Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Предрасположенность человека к агрессивным действиям пытались трактовать по-разному. Одним из первых возникло мнение, согласно которому у животных и у человека имеется врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Агрессивность человека имеет свои эволюционные и физиологические корни. К физиологическим факторам агрессии можно отнести половые гормоны.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию .

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлен в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Пожалуй, наиболее современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.

Когнитивные модели помещают в центр внимания эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

Рассматривая причины агрессии, следует учитывать, что агрессия неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Различия между отдельными видами агрессии в той или иной степени отражают уровень социализированности индивида, усвоения им сущности социальных норм.

По форме агрессию подразделяют на физическую и вербальную агрессию, которая носит активный (по собственной инициативе) либо пассивный (реакция в ответ на чье-то воздействие), направленный (когда точно известен объект агрессии) либо ненаправленный характер (когда агрессия вымещается на любом под руку попавшемся объекте). В свою очередь направленная агрессия бывает прямой и косвенной.

Если подробнее рассматривать вербальную агрессию, то следует выделить следующие ее виды:

многочисленные отпоры;

отрицательные отзывы и критические замечания;

выражение отрицательных эмоций;

высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания;

оскорбления;

угрозы, принуждения, вымогательства;

упреки и обвинения

А. Басс выделяет такие виды агрессии, как:

враждебная агрессия, направленная на причинение боли жертве;

инструментальная агрессия - способствует удовлетворению другого («неагрессивного») мотива;

случайная, непреднамеренная агрессия

Додж и Койе рассмотрели реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную угрозу. Проактивная агрессия инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей.

Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К ней относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Злокачественная же агрессия определяется как деструктивность, не связанная с сохранением жизни.

Ю. Б. Можгинский предложил два вида патологической агрессии - психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии поведение первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой - то момент трансформируется в агрессивно - патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия .

С точки зрения М. Раттера, агрессивное поведение можно разделить на 2 вида:

агрессивное поведение у субъектов, усвоивших нормы и правила, регулирующие отношения в обществе;

агрессивное поведение у субъектов, не усвоивших данные нормы и правила или присвоивших качественно иную систему ценностей

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, но ни одно из них не может быть принято исчерпывающим и общеупотребительным.

Наряду с понятием «агрессия» в психологии используется понятие «агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению.

В психологии существуют подходы к пониманию агрессии, сторонники которых рассматривали агрессивное поведение с разных точек зрения. К основным подходам изучения агрессии относятся:

психоаналитический подход

этологический подход

социобиологический подход

ситуативная теория агрессии

теория социального научения агрессии

Предрасположенность человека к агрессии пытались объяснить различные теории. На сегодняшний день предпочтение отдается:

фрустрационной теории

теория социального научения

когнитивная теория научения

Агрессия проявляется в физической и вербальной форме. Вербальная агрессия бывает активной, пассивной и направленной. Направленная агрессия подразделяется на прямую и косвенную.

Определение слова «агрессия» в психологии многими учеными рассматривается как не всегда удобная для социума форма поведения, причиняющая вред окружающим. Это наказание, разрушающее поведение, влияющее на принятые социальные нормы общества и причиняющее огромный психологический дискомфорт. Это сплетни, распространение неправдивой информации и враждебная фантазия, а также убийства и самоубийства.

В животном мире агрессия помогает выжить, а в цивилизованном обществе приступы агрессии порождают многочисленные хронические заболевания работников офисов, которым, как правило, некуда выплеснуть свою накопившуюся неудовлетворенность руководством или авторитетами.

В зависимости от того, какой стимул имеет агрессор, и какую реакцию он ожидает от жертвы, выделяют восемь видов агрессии:

  • спровоцированная - атакующего человека спровоцировали на такое поведение;
  • неспровоцированная - жертва никак не провоцировала атакующего;
  • наступательная - человек первым причинил насилие, а не оборонялся;
  • защитная - ответные на насилие действия;
  • ответная - отмщение за нанесенные повреждения;
  • агрессия, вызванная раздражением, - действия, которые помогают снять раздражение;
  • побудительная - причиной таких действий является желание получить стимул для чего-то;
  • санкционированная - поддерживает социальные нормы общества.

Большое влияние на человека оказывает так называемая вербальная агрессия: жертву могут подтолкнуть к суицидальным мыслям, в том числе и с помощью интернета. Она выражается в криках, оскорблениях, сплетнях, клевете. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди.

В значительных масштабах действует социальная агрессия. Ее примером может быть давление государства на своих граждан, а ответом на нее будут негативизм, обида, подозрительность, встречная агрессивность.

Последние перечисленные проявления агрессии определяются с помощью тестирования по методу Басса-Дарки. Он предназначен для диагностики агрессии человека. Метод представляет собой опросник из 75 утверждений. По итоговому количеству совпавших вариантов ответа рассчитываются индексы агрессивности и враждебных реакций.

Снять агрессию человека можно, только разобравшись с причинами ее появления, и используя индивидуальный медикаментозный (антидепрессанты) или популярный подход (сеансы психолога или психотерапевта, спорт, массаж, чайная терапия).

В группу риска входят те, кто:

Другими причинами являются: алкоголь, наркотики и асоциальный образ жизни.

В борьбе с агрессией необходимо понимать весь механизм проявления агрессии. Мы часто думаем, что приступы агрессии начинаются с враждебности, как с негативного отношения к миру и системы оценок, по которым человек судит о людях, предметах и явлениях. Далее, появляется гнев, который побуждает к действиям, а действиями или поведением человека является агрессия. Но исходя из существующих видов агрессии, она не всегда идет в связке с гневом. Впрочем, как и в гневе человек не обязательно агрессивен.

Агрессия, агрессивность, причины агрессии, гнев, раздражение, агрессия у детей, правильная реакция на агрессию. Как правильно справиться с агрессией? Читайте здесь!

Что такое агрессия и агрессивность?

Агрессия, агрессивность (от лат. aggressio - нападение) это – поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда.

Какие бывают виды агрессии?

Наглядный пример агрессивного поведения
Физическая агрессия: использование физической силы против другого лица, животного или объекта.
Примеры физической агрессии: драка, пинки, шлепки, нанесение телесных повреждений, порча имущества.

Вербальная агрессия: словесное выражение негативных чувств и эмоций, словесная агрессия.
Примеры вербальной агрессии: оскорбления, упреки, обвинения, крик, визг, брань, ругань, угрозы.

Враждебная агрессия: агрессивное поведение, конечная цель которого – причинение вреда и нанесение ущерба.

Инструментальная агрессия: агрессивное поведение, цель которого – достижение какой-либо цели.

Альтруистическая агрессия: агрессивное поведение, цель которого – защита кого-либо от чего-либо.

Внутренняя агрессия, самоагрессия (аутоагрессия): агрессия, направленная против себя.
Примеры внутренней агрессии: самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, суицид.

Внешняя агрессия: агрессия, направленная на окружающих.

Немотивированная агрессия: агрессия без причины.

Прямая агрессия: агрессия, направленная непосредственно на кого-либо.

Косвенная агрессия: агрессия, направленная на кого-либо окольным путем (распускание сплетен, плетение интриг).

Защитная агрессия: агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.

Провоцирующая агрессия: первое проявление агрессии, “первая атака”.

Причины агрессии и агрессивного поведения

Недовольство собой
Люди, недовольные собой часто бывают склонны к агрессии, особенно к внутренней агрессии (аутоагрессии).
На самом деле, недовольство собой подсказывает, что именно человеку не хватает для гармоничного развития, так что единственный простой и эффективный способ побороть недовольство собой – это самосовершенствование!

Страх
Все, что вызывает недовольство и страх, может вызвать и агрессию.

Неуверенность
Агрессивные люди часто пытаются навязать другим своё доминирование и принуждают уступать им дорогу - это последствия неуверенности в себе и страх быть “не при делах”.

Чувство вины
Агрессия может быть вызвана чрезмерным чувством вины. Чтобы избавиться от чувства вины, нужно научиться брать на себя ответственность, также, неплохо уметь вовремя извиниться.

Недоверие
Например, если человек имеет негативный опыт общения с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Человек как бы заранее занимает оборонительную позицию, отсюда и агрессия.

Плохое самочувствие, переутомление
Если человек не выспался или плохо себя чувствует, он более склонен вести себя агрессивно.

Алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты
Алкоголь, наркотические вещества и определенные медицинские препараты постепенно расшатывают нервную систему, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации.

Детские психические травмы и дефекты воспитания
Нередко человек заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями из-за грубого отношения родителей. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, любящими выяснять отношения в присутствии ребенка.
Строгое воспитание также может быть причиной агрессивности. Если вы воспитываете своего ребенка агрессивными методами, все ему запрещаете и наказываете ударами за каждую провинность – ждите такого же отношения к своим внукам.

Фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия
Сцены насилия и стереотипы агрессивного поведения, которые транслируются в современных фильмах и телепередачах подкрепляют тенденции агрессивных людей действовать именно так, а не иначе.

Доказано, что резкое отлучение ребенка от груди и недостаточное общение с матерью в первые годы жизни может сформировать у ребенка такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость и эгоизм.

10 способов справиться со своей и чужой агрессией

1. Посмотрите на ситуацию со стороны и сохраняйте спокойствие.
Как же глупо вы будите выглядеть, если начнете грубить и ругаться. Поберегите репутацию!
Не дайте агрессору вывести вас из себя. Самый лучший вариант – мягко перевести тему разговора.

2. Не нервничайте.
Порой люди нервничают по всяким пустяками, что только увеличивает запас отрицательных эмоций, вызывая в дальнейшем агрессию. Подумайте, если вы будете нервничать и беспокоится, это как-то поможет делу? Ответ очевиден.

3. Не обвиняйте других.
Окружающие люди не виноваты в том, что вы куда то торопитесь или что у вас нет настроения. Помните, что в раздражении легко наделать ошибок, которые потом будет трудно исправить!

4. Сосчитайте до 10.
Старый, добрый, эффективный способ – сосчитать до 10, перед тем как что-нибудь сказать.

5. Будьте доброжелательнее.
Вам нравится, когда к вам относятся доброжелательно? Другим тоже!

6. Будьте терпеливее.
Хотите стать спокойным человеком? Развивайте терпение.
Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место этого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе.

7. Чаще смейтесь.
Положительные эмоции улучшают не только настроение, но и физическое и психическое здоровье.

8. Больше двигайтесь.
Одним из самых эффективных способов снятия стресса и напряжения являются физические нагрузки. Хотите повысить уровень стрессоустойчивости? Тогда больше двигайтесь, желательно на свежем воздухе. Ходите, бегайте, плавайте, освойте новый вид спорта.

9. Не поддавайтесь на провокации.
Развейте в себе такое качество, как уравновешенность. Какие слова могут вывести вас из себя? Продумайте спокойные и взвешенные ответы на эти слова-раздражители.

10. Используйте агрессию.
Используйте агрессию в мирных целях, например, сделайте уборку или пробежку.

Неправильные действия в ответ на агрессию

Действия в ответ на агрессию, которые лишь усугубят агрессивное поведение агрессора:
Повышение голоса, угрожающий тон, крик.
Демонстрация власти (“Учитель здесь пока еще я”, “Будет так, как я скажу”), непреклонное настаивание на своей правоте.
Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки.
Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание.
Использование физической силы.
Втягивание в конфликт посторонних людей.
Наказания или угрозы наказания.
Обобщения типа: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”.

Агрессия у детей. Почему ребенок агрессивный?

Агрессия ребенка появляется не просто так, она мотивирована чем-либо. Чаще всего, это отражение внутреннего дискомфорта.

Стах и неуверенность.
Очень часто ребенок с агрессивным поведением прячет за агрессией ощущение ненужности и отверженности. Безучастность и жестокость родителей вселяет в него веру в то, что он никому не нужен, его никто не любит.

Физические наказания только усиливают агрессию и страх

Чувство собственной неполноценности и стремление доминировать.
Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия или самостоятельности. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, совсем неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут к агрессии.

У детей энергия бьет ключом, не запрещайте им бесконечно двигаться, бегать прыгать. Для получения позитивных эмоций, им необходимо накопившуюся энергию выплескивать. Также вы можете поиграть вместе, это еще больше сблизит вас с ребенком.

Эффективные способы коррекции детской агрессии

Общение с ребенком.
Установите максимально доверительные отношения с ребенком. Добивайтесь того, чтобы он не держал проблемы в себе, а делился с вами. Окажите ему поддержку, и тогда вы будете знать все о своем ребенке.

Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение.

После того, как приступ раздражения миновал, поговорите с ребенком, спросите его, что именно вызвало такую реакцию. Возможно, его обидели или он почувствовала себя ненужным – вот и рассердился. Подумайте, что можно сделать, чтобы избежать подобных переживаний в дальнейшем.

Не бейте ребенка, даже если очень хочется.
Если вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребенка, это лишь подтверждает, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.
История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Подавайте хороший пример.
Дети учатся общению и взаимодействию с людьми, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей, в первую очередь, родителей.

Помогите ребенку научиться правильно общаться.
Чтобы избежать агрессивного поведения у ребенка, необходимо научить его правильно реагировать на различные словесные провокации (обзывания, вызовы).

Повышайте самооценку ребенка.
Поручайте важные (для ребенка) дела. Пусть он чувствует свою значимость в семье и веру в него, поддержку с вашей стороны.

Скандалы, конфликты и тому подобные негативные ситуации истощают нервную систему и не приносят ничего хорошего.
Хватит портить себе нервы (причем, совершенно понапрасну)! Развивайте терпение, выдержку и тогда ничто не сможет вывести вас из себя. 🙂

Новосибирский Государственный Университет

Факультет Психологии

Виды агрессивного поведения у детей

Выполнил

студент 2 курса,

группы 13911

Самусев Н.А.

Новосибирск 2015

О понятии агрессия и агрессивность

Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2002), сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. О различиях понятий «агрессия» и «агрессивность» в современной психологии. Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001). Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия - агрессию и насилие. Насилие - не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого. Напротив, агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство.

Эрих Фромм отмечал: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» 1 .

[Агрессивное поведение, деятельность]

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» 2

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.

Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых - от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.

Функции агрессивного поведения

Агрессивные действия выступают в качестве:

1. Средства достижения какой-либо значимой цели.

2. Способа психологической разрядки.

3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Виды агрессивного поведения

Г. Паренс (Parens, 1979, 1997) разделяет два вида агрессии:

1. Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.

2. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

Классификация видов агрессии


Патологические формы агрессивного поведения

Они могут иметь следующие свойства:

Неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;

Могут длительно сохраняться или многократно повторяться;

Чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер);

Представляют реальную опасность для самой личности или

окружающих людей;

Не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их проявляющего;

Неконтролируемы (человек не способен управлять своими действиями).

Этиологическими факторами патологического агрессивного

Поведения у детей являются:

1. Дисгармоничное воспитание.

2. Безнадзорность.

3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка.

4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.

5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка.

6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.

7. Врожденные физические аномалии.

8. Хронические соматические заболевания.

9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.

10. Нарушения интеллектуального развития

11. Неврозы и невротическое развитие.

12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

13. Эмоциональные расстройства.

14. Посттравматическое стрессовое расстройство.

15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.

16. Психотические состояния.

Поведенческие расстройства диагностируются в том случае, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются или основные права других людей, или важнейшие соответствующие возрасту нормы и правила. Такое поведение наблюдается по меньшей мере шесть месяцев и включает следующие общие критерии (симптомы):

1. Ребенок проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила.

4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.

6. Часто обидчив или ему легко досадить.

7. Часто сердится или негодует.

8. Часто злобен или мстителен.

9. Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств.

10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с братьями и сестрами).

11. Использует оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож).

12. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям или животным (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги).

13. Преднамеренно разрушает чужую собственность, проникает в чужие дома и автомобили, разводит огонь с намерением причинить серьезный ущерб.

14. Совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок).

15. Принуждает другого к половой деятельности.

Причины проявления детской агрессивности

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия детей младшего (дошкольного) возраста. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и зашищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд». В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Маленькие дети переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим. В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности Другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего

человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

Различия в агрессивном поведении мальчиков и девочек

Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованый характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Пример: Довочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно видит только бурную ответную реакцию мальчика и наказывает его, поскольку во время урока выяснять «кто первый начал» ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подзуживают старающихся дурачков.

Список литературы

1.Бреслав Г.Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессии». СПб., 2002 г., 97 с

2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997 г., 336 с

3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М., 1994 г., 447 с

1 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М., 1994 г., стр 162-163

2 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997 г., стр 11

социализация агрессия гендерный семья

Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Valzelli, 1974).

Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.

Например, фактор социализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З.Фрейда. Сублимация -- защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию.

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс - это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер. Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи -- например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий -- нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).

Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.

Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.

С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э.Басса(Buss,1976). Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.

Представленные виды Э.Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их:

· по направленности на объект,

· по причине появления,

· по целенаправленности,

· по открытости проявлений,

· по форме проявления.

По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. гетероагрессия- это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы - это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, - это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики.впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок -- уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

Самооценочный субблок -- связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок -- связь аутоагрессии личности со способностью - неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью - неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно -- с застенчивостью.

Социально-перцептивный субблок -- наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.

По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами.

Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию - внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.

По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.

Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.

Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации -- обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное -- становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).

Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.

Физическая агрессия- это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая - активная - прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая - активная - непрямая» -это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая - пассивная - прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец,«физическая - пассивная - непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).

Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро - косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?

Л.М. Семенюк. («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии(50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме.

В качестве примера: возможно, уровень интеллекта подростка коррелирует с частотой проявления физической агрессии. Но все исследователи, исследуя определенные группы (преступные) утверждают о связи уровня интеллекта и агрессии в целом (чем выше агрессия, тем ниже интеллект). Также можно предположить, что люди с более высоким интеллектом проявляют непрямую и вербальную агрессию.

Но как быть с гендерными различиями? Неужели женщины проявляют агрессию в той же мере, что и мужчины? Чтобы ответить на эти вопросы надо проследить специфику развития и мужчин и женщин. Опять же стоит учесть, как биологические, так и социальные факторы. Следующая глава будет посвящена гендерным различиям в агрессивном поведении.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь