Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации.

В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал.

Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

§ наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

§ функциональное состояние органов и систем;

§ резистентность и реактивность организма;

§ уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Роль медсестры в диспансерном учете

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность работы заключается в том, что первый год жизни ребёнка очень важен для его развития и дальнейшего становления здоровья. В связи с этим предусмотрена специальная программа, которая включает в себя обязательный осмотр врачами детей до 1 года. Её основная задача - предупредить заболевание или же своевременно начать лечить уже возникшую проблему со здоровьем или развитием детей.

За последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - распространенность факторов риска формирования здоровья и развития, увеличение заболеваемости и инвалидности.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей от 0 до 18 лет возможно только при организации постоянного контроля за состоянием их здоровья и развития, регулярном проведении комплексных лечебно- оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Для того, чтобы оценивать рост, развитие и состояние здоровья ребенка первого года жизни в России существует диспансеризация - четкий график осмотра детей специалистами и проведения определенных анализов и исследований. Цель диспансеризации детей до года проста и понятна - не допустить развития различных заболеваний, ведь, если «поймать» их в самом начале, можно значительно снизить, а то и вовсе устранить возможные негативные последствия.

Цель курсовой работы - рассмотреть роль медсестры в диспансерном учете детей до года.

Задачи исследования:

Определить схему диспансеризации детей;

Рассмотреть плановую диспансеризацию на первом году жизни;

Исследовать значение диспансеризации для здоровья ребенка;

Проанализировать роль медицинской сестры в проведении диспансеризации.

Объектом исследования является организация диспансерного наблюдения в ГБУЗ СК «Городская детская больница» г. Пятигорска.

Предметом исследования является диспансеризация детей до года.

Методы исследования.

Изучение специальной и научной литературы,

Анализ и синтез полученных данных,

Проведение исследования.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В ведении обосновывается актуальность темы курсовой работы, его цели, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе курсовой работы «Теоретические вопросы диспансеризация детей» рассматривается схема диспансеризации детей, исследуется плановая диспансеризация на первом году жизни, значение диспансеризации для здоровья ребенка.

Во второй главе «Роль медсестры в проведении диспансеризации» проанализирована работа по диспансеризации детей первого года ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска», определена роль медсестры в диспансерном наблюдении.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются выводы, отражающие проделанную работу.

диспансеризация здоровье медицинский сестра

Глава 1. Теоретические вопросы диспансеризация детей

1.1 Схема диспансеризации детей

Диспансеризация - это система работы учреждений здравоохранения, основу которой составляет профилактика, ранее активное выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка в амбулаторно-поликлинических условиях, стационаре, санатории.

Основная задача диспансеризации больных и здоровых детей - это первичная профилактика, включающая не только медицинские мероприятия, но и проведение широких санитарно-гигиенических мер с целью охраны окружающей среды, а также формирования здорового образа жизни, широкое внедрение физической культуры и спорта, гигиеническое обучение и воспитание детей.

Диспансеризация или система регулярных наблюдений за детьми является основой здравоохранения. Под диспансеризацией в педиатрии понимается стройная система организационных и лечебных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболеваний.

В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного малыша до полного выздоровления. При хронических формах патологии осуществляется активное динамическое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровления маленького пациента.

Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совместно с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медсестра кабинета здорового ребенка и медсестра прививочного кабинета. В диспансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты.

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окончания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах.

Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:

На первом году жизни -- ежемесячно, а дети из групп риска должны осматриваться чаще;

На втором году жизни -- один раз в квартал;

На третьем году -- один раз в 6 месяцев;

На четвертом, пятом, шестом годах жизни -- один раз в год в месяц своего рождения.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре -- определить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в состоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия. Для качественного проведения профилактического осмотра рекомендуется использовать следующую последовательность действий:

Исследовать состояние здоровья по принятым критериям;

Провести комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, группы риска;

Оформить эпикриз в истории развития (карточке) ребенка.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медсестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педиатра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращается внимание на цвет кожи и слизистых, физиологические отправления, оценивается нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен:

В 1 месяц -- ортопедом, невропатологом;

К 3 месяцу -- офтальмологом, хирургом, отоларингологом,

В 9 месяцев стоматологом;

Дети из групп риска осматриваются специалистами в более ранние сроки. Эти же специалисты осматривают ребенка и в годовалом возрасте.

В возрасте 3-х месяцев (по показаниям раньше) проводят общий анализ крови и мочи. В возрасте 1 года эти исследования проводят повторно, дополняя их исследованием кала на яйца глистов.

Итак, учет ежегодной диспансеризации - это систематическая (2 раза в год) перепись детей, проживающих на территории, обслуживаемой лечебно-профилактическим учреждением. Для учета всеобщей диспансеризации заполняется учетная форма, утвержденная МЗ РФ, в которую вносят даты врачебных осмотров, лабораторных и рентгенологических исследований, диагноз. Дети первых трех лет жизни осматриваются педиатром дифференцированно, частота осмотров зависит от возраста и состояния здоровья ребенка при рождении. В ЦРБ районных больницах при отсутствии врачей специалистов по патологии детского возраста, осматривают детей в декретные сроки врачи-специалисты, обслуживающие взрослое население.

1.2 Плановая диспансеризация на первом году жизни

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» определены стандарты плановых осмотров детей до года.

Сразу после рождения малыша осматривает врач-неонатолог. Он проверяет рефлексы, оценивает состояние слизистой, прослушивает дыхание и сердцебиение. Все эти мероприятия направлены на раннее выявление любых патологий.

Далее, если всё в порядке, малыша обмывают, обрабатывают и одевают (пеленают). На 4 сутки у здоровых детей и на 7 сутки у недоношенных из пяточки берётся кровь на скрининг-тест. Он позволяет своевременно выявить ряд тяжёлых генетических заболеваний:

муковисцедоз;

фенилкетонурия;

врождённый гипотереоз;

галактоземия;

адреногенитальный синдром.

Если ребёнок здоров, то маме не приходит извещения. Но если по какому- либо из перечисленных заболеваний малыш попадает в группу риска, родители (иногда и детская поликлиника) получают извещение о необходимости повторного обследования.

Наблюдение по родовой сертификации делится на 2 этапа.

I период: от 1 мес. до 6 мес.

II период: с 6 мес. до 12 мес.

Обследования проводятся каждые 3 месяца.

В российской системе здравоохранения есть четкие правила: как только ребенок родился, сведения об этом событии передаются в детскую поликлинику по месту жительства. Следовательно, сразу же после выписки из роддома к малышу должны прийти участковый педиатр и медицинская сестра. Они приходят на дом ежедневно до 10-го дня, затем, как правило, раз в неделю - осматривают пупочную ранку малыша, уточняют, как спадает желтушка. Безусловно, еще одна важная цель таких визитов - научить маму ухаживать за малышом, дать рекомендации по закаливанию, грудному вскармливанию и гигиене.

На протяжении всего первого года жизни малыша посещения поликлиники являются ежемесячными. Для удобства родителей в «грудничковый день» (проводится еженедельно) в часы приема педиатра параллельно с ним работают невропатолог, окулист, хирург-ортопед. Это основные специалисты, которым следует показывать малыша в установленные сроки.

В месяц ребенок впервые посещает поликлинику, где его должны осмотреть педиатр, невролог, окулист и хирург-ортопед.

Педиатр оценивает прибавку в весе, росте, измеряет окружность головы и грудной клетки, оценивает состояние и размеры родничков. Доктор проверяет слух, оценивает кожу, отвечает на вопросы мамы об уходе и кормлении. Также педиатр выписывает направления на исследования - общий анализ крови, мочи, УЗИ внутренних органов.

Невролог проверяет психомоторное развитие, рефлексы и оценивает мышечный тонус ребенка. Доктор также оценивает состояние родничков и черепных швов, дает направление на нейросонографию, то есть, УЗИ головного мозга.

Хирург и ортопед осматривают младенца на наличие паховой или пупочной грыжи, врожденную косолапость и кривошею, а также дисплазию тазобедренных суставов и нарушения развития скелета. В завершении осмотра доктор выписывает направление на УЗИ тазобедренных суставов.

У мальчиков обязательно нужно проверить яички (опущение, водянка) и аномалии мочеиспускательного канала.

Окулист проверяет проходимость слезных каналов, остроту зрения и глазное дно у малыша.

В этом возрасте ребенок приходит на плановый осмотр к педиатру, который взвешивает и измеряет малыша, оценивает его развитие.

Трехмесячного малыша, как обычно, осматривает педиатр, а также невролог, оценивающий психомоторное развитие. При необходимости доктор выписывает направление на массаж или в бассейн.

4 и 5 месяцы.

Все тот же плановый осмотр у педиатра с контролем веса, роста, окружностей головы и грудной клетки, состояния родничков и рефлексов.

В полгода ребенок уже многое умеет, он вырос, начинает активные движения и переходит на новое питание - вводится приокорм. Именно в этом возрасте необходимо прохождение небольшой медицинской комиссии, которая состоит из невролога, кардиолога, ЛОР-врача и окулиста.

Невролог определяет психомоторное развития ребенка, контролирует рефлексы. Окулист определяет предрасположенность к развитию близорукости и выявляет наличие косоглазия.

ЛОР-врач оценивает слух, осматривает носик и ушки малыша (нет ли воспалений или аномалий развития). Обязательно рассказывает маме об их правильной гигиене, о профилактике простудных и воспалительных заболеваний. При подозрении на нарушение слуха доктор дает направление к сурдологу.

Кардиолог осматривает малыша для выявления пороков и другой патологии сердечно-сосудистой системы. При необходимости доктор может дать направление на ЭКГ и эхокардиограмму.

7 и 8 месяцев.

В этом возрасте ребенку предстоит очередная консультация педиатра. Помимо оценки роста и развития, доктор может ответить маме на все вопросы относительно питания и введения новых прикормов.

9 месяцев.

Помимо очередного планового осмотра педиатра ребенку необходимы консультации невролога (оценка психомоторного развития ребенка), ортопеда (развитие тазобедренных суставов, позвоночника) и детского стоматолога (контроль прорезывания зубов, их роста, а так же рекомендации по гигиене и уходу за полостью рта).

10 и 11 месяцев.

В этом возрасте мама приводит малыша в поликлинику на плановый осмотр педиатра.

12 месяцев.

В год ребенку необходим осмотр не только педиатра, но и ряда специалистов. 12 месяцев - серьезный рубеж, перед нами уже взрослый человек, который может произносить несколько слов, имеет зубки, множество продуктов в рационе, умеет ходить и владеет немалым количеством самых разнообразных навыков.

Невролог оценивает полученные за год навыки, речевое и психомоторное развитие, тонус мышц. Важный момент - осмотр родничков, их состояние информативно для общей неврологической картины.

Ортопед контролирует физическое развитие ребенка, правильность развития позвоночника и формирования стопы. А детский стоматолог осматривает зубки на наличие кариеса (к сожалению, он встречается даже у таких малышей) и оценивает формирование прикуса.

ЛОР-врач проверяет ухо, горло и нос, а окулист определяет наличие/отсутствие отклонений в остроте зрения от возрастной нормы.

Безусловно, нужно сделать общий анализ мочи и крови. При необходимости, специалисты могут назначить дополнительные исследования.

Таким образом, соблюдая график диспансеризации детей первого года жизни, можно «держать руку на пульсе» и при появлении какого-либо заболевания немедленно приступить к лечению.

1.3 Значение диспансеризации для здоровья ребенка

Значение диспансеризации для здоровья ребенка переоценить сложно. Регулярное наблюдение у основных специалистов позволит контролировать состояние детского организма, выявлять заболевания на самой начальной стадии и успешно лечить их, не допуская обострений.

Диспансерный метод обслуживания детей, разработанный российскими педиатрами, - важнейший раздел работы детских поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов.

Первый год жизни ребенка - особенно ответственный период. От того, как растет и развивается ребенок в это время, во многом зависит его здоровье в будущем и развитие. Задачами диспансеризации детей в течение первого года являются динамическое наблюдение за их развитием и своевременное проведение оздоровительных мероприятий, профилактические осмотры всех детей (1 раз в месяц в течение года) с целью выявления ранних форм заболевания, активное динамическое наблюдение за детьми с отклонениями от нормы в состоянии здоровья.

Массовые профилактические осмотры здоровых детей первого года жизни имеют целью не только обнаружение и лечение заболевания, но и выявление предрасположенности к нему, и предупреждение возможности развития заболевания в будущем.

К факторам, предрасполагающим ко многим заболеваниям у детей на первом году жизни, относятся отягощенная беременность (ранний и поздний токсикоз, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, инфекции, химический и физический факторы) и отягощенные роды (недоношенность, переношенность, быстрые и затяжные роды, применение акушерских пособий, длительный безводный период, кесарево сечение и т. д.).

Предрасполагающими факторами являются также нарушение принципов вскармливания (раннее неправильное смешанное и искусственное вскармливание, отсутствие режима питания, позднее и неправильное введение дополнительных факторов питания, витаминов, прикорма), дефекты ухода (нарушение режима сна и бодрствования, недостаточное пребывание на свежем воздухе) и воспитания, недостаточное внимание к закаливающим мероприятиям или их отсутствие.

Медицинские сестры или фельдшеры должны проводить большую санитарно-просветительную работу, разъясняя матерям значение для ребенка правильных режима, вскармливания и закаливания.

Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни, кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес., в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес. следует сделать анализ крови для выявления анемии. В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи. Ежемесячно нужно проводить антропометрию (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.

Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты дети с анемией, рахитом, хроническими расстройствами питания, экссудативным и лимфатическим диатезами, перенесшие острые респираторные и кишечные заболевания и пневмонию, а также дети с родовой травмой и недоношенные.

Работникам среднего медицинского звена необходимо проводить большую организационную и санитарно-просветительную работу по устранению причин, вызывающих анемию (среди них -- дефекты вскармливания, ухода, частые острые инфекционные заболевания), по улучшению и нормализации ухода и режима, коррекции питания (белок животного происхождения, витамины, микроэлементы).

Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2--3 недели. Работники среднего медицинского звена должны проводить с их родителями большую санитарно-просветительную работу по выявлению и устранению причин, приводящих к дистрофиям (дефекты ухода и вскармливания, частые заболевания, врожденные дефекты и т. д.).

Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами -- дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела.

Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 месяцев, повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором -- 1 раз в 2 мес.

За период наблюдения проводятся оздоровительные мероприятия с учетом фоновых заболеваний с включением физиотерапии, лечебной физкультуры и общеукрепляющей терапии. Проводятся консультации оториноларингологом, санация носоглотки. Большое значение имеют закаливающие процедуры. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10--12 месяцев после клинического и рентгенологического выздоровления.

Дети, перенесшие острое кишечное заболевание, наблюдаются 1 раз в 2 -- 3 недели с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 месяц, при перенесении сальмонеллеза -- через 3 месяцев при условии отрицательных бактериологических анализов.

Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 недели, во втором -- 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 -- 3 месяца, окулист -- 1 раз в 6 мес. Критерием эффективности совместного с невропатологом наблюдения и лечения является отсутствие прогрессирования и восстановление нарушенных функций. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.

Дети недоношенные и близнецы с весом 2--2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1--6 месяцев -- 1 раз в 2 недели, во втором полугодии -- 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.

В заключении первой главы курсовой работы следует сказать, что правильно организованное диспансерное наблюдение за детьми первого года жизни, раннее выявление, своевременное и правильное лечение у них различной патологии - мощный фактор оздоровления детского населения; диспансерное наблюдение заметно улучшает показатели здоровья детей не только на первом году жизни, но и в более старшем возрасте.

Глава 2. Роль медицинской сестры в проведении диспансеризации

2.1 Работа по диспансеризации детей первого года ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска»

Работа ведется в соответствии с Постановлением правительства РФ от 29.11.2007г. № 987, Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.01.2007г № 50, № 33 от 15.01.2007 года и № 307 от 28.04.2007г.

Работает комиссия по распределению денежных средств полученных по талонам 3-1 и 3-2 родовых сертификатов между категориями медицинского персонала. Комиссия ежемесячно проводит заседания по распределению средств в соответствии с фактической нагрузкой работников, заседания оформляются протоколами. На основании протоколов издается приказ по учреждению.

Осуществляется организационно-методическая работа и контроль по ГБУЗ СК «ГДБ г. Пятигорска» по оформлению талонов 3-1, 3-2 родовых сертификатов в соответствии с инструкцией, тетрадей учета талонов, реестров родовых сертификатов.

Проводится анализ правильности оформления талонов 3-1, 3-2. Подекадно, по истечении 6 месяцев диспансерного наблюдения, ребенка заполненные талоны сдаются в статистический кабинет.

Ежемесячно подается заявка в ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на перечисление ГБУЗ СК «ДГБ г. Пятигорска» средств на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни за первые и вторые 6 месяцев диспансерного наблюдения.

Организовано формирование счета на оплату с приложением талонов родовых сертификатов и реестра талонов родовых сертификатов ежемесячно.

Реестр талонов родовых сертификатов предоставляется в региональное отделение ФСС. В 2015 году выставлено счетов по родовым сертификатам на сумму 3 807 ООО рублей (в т.ч. 2947021,49 руб. на заработную плату и 859 978,51 руб. на налоги).

На базе ГБУЗ СК «Городская детская больница» г. Пятигорска проводится второй этап неонатального и аудиологического скрининга для детей, у которых получены положительные или сомнительные результаты первого этапа. За 2015 год в рамках второго этапа неонатального скрининга по требованию лаборатории неонатального скрининга г. Ставрополь на наличие наследственных заболеваний обследовано 66 детей повторно, выявлено и подтверждено 4 случая заболевания, по поводу которых своевременно обеспечена консультация краевых специалистов, назначено необходимое питание и в полном объеме лечение.

За 2015 год по состоянию на 14.12.2015 г. в рамках проведения второго этапа аудиологического скрининга среди детей, не прошедших аудиологический скрининг в родильном доме, либо имеющих факторы риска, обследовано 596 детей; выявлено 6 случаев снижения слуха, все дети вовремя направлены на консультацию и лечение к краевым специалистам - сурдологам.

В 2015 году продолжалась реализация одного из самых важных направлений национального проекта «Здоровье» - диспансеризация детей до года.

Для его реализации Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (СКФОМС) заключил 32 договора с учреждениями здравоохранения на финансирование расходов, связанных с проведением диспансеризации указанной категории детей.

В связи с отсутствием в некоторых медицинских организациях необходимых лицензированных видов медицинской деятельности, для выполнения стандарта диспансеризации медицинские организации заключили 89 договоров на недостающие виды деятельности.

Таблица 1 - Заболеваемость детского населения до 1 года

Нозология

Заболеваемость

Заболеваемость на 1000 детей

В том числе ОКИ

Болезни эндокринной системы

Болезни крови и кроветворных

Болезни нервной системы

Болезни глаза

Болезни vxa

Болезни органов дыхания

Болезни органов пищеварения

Болезни мочеполовой системы

Отдельные состояния

перинатального периода

Врожденные аномалии развития

Заболеваемость детей до года в течение 3 лет имеет тенденцию к снижению (в 2015 году на 10% по сравнению с 2014 году). Несколько выросла заболеваемость эндокринной системы (на 20%), нервной системы и врожденных аномалий развития (на 18%), менее значимо - болезней глаз (на 8 %). Отмечается достоверное уменьшение болезней органов дыхания (на 10%) и отдельных состояний перинатального периода (на 13,5 %).

На стабильном уровне - заболеваемость ЛОР-органов, системы пищеварения, мочеполовой системы. В структуре заболеваемости по-прежнему на первом месте болезни органов дыхания -8%, на втором месте отдельные состояния перинатального периода 13%. Данные показатели соответствуют среднестатистическим общероссийским.

Рис. 1. Итоги проведения диспансеризации в 2015г

Несмотря на ряд трудностей при проведении диспансеризации: закрытие стационарных учреждений и перевод указанных детей в другие учреждения, отсутствие лицензированных видов медицинской деятельности практически во всех медицинских организациях, в 2015 году увеличилась численность детей, прошедших диспансеризацию.

Это стало возможным в связи с проведением совместной организационной работы специалистов СКФОМС, министерства здравоохранения края, медицинских учреждений, постоянной актуализации списков детей до года, осуществления мониторинга состава пребывающих в стационарных учреждениях указанной категории детей с целью выявления новых лиц, не прошедших диспансеризацию и проведением повторных осмотров в этих учреждениях.

В результате ежегодно проводимой диспансеризации детей до года в 2015 году увеличилось число здоровых детей и детей, нуждающихся в профилактических мероприятиях.

Рис. 2. Показатели диспансеризации

Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антропометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и груди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

2.2 Роль медсестры в диспансерном наблюдении

Работа амбулаторно-поликлинического учреждения, каковым является детская поликлиника, строится по участковому принципу. Детей на педиатрическом участке обслуживают врач-педиатр и медсестра - с момента выписки ребенка из роддома до передачи его под наблюдение врача подросткового кабинета.

Участковая медсестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по предупреждению рахита. Вместе с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию.

Готовит детей к поступлению в дошкольно-школьные учреждения; контролирует направление детей на осмотр узкими специалистами и лабораторное обследование. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и оздоровления.

При оказании медпомощи остро заболевшим детям по назначению врача медсестра вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков; наблюдает за состоянием больного.

В определенные дни недели в поликлинике ведется прием здоровых детей 1-го года жизни. Сведения о том, кого приглашать на прием, медсестра берет из плана работы участкового педиатра; предварительно оповещает родителей, выдает талоны на прием к врачу-специалисту и направление на сдачу анализов в лабораторию.

Участковая медсестра является основным помощником педиатра на приеме. В ее обязанности входит подготовка кабинета, после которой она приносит из регистратуры истории развития детей. Во время профилактического приема регулирует поток пациентов. Проводит антропометрию, дает советы по питанию, ведет целевые беседы, обучает родителей навыкам и элементам массажа и гимнастики, помогает врачу в ведении документации, выдает направления на анализы, оформляет документы на бесплатное питание и медикаменты, под контролем врача выписывает рецепты.

Патронаж детей до 1 года осуществляется исходя из их группы здоровья. Число патронажей определяет участковый врач. Первый патронаж к новорожденному выполняется участковой медсестрой совместно с врачом в первые 3 дня после выписки из роддома.

В первую неделю здорового новорожденного медсестра осматривает дважды, а потом еженедельно в течение первого месяца. Участковый педиатр составляет план такого наблюдения. Дети из группы риска и с патологией осматриваются внепланово. В 1-м полугодии ребенок осматривается медсестрой 1 раз в 2 недели, во 2-м полугодии 1-го года жизни -- 1 раз в месяц.

Дети из группы риска или состоящие на учете как дети социально опасного положения должны патронироваться участковой медсестрой в первую очередь.

Перечислим некоторые основные документы, ведение которых входит в обязанность участковой медсестры: тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медсестры (форма № 116/у), история развития ребенка (ф. № 112/у); медсправка на ребенка-инвалида с детства (ф. № 080/у), журнал амбулаторных операций (ф. № 069/у), карта профилактических прививок (ф. № 063/у), журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у), книга записи вызовов врача на дом (ф. № 031/у), журнал учета процедур (ф. № 029/у), журнал направлений на консультацию и во вспомогательные кабинеты (ф. № 028/у), выписка из истории развития ребенка (ф. № 027/у), талон на прием к врачу (ф. № 025-4), статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов (ф. № 025-2), карточка предварительной записи на прием к врачу (ф. № 040/у), дневник работы среднего медицинского персонала поликлиники (ф. № 039/у), карта учета диспансеризации (ф № 131/у).

Главная задача участковой медицинской сестры - проведение профилактической работы в целях формирования здорового ребенка и оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача.

Для решения этой задачи медицинская сестра выполняет большой комплекс мероприятий:

Проводит дородовые патронажи к беременным женщинам своего территориального участка, активно выявляет нарушения самочувствия беременной и своевременно сообщает об этом акушеру-гинекологу женской консультации и врачу-педиатру участковому;

Совместно с врачом-педиатром участковым посещает новорожденных в первые два-три дня после выписки из родильного дома;

Обеспечивает систематичность наблюдения за здоровыми и больными детьми;

Контролирует выполнение родителями врачебных назначений;

Планирует проведение профилактических прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения, приглашает детей на прививку в поликлинику;

Ведет работу по своевременной организации медицинских осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;

Выполняет назначенные врачом лечебные процедуры на дому;

Оказывает помощь врачу при медицинских осмотрах детей (проводит антропометрию, выписывает рецепты, справки, направления, листки нетрудоспособности, выписки, следит за очередностью приема);

Проводит беседы с родителями на участке и в поликлинике по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

Ведет работу по подготовке общественного санитарного актива на участке, совместно с которым осуществляет мероприятия, направленные на профилактику травматизма детей на участке; рейды по проверке чистоты, организует встречи населения с врачом.

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 тыс. детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 тыс. детей - 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.

Основная задача кабинета здорового ребенка - обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений в физическом развитии ребенка.

Заключение

Диспансеризация - это регулярные осмотры и обследования организма, необходимые для поддержания здоровья. Особенно важна диспансеризация детей раннего возраста, так как именно на данном этапе возможные выявленные проблемы можно устранить и сделать это легче, пока малыш маленький, нежели потом.

Первичный патронаж новорожденного ребенка проводится совместно с медицинской сестрой первые три дня после выписки из родильного дома. При рождении первого ребенка в семье его необходимо посетить в первый или второй день после выписки. Во время своего первого врачебно-сестринского патронажа новорожденного педиатр выясняет наличие факторов риска в анамнезе: собирает биологический анамнез (течение беременности, родов, раннего неонатального периода), социальный анамнез (состав семьи, материально-бытовые и санитарные условия), а также наследственный анамнез. Проводит тщательный осмотр ребенка, оценивает нервно-психическое и физическое развитие, наличие отклонений в состоянии здоровья. На основании комплексной оценки полученных данных определяет группу здоровья, при необходимости относит ребенка к той или иной группе риска.

Медсестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать элементам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педиатру. Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антропометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и груди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

По данным патронажа медсестры и из беседы с родителями, согласно показателям нервно-психического развития, выставляется группа НПР, и оценивается поведение ребенка. После объективного осмотра врач выставляет диагноз: «здоров», «угрожаемый по какой либо патологии» (группа риска), или «болен» (диагноз), а также указывает группу здоровья с первой по пятую, группу риска.

На приеме матери даются рекомендации по режиму, по рациональному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребенка. Кроме того, ребенку может быть назначен курс витамина Д, препараты железа и др. Решается вопрос о проведении профилактических прививок, а при наличии противопоказаний оформляется медицинский отвод. С родителями проводится санитарно-просветительная работа. Все данные вносятся в историю развития в виде унифицированных записей.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Коллегия Минздрава России. -- М., 2012. -- 66 с.

2. Законодательное обеспечение реформ в здравоохранении России // Проблемы законодательного обеспечения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации: аналитический вестник. -- М., 2011. -- №?229. -- С. 7?9

3. Измеров Н. Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровья, работающего населения России // Здравоохранение Российской Федерации. -- 2014. -- №?1. -- С. 7?8

5. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. -- М., 2011. -- 368 с.

6. Мыльникова Л.A. Предупреждение и контроль неинфекционных заболеваний и травматизма: подходы ВОЗ // Здравоохранение. -- 2012. -- №?10. -- С. 55?61

7. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов / Под ред. Ю. П. Лисицына. -- М., 2011. -- 668 с.

8. Организационные подходы по совершенствованию деятельности медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений на уровне региона (методические рекомендации) / З. А. Коренчук, М. А. Поддужная, B.C. Шелудько, Ш. А. Биктаев. -- Пермь, 2010. -- 72с.

9. Основы сестринского дела / под ред. С. И. Двойникова. -- М., 2013. -- 336 с.

10. Павлов Ю. И. Медсестра с высшим образованием как организатор диспансеризации (к вопросу о расширении спектра профессионального приложения выпускников ФВСО) // Главная медицинская сестра. -- 2013. -- №?2. -- С. 10?12

11. Потапов А. И. Только здоровая Россия может стать сильной // Здравоохранение Российской Федерации. -- 2014. -- №?2. -- С. 3?7.

12. Руководство для средних медицинских работников / под ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. -- М., 2010. -- 955 с.

13. Руководство по диспансеризации взрослого населения для специалистов со средним медицинским образованием / под ред. В. В. Уйба. -- Новосибирск, 2009. -- 288 с.

14. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / под ред. З. Е. Сопиной. -- М., 2010. -- 576 с.

15. Ступаков И. Н., Зайченко Н. М. Проблемы высокой смертности в Российской Федерации // Здравоохранение. -- 2014. -- №?4. -- С. 13?20.

16. Тахтарова Ю. Н. Совершенствование организации деятельности среднего медицинского персонала (структурно-функциональный аспект): автореф. дисс… канд. мед. наук. -- М., 2009. -- 22 с.

17. Чельцова А. А., Камынина Н. Н. Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности // Медицинская сестра. -- 2011. -- №?8. -- С. 20?22.

18. Щепин О. П., Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник -- М., 2011. -- 592 с.

Приложение

Специальная таблица времени для очередного похода с младенцем к врачу

Возраст ребенка

Врач-педиатр

Врачи-специалисты

Цели осмотра

Новорожденный

Сразу же после выписки ребенка из роддома участковый педиатр и медицинская сестра приходят на дом. Частота патронажных визитов врача - не менее 4 раз (в 1-й, во 2-й день после выписки из роддома, 10-й и 20-й дни) в месяц. Дополнительно ребенка навещает и медицинская сестра.

· диагностика и оценка состояния новорожденного;

· беседа с мамой малыша о преимуществах грудного вскармливания.

· опрос родителей о состоянии ребенка за прошедший период;

· взвешивание ребенка, измерение роста, объема головы, груди, родничков, термометрия;

· общий осмотр кожных покровов и видимых слизистых, пупка;

· оценка физического и психического развития ребенка;

направление на дополнительные обследования, направление на обследование к другим врачам-специалистам, выбор наиболее эффективного метода лечения.

Со второго месяца до полугода консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

невролог

· диагностика функционального состояния организма, нервно-психического развития (НПР);

· сбор сведений и оценка поведения ребенка;

· выделение групп риска по отклонениям в поведении.

детский хирург-ортопед

· диагностика общего физического развития ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата;

офтальмолог

· определение остроты по реакции фиксации на предмете;

· осмотр мышц (движения глаз в разные стороны), слезных путей (проходимость слезных каналов), век (полноценность открывания-закрывания век), а также глазного дна.

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· диагностика и оценка функционального состояния организма;

· немедикаментозные (массаж, гимнастика, бассейн) и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии).

6 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· определение уровня психомоторного развития ребенка, которая соответствует той или иной зоне развития.

офтальмолог

· контроль динамики рефракции глаза (сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования). Если наблюдается сдвиг в сторону минусовой рефракции, то возможно есть предрасположенность к развитию близорукости;

· выявление косоглазия.

оториноларинголог (ЛОР)

· проверка органа слуха -· при необходимости назначение медикаментозной терапии.

кардиолог

· осмотр с целью своевременного выявления у ребенка пороков сердца, ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и другой патологии сердечно-сосудистой системы.

9 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

детский стоматолог

· обнаружение заболеваний слизистой: кандидоз, стоматит;

· контроль прорезывания и роста зубов;

невролог

· при необходимости.

детский хирург-ортопед

· при необходимости.

12 месяцев

Плановая ежемесячная консультация педиатра

невролог

· оценка психического, речевого развития ребенка, неврологического статуса.

детский хирург-ортопед

· контроль физического развития малыша;

· проверка правильности формирования стопы.

детский стоматолог

· выявление возможных стоматологических заболеваний, в том числе - детского кариеса, который возникает из-за неправильного питания или некоторых детских привычек.

оториноларинголог (ЛОР)

· проверка уха, горла, носа;

· при необходимости промывание и обработка миндалин, носоглотки, отсос слизи из носа, промывание ушных проходов.

офтальмолог

· выявление отклонений в остроте зрения от возрастной нормы;

· выявление не замеченных ранее врожденных заболеваний, таких, как катаракта и глаукома, скрыто протекающих воспалительных процессов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность диспансеризации. Основные этапы диспансеризации. Правовые документы о диспансеризации. Отличие диспансеризации от профилактического смотра. Обязательное проведение профилактического консультирования. Раннее выявление заболеваний.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Диспансеризация как метод медико-санитарного обслуживания населения, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Проведение плановой санации полости рта у детей. Фазы диспансеризации. Группы осматриваемых. Выявление степени кариозного процесса.

    презентация , добавлен 13.06.2013

    Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Базовые принципы совершенствования диспансеризации, ответственность при проведении. Цель профилактических медицинских осмотров, их проведение и этапы. Контингенты диспансеризации взрослого населения. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Понятие диспансеризации, как метода медицинского обслуживания. Принципы диспансеризации беременных. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Преемственность в деятельности женской консультации. Обследование. Анамнез. Лабораторные исследования.

    презентация , добавлен 09.11.2016

    Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Основные задачи диспансеризации. Оценка эффективности наблюдения пациентов, страдающих геморроем, в условиях лечебной сети. Статистические данные по инвалидизации, количество человек, снятых с учета. Медицинское обслуживание, диагностика заболевания.

    научная работа , добавлен 03.09.2014

    Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, задачи диспансеризации взрослого населения. Анализ системы профилактических медицинских и скрининговых осмотров работников предприятий с вредными условиями труда в Свислочской ЦРБ.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Анализ качественных и количественных показателей работы учреждения. Лечебно-диагностические медицинские услуги, оказываемые в ней. Работы по диспансеризации подростков, специфической иммунопрофилактике. Методы организации работы диагностики и лечения.

    отчет по практике , добавлен 27.03.2014

    Причины преждевременного прерывания беременности. Принципы диспансеризации недоношенных детей. Особенности подкожно-жирового слоя. Мероприятия по оказанию медицинской помощи. Кормление и уход за новорождённым ребенком. Профилактика рахита и анемии.

Для любого родителя здоровье ребенка — это самое важное. Как не допустить заболеваний? Как их профилактировать и предотвращать? Как сделать так, чтобы малютка рос здоровым? Для этого нужно регулярно проходить диспансеризацию.

В основе диспансеризации лежат профилактические осмотры, ведь , как известно, легче предупредить, чем лечить. Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось.

Диспансеризация предусмотрена специальной «Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению». Но, как правило, родители ничего не знают о том, как, когда и в каком возрасте ребенок должен посещать того или иного специалиста. И, к сожалению, не в каждой поликлинике есть грамотные педиатры, которые четко знают инструкцию и стремятся ее выполнить. Многие не рассказывают родителям о важности диспансеризации для здорового развития их детей и не указывают сроки ее проведения. Сегодня мы хотим подробно рассказать о детской диспансеризации.

До 1 года

Первый год жизни малыша является периодом активного нервно-психического развития. Детям и необходимы профилактические обследования, чтобы это развитие протекало без патологии.

Любой профилактический осмотр позволяет выявить заболевание на самой начальной стадии, когда оно еще даже не проявилось
  • В 4 месяца ребенка осматривает педиатр.
  • В 4, 5 месяца малышу проводят вторую вакцинацию против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.
  • В 5 месяцев ребенка осматривает педиатр.
  • В 6 месяцев после осмотра педиатром ребенку проводят последнюю прививку против коклюша, столбняка, дифтерии и полиомиелита, а так же гепатита В.
  • В 7,8 месяцев малыш вновь должен посетить педиатра для планового осмотра.
  • В 9 месяцев к педиатру присоединяется . Он не только осматривает прорезавшиеся зубы, но и дает рекомендации о том, как правильно ухаживать за зубками, следить за прикусом и не допустить стоматологических заболеваний.
  • В 10 и 11 месяцев за здоровьем и развитием малыша следит педиатр.
  • В 12 месяцев к педиатру подключаются ортопед, хирург и невролог. Они оценивают то, чего не смог достичь малыш за первый год своей жизни, и дают родителям рекомендации по дальнейшему его развитию. Снова необходимы анализы крови, кала и мочи. Проводятся профилактические прививки против таких заболеваний, таких как корь, краснуха и эпидемический паротит. Проводится реакция Манту.

С 1 по 2 года

Если ваш малыш здоров, то на втором году жизни педиатр осматривает его уже не ежемесячно, а раз в 3 месяца. Этого достаточно.

В 1,5 года зубки ребенка должен осмотреть стоматолог. Также обязательны крови, мочи и кала. В этом же возрасте проводится ревакцинация против коклюша, столбняка и дифтерии. А спустя пару недель — против полиомиелита.

3 года

Многие мамы в это время как раз выходят из декретного отпуска и отправляют своих детей . Перед этим ребенок должен пройти полноценный осмотр и обследование специалистами поликлиники. Такой же осмотр повторяется в 6 лет, за год до того, как ребенок перейдет в школу.

7 лет

10 лет

Этот возраст считается препубертатом, то есть периодом, предшествующим половому созреванию. Именно поэтому помимо уже привычных специалистов к обследованию подключаются эндокринологи и детские гинекологи.

12 лет

Как правило, в этом возрасте начинается период полового созревания. Это своеобразная перестройка организма, которая влияет не только на половую систему, но и на все органы и ткани ребенка. Поэтому в этот период так важно, чтобы он получил полноценный осмотр и консультации всех специалистов, в том числе детского гинеколога (для девочек) и детского уролога (для мальчиков).

14 лет

Проводится тот же осмотр, что и в 12 лет.

15 лет

Помимо профилактического осмотра, подростку впервые делают флюорографию.

16 и 17 лет

Проведение профилактических осмотров всех специалистов, сдача анализов и перевод во взрослую поликлинику.

Главные врачи детских поликлиник (заведующие педиатрическими, дошкольно-школьными отделениями) планируют объём работы по диспансеризации, составляют рациональные графики осмотра детей в поликлинике, в дошкольных учреждениях, домах ребёнка, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах; согласовывают их с администрацией этих учреждений и осуществляют подготовку соответствующих помещений в них; организуют плановую санитарно-просветительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детского населения.

Врачи-педиатры (участковые, дошкольно-школьных отделений поликлиник, районных и участковых больниц, амбулаторий) организуют ежегодный персональный учёт детей по возрасту, месту воспитания или учёбы, месту медицинского наблюдения, составляют графики осмотров детей, проводят разъяснительную работу с родителями о целях и задачах ежегодной диспансеризации детей.

Участковые медицинские сестры детского амбулаторно-поликлинического учреждения под контролем врача-педиатра составляют списки детей с учётом возраста, места воспитания, учёбы (семья, дошкольное учреждение, школа), места медицинского наблюдения (территориальная поликлиника, ведомственная поликлиника); проводят разъяснительную работу с родителями о необходимости диспансеризации детей; приглашают детей указанных групп в поликлинику в соответствии с составленным графиком.

Медицинские сестры (фельдшеры) детского дошкольного учреждения или школы под контролем врача составляют списки детей, готовят необходимые для осмотра помещения и медицинское оборудование, информируют родителей о предстоящей диспансеризации.

Среди детей выделяются группы: первого и второго годов жизни; дошкольного возраста в организованных коллективах; дошкольного возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения; школьники до 15 лет.

Профилактический осмотр детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, проводится в условиях детской поликлиники.

Профилактический осмотр детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, а также школьников, осуществляется врачами-специалистами детской поликлиники по месту воспитания (учёбы) ребёнка или в поликлинике.

Плановый осмотр ребёнка врачом-педиатром или врачами других специальностей включает следующие основные разделы: исследование состояния здоровья ребёнка, комплексную оценку состояния здоровья с определением группы здоровья, назначение профилактических и необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Все данные вносятся в историю болезни ребёнка (ф. 112/у) и медицинскую карту ребёнка (ф. 026/у). При выявлении отклонений со стороны отдельных органов и систем и при неустановленном диагнозе назначаются необходимые консультации врачей-специалистов и дополнительные лабораторные и функционально-диагностические исследования. После установления группы здоровья в зависимости от заболевания или отклонения в состоянии здоровья назначаются индивидуальные лечебно-оздоровительные мероприятия, включая при необходимости стационарное, санаторное лечение и восстановительную терапию в амбулаторных условиях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь