Екатерина Морозова
Время на чтение: 11 минут
А А
Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.
Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…
Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?
Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.
Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).
Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».
Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.
В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.
Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .
Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.
Сайт сайт предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?
Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.
Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.
Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры, начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.
Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.
Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.
Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.
Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.
Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д. безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.
Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.
Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры. начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.
Тагиева Ирина специально для сайта 3-years.ru
Путь развития каждого ребенка индивидуален, все, что его окружает, оказывает значительное влияние на формирование малыша. В три года ребенок становиться весьма любознательным и этот возраст обычно называют периодом почемучки.
Малыша интересуют причины, которые вызывают те или иные явления. Обычно в три года словарный запас достигает трехсот-пятисот слов. А предложения он строит с правильным применением предлогов и выстраивает из цепочки, с использованием разных частей речи.
Однако, так происходит не у всех детей. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок не говорит в 3 года, причины, почему это происходит.
Если ребенок не начал говорить в трехлетнем возрасте, причину нужно искать в первую очередь. Обычно она кроется либо в физиологических особенностях развития, либо в тонкостях семейного воспитания.
Одной из причин того, что ребенок молчит, может стать семейная обстановка. Для того, чтобы он начал говорить, с крохой нужно общаться, сопровождать действия, которые выполняются в его присутствии, речью. Ему важно постоянно слышать образец правильной речи.
В семьях, где отмечается чрезмерная опека над ребенком, малыши, чаще всего, начинают позже говорить. Просто им нет необходимости напрягаться, бабушки и дедушки (обычно они устраивают гиперопеку) и так все понимают, по первому звуку и жесту, продолжают начатое слово и прочее.
Нужно также выяснить, нет ли у ребенка проблем со слухом. Здесь не обойтись без помощи специалиста.
Кроме того, причинами такого явления может быть общее замедленное развитие, которое поможет определить профессионал. Физиологические особенности формирования речевого аппарата могут тормозить развитие речи. Эти проблемные моменты решаются медикаментозным или хирургическим вмешательством. А отставание в развитии требует целенаправленной работы родителей и педагогов.
В большинстве случаев эту ситуацию можно исправить в условиях детского сада. Там дети общаются друг с другом, с педагогами и слышат звучание речи. Для того, чтобы обменяться игрушками, взять с полки карандаши или настольные игры, нужно об этом попросить, что и делают малыши.
Стоит ли бить тревогу по этому поводу:
Как помочь ребенку:
Причины задержки речи:
Задержка речевого развития – печальная тенденция последних лет. Безусловно, нельзя назвать четкие возрастные рамки, когда ребенок должен заговорить. У каждого формирование речи происходит индивидуально под влиянием совокупности самых разнообразных факторов. Но если ребенок в 3 года еще не разговаривает, на это следует обратить внимание.
Существует ряд причин, по которым ваш малыш может молчать, а именно:
Чтобы получше познакомить малышей с символом нового 2014 года, конем, можно предложить просмотр некоторых интересных и веселых мультфильмов. В нашей статье мы расскажем о самых популярных мультиках про этих животных.
Многие природные процессы можно изучать в ребенком, не выходя из дома, проводя интересные опыты. В нашей статье мы расскажем о способах выращивания кристаллов в домашних условиях.
Начало посещения детского сада — большой стресс для ребенка, который впервые в жизни остается без родителей и учится жить в коллективе. Для того, чтобы процесс адаптации проходил легче проводятся специальные мероприятия по релаксации.
Воспитание уважение и любви к Родине должно происходить у детей комплексно, начиная с самого раннего возраста. Ведь чувство патриотизма является одной из составляющих личности каждого гражданина страны. Расскажем в нашей статье о патриотическом воспитании в детском саду.
Все дети уникальны: есть детки, болтающие с года и у которых речь становится все активнее и четче, а есть и такие, которые упорно молчат, издавая изредка непонятные звуки. Почему же ребенок не говорит в 3 года? Что делать? Комаровский отвечает на данный вопрос в этой статье.
К двум годам дети пытаются наладить общение со взрослыми. Если малютка начал внятно формулировать свои вопросы, можно смело назвать его «почемучкой». Детское любопытство безгранично, но это простительно. Что можно требовать от двухлетнего малыша? Другое дело, когда карапузу три года и его речь не развивается. Он не говорит ни с мамой и папой, ни со сверстниками в детском саду, ни с любимыми игрушками. Взрослые бьют тревогу, что у их крохи возможно есть отклонение в развитии.
Если у карапуза нет никаких патологий, то к году у него формируется речь, состоящая из слогов. Малыш способен произносить слова типа мама, папа, баба, тата, няня. Можно заметить, что эти слова состоят из одинаковых слогов. Ближе к году детям проще выговаривать повторяющиеся слога. Став чуть старше, они произносят слова с одним слогом: дай, ням, ам, на.
В два года карапуз учится складывать слога и выдает словосочетания. Этап односложных слов или повторяющихся слогов проходит. Наступает период, когда произносятся фразы. Двухлетний малыш выражает словами свои желания и действия. С помощью фраз «я хочу кушать», «хочется писать», «я хочу спать» он указывает на себя, действие и желание. Он должен озвучивать названия окружающих его предметов. Если ребёнок не говорит в 3 года, что делать Комаровский (форум) вам подскажет. При наличии незначительной проблемы с произношением слов, поможет любой компетентный специалист.
У трехгодовалого малыша должна быть неплохо развитая речь. Проверяйте его речевую деятельность с помощью картинок. Попросите его описать, что видит перед собой. Покажите его любимую игрушку, спрашивая какой она формы, цвета. Он должен описать ее и быть готовым задавать старшим вопросы. Нельзя ругать, если бутуз делает ошибки.
О том, что ребёнок не говорит в 3 года и что делать – ответы Комаровского придут на выручку. Он уверяет, что при тяжелых родах у малыша может повредиться часть головного мозга. Патологию становится заметно в 1 год. При проявлении отклонений необходимо поставить врача в известность для дальнейшего наблюдения за малышом. Педиатр с помощью невролога должны постоянно следить за работой мозга крохи.
Родители могут отмахиваться от крошки в силу усталости, загруженности, невнимательности. Недостаток внимания чреват тем, что малыш попросту замкнется и не захочет разговаривать. Родители обязаны заниматься с малюткой, развивать его, разговаривать с ним в этот важный момент его жизни. Дети задают очень много вопросов, им все происходящее вокруг не дает покоя. Взрослые, устав от бесконечных «почему» решают проблему с помощью телевизора, телефона, компьютера. Карапуз может замкнуться и перестать реагировать на замечания взрослых. Таким образом, происходит недостаток родительского внимания, отсюда задержка в развитии и нежелание говорить.
Отсутствие слуха становится заметно на первых месяцах жизни, когда грудничок начинает реагировать на свет и речь матери. Если ребёнок не разговаривает в 3 года (что делать?) Комаровский и его советы выручат любого родителя. Когда малыш даже не пытается прислушиваться к тому, что произносит мать, данное обстоятельство свидетельствует о полной или частичной потере слуха. Такие ситуации происходят после простуды, которая дает осложнение на уши. Причиной отсутствия реакции на речь может быть и предрасположенность, передающаяся по наследству.
Если трехлетний кроха не хочет говорить, стоит упомянуть об аутизме. Это особенные дети, которым не требуется живое внимание. Патология здесь не наблюдается, но без помощи специалистов не обойтись.
Некоторые дети начинают поздно разговаривать и это нормально. Взрослые не торопятся обращаться к специалистам. На всякий случай следует показаться врачам, ведь вовремя оказанная помощь исправит этот недостаток в речевом развитии.
В случае с родовой травмой медики назначают комплексное лечение для улучшения кровообращения в мозге. С маленьким должен заниматься логопед. Нельзя ограничивать общение с другими детьми. При боязни отдать малютку в детский сад, следует подумать об индивидуальных занятиях в специализированных развивающих центрах.
Порой родители сами виноваты, что дети младшего возраста не пытаются говорить к определенному времени. Нежелание взрослыми развивать малыша приводит к торможению в речевом развитии. Следует пересмотреть свое отношение к карапузу. Взрослые должны понять, что если ребенок не говорит в 3 года, то советы Комаровсого о том, что делать, помогут справиться в этой ситуации. Кроха рожден не для того, чтобы от него отмахивались, оставляя один на один с планшетом. Детьми следует заниматься, играть с ними, читать им сказки, посещать зоопарки и места, где много людей. Дети не будут замыкаться, у них появится много вопросов, которые они обязательно зададут своим родителям.
Постарайтесь как можно раньше развить моторику пальцев. Здесь помогут различные упражнения, которые нормализуют работу речевого центра в мозге. Это может быть нанизывание на ниточку различных бусинок или макарон под вашим присмотром, складывание мелких пазлов, сборка не большого конструктора, лепка из пластилина, рисование картинок пальчиками.
Учите стихи и скороговорки с крохой. Проявляйте терпение, если он совершает ошибки.
Играйте с детьми таким образом, чтобы была задействована перестановка слогов, замена окончаний слов.
Родители должны быть педагогами. При внимательном подходе к малышу, он обязательно заговорит вовремя. Ваша работа с ним просто неоценима для его дальнейшего полноценного развития. Не ленитесь и не жалейте время на душевное общение с маленьким и вы увидите насколько быстро карапуз развивается, как много ему хочется узнать про этот мир.
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, — проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина — она красная, она большая, идет собака — она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Аннотация: В данной статье затронута проблема позднего формирования речи у ребенка в возрасте около 3 лет. Автор раскрывает основные этапы речевого развития и даёт практические рекомендации родителям тех детей, которые к 3 годам не пользуются активной речь, как средством коммуникации. Основное внимание в статье автор акцентирует на своевременное оказание помощи своему ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов.
По роду своей деятельности, я часто вижу детей, которые в возрасте до 3-х лет говорят очень мало, либо вообще не говорят. А какова в таком случае должна быть позиция родителя? Хорошо это или плохо? Стоит беспокоиться или подождать пока ребенок сам заговорит?
Давайте разберемся более подробно, как должна развиваться речь у ребенка с рождения .
К 3-м месяцам у ребенка развивается эмоционально выразительная реакция, иными словами «комплекс оживления». Это мимические, двигательные, голосовые реакции. Например, младенец замирает в первые секунды контакта с мамой, вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому.
В 5 месяцев в речи малыша появляются певучие гласные звуки — этап гуления.
К 6 месяцам — лепет (слоги ба, ма, та, па).
Возрастной этап от 1 года до 2 лет — это время, когда активно идет развитие понимания речи, способности подражать взрослому, накопление словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.
В 1 год ребенок говорит 10 слов и понимает обращенную к нему речь, например, мама просит ребенка «принести мишку» — ребенок выполняет просьбу.
В 2 года ребенок уже произносит около 100 слов и строит короткие фразы. К 2-м годам происходит активное расширение словарного запаса, дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. В данном возрастном периоде у ребенка формируется умение обращаться по разным поводам к взрослым, задавать вопросы, сообщать в нескольких простых фразах увиденное или услышанное.
К 2,5 годам словарь ребенка растет и уже составляет около 200-300 слов. Ребенок знает своё имя, различает родных, узнает и различает голоса животных. Ребенок может рассказать, что он видит на картинке с простым сюжетом. На третьем году ребенок может прослушать короткий рассказ, стих, и повторить его. Речь ребенка понятна незнакомому взрослому.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что к 3-м годам между ребенком и взрослым складывается общение в форме диалога, речь ребенка понятна для любого взрослого человека, а не только маме малыша.
Вернемся теперь к тем деткам, которые к 3 годам ещё не говорят.
Уважаемые родители! Если у вашего ребенка к 3-м годам почти нет активной речи, это несомненно плохо. Это говорит о том, что механизм патологической речи уже запущен, время уже направлено против вашего ребенка. И чем больше Вы ждёте, что всё само «пройдет», тем больший вред вы наносите своему ребенку.
Уважаемые родители! В первую очередь вам необходимо обратиться к неврологу. Данный специалист осмотрит вашего ребенка и даст дальнейшие рекомендации.
Так же вам следует посетить следующих специалистов:
Кроме посещения специалистов, Вам необходимо действовать самим.
Общайтесь со своим ребенком как можно больше. Общаясь с вами, ребенок учится подражать звукосочетаниям и словам.
Используйте метод «инструкции к действию». Взрослый побуждает ребенка к выполнению разнообразных действий «дай, покажи, принеси, найди, возьми». И обязательно после выполнения малышом инструкции, спросите ребенка что он принес, куда положил, куда ходил.
Обучая ребенка произносить слова, прежде всего дайте ребенку образец: «Это собачка, это кошка, а вот мишка держит мяч». При этом сами произносите слова четко и не торопясь.
Кроме общения семьи с ребенком, очень важно, чтобы малыш общался со своими сверстниками.
Эмоционально поощряйте ребенка за успехи, даже самые незначительные. Ребенку важно видеть, что мама заинтересована в проявлении речевой активности малыша.
Активно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Развитие речи напрямую зависит от степени развития ручной моторики.
Уважаемые родители! ПОМНИТЕ! Если начать прямо сейчас действовать грамотно вместе со специалистами, Ваш ребенок заговорит, и догонит своих сверстников, уже умеющих говорить.
Иногда сама говорит на что то если гуляем
Собаку увидела говорит га
Были в магазине я отвернулась а она такая «папа», думаю что это с ней, смотрю и правда муж идёт
Моему сыну 2 и 2мес. так вот он только сейчас активно стал пытаться повторять слова.А до этого, да и сейчас смесь японского с французским… короче ничего не понятно.Но всё абсолютно понимает, при чём ещё и по-немецки, т.к. в сад ходит, и там естественно только немецкий.
А попробуйте его как-то простимулировать.Типа "я не пойму что ты хочешь, скажи".По такому принципу научили даунюшку говорить.Просто каждый раз напоминали что нужно говорить(а у них с этим делом прям беда)
Постараюсь вскоре написать пост как мы справляемся и работаем над речью. Тема для меня волнительная, но уже не вызывает сильного беспокойства.
Старший до 3 не говорил почти. мама.папа.баба. примитив. И в 3 как прорвало. болтает без умолку. минуты не дождешься тишины. всему свое время я считаю. Статья хорошая.
нам это не грозит пока))))))
У наших друзей сын не говорил до з,6, потом они переехали в Испанию на ПМЖ, мальчик пошел в сад: говорить начал и на русском и на испанском параллельно))), иногда сбивается на испанский забывая как говорить слово на русском.Не переживайте, в такой ситуации трудно ещё ребенку определиться.
У нас во дворе есть девочка, долго говорила кое-как, в три года в сад пошла, сейчас ей четыре с половиной, нормально разговаривает. А в семье у меня брат такой, накопитель, сначала обучается, потом выдаёт. Может и ваша такая, только два языка несколько усложняют задачу и оттягивают время.
Можно конечно получить консультацию невролога, возможно и стоит попринимать определенные капельки. Но это только если так врач посчитает нужным. А так, у вас ребенок сразу на двух языках будет говорить, даже сам того не осознавая! Это же здорово. Просто всему свое время.
жаль, тут не написано про кормежку под «танцы с бубнами» или мультики, у нас это очень любят, особенно бабушки…
ой. а я все переживаю. что голодная
Валерия, примерно такие памятки нам выдали в мае на оргсобрании, + расписание режима в саду, чтоб к сентябрю деток адаптировать. Еще нам рекомендовали приходить гулять с ребенком на территории сада, рассказывать про сад только хорошее и интересное.
Я думаю, что у меня Даша очень легко адаптировалась, т.к. мы ходили с года в Ципр в тот сад, в какой планировали пойти + ходили на развивающие занятия в другое место и она не боялась чужих людей и детей. Ну и режим мы постарались за 2 недели до сада скорректировать, но не очень-то получилось, т.к. днем она не спала.
Вот про навыки самообслуживания все верно, ее хвалили за то, что она чуть ли не единственная кто умела из группы кушать сама, одеваться, на горшок ходила. Но в сад она пошла с соской, и воспитатели не возражали, т.к. они могли ее очень быстро успокоить, в отличие от тех деток, кто соску бросил (не сосал).
Мы уже целых три дня ходим в садик! Сегодня пошли в сад с истерикой. Это очень сложно не только малышу пережить расставание с мамой, но и маме уходить, когда малыш разрывается в истерике с криками ма-ма - это стресс. Чувствуешь себя таким предателем. Я заметила, что мой ребенок тяжело прощает обиды, на меня он уже второй день обижен, что бросаю его в садике…
Все это понятно и доступно, когда читаешь, а вот в реальности… Тем более, что старший у меня ну очень тяжело привыкал к саду.
Мы бросили ходить в сад(пока на год)
на половину бредятина полнейшая))))))
ТАк. Успокаивайся давай! НЕ умеет говорит, это когда мычать и акают и икают! а поверь такие есть! СВЯЗЫВАТЬ не хочет… это другое дело! Но значит ему так уобно! Сама же пишеь… все о навтроеннию! История про бабу Ягу ж расскзал) Кстати)) интерсено пидумала=) респект))М ой тут недавно тоже, оыбчно свзявая два слова с недавних врмене м) так же раздееельно почти типо совместил 4 ре) типо) папа, упал… там… аяяй… все с паузами) или бывает мама тютю, туда… не зватает слова ушла=)) ну и всякое аткое) где по слову выпадет нужному)
Ты прсото сама не болтай много! а вот и гово коротко! к примерую пойдём на горшок, садись за столом. За окном солнце светит. Посмотри, стемнело! Помоги маме пожалуйтса! В общем самыми простыми предложениями! и он загворит! Пйомет ка кнадо свзяывать)
а про люблю и не дам)) Прям рассмешила)
Нам было 2,9. Когда невролог нам сказал что у нас задержка речевого развития. Мы внимание не обратили, слушали тех кто рассказывал как дети ни говорят ни говорят, а потом как прорывает и все хорошо.думали что за бред, что врачи хотят от маленького ребёнка, она же говорит много слов, просто предложения не строит.а позже стало ясно что задержка есть и проблемы с речью серьёзные. До сих пор нормально не произносим слова, лечимся (нам пять лет через два месяца.
Моя в 2 и 10 только заговорила связанно. До этого времени тоже, только отдельные слова. Переживала, показывала врачу, все хорошо было, сказали ждать. Сама без назначения начала глицин давать 2 р. в день. И вот в один прекрасный день начала просто говорить, все подряд. Теперь не остановишь)
Попробуйте показаться другому врачу, если сильно переживаете. Занятия, терпение и все у вас будет
а какой у вас садик?
меня тоже стоматологами испугали в детстве. до сих пор боюсь
зайка, сладкий, обидели:(((Изверги
то есть он обязан повторять если вы показали?
я никогда у своего не просила и не заставляла повторять
я показываю просто. он смотрит, слушает.
потом через время сам просто все это говорит. бывает через две недели. бывает через месяц
зачем требовать то, чтоб повторил
дочка в сад пошла в три года - в мае 2015. болела часто, поэтому постоянные пропуски и огромное нежелание идти в сад. воспитатель у нас тетя строгая, а дочка очень стеснительная… у нас адаптация закончилась в марте этого года! почти год она там не играла ни с кем, а сидела на диванчике и тихо плакала почти всегда. ела очень очень мало… тихий ужас был, когда приходила домой и со слезами говорила - со мной никто не играет, мне там скучно и тд. начала наседать на воспитателя, чтобы та помогла найти ей подругу. это очень важно. воспитатель помогла мало, сами стали при выходе из садика гулять с одной девочкой (оказалось тоже одиночкой). и урра! второй месяц девочки играют в группе… мой совет - терпите и помогайте сыну найти друга в группе, чтобы ему стало интересно ходить в сад. а еще можно игрушку брать с собой, говорить ему - тебе не будет так скучно и страшно с тобой будет твой любимый мишка. мы с куклой всегда ходим.правда последние три дня стала ее не брать из дома - считаю хорошим признаком!
Ой… я даже не знаю. Мы тоже ч дочей мимо сада ходим, она смотрит, говорит тоже хочет пойти, все игрушки у неё в садик идут. 🙂 Я тоже думаю что проблем быть не должно.
Может обижают его все же? Не просто же так ребёнок так реагирует.
Знакомая рассказала- у её подруги сын стал бояться резких движений, вздрагивать, хотя до этого такого не было. Оказалось что ребёнка! БИЛА! нянечка! Вот так… Так что может поговорить с ним, спросить почему он не хочет идти, кто его обижает?
Первые слова малыша становятся незабываемыми моментами в жизни семьи! Кроме того, формирование речи является свидетельством нормального эмоционального и физического развития ребенка. Но все чаще в нашем обществе регистрируются случаи, когда дети не овладевают навыками коммуникации вплоть до школьного возраста. Почему подобное происходит? Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает? Мы ответим на эти и другие вопросы, касающиеся задержки речевого развития.
Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.
В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года и позже? Причины подобного состояния можно разделить на следующие группы:
Так, если ребенок в 3 года плохо разговаривает, в первую очередь следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин ЗРР существуют различные тесты и диагностические методики, которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.
Ребенок не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых с ребенком, физические наказания могут привести к тому, что малыш «замкнется» в собственном уютном мире. В таком случае необходимость в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.
Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду медвежью услугу. Дети, находящиеся под чрезмерной опекой взрослых, не видят необходимости в общении — ведь их и так прекрасно понимают. При этом чем старше ребенок, тем сложнее решить сформировавшуюся проблему.
Если ребенок в 3 года не разговаривает, специалисты могут поставить неутешительный диагноз — ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно определить такую проблему невозможно, так как для этого требуется многокомпонентное обследование. Так, специалисты выполнят тесты и анализы для определения физических нарушений, оценят объем словаря, произношение, реакции на внешние раздражители, определят психологическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо серьезных отклонений диагноз ЗРР врачи могут поставить даже годовалому малышу.
Если во время обследования были подтверждены психические отклонения в развитии ребенка, то специалисты сообщают родителям о задержке психоречевого развития (ЗПР).
Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой деятельности.
Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:
Родители обращаются с жалобой: «Ребенку 3 года — не разговаривает». Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:
На сегодняшний день в нашей стране задержку речевого развития лечат с помощью следующих методов:
При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации «речевой зоны» полушарий мозга, в частности, «Кортексин», «Нейромультивит» и другие. При обнаружении психического заболевания, назначаются лекарства, корректирующие данное состояние.
Также для возбуждения «речевых центров» невропатолог может назначить методы физиотерапии, такие как магнитотерапию или электрорефлексотерапию.
У родителей возникает вопрос о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики. Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:
Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:
Родители жалуются: «Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?» В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.
К такой группе методов развития речи относятся логопедические и коррекционные занятия. Это специально разработанные мероприятия, направленные на устранение выявленного дефекта. Проводятся такие занятия квалифицированными логопедами или дефектологами. Указанные специалисты применяют различные способы коррекции речи в зависимости от возраста, диагноза и степени ЗРР, в частности, такие как:
Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:
Если ребенок не разговаривает в 3 года — это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.
Становление речи у детей - очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.
Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.
Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и , назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.
Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.
Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.
В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?
Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).
Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.
Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.
По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).
Физиологические факторы
Психосоциальные факторы
Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.
Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:
Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.
Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:
Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.
Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.
В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.
Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.
Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.
Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.
Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.
Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.
Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.
Последовательность должна быть примерно такой:
Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.
Моя дочь поздно начала говорить…
Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно».
До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?
В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития».
Нам даны рекомендации:
Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.
В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.
В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.
Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.
Я водила всех детей в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это был первый человек, который выслушал меня, а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.
У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года» , играли в слова , читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»… У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.
Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.
С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.
Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.
Напоследок хочу обозначить моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.