Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Многие детские заболевания могут приводить к задержкам в физическом и половом развитии. Это хромосомные и генетические недуги, болезни эндокринной системы, а также различные поражения внутренних органов. Диагноз может быть поставлен только в условиях специализированного учреждения, там же проводят подбор необходимых коррекционных мер. При этом успешность лечения напрямую зависит от своевременного начала терапии.

У детей задержка полового и физического развития может происходить по двум типам: гормонально зависимые, и, соответственно, гормонально не зависимые.

К первым относят следующие нарушения:

Недостаток в выработке соматотропного гормона. При этом он может быть как частичным так и полным, и выражаться в нарушениях секреторной функции. Последнее характерно для семей, в которых есть предрасположенность к низкому росту. Также может развиваться из-за психосоциальных факторов.

Синдром Ларона. При этом нарушении гормон роста производится должным образом, но в организме нет рецепторов, которые его воспринимают.

Снижение функциональной деятельности щитовидной железы параллельно с развитием гипотиреоза.

Увеличение уровня гормонов, производимых надпочечниками.

Сбой в функциях половых гормонов.

К гормонально независимым относят:

Кислородное голодание, анемию, нарушения в функциональной деятельности печени или почек, сбой в поступлении разных питательных веществ в организм. Потеря белка, микроэлементов, красных кровяных телец с мочой.

Нарушения во внутриутробном развитии.

Семейную предрасположенность.

Хромосомные и генетические аномалии: Шерешевского-Тернера.

Особо тяжелый прогноз при нарушениях в работе эндокринной системы, так как подобные неполадки с трудом поддаются правильной диагностике и лечению.

К главному фактору, влияющему на задержку физического и полового развития, относят сниженную выработку соматотропина – гормона роста. Его производят специальные клетки в гипофизе, так что к такому нарушению могут привести разные состояния и заболевания, которые сопровождаются поражением головного мозга. Это приводит к отставанию в половом, физическом и психическом развитии.

Такая проблема может развиться в результате некоторых дефектов головного мозга, наличия опухолей. В некоторых случаях работа гипофиза может нарушаться из-за перенесенных внутриутробных инфекций. Диагностика проводится путем компьютерной томографии и лабораторного исследования для определения уровня гормонов. Такая патология более характерна для мальчиков, чем для девочек, ведь первые болеют в три-четыре раза чаще.

При этом заболевании дети обычно растут нормально лет до четырех, после темпы роста заметно падают, но размеры тела остаются пропорциональными. Если не начать лечение, то рост мальчиков не будет превышать 130см, а девочек – 120см. Кроме того в крови больных снижен уровень глюкозы.

Недостаток гормонов щитовидной железы сказывается не на росте длины, а на развитии костей и тканей. Это приводит к непропорциональному росту ребенка. Такие нарушения являются самыми благоприятными в плане прогноза и будущего лечения. Симптомы этой патологии: сухость кожи, запоры, малоэмоциональность, низкая частота сокращений сердца, позднее прорезывание зубов.

Для роста и развития важны также гормоны, вырабатываемые половыми органами. Они обеспечивают своевременное начало полового развития, но в случае соматических заболеваний и психических травм их синтез может снижаться. Также важную роль играет здесь и достаточное количество гормона роста.

Физическое и половое развитие во многом зависит от нормальной работы поджелудочной железы, а именно выработки инсулина, так как этот элемент необходим для синтеза белков.

Если организм не воспринимает нормально гормоны надпочечников, это также может спровоцировать недостаточную выработку гормона роста.

Итак, все нарушения в работе гормоновырабатывающих органов следует рассматривать в комплексе, так как все они взаимосвязаны и одинаково важны для роста и развития детей. При этом каждый орган имеет свой период активности.

Но чаще всего задержка в развитии как физическом, так и половом, не связана с гормонами. К ней приводит большая группа заболеваний, вызывающих нарушения в функциональной деятельности органов и систем, которые долго страдают от недостатка кислорода.

Основная разница между гормонозависимой и гормоннезависимой задержкой в развитии состоит в том, что в первом случае всегда наблюдают отставание в костном возрасте от паспортного одновременно с нарушенным гормональном статусом. Гормоннезависимая форма характеризуется тем, что отставание в развитии и росте развивается в дополнение к основному заболеванию.

Для лечения недостаточности соматоропина прибегают к приему генномодифицированного гормона роста, и курс при этом длится до окончания развития скелета. Если же наблюдается недостаток других гормонов, также используется заместительная терапия, которая может носить пожизненный характер.
Гормоннезависимые формы лечатся путем терапии основного заболевания.

Общая специфика всех патологий, приводящих к задержке роста и развития, подразумевает наибольшую эффективность лечения при условии как можно более ранней постановке диагноза.


Тяжесть проявлений задержки физического развития колеблется от небольшого отставания роста и массы тела от возрастных стандартов до облысения , утраты подкожного жирового слоя , уменьшения мышечной массы , дерматита , рецидивирующих инфекций , белково-энергетического истощения (маразм) или белкового истощения (квашиоркор) . В развитых странах задержка физического развития обычно oграничивается отставанием в росте и массе тела, диагностируемым амбулаторно, в развивающихся - весьма распространены такие ее проявления, как рецидивирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки физического пазвития количественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах физического развития. В отсутствие диаграммы, сравнение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие заболеваниях), опираются на имногократные определения атропомстрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными , учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение антропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного зозраста более точно, чем с диаграмма для соответствующего хронологического.

Отставание оценивается как легкое, умеренное или тяжелое. Как правило, отставание массы тела от возрастного стандарта проявляется раньше, чем отставание роста. При хроническом недоедании масса гела часто соответствует росту, так как оба показателя отстают от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информативны, а потому их следует oграничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыворотке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость , при которой он соответствует хронологическому возрасту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологического. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывании и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных находках.

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблюдения взаимоотношений родителей и ребенка. Последние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин задержки физического развития.

К ним относятся:

1) неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание:

2) неспособность ребенка получить достаточное питание и

3) его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ребенка, имеют необычные убеждения относительно питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей первых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нарушения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно-сосудистые расстройства, увеличение небных миндалин и их рецидивирующие инфекции, аденоиды (гипертрофия глоточной миндалины) могут нарушать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии - рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин задержки физического развития надо исходить из возраста ребенка (

Все дети рождаются уже личностями, со своим собственным темпом роста и развития, а также обучения различным навыкам. Но, несмотря на свою индивидуальность, имеются некие стандарты, по которым и определяется нормальное развитие малыша. Очень важным фактором является выявление любых отклонений, чтобы, начав своевременное лечение, создать наиболее благоприятные условия для нормального развития и роста ребенка.

Медленное развитие малыша – это развитие вне пределов нормы или периода времени. Это может быть задержка физического развития , невозможность малышом использовать свои двигательные функции (к примеру, перевернуться на живот или схватить что-либо). Это может быть , неспособность выполнить самые элементарные действия и т.д.

Причины задержки физического развития

Причин задержки в развитии ребенка может быть несколько. Проблема может быть в генетике (например, синдром Дауна), в сложном течении беременности или преждевременных родах, в привычках беременной женщины (алкоголь, никотин, наркотики), в родовой травме, в отсутствии нормального обращения с малышом, жестокости к нему, бесконтрольности и т.д.

Диагностика задержки физического развития у ребенка

При раннем обнаружении задержки с развитием имеется достаточно высокий шанс решить проблему. Определить, нормально ли развивается малыш, может врач-педиатр, но и сами родители при помощи некоторых физических тестов имеют возможность это проверить. Кроме того, имеется и специальное компьютерное оборудование, позволяющее узнать об активности мозга малыша.

Лечение задержки физического развития

Каким будет лечение задержки физического развития у ребенка в основном предопределяется причиной данной проблемы. В некоторых случаях, в основном в генетических, решить проблему раз и навсегда не удастся. Но есть и такие генетические заболевания, избавиться от которых можно при помощи хирургического вмешательства. В любом случае, применять для лечения следует и такие методы, как физиотерапия, массаж, а также работа со специалистом по раннему развитию мозга. Не менее важно и отношение к ребенку в семье. Спокойствие родителей, уверенность в преодолении, регулярные занятия с малышом – залог положительного результата.

Задержка физического развития , как показывает практика, может быть преодолена. Более того, применяя , занимаясь с ребенком, придерживаясь советов врачей-специалистов, многие дети легко догоняют и даже перегоняют в развитии своих сверстников. Медленные темпы развития у малышей еще вовсе не означают, что так будет продвигаться и в дальнейшем. Главное – вовремя определить «врага», и начать принимать меры по его устранению, веря в собственные силы.


Просмотров: 5221 / 1005

Наши детки – наше счастье, поэтому любые виды отставания их развития от сверстников могут кинуть ответственную мамашу в пучину тревоги и депрессии. Загруженный педиатр не всегда, точнее никогда, не находит времени для того, что бы обстоятельно объяснить причины проблемы.

Короткий осмотр, неразборчивый рецептик и три часа в очереди – вот и весь сервис, который можно получить от нашей медицины. А ребенок-то у нас такой один и любые задержки роста и развития наследника лишают родителей сна и жизненного спокойствия.

Для начала попробуем разделить проблему на составные части. Отставания в развитии могут быть двух типов:

  • Задержки в формировании физического тела ребенка или подростка. Например, отставание в росте, в наборе веса, в наращивании мышечной массы или проявлении вторичных половых признаков.

А теперь рассмотрим, конкретно, к чему может привести недостаток поступления белка в организм. Например, его не хватило для набора мышечной массы сердца или магистральных сосудов. Камеры сердца начинают развиваться быстрее, а магистральные сосуды, следовательно, отстают в развитии. В сердце начинают выслушиваться функциональный систолические шумы, ставятся нередко диагноз – пролапс нейтрального клапана или у ребенка отмечается нестабильность артериального давления.

Усугубят данную ситуацию, нарушения обменных и электролитных процессов в сердце. У ребенка возникает или брадикардия и тахикардия, а причина иногда банальна – не хватает поступления в организм минеральных веществ: калий, натрий, магний. Чтобы эти функциональные состояния не переросли в заболевания нужно обеспечить растущий организм всеми «строительными кирпичиками»: витаминами, белками, минералами.

Второй пример. Не хватает питательных веществ для построения мышечного каркаса всего организма. Не забываем, что некоторые дети в подростковом возрасте растут очень быстро. Костная система развивается быстрее, чем мышечная, это приводит к развитию таких заболеваний как нарушение осанки, сколиозы, плоскостопии. Причина всему мышечный каркас не выдерживает той механической нагрузки, которую он испытывает в обычной жизни.

А если мы, отдадим ребенка в спортивную секцию, то есть ещё увеличим механическую нагрузку на организм и ни чего не дадим, для её компенсации – это приведёт к увеличению риска развития этих заболеваний.

  • Задержки психического развития ребенка: проблемы со вниманием или памятью, гиперактивность или инертность, неспособность воспринимать информацию или неадекватная реакция на, окружающих ваше чадо, людей. В особую группу выделяется задержка в формировании навыка вербальной коммуникации, или, если сказать то же на человеческом языке, то это – речевая заторможенность.

Если 90% психических проблем вызвано сбоями в генетической программе организма, неудачным ходом беременности, родов или травмами, то 70% задержек развития физического тела вызваны простой, банальной нехваткой в организме «людского детеныша» питательных веществ и минералов.

Вот список «кирпичиков», которые принимают участие в построении полноценного организма ребенка и гарантируют ему безболезненную жизнь до 25-34 лет. Почему такой ограничитель поставлен на безболезненную жизнь? Потому что, ежедневно грамотно кормя ребенка, вы даете ему определенный запас прочности.

После 25-34 лет на здоровье начинают влиять другие факторы. Но, чем лучше была изначальная, заложенная мамой база, тем правильнее будет формироваться организм вашего наследника, тем дольше его тело не будет знать болезней и проблем.


Список необходимых юному существу питательных веществ и минералов:

  • Белки – это главный конструктивный материал для наших клеток. Они бывают растительными и животными по происхождению. Белки жизненно необходимы для работы крови, для формирования наследственных признаков. Без них не может увеличиваться мышечная масса и не вырабатываются ферменты. Белки поступают в любой, что взрослый, что детский, организм с едой, а не усвоенная их часть, просто выводиться с мочой. Потребность грудного ребенка – 3,4 г, десятилетнего – 2,6 г на каждый килограмм массы тела. Для иллюстрации важности этого вещества, позвольте привести еще один факт: взрослым нужно только 1,5 г белка на каждый килограмм, ведь они уже сформировались и нарастили свой мышечный аппарат.
  • Углеводы можно сравнить с бензином. Получил ребенок запас углеводов, все системы органов работают слажено и бесперебойно. Недополучил – страдает мозг, печень и поджелудочная железа.
  • Минеральные вещества попадают в организм человека с водой или едой. 10,1 г хлорида натрия, 1 г калия, 0,3 г магния, 1,6 г фосфора, 0,8 г кальция, сотые части железа, фтора, меди, цинка, марганца и йода ежедневно необходимо ввести в вашего ребенка, что бы они поддержали работу всех его систем. Например, без достаточного количества кальция и фосфора кости будут тонкими и хрупкими (актуально для любого возраста). Медь и железо должны стать составными частями гемоглобина, а их недостаток приводит к развитию анемии, что часто встречается у маленьких детей. Гемоглобин разносит кислород по всему организму, следовательно, его недостаток приведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов во всём организме, ребёнок будет часто болеть. Йод необходим организму для синтеза гормонов щитовидной железы, следовательно, при нехватке йода в раннем возрасте у детей формируется умственная отсталость, а в старшем возрасте – это утомляемость и плохая успеваемость в школе. Не хватило цинка, приведёт в лёгких случаях к задержке роста, в подростковом возрасте к развитию кожных заболеваний.
  • Витамины синтезируют только растения. Они входят в состав ферментов и «заводят» почти все жизненные процессы в организме. Без них наступает авитаминоз, общая пассивность организма, замедляются функции головного мозга и общее развитие ” людского детеныша”. Например, при нехватке витамина D запаздывает появление первых зубов, размягчаются кости и делаются вялыми мышцы. Без витамина E происходит костная дегенерация и атрофия мышц, а без витамина A расстраивается робота пищеварительной, дыхательной системы (вот вам причина болей в животе и частых простудных заболеваний), резко падает зрение. Не хватило витаминов группы B – страдает нервная система.

Все вышеперечисленные вещества ваш ребенок и любимый наследник должен получать ежедневно. Получит все – будет развиваться в соответствии с возрастом и полом. Не получит – начнет отставать в физическом, а потом и умственном развитии. От мамы, в первую очередь зависит, какие полезные вещества она введет в детский организм и даст ему запас прочности и безболезненного существования на добрый десяток лет взрослой жизни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь