2. Распространить опыт в области расширения инновационного поля взаимодействия через активные формы работы.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволят значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем, кроме традиционного информационного и обучающего просвещения родителей, представлен вариант дистанционного просвещения через активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Практическая значимость Проекта состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы обеспечивают качественно новый подход к работе по взаимодействию с родителями и разработку практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!» будет функционировать как образовательная сеть, направленные на наиболее полное использование совместных ресурсов участников взаимодействия.

Взаимодействие в рамках данного Консультативного пункта будет реализовываться двумя способами:

  1. Виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.
  2. Реальное взаимодействие школы и семьи с целью совместной реализации образовательных задач.

Таким образом, функционирование Консультационного пункта для родителей «Пусть говорят!» позволит семье с легкостью преодолевать различные сложности, возникающие при выполнении домашних заданий. «Виртуальный» учитель-логопед будет оказывать реальную помощь семье и ребенку.

С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие;
  • во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса;
  • в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
  • в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями будет строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей (информационное и обучающее). Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей будет осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы мы относим:

  • анкетирование,
  • семинары-практикумы,
  • консультации,
  • родительские собрания,
  • открытые занятия,
  • домашние задания.

К высоким результативным показателям, уверены, приведет использование следующих форм работы:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Со всеми предложенными формами работы родителей запланировано знакомить не только при очной встрече, но и посредством использования ресурсов сети Интернет. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, будет использована специальная литература и различные пособия для занятий дома. Весь материал, который будет рекомендован родителям для изучения в домашних условиях, будет интересным, ярким и доступный. Всё это поможет в незначительные сроки повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями через Консультативный пункт «Пусть говорят!» позволит повысить эффективность коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2013г. – сентябрь 2013 г.)

Задачи этапа:

1. Разработка документации.
2. Подготовка коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

Задача этапа — реализация ключевых мероприятий Проекта, функционирование Консультативного пункта для родителей.

III этап, обобщающий (май 2014 г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Соотнесение результатов с целями.
3. Оценка эффективности внедрения Проекта.
4. Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций, презентации.

Основные мероприятия Проекта

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

Цели

Сроки

Организационные формы работы Консультативного пункта

Цели

Сроки

Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Знакомство родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей, с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта.

Сентябрь 2013г.

Анкетирование

Изучение педагогической наблюдательности родителей по отношению к своему ребенку, выявление адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

май 2013г.

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ознакомление родителей с правилами автоматизации поставленных звуков.

Ноябрь 2013г

Консультирование « » (очная и дистанционная форма)

Развитие умений родителей по применению артикуляционных упражнений.

Октябрь 2013г.

Родительское собрание «Экватор»

Знакомство родителей с рубежными результатами детей.

Декабрь 2013г.

Открытые занятия

Знакомство родителей с речевыми возможностями детей.

Октябрь 2013г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Применение нетрадиционными артикуляционными упражнениями. Ознакомление родителей с правилами их выполнения.

Декабрь 2013г.

Семинар-практикум

Совместное с детьми разучивание артикуляционных упражнений, общение родителей со специалистами, получение информационно- психологической помощи.

Ноябрь 2013г

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Обогащение представлений родителей о возможностях использования бытовой ситуации для развития речи ребенка.

Февраль 2014г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Расширение представлений родителей об особенностями мелкой моторики детей и ее влиянии на речевое развитие.

Январь 2014г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с разнообразием речевых игр.

Февраль 2014г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с видами словаря и способами его обогащения.

Март 2014г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Ознакомление родителей с результатами коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Рекомендации родителям по работе с детьми в летний период. Библиотека для родителей.

Март 2014г.

Анкетирование

Оценка качества совместной работы родителей и учителя-логопеда.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Демонстрация знаний, умений навыков приобретенных детьми за год. Награждение участников коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника;
  • обеспечение качественного образования в школе через создание условий вариативности, здоровьесберегающей направленности, современного информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80% от общего числа обучающихся зачисленных в логопункт);
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
  • увеличение числа родителей младших школьников (не менее 85%) удовлетворенных качеством образовательных услуг.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Тамаразова Юлия Николаевна,

учитель - дефектолог

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

/Л.С.Белинсон/

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

Цель проекта:

Формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Определять отличия в названиях картинок.

Определять место заданного звука в слова.

Подбирать слова с заданным звуком.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

Привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

Результаты проекта:

Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

Выделение ударной гласной в слове.

Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

Включение родителей в коррекционный процесс

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

Сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

За тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

Следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

Презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
- Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь