Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.
С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.
В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.
Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.
Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Ловим раков», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (Пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры выполняют следующие функции:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема Задачи Сроки
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
Д.и. «Соберем

пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».

«Чудесный мешочек».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Май
Д. и. «Ловись, Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

Нравится 3 Плохо 1

В этой статье:

С появлением на свет у каждого малыша органы чувств уже сформированы, но находятся как бы в «замороженном» состоянии, то есть не функционируют полностью. Навыки пользоваться ими придут не сразу. Кроме того, развитие сенсорных способностей у малышей раннего возраста потребует определенной системы. Она должна быть направлена на правильное восприятие окружающего мира.

Главная задача системы - сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

  • цвет;
  • величина предмета;
  • форма и пр.

В первые же годы после рождения дети должны усвоить основные сенсорные эталоны, цветовые тона, формы, временные и пространственные отношения.

Что такое сенсорика и как ее развивать?

Сенсорное развитие - это метод формирования у детей
раннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов.

Для родителей крайне важно в период раннего возраста помочь детям не потеряться в мире запахов, форм и цветов, а научить подчинять их себе в процессе перманентного саморазвития.

Эти цели непростые, но вполне выполнимые, и именно их можно считать главными в процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Естественно, если родителей рядом в нужные моменты не будет, мир не пройдет стороной и ребенок так или иначе с ним познакомится. Но нужно понимать, что познания эти могут быть искаженными и неполными, а порой даже обратными действительным. Именно поэтому так необходимы поддержка и участие взрослых, когда речь идет о таком важном деле, как сенсорное развитие ребенка.

Что говорят ученые?

Специалисты уверены, что сенсорное развитие - это одна из основ последующего умственного развития детей раннего

возраста. Однако если посмотреть на это под другим углом, то станет ясно, что развитие сенсорных навыков позволяет детям совершенствовать заложенные природой ощущения и восприятия.

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Уже не первую сотню лет ученые всех стран пытаются постичь

одну из наиболее важных тайн природы - тайну формирования и развития способностей человека. Результаты есть, и они незаурядны. В области биологии, например, ученые пришли к выводу, что у человека среди 15 миллиардов клеток в работе принимает участие только пятая их часть. А значит, мозг человека, в том числе и ребенка - это неиссякаемый потенциал, который задействован не более чем на 20%.

Гениальные люди, время от времени рождающиеся на свет, - это вовсе не отклонение от нормы. Это та норма, которая пока недоступна остальным людям и которая является подтверждением того, что проявление человеческого разума во всей полноте возможно.

Все это означает, что каждый появившийся на свет здоровый

ребенок может достичь самых невиданных высот в области развития. Между тем в жизни все происходит иначе: появляясь на свет с массой перспектив, уже к 3-4 годам дети не хотят ничего того, что помогло бы им развиваться, протестуя против детского сада, а потом и против школы, где учеба дается с большим трудом. Почему так происходит? Почему для одних детей учеба - это проще простого, и они заканчивают школу экстерном, а для других – мука и испытание?

Анализ исследований ученых показывает, что проще всего с учебой справляются дети, развитию которых родители уделяли внимание еще до школы. Когда речь идет о таком важном моменте, как сенсорное развитие, тут в первую

очередь требуется создание для ребенка оптимальных условий. Чем более правильными были эти условия, чем содержательнее и разнообразнее дела, которым посвящал себя кроха, тем заметнее становился успех.

Очень жаль, но до сих не все родители понимают, что правильный режим, модная одежда и качественное питание - это еще не все, что нужно ребенку. Чтобы малыш развивался, рос успешным и целеустремленным, ему просто необходимо получать пищу для ума. Есть ли разница между тем, когда кроха начнет различать цвета, узнает, как шнуровать ботинки или собирать пирамидку? Да! Разница есть, и она огромная.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет.
То есть сенсорное развитие необходимо активизировать именно в этот период, когда в голове малыша закладывается до 70% представлений об окружающем мире. Со временем эта информация будет пополняться, но не так значительно.

Разновидности сенсорных ощущений и задачи сенсорики

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных

видов:

  • визуальные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорное развитие ставит перед собой несколько основных задач. Среди них:

  • формирование верных эталонов;
  • формирование правильных ощущений;
  • тренировка навыков использования системы эталонов с правильной реакцией на процессы перцептивного типа.

Планируя сенсорное развитие, необходимо принимать во внимание возраст детей, а также их особенности в тот или иной период. Маленькие дети в первое полугодие после рождения основную часть времени в период бодрствования посвящают наблюдению за происходящим вокруг, осваивают хватательные движения, начинают проявлять интерес к ярким предметам и издающим звук игрушкам. Лишь во втором полугодии у детей раннего возраста проявляется интерес к вкусам и запахам.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период - аналитического восприятия окружающего мира.

Что такое эталонная система?

Для детей раннего возраста сенсорные эталоны - это:



Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах, описанных ниже.

Малыши от 1 до 2 лет:

  1. Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру
  2. Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке
  3. Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера
  4. Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)
  5. Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).

Для детей от 2 до 4 лет:

  1. Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру
  2. Ориентирование в основных величинах
  3. Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера
  4. Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)
  5. Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского
  6. Развитие навыков рисования.

Как можно увидеть, сенсорное развитие наиболее активно проводится с 1 года и до 4 лет, когда дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Форма сенсорной культуры и ее особенности

Как уже было отмечено выше, сенсорное развитие наиболее эффективным будет у детей самого раннего возраста. В этом случае оно положительным образом повлияет на их интеллект и развитие в целом. Именно поэтому начинать нужно как можно раньше, в идеале - с 1 года, когда у детей начинается период повышенного интереса ко всему, что их окружает.

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий.
Это означает, что работать с детьми раннего возраста нужно непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда малыши находятся в хорошем настроении, не испытывают чувства голода и не чувствуют себя уставшими.

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут - этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Примеры работы с малышами

Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволят ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.

Начальная группа - дети от года до двух лет:

  1. Перед малышами разложите яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере покажите, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
  2. Разберите пирамидку и покажите малышу, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
  3. Подготовьте несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасаясь поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождая действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка - это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток - нежного и скользящего, шерстяной носок - колючего и жесткого. Попросите малыша описать его ощущения, тренируйтесь со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
  4. Поиграйте с крохой в гримасы перед зеркалом. Покажите, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, попросите малыша показать, какие лица умеет делать он.
  5. Малыша, знакомого с фруктами, можно попросить описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами, и с целым рядом других предметов и игрушек.

Для детей в возрасте от двух до четырех лет:

  1. Начинайте разучивать с малышом буквы алфавита. Показывайте ему их на картинках, упражняйтесь с цифрами, обращая на них внимание малыша везде, как дома, так и на улице, превращая процесс в увлекательную игру.
  2. Разложите в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросите кроху на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
  3. Покажите и расскажите ребенку, как работать с пазлами или с мозаикой, пофантазируйте вместе и соберите картину или целую композицию.
  4. Поиграйте с детьми раннего возраста в ассоциации. Попросите подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол». Со временем задание можно будет усложнить, предлагая подбирать в качестве ассоциаций только определенные части речи: глаголы, прилагательные, существительные.

В заключение отметим, что сенсорное развитие малышей в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.

Работая с детьми почти с самого рождения, взрослые помогают им открыть двери в мир неограниченных возможностей, развивая потенциал мозговой деятельности, готовя почву для полноценного развития и самореализации в этом мире.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

Елена Зыбцева
Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста»

Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры , умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Младших дошкольников посредством игровой деятельности будет эффективней при реализации следующих условий :

Подбор системы игровой деятельности, соответствующей по цели , с постепенным переходом от простого к сложному;

работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов : наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности;

Просвещение педагогов и родителей в области развития сенсорных способностей у детей ;

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Для достижения поставленной цели работы поставлены следующие задачи :

Изучить и рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ;

Проанализировать специфику использования системы по проведению игровой деятельности для ;

Изучить показатели и уровень развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности;

разработать и апробировать систему мероприятий по сенсорному развитию младших дошкольников посредством игровой деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка : знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.

В результате анализа методической литературы был подобран и разработан комплекс интересных , познавательных и доступных для детей развивающих игр для сенсорного развития , а также система педагогической работы , направленная на сенсорное развитие у детей младшей группы посредством игровой деятельности.

Особый акцент был сделан на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды , сферу общения, активную позицию педагогов и родителей при организации сенсорного воспитания детей .

В играх и упражнениях детям предоставлялась возможность :

Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет) .

Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию ;

Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами) .

Виды дидактических игр :

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами : подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.

2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью : «Узнай» , «Отгадай» , «Что здесь?» , «Что изменилось?» .

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых : продавца, покупателя, почтальона - или животных : волка, гусей и т. д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть : «Кто первый» , «Кто быстрее» , «Кто больше» и т. д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет, связанные с интересными игровыми моментами - избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Игры включались в любую образовательную деятельность. В процессе игровой деятельности у дошкольников постепенно формировались сначала практические действия по цветовому различению, а затем эталоны и умственные действия по восприятию цвета. Задачи постепенно усложнялись : сначала детей знакомили с контрастными цветами, затем добавлялись новые цвета спектра.

Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию сенсорных способностей

Развитие зрительного восприятия

Цвет Форма Величина Слух, движения, ориентировка в пространстве

Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук. Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины. Дети учатся различать на слух, двигаться правильно, ориентироваться в пространстве

«Воздушные шары»

«Спрячь мышку»

«Подбери по цвету»

«Лебедушка»

«Окраска воды»

«У кого какое платье?»

«Разноцветные квадратики» «Какие бывают фигуры»

«Подбери фигуру»

«Кому какая форма?»

«Что лежит в мешочке?»

«Геометрическое лото»

«Подбери окошко» «Три квадрата»

«Башня»

«Что там?»

«Лесенка»

«Соберем пирамидку»

«Сбор фруктов»

«Самая короткая, самая длинная» «Тихо-громко»

«Угадай, кто позвал?»

«Кто как кричит?»

«Найди свой домик»

«Близко-далеко»

«Слева-справа»

«Найди свою пару»

«Поставь на нужное место»

«Вверх-вниз»

«Найди среди других»

Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями 3-5 однородных объектов по величине.

В свободной деятельности с детьми организовывались упражнения, для которых использовалось игровой оборудование, изготовленное из бросового и природного материала : прищепки, камешки, разные виды макарон, пробки от пластиковых бутылок, клубки ниток и т. д. Совместно с родителями изготовлено панно с пуговицами, кнопками, шнуровками, липучками «Развивашка » . Использование данного игрового оборудования способствовало не только развитию мелкой моторики рук , но и развитию творчества и фантазии детей .

Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент, а также момент сюрпризности. Каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д. ; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами.

Сенсорное воспитание , как первая ступень умственного развития , тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности мы старались развивать сенсорное , чувственное восприятие ребёнка.

Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных развивающих игр и пособий , использовали разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр , который пополнили специфическими для экспериментов материалами : клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется не только совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей .

Таким образом, сенсорное развитие осуществлялось в неразрывной связи с другими видами деятельности.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста , являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей .

По результатам анкетирования на первичном этапе мониторинга было выявлено, что только 40 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей . С целью устранения неинформированности в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Развитие сенсорных способностей у ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей . В информационном центре для родителей постоянно размещались консультационные материалы : "Что такое сенсорика ?", «Зачем развивать сенсорные способности у детей , "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста ", "Игры по сенсорному развитию в раннем возрасте ", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей ". На стенде размещались информационные листы «Учись, играя» , «Вместе с мамой» , «Игрушки своими руками» .

Была организована тематическая фотовыставка «Вот какие мы умелые» и «Играем вместе» , где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах .

Для организации более тесного взаимодействия была проведена консультация педагогов на педагогическом совете. В целях улучшения работы педагогов им система руководства игровой деятельностью по сенсорному развитию (Приложение №5) .

Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь