Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности у школьников.

Выступление подготовила СелетковаН.П.,учитель начальных классов.

1917-1929. Время, когда вопрос поддержания дисциплины не стоит из-за практического отсутствия требований. Порядок поддерживается там, где присутствует послереволюционный энтузиазм, а дети понимают главную цель своего нахождения в школе - учебу и получение профессиональных навыков.

1929-1936. Государство систему образования «загоняет в жесткие рамки». (По моим подсчетам, за эти 7 лет издано больше указов, касающихся этой сферы, чем за весь остальной период существования советской власти.) Из общества в школу приходит идея учебных подвигов: движение отличников, движение за стопроцентную успеваемость. Она, на мой взгляд, дает начало формальному отношению к учебе. Закладывается основа, приведшая к краху системы.

1936-1970. Требования к дисциплине оформлены, система сформирована. Школа - слепок общества на фоне складывающегося и функционирующего тоталитарного государства.

Надежды на лучшее, обеспечивавшие успех нововведениям на первых этапах, к концу 60-х уступают место разочарованию. Сознательность заменяется равнодушным исполнением формальных требований. Их неприятие, внутреннее несогласие с ними в открытое сопротивление не выливаются.

1970-1990. Существование по инерции. Учащиеся и педагоги осознают условность и формальность системы. Рождается понимание того, что образовательная сфера требует реформирования. Государство, однако, мер к демократизации школы не принимает, довольствуясь внешними проявлениями благополучия. Развивается такое явление как «двойная мораль». На фоне пассивного неприятия совершаются попытки изменить ситуацию.

1990-2000. Конец старой системы одновременно становится началом новой, приходит понимание, что проще воспитать гражданина, чем перевоспитать его. Учитывая ошибки прошлого, равноценной задачей формирующейся системы провозглашается личностное развитие индивидуальности ребенка. Начинается переход на позиции гуманитарной педагогики, направленной, в том числе, на развитие сознательной дисциплины.

Если я предложу назвать ассоциации, которые возникают у вас в связи со словом «дисциплина»,»дисциплинированность»-что возникает?

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов в «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества».

Что включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем находить ответы. Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу.В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения,приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины,усидчивости и послушания.

Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников?

В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для привития детям положительных навыков и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко определить систему методов их формирования и закрепления.

Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами.

Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса.

При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер.

В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка - наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися.

Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей.

Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения. Учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.(В некоторых случаях я бы сделала..,а ты подумай как поступишь ты..)

Учебный процесс к концу 4 класса начальной школы обладает большими возможностями для

формирования у школьников понимания сущности дисциплины коллективного труда,

роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие

школьники учатся не вполную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают”

знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными

причинами этого явления являются – недостаточное осознание школьниками

жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в

приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить

всех своих возможностей.

Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении

учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке

характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней

сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого

порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной

дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ урока.

Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда,когда педагог обладает

способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их

не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и

знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока,

вовлечь каждого школьника в работу.

Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд, направленный

на руководство познавательной деятельностью школьников. К.Д.Ушинский в работе

“Избранные педагогические сочинения” писал: “Если мы ввели порядок и

стройность в занятиях не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без

дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили

детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не

слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети

могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших руках”.

Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками

организации уроков в школе являются:

а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью в целом

на уроке и отдельных его этапах.

б) нерациональная занятость учащихся на уроке учебно-познавательной

деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все

учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей

сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама

организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой

учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим

трудом, порождает недисциплинированность.

Структура урока не должна бытьшаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей,типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения,возрастного состава учащихся.

В коррекционной школе сложились три основные формы учебной работы на

фронтальная (общеклассная)

групповая

индивидуальная

Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость

таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для

изучения всеми учащимися.

При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность,демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться вколлективе. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько общих,единых задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать иоценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемомуматериалу и взаимоотношения друг с другом.

Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в

определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп

работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие задания значительно

быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в замедленном

темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу

фронтальная работа и учащимся, которые не хотят напрягать свои умственные

усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными

товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной ее организации,

создает видимость коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не

всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо сочетание

фронтальной работы с другими формами(индивидуальной и групповой) на различных

этапах разных типов уроков.

С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются

индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание,

которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания –карточки,

где учитель имеет возможность их дифференцировать.

Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением

к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших

веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно.

Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса.

Эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников

во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод,а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.

Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволили вовлечь учеников в процесс учебного труда,повысить уверенность в собственных силах.

Групповая работа состоит из нескольких этапов:

а) подготовка учителем групповых заданий

б) инструктирование школьников о работе

в) обсуждение и составление плана выполнения задания

г) распределение заданий, определение способов решений

д) выполнение заданий.

Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет,

учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о

результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается

оценка работы групп и всего класса в целом.

При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя,

и представляет материал. Такая форма работы используется на разных этапах урока, даже при изучении нового материала. Данная форма работы на уроке также способствует формированию

сознательной дисциплины школьников.

Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого

мышления является самостоятельная работа школьников. Самостоятельная учебная

часть –это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней помощи,

хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится средством

активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно:

а) если четко поставлена цель работы

б) если ученик осознал и принял эту цель

в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения,

проявляя при этом волевые усилия

г) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и

физические силы.

Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся

определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы,

преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.

Доля самостоятельной работы с возрастом учащихся возрастает.

Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно

назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.

Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит того,

что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо, спокойно,

но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный,

движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам: “Считают ли

они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что на уроках

бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были ответы: “Трудно

быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Что-то произошло в семье”, “Работа на уроках не увлекает”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие.

Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.

Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше

воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их

переживать, переключать внимание.

Задача учителя – целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во

внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность,

устойчивость, переключение, широта и др.

Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в

учении школьника.

В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной

минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть

глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой

добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят.

Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это

не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать».

Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование

заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка

целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной

деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке

самостоятельно.

Пути формирования социально значимых мотивов учения, мотивов долга и

ответственности школьников в учении следующие:

а) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения и знаний

б) раскрытие учителем роли науки в современном производстве.

г) предъявление требований к качеству учебной работы, к дисциплине учебного

труда на уроке, организация помощи отстающим.(Агапова – Смирнов).

д) объективная оценка знаний, умений и навыков школьника.

е) целенаправленная деятельность педагога по развитию самовоспитания,

формирование объективной оценки, самоанализа и т.д.

Назову пути и способы формирования познавательного интереса:

а) постоянное пробуждение интереса к изучаемому предмету, в результате

применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся,

создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использование в

этих целях проблемных ситуаций, познавательных игр, задач,создание ситуаций успеха.

б) включение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную деятельность

на всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика.

в) использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение,

Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников

является единство требований педагогов к учащимся школы.(Совместные заседания МО).

Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учеников

играет морально-психологическая атмосфера на уроке и во внеурочной деятельности, его микроклимат. (Я своих детей учу…,по-поведению детей замечаю..)

В определении психического климата используются такие оценочные категории, как

здоровый, благоприятный, хороший, деловой и, напротив, нездоровый,неблагоприятный.

Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-

психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может

характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения,

доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. При этом у

учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная

дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой

требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.

Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность,

боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что

может вызвать психический стресс,влекущий за собой грубое нарушение

дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения,

понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это, конечно,

необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.

И закончить эту часть,которую можно назвать дисциплинированность учащихся во время учебного процесса, выступления можно рекомендациями симпозиума ЮНЕСКО, проходящего в вг.Будапеште в 1963 году, и я считаю актуальными в наши дни:

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:

1. Опираться на природнуюсмышленность учащихся и не ограничиваться

только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и

учащимися.

2. Вызывать активность учащихся

3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.

4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.

5. Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические

ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.

6. Использовать таблицы, схемы, специальные коррекционно-развивающие игры.

7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.

Учебный труд - главный вид деятельности школьников, несущий в себе громадный воспитательный заряд. Разнообразно и четко организованная учебная деятельность школьников, безусловно, сказывается на формировании навыков и привычек дисциплинированного поведения. Ведь в процессе учебного труда школьники приучаются соблюдать порядок и дисциплину, внимательно слушать учителя, товарищей, приобретают навыки коллективной работы, добросовестного выполнения домашних заданий. Но все это приходит не сразу. Требуются большие и длительные усилия со стороны учителей, классных руководителей, всего педагогического коллектива, чтобы приучить детей организованно работать, соблюдать дисциплину и порядок.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие детей во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

Труд и дисциплина в жизни идут рядом. Какие бы профессии в будущем ни избрали школьники, они везде столкнутся с требованиями трудовой дисциплины.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают ребёнка вести себя в соответствии с требованиями дисциплины.(у нас в школе это и дежурства по школе,по классу,в столовой,уборка территорий,общественные поручения). Очень важно пробудить у ребят интерес к труду, потребность трудиться, научить их видеть в любой работе общественный смысл, выполнять ее с огоньком, с желанием.(10 класс)

Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим - важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ .Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения у детей. Культура поведения - понятие очень емкое. М. И. Калинин отмечал, что в понятие культура входит все - от умывания лица до последних высот человеческой мысли.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Все это помогает классному руководителю правильно спланировать работу, составить примерную тематику бесед, классных собраний, общественно полезных дел, направленных на воспитание дисциплинированности у школьников.

Ещё одна составляющая дисциплинированности учащихся- физическое воспитание. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей;

Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. (В этом году это празднование юбилеев Покрышкина,Михалкова,9мая)

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Одно из важнейших условий достижения сознательной дисциплины - соблюдение преемственности воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников.

Классный руководитель приходит в новый класс. (из 4 в 5) Если он начинает воспитательную работу без учета того, что уже достигнуто, происходит разрушение складывающихся или уже сложившихся привычек и традиций поведения учеников. Соблюдение преемственности - один из важнейших принципов воспитания.

Будущий классный руководитель обязательно и не один раз поговорит с учителем начальной школы, внимательно изучит составленные этим педагогом характеристики школьников. Затраченное им время на эту работу потом полностью окупается. В результате наблюдений и бесед с педагогами новый классный руководитель определяет актив учащихся, основательно знакомится с теми, чья «активность» отрицательно сказывается на дисциплине в коллективе.

Работа с родителями. Дисциплинированные, активные люди могут быть воспитаны в тех семьях, где все напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких семьях сами дети и, прежде всего их родители влияют на отдельные недисциплинированные поступки, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни. Каждый это хорошо понимает и подчиняется требованиям большинства. Цель разъяснительной работы состоит в том, чтобы из года в год накапливать у учащихся знания о нормах и правилах поведения, раскрывать нравственный смысл сознательной обществе и на этой основе формировать ответственность за свое поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.

Вот примерная тематика лекций для родителей:

«О поощрениях и наказаниях детей в семье», «Воспитание дисциплинированности у подростков», «Воспитание уважения к старшим», «О режиме школьника», «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», «Значение родительского авторитета и его влияние на поведение учащихся».

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, не смотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Воспитание дисциплины в классном коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в школе в целом и неизбежно выходит за рамки одного класса. Деятельность классного руководителя и воспитываемого им коллектива тесно связана с жизнью школы. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни общешкольного коллектива, его традиций, общественной направленности и, многих других факторов. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив, коллектив учащихся и коллектив родителей.

Однако бывает, что сами учителя нарушают трудовую дисциплину: то опаздывают на урок, то затянут время на его организацию. Естественно, намеченный план урока уже не выполняется, домашнее задание сообщается ученикам наспех, после звонка, и не отдохнувшие ребята идут на следующий урок, где все это может повториться... Вот почему так важно добиваться от учителей, единства педагогических требований. Они формируются в процессе всей деятельности учащихся, и прежде всего в учебном и общественном труде.

Известно, что само по себе знание того или иного правила, желание его соблюдать еще не гарантирует его выполнения. Задача состоит в том, чтобы научить детей необходимым навыкам и привычкам культурного поведения, дисциплине и дисциплинированности.

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится,живет,отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А. С. Макаренко.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

Культурно-гигинические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей . Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. - всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки , в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

Правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

Правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

Каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

Правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.

В одних семьях вопросы дисциплины при воспитании детей имеют первоочередное значение, а в других приучать малыша к порядку родители не спешат, полагая, что это прерогатива педагогов. В третьих семьях взрослые и вовсе полагают, что понятие «детская дисциплина» сродни архаизму, давно себя изжило, и малыши не должны иметь практически никаких ограничений.

Тема о том, как научить ребенка дисциплине, культуре поведения и порядку, достаточно типична не только для детских площадок. Этот вопрос всегда актуален. Проблема дисциплинированности дошкольников на протяжении многих столетий остается предметом особых усилий и забот педагогов. Маятник идей колебался от розог и карцера до монтессориевской свободы и демократизации школьных правил в целом.

Слово «дисциплина» в переводе с латинского, кроме определенной области знания, например математической или лингвистической дисциплины, означает обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку. Разделяют и так называемую внешнюю дисциплину и внутреннюю.

В этой статье представлены советы психологов, как ребенка приучить к дисциплине, не ставя при этом жестких рамок и не нанося вред психике малыша.

Зачем нужна дисциплина и как приучить ребенка к порядку

Если говорить о старших дошкольниках и младших школьниках, то внешняя дисциплина - это желание соответствовать требованиям ради получения положительной оценки или одобрения со стороны взрослых. В основе же дисциплины внутренней лежат самостоятельное желание и способность к подавлению негативных импульсов, управление собственным поведением, самодисциплина.

А зачем нужна детям внутренняя дисциплина? Она рождается на стыке потребностей детей и взрослых, на той самой границе, где возникает и дружба. Но, к сожалению, очень часто на этом самом стыке потребностей детей и взрослых последними пускается в ход либо давление авторитетом, либо благодушная вседозволенность. Оба этих приема далеки от единственного здорового поведения в детско-родительских отношениях - от уважения к желаниям и потребностям друг друга и конструктивной защиты собственных границ.

Для глубокого и полного погружения в мир строгих правил, рекомендаций, запретов и указаний необходимо запастись огромным количеством любви к себе самому и к собственному ребенку.

Безоценочная, безусловная любовь - это тот защитный скафандр и, одновременно, кислород, который обеспечит комфортное погружение в бурные волны жизни. Без постоянного ощущения безусловной любви выжить в экстремальных условиях строгости ребенку будет невероятно трудно. Он либо будет вынужден бороться за свою жизнь (проявлять агрессию, закатывать истерики), либо просто утонет в страхе и безысходности.

Если вы еще не научились безусловной любви, или вам не удается убедить в ней своего ребенка, отложите на время борьбу за послушание и дисциплину. Вы навредите своим детям и разочаруетесь сами. Для развития дисциплины у родительской любви у детей должно быть достаточно.

Советы психолога:

  • Чтобы приучить ребенка к порядку и дисциплине как можно быстрее, проявляйте безусловную любовь. Чем больше ребенок видит, ощущает, слышит от вас посланий о любви, тем легче ему время от времени поступиться своей свободой ради соблюдения правил - и эта уступка не будет для него разрушительной.

Правила детской психологии: воспитание дисциплины в семье

Парадоксально, но детская психология такова, что правила и дисциплина ребенку важны даже при условии, что он им сопротивляется. Наличие правил, норм и традиций в семье дает ощущение стабильности и безопасности. Наглядно это демонстрируют малыши, когда в очередной раз тянут ручку к розетке, глядя на взрослого и ожидая запрета. А услышав его, с удовлетворением отходят в сторону, будто сама розетка их интересовала не столько, сколько само подтверждение правил. Другой вопрос в том, насколько много правил окружает ребенка и соответствуют ли они его возрасту. От слишком большого количества правил и ограничений пользы не будет. Ребенок начнет восставать, бунтовать или тревожиться.

Основа воспитания дисциплины у детей в семье – обоснованность правил. Для 5-6-летних детей будет полезно, если правило не возникнет из ниоткуда, а будет чем-то обусловлено, и его необходимость будет очевидной. Полезно обсудить правила с со всеми членами семьи, где они будут действовать. Тем самым вы повысите ценность и важность каждого члена маленького коллектива и предложите им быть не просто исполнителями, но и арбитрами, а возможно - чего только ни бывает! - ревностными поборниками соблюдения принятых норм.

Подоплекой любого правила при воспитании дисциплины у детей дошкольного возраста должны быть не запрет и подчинение родительскому авторитету, а аргумент «кому от этого будет плохо». Этот пункт очень важен! Именно благодаря ему формируется естественное ограничение себя, сдерживание своих импульсов и понимание своей свободы как возможности делать все, что не вредит окружающим. Кроме того, такая мотивировка ограничений помогает воспитать в ребенке естественное внимание к окружающим, причем не потому, что они могут осудить или наказать, а потому, что вокруг живые люди, которые заслуживают уважения.

Сравните высказывания:

  • «Не бросай песок - это нехорошо!» и «Не бросай песок - ты засыплешь глаза девочке!»
  • «Не кричи - это неприлично!» и «Не кричи - я ничего из-за тебя не слышу!»
  • «Перестань вертеться, когда с тобой говорят!» и «Мне трудно с тобой говорить, когда ты на меня не смотришь!» Безусловно, существуют определенные запреты, которые невозможно аргументировать ничем, кроме слов «это неприлично» и «это не принято», но они скорее относятся к правилам этикета (есть ложкой, а не руками, не класть ноги на стол и т. д.). Вы удивитесь, насколько часто мы используем общественное мнение как аргумент там, где достаточно было бы сказать о вреде окружающим. Такая подмена аргументов ведет к излишней зависимости от социального одобрения и не вырабатывает естественного и здорового сочувствия.

Желательно после призыва к сочувствию сделать и следующий шаг: поддержать потребности ребенка. Ведь если песок вредит девочке, его можно кидать туда, где он не вредит никому!

Важные правила воспитания дисциплинированности у дошкольников (уборку постели, наведение порядка в комнате и так далее) обсудите на семейном совете.

Методы воспитания родителями дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

Продуктивным методом воспитания дисциплинированности является трансформирование запрета из «полного табу» во «временное ограничение». Многие правила актуальны только в некоторых ситуациях. Например, ограничения «не бегай», «не кричи», «не рисуй на обоях», «не пачкайся», «не бегай по лужам» - все они, и еще бесчисленное количество подобных, не достойны той жесткости и эмоционального накала, с которым обрушиваются на головы детей и вполне могут иметь разрешающее продолжение: где и при каких условиях это можно делать. Практически любой «бой» за хорошее поведение может стать «дипломатическими переговорами»: «Не кричи дома, вот на улице вволю накричишься», «Не рисуй на обоях, вот тебе лист»…

Для воспитания сознательной дисциплины у ребенка, вводя правила и запреты, аргументируйте свои действия чувствами. В практическом применении это может звучать следующим образом:

  • «Не кричи так, у меня голова не выдерживает, болит».
  • «Пожалуйста, давай говорить по очереди, а то я теряю свою мысль и чувствую себя неловко».
  • «Нельзя уходить за ворота, я за тебя в ответе, я боюсь».
  • «Не убегай от меня далеко, мне страшно, что я тебя потеряю».
  • «Не лезь сейчас в грязь, мы идем в гости, и мне будет стыдно, что ты такой чумазый».

Поверьте, это замечательно работает.

В процессе воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников, не вдавайтесь в излишние объяснения по поводу актуальности правила: тем самым вы теряете позицию руководителя, ставите под сомнение все, что говорите. Для кого-то это очевидно, для кого-то, увы, почти невыполнимо.

Для того чтобы дети с готовностью слушались взрослого, он должен представать перед ними ярким, весомым и уверенным в себе человеком. Здесь работает правило фигуры и фона. Взрослый должен четко прорисовывать свои позиции на фоне многочисленных желаний детей в группе или на фоне желаний собственного ребенка в семье. Тем самым взрослый не только сделает серьезный шаг на пути развития дисциплины дошкольника, но и заявит о себе как о руководителе, а также даст ребенку опору и ощущение стабильности. Его образ в этом случае формируется благодаря осанке, уверенности в голосе, четкости мысли и весомости речи; для учителя очень важна также и одежда.

Как привить ребенку дисциплину: наказания за нарушения

Заранее договоритесь о том, каким будет наказание, если ребенок нарушает дисциплину и не следует ранее оговоренным правилам. Правило плохо работает, если отсутствует наказание за проступок. Помните, что наказание должно быть неприятным, но посильным и стимулировать скорее прилежание, а не ненависть к вам. Для выбора наказания лучше обратиться к запрету каких-то любимых, но вредных бонусов. Например: сократите время просмотра телевизора, компьютерных игр или количество сладостей. Наказание в виде запрета прогулки или давно планируемого посещения зоопарка будут вредны и жестоки.

Правила одинаковы для всех. Если вашему старшему сыну запрещено разбрасывать игрушки, а при схожей ситуации вы оправдываете его младшую сестричку, приводя в довод ее возраст, вряд ли ребенок будет поддерживать порядок. Если убирать за собой надо - это надо делать всем, кому-то самостоятельно, кому-то с помощью и напоминаниями.

При недовольстве поведением ребенка ваше эмоциональное излияние должно быть строго ограничено регламентом. Определить регламент вам помогут собственные ощущения: какой дозы возмущения родителей хватало вам, чтобы почувствовать дискомфорт и понять, что вы не правы.

Если вы не способны сдержать свой гнев, ругайте только поступок ребенка, не осуждайте его в целом, не пользуйтесь такими репликами, как «Ты всегда…», «Вечно ты…», «Никогда от тебя не дождешься…» Критикуя личность, а не деятельность вы наносите удар по самооценке ребенка.

Как показывает практика, чтобы привить ребенку дисциплину безболезненно, нужно найти баланс между контролем и любовью. Жизнь - не черно-белый контрастный рисунок, в любых правилах есть исключения. Иногда правила можно нарушить - и это очень даже полезный опыт действия в нестандартных ситуациях. Кроме того, исключения лишний раз обозначат важность не самих правил и принципов как таковых, а важность комфортной и безопасной жизни, которые обеспечивают эти правила.

Найти баланс между контролем и любовью - вот достойная цель родительских стараний и усердия.

Статья прочитана 2 514 раз(a).

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.

Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"

Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".

Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"

Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".

Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!

Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".

Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".

Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"

Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".

Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".

Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".

Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".

Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.

Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".

Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива.

Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С.Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.). Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми. В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.

У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.

В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться. Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.

Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми. Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»

В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.

Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь