Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Если вы заботитесь о своих детях (а я верю, что это так), то предшкольный возраст связан у вас с определённым беспокойством: готово ли ваше чадо-чудо к школьным нагрузкам? Пора ли отдавать ребёнка в школу, или ещё можно не торопить это событие. Каждый родитель решает этот вопрос самостоятельно. Возраст малыша не играет в данном вопросе решающей роли, гораздо важнее уровень психологического и физического развития у будущего первоклассника.

К сожалению, 40% деток приходит в школу, не будучи готовыми к обучению в её стенах. И это не педагогически запущенные дети, нет. О таких малышах мы в этой статье говорить не будем, это отдельная тема. Рассмотрим варианты с нашими, любимыми и окружёнными заботой и вниманием.

Часто бывает, что активный, сообразительный, подвижный ребёнок, с радостью собиравший свой первый портфель, активно выбиравший ластики и карандаши, с удовольствием мерявший школьный костюм и с азартом бегущий на уроки, постепенно сменяется на вялую, скучную, апатичную личность. Начинаются капризы, нытьё, не желание не то что учиться, а вообще что-либо делать. Что произошло?

Все силы вашего малыша ушли на преодоление нагрузок, которые в школьном процессе неизбежны, а для вашего ребёнка они оказались чрезмерными. Вы поторопились отдать ребёнка в школу.

Специфика внимания детей 6-7 лет такова, что наши дети не способны заниматься одним делом более 15 минут, для большинства из них 45-минутный урок - настоящая пытка. Во многих школах это понимают и идут навстречу маленьким ученикам, сокращая эти 45 минут до 25-30.

Но даже такой шаг может не спасти положения, если ваш первоклашка страдает различными психическими и соматическими заболеваниями, если он недавно перенёс травму головы или позвоночника. Как бы не был он хорошо подготовлен к школе, напряжение умственных и физических сил в учебном процессе может привести к рецидивам и, как следствие, к осложнениям.

Это же касается и детей, у которых снижен иммунитет. Частые простуды так же могут привести к серьёзным перегрузкам во время школьного процесса.

Низкие отметки, частые замечания учителя, всё это вызывает у малыша тревогу и чувство незаслуженной обиды, в результате мы получим несчастного, затюканного и не желающего учиться ребёнка.

Если после школьных занятий ваш ребёнок начал *писаться* во время сна, заикаться при общении, у него появились какие-либо дурные привычки, типа накручивания волос на пальцы, обгрызания ногтей или *почесухи*, сделайте правильный вывод – вы очень поторопились отдать свою кровиночку в школу. Вашего малыша надо спасать! Пусть побудет дома ещё один год, данные расстройства в дальнейшем могут привести к устойчивой невростении. Следующим этапом будет появление различных страхов и фобий, нарушение сна, чувство непроходящей тревоги, следствие всего этого «букета» - нарушение мышления.

При категорическом вашем желании продолжить обучение ребёнка по школьной программе, есть вариант перевести его на домашнее обучение. Согласно новому закону об образовании, сделать это достаточно просто: нужно написать заявление на имя директора и регулярно сдавать контрольные работы, которые предложит сделать вашему чадо-чуду школа. Многие психологи очень даже советуют данную форму обучения для младшеклассников, т.к. она является наименее травмирующей для психики маленького человека. Хотите постигать школьную программу – будьте любезны, ваш ребёнок сможет и учиться и не получать травмирующих *уроков*, последствия которых могут остаться с ним на всю жизнь. Помните об этом!

Вообще, самим родителям трудно реально оценить уровень подготовки своего малыша к школе, за советом лучше всего обратиться к школьному психологу, который, поговорив с будущим учеником, дав ему несколько несложных заданий, определит: готов или нет малыш к школьным нагрузкам.

Интересный момент: мамы и папы девочек не торопятся отдавать своих принцесс в школу, продлевая им таким образом детство, а вот родители мальчиков, по объективным причинам, как раз наоборот. Все детки развиваются «скачкообразно», а в период 6-7 лет именно девочки достигают того психофизического пика, когда ребёнок готов для дисциплинарной школьной среды, в отличии от своих ровесников – мальчишек. Не доигравшие в своём детстве мальчики – сплошная головная боль для преподавателей и всего остального класса. Я не утверждаю, что интеллектуально они хуже развиты, чем девочки, зачастую как раз наоборот, даже опережают, но вот в эмоциональном развитии мальчики в этом возрасте пока ещё «не соответствуют», увы!

Для успешного овладения искусством грызения гранита, ещё до начала обучения, у ребёнка уже должны быть сформированы определённые навыки. Какие?

Прежде всего – владение связной речью. Это не только умение говорить, но и обладание достаточным словарным запасом, умение подбирать из него синонимы и антонимы, родственные слова, слова обозначающие профессии и т.д и т.п. Ваш 6-7летний умник должен правильно произносить слова и правильно формировать предложения, образовывать от одних слов другие (сущ. – прилаг. и т.д.).

С помощью слов должен уметь правильно сформировать представление о предмете или явлении (курица – это птица с перьями и клювом, которая ест зерно и несёт золотые яйца). Прислушайтесь и присмотритесь к своему малышу: это у него получается?

Ещё один очень важный момент: развитие моторики. Если ваш мальчик или девочка с увлечением нанизывают бисер, пытаются вязать, с удовольствием собирают пазлы или охотно помогают вам перебирать крупу, то есть его (или её) маленькие пальчики выполняют достаточно точные мелкие движения, вы можете быть спокойны за почерк и дальнейшее развитие речи. Скорее всего, психолог даст вам «добро» и путёвку в 1-й класс.

Бытует мнение, что отдавать ребёнка в школу следует, когда у него вырастут угловые зубы – клыки. И связанно это вовсе не с астрологией, а с элементарными понятиями того, что костная ткань у вашего ребёнка уже достаточно окрепла, в его организме хватает кальция и позвоночник готов к тем физическим нагрузкам, которые предстоят ему в школе.

Нужно помнить ещё и о том, что каждый ребёнок индивидуален, к каждому из детей нужен индивидуальный подход. Школа же ориентирована на среднего ученика, по сему, ни о какой индивидуальности в работе с каждым первоклассником быть не может. Многие учителя стараются найти подход к каждому ребёнку, но в силу независящих от них обстоятельств удаётся это далеко не всем и не всегда.

Если у ребёнка не получается что-то, если он не может понять задание или новое требование, не раздражайтесь. Спуститесь к своему дитю со своей взрослой высоты, никогда не говорите ребёнку, что он глупый тупица, постарайтесь помочь ему и обязательно хвалите за малейшее проявление самостоятельности, за любую попытку разобраться самому, за каждый шажок к *вершинам познаний*. Это так важно для него! Он же впервые пошёл в 1-й класс, он впервые ощутил себя взрослым и ответственным!

Ну, если вы всё-таки решитесь задержаться ещё на годик в детском саду, беды не будет. В подготовительных группах чаще всего с детьми занимаются по предыдущей программе 1-го класса. Таким образом, ваш малыш всего лишь будет повторять материал, который он уже проходил годом раньше, что даст ему возможность его «закрепить» для лучшего обучения и усвоения нового материала в школе. Это будет как бы дополнительной подушкой между нервными стрессами и пополнением багажа знаний на уроках.

Сколько родителей, столько и мнений. Когда же лучше всего отдавать ребёнка в школу? Когда он будет к этому готов!!!

Перед родителями детей, родившихся осенью и зимой, в свое время встает вопрос: когда лучше отправить их учиться в школу – в неполных семь лет или почти в восемь? Стоит ли торопить начало школьного обучения малыша, или «пусть наиграется»? Однозначного решения в такой ситуации быть не может, поскольку каждый ребенок развивается по-разному, и не определяется лишь достижением семилетнего возраста.

На что обратить внимание родителям шестилеток

Усидчивость

Малыш в возрасте шести с половиной лет бегло читает, быстро запоминает стихи, умеет считать до ста, задачки «щелкает как орешки», немало знает о городах и странах, увлечен физическими опытами или происхождением жизни на земле. На него не нарадуются мама с папой, и все ближайшие родственники наперебой твердят: ему пора в школу! Стоит ли рискнуть и записать ребенка в первый класс?

Высокий уровень интеллектуального развития – не самый основной показатель, ведь в школе маленькому эрудиту придется не только обучаться и демонстрировать свои знания, но и общаться со сверстниками, и терпеливо учиться писать в тетради.

Стоит присмотреться к дошкольнику – умеет ли он быть усидчивым, может ли заниматься одним делом длительное время (больше получаса), или, как и многих детей в этом возрасте, его внимание неустойчиво, он постоянно переключается с одной деятельности на другую, увлекшись яркой картинкой в книге или интересной телепередачей?

Если усидчивости и терпения малышу хватает не более чем на 15 минут, в школе, где урок длится 40 минут, ему придется трудно: он быстро потеряет интерес к обучению. «Не наигравшемуся» ребенку, который любое занятие превращает в увлекательное приключение, лучше остаться еще на год в детском саду.

Навыки общения

Другая проблема, которая может возникнуть у ребенка, готового обучаться в школе по умственному развитию – неумение общаться с одноклассниками и взрослыми. Заносчивый «умник», привыкший к восхищенному вниманию обожающих его родных, может быть не принят в своей возрастной среде.

Дети довольно жестко и быстро «осаждают» хвастунов и задавак, прямо указывая им на недостатки. Неокрепшая психика малыша может быть травмирована настолько, что желание просто появляться в школе, не говоря уже об обучении, пропадает надолго. К сожалению, среди взрослых, работающих в школе, тоже попадаются такие, кто не терпит слишком умных «выскочек» и всячески принижает их достоинство.

Конечно, решить эту проблему можно, устранив из круга общения «неправильных» детей и взрослых. Но не лучше ли научить малыша общению, толерантности, вниманию к окружающим, прежде чем отдавать его в школу, тем более что возраст пока позволяет – в запасе целый год. Детский сад, к примеру, вполне способен научить ребят быть терпимыми и чуткими по отношению друг к другу.

Физическое развитие

Родителям следует обратить внимание и на физическое развитие своего ребенка. Если шестилетка часто заболевает простудами или он подвержен аллергии, его физическое развитие отстает от нормы, он маленький и щупленький, не лучше ли ему окрепнуть, посещая подготовительную группу дошкольного учреждения?

Сложности могут возникнуть и у малыша, имеющего патологии речевого развития: неправильное произношение звуков, заикание и другие проблемы могут привести к трудностям в общении, понизить самооценку. Логопеды ДОУ успешно справятся с недоразвитием речи дошкольника, но для этого требуется определенное время, поэтому торопиться с поступлением в школу не нужно.

Семь с половиной лет – не поздно ли для первого класса?

Осенний или зимний ребенок, не проявивший особого рвения к новым знаниям и предпочитающий обучению игры и развлечения, как правило, остается в подготовительной группе детского сада.

У него впереди – целый год, за который и ему, и любящим родителям предстоит многому научиться. Существует множество способов заинтересовать дошкольника обучением в школе, привить ему усидчивость, старательность, научить читать и считать, адекватно воспринимать замечания педагогов и окружающих взрослых.

До семи лет основной деятельностью ребенка остается игра, поэтому занятия в детском саду проводятся по большей части в игровой форме. После достижения семилетнего возраста начинает формироваться интерес к обучению, что способствует более успешному освоению новых знаний – это утверждают психологи, поэтому торопиться с поступлением в школу нежелательно. Особенно это касается ослабленных, часто болеющих детей, которым стресс в виде начала обучения и смены окружения ни к чему.

Подготовительная к школе группа потому и имеет такое название, что в ней все усилия воспитателей и специалистов направлены на развитие у детей навыков, помогающих освоиться в новой для них школьной жизни:

  • Длительность занятий достигает 35 минут.
  • Большое внимание уделяется обучению грамоте, развитию речи, формированию математических представлений.
  • Пополняется практический опыт общения, увеличивается объем знаний об окружающем мире.
  • Воспитанники подготовительной группы в силу своих физических возможностей значительно больше двигаются, участвуют в спортивных играх и праздниках, что способствует общему укреплению организма и улучшению работы иммунной системы.

Если так случилось, что ребенок, родившийся осенью или зимой, пойдет в школу в семь с половиной или даже почти в восемь лет, то родители могут быть уверены, что окрепшее здоровье и накопленный к этому возрасту багаж знаний не подведут будущего первоклассника. Он поступит в школу с минимальной вероятностью возникновения стресса и максимальными возможностями для успешного обучения.

Ева Штиль специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями - уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду (или дома) еще целый год ему будет скучно - пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном - что, если ребенка заберут в армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша целый год беззаботного детства… Что же делать?

В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?

Прежде чем размышлять о психологических аспектах начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей принимают в первый класс школы по российскому законодательству.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012, возраст ребенка, идущего в первый класс, определяется следующим образом:

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет . По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

! Таким образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет, поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки.

Начало обучения в школе для детей младше 6,5 лет в принципе возможно, но лучше, если такое решение родителями будет принято осознанно, после консультации с детским психологом. Откладывание решения «учебного вопроса», если ребенку уже исполнилось 8 лет, чревато плотным общением с органами опеки и попечительства, поскольку родители несут полную ответственность за реализацию права своего чада на получение образования.

! Таким образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень непросто.

Как понять, пора ли отдавать ребенка в школу?

На готовность к школе и последующую успешность в учебе влияет ряд факторов, которые следует оценить, принимая решение о возрасте для поступления в первый класс.

1. Интеллектуальное развитие - важный момент в деле подготовки к школе. Родителям следует обратить внимание на то, насколько развиты у ребенка речь, внимание, память и мышление, а также на уровень соответствия определенным дидактическим требованиям к первоклассникам.

Малышу легко будет учиться в первом классе, если он:

  • имеет связную, грамотную речь и существенный словарный запас (легко подбирает синонимы, антонимы; образует от одних слов другие, например, названия спортсменов от вида спорта, профессий; употребляет слова с абстрактным смыслом, притяжательные существительные, приставочные глаголы, правильно строит распространенные предложения и т.д.);
  • может составить небольшой рассказ по картинке;
  • хорошо произносит все звуки, умеет различать и находить их место в слове;
  • читает слова из 2-4 слогов со скоростью 8-10 слов в минуту;
  • пишет печатными буквами;
  • знает геометрические фигуры;
  • обладает адекватными представлениями о свойствах предметов: формах, размерах и относительном положении в пространстве;
  • считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания;
  • различает и знает названия цветов;
  • умеет собирать пазлы ;
  • может рассказывать наизусть стихи, повторять скороговорки, петь песенки;
  • аккуратно раскрашивает, не выходя за контуры.

Стремление по максимуму интеллектуально подготовить будущего первоклассника к учебе может сыграть отрицательную роль. Часто таким детям быстро становится скучно учиться, потому что они уже «всё знают». В таком случае родителям изначально лучше задуматься о том, чтобы отдать ребенка в школу с соответствующим уровнем требований.

Уповать полностью на школу в деле обучения тоже не следует. Базовый уровень знаний позволит ребенку легче адаптироваться. Поэтому умение читать к первому классу - навык необязательный, но все-таки желательный.

2. Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать. Высокий уровень интеллектуальных способностей может стать для родителей причиной, чтобы отдать ребенка учиться как можно раньше. Но если он еще не дозрел до учебы эмоционально, в перспективе это может принести серьезные психологические проблемы.

3. Мотивация к учебе . По словам детского психолога Л.А. Венгер, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Начало учебы в школе - это перестройка всего образа жизни ребенка, переход от беззаботной игры в любое время дня к ответственности и ежедневной работе. Чтобы не просто ходить в школу, а учиться, школьнику нужна мотивация. Понять, есть ли она у вашего ребенка, вам поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». Идеальная мотивация для учебы - учебная, т.е. желание узнавать что-то новое. Если ребенок отвечает, что хочет там найти новых друзей (социальная мотивация) или получать хорошие оценки и быть лучшим учеником (мотивация достижений), это не плохо, но и не слишком хорошо. Что, если радость от знакомства со сверстниками быстро угаснет, а цена дружбы - ежедневный труд в стенах школы - покажется слишком высокой? Или надежды стать лучшим в глазах учительницы и получать только похвалы не оправдаются? А если мотивация ребенка - только игровая (в школе будет столько нового и интересного, там можно будет играть с ребятами), решение отложить учебу на год является вполне очевидным.

4. Физиологическая зрелость и состояние здоровья . Перед тем, как отдавать ребенка в первый класс, необходимо оценить, насколько зрелой является его нервная система. В случае слишком раннего отправления в школу высидеть целый урок для малыша может быть просто невыполнимой задачей. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:

  • легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
  • имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
  • начал терять молочные зубы;
  • умеет прыгать на одной ноге;
  • с легкостью ловит и бросает мяч;
  • отводит большой палец при рукопожатии.

В отношении развития следует также учитывать уровень развития мелкой моторики: умение резать ножницами, работать с пластилином, выполнять движения пальчиковых игр, застегивать молнию и шнуровать ботинки.

Важным фактором является и общее состояние здоровья. Часто ли ребенок болеет (часто - это 8 и более раз в году)? Есть ли у него хронические заболевания? Ваш лечащий врач посоветует, стоит ли повременить с учебой, если есть такая возможность. Каким бы не было здоровье ребенка, перед началом школьной жизни займитесь его укреплением: проведите лето на природе, съездите на море, внимательнее отнеситесь к качеству питания, вплотную займитесь лечением хронических болезней, если они имеются.

5. Коммуникативные навыки . Для первоклассника важно не только желание общаться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, дружить, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.

6. Самостоятельность в школе, очевидно, является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии и пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение общественного туалета тоже не должно быть для него стрессом.

7. Пол ребенка оказывает существенное влияние на легкость и комфортность погружения ребенка в школьную среду. Многие родители при принятии решения о школе руководствуются вполне понятными мотивами: мальчиков хотят отдать учиться пораньше, чтобы они смогли потом поступить в институт, а девочек жалеют и оставляют им еще один год детства. Хотя в реальности девочки созревают для учебы (ответственности, дисциплины и спокойного нахождения на одном месте в течение 40 минут) намного раньше мальчиков. И это притом, что активность, важная в учебе, и стремление к новому - а школа в общем-то и является таким вот новым и интересным местом - в принципе больше в стиле мальчишек.

Девочки обычно лучше, чем мальчики, готовы к школе в интеллектуальном и эмоциональном плане: они более податливы, контактны, послушны, общительны, способны подстраиваться под ситуацию и меняться сами.

Немаловажным фактором отличия детей в плане учебы является разная скорость созревания полушарий. Считается, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, развивается левое полушарие, связанное с речью и появляющимися на ее фоне психическими функциями. В начальной и средней школе девочкам учиться чаще всего легче. У мальчиков раньше формируется правое полушарие, ответственное за пространственно-временную ориентацию, но это не столь важная функция в условиях школы.

Что касается успеваемости в первом классе, то по основным предметам средняя оценка по пятибалльной шкале у девочек - 4,3, а у мальчик - 3,9. Кроме того, разница в оценках по разным предметам у девочек обычно составляет не более одного балла, а у мальчиков она может быть вполне ощутимой. Табели сыновей зачастую неприятно удивляют родителей полным комплектом разных оценок: «тройки», «четверки» и «пятерки» спокойно там уживаются. Мальчик может быть очень умным и способным, но неусидчивым. Или ему просто сложно переключаться с предмета на предмет. А учительнице, что уж скрывать, проще учить спокойных девочек, чем шумных мальчиков.

В связи со столь разными психофизиологическими особенностями не является удивительным тот факт, что мальчики к концу первого класса утомлены в 6 раз больше, чем девочки.

8. Тревожность ребенка - личностная особенность, которая напрямую влияет на школьную успеваемость. Причем неодинаково на мальчиков и на девочек. Мальчики, чья тревожность несколько выше средней (но не граничит с постоянной паникой и смятением), всерьез переживают об оценках, о своем статусе школьника, почти взрослого человека. Они не хотят подорвать доверие родителей и получить замечание от учителя. Всё это стимулирует их к хорошей учебе. А с девочками ситуация другая. Лучшие ученицы имеют тревожность ниже средней. Объясняется это следующим образом: девочка, которая склонна к переживаниям, больше всего озабочена отношениями с другими учениками, а на учебу моральных сил у нее остается меньше, чем необходимо.

9. Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывает практика, сложнее всего в школе приходится девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Эти дети зачастую не соответствуют стереотипным представлениям учителей о том, как надо себя вести, будучи представителем определенного пола.

Мальчики меланхоличного склада нежны, мягки, ранимы. Им сложно «поставить себя» в детском коллективе, отстоять при необходимости свою позицию. В эмоционально сложной ситуации такой чувствительный мальчик может и заплакать. К сожалению, сверстники, да и учителя часто не понимают таких детей.

Девочкам-холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.

К флегматичным детям учителям обычно относятся хорошо, но порой могут раздражаться на их медлительность и «излишнее» спокойствие. Да и самому ребенку-флегматику учеба порой дается тяжеловато.

Самый легкий в обучении темперамент - это сангвиник, особенно удачен он для мальчиков. Таких детей любят учителя, потому что они практически не доставляют проблем. Любознательные и общительные, не слишком тревожные, дети-сангвиники легко вписываются в школьную жизнь.

Тип темперамента особенно важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе - определяющими становятся другие качества.

Оценить готовность ребенка к школе вам помогут специалисты. Обсудите с врачом здоровье малыша и физиологическую зрелость. Детский психолог и воспитатель в детском саду (или учитель подготовительного класса) охарактеризуют степень интеллектуальной и эмоциональной зрелости, коммуникативные способности и уровень мотивации к учебе. И конечно, никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы сами - окончательное решение о приеме в школу остается за родителями.

С детьми, которым исполнилось 7 лет в июле-августе, кажется, проще всего: пора в школу, какие могут быть сомнения. Но если специалисты указывают вам на какие-то причины, по которым учебу лучше пока отложить, возможно, стоит подумать об альтернативных вариантах (например, обучение дома).

В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?

Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:

1. Психологические:

  • отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
  • появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
  • тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).

2. Социальные:

  • большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
  • выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.

3. Медицинские:

  • психические заболевания;
  • недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
  • хронические болезни;
  • слабый иммунитет.

А что, если ребенок пойдет в школу в 8 лет?

Если ваш ребенок в свои 7 или неполные 7 лет явно не готов к поступлению в первый класс (эмоционально, физиологически, по причине каких-то личностных особенностей) и вас мучают сомнения, отдавать ли его в школу в положенные 7 лет или все-таки отложить учебу на годик, нужно тщательно взвесить все «за» и «против».

Возраст 6,5-7 лет не зря считается идеальным для начала школьной жизни. Специалисты по детскому развитию утверждают, что именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно менять свой круг интересов с игровой деятельности на познавательную.

Каждый ребенок уникален, и никто не знает его лучше родителей. Возможно, именно для вашего малыша решение «продлить детство» будет правильным и за этот год он по-настоящему созреет для учебы в школе. Но не стоит игнорировать тот факт, что, возможно, в будущем ваше чадо начнет чувствовать дискомфорт в коллективе, где все младше него. Чтобы принять правильное решение, обсудите свои сомнения с детским психологом.

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша - дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?

Как вы поняли, подготовка к учебе - это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» - 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу.

! Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше - вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс - очень серьезное и ответственное. Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2. Действовать по образцу.

3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок - квадрат - кружок - квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

11. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

12. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

13. Ориентироваться во времени.

14. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.

! Главное - психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.

Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь