Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Многие родители разных возрастов признают необходимость пополнения своих психолого-педагогических знаний для выстраивания внутрисемейных отношений как с детьми, так и со взрослыми. Не все осознают множественность функций семьи и глубину воспитательного потенциала. У них нет представлений о том, какими воспитательными возможностями обладает социум.

«Семь Я»

С точки зрения социологии семья — это объединение малой группы людей, связанных не только кровными родственными и материальными отношениями, но и взаимной моральной ответственностью. Трудность совместного сосуществования состоит прежде всего в том, что каждый из отличается от другого не только возрастом и полом, но и характером, жизненными установками, целями, представлениями о морали и долге по отношению друг к другу. Размер материального вклада в семейные дела также существенно различается, что иногда приводит к конфликтам.

То есть это объединение неидентичных 7 «Я». Несмотря на общие цели ячейки общества (ведение хозяйства, воспитание детей и др.), мировоззрение, интересы, устремления ее членов могут отличаться. Семья — это малая социальная группа, в которой каждый имеет определенные права и обязанности по отношению друг к другу. Их нарушение влечет за собой ее распад и различного рода трудновосполнимые потери для каждого члена семьи.

Функции семьи

Семья — это малая группа людей, однако анализ ее функций показывает, что, решая собственные задачи, семья решает и общесоциальные.

К относятся:

  • Репродуктивная, то есть функция численного воспроизводства населения.
  • Функция социализации личности — обучение нравственно-этическим правилам поведения в обществе.
  • Экономическая или хозяйственно-бытовая. Семья заботится о своем материальном положении, занимается полезным трудом, удовлетворяя таким образом свои бытовые и хозяйственные нужды (приобретение и обиход жилья, одежды, бытовых приборов и предметов, техники, покупка или выращивание продуктов питания и пр.).
  • Воспитательная — воспитание детей в соответствии с общественными, национальными, религиозными традициями. При этом каждая семья сохраняет собственные педагогические традиции и создает новые в духе современных ей социальных перемен и требований.
  • Рекреационная, психотерапевтическая — обеспечивает человеку разнообразную помощь (материальную, психологическую) и защиту от внешних негативных воздействий. Человек должен осознавать, что степень такой помощи и защиты со стороны семьи будет максимальной, даже если он совершил серьезные ошибки и проступки.

Задачи функционирования семьи решаются комплексно, в противном случае ее частные проблемы могут стать проблемами общественного масштаба. Наркомания, алкоголизм, преступность, безнравственность, безыдейность, иждивенчество — проявления асоциального образа жизни, которые требуют вмешательства во внутренний мир семьи со стороны общественных и государственных институтов.

Семья как основной социальный институт обеспечивает безопасность и благополучие страны в целом.

Типы семейных отношений

Как малой группы близких людей зависит от того, какой тип отношений между ними установлен.

  1. Сотрудничество — высокоорганизованная семья имеет общие задачи и цели, стремится к их достижению, объединяя свои возможности и силы. В полном смысле это семейный коллектив, где учитываются индивидуальные запросы и возможности.
  2. Невмешательство, мирное сосуществование — родители сознательно предоставляют детям полную свободу действий, избегая какого-либо давления на них. В одних случаях это продиктовано убеждениями в том, что только при таком стиле отношений дети вырастут свободными и самостоятельными. В других — это эгоистические проявления пассивности и безразличия взрослых, нежелание выполнять родительские функции.
  3. Опека — родители полностью ограждают ребенка не только от материальных, но и от моральных и психологических трудностей, забот, принятия решений. В результате вырастают эгоистичные, безынициативные, неприспособленные к общественным отношениям личности.
  4. Диктат — основан на безусловном подчинении всех членов семьи требованиям одного из них. Понятие семьи как малой группы близких людей отсутствует. Добиваясь от других признания своего превосходства над ними, диктатор может использовать такие меры, как насилие, угрозы, игнорирование потребностей, унижение чувства собственного достоинства.

Разные могут сочетаться. Например, диктат с равнодушием к другим членам семьи.

Воспитательные возможности семьи

Педагогический потенциал «ячейки общества» огромен, поскольку семья — это малая группа людей с глубокими внутренними связями. В разных семьях одни и те же факторы воспитания выражаются больше, в других — меньше. Могут преобладать материальные, культурные, духовные, гражданские или иные цели и мотивы воспитания детей.

Социально-экономический фактор характеризует материальное положение семьи: сколько родители заняты на работе и могут ли достаточно уделять времени воспитанию детей, хватает ли заработанных средств на оплату насущных и культурно-образовательных запросов взрослых и детей.

Удобная и красивая, безопасная для жизни и здоровья среда обитания — технико-гигиенический фактор — оказывает положительное влияние на формирование чувств, воображения, мышления ребенка.

Состав семьи, то есть демографический фактор, непременно оказывает влияние на личность ребенка (сложная или простая семья, полная или неполная, однодетная или многодетная и пр.).

Семейный микроклимат во многом зависит от культуры и гражданской позиции родителей, то есть от того, насколько глубоко они осознают свою ответственность перед обществом за результаты воспитания собственных детей. Их цель - 7 "Я" должны стать прочным коллективом близких по духу людей.

Принципы семейного воспитания

Принципы семейного воспитания, разработанные А. С. Макаренко, не утратили своей актуальности и в наши дни.

    Правильное воспитание убережет от громадных затрат родительской энергии, сил и терпения на перевоспитание неправильных поведенческих и моральных установок ребенка.

  1. Семья — это малая группа равноправных ее членов, но главные в ней — родители - пример для детей, взявшие на себя нелегкую ответственность за все аспекты существования семьи.
  2. Только воспитание в многодетной семье дает возможность ребенку потренироваться в участии в самых разных видах социальных отношений.
  3. Родители должны иметь четкие цели воспитания детей как будущих граждан страны, а не как средства удовлетворения собственных родительских амбиций.
  4. Личный пример поведения — основной метод воспитания ребенка.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (А. С. Макаренко)

Педагогические принципы реализуются через методы воспитания необходимых качеств личности ребенка.

Методы семейного воспитания

Выбор методов воспитания детей диктуется уровнем психолого-педагогической образованности родителей, семейными воспитательными традициями. Он должен основываться на любви к ребенку, на понимании его внутренних и внешних потребностей, на учете конкретной ситуации события. Преобладающим является пример взрослого, демонстрация ребенку доверия к нему, открытости, готовности к обсуждению, сопереживанию.

  • Показ способов действий и реакций на ситуацию (проявил неловкость: рассердиться или посмеяться и исправиться?).
  • Поручение — должно быть посильным, с последующим анализом результатов выполнения и поощрением или терпеливым объяснением причин неудачи.
  • Разумный и достаточный контроль действий, состояний ума и души.
  • Юмор. Помогает увидеть ситуацию со смешной стороны, снять напряжение и выбрать адекватные меры воздействия.
  • Поощрение — словесное (похвала) или материальное. Недооценка и переоценивание действий ребенка одинаково нежелательны. В первом случае теряется стимул к полезным поступкам, в другом — формируются зазнайство, чувство превосходства над другими.
  • Наказание — соразмерное проступку. Недопустимы физическое и моральное унижение как негуманные, приводящие к деформации личности, к отчуждению от других членов семьи.

При выборе методов воспитания учитывается возраст детей, их психофизиологическое состояние. Они должны стимулировать стремление ребенка стать лучше во всех отношениях, быть полезным, отвечать оптимистичным ожиданиям взрослых. Неправильно выбранные методы формируют у детей разного рода комплексы, невротические состояния, отказ от саморазвития и жизненного целеполагания.

Кто поможет?

Несмотря на то что семья - это малая группа, внутри нее могут возникнуть немалые проблемы материального, психологического или иного характера.

Не всякая из них может быть преодолена силами самих ее членов. Система помощи семье выглядит так.

По инициативе членов семьи или общественности специалисты право- и здравоохранительных органов, соцслужбы, психолого-педагогической службы детского образовательного учреждения изучают суть проблем семьи, их источники и причины.

Координируются содержание, сроки, формы и методы оказания индивидуальной или групповой поддержки. Назначаются ответственные за выполнение намеченных планов помощи.

Осуществляется систематический контроль результатов и качества оказываемой помощи до разрешения семейной проблемы.

Многие родители не хотят огласки своих трудностей, боятся стороннего вмешательства, надеясь на собственные силы. Специалисты компетентных органов должны находить возможности для разъяснительной работы с родительским контингентом, чтобы снять этот барьер недоверия.

Эволюция в сфере семьи и брака находит отражение в изменении социального веса функций, выполняемых ими на разных этапах исторического пути. Брак, прежде игравший роль экономического института, в наши дни все быстрее превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Значение семьи как малой группы, где индивиды получают убежище, защиту и поддержку, возрастает.

При анализе семьи как малой группы особое внимание уделяют:

  • 1) характеристике ее внутренних связей и структуры в целом (ее целям, составу, степени сплоченности, ролевым отношениям и распределению власти);
  • 2) характеристике ее взаимодействия с более широкими социальными образованиями в рамках социальной структуры общества (с группами и общностями, социальными институтами и системами ценностей).

Для социологического анализа семейной группы первостепенное значение имеет именно внутренний аспект – структура и ролевое взаимодействие семьи . Их реальное соотношение образует своеобразную микросреду развития и самореализации личности. Основные параметры этой микросреды могут быть сгруппированы следующим образом:

предметно-материальные, связанные с условиями жизни семьи, состоянием жилья и вещной среды;

поло-демографические, фиксирующие половую принадлежность и возрастную (поколенческую) структуру семейной группы;

психоэмоциональные, характеризующие степень открытости, доверия между членами группы, готовность оказать взаимную поддержку;

параметры социального окружения, отражающие круг родственников, близких, друзей либо, наоборот, недругов и недоброжелателей, с которыми устанавливаются и поддерживаются контакты определенного рода;

параметры культуры, предполагающие учет образовательного уровня, предпочтений и запросов в духовной сфере, потребления информации и т.п.

Существуют различные подходы к типологии семьи как малой группы (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, т.е. количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи: а) многодетные (от четырех детей и более); б) среднедетные (два-три ребенка); в) однодетные; г) бездетные. Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых стран является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и т.д.).

Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

1. Традиционный (авторитарный) тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример – Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже – жены. Данный тип отношений характерен для доиндустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня се образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отмстить, что в последнее время как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

2. Демократический (эгалитарный) тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном тине отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

Критерий распределения обязанностей {ролей ). Опыт развития семейно-брачных отношений в большинстве индустриальных стран показывает, что по мере демократизации отношений внутри нуклеарной семьи данный критерий выходит на первое место. Этот аспект находит отражение в теории супружеских ролей.

В частности, Толкотт Парсонс считал, что при переходе к современной семье прежнее разделение супружеских ролей сменяется их общностью. Однако подобно всем функционалистам он интерпретировал эту новую ситуацию следующим образом: в интересах семьи как целого супругам целесообразно выполнять те функции, которые предопределены биологическими различиями между полами. Поэтому роль женщины он рассматривал как "выразительную", связанную преимущественно с воспитанием детей, а мужчине отводил "инструментальную" роль, обусловленную необходимостью материального обеспечения жены и детей.

В функционализме утверждается мысль о росте равноправия между мужчинами и женщинами, которое постепенно распространяется из сферы публично-правовых и общественных отношений на структуру внутрисемейных связей в целом. Исходя из указанной посылки, обычно выделяют сегрегированный (от лат. segregatio – отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и т.д.

Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и т.п. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей. Степень разделения между сферами компетенции мужа и жены в семейных делах, автономия их индивидуальных интересов может быть столь велика, что для их определения вводится понятие "обособленные супружеские роли".

На практике обособление ролей мужа и жены сочетается с авторитарным типом распределения власти в семье. Как свидетельствует Энтони Гидденс, даже в семьях, где работой вне дома заняты оба супруга, продолжает сохраняться подразделение вопросов семейной жизни на "очень важные" и "просто важные". Первые, например финансовые, мужчины по традиции склонны решать единолично; вторые, таки как воспитание детей, покупка мебели, ремонт квартиры, – совместно с женой.

Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

Сохраняющееся в целом в разных формах разделение семейных ролей послужило основанием для выдвижения в рамках феминистской мысли тезиса о том, что женщины эксплуатируются мужчинами, а институт современной нуклеарной семьи служит закреплению социального неравенства в положении женщины.

Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

  • 1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;
  • 2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;
  • 3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры. Данная ситуация позволила Д. Попеное сделать вывод, что "культурный идеал" традиционной американской семьи, при котором женщины являются домохозяйками-женами, а мужья – кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

Отношения, возникающие между членами семьи по поводу ожидания от них определенного ролевого поведения и выполнения ими на практике ролевых обязанностей, характеризуются двумя формами:

ролевым согласием, которое возникает при взаимодополнительности и совместности в исполнении добровольно принятых на себя ролей и благодаря согласованности представлений о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером;

ролевым конфликтом, который может быть трех типов:

1. Конфликт ролевых образов , когда у одного или нескольких членов семьи складывается неправильное представление о возникающих у них в рамках семейной группы обязанностях и сфере ответственности; aналогичным об разом формируется неадекватный образ должного поведения, накладываемый на поведение других членов семьи. Результатом такого положения оказывается несовпадение ролевых представлений и как следствие – конфликт.

2. Межролевой конфликт , при котором противоречие порождается ожиданиями, которые обусловливаются необходимостью сочетать одновременно ряд противоположных ролей, например, в сложных семьях, где родители детей сами одновременно выступают в роли детей по отношению к представителям третьего, старшего поколения.

3. Внутриролевой конфликт , который предполагает, что к одной и той же рол и предъявляются самые противоречивые требования. Именно в такую ситуацию попадает современная женщина, от которой ожидают, что она будет сочетать занятость в общественном производстве с традиционной для нее ролью обеспечения и налаживания домашнего быта.

Ролевой конфликт есть проявление более общего семейного конфликта, который возникает в результате распределения власти в семье, определения семейных целей и задач на каждом из этапов жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным системам ценностей членов семьи. Такого рода конфликт воспринимается и переживается членами семьи как взаимное столкновение целей, интересов, потребностей.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений. Основой семьи является брак - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая общественная форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Исходным признаком семьи и брака выступает кровное родство - установление и сохранение общности происхождения от одного предка (родителя) по линии отца или матери. Семья становиться родом если имеет как минимум три поколения. Родство в традиционном обществе является основной формой социальной организации. В современном обществе социальные признаки семьи признаются ведущими. Семья - это малая социальная группа и институт общества, так как статусы и роли членов семьи обычно получают одобрение и поддержку со стороны общества и в правовом отношении узакониваются государством, за исключением гражданских браков. Она испытывает воздействие основных социальных институтов, обладая в то же время относительной самостоятельностью и значительной локальностью. Семья проходит ряд этапов в своем становлении и существовании. Их последовательность составляет ее жизненные циклы: образование семьи - вступление в брак; рождение первого ребенка; рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» - вступление в брак или выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи - уход из семьи или смерть одного из супругов. Брак и семья относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на все многообразие жизни людей огромное число политических, экономических, духовных и иных институтов и организаций, практически в каждом обществе семья выступала и выступает отчетливо выраженной социальной единицей. Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Необходимость ее возникновения и сохранения обусловлена потребностями физического, социального и духовного воспроизводства человека, населения. Для семьи характерны также особое ведение хозяйственной жизни, взаимная моральная ответственность ее членов, свои социальные статусы и роли. Семья выполняет ряд функций. Одной из основных является репродуктивная функция - воспроизводство человека, сохранение человеческого рода. Положительное воздействие на осуществление этой функции оказывает физическое здоровье супругов, их любовь, взаимочувствование и взаимопонимание, материальный достаток в семье и комфортный быт. Негативно влияет на репродуктивную функцию серьезные болезни супругов и,возможных детей, разводы, неустроенный быт, конфликты и войны в обществе. Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает ведение домашнего хозяйства, образование бюджета семьи и его использование, приобретение необходимых материальных средств жизнедеятельности. Здесь значение имеет проблема «семейной власти», а также социализация имеющихся детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Наиболее признанной является тенденция установления равноправия между супругами. Однако на практике известны варианты семейной власти, которые могут устраивать супругов или становиться причиной размолвок и разводов. Имеющиеся в семье дети во многом зависят от родителей. Семейное воспитание также многообразно. Оно бывает удачным и менее удачным. He редки примеры, когда воспитание детей «отдается» на воспитание дошкольным учреждениям и школе, а также «улице». Семейное воспитание детей - изначальное их социальное формирование, требующее от родителей необходимых знаний, умений и навыков, гибкости, такта, и терпения. Далеко не все родители располагают такими качествами или формируют их у себя. В семье тем не менее легче и эффективнее использовать один из лучших методов воспитания - индивидуальный подход. Основу семьи составляет брачная пара, которая регистрирует создание семьи в государственных органах. Ho есть семьи, которые венчаются в церкви, а также устанавливают семейные отношения на основе добровольного согласия мужчины женщины вне всяких регистраций со стороны государства или церкви. Количество семей, возникающих по добровольному согласию, в последнее время заметно увеличилось. Социологи отмечают снижение желания и готовности населения к регистрированию брака в государственных органах, а также в церкви, что особенно характерно для современных развитых стран. Основой таких решений, как считается, выступает индивидуальное осознание гражданских прав и свобод, а также возросшая личная экономическая независимость. Существуют и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще. В Российской Федерации сегодня насчитывается примерно 40 млн семей, около 70% имеют детей. За последние 10 лет количество браков и разводов составляют примерное соотношение 3:1. Ежегодно без отца остается около 300 тыс. детей. Неполные семьи составляют 20% всех типов семей. Растет число внебрачных детей. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации, возросшей самостоятельностью жизни граждан, интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой непримиримости, что разрешить его можно только путем расторжения брака. Причины, вызвавшие конфликт, могут быть самыми разнообразными. Ho по времени возникновения их можно разделить на две большие группы: причины, которые объективно существовали до момента создания семьи; причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства. 1. Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таило в себе опасность будущего развода. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К факторам риска относятся: существенные различия в образовании и в возрасте; склонность к алкоголизму одного из супругов или обоих; легкомысленное отношение к браку и семье (низкий уровень социальной зрелости); слишком ранний возраст вступления в брак; вероятность скорого рождения ребенка; малый срок знакомства; несогласие родителей на заключение брака; брак по принуждению, без взаимного согласия или по расчету. Эти факторы проявляют себя уже в первые месяцы и годы совместной жизни. Они во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного года до трех лет. Результаты опросов показывают, что около 1/3 молодых людей вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совершить «ответственный» самостоятельный шаг, отомстить кому-либо или по примеру друзей. Такое поверхностное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей мотивации приводят к тому, что перед молодыми супругами задачи самоопределения семьи вырастают неожиданно и становятся неразрешимыми. Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на этой основе первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен. Таким образом, есть факторы, отрицательно влияющие на прочность брака еще до создания семейного очага. 2. Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в процессе совместной жизни супругов. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Много разводов приходится также на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов существенно ниже среднего уровня. При разводе в качестве основных указываются три группы причин. Бытовые аспекты: плохие жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание. Межличностные конфликты: утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, односторонняя принципиальность, мнительность. В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин, которые становятся инициаторами развода, эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. К ним тесно приближен такой фактор, как различие взглядов на жизнь - так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин. Внешние факторы: измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц. Все три группы причин разводов тесно переплетаются. Ho нега- тивно-печальное их проявление от такого переплетения только усиливается. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. Весьма распространенными последствиями являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами. Часто такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет. Нестабильность брака создает острые проблемы и для тех, кто хочет создать семью, и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как только отрицательное явление. Свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях, способ сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к осуждению разводов независимо от индивидуальной ситуации. Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов может сыграть служба семьи. Об эффективности ее работы в Москве свидетельствует тот факт, что 2/3 супружеских пар, бывших на грани развода и обратившихся к специалистам, изменили свое решение и сумели урегулировать семейные отношения. Профилактике разводов способствует также улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы, наличие детей. На основе рассмотренного материала можно конструктировать, что семья как малая социальная группа и институт общества воздействует на общество и процессы социализации личности стабильностью семьи, проблемой рождаемости и ролью в регулировании бытовых отношений. Высокий уровень разводов не означает распада семьи и брака как институтов общества. Напротив, семья остается безусловной культурной ценностью, основной ячейкой социализации личности. Качество семейных отношений требует постоянного совершенствования. Современные государства и общественные организации проявляют устойчивую заинтересованность в обеспечении стабильности семьи, ограждении ее от деструктивных факторов. Существуют системы правовых норм, защищающие права матери и ребенка, молодых семей. В этом заключены важные основы сохранения семьи, совершенствования семейной политики государства. Основные понятия Семья, брак, кровное родство, функции семьи, семейные конфликты, причины семейных конфликтов, разводы, причины разводов, семья как регулятор населения, семья и социализация личности. 6.2.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь