Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны :

  • 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи:
    • А) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика);
    • Б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха);
    • В) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
    • Г) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15- 20 мин);
    • Д) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т. е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки;
    • Е) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

  • 1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
  • 2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т. п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

  • 1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
  • 2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег «трусцой» для пожилых людей).

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности.

Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно.

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся .

Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

1) Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:

Гигиеническая гимнастика.

Прогулки.

Бег «трусцой».

Занятия на "дорожках здоровья".

Купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

2) Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

Самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке и т. п.

Репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаше являются групповыми, даже массовыми.

3) Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся:

Туристские прогулки выходного дня;

Туристские походы; подвижные и спортивнье игры рекреационного типа;

Спортивные развлечения рекреационного типа .

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства выделяют организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер(например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом «трусцой», групповые - в "Клубе любителей бега", массовые пробеги в "День бегуна".

По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и m и эпизодические (туристические походы, соревнования и т. п.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своевременно оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем и темпом.

Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки: неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником); отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

1. Особенности малых форм занятий:

Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).

Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).

Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).

Невысокий уровень нагрузок.

2. Утренняя гигиеническая зарядка – одна из наиболее распространённых и популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка. Она ориентирована на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития двигательных качеств и общей тренированности.

Примерная схема комплекса для утренней гигиенической гимнастики:

1) «выравнивающие» упражнения (например: плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лёжа в постели или стоя);

2) упражнения, нефорсированно активизирующие кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания, ходьба или бег на месте);

3) наклоны, повороты, вращения туловища, выпады с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды и темпа движений;

4) упражнения общего или частичного воздействия с выраженными но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лёжа, сидя на полу – поднимание и опускание ног, упор присев – упор лёжа и т. д.);

5) серия «растягивающих» движений (например, поочерёдные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);

6) упражнения циклического характера, активизирующие функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки ли бег в течение 3 – 5 минут; ЧСС – 140 – 150 уд/мин.);

7) заключительная серия движений (успокаювающе-переходная). Например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями.

Упражнения можно выполнять без предметов, либо с предметами: гантелями, резиновыми амортизаторами, скакалками, эспандерами. Ориентировочная продолжительность всей зарядки около 10 – 15 минут. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо варьировать виды упражнений и нагрузки в упражнениях.

При относительной стандартизации зарядки в рамках определённого периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативным способом повседневного самоконтроля.

Наиболее распространённые малые формы в школьном физическом воспитании и в сфере производственной физической культуры – вводная гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы. Их отличительные особенности обусловлены тем, что они органически встроены в структуру учебного и трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации.

3. Вводная гимнастика – обычно представляет комплекс из 5 – 8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов. Комплекс упражнений выполняется в течение 5 -7 минут непосредственно перед началом уроков или рабочих операций. Это своего рода разминка, которая сокращает период врабатывания и способствует выполнению последующих рабочих операций. В зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется.

4. Физкультминутки и физкультпаузы кратковременные сеансы физических упражнений , вводимых преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда или в школе на уроках. Выполнение упражнений в физкультминутках и физкультпаузах предотвращает снижение уровня оперативной работоспособности (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинается сказываться текущее утомление .

Продолжительность физкультпауз 5 – 7 минут. Необходимо варьировать применяемые физические упражнения в физкультпаузах в зависимости от характера и условий трудовой деятельности. Так, при тяжелом физическом труде включаются менее интенсивные упражнения, чем трудовые двигательные действия. Это могут быть упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также различные дыхательные упражнения. При невысокой интенсивности в трудовых действиях в качестве средств активного отдыха оправданы более интенсивные двигательные действия.

Физкультминутки на уроках проводятся под руководством учителя в основном в младшем школьном возрасте. Они состоят из 3 – 5 упражнений, выполняемых сидя за партой и 3 – 5 упражнений, выполняемых стоя у парты. Количество повторений каждого упражнения 6 – 8 раз.

Как уже говорилось, по мере развития массового физкультур­ного движения в различных сферах его возникают и множатся раз­нообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя ос­новными остаются рассмотренные педагогически регламентирован­ные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера. Это - одно из необходимых условий глубокого проникновения физической культуры в различные сферы жизни общества и народный быт - в систему образования и вос­питания, сферу производственной деятельности, режим здорового отдыха и т. д.

Достаточно разработанной типологии всей совокупности сущест­вующих форм построения физкультурных занятий пока не создано, что объясняется в какой-то мере как многообразием, так и динамич­ным обновлением их, особенно в наше время. Поэтому приводимую здесь характеристику ряда из них нужно рассматривать лишь как ориентировочную и неполную.


3.1. Малые формы

Типичными признаками, отличающими так называе­мые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:

относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умерен­ной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предус­матривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или ввод­ной производственной гимнастики), некоторой оптимизации дина­мики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эф­фекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и, микросеансов производственной гимнастики), поддержанию от­дельных сторон приобретенной тренированности и созданию неко­торых предпосылок, способствующих эффективности основных заня­тий (как это предусматривается, например, при выполнении упраж­нений, входящих в домашние задания по школьному курсу физи­ческого воспитания) и т. п.;



сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представля­ют собой кратковременные сеансы или серии физических упражне­ний, занимающие нередко всего лишь несколько минут;

незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практи­чески не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельнос­ти - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультми­нут) ;

относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспита­ния. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в по­следние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важ­ными факторами оптимизации текущего функционального состоя­ния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат обще-


доступными формами внедрения физической культуры в повседнев­ный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, ког­да по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих.

Методика построения малых форм занятий не может, разумеет­ся, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их воз­растных, индивидуальных и других особенностей, а также от внеш­них обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конк­ретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида.

Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.

Утренняя гигиеническая зарядка, как известно, одна из наибо­лее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качест­ве малой формы занятий она не тождественна ни утренним трени­ровочным занятиям, получившим распространение в практике спор­та, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ее главное назначение - оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к пов­седневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической за­рядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особен­ностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы за­нятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уров­ня развития отдельных двигательных качеств и общей тренирован­ности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ве­дет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоре­чит закономерностям постепенного развертывания функциональ­ных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя.

Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для за­рядки предусматривает:

1) «выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямле­нием конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя);

2) упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущест­венно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, не­торопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);

3) наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды ч темпа движений;


4) упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лежа, имита­ция толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);

5) серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движе­ния руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);

6) упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхатель­ной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3-5 мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140- !50 уд/мин);

7) заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично ниве­лирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упраж­нениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями).

Ориентировочная продолжительность всей зарядки-около 10-15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать связанные с ними парциальные нагрузки. Ограничи­тельным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего зна­чительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обыч­ному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконт­роля (см. гл.XI; 3.1., раздел «Физкультурный самоконтроль»).

Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно - к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утрен­няя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным норми­рованием нагрузки, например, в середине дня).

Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере про­изводственной физической культуры - вводная гимнастика, физ-культминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в ре­шающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредст­венно встроены в структуру трудового процесса и подчинены зако­номерностям его оптимизации (см. рис. 44). Это значит, кроме про­чего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способ­ствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих.

Вводная гимнастика. В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной ор­ганизации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5-8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это гоже своего рода разминка, которая, после­довательно активизируй «функциональные системы организма, спо-


Рис. 44. Схема, иллюстрирующая место вводной гимнастики (ВГ), физкультминут (ФМ) и физкультпауз (ФП) в режиме трудового процесса (один из типичных вариантов, пояснения в тексте)

собствует эффективному выполнению последующих рабочих опера­ций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта раз­минки здесь имеет значение и специфическая психомоторная наст­ройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определен­ном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из уп­ражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствую­щие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнасти­ческих движений.

Физкультпаузы и физкультминуты (или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в ка­честве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопро­вождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являются своего рода паузами - в том смысле, что осуществляются в малых перерывах по ходу ра­боты. В то же время они имеют деятельностный характер, посколь­ку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми опе­рациями, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму актив­ного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утом-


ление. Малые формы занятий в сфере производственной физиче­ской культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продол­жительностью 5-7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты- 1-2 мин. и микропаузы - 20-30 с.

Согласно накопленным исследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессионального труда восьмичасовом режиме рабо­чего дня целесообразно выделять до 5-6 физкультпауз и физкультминут, в том чис­ле 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя примерно 2-3 ч после начала работы, а вторая - за 2-2,5 ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы - и чаше). Тут неизбежны, конечно, вариации, зависящие от конкретного характера! и условий трудовой деятельности. Это относится и к содержанию физкультпауз) и физкультминут, и к параметрам связанных с ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чем трудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчас преобладающей, мере выражены мо-менты рационального мышечного расслабления и акцентированы дыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой же интенсив-ности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыха оп- равданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае, разу-меется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физические нагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируя. нагрузку в физкультпаузе по ЧСС, ее доводят к середине паузы до 110-120 уд/мин а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному)*.

Принципиально полезность этих и других форм производствен­ной физической культуры на вызывает сомнений**. Очевидна и не-обходимость углубленной разработки методики оптимального исполь­зования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чем больше, тем лучше» здесь явно не подходит. Пред­стоит детально определить закономерности профессионально-при­кладной физической культуры с учетом тенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпоху научно-технической революции.

Наконец, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут слу­жить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам вре­мени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражне­ний, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им прида­ется тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выде­лить между основными и другими неотложными делами.

* Подробнее о малых формах и других факторах производственной физи­ческой культуры см., в частности, в кн.: Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здо­ровье, физическая культура. М., ФиС, 1974; Матвеев Л. П., Саноян Г. Г. Физиче­ская культура в системе НОТ. М., ГЦОЛИФК, 1981; Нифонтова Л. Н. Производст­венная физическая культура. М., Знание, 1982.

** Правда, встречающиеся в литературе цифры прироста производительности труда до 10 и более процентов, обусловленного якобы лишь внедрением производ­ственной гимнастики, доверия не заслуживают.


Такие микроееансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бег по домашней лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серий­ные многоскоки со скакалкой, серии локальных и региональных силовых упраж­нений и упражнений «в растягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми делами по самообслуживанию. Элементарный порядок использо­вания упражнений и в этих случаях предполагает трехфазовую последовательность действий: вначале разминочную серию движений (в замедленном темпе, с уко­роченной амплитудой, без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершение - успокаивающую се­рию движений (например, дыхательных).

Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями*.

3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера

При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспи­тании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятии в самодеятельном физкультур­ном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: 1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочного типа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включаю­щего в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в обще­доступных спортивных упражнениях, туристские походы в выход­ные дни и т. д.)

Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной органи­зации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непо-

* К настоящему времени с учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями неплохо разработан ряд тренировочных про­грамм, рассчитанных на получение кумулятивного эффекта, в частности при исполь­зовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой; продолжительность разовой нагрузки в них постепенно увеличивается с 3-5 до 15 мин и более (см., напр., Купер Кеннет, Новая аэробика. М., ФиС, 1979).


средственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по. общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тре­нировке. По содержанию они бывают однопредметными (включа­ющими, например, быструю ходьбу - «спидуокинг» или продолжи­тельный бег, в том числе «трусцой» - «джоггинг», или главным образом материал аэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основной гимнастики и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера или построенными с использованием материала многоборий комплекса ГТО).

Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и получен­ным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жиз­ни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связан­ные с модой на те или иные физкультурные увлечения (достаточно вспомнить, например, недавние приливы и отливы массового инте­реса к аэробике, йоге, гимнастике ушу и т. д.). Долг специалистов в этом отношении - тактично формировать индивидуальные инте­ресы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физи­ческой культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьез­ная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельнос­ти, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интере­сов. Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, однако, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке прин­ципиально не может гарантировать полноценного физического раз­вития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физической культуры он становится одним из действенных факторов достижения физического совершенства*.

В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных за­нятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распро­страняются известные общие положения методики физического вос­питания (включая и те, что касаются структуры основных форм занятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного ру­ководства специалиста, т. е. постольку, поскольку сами занимаю­щиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занима­ющихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствую-

* К сожалению, об этом несомненном положении нередко вроде бы забывают авторы публикаций массового назначения, где допускается явно односторонняя ориентация на отдельные виды упражнений, оказывающиеся по разным причинам в фокусе исключительного внимания.


щими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наиболь-шей мере зависят от уровня физкультурной образованности зани­мающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консульта­ций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методи­ческой литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий.

Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тре­нировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобязательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса*. Вместе с тем тратить ежедневно по многу часов на физическую тре­нировку, как это делают отдельные, не в меру увлеченные физкуль­турники (особенно любители бега «трусцой»), для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру.

Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние орга­низма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом от­дыхе. Они издавна, хотя пока все еще далеко не во всех подходя­щих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определяющему содержанию это - отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в дан­ном случае ценна более всего своим восстановительным и.оздоро­вительным эффектом. Пригодных для этого ее вариантов, как изве­стно, достаточно много - от таких, например, как элементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовых площадках) или спортивные игры по свободному регламенту, сог­ласованному между участниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускной период при условии, что предъявля-

* Обзор ряда конкретизирующих это положение исследовательских данных, относящихся к физической тренировке людей зрелого возраста, см., напр., Пиро-гова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев, Здоров"я, 1986.


емые в них нагрузки умеренны, не сопровождаются долго выра­женным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющим воз­действием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режиме активного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде, лодках, лыжах и т. д.).

Такие формы двигательной активности как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регла-ментированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для] физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориента­ции, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необ­ходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исклю­чения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, на-выков.

3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании

В ряду разнообразных форм организации занятий в многолет­нем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапах физического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с кото­рыми сопряжено спортивное соперничество.

Тот хорошо известный факт, что специфические соревнователь­ные требования и отношения имеют свойство в максимальной ме­ре выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов орга­низма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие*, обусловил распространение вариантов соревновательных форм за­нятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкуль­турной практики. Наиболее широко они представлены, разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифициро­ванных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10-15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсе физического воспи­тания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спор­тивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь со-

* Подробнее об этом см. руководства по теории спорта для институтов физи­ческой культуры.


ревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.

В этой связи нужно различать собственно-спортивные сорев­нования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация пове­дения соревнующихся на победу или (и) индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов и ряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта доведена, как известно, до международного уровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исхода официальными ар­битрами, специфическая эмоциональная напряженность и насыщен­ность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, его обстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При ис­пользовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных со­ревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесь разнообраз­ные варианты соревновательных форм занятий, заключается в ис­пользовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные чер­ты, характеризующие последовательность поведенческих актов со­ревнующихся (вводно-организующие действия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).

Спортивные соревнования или подобные им физкультурные ак­ции модифицируются и приобретают различную конкретную на­правленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса физического вос­питания в общеобразовательной школе и других учебных заведе­ниях применение соревновательных форм организации занятий под­чинено прежде всего логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в опреде­ленных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок или зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, нормативов ГТО или спортив­ной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянных учебных подразделений - классов, групп, курса и т. д.).. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной о р и е н т а ц и и. Для мно­гих они фактически не столько способ достижения спортивной победы


или спортивно-технического результата (как показывают исследова­ния, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выражены слабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Не случайно при нефор­мальном подходе к организации таких соревнований спортивно-со­ревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, что предусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов и другими организационно-методическими приемами и усло­виями.

В регулярной спортивной деятельности, на­правленной к высшим достижениям, специфические для нее сорев­нования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные, клас­сификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в за­висимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена.

Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательных формах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами, что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, а отсю­да и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается, как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем (установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях, официально принятая дифференциация их по программе, масштабу, продолжительности, режиму в зависи­мости от возраста, пола и уровня спортивной квалификации участ­ников, официально регламентирующие рекомендации по нормиро­ванию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов со­ревнующихся и т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующих регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоит сделать, прежде все­го по пути органического внедрения спортивной культуры в созна­ние и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клу­бов по интересам в территориальных и коммунальных регионах, ка­чественной подготовки общественного спортивного актива.


Глава XI ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания

В деятельности по физическому воспитанию, как, впрочем, и в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование, 2) реализацию запланированного, 3) контроль (рис. 45). Условность такого разграничения вполне очевидна, поскольку в действительности все эти операции не толь­ко взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности. В единстве они представляют собой неотъемле­мые слагаемые рациональной организации, целесообразного пост­роения процесса физического воспитания и управления его резуль­тативностью.

Знание объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципов и научно-методических положений - важнейшая предпосылка и направляющая основа педагогического планирования и контроля в этой сфере. В свою очередь, планиро­вание и контроль, если они опираются на знание закономерностей

Рис. 45. Схема соотношения планирования, реализации запланированного и конт­роля

Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Однако именно в этот момент у большинства первоклассников возникают определенные трудности, которые можно преодолеть, если у ребенка нет проблем со здоровьем.

Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных для обучения в школе функциональных систем и органов, поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс должен способствовать и качественному овладению общеучебными умениями и навыками, и укреплению здоровья маленького школьника, его росту и развитию.

При рассмотрении учебно-воспитательного процесса с позиции роли в нем движений, установлено:

  • Движение должно являться неотъемлемой частью любого обучения;
  • Недостаток в движении снижает уровень физических функций, задерживает развитие, вызывает затруднения в усвоении школьной программы;
  • Знание взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет учителю успешно использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.

Залогом успешного обучения в школе является, прежде всего, здоровая нервная система ребенка. Постоянное эмоциональное напряжение сопровождается мышечным напряжением, и наоборот, расслабление мышц приводит к постепенному снижению нервного возбуждения, а также к эмоциональному расслаблению всего организма. Нервное напряжение и переутомление ребенка, тревожность и раздражительность можно легко снять, используя подвижные коллективные игры на ежедневных физкультурных паузах в школе, ведь потребность в движениях у учащихся 7-10 лет составляет 4 часа в день, а в неделю – от 18 до 24 часов. Учеными установлено, что два урока физической культуры в неделю компенсируют лишь 11% двигательной активности данной возрастной группы детей. Увеличение же объема динамики за счет организации и проведения внеурочных подвижных пауз – одной из “малых форм” физического воспитания – поможет решить проблему развития гиподинамии в раннем возрасте. Уже в скором времени у детей сформируется устойчивая, осознанная потребность в систематическом использовании движений для сохранения своего здоровья. Таким образом будет решаться одна из главных задач политики нашего государства по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе – задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать.

Учёные считают, что продолжительность активного внимания первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, активно отдохнуть.

В течение суток объем и содержание двигательной активности должны быть достаточными для стимулирующего влияния на организм ребенка, содействовать его разностороннему развитию. И здесь большую роль играют физкультурные паузы и динамические перемены. Ученик, занимавшийся долгое время умственной деятельностью и утомленный ею, ребенок, в организме которого уже наметились застойные явления из-за дефицита движения, просто нуждается в активном отдыхе!

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам:

  • проводить в чистом, хорошо проветренном и освещённом помещении;
  • следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки;
  • не допускать переутомления.

Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут как индивидуально, так и фронтально. Длительность таких пауз – 5-8 минут.

Динамические перемены (продолжительностью не менее 30 минут) могут быть организованы уже после второго урока со всеми учащимися класса. Это организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Если нет места или погодные условия не позволяют проводить занятия во дворе школы, их необходимо перенести в помещение, хорошо проветренные залы, коридоры или рекреации. При этом надо учитывать возрастные особенности детей. Также желательно использовать материал учебной программы по физкультуре. Для успешного проведения подвижной перемены учитель физической культуры должен провести инструктаж с учителями и физоргами классов. В содержание таких перемен могут входить ускоренная ходьба или дозированный бег, выполнение ранее разученных комплексов физических упражнений оздоровительной направленности, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр или танцев.

Одним из условий успешного проведения динамической паузы является её музыкальное сопровождение. За несколько минут до окончания перемены музыка выключается, что служит своеобразным сигналом для подготовки всех учеников к предстоящему уроку.

Подвижные игры, предлагаемые в этом методическом материале, можно использовать не только при проведении активных перемен, но и на прогулке в ГПД, во время классных и школьных праздников, для организации досуга детей в поездках и походах. На первый взгляд они могут показаться просто забавой, а на самом деле отлично тренируют силу, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений.

“Ловишка парами”

(Игра проводится по принципу игры “Третий лишний”, но в игре “Ловишки парами” пары не стоят, а бегают)

Ребята становятся парами, держась за руки. Выбирается Ловишка и убегающий, которые встают на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу “Лови!” дети парами разбегаются по всей площадке, а Ловишка старается их поймать. Спастись от Ловишки можно, взяв кого-либо за руку, тогда убегающим становится тот, кто оказался третьим. Убегающий, которого Ловишка коснулся рукой, становится Ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: “Я – Ловишка!” Новому Ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.

“Изобрази без предмета”

Предложите детям, проявив воображение, проделать следующее:

  • Подбросить и поймать мяч (напоминаю – без мяча).
  • Перебрасываться с товарищем мячом.
  • Наколоть дрова.
  • Перенести предмет с одного места на другое.
  • Плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили.
  • Поднять вещи весом в 1, 2, 3, 4, 5 и 10 кг.
  • Изобразить разозленного кота; голодного поросенка; надменного индюка; ночную сову; красавца-павлина; страуса; гордого петуха; пингвина. Главное – передать характер животного или птицы, изобразить их походку, “голос”, манеры. Сделать это весело.

“Сантики-сантики-лим-по-по”

Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет “показывающим”. Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Его задача – определить, кто показывает все движения.

Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: “Сантики-сантики-лим-по-по”. Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

“Радуга”

Считалкой выбирается Радуга. Он становится лицом к играющим, называет любой цвет и расставляет руки в стороны. Игроки находят этот цвет в своей одежде, касаясь этого цвета, спокойно проходят “под Радугой” (под его руками). Если же у кого-то нет нужного цвета, он должен найти возможность перебежать на другую сторону “под Радугой” так, чтобы его не осалили. Кто попался, становится новой Радугой, и игра продолжается.

“Поймай хвост дракона”

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача “головы” – поймать “хвост”. А задача “хвоста”, в свою очередь, – убежать от “головы”. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки “хвоста” можно выбрать новую “голову” и новый “хвост”.

“Западня”

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

Литература:

  1. Видякин В.М. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 152 с. – (Мастерская учителя).
  3. Коваленко В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).
  4. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. 2-е изд. – Л.: Медицина, 1988. – 141 с.
  5. Овечкина А.В., Дрожжина Л.А., Суворова В.А. и др. Лечебная гимнастика для детей с нарушениями осанки и сколиозом начальных степеней (пос. для врачей). – СПб., 1999. – 30 с.

8.1.Классификация форм занятий в физическом

воспитании

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организацииучебно- воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы - урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятии, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др, К ним относятся;

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­вшем. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, олно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятии направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятии, т.е. формы физкультур-но-снортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовлен ность и т.п, (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими

Упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) и соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При зтом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходимадля начальной организа­циизанимающихся, психической и функциональной полготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки ирофессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методике-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность - это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообрц зис средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном и средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность-формирование ведущих для конкрет­ных профессии двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортчвнп-трепировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке и, к соревнованиям.

Методика-практические занятия проводятся в основном в сред­них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­правленность - опера циональное овладение методами и способа­ми фи зкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб­ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для юга характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготоилен-ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив-ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2-З до 15-20 мин);

3) отсутствие или не выраженность структуры построения заня­тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, чапримср оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­культурные минутки и т.п.:

4) невысокий уровень функциональных нагрузок. Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например но ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа­билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпиигом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятив­ного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организациизанятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, прису­щие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий,

Занятия неурочного типа в отличие отурочного осуществля­ются на основе полной добровольности.

Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды; перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Плакирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определенияконечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оиснить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре­мени, наличие мате риально -технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создастся конкретная перспектива впедагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (получен­ных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитатсльные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова­ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­ностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и раз­вития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план 1 . Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последонательность планирования. При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и лр.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование.

" План - это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,последовательность и сроки выполненииработ.

Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­сивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описатель­ному либо табличному оформлению плана. При этом просматри­ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом


же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождениепогодам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной трени­ровки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиесяна каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физи­ческая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года (учебного - в общеобразователь­ной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений,так и пофизической нагрузке.


В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график - это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение, содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия - тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-гра­фике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. Квалифицированно составленный рабо­чий план в значительной мере выполняет функцию методическо­го обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешнос­ти освоения программного материала и уровня физической под­готовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к слож­ному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их система­тических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упраж­нений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двига­тельным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче­ского упражнения на организм, правилах обеспечения безопас­ности при его выполнении;

5) для решения задач физического воспитания следует использо­вать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

6) количество и содержание задач на одном уроке должны соот­ветствовать возможностям занимающихся и учебно-материально­му обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторении, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физи­ческому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология раз­работки документов планирования по физическому воспитанию».


Похожая информация.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь