В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны :
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
К соревновательным формам организации занятий относятся:
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег «трусцой» для пожилых людей).
Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности.
Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно.
Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, «физкультурные минутки» и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия, в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся .
Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития двигательных качеств, совершенствования в спортивных движениях и др.
Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).
Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).
1) Занятия общегигиенического характера. К ним относятся:
Гигиеническая гимнастика.
Прогулки.
Бег «трусцой».
Занятия на "дорожках здоровья".
Купание, плавание.
Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.
2) Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:
Самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке и т. п.
Репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаше являются групповыми, даже массовыми.
3) Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы и общегигиенических и учебно-вспомогательных. К ним относятся:
Туристские прогулки выходного дня;
Туристские походы; подвижные и спортивнье игры рекреационного типа;
Спортивные развлечения рекреационного типа .
Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большое место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.
По форме руководства выделяют организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер(например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).
В зависимости отчисленного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом «трусцой», групповые - в "Клубе любителей бега", массовые пробеги в "День бегуна".
По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и m и эпизодические (туристические походы, соревнования и т. п.).
Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.
Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий необходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершение занятия постепенным снижением нагрузок и, в ряде случаев, подготовка к последующей деятельности.
В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.
Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своевременно оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем и темпом.
Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки: неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником); отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.
1. Особенности малых форм занятий:
Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).
Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).
Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).
Невысокий уровень нагрузок.
2. Утренняя гигиеническая зарядка – одна из наиболее распространённых и популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка. Она ориентирована на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития двигательных качеств и общей тренированности.
Примерная схема комплекса для утренней гигиенической гимнастики:
1) «выравнивающие» упражнения (например: плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лёжа в постели или стоя);
2) упражнения, нефорсированно активизирующие кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания, ходьба или бег на месте);
3) наклоны, повороты, вращения туловища, выпады с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды и темпа движений;
4) упражнения общего или частичного воздействия с выраженными но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лёжа, сидя на полу – поднимание и опускание ног, упор присев – упор лёжа и т. д.);
5) серия «растягивающих» движений (например, поочерёдные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);
6) упражнения циклического характера, активизирующие функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки ли бег в течение 3 – 5 минут; ЧСС – 140 – 150 уд/мин.);
7) заключительная серия движений (успокаювающе-переходная). Например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями.
Упражнения можно выполнять без предметов, либо с предметами: гантелями, резиновыми амортизаторами, скакалками, эспандерами. Ориентировочная продолжительность всей зарядки около 10 – 15 минут. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо варьировать виды упражнений и нагрузки в упражнениях.
При относительной стандартизации зарядки в рамках определённого периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативным способом повседневного самоконтроля.
Наиболее распространённые малые формы в школьном физическом воспитании и в сфере производственной физической культуры – вводная гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы. Их отличительные особенности обусловлены тем, что они органически встроены в структуру учебного и трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации.
3. Вводная гимнастика – обычно представляет комплекс из 5 – 8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов. Комплекс упражнений выполняется в течение 5 -7 минут непосредственно перед началом уроков или рабочих операций. Это своего рода разминка, которая сокращает период врабатывания и способствует выполнению последующих рабочих операций. В зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется.
4. Физкультминутки и физкультпаузы – кратковременные сеансы физических упражнений , вводимых преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда или в школе на уроках. Выполнение упражнений в физкультминутках и физкультпаузах предотвращает снижение уровня оперативной работоспособности (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинается сказываться текущее утомление .
Продолжительность физкультпауз 5 – 7 минут. Необходимо варьировать применяемые физические упражнения в физкультпаузах в зависимости от характера и условий трудовой деятельности. Так, при тяжелом физическом труде включаются менее интенсивные упражнения, чем трудовые двигательные действия. Это могут быть упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также различные дыхательные упражнения. При невысокой интенсивности в трудовых действиях в качестве средств активного отдыха оправданы более интенсивные двигательные действия.
Физкультминутки на уроках проводятся под руководством учителя в основном в младшем школьном возрасте. Они состоят из 3 – 5 упражнений, выполняемых сидя за партой и 3 – 5 упражнений, выполняемых стоя у парты. Количество повторений каждого упражнения 6 – 8 раз.
Как уже говорилось, по мере развития массового физкультурного движения в различных сферах его возникают и множатся разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И хотя основными остаются рассмотренные педагогически регламентированные формы, все шире распространяются подобные им и вместе с тем отличающиеся формы целесообразного построения физкультурных, в частности спортивных, занятий индивидуального и группового (коллективного) характера. Это - одно из необходимых условий глубокого проникновения физической культуры в различные сферы жизни общества и народный быт - в систему образования и воспитания, сферу производственной деятельности, режим здорового отдыха и т. д.
Достаточно разработанной типологии всей совокупности существующих форм построения физкультурных занятий пока не создано, что объясняется в какой-то мере как многообразием, так и динамичным обновлением их, особенно в наше время. Поэтому приводимую здесь характеристику ряда из них нужно рассматривать лишь как ориентировочную и неполную.
3.1. Малые формы
Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:
относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и, микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;
сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут;
незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут) ;
относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.
Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат обще-
доступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих.
Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида.
Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.
Утренняя гигиеническая зарядка, как известно, одна из наиболее распространенных, популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочным занятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объемом нагрузки). Ее главное назначение - оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь постольку, поскольку это не ведет к неоправданному здесь форсированию нагрузки, не противоречит закономерностям постепенного развертывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя.
Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядки предусматривает:
1) «выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя);
2) упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);
3) наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды ч темпа движений;
4) упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лежа, имитация толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);
5) серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);
6) упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течение 3-5 мин., вызывающие увеличение ЧСС до 140- !50 уд/мин);
7) заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями).
Ориентировочная продолжительность всей зарядки-около 10-15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать связанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-й минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного самоконтроля (см. гл.XI; 3.1., раздел «Физкультурный самоконтроль»).
Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно - к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим также, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).
Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры - вводная гимнастика, физ-культминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации (см. рис. 44). Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих.
Вводная гимнастика. В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5-8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это гоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируй «функциональные системы организма, спо-
Рис. 44. Схема, иллюстрирующая место вводной гимнастики (ВГ), физкультминут (ФМ) и физкультпауз (ФП) в режиме трудового процесса (один из типичных вариантов, пояснения в тексте)
собствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений.
Физкультпаузы и физкультминуты (или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являются своего рода паузами - в том смысле, что осуществляются в малых перерывах по ходу работы. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми операциями, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утом-
ление. Малые формы занятий в сфере производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5-7 мин. (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты- 1-2 мин. и микропаузы - 20-30 с.
Согласно накопленным исследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессионального труда восьмичасовом режиме рабочего дня целесообразно выделять до 5-6 физкультпауз и физкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя примерно 2-3 ч после начала работы, а вторая - за 2-2,5 ч до ее окончания (физкульминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы - и чаше). Тут неизбежны, конечно, вариации, зависящие от конкретного характера! и условий трудовой деятельности. Это относится и к содержанию физкультпауз) и физкультминут, и к параметрам связанных с ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чем трудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчас преобладающей, мере выражены мо-менты рационального мышечного расслабления и акцентированы дыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой же интенсив-ности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыха оп- равданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае, разу-меется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физические нагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируя. нагрузку в физкультпаузе по ЧСС, ее доводят к середине паузы до 110-120 уд/мин а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному)*.
Принципиально полезность этих и других форм производственной физической культуры на вызывает сомнений**. Очевидна и не-обходимость углубленной разработки методики оптимального использования ее быстро модифицирующихся факторов в системе НОТ. Установка «чем больше, тем лучше» здесь явно не подходит. Предстоит детально определить закономерности профессионально-прикладной физической культуры с учетом тенденций кардинального изменения содержания и условий труда в эпоху научно-технической революции.
Наконец, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений, в том числе и включающих некоторые бытовые двигательные действия. Путем соответствующего дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жестко ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.
* Подробнее о малых формах и других факторах производственной физической культуры см., в частности, в кн.: Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. М., ФиС, 1974; Матвеев Л. П., Саноян Г. Г. Физическая культура в системе НОТ. М., ГЦОЛИФК, 1981; Нифонтова Л. Н. Производственная физическая культура. М., Знание, 1982.
** Правда, встречающиеся в литературе цифры прироста производительности труда до 10 и более процентов, обусловленного якобы лишь внедрением производственной гимнастики, доверия не заслуживают.
Такие микроееансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бег по домашней лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серийные многоскоки со скакалкой, серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «в растягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми делами по самообслуживанию. Элементарный порядок использования упражнений и в этих случаях предполагает трехфазовую последовательность действий: вначале разминочную серию движений (в замедленном темпе, с укороченной амплитудой, без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершение - успокаивающую серию движений (например, дыхательных).
Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями*.
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера
При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятии в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: 1) как формы самостоятельных (индивидуальных или групповых) тренировочных занятий, подобных по определенным признакам занятиям урочного типа, и 2) как формы расширенного активного отдыха, включающего в том или ином соотношении моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни и т. д.)
Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным (индивидуальные или групповые). Для многих, особенно для людей зрелого возраста, они уже стали основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это не только (и не столько) спортивно-тренировочные занятия, а не имеющие непо-
* К настоящему времени с учетом возрастающей популярности малых форм занятий физическими упражнениями неплохо разработан ряд тренировочных программ, рассчитанных на получение кумулятивного эффекта, в частности при использовании в домашних условиях ходьбы по лестнице, бега на месте, прыжков со скакалкой; продолжительность разовой нагрузки в них постепенно увеличивается с 3-5 до 15 мин и более (см., напр., Купер Кеннет, Новая аэробика. М., ФиС, 1979).
средственно спортивной ориентации самостоятельные занятия по. общей физической подготовке или избирательно-кондиционной тренировке. По содержанию они бывают однопредметными (включающими, например, быструю ходьбу - «спидуокинг» или продолжительный бег, в том числе «трусцой» - «джоггинг», или главным образом материал аэробно-ритмической, либо атлетической, либо иных разновидностей основной гимнастики и т. д.) и комплексными (например, сочетающими материал гимнастических упражнений и естественных упражнений циклического характера или построенными с использованием материала многоборий комплекса ГТО).
Выбор предмета занятий в данном случае определяется, кроме прочего, индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим образованием. Вместе с тем существенное влияние на их практическую ориентацию оказывают условия жизни и другие обстоятельства, в том числе и конъюнктурные, связанные с модой на те или иные физкультурные увлечения (достаточно вспомнить, например, недавние приливы и отливы массового интереса к аэробике, йоге, гимнастике ушу и т. д.). Долг специалистов в этом отношении - тактично формировать индивидуальные интересы и установки в соответствии с принципами научной системы физического воспитания, быть распространителем проверенных, подлинных знаний и практических подходов в любой сфере физической культуры. Первостепенное значение имеет, конечно, серьезная постановка всеобщего физкультурного образования уже на начальных этапах обязательного курса физического воспитания. Только на его основе можно создать надежные гарантии против случайных увлечений в самостоятельной физкультурной деятельности, отнюдь не игнорируя индивидуальных склонностей и интересов. Индивидуальные предпочтения могут быть самыми разнообразными при условии, однако, если они согласуются с ясным пониманием того, что ни один вид физических упражнений, взятый в отрыве от других, даже при самой настойчивой тренировке принципиально не может гарантировать полноценного физического развития и здоровья и что лишь в соединении с другими элементами физической культуры он становится одним из действенных факторов достижения физического совершенства*.
В принципе и на рассматриваемые формы тренировочных занятий, хотя они организуются на самодеятельных началах, распространяются известные общие положения методики физического воспитания (включая и те, что касаются структуры основных форм занятий), но, разумеется, постольку, поскольку эти методические основы удается реализовать при отсутствии непосредственного руководства специалиста, т. е. постольку, поскольку сами занимающиеся (а в групповых занятиях по крайней мере один из занимающихся, выполняющий роль ведущего) овладевают соответствую-
* К сожалению, об этом несомненном положении нередко вроде бы забывают авторы публикаций массового назначения, где допускается явно односторонняя ориентация на отдельные виды упражнений, оказывающиеся по разным причинам в фокусе исключительного внимания.
щими специальными знаниями, умениями, навыками. Иначе говоря, качество построения и вся эффективность таких занятий в наиболь-шей мере зависят от уровня физкультурной образованности занимающихся, что в условиях развертывания массового физкультурного движения остро выдвигает проблему всеобщего физкультурного образования и его постоянного углубления, расширения сети физкультурно-методических и врачебно-физкультурных консультаций и создания хорошей (доходчивой, но не упрощенной) методической литературы для широких слоев населения, направленной на рационализацию самодеятельных физкультурных занятий.
Целесообразный объем затрат времени на самодеятельные тренировочные занятия в различные возрастные периоды и в разных конкретных условиях жизнедеятельности не остается, естественно, постоянным. Когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической кондиции (после завершения базового общеобязательного курса физического воспитания), они должны быть не менее чем трех-четы-рехкратными еженедельно, примерно часовой продолжительности каждое. Это, скорее всего, лишь минимум, необходимый для их непреходящей эффективности, для обеспечения некоторого общего уровня физической тренированности и предупреждения ее регресса*. Вместе с тем тратить ежедневно по многу часов на физическую тренировку, как это делают отдельные, не в меру увлеченные физкультурники (особенно любители бега «трусцой»), для большинства отнюдь не лучший способ использования жизненного времени и энергии. Тут, как и в любом увлечении, важно соблюдать меру.
Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха. Эти занятия в немалой степени позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они издавна, хотя пока все еще далеко не во всех подходящих случаях, практикуются в режиме школьного дня (большие «подвижные перемены»), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. «Занятиями» их можно назвать, понятно, лишь в условном смысле слова, поскольку по определяющему содержанию это - отдых, но отдых деятельный, основанный на предметной двигательной активности, которая в данном случае ценна более всего своим восстановительным и.оздоровительным эффектом. Пригодных для этого ее вариантов, как известно, достаточно много - от таких, например, как элементарные подвижные игры (на больших школьных переменах, на дворовых площадках) или спортивные игры по свободному регламенту, согласованному между участниками, до таких, как туристские походы в выходные дни и в отпускной период при условии, что предъявля-
* Обзор ряда конкретизирующих это положение исследовательских данных, относящихся к физической тренировке людей зрелого возраста, см., напр., Пиро-гова Е. А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев, Здоров"я, 1986.
емые в них нагрузки умеренны, не сопровождаются долго выраженным кумулятивным утомлением, а тем более изнуряющим воздействием (имеется в виду не спортивный туризм, а практикуемые в режиме активного отдыха однодневные и многодневные походы пешком, на велосипеде, лодках, лыжах и т. д.).
Такие формы двигательной активности как по содержанию, так и в структурном отношении значительно менее жестко регла-ментированы, чем тренировочные и другие занятия, типичные для] физического воспитания, что вытекает из их восстановительно-рекретивной (включающей моменты развлечения-отдыха) ориентации, предполагающей свободное самостоятельное варьирование поведения с установкой не на кем-то навязываемое дело, а на лично интересный содержательный отдых. Это, однако, не исключает необходимости регулирования нагрузки, предупреждения травм и исключения других нежелательных явлений, что обеспечивается опять-таки на основе физкультурно-образовательных знаний, умений, на-выков.
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании
В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма. В качестве одного из частных методов или методических приемов активизации занятий элементы состязания включаются уже, как известно, на ранних возрастных этапах физического воспитания, но в особую целостную форму построения занятий они перерастают по мере приобщения к регулярной физкультурно-спортивной деятельности, формирования личностной установки на спортивные достижения, приобретения физической и психической подготовленности к испытаниям, с которыми сопряжено спортивное соперничество.
Тот хорошо известный факт, что специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида вплоть до предельной мобилизации функциональных резервов организма и тем по-особому действенно стимулировать их развитие*, обусловил распространение вариантов соревновательных форм занятий не только в спортивной, но и в большинстве сфер физкультурной практики. Наиболее широко они представлены, разумеется, в собственно-спортивной деятельности, где у высококвалифицированных спортсменов участие в соревнованиях, организуемых в официальном порядке, занимает 10-15 и более процентов общего объема времени, затрачиваемого на спортивные занятия в течение года. По понятным причинам в общем курсе физического воспитания и в самодеятельном массовом физкультурном движении спортивные состязания не практикуются столь широко, но и здесь со-
* Подробнее об этом см. руководства по теории спорта для институтов физической культуры.
ревновательные формы построения занятий имеют существенное значение.
В этой связи нужно различать собственно-спортивные соревнования в строгом смысле этого понятия и подобные им формы организации физкультурных занятий. Первые отличаются такими признаками как: непосредственно доминирующая ориентация поведения соревнующихся на победу или (и) индивидуально высшее достижение, четкая регламентация предмета, способов и ряда других условий состязания официально унифицированными правилами (причем унификация правил во многих видах спорта доведена, как известно, до международного уровня), регулирование порядка ведения состязания и определение его исхода официальными арбитрами, специфическая эмоциональная напряженность и насыщенность атмосферы, состязания, обусловленные, кроме прочего, его обстановкой и сопереживаниями зрительской аудитории. При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики эти признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют либо выражены как бы в преобразованном виде. Главное, что объединяет здесь разнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается в использовании натурально сопоставительных способов выявления индивидуальных возможностей, мобилизующих на демонстрацию наличного уровня тех или иных личностных качеств, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях. Данные формы занятий имеют и некоторые общие структурные черты, характеризующие последовательность поведенческих актов соревнующихся (вводно-организующие действия, разминка, сам акт выполнения соревновательного упражнения, подведение итогов, меры, нормализующие послесоревновательное состояние).
Спортивные соревнования или подобные им физкультурные акции модифицируются и приобретают различную конкретную направленность в зависимости от определяющего профиля системы занятий, в рамках которой они организуются. Так, в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применение соревновательных форм организации занятий подчинено прежде всего логике педагогического процесса, интересам улучшения его качества, решению образовательно-воспитательных задач. Соревновательная и урочная формы занятия здесь в определенных случаях как бы сливаются (так называемый контрольный урок или зачет, организуемый в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, нормативов ГТО или спортивной классификации, и т. п.). При этом соревнования имеют большей частью внутренний характер (состав участников ограничивается составом постоянных учебных подразделений - классов, групп, курса и т. д.).. Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной о р и е н т а ц и и. Для многих они фактически не столько способ достижения спортивной победы
или спортивно-технического результата (как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований такие индивидуальные установки выражены слабо или вовсе отсутствуют), сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Не случайно при неформальном подходе к организации таких соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится как бы на задний план, что предусматривается, в частности, условиями поощрения всех участников вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов, введением гандикапов и другими организационно-методическими приемами и условиями.
В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки. Соответственно они здесь в полной мере развернуты и глубоко специализированы (подготовительные, классификационные, контрольные, отборочные, основные и др.) в зависимости от конкретного назначения и места в общей организации спортивной деятельности. Причем по мере роста масштаба состязаний, уровня конкуренции в них и степени ответственности они предъявляют все более серьезные требования к физическим и психическим качествам спортсмена.
Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных им соревновательных формах занятий довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций, чреватых перенапряжениями и другими негативными эффектами, что выдвигает проблему адекватности соревновательных нагрузок возможностям и уровню подготовленности соревнующихся, а отсюда и проблемы допуска к соревнованиям разного ранга, контроля и регулирования соревновательных нагрузок. В системе официально организуемых спортивных соревнований предусматривается, как известно, ряд мер, так или иначе способствующих решению этих проблем (установленные требования по врачебному допуску к участию в соревнованиях, официально принятая дифференциация их по программе, масштабу, продолжительности, режиму в зависимости от возраста, пола и уровня спортивной квалификации участников, официально регламентирующие рекомендации по нормированию соревновательных нагрузок для отдельных контингентов соревнующихся и т. д.). Сложнее обстоит дело с распространением соответствующих регламентирующих положений на неофициальную практику самодеятельных физкультурно-спортивных состязаний. Для рационализации ее многое еще предстоит сделать, прежде всего по пути органического внедрения спортивной культуры в сознание и быт народа, расширения сети физкультурно-спортивных клубов по интересам в территориальных и коммунальных регионах, качественной подготовки общественного спортивного актива.
Глава XI ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания
В деятельности по физическому воспитанию, как, впрочем, и в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование, 2) реализацию запланированного, 3) контроль (рис. 45). Условность такого разграничения вполне очевидна, поскольку в действительности все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности. В единстве они представляют собой неотъемлемые слагаемые рациональной организации, целесообразного построения процесса физического воспитания и управления его результативностью.
Знание объективных закономерностей физического воспитания, отражающих их принципов и научно-методических положений - важнейшая предпосылка и направляющая основа педагогического планирования и контроля в этой сфере. В свою очередь, планирование и контроль, если они опираются на знание закономерностей
Рис. 45. Схема соотношения планирования, реализации запланированного и контроля
Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Однако именно в этот момент у большинства первоклассников возникают определенные трудности, которые можно преодолеть, если у ребенка нет проблем со здоровьем.
Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных для обучения в школе функциональных систем и органов, поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс должен способствовать и качественному овладению общеучебными умениями и навыками, и укреплению здоровья маленького школьника, его росту и развитию.
При рассмотрении учебно-воспитательного процесса с позиции роли в нем движений, установлено:
Залогом успешного обучения в школе является, прежде всего, здоровая нервная система ребенка. Постоянное эмоциональное напряжение сопровождается мышечным напряжением, и наоборот, расслабление мышц приводит к постепенному снижению нервного возбуждения, а также к эмоциональному расслаблению всего организма. Нервное напряжение и переутомление ребенка, тревожность и раздражительность можно легко снять, используя подвижные коллективные игры на ежедневных физкультурных паузах в школе, ведь потребность в движениях у учащихся 7-10 лет составляет 4 часа в день, а в неделю – от 18 до 24 часов. Учеными установлено, что два урока физической культуры в неделю компенсируют лишь 11% двигательной активности данной возрастной группы детей. Увеличение же объема динамики за счет организации и проведения внеурочных подвижных пауз – одной из “малых форм” физического воспитания – поможет решить проблему развития гиподинамии в раннем возрасте. Уже в скором времени у детей сформируется устойчивая, осознанная потребность в систематическом использовании движений для сохранения своего здоровья. Таким образом будет решаться одна из главных задач политики нашего государства по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе – задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать.
Учёные считают, что продолжительность активного внимания первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, активно отдохнуть.
В течение суток объем и содержание двигательной активности должны быть достаточными для стимулирующего влияния на организм ребенка, содействовать его разностороннему развитию. И здесь большую роль играют физкультурные паузы и динамические перемены. Ученик, занимавшийся долгое время умственной деятельностью и утомленный ею, ребенок, в организме которого уже наметились застойные явления из-за дефицита движения, просто нуждается в активном отдыхе!
Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам:
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут как индивидуально, так и фронтально. Длительность таких пауз – 5-8 минут.
Динамические перемены (продолжительностью не менее 30 минут) могут быть организованы уже после второго урока со всеми учащимися класса. Это организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Если нет места или погодные условия не позволяют проводить занятия во дворе школы, их необходимо перенести в помещение, хорошо проветренные залы, коридоры или рекреации. При этом надо учитывать возрастные особенности детей. Также желательно использовать материал учебной программы по физкультуре. Для успешного проведения подвижной перемены учитель физической культуры должен провести инструктаж с учителями и физоргами классов. В содержание таких перемен могут входить ускоренная ходьба или дозированный бег, выполнение ранее разученных комплексов физических упражнений оздоровительной направленности, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр или танцев.
Одним из условий успешного проведения динамической паузы является её музыкальное сопровождение. За несколько минут до окончания перемены музыка выключается, что служит своеобразным сигналом для подготовки всех учеников к предстоящему уроку.
Подвижные игры, предлагаемые в этом методическом материале, можно использовать не только при проведении активных перемен, но и на прогулке в ГПД, во время классных и школьных праздников, для организации досуга детей в поездках и походах. На первый взгляд они могут показаться просто забавой, а на самом деле отлично тренируют силу, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений.
“Ловишка парами”
(Игра проводится по принципу игры “Третий лишний”, но в игре “Ловишки парами” пары не стоят, а бегают)
Ребята становятся парами, держась за руки. Выбирается Ловишка и убегающий, которые встают на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу “Лови!” дети парами разбегаются по всей площадке, а Ловишка старается их поймать. Спастись от Ловишки можно, взяв кого-либо за руку, тогда убегающим становится тот, кто оказался третьим. Убегающий, которого Ловишка коснулся рукой, становится Ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: “Я – Ловишка!” Новому Ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
“Изобрази без предмета”
Предложите детям, проявив воображение, проделать следующее:
“Сантики-сантики-лим-по-по”
Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет “показывающим”. Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Его задача – определить, кто показывает все движения.
Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: “Сантики-сантики-лим-по-по”. Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.
“Радуга”
Считалкой выбирается Радуга. Он становится лицом к играющим, называет любой цвет и расставляет руки в стороны. Игроки находят этот цвет в своей одежде, касаясь этого цвета, спокойно проходят “под Радугой” (под его руками). Если же у кого-то нет нужного цвета, он должен найти возможность перебежать на другую сторону “под Радугой” так, чтобы его не осалили. Кто попался, становится новой Радугой, и игра продолжается.
“Поймай хвост дракона”
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача “головы” – поймать “хвост”. А задача “хвоста”, в свою очередь, – убежать от “головы”. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки “хвоста” можно выбрать новую “голову” и новый “хвост”.
“Западня”
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.
Литература:
8.1.Классификация форм занятий в физическом
воспитании
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организацииучебно- воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные (рис. 17).
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
2) спортивно-тренировочные занятии, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др, К ним относятся;
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоявшем. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, олно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятии направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятии, т.е. формы физкультур-но-снортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовлен ность и т.п, (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).
Характеристика форм занятий физическими
Упражнениями
Урочные формы занятий
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) и соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При зтом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть необходимадля начальной организациизанимающихся, психической и функциональной полготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.
Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.
Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки ирофессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методике-практические занятия.
Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность - это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообрц зис средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном и средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность-формирование ведущих для конкретных профессии двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.
Спортчвнп-трепировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке и, к соревнованиям.
Методика-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность - опера циональное овладение методами и способами фи зкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
1) уроки освоения нового материала. Для юга характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;
2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;
3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;
4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготоилен-ности занимающихся и др.
По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.
Неурочные формы занятий
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив-ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2-З до 15-20 мин);
3) отсутствие или не выраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, чапримср оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.:
4) невысокий уровень функциональных нагрузок. Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например но ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпиигом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организациизанятий относятся:
1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий,
Занятия неурочного типа в отличие отурочного осуществляются на основе полной добровольности.
Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.
Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Планирование в физическом воспитании
Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды; перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную четверть).
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Плакирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
Требования к планированию в физическом воспитании
1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определенияконечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оиснить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие мате риально -технической базы и пр.).
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создастся конкретная перспектива впедагогической работе.
Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).
2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитатсльные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.
4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план 1 . Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).
Методическая последонательность планирования. При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.
1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и лр.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование.
" План - это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,последовательность и сроки выполненииработ.
Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.
Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.
5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.
7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании. Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом
же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и программы.
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождениепогодам обучения.
Учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиесяна каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физическая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий, даются указания по планированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом содержанием и объемом часов, отведенных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
План-график учебного процесса определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного года (учебного - в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).
Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной последовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).
Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений,так и пофизической нагрузке.
В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.
План-график - это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.
Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение, содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия - тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.
4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:
1) придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;
2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;
3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;
4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физического упражнения на организм, правилах обеспечения безопасности при его выполнении;
5) для решения задач физического воспитания следует использовать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;
6) количество и содержание задач на одном уроке должны соответствовать возможностям занимающихся и учебно-материальному обеспечению урока.
В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.
Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.
План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторении, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
Более подробно основные документы планирования по физическому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию».
Похожая информация.