Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Упражнение 2. "Двойная стимуляция памяти".

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение 3

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Упражнение 4

"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".

Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Упражнение 5 (на развитие ассоциативного мышления).

Цель этого упражнения - побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

Упражнение 6. "Конкретизация абстрактного".

"Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д."

Все эти упражнения направлены на формирование умения устанавливать логичные ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 7. "Нелогичные ассоциации".

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Книга Цветок Сосиска Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.

Упражнение 8 . "Нелогичные" парные ассоциации слов.

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец

Ковер - кофе Двор - ножницы

Кольцо - лампа Котлета - песок

Ноготь - книга Обезьяна - пальто

Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Упражнение 9. "Запоминание слов".

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.

Эти слова надо связать в рассказ:

"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение 10 ."Запоминание стихов".

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -

И как будто пляшет!

Это чучело - оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки!

(И. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.

Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Упражнение 11 . "Запоминание текста".

Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Память и внимание - важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.

Особенности памяти ребёнка 3-4 лет

  1. Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
  2. Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
  3. Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
  4. Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
  5. Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.

Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.

Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»

Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».

Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:

  • плюшевый мишка;
  • резиновый пупс;
  • вертолётик;
  • машинка большая;
  • машинка маленькая;
  • кукла;
  • игрушечный чайник;
  • кубик.

На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).

Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:

  • Пошла Муха на базар и купила мишку;
  • Пошла Муха на базар и купила кубик;
  • Пошла Муха на базар и купила вертолётик.

А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:

  • Увеличивать количество покупок;
  • Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
  • Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).

Упражнение 2: «Добрый волшебник»


Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.

Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет - главное, чтобы содержимое не просматривалось.

Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.

А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.

Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.

Оформить это можно следующим образом:

Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?

Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?

Нееееет!

Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ - например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.

Упражнение 3: «Повторюшкин»

Игра в повторялки - отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:

  • хлопаем в ладоши;
  • топаем ножками;
  • прыгаем;
  • приседаем;
  • крутимся на месте;
  • бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).

Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.

Упражнение 4: «По образцу»


Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые - веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».

Выложите из палочек несложный рисунок:

  • геометрическую фигуру;
  • цветочек;
  • домик;
  • цифру;
  • букву.

Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.

Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.

Упражнение 5: «Угадайка»

Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:

  • Это большое или маленькое?
  • Оно тёплое?
  • Этот предмет мягкий?

Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:

  • любимца публики кота ваську;
  • застывшее желе;
  • лист бумаги;
  • папу;
  • пластмассовый кубик;
  • шерстяной носок.

«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.

  1. Не бойтесь менять предложенные правила - вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
  2. Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
  3. Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
  4. Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
  5. Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.

Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!

Память ребенка – это уникальный дар природы. Детская память отличается способностью запоминать огромнейшие объемы информации и является наиболее долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства, что особенно заметно в пожилом возрасте. Именно поэтому так важно не упустить это благодатное время, правильно воспользоваться им в полной мере и развить память ребенка.

Как правильно развивать память ребенка?

Мы терроризируем дошколят математическими действиями, четко выверенным письмом, слоговым обучением чтению. Нигде и никогда в жизни человека, не отводится столько времени для развития памяти! Но правильный ли подход выбирает большинство родителей? Ведь память является скрепляющим раствором, удерживающим кирпичики-знания, которые образуют монолитную стену образования. Именно поэтому, гораздо важнее у ребенка развить навыки быстрого запоминания, нежели умение сложения двухзначных чисел в уме или скоростного чтения. Именно хорошая память является залогом успешной учебы ребенка в будущем, здоровой психики и колоссальной экономии времени и сил, как самого ребенка, так и его родителей и педагогов. Поэтому, до школы лучше делать акцент не на приобретении малышом навыков, которым его и так обучат в школе, а именно на развитие детской памяти.

Есть и еще одна причина, почему навыки быстрого запоминания стоит оттачивать непосредственно в раннем возрасте. Мышление ребенка не скованно всевозможными табу, сознание малыша свободно, не ограниченно рамками «такого не может быть». Дошкольника не удивляет способность Колобка говорить, зайчика строит избушку, живущие в сказочных лесах Кощей Бессмертный и Баба-яга так же реальны для ребенка, как воркующие за окном голуби. Для него совершенно не проблема вообразить несуществующие, несовместимые вещи, нафантазировать нереальные образы и соединить воедино неправдоподобными связями. Сейчас, пока маленький гений не растерял своих феерических способностей, лучшее время, чтобы дать ему навыки быстрого запоминания.

Особенности и развитие детской памяти

Мышление ребенка уникально. На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Главная особенность детской памяти заключаются в ее синкретичности. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детские воспоминания являются более долговременными.

Что вообще такое память? В первую очередь это образы и ассоциации, отложившиеся где-то в глубинах мозга. Что помнит человек на протяжении долгих лет? То, что его некогда потрясло, поразило. Слепленный вместе с отцом снеговик из детства, с морковкой вместо носа. Этот ярко-оранжевый овощ врезался в память на всю жизнь. Бархатный шум моря, мокрая соленая прядь волос, легкое щекотание теплым песком крошечных подошв… Все это живо в нашем сознании до сих пор. А вот разложение трехчлена и химическая формула бензола нашей памятью безвозвратно утеряны, поскольку за ними нет никаких ощущений и образов, они для нас были мертвы в стадии запоминания.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память ребенка напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Воспоминания человека держатся на образах, ощущениях, ассоциациях и чем сильнее эмоции, тем дольше сохраняется память. Именно поэтому в раннем детстве нужно развивать образное и абстрактное мышление ребенка, как базовый фундамент для дальнейшего формирования хорошей памяти. Способность ребенка с легкостью пренебрегать логическими связями наилучшее в этом подспорье.

Виды памяти у детей и принципы их развития

Виды памяти у детей, как и у взрослых, многочисленны. Принято различать оперативную, механическую и логическую, кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную виды памяти. Виды памяти классифицируют по типу информации, которую запоминают: зрительная, слуховая, двигательная память, память на цифры, слова, лица.

Что касается принципов развитие детской памяти, то он един для любого из видов памяти и в любом возрасте. Информация, которую необходимо запомнить должна быть образной и яркой, она должна нас поразить, потрясти, удивить чем-то (по сути, неважно, чем именно). Запечатлеваются в памяти самые яркие жизненные моменты, поэтому чтобы запомнить информационный объем, его нужно раскрасить, разложить на слуховые, зрительные и осязательные образы.

Кроме того, не забывайте, что запоминаемая информация должна быть понятна и интересна ребенку. Информация, которая «бьет по нервам» запоминается сама собой, непроизвольно, ее не нужно заучивать, повторять, мучительно долго упражняться и т.п. Учите малыша прислушиваться к собственным эмоциям и ощущениям, разбираться в них. Размышление ребенка о вызываемых чувствах больше поспособствует развитию детской памяти, закреплению информации, нежели упражнения и уроки.

Как развить память у ребенка: уроки

Ниже перечислены игровые упражнения для развития памяти ребенка, которые научат находить черты различия и сходства, придумывать ассоциации и образы в запоминаемых предметах и ситуациях, упорядочивать нужную информацию. Игра – это лучший, если не единственный способ научить ребенка чему бы то ни было. Данные игровые упражнения для развития памяти ребенка помогают не только развивать память ребенка, но, и смогут раскрасить, обогатить восприятие мира, научить видеть то, что ранее уходило от внимания.

Развитие детской памяти по ее видам

Если вспомнить НЛП с его классификацией, то люди делятся на: визуалов - воспринимающих мир преимущественно через зрительные образы, аудиалов - через слух, кинестетиков - через ощущения. Становится понятно, что визулы стараются увидеть то, что необходимо запомнить, аудиалы – услышать, и т.д. Поэтому, родители должны разобраться, к какой категории относится их малыш, и чтобы, к примеру, развивать память ребенка-визуала, нужно делать акцент на упражнениях, направленных на развитие слуховой и тактильной памяти, то есть на том, что развито меньше всего. Если у ребенка плохая память на числа, скажем, для начала выясните почему – это проблемы счета, то есть слуховых ассоциаций на последовательность, или запоминания написания цифр, и др. И начинайте заниматься в качестве разминки наиболее легкими для ребенка формами запоминания, а затем сосредотачивайтесь на наименее развитых видах памяти.

Предложенные ниже игровые уроки на развитие детской памяти кроме прочего, также тестируют способности малышей, «обнажая» «слабые» места, малоразвитые виды памяти у детей. К примеру, малыш без труда запоминает зрительные образы, однако его память «тормозит», когда требуется запомнить на слух или установить логические ассоциации. Помочь малышу можно обратившись к техникам запоминания.

Логические закономерности дают возможность связать разрозненную информацию логической связью. Когда требуется запомнить целый перечень не связанных друг с другом слов или образов, самый легкий способ - придумать логическую связь для них, помогающую впоследствии «вытянуть» из памяти слово за словом, восстановив весь перечень. Проще говоря, из разрозненных слов составляют связанный рассказ или даже сказку, и затем воспроизводится, вспоминая по ходу сочиненного текста нужные слова.

Упражнения для развития памяти ребенка



Какой метод лучше выбрать, если у ребенка плохая память?

Если у ребенка плохая память, а информацию действительно нужно запомнить, к примеру, выучить стихотворение или правило из домашнего задания, опирайтесь на те навыки запоминания, которые у ребенка наиболее развиты: визуализация, восприятие на слух, совмещение прослушивания и записывания в тетрадь под диктовку, и т.д. Когда от этого зависит успеваемость ребенка, не следует экспериментировать – неудачи, плохие отметки, несмотря на его старания, могут стать своеобразными «блокаторами» памяти, а попытки что-либо запомнить будут отторгаться на подсознательном уровне, вызывая неприятные ассоциации с прошлыми неудачами.

Когда же вы совершенствуете навыки быстрого запоминания, быстрого мышления ребенка, тренируетесь, если у ребенка плохая память, то сначала нужно отработать до автоматизма все техники, начиная с той, которая дается ребенку легче всего. Если вычленить наилучшую методику не получилось, то после достаточного количества тренировок, позвольте ребенку расслабиться, доверившись своему первому ощущению, самому яркому и запоминающемуся. Пусть он расскажет вам, что в первую очередь приходит на ум, когда он видит, слышит или читает задание – вы без труда поймете, в чем он наиболее силен.

Как лучше учить стихи или запоминать тексты, если у ребенка плохая память?

Взрослый вслух и медленно читает стихотворение, строками или законченными предложениями. Ребенок слушает его с закрытыми глазами, представляя и «прорисовывая» каждую строчку стиха, насыщая воображаемую картинку деталями. Этих второстепенных компонентов должно быть много, чтобы поэтический образ стал ярче. Не стоит бояться перенасыщения деталями – это, напротив, хорошо, так малыш начинает «вживаться» в нарисованную им картину или ситуацию, становясь действующим лицом повествования. Еще лучше, если ребенок начинает не просто видеть строки, но и ощущать запах, температуру, поверхность описываемых предметов. Потом ребенку нужно будет только «описать» мир, который создало его воображение. Чтобы чтение на память стихотворения, не напоминало пересказ текста, учите малыша при возможности заменять слова синонимами, научите вслушиваться в звучание произносимых слов, ритм и рифму стиха.

Когда ребенок созрел к так называемому системному восприятию объемной информации, то есть вы, к примеру, решили прочитать вместе с ним детскую энциклопедию, с пересказом отдельных глав в дальнейшем, то лучше выделить для этого определенное время и предложить малышу ввести некий обряд, который позволит ему сосредотачиваться, входить в состояние концентрации внимания. Дети способны верить во все, что угодно, поэтому вам не составит труда сказать, что несколько глубоких вдохов перед занятием помогает запоминать лучше. Можете связать этот прием с каким-нибудь сказочным героем из его любимых книжек: «Так всегда делал Супермен, когда ему нужно было запомнить/вспомнить что-то…». Повторив несколько раз эти движения перед занятиями, малыш свяжет данный обряд с фиксацией внимания. И в дальнейшем, когда нужно будет быстро сосредоточиться, ребенку будет достаточно повторить знакомый ритуал.

Затем читается текст, так чтобы в сознании фиксировались автор и название текста, действия, факты, основное содержание. На первых парах обсуждайте детально все по ходу чтения: сравните фамилию автора с животным, название книги с картинкой, пусть он попробует представить себя в «стране динозавров» или в другой ситуации, соответствующей теме. Затем пусть малыш отвечает на простые вопросы: кто автор книги, как называется рассказ, где происходят действия.… Когда отшлифуется навык отвечать на поставленные вопросы, ребенок начнет сам автоматически давать ответы при пересказе. Работая с текстом, который изобилует большим количеством понятий и фактов, дайте малышу карандаш и бумагу, пусть он зарисовывает или записывает все, что помогает ему зафиксировать информацию в памяти. И пусть вы совершенно не можете разобрать изображенные им «закорючки», главное, чтобы эти «каракули» помогали ему воспроизвести текст.

Если требуется запоминание большого объема информации, то попробуйте рисовать карту памяти, используя для этого разноцветные фломастеры. Начинайте с середины листа, написав или изобразив в центре главную идею или тему рассказа, затем формируйте разветвления и блоки, указывающие, на какие составляющие делится текст, пронумеруйте их в последовательности повествования. Для каждого блока напишите ключевое слово или образ. Эти «ключи» должны отражать главную суть идеи раздела, будить память. Отдельным цветом выделяйте факты, имеющие важное значение. Если содержание текста для ребенка понятно, то может появиться свое мнение об услышанном или прочитанном, комментарии к тексту и личное отношение к ситуации – все это помогает в пересказе. Добавляйте больше символов и рисунков, так и вспомнить будет легче, и ассоциации расширятся и закрепятся. В карте памяти обязательно нужно отобразить ключевые моменты, такие как: кто делает, что, где, когда, как, почему. Все это позволит сохранять информацию дольше в активной зоне детской памяти.

Как, с какого возраста и когда развивать память ребенка?

Существуют теории, что память у детей есть с самого рождения, и даже больше того - дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но лишь бессознательно. Тем не менее, говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев, когда мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта - 750-800 куб. см. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.

По сути, развивать память ребенка можно с момента, когда она появилась. Только в 9-месячном возрасте для этого более, чем достаточно просто разговаривать с малышом, учить элементарные слова, имена, знакомить с новыми игрушками. К развитию памяти вообще следует относиться исключительно как к игре, а не как кропотливому, изнуряющему труду. А вот играть можно везде и почти всегда: выходя на прогулку можно посчитать машины во дворе, изучить названия качелей на детской площадке или на ходу придумать стишок или сказку о «рогатом» трамвае. Поэтому каких-либо временных ограничений игры развивающие память не имеют. Единственное, помните, что детское внимание можно удержать на каком-то одном виде деятельности не более 15-20 минут.

Существуют игры на развитие детской памяти для деток от 10 месяцев до 1,5 лет, к примеру, «Где папа?», «Найди игрушку», «Чего не хватает». Уже в самих названиях кроются правила игры. Кто-то прячется или прячет что-то, что нужно вспомнить, а затем найти.

Для деток постарше существуют игры типа: «Волшебный мешочек», «Узнай предмет». В таких играх малыш должен на ощупь определить и назвать предмет - это игры на развитие тактильной памяти. Чтобы развить двигательную память, существуют игры «Море волнуется», «Делай, как я». Ребенок придумывает движения или позы, которые взрослый должен угадать. Или повторяет движения за взрослым, со временем темп ускоряется, а сами движения усложняются.

Если у вас несколько деток или просто малыши собираются на совместные игры, попробуйте внести дух соперничества: кто быстрее назовет, кто больше запомнит, кто придумает самый удивительный, неправдоподобный образ и так далее.

Помимо игр, заучивание стихов, чтение книг, разгадывание загадок, ребусов и головоломок также прекрасно развивает память, мышление ребенка и навыки быстрого запоминания.

Помните, что чем больше внимания вы уделяете развитию разных видов детской памяти, воображения и внимания, тем выше будет интеллектуальный потенциал вашего малыша.

И еще немного о том, как развить память, и что делать, если у ребенка плохая память:

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры. Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Особенности дошкольного возраста (пять - шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

  • Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

  • «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

  • «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

  • «Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

  • «Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

  • Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

  • Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

  • «Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

  • Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

кот дверь

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

  • Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

  • Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

  • Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

  • «Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь