Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Агрессивное поведение и упрямство не только вид негативного и враждебного расстройства социальных взаимосвязей, но и отстаивание своего права на защиту от вмешательства или оскорбления со стороны других. Упрямый и агрессивный ребенок обычно склонен вступать в ссоры с взрослыми, часто пренебрегающими его достоинством, ругающими его, склонными с легкостью давать волю гневу или агрессии. Что делать, если у вас агрессивный ребенок, расскажет наш психолог.

Что делать, если ребенок агрессивный?

Очень важно, чтобы психотерапевт уделял больше внимания работе с родителями, так как их поведение оказывает прямое влияние на детей. Все участники терапевтического процесса должны понимать цель лечения и свое собственное мнение направлять на достижение лучших результатов.

Специалисты единодушны в том, что асоциальные расстройства, в том числе и если ребенок агрессивный, чаще возникает в семьях, где поведение родителей не знает границ. Оппозиционное поведение распространено также среди гиперактивных детей. В этих случаях успешное лечение гиперактивности, как правило, снимает и другие поведенческие проблемы.

В отношении детей, чье оппозиционное поведение не связано с гиперактивностью, основой лечения является терапевтическая работа с ребенком и его семьей. Родители должны обучиться вести себя правильно и понимать, что следует отказаться от негативных выводов в отношении детей, протестующих против грубого поведения родителей.

Большинство агрессивных детей, по всей вероятности, убеждены, что их поведение приемлемо и эффективно. Маленькие дети постоянно испытывают свое окружение действием, так как не могут четко выразить свои намерения в словах. Если это им разрешается, они выражают свое раздражение, разбрасывая игрушки или бросая их в товарищей по игре, которые отвечают им тем же. Дети мягкие и нерешительные по натуре, глубоко воспринимают поучения взрослых и при повторении подобной ситуации прекращают поддерживать агрессивное поведение других детей.

Особенно вредна непоследовательная реакция на агрессию ребенка, которая иногда наказывается, а иногда игнорируется. Дети не могут понять смысл столь противоречивого поведения взрослых. Возникающее в таких случаях разочарование может в дальнейшем привести к агрессивному поведению.

Как вести себя в момент приступа агрессии ребенка

Чтобы справиться с агрессией ребенка, необходимо налаживать и сохранять контакт с ним. Зрительный контакт - важное лекарство, благодаря которому вы даете своему ребенку любовь. При зрительном контакте вы благосклонно глядите на малыша, а ребёнок глядит на вас.

Визуальный контакт с ним легкий и обычный, как например, когда вы смотрите на младенца, который в ответ вам улыбается. Правда, он может быть очень сложным.

Когда ваш ребёнок злится на вас и шумно выражает собственную ярость, а у вас проблемы и вы ощущаете что еще капля – и ваше терпение лопнет, то и мыслить не захочется о том, чтоб с любовью глядеть ему в глаза. Но сделать это нужно из-за себя и ребёнка. Так как это чрезвычайно тяжело, во время возмущенных вспышек ребёнка вам нужно будет разговаривать с собой. То есть успокаивать себя.

Это, несомненно, поможет не утратить самоконтроль, даже в состояние злости. Когда вы в разгневанном состоянии, тяжело уверить себя в этом. Однако, это единый метод обучить его управлять собственной яростью. Этот беседа с собой вам, несомненно, поможет наладить дружественный визуальный контакт с ним в этот тяжелый, принципиальный момент.

Невзирая на действия агрессивного ребенка, контакт действительно работает. Если ваш ребёнок безжалостно глядит на вас, то вы, может быть, захотите увести взор. Но избегая контакта взором, вы лишь увеличите его ярость.

Конечно, ни в коем случае, не изливайте свою злость на него. Детки воспринимают это посильнее чем душевную или физическую боль.

Физический контакт

Когда агрессивный ребёнок не хочет входить в визуальный контакт, то есть ещё физический. Изучения демонстрируют, что немногие детки имеют довольно много таких контактов, которые способны пополнять его эмоциональность. Когда всем отлично и славно, то он воспринимается и детками и родителями как заслуга. В тяжкие дни физический контакт становится спасением.

Когда ребенок разгневан, он так поглощен своими мыслями, что утрачивает ориентацию и не соображает, что происходит вокруг. В такие периоды ласковые, лёгкие, скорые прикосновения помогают. Правда, если агрессивный ребенок ещё разгневан на вас, то лучше обойтись без физического контакта, пока он не упокоится.

Любому ребенку необходимо уделять время. Причем уделять ему очень много времени, чтобы он знал, что он самый важный человек для вас во всем мире. Чтобы справиться с гневом ребенка, нужно для начала знать, какой он сам. А потом уже применять характерные способы.

«Моей дочке четыре с половиной года. В последние несколько недель я стала замечать ее агрессивное поведение (в детском саду укусила и ущипнула девочку, да и сама часто приходит в синяках). Дома мы поговорили об этом, а через пару дней все повторилось снова.

Когда начинаешь ей объяснять, что это нехорошо, закрывает уши руками, и говорит: «Хватит, я все поняла», - но потом все начинается снова. Ребенок агрессивный, упрямый, часто делает вид, что не слышит, когда я ее зову или что-то прошу сделать.

Еще в раннем детстве проявляла независимость и самостоятельность, сейчас же надевает только то, что выберет сама. Гиперактивна, ни минуты на месте и ни минуты тишины, хотя это и не плохо. Но очень беспокоит ее агрессия и упрямство, как с этим справиться, именно справиться, а не бороться. Мы пробовали, но ничего не помогает, становится еще хуже... Лала Григориадис».

Что делать, если у вас агрессивный ребенок, отвечает психолог Елена Порываева:

Умение постоять за себя, в общем-то, полезно детишкам, в том числе и девочкам; однако вы описываете несколько иное поведение - в первую очередь достаточно неадекватное. К примеру, вы говорите, что девочка приходит из садика в синяках - и не делает из этого никаких выводов, продолжая поступать точно так же.

Значит, есть какой-то стимул, который провоцирует и даже заставляет ее так себя вести. Не забывайте, что дети являются своеобразным барометром погоды в доме, то есть зеркалом, отражающим взаимоотношения в семье, в первую очередь между значимыми взрослыми.

В вашем случае девочка неконтактна даже по отношению к родителям - когда ей пытаются что-то сказать, зажимает уши и т. д. Агрессивный ребенок при этом не может спокойно посидеть, потому что... Обратите внимание на свое поведение... Поинтересуйтесь, может быть что-то провоцирует вашу дочку на такое поведение в детском саду...

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку. Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется у ребенка? Как справиться с агрессией?». Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения. Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют. «Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом. Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Недостаточная развитость интеллекта.
  9. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  10. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  11. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин. Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей. Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша. Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители. Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику. Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет. Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями. Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему. Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто . Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей. Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Земцова Е. А. ,
старший преподаватель кафедры частных методик
ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка

Агрессия (в наиболее общем определении) - это поведение, причиняющее ущерб . Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.


Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей;
на животных;
на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).


Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты .

"Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта , а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычнымспособом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).


Характер агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.
Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев , если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками - то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии - упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности - на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно .
Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощрений , временная изоляция от сверстников , а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.


В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности . Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.


Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными . Отрочество - острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3-4 года , 6-7 лет и 14-15 лет .

В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций : оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации в мире взрослых.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

Просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);

Выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".


КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка . Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам). КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость . Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого , тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

"Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться " по-своему " , инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

Выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера") .

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения . Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

Игнорирование;
переключение внимания;
"изящный уход".

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе , развивается позитивная самооценка , укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка : "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка - хорошие ! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.


ИГРА " ДА И НЕТ "

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик. Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика - сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.


ИГРА " КЛЯКСЫ "

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход игры

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)


ИГРА " ПОВТОРИ ЗА МНОЙ "

Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши. Ход игры

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.


ИГРА " ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ "

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки. Ход игры

Предложите ребёнку принести 5-6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6-7 лет любят придумывать загадки.


ИГРА " РУБКА ДРОВ "

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход игры

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.


ИГРА " ТУХ-ТИБИ-ДУХ "

Цель: снять у детей негативные эмоции.
Ход игры

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".

Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

Пословицы:
"Семь раз отмерь, один - отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела - берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела - меньше слов"
"Горе есть - горюй, дело есть - работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться" Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции. Оборудование: старые газеты. Ход игры

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них. Ход игры

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

Агрессия у детей 3-4 лет встречается настолько часто, что в последние годы число так называемых «спокойных» детей уменьшается на глазах. «Так называемых», потому что абсолютно спокойных детей в принципе не существует. Итак, вас начало беспокоить поведение вашего ребёнка. Вы пришли к выводу, что он слишком агрессивен. Что конкретно вы имеете в виду? Я думаю, вот что: ломает игрушки, кричит и плачет по каждому поводу, закатывает истерики, ругается, бьёт родителей, обижает других детей, мгновенно впадает в гнев, швыряет и портит вещи, не слышит уговоров, не хочет слушать разумных доводов, угрожает, упорно стоит на своём; дошло до того, что не действует ничего, кроме физического наказания.

Вы удивитесь, но всё перечисленное вовсе не означает, что у вас действительно агрессивный ребёнок. Сейчас объясню: бывает агрессия врождённая, генетическая , являющаяся чертой характера. Ребёнок с сильным геном агрессии - агрессивен по-настоящему. А бывает агрессия приобретённая : она не свойственна ребёнку, но в силу определённых причин он её проявляет. В поведении разницы никакой, и в первом и во втором случае все признаки одинаковые. Но причины разные, а это самое главное. С врождённо-агрессивным ребёнком справиться можно, но очень трудно. А с тем, который ведёт себя агрессивно, на самом деле таковым не являясь, - гораздо легче . Дело в том, что ребёнку с генетической агрессией почти не нужно искать причину для её проявления, он, как взведённый пистолет, всегда готов выстрелить. Ему агрессия нужна как воздух. Подождите записывать вашего ребёнка в агрессивные . У ребёнка, как правило, есть уважительная причина для такого поведения. Если эту причину найти и устранить, - ребёнок успокоится. И не забывайте, что возраст 3-4 года - это кризисный возраст, когда ребёнок часто устаёт от себя и, как говорится, «сам себе не рад».

Если вы водите ребёнка в детский сад, то, наблюдая других детей, наверняка говорили, что, какая семья - такой и ребёнок. Всё верно, это действительно так. но не забывайте, что этот закон распространяется и на вас. «При чём тут я?» - скажете вы, - «У нас нормальная семья!» Да будь она хоть десять раз нормальной, всё равно причина агрессии вашего ребёнка лежит в семье. А где же ещё, как не в семье, где он родился, вырос и продолжает расти, постоянно сталкиваясь с чем-то, что вызывает у него агрессию. Он просто не знает , как ещё противостоять этому. Или вы хотите требовать от человека, который прожил всего 4 года, чтобы он умел владеть собой? Вам сколько лет? И вы умеете владеть собой в любой ситуации? Сомневаюсь. Всегда есть какая-то причина, из-за которой ребёнок как бы вынужден так себя вести. Универсальных рецептов, как и волшебных кнопок, не существует: нажал - и ребёнок исправился. Хорошо бы, если бы так! В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход, это же дети, а не оловянные солдатики.

Вот, например, ребёнок плохо ведёт себя в детском саду, воспитательница жалуется. Маме это неприятно, она начинает оправдываться и говорить, что вообще-то, он тихий и безобидный. Чистая правда, он действительно такой. Но только дома. А в детском саду он плюётся и бьёт других детей. На вопрос мамы, зачем он это делает, он пожимает плечами, смотрит в другую сторону и переводит разговор на другую тему. Знакомая картина? Даже не сомневаюсь. Тут ничего сложного нет: просто это смышлёный ребёнок, который давно понял, что дома так себя вести нельзя, а в детском саду - ещё неизвестно, когда и за что будут наказывать. Он не определил ещё границы дозволенного и пробует найти их опытным путём. Естественно, в группе он тут же прослыл драчуном и трудным ребёнком. А он просто любознательный и хочет точно знать, что здесь можно, а чего нельзя.

Плюс, конечно, устаёт от множества домашних запретов. Это ведь только вам кажется, что вы не так уж много запрещаете, на самом деле это не так. Так что, позволить ему ещё и дома на голову себе сесть? - спросите вы. Да нет, конечно, это крайность. Но у него накапливается психологическая усталость, которая требует выхода, а его нет. Вот он и «разряжается» в детском саду. Значит напрягитесь и запишите его в спортивную секцию, где бы он уставал физически: психологическая усталость поглощается физической. Некому водить в секцию - купите велосипед, ролики, коньки, что хотите, но, чтобы ребёнок активно двигался и, приходя домой, хорошо ел и быстро засыпал.

Капризов и скандалов станет меньше . А вот над поведением в детском саду надо будет ещё поработать дополнительно. Дело в том, что ваши угрозы наказать, не пустить или не купить - не действуют по той простой причине, что в детском саду он их забывает. Ребёнок живёт в моменте и сиюминутно совершает поступок, не успев вспомнить и подумать. Поэтому как можно чаще хвалите, если он сегодня не подрался, - это он запомнит хорошо.

Когда вас за что-то хвалила учительница в школе - вы ведь это помните до сих пор, правда? А, если ребёнок не слушается ни вас, ни бабушку, а при папе затихает? Боится отца? Конечно. Все дети боятся тех, кто сильнее их, особенно мальчики. Главное, чтобы ребёнок хорошо понимал, что этот большой и сильный никогда не накажет его без причины, всё будет по справедливости, а значит, лучше вести себя хорошо. Или, например, ребёнок ведёт себя хорошо со всеми, кроме мамы. Как только он с матерью - его словно подменили. Уж и наказывали и объясняли - бесполезно. А дело всё в том, что, когда ему было полтора года, она надолго уехала и ребёнок настолько подсознательно испугался её потерять , что теперь всеми силами привлекает её внимание. Слезами и скандалами он заставляет её быть рядом и возиться с собой. Словом, причин агрессии множество и в каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально. Желаю вам правильных отношений с вашими детьми.

Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста и у дошкольников. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Агрессивный акт у детей 18-ти месяцев не будет иметь такое же значение, как у детей 4-х лет. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь