Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.

Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.

В основе семьи лежат брак, кровное родство или усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д. По своей структуре и формам институт семьи достаточно многообразен. Так, семья может состоять из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении родителей, и тогда она выступает как нуклеарная, супружеская семья. Но, как известно, в семью нередко входят и другие, совместно проживающие родственники (родители, братья, сёстры, внуки и др.). Такая семья называется расширенной, родственной семьёй.

В зависимости от норм культуры того или иного общества семья может базироваться на экзогамии, запрещающей брак с определённой узкой группой людей (например, близкими родственниками, членами одного и того же клана, поселения или племени), или на эндогамии, т.е. с людьми одной и той же группы (клана, племени, деревни и др.), что характерно для примитивных архаичных обществ.

Ещё одно подразделение брачно-семейных отношений моногамия (т.е. одновременный брак данного мужчины с данной женщиной) и полигамия, при которой в супружестве имеется не один партнёр (групповой брак, многожёнство). Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Историческое развитие института семьи шло от группового брака к моногамии (единобрачию), одной из исторических форм которой был патриархат, когда во главе семьи стоял мужчина, а другой – матриархат, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Современная семья характеризуется тенденцией к установлению статусного равенства супругов в семье. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей как минимум трёх поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость жены от супруга; б) функционально чёткое разделение сфер семейной жизни и закрепление женских и мужских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разделение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским.

Эгалитарная семья. Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. По проблемам изучения семьи пишут А.И. Антонов и В.М. Медков (Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – С. 21-36), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект,

Следует выделить следующие функции:

1. Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

2. Воспитательная функция . Для нормального, полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима, и её нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребёнок видит в других семьях.

3. Сексуальная функция . Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает их нарушение.

4. Экономическая функция . Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

5. Функция совместного проведения досуга и духовного общения . К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное духовное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного общения в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

6. Функция первичного социального контроля . Семья обеспечивает первичную моральную регламентацию поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности, поддержку обеспечения социальных санкций.

Кроме указанных специфических функций семьи выделяют и неспецифические. Они связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Например, с происходящими серьёзными переменами в обществе связано снижение воспитательной роли семьи. Переход от семьи традиционного типа к современной, основанной на равенстве супругов, привёл к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм , т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растёт один ребёнок и воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм , т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребёнок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строго запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.

3. Прагматизм , т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Семья -- это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак -- это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. Родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • · вступление в первый брак -- образование семьи;
  • · начало деторождения -- рождение первого ребенка;
  • · окончание деторождения -- рождение последнего ребенка;
  • · «пустое гнездо» -- вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • · прекращение существования семьи -- смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • - репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства -- главная функция семьи;
  • - воспитательная -- первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • - хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • - экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • - функция первичного социального контроля -- регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • · духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • · социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • · досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • · эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • - моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • - полигамия -- брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве.

Известны три формы полигамного брака:

  • - групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • - полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • - полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • - нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • - расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • - эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • - экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • · патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
  • · матрилокальные - в семье родителей жены;
  • · неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • · матриархат -- власть в семье принадлежит женщине;
  • · патриархат - во главе стоит мужчина;
  • · эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») -- это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат -- стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак -- признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак -- временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. -- это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Эта тема является переходной от социологического анализа личности к изучению социальных общностей, ибо семья является самой естественной формой соединения людей, основанной на кровнородственных связях, и простой выходной сообществом. Социология семьи рассматривается как специально-социологическая дисциплина, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи и брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Центральной рядоутворювальною категорией этой отрасли социологического знания является понятие семьи.

Исследование семьи в различных социогуманитарных науках

Семья является объектом исследования многих наук - истории, экономики, юриспруденции, психологии, педагогики, демографии, этнографии, социологии и др. Каждая из них изучает специфические стороны функционирования и развития семьи под собственным углом зрения и согласно своего предмета и метода. В демографии, например, особенно развитым является направление исследования роли семьи и семейной структуры населения в его воспроизведении; в социальной психологии - исследование семейных конфликтов и динамики развития семейных групп; в педагогике акцентируется на изучении воспитательной функции семьи как одного из важных факторов формирования личности. Этнография интересуют быт и культурные особенности семей в различных этнических группах и сообществах; правовые науки выясняют юридические аспекты разводов, имущественного положения семьи; экономики одной из основных задач является анализ семейного бюджета, состояния потребления; история исследует возникновение семьи и формы ее существования в разные периоды истории человечества.

Социология семьи и ее специфика

Социология семьи ставит перед собой задачу интеграции достижений этих научных отраслей и имеет междисциплинарный характер. Специфика социологии семьи заключается в том, что семья одновременно выступает в двух ипостасях: она является малой контактной социальной группой, определенной формой взаимодействия людей, с одной стороны, и особым социальным институтом, который регулирует воспроизводство человека с помощью определенной системы ролей, норм и организационных форм, - с другой.

Определение семьи

Американский социолог Н. Смел зер определяет понятие семьи таким образом: семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Другие социологи, соглашаясь в целом с таким определением, добавляют к нему такие черты, как исторически обусловленный характер семьи и ее функционирования в различные исторические эпохи, социальная потребность общества в существовании семьи, в физическом и духовном воспроизводстве населения и т.д. Отмечается, что со временем "семья - взаимоотношения" развилась в "семью - социальную общность". Современная семья определяется как інституціоналізована сообщество, складывающуюся на основе брака, рожденном им совместной правовой и моральной ответственности родителей за здоровье детей, их социализацию и воспитание.

Семья как малая социальная группа

малая социальная группа, отмечает М. Мацковський, семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подлежат отношения между индивидами, которые образуют семью. Этот подход позволяет выяснить мотивы и причины разводов, динамика семейных отношений, характер отношений между родителями и детьми. Эти проблемы межличностного взаимодействия тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения и обусловлены социокультурными и соціоекономічними условиями жизнедеятельности группы.

По мнению М. Мацковского, при анализе семьи как малой социальной группы или сообщества целесообразно выделить три основных типа характеристик. 1) характеристики группы в целом: цели и задачи семейной группы, состав и структура, социально-демографический состав семьи, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия, структура власти, общения в семье и т.п.; 2) характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества; в этом случае выделяют и анализируют прежде всего функции семьи по отношению к обществу; 3) цели, задачи и функции в отношении индивида, групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции, семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в ней.

Семья как социальный институт

социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда нужно выяснить, какой степени образ жизни семьи, ее функционирование отвечают потребностям общества. Модель социального института является чрезвычайно важной для прогнозов будущих изменений семьи. По мнению М. Мацковского, социолога-исследователя интересуют в первую очередь образцы семейного поведения, установившиеся роли, выполняемые членами, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных взаимоотношений. Одни нормы, обязанности и права имеют юридический характер и регламентируются законодательством (вопрос о владении имуществом, о материальные обязательства родителей в отношении детей и друг друга, минимальный возраст вступления в брак, о юридические основания для расторжения брака, о правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после расторжения брака и др.). Другие нормы брака регулируются моралью, обычаями, традициями. К ним относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, характер семейного досуга и т.д. Такая же моральная регламентация распространяется на процесс развода, отношений с родными, друзьями.

Каждая из двух парадигм в изучении семьи имеет свою специфику: внутренние связи внутри семьи исследуются сквозь призму понятий, характеризующих малую группу; парадигма социального института ориентирована прежде всего на внешние связи семьи.

Смена парадигм в изучении семьи

Исследователи проблем современной семьи (и украинские, и зарубежные) соглашаются в том, что в настоящее время анализ семьи как социального института уступает место исследованию ее групповых характеристик.

Исследование семьи как социального института в СССР

В прошлом, особенно в условиях существования тоталитарного режима в СССР, на протяжении десятилетий семья была лишь поставщиком человеческих и трудовых ресурсов, объектом государственной политики; государство взяло на себя почти все функции других социальных институтов, среди них и семейного, и решала за семью чуть ли не все вопросы. Полная зависимость семьи от государства делала ее фактически бесправной. В этой ситуации тематика социологических исследований проблем семьи выглядела однобокой и искривленной. Недостаточно изучались причины и мотивы разводов и их последствия (как явление, нетипичное для социализма), характер добрачного поведения и установки юношества и молодежи, связанные с половой жизнью, проблемы бездетных или многодетных родил, семей пенсионеров или молодых семей. Практически не исследовались в социологическом аспекте вопросы воспитания детей дошкольного возраста, детей из неполных (без отца или матери) семей, влияние употребления алкоголя и наркотиков на прочность семьи и здоровья ее членов. Не было научных трудов о положении мужчин в семье, взаимоотношения между братьями и сестрами, супружеские конфликты, отношения разведенных с детьми и многих других. "Целину" в социологических исследованиях составляла молодая семья, где муж и жена не достигали 28 лет, и ее проблемы.

Возвращаясь к современной Украины, подчеркнем, что в настоящее время отношения между государством и семьей существенно изменились: речь идет прежде всего о том, чтобы государство позаботилось о надлежащие условия для создания и функционирования семей - экономические, социальные, правовые, ведь от того, насколько прочной является семья, зависит прочность и стабильность всего общества (вспомним мысли О. Конта по этому поводу).

Деінституціоналізація семьи

В современной зарубежной литературе все больше ученых фиксирует перенос акцентов с рассмотрения семьи как социального института в плоскость современного социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог X. Тірелл характеризует "растворение" семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституционализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены совместно работали на собственном клочке земли или на производстве какого-либо продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера. Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, как фактор любви. Сейчас семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит дальнейшая приватизация жизнь человека и изоляция семьи от общества, основана на эволюции традиционных ценностей (долг уступает место современным індивідуалістичним ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью любых парных взаимоотношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.

Изменение статуса семьи в современном обществе

Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе сейчас сохранилась только одна - забота о потомках. Только в отношении детей и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще сохраняется значение семьи как социального института. Семья имеет преобладающую ориентацию на ребенка и, что самое важное, осознание этой ориентации. Историко-культурные исследования показывают, что с ростом темпов индустриализации той или иной страны с ребенком связывают в большей степени психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.

Эволюция места и роли семьи в современном обществе

Следовательно, и в нашей, и в других странах сейчас происходят похожие процессы эволюции семьи и ее места и роли в обществе. Это сходство обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического устройства, от "закрытого" к "открытого" типа общества. Семья все больше унезалежнюється от государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть чисто потребительским и інструменталістським. Государство избавляется от функций контроля и применения карательных санкций в отношении семей и их членов, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выходит обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отражение этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях, как: льготное кредитование, долевое помощь в строительстве жилья, выпуск специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и т.д.).

Семья как социальная система

Хотя внимание исследователей-социологов семьи как социального института ощутимо уменьшается, все-таки сейчас существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграция двух дискурсов. Она может осуществляться в рамках представлений о семье как социальную систему. Если рассматривать семью как систему во всей ее разнообразии и сложности, то станет понятным наличие различных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в различных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях. Его применение в социологическом анализе семьи подробнее будет рассматриваться в следующих вопросах темы.

Семья - это социальная группа, внутри которой существует определенная связь. Это может быть кровное родство, брак или усыновление. Все ее члены имеют общий бюджет, быт, присутствует и ответственность друг за друга. Существуют и между ними, которые ведут за собой биологические связи, нормы права, ответственность и др. Семья - важнейший социальный институт. Многих специалистов волнует эта тема, поэтому они усердно занимаются ее исследованием. Далее в статье рассмотрим более подробно это определение, узнаем функции и цели, обозначенные государством перед "ячейкой общества". Ниже будет также приведена классификация и характеристика основных типов. Рассмотрим также основные элементы семьи и группы в обществе.

Разводы. Статистические данные

Семья - малая социальная группа, связанная между собой многими факторами, например, браком. Но, к сожалению, в наше время, согласно статистике, число разводов неуклонно растет, а Россия в таком списке с недавних пор занимает ведущее место. Ранее ее всегда обгоняли США. Хотя, конечно, создается много новых союзов. Каждый год в нашей стране регистрируется 2 млн браков.

Потребности человечества

Семья как социальная группа и социальный институт возникла давным-давно, раньше религии, армии, государства. Еще американец Абрахам Маслоу, который усердно изучал психологию, создал модель, которая показывает, чего именно в первую очередь желает человек. Понятие семьи как социальной группы включает в себя:

1. Сексуальные и физиологические нужды.

2. Уверенность в безопасности существования.

3. Общение с другими людьми.

4. Потребности в том, чтобы признавали как личность в обществе.

5. Самореализацию.

Благодаря совокупности этих потребностей и формируется вся структура семьи. Существует несколько ее категорий. По количеству детей семьи разделяют на бездетные, малодетные и многодетные. Существует классификация и согласно тому, как долго супруги живут вместе: молодожены, среднего супружеского возраста, пожилая пара. Еще есть сельская и городская, авторитарная и эгалитарная семьи (по тому, кто главный в семье).

Исторические факты

Семья как важнейший социальный институт создает историю всего человечества. Ведь еще в древние века существовали группы людей, которых объединяло что-то общее. Кстати, до сих пор существуют некоторые примитивные общества, например, у народов Севера или племен Центральной Африки, где институт брака - чуть ли не единственный стабильно функционирующий. Там нет конкретных законов, полиция и суд не несут ответственности. Но любые такие союзы, тем не менее, имеют как социальной группы. Например, в состав которой входит муж, жена и их дети. Если еще есть родственники - бабушка, дедушка, внуки, кузены и т. д., - то это будет уже расширенная семья. Но, к сожалению, в нынешнее время большинство людей не особо поддерживают связь с другими родными, поэтому нуклеарная семья - это социальный институт, который более распространен сегодня. Что очень плохо, ведь при любых жизненных обстоятельствах можно было бы получить помощь от родственников, если не забывать о том, что они существуют.

Формы брака

Понятие семьи как социальной группы включает в себя традиционное представление. Все начинается с отношений между мужчиной и женщиной, которые перерастают во что-то большее. И не важно, есть дети у этого союза или нет, они могут соединить свои судьбы вместе. Впоследствии он может и распасться в результате развода или смерти одного из супругов. Такая семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, в социологической литературе называется неполной. Существует и такое понятие, как экзогамия. Оно заключается в том, что выбор партнера ограничивают конкретной группой людей.

Ведь, например, запрещается выходить замуж по правовым и моральным нормам за собственного брата - родного или двоюродного. Некоторые общества запрещают выбор будущего супруга внутри своего клана, племени. Бывает и такое, что невозможен союз между особами разных рас, различных слоев общества. Более популярной на западе считается моногамия, которая включает в себя брак между двумя людьми противоположного пола. Хотя существуют народы, в которых отдают предпочтение полигамии (союз, где в супружестве более одного человека). Бывают даже нестандартные отношения, когда объединяются в семью несколько девушек и несколько мужчин. А бывает и такое, что одна женщина имеет несколько мужей. Это явление называется полиандрия. Но в основном из нестандартных браков наиболее популярно многоженство. Таким образом, семья как важнейший социальный институт должна соответствовать законам, принятым там, где она сформировалась.

Распространенность разводов, их причины

Социологи заметили, что начиная с 1970 года стало увеличиваться количество разводов, а сейчас они настолько распространены, что, по статистике, половина россиян, которая образует семьи, непременно разведется спустя некоторое время. Кстати, доказано, что когда в стране экономический спад, увеличивается и количество разводов, а когда в экономике спокойствие, то и их становится меньше. Наверное, если человек чувствует финансовую стабильность, которую дарит ему то и другие факторы приходят в норму, он ощущает удовлетворенность. Семья как социальная группа и социальный институт напрямую зависит от общества, его нестабильности. Многие страны пытаются предотвратить разводы, делая их практически невозможными, или дают привилегии одному из супругов. Например, в Италии до ХХ в. задача расторгнуть брак была невыполнимой. Только потом правительство сжалилось над теми, чьи союзы выдались неудачными, разрешило разводы. А вот в большинстве стран, если муж покидает свою жену, то он должен обеспечить ее жизнь на том уровне, на котором она была во время брака. В таком случае мужчина теряет свое финансовое состояние. В России люди делят имущество. Если дети остаются с матерью (в основном так и происходит), то отец должен обеспечивать их финансово. Много разных нюансов есть в законодательстве каждой страны.

Человеческие особенности

В той или другой стране социальный институт - семья (функции которой поддерживаются браком) - обретает особые черты, свою собственную природу. Научно доказано, что не любое существо, а только люди могут зачать ребенка в желательный для них период. Ведь многие животные размножаются только в определенное время, а человек таких ограничений не имеет, в любой день может осуществиться близость между женщиной и мужчиной. Еще одним отличием является то, что новорожденный ребенок долго находится в беспомощном состоянии. За ним нужен уход и забота, которую может дать мать, а отец, в свою очередь, должен обеспечить его экономически, а именно дать все нужное для него: еду, одежду и т. д. Еще в древние века, когда общество только начинало развиваться, мать ухаживала за малышом, готовила еду, заботилась о своих родных. При этом отец, в свою очередь, обеспечивал их защитой и едой. Мужчина всегда был охотником, добытчиком, выполнял тяжелый труд. Люди противоположных полов вступали в связь, развивалось потомство, появлялись дети. Никто не выполнял задачи другого, это считалось неправильным, ведь у каждого были свои обязанности. Это заложено природой в организме человека и передается генетически из поколения в поколения.

Преимущество наследника

Что касается сельского хозяйства и производства, то можно сказать, что семья тут выполняет очень важную роль. Благодаря преемственности и появлялись материальные ресурсы. Все имущество передавалось наследнику, таким образом, родители были уверены в состоянии будущего своих детей, между которыми впоследствии распределялось и перераспределялось имущество, статусы, привилегии. Это, можно сказать, замена одних людей в определенном месте другими, и эта цепочка никогда не остановится. Семья - основной социальный институт, который выполняет эту функцию, определяет преимущества поколений, роль отца и матери. Ведь все, что имели родители, передавалось детям. Это обеспечивало не только уверенность наследников в завтрашнем дне, но и продолжение того или иного производства. А это важно для всего общества, потому что без механизма, который всегда будет заменять одних людей другими, оно не будет существовать. С другой стороны, например, какое-то важное для города производство не пропадет, потому что им дальше займется наследник, когда его отец будет уже не в состоянии управлять делом или умрет.

Статус

Ребенок получает стабильное положение, когда рождается в законной семье. Все, что имеют родители, будет передаваться ему в наследство, но мало того, это относится и к социальным статусам, религии и др. Ничего из этого не потеряется, все перейдет к наследнику. Вообще человеческие отношения построены так, что можно узнать родственников конкретной особы, ее состояние, статус. Семья - это социальный институт, который показывает положение человека в обществе, во многом обусловленное его происхождением. Хотя в современном мире заслужить какой-то статус можно ипутем собственных стараний. Например, отец, работая в какой-то фирме на важной должности, не сможет ее передать в наследство сыну. Для того чтобы последний ее получил, ее нужно добиться ему самому. Но много сохранилось и переходящего: имущество (ведь можно передавать наследство), социальный статус индивида и т. д. Каждая страна диктует свои правила, поэтому у разных наций существуют разные законы, которые относятся к браку, разводу, наследственности. Но в общем, семья - социальный институт общества, который имеет свои правила и нюансы.

Важность правильного воспитания детей

С детства мать преподает ребенка уроки общественной жизни, он учится на примерах родителей жить дальше. Очень важно обеспечить хорошую эмоциональную жизнь своему отпрыску, потому что в данном случае прослеживается прямая связь: как воспитают его в семье, таким он будет и в жизни. Конечно, характер человека зависит от генов, но большой вклад в него вносит и семейное воспитание. Многое зависит от чувств, настроения, которое дарит отец или мать. Именно близкие люди должны предотвратить появление агрессивных качеств у развивающегося подростка, подарить ему чувство безопасности, делиться своими эмоциями.

С самого рождения формируется человек как личность, ведь с каждой прожитой минутой он узнает что-то новое, чувствует то, чего ранее никогда не ощущал. Все это оставляет отпечаток на будущем характере, на индивидуальности. Говорят, что, например, какие отношения между отцом и матерью будет наблюдать их сын, так в будущем он будет относиться к женщинам, какие чувства будут дарить ему родители, такие и он окружающим.

Самоубийства из-за отношений, которые не сложились

Э. Дюркгейм исследовал статистические данные относительно самоубийств. И было замечено, что те, кто одинок или разведен, чаще совершают суицид, чем женатые, так же, как и те, у кого нет детей, хоть и они состоят в браке. А значит, чем счастливее супруги, чем больше тем меньшая вероятность попыток покончить с собой. Согласно статистике, 30% убийств совершаются внутри семьи. Иногда даже социальная система может нарушить баланс ячейки общества.

Как сохранить отношения?

Многие супруги составляют своеобразный план. Семья как социальная группа в таком случае получает определенные задачи, цели. Совместно находятся пути их достижения. Супруги должны сберечь свой очаг, обеспечить своим детям хорошее воспитание и условия для проживания, с самого детства направлять развитие ребенка в нужное русло. Эти основы структуры семьи, заложенные еще в давних поколениях, существуют и до сих пор. Проблемы семьи как социального института должны рассматриваться всеми родственниками. Сообща они должны сохранить и передать своим наследникам представления об основах структуры общества, которые так влияют на сохранение семьи вне зависимости от политических режимов. Семья - это посредник, выступающий между личностью и обществом. Именно она помогает человеку найти себя в этом мире, реализовать свои качества, таланты, дарит ему защиту, помогает выделиться из толпы, быть индивидуальным. В этом самая главная задача семьи. А если она этого всего не будет делать, значит, не будет выполнять своих функций. Человек, не имеющий семьи, с каждым прожитым годом все больше будет ощущать собственную неполноценность. При этом у него могут появиться и развиться какие-то отрицательные качества. Это очень важные нюансы, на которые стоит обращать внимание при воспитании ребенка. Ведь формирование его личности начинается с первых дней.

Развитие индивидуальности каждого человека

Семья как социальная группа и социальный институт играет важную роль. Ведь именно она воспитывает индивида, который сможет жить в обществе. С другой стороны, она охраняет от внешних факторов, поддерживает в трудную минуту. Ни за кого в мире так человек не переживает, не волнуется, как за своего родственника. И, не раздумывая, помогает близким людям. Именно в семье можно найти уют, сочувствие, утешение, защиту. Когда распадается этот институт, то человек теряет опору, которую имел до этого.

Значение

Семья - малая социальная группа, но она очень важна для всего общества. С изменениями в политике и экономике меняются и ее структуры и функции. Огромное влияние на современную ячейку общества оказало появление модернизированного, урбанизированного и промышленного общества. Начал расти уровень мобильности его членов. Другими словами, стали уже привычным делом такие ситуации, когда кому-то из членов семьи приходится переселяться в другой город, где ему предложили работу или повышение, покинув своих родственников. И так как большинство членов современного общества отдают предпочтение материальному благополучию, успеху, карьерному росту, то предложенные варианты уже для них не считаются чем-то неприемлемым. И если такое происходит, то, с социальной точки зрения, в таком случае изменяется и внутренние отношения членов семьи, ведь меняется социальный статус одного из них, его материальное положение, его взгляды, стремления. Это все ведет к тому, что узы, которые связывают родственников, постепенно становятся слабыми, а потом вообще пропадают.

Заключение

В нынешнее время, особенно это касается жителей городов, все тяжелее поддерживать связь между поколениями. По большому счету, структура чрезвычайно ослаблена. В основном вся забота ее членов направлена только на уход за детьми, их лечение и образование. Остальные же родственники - особенно пожилые - нередко остаются за бортом. Возникающие на этой почве недоразумения и материальная нестабильность способствуют разрушению отношений между мужчиной и женщиной, возникновению ссор, а часто и вовсе приводят к расставанию. Проблемы духовной близости супругов важны, но первостепеннее те вопросы, которые решать нужно со всеми членами семьи. Семья как социальная группа и социальный институт будет функционировать и добьется успехов только тогда, когда каждый ее член поймет, что его достижения, его заслуги влияют на нее, и совсем малую роль играет происхождение индивида, его социальное положение. Сейчас личные заслуги имеют неоспоримое преимущество над обязательствами. Ведь с помощью них человек решит, где ему жить, чем заниматься. К сожалению, нуклеарная система более уязвима и зависима от внешних факторов (болезней, смерти, денежных потерь), чем патриархальная, в которой все друг друга поддерживают, помогают, а если случится какая-то проблема, все вместе смогут ее решить. Сегодня все действия и помыслы нашего государства и общества направлены на создание условий для гармоничного развития семьи в России, на сохранение ее духовной ценности, социально-культурного характера, связи между родственниками.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.


| |

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь