Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ни для кого не является новым явлением. Испокон человек проявляет агрессивность. Причем нет ни одного индивида, который хоть раз бы не был агрессивным. Психологи отмечают приобретенную природу данного явления. Человек не рождается агрессивным, а становится таковым. Ребенок с самого детства развивает в себе данное качество под влиянием собственных родителей, воспитателей и учителей, всего общества.

Историческое чтение учит нас, что чувствительность к этому факту в конечном счете очень мало коррелирует с его позитивностью. Точно так же восприятие насильственного характера ситуации ограничено во времени. Влияние атаки, например, намного больше, чем гражданская война, которая не заканчивается, тогда как объективные последствия, человеческие и материальные, несоизмеримы.

Среди определений, предложенных в литературе, мы были соблазнены идеями Ив Мишо. Нам интересно включать в себя различные ситуации, в которых может иметь место насилие, а также различные нападения, вытекающие из него, с учетом трех основных форм насилия: физических, экономических и символических.

Агрессивность

Что понимается под агрессивностью? Это характеристика личности, которая проявляется в желании причинить вред объекту агрессии. Гнев и злость могут быть направлены как на внешние объекты, так и на самого себя. Человек склонен к насильственным действиям ради достижения своей цели. Он готов причинить боль, чтобы достичь своего. Целью может быть что угодно:

Взаимодействие, вокруг которого оно сформулировано, является фундаментальным, и оно лежит в основе триады, которую нельзя игнорировать, когда вас интересуют насильственные явления: преступник, жертва и ситуация. Поэтому мы будем учитывать следующее определение в рамках нашего исследования: Существует насилие, когда в ситуации взаимодействия один или несколько действующих лиц действуют прямо или косвенно, массируются или распределяются, нанося вред одному или нескольким другим, в той или иной степени, либо в их физической неприкосновенности, либо в в их моральной целостности, либо в их имуществе, либо в их символическом и культурном участии.

  • Заработок.
  • Месть за перенесенные страдания.
  • Доминирование и установление власти.
  • Принуждение.
  • Получение удовольствия от причинения страданий.
  • Управление.
  • Разрешение .

Положительными целями агрессивности могут быть самозащита, конкуренция, прилив сил для движения.

По форме агрессивность бывает:

Относительность и квази-неопределимый характер концепции позволяют использовать слово «насилие» для описания нескольких ситуаций. Агрессивность, агрессия, насильственный акт и опасность, таким образом, являются терминами, которые легко заменяют друг друга на языке Поскольку ежедневный психиатрический дискурс не избегает этой путаницы, представляется необходимым различать эти четыре понятия.

Мы определяем агрессию как «склонность к атаке». Агрессивность - это элементный инстинкт, такой же, как голод и сексуальность, что отражается в действии внешних факторов, таких как правила и запреты. на службе у живых. Он полезен для развития личности, его психического аппарата и его способностей. Цивилизация и культура одомашняют эту естественную тенденцию и позволяют ей проявлять себя в приемлемых и, если возможно, ненасильственных формах.

  • Физической (изнасилование, ранение, избиение).
  • Прямой.
  • Вербальной (клевета, угроза, оскорбление).
  • Инструментальной (для достижения цели).
  • Косвенной (злобные шутки, клевета).
  • Эмоциональной (аффект).

Другими видами агрессии являются:

  1. Контролируемая и импульсивная агрессия. Все зависит от того, в каком состоянии находится индивид.
  2. Произвольная и непроизвольная агрессия. В первом случае человек намеренно причиняет боль, оскорбляет оппонента. Во втором случае человек не контролирует своих поступков.

От частоты происходимых агрессивных реакций выделяют ситуативную агрессию, когда она проявляется под влиянием определенных обстоятельств. Как только они устраняются, человек перестает проявлять злость. Также выделяют агрессию, которая является постоянной чертой характера. Человеку не нужно повода, чтобы быть злым.

Агрессивность не обязательно вредна и не может быть приравнена к насилию. Агрессия - это поведенческое выражение агрессии, то есть акт нападения. Согласно Великой Ларусе французского языка, он квалифицируется как «неспровоцированная и внезапная атака». Агрессия - это социальное поведение, возникающее в отношениях с другими.

Если насилие подкрепляется агрессией, оно ускользает от описанных нами механизмов контроля. Сильный акт выражает деструктивную агрессию. Результатом является отсутствие торможения агрессивного инстинкта, который является «открытой, открытой, открытой формой» инстинкта, а не инстинктом. агрессию, жестокость и обращение к закону, правилам и обычаям.

В зависимости от того, как успешно человек достиг цели, агрессивность может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае человек достиг успеха при помощи своей эмоции, а во втором – только навредил.

Какие действия человек проявляет под влиянием своих эмоций? Агрессия здесь становится либо пассивной (отказ, уход, бездействие), либо активной (насилие, разрушение).

Насильственное действие выражает борьбу за жизнь не только за защиту субъекта, но и за уничтожение объекта. Он не участвует в реляционном режиме, а идентификация с объектом, на который нападает невозможность. Опасность сначала содержит идею произвольной власти и власти, которая раскрывает любое зло, которое оно осуществляет. Понятие опасности относится к неопределенному событию и «подразумевает предсказание, чья степень случайности является случайной». Это указывает на возможность того, что какое-либо лицо может совершить насильственный акт.

Причины агрессивности

Если говорить о факторах, которые стали главными в развитии агрессивности, то их можно назвать бесчисленное количество. Поскольку абсолютно все люди проявляют в той или иной степени агрессию, у каждого была своя история того, как он данную черту в себе развил. Рассмотрим самые распространенные причины агрессивности:

Действительно, вероятность предсказания акта насилия в человеке без антецедента почти равна нулю. Таким образом, психиатры называют, как экспертов, произносить прогноз прогноза опасности, без наступления их знаний, фактически позволяющих им. Различные течения антропологии соглашаются признать особенность человека в области насилия. Антропологический дискурс предпочитает термины агрессия, агрессия, раздражительность или боевая готовность к термину «насилие».

Это необходимо для формирования мира, потому что он структурирует социальные отношения, заставляя их развиваться в направлении обмена и коммуникации. Это адаптивный инстинкт, тренд, энергия, которая первоначально выражается деятельностью, а затем проявляется в самых разных формах, как индивидуальных, так и коллективных, как результат обучения и социальной передачи, от простого самоутверждения до варварства. Жизнь была бы подорвана агрессией. Когда эволюция человека позволила ему доминировать над его окружением, освоить все более сложные инструменты и методы, инстинкт стал вредным. деструктивная агрессия.

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Повышенное чувство справедливости.
  3. Высокие требования к себе или окружающим.
  4. Импульсивность.
  5. Эмоциональная восприимчивость, ранимость, дискомфорт, неудовлетворенность.
  6. Стремление к защите.
  7. Стремление к достижению цели.
  8. Форма отношений с другими людьми, которая навязывается человеку.
  9. Стремление отстоять свои интересы.

Человек по сути не является агрессивным. Данное качество является приобретенным в результате постоянного контакта с конкретными людьми. Если человек сталкивается с недоброжелательным отношением к себе, тогда он вынужден быть агрессивным.

С этой точки зрения деструктивные деструктивные проявления можно рассматривать как продукт культуры. Нейрофизиологическая точка зрения. Тело реагирует на раздражители окружающей среды, в которых он развивается, стрессоры - называемые стрессорами - составляющие агрессию, на которую реагирует атакованный организм. Микробное повреждение, например, представляет собой стрессовую ситуацию, которая может вызвать агрессию.

Нейробиологи локализуют определенные области мозга, вовлеченные в производство агрессивного поведения. Некоторые модули мозга, такие как перегородка, вентромедиальный гипоталамус и ядра рапса, будут задействованы в модуляции агрессивного ответа. роль миндалины представляется решающей в подготовке агрессивного поведения.

Данное качество является формой выживания, которая помогает защитить себя и оградиться от окружающих. Поскольку не все люди являются доброжелательными, агрессия является приемлемой формой взаимоотношений.

Следует говорить еще о воспитании данного качества родителями. Либо ребенок перенимает агрессивность от родителей, либо он живет в условиях, неблагоприятных для себя, где без злости невозможно нормально существовать.

Работа Дельгадо по электрической стимуляции церебральных зон привела к идентификации центров запуска и ингибиторов агрессии, и он обнаружил, что стимуляции гипоталамуса провоцируют атаки агрессии, в то время как другие лобная кора, вызывают улыбку и сердечность. Участие нейронов в серотонине выявлено в регуляции агрессивного поведения, поэтому антисеротонинергические свойства некоторых молекул в фармакологии используются для борьбы с агрессией.

Несколько психологических подходов к насилию и агрессии сосуществуют, стремясь связать агрессивное поведение с определенными факторами. Теории бихевиористов изучают отношения между экологическими стимулами и агрессией. Лишение пищи, движение и вариации внешних параметров, таких как шум и тепло, являются источниками агрессии и раздражительности. Другие исследования показали влияние форм и движений на поведение человека: острые или нерегулярные формы, внезапные действия могут вызвать страх и враждебность.

Агрессия является реакцией человека на проявления окружающего мира. Не просто так человек становится агрессивным, его к такому поведению подталкивает окружающий мир. В зависимости от того, как сам человек понимает отношение людей и мира в целом к нему, он проявляет ту или иную степень агрессии. Постоянно агрессивные люди просто не доверяют миру, поэтому всегда выбирают тактику нападения.

Другие теории, основанные, в частности, на работе Бандуры, подчеркивают важность моделей. В этой перспективе склонность субъекта к насилию будет зависеть от моделей агрессивного поведения, семьи или окружающей среды. Другие работы приводят к рассмотрению агрессии как первой реакции на разочарование: это тезис Дж. Доллара, который считает агрессию катарсисом расстройства.

Клинические подходы подчеркивают травматические факторы, такие как разлуки и семейные кризисы, в формировании агрессивных личностей. Статистические исследования показали корреляцию между самоубийственной самоубийством и агрессией, направленной на других. Дюркгейм по самоубийству также завершает обратимость агрессии.

Признаки агрессивности

Агрессивность имеет признаки своего проявления. Обычно они выражаются в отношении, поведении и форме проявления агрессии. К примеру, признаками агрессивности могут стать доминирование, отсутствие кооперации и патологическая человека с окружающими. При этом отмечается болезненное восприятие критики в свой адрес. Человек не приемлет негативных высказываний в свой адрес, даже если речь идет всего лишь о выражении личной точки зрения.

Социальная психология изучает агрессию и насилие в ситуациях взаимодействия. Она настаивает на важности структур ситуации, назначении ролей и отмечает, что черты личности не единственные, кто участвует в производстве агрессивного поведения. Опыт, такой как те, которые вел св. Мильграм, показывает, что поведение агрессоров и жертв взаимно обусловлено. Урок его опыта заключается в том, что «простая страсть подчиняться и подчиняться власти превращает не особенно злых людей в мучителей».

Психоаналитическая точка зрения. Фрейд рассматривал агрессию как возможную судьбу стремления к удовлетворению. В «импульсах и судьбы импульсов» он отличает сексуальные импульсы, которые выходят за пределы индивида, неся его к реализации концов света. особенно, и стремления самого себя, которые направлены на самосохранение индивидуума. Затем происходит колебание на стороне сексуальных импульсов, ненависть, падающая, как и борьба за себя, чтобы утвердиться и сохранить.

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность ярко проявляется в поведении человека:

  • Хлопает дверью.
  • Отвечает криком или нецензурными словами.
  • Применяет физическую силу.
  • Бьет посуду.
  • Ругается.
  • Кусается.
  • Рвет вещи или ломает мебель.

Здесь ярко проявляются формы агрессивности:

Позже Фрейд вводит идею о смерти, противостоящей жизненным драйвам. Привод смерти частично интернализован, объясняя аутоагрессивное поведение и мазохизм, а частично экстернализованный, учитывающий деструктивные тенденции и садистское поведение, связанные с сексуальным влечением.

Продолжая концепции Фрейда, Клейн считает, что внутренняя часть инстинкта смерти вызывает у ребенка сильное беспокойство, которое добавляется к тревоге, вызванной проекцией агрессивных импульсов на внешнюю сторону. Эта тревога порождает агрессивные защитные механизмы, обращенные против предметов и родительского суперэго. В свою очередь, эти агрессивные импульсы порождают тоску, которая усиливает агрессию. Это «успешное» поколение, которому удастся положить конец этому порочному кругу, а жестокое и преступное поведение свидетельствовало бы о плохом разрешении этого этапа и повторной актуализации деструктивных фантазий ребенка.

  • Физическое насилие.
  • Косвенные попытки причинить боль.
  • Раздражение, переходящее в грубость и вспыльчивость.
  • Обида, основанная на реальных и вымышленных действиях окружающих.
  • Готовность к борьбе и сопротивлению.
  • Подозрительность и недоверие, поскольку человеку кажется, что люди ему намерены навредить.
  • Чувство вины и самобичевание, когда человек убежден, что он плохой.
  • Словесные выражения – крики, угрозы, проклятия, визги и т. д.

Агрессивность часто сопровождается уверенностью в собственной правоте, а также приливе сил, когда человек способен на все. Психологи отмечают, что пока человек слаб духом и своими убеждениями, он не склонен к злости. Он готов к тому, что может в чем-то ошибаться или заблуждаться. Агрессия же появляется в тот момент, когда человек стопроцентно убежден в собственной правоте.

Социологические теории ассоциируют насилие с социальными и политическими организациями. Объем насилия для них обусловлен разрывом между уровнем устремления и уровнем удовлетворенности людей. Хантингтон устанавливает корреляцию между изменением, модернизацией и насилием. Он отмечает, что быстрые социальные изменения способствуют социальной дезинтеграции и, следовательно, возникновению насилия.

Эта идея близка к марксистским концепциям, которые ведут классовую борьбу как двигатель экономического развития и социального прогресса. Системные концепции объясняют насилие в результате распада социальной системы, которая нарушает внешние или внутренние ограничения.

Агрессивность считается социальным явлением, поскольку часто связана с интересами и желаниями людей. Если человек может поступиться своими интересами, тогда проявляет мягкость в поведении, в отличие от ситуаций, когда он не готов пойти на уступки.

Агрессивность у мужчин

Женщины знакомы с различными видами агрессивности, которые проявляются у мужчин. Пассивная агрессия проявляется в нерешительности и неспособности принять решение. Мужчина не доводит дела до конца, не держит своего слова. Он любит командовать и управлять другими, ссориться с близкими, чтобы при этом не впускать их в личное пространство и не становиться зависимым от них. Ошибки совершают только люди и мир в целом, а сам мужчина при этом не признает своей вины.

Дюркгейм связывает насилие с понятием аномии и постулирует, что кризисы, экономические, моральные и политические, приводят к пренебрежению нормами функционирования и коллективными ценностями, а сплоченность группы, таким образом, ослабляется, способствует возникновению насильственного поведения.

Затухание моно-причинного объяснения. «То, что является решающим, заключается не в том, что мы жестоки, а в том, что мы становимся им, агрессия, как и каждый дар, не развивается в вакууме, а в отношении к окружающей среде». Любое объяснение насилия обязательно сложное и многофакторное.

Данная модель агрессивности развивается на фоне подавления желаний мужчины. Когда он понимает, что выражать свои мысли и желания – значит прославиться эгоистом, тогда он вынужден не говорить о них. Только нежное и спокойное отношение к такому мужчине может помочь в выведении его на нужную модель поведения.

Противоположной моделью поведения является открытая агрессивность, которую невозможно не заметить. Здесь отсутствует чувство вины и тревожность. Мужчина проявляет напористость, уверенность в себе, силу, независимость и целеустремленность.

Нередко агрессивность у мужчин связана с половым возбуждением. Либо мужчина проявляет агрессию из-за возбуждения, которое он не способен контролировать, либо из-за удовольствия в момент доминирования над женщиной. Садизм, мазохизм и садомазохизм являются теми формами половых отношений, где партнеры ярко проявляют свою агрессию.

Причиной агрессивности у мужчин в момент полового возбуждения психологи отмечают фрустрацию – обманутые ожидания, которые требуют своего удовлетворения. Пожизненная неудовлетворенность и конфликтность взаимоотношений с женщинами вызывает постоянную внутреннюю агрессию. Мужчины из низших слоев общества, где женщины находятся в зависимом и подавляемом положении, часто позволяют себе проявлять агрессию, в так называемых, «воспитательных целях».

Агрессивность у женщин

Женская агрессия имеет совсем другую природу своего проявления и возникновения. Зачастую агрессивность у женщин появляется в пассивной форме. Они стараются скрытыми способами доставить боль другому человеку, например, путем распускания сплетен или наведения порч.

Нередко агрессивность проявляется у представительниц прекрасного пола по причине того, что они находятся в нервном или психическом напряжении. Усталость от работы, постоянных конфликтов, криков детей заставляет женщину раздражаться. Более того, неудовлетворенность жизни или любовными отношениями тоже заставляет проявлять агрессию.

Часто агрессивными становятся женщины в преклонном возрасте. Это связано с деменцией, изменением характера, а также отсутствием каких-либо внутренних ограничений в выражении чувств. Нередко под влиянием обстоятельств у женщины меняется характер в отрицательную сторону, из-за чего она становится злой.

Другими факторами женской агрессивности являются:

  1. Врожденная или гормональная недостаточность.
  2. , негативный опыт, который основан на эмоциях.
  3. Психические патологии.
  4. Отрицательный опыт с другими мужчинами.
  5. Негативное отношение к матери, к примеру, которая подавляла свою дочь.

Агрессивность у женщин зачастую является эмоциональной. Любая мелочь может стать причиной для раздражения. Сюда можно отнести неоправданные ожидания, которые женщина возлагала на себя, мужчину, детей и жизнь в целом. Если она не реализовала всех своих желаний, тогда в более преклонном возрасте может испытывать гнев на окружающих.

Агрессивность у детей


Проблема агрессивности у детей много и часто обсуждается взрослыми. С одной стороны, можно понять злобу на то, что родители не купили игрушку, которую ребенок в магазине увидел. Здесь часто проявляется истерика как один из видов агрессии. С другой стороны, совсем непонятными становятся проявления, когда ребенок дерется с другими детьми или отбирает их игрушки.

Основными причинами агрессивности у детей являются критика или игнорирование взрослыми:

  • При чрезмерной опеке и желании видеть в ребенке идеального человека родители заходят слишком далеко. Они становятся очень требовательными. Желания и интересы ребенка перестают учитываться. Он должен быть таким, каким его желают видеть родители, а иначе они будут его осуждать, критиковать, ругать и т. д. Ребенок перенимает их модель поведения, выплескивая свой гнев на других детей.
  • При отсутствии какой-либо заботы о ребенке происходит игнорирование. Здесь тоже не замечаются желания, интересы ребенка. Его как бы не существует для родителей. Ребенка это обижает, что он выплескивает на других детей. Также он таким образом привлекает внимание родителей к своей персоне.

Для устранения данного состояния родители должны проявлять внимание и заботу о ребенке. Самое главное – это проявление понимания к внутреннему миру малыша. Когда его поддерживают и выслушивают, он чувствует себя нужным и значимым.

Корректировке должны подлежать не только взаимоотношения между родителями и детьми, но и между группами детей. Уже с того возраста, когда ребенок начинает общаться с другими детками, он начинает развивать у себя агрессию. Она может проявляться в момент, когда у него забирают игрушку, когда он сам хочет поиграться чужой игрушкой, когда он не хочет уходить из детской площадки и т. д. Психологи отмечают данный период, как время для формирования правильных моделей поведения. Родители должны принимать активное участие в том, чтобы объяснить малышу, как нужно себя вести.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Агрессивное поведение формируется с самого детства. Чем старше становится человек, тем меньше он занимается устранением своей агрессии. Поскольку качество начинает свое развитие еще с пеленок и первых контактов с детьми, здесь проводятся различные упражнения по коррекции агрессивности у дошкольников по следующим направлениям:

  • Налаживание контактов с малышом.
  • Уважение личности ребенка.
  • Понижения уровня тревожности ребенка.
  • Безоценочное отношение к нему и восприятие его в целом.
  • Положительное отношение к внутренним переживаниям малыша.
  • Развитие у него положительной самооценки.
  • Развитие у него эмпатии, доброжелательного отношения к другим людям.
  • Обучение навыкам управления и контроля за собственным гневом.

Комплекс упражнений, который помогает в устранении агрессии, может быть проведен не только для детей дошкольного возраста, но и для более старших мальчиков и девочек:

  1. «Расскажите о своих эмоциях». Дети описывают свои переживания, а взрослый их выслушивает, обсуждает с ними, как их можно интерпретировать и управлять.
  2. «Нарисуй настроение». Таким образом дети выражают свои эмоции, не скрывая их и не стыдясь.
  3. «Помоги мне». Ребенка вовлекают в любое групповое мероприятие, где он должен сотрудничать и проявлять свою инициативу.
  4. «Релакс». Необходимо научить малышей релаксации. Если на протяжении всего дня ребенку будет трудно успокоиться, тогда он должен найти способы, которые ему могут помочь при пребывании в одиночестве.

Хорошей практикой становятся коллективные игры, где дети должны достичь одной общей цели. Это могут быть соревнования или настольные игры. Также эффективными станут спортивные мероприятия, где ребенок выплескивает всю свою энергию и эмоции.

У каждого ребенка должна иметься своя личная территория. Будет это его личная комната или уголок с игрушками – это должно стать той территорией, на которую не вторгаются родители. Чем старше становится ребенок, тем больше он отделяется от мамы и папы. Если родители поддерживают ребенка в том, чтобы он постепенно от них отгораживался и занимался своей жизнью, это будет способствовать развитию доверия к людям и миру.

Лечение агрессивности

Лечение агрессивности заключается в устранении данного качества из моделей привычного поведения либо умелого контроля за собственными эмоциями. Поскольку избавиться от агрессии полностью невозможно, данное качество является естественной ответной реакцией на проявления окружающего мира, следует научиться им управлять.

Это можно сделать путем саморегуляции, когда вы поощряете себя за хорошее поведение и наказываете за плохое. Предварительно проводится подготовка к тому, что в любой ситуации вы будете сохранять спокойствие. Когда же возникает конкретная стрессовая ситуация, в которой проявляется обычно ваша агрессия, тогда вы начинаете успешно применять свои навыки саморегуляции. Если вам удалось сдержать свою агрессию, тогда поощряйте себя различными удовольствиями и развлечениями. Если же вы снова были агрессивны, тогда накажите себя лишением каких-нибудь благ.

В момент агрессивной ситуации попробуйте сделать паузу. Остановитесь. Выйдите из ситуации. Успокойтесь и мысленно расслабьтесь. Подождите, когда эмоции немного стихнут. Вспомните о целях вашего общения с другими людьми. Подумайте, какими действиями можно достичь своей цели. После данной работы возвращайтесь в ситуацию и помните о том, что вам нужно цели достичь, а не характер свой проявить.

Следует понимать, что от агрессии никуда не уйти. Будут всегда случаться ситуации, вызывающие агрессию. Но важно другое – ваше отношение к ним. Можно попробовать изменить личное отношение к некоторым вещам, которые вызывают у вас агрессию. Это избавит вас от ситуации хронической усталости, которая возникает в результате постоянного раздражения и агрессии. Если вы эмоционально устаете, тогда отдохните от тех обстоятельств, которые вас изматывают.

Итог

С агрессивностью следует бороться лишь в том случае, если она проявляется часто и не к месту. Очень легко себя не контролировать и позволять себе поведение «взбалмошной девчонки». Гораздо труднее себя контролировать, когда хочется кричать и ругаться, а приходится быть вежливыми и культурными. Итог у каждой истории свой.

Если не контролировать своей агрессии, тогда можно обрести много врагов. Некоторые люди становятся асоциальными, другими – социопатами, третьи – зависимыми, четвертые – хулиганами. Агрессия всегда приводит человека к жизни, где он будет вынужден постоянно защищаться, огрызаться и никому не доверять. Как долго живут люди при агрессивном поведении, будет зависеть от того, насколько сильно они задевают свободу окружающих.

Прогноз жизни становится более успешным и гармоничным, когда человек сменяет гнев на милость. Это требует усилий и самоконтроля, однако подобные манипуляции дают свой положительный результат. Люди, контролирующие свои негативные эмоции, быстро заводят друзей и последователей. Конечно, враги везде найдутся, однако их будет меньше.

Полностью от агрессии человек никогда не избавится. Этого даже не нужно делать. Мир людей не такой доброжелательный и благоприятный, чтобы всем доверять и не ждать предательства. Всегда найдутся люди, которые вызовут агрессию. В данной ситуации психологи рекомендуют контролировать свои негативные эмоции. Пусть они будут, однако не контролируют поведение человека. Пусть каждый сам решает, когда использоваться энергию, возникающую под действием эмоций.

Как ни парадоксально, но ради логики изложения я нарушу традиционный способ подачи материала, согласно которому сначала нужно было бы дать определение явления, а потом уже рассматривать его виды. Делаю я это для того, чтобы, рассуждая о сущности агрессии, мне было на что опираться. Дело в том, что определение агрессии часто дается под конкретный ее вид и исследователей мало заботит, имеется ли в этом определении что-то общее с другими видами агрессии.

Рассмотрим различные подходы к классификации видов агрессии.

По мнению А. Басса (Buss, 1961), все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Рати-новой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком - личностном уровне саморегуляции.

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:
физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань)1.
Исходя из открытости проявления выделяют:
прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах (Feshbach, 1964) видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.

Берковиц (Berkovitz, 1974) пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.

Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что «целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита» (с. 367).

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) - об индивидуально и социально мотивированной агрессии.

Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон, «для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний». Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?

В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда» (выделено мной. - Е. И.), то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло: «Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло (выделено мной. - Е. И.) может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем"» (Tedeschi et al., 1974, с. 31). Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон: «Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам» (с. 31). Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?

Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.

Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию: «Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно (выделено мной. - Е. И.), но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо" действовать».

Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия - это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия - когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи (Dodge, Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проак-тивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм - агрессию ради получения удовольствия).

По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн (Zillmann, 1970), выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.

В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом (например, Bowen, Borden, Taylor, 1971; Gengerink, Bertilson, 1974; Gengerink, Myers, 1977; Taylor, 1967). Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно) (Zimbardo, 1969, 1972).

В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (Paterson, 1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет (Baron, 1973; Dengerink, Levendusky, 1972; Shortell, Epstein, Taylor, 1990).

Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу - даже мощную - не ослабит его желание инициировать столкновение (Baron, 1973).
Фрэнкин Р., 2003, с. 363

Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором - об аутоагрессии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь